Понятие субъектов малого бизнеса (предпринимательства)
Рассмотрим понятие субъектов малого бизнеса в нескольких источниках и сравним их.
Для начала стоит обратиться к нормативно — правовым документам. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:
«Под субъектами малого предпринимательства, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
Характеристика субъектов малого предпринимательства
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица». [2, ст. 3, п. 1]
Важным новшеством Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.
Таким образом, в настоящее время согласно ст. 4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:
1) «независимость происхождения» — в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
2) средняя численность работников за отчетный период не превышает:
— 15 человек для микропредприятий;
— 100 человек для малых предприятий
— 250 человек для средних предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. [9]
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Однако, Лапуста М.Г. пишет, что малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно — правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. [3]
Понятие М.Г. Лапустой термина субъекты малого предпринимательства «не слишком отличается от определения, представленного в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», согласно которому деятельность, осуществляемая группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником».
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а наиболее распространенными организационно — правовыми формами ведения малого бизнеса являются:
· Общество с ограниченной ответственностью;
· Общество с дополнительной ответственностью;
Кратко рассмотрим каждую организационно — правовую форму.
a) Индивидуальное предпринимательство (ИП).
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
При этом предприниматель трудится сам, не привлекая дополнительную рабочую силу. Однако предприниматель может привлечь дополнительную рабочую силу и зарегистрировать индивидуальное (семейное) частное предприятие.
Индивидуальный предприниматель самостоятельно распределяет прибыль от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов. [21]
b) Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Важное значение, для успешного функционирования ООО, имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.
c) Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).
Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
d) Производственные кооперативы.
Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. [22]
Источник: studbooks.net
Вопрос 20. Субъекты малого предпринимательства. Понятие, классификация и особенности закнонодательства.
ФЗ «о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Кроме данного закона в рамках субъектов РФ м.б. приняты законы о поддержке малого предпринимательства (закон «о поддержке малого предпринимательства» в Арх. области).
Данный ФЗ дает понятие субъектам малого предпринимательства, согласно которому под субъектом малого предпринимательства понимают – хозяйствующий субъект (ИП или ЮЛ), осуществляющее деятельность в сфере производства, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, преимущественно для населения, соотв. требованиям, определенным ФЗ, и получающие (имеющие право) на соотв. государственную поддержку. Закон определяет перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Наиболее важным критерием является: — критерий численности работников. Субъект может называться микро предприятием, если число работающих (с учетом всех, в т.ч. по гражданско-правовым договорам) составляет не более 15 человек.
Субъект малого предпринимательства, независимо от отрасли производства до 100 человек (все работающие, в т.ч. считая занятых по гражданско-правовым договорам). Субъект среднего предпринимательства – от 100-200 человек. ФЗ определяет организационно-правовые формы ЮЛ, которые, кроме ИП, м.б. отнесены к субъектам малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства м.б. отнесены: + хозяйственные товарищества и общества. За исключением, созданных в период приватизации, на базе преобразованных государственных предприятий, и в силу этого доля участия государства в которых превышает 25%.
За исключением обществ, в которых единственным учредителем или обладателем большей части капитала является ЮЛ, не являющееся субъектом малого предпринимательства, т.е. входящее в холдинг. + производственные кооперативы. Унитарные предприятия не м.б. субъектами малого предпринимательства. + потребительский кооператив.
В будущем предполагается распространить статус субъектов малого предпринимательства на некоторые другие некоммерческие организации: автономные организации и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства.
1 группа: организационные меры государственной поддержки, которые включают в себя, в частности, создание специальных совещательных органов в субъектах Федерации и на уровне МО. Закон говорит об информационной поддержке, не уточняя виды и формы такой поддержки. 2 группа: имущественные или финансовые меры. Помимо упрощенной системы налогообложения, упрощенной системы бухгалтерского учета, существуют: — льготное кредитование в рамках федеральной программы или соотв. региональных программ (возмещение государством части % по кредитам); — предоставление, определённых законом, преимуществ в сфере участия в государственных контрактах; — предоставление государственного и муниципального имущества на условиях аренды за более низкие ставки арендной платы (в рамках региональных программ); — в случаях, предусмотренных ФЗ, допускается субсидирование субъектов малого предпринимательства, т.е. единовременные выплаты на безвозвратной основе, гражданам, принявшим решение создать субъект малого предпринимательства и представившим, определенный ФЗ, перечень документов.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К НИМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
В статье рассмотрены современные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Сформулировано понятие малого предприятия как особого субъекта права, для определения правового статуса которого необходимо создать систему государственной регистрации малых и средних предприятий, отличную от регистрации в качестве юридического лица или налогоплательщика.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева А.Ю.
Ключевые положения о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
Сущность малого и среднего предпринимательства и его роль в экономике
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как условие национальной и региональной безопасности государств — членов ЕАЭС и СНГ
Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве
Правовые механизмы защиты и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К НИМ»
ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К НИМ
В статье рассмотрены современные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Сформулировано понятие малого предприятия как особого субъекта права, для определения правового статуса которого необходимо создать систему государственной регистрации малых и средних предприятий, отличную от регистрации в качестве юридического лица или налогоплательщика.
Ключевые слова: субъект предпринимательства, критерии отнесения к малому и среднему бизнесу, государственное регулирование
Актуальность темы данной статьи связана с важностью законодательного обеспечения нормального развития малого и среднего предпринимательства, поскольку именно эти сегменты бизнеса являются наиболее уязвимыми в условиях нестабильной рыночной среды и циклических финансовых кризисов, именно в этом сегменте высок уровень государственной поддержки, выражающейся в налоговых льготах, упрощении регистрации, учета и отчетности, прямом субсидировании и дотировании. При этом необходимо четко разграничивать виды и масштаб предпринимательской деятельности, чтобы максимально точно определить правовой статус ее субъектов, выявить приоритетные права и обязанности, а также определить уровень государственной поддержки и вмешательства в бизнес.
Вместе с тем современное российское законодательство в сфере определения правового статуса и критериев субъектов малого и среднего бизнеса фактически ограничено только федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, тогда как динамика и многогранность предпринимательской деятельности в малом и среднем сегментах усложняют процесс регулирования правового положения предпринимателей. Эти факторы и процессы обусловливают актуальность темы исследования.
В имеющихся научных работах по предпринимательскому праву статус субъектов малого предпринимательства рассматривается, главным образом, с точки зрения перечисления критериев отнесения предпринимателей к малому и среднему бизнесу. А в общем гражданско-правовом аспекте правовой статус субъекта предпринимательства исследуется с точки зрения организационно-правовых форм и признаков предпринимательской деятельности. Объединив данные подходы, целью исследования может являться определение и анализ теоретико-методологических основ критериев отнесения субъектов предпринимательства в РФ к малому или среднему бизнесу.
С позиций современной теории, субъект предпринимательского права — это «лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений» [1; с. 18]. Малое или среднее предприятие — это субъект предпринимательства, правовой статус которого отвечает соответствующим условиям и требованиям законодательства. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства — иерархичная система актов следующих уровней: международные договоры, принципы и нормы международного права, ратифицированные РФ; Конституция РФ; кодексы и законы (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ; законодательство субъектов РФ; локальные нормативные акты предприятий; обычаи делового оборота.
В настоящее время правовой статус малых предприятий определяется, в основном, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ [2]. Критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства заданы в статье 4 данного закона. До 03 июля 2017 года действовала редакция данной статьи, принятая ФЗ №408 от от 29.12.2015 г, в которой определялись четыре основных критерия: государственная регистрация предпринимателя; структура уставного капитала юридического лица, численность сотрудников и предельные значения вы-
Научный руководитель: Бухарова Ирина Викторовна — кандидат юридических наук, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, Россия.
Вестник магистратуры. 2017. № 10(73)
ручки от реализации. В 2016 году ФЗ №222-ФЗ от 23.06.2016 г. были внесены существенные изменения, которые связаны с рядом объективных причин: необходимость стимулирования экономического роста путем привлечения инвестиций; необходимость четкого закрепления правового статуса инновационных субъектов малого бизнеса и институтов развития этого бизнеса (Российская венчурная компания, Росна-но, Сколково); необходимость корректировки значений предельных размеров оборота предприятий как в связи с инфляцией, так и в связи с развитием предприятий, увеличением их уставного капитала и изменением структуры этого капитала.
Теперь, согласно ст. 4 ФЗ №209, для хозяйственных обществ или партнерств в отношении структуры уставного капитала необходимо выполнение хотя бы одного из требований: суммарная доля участия государства или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна быть выше 45%; если акции акционерного общества, размещенные на бирже, отнесены к акциям инновационного сектора экономики; если деятельность хозяйственных обществ и партнерств относится к сфере внедрения результатов интеллектуальной или информационной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным или научным организациям, а также вузам; субъект получил статус участника проекта «Сколково» [3]; участниками хозяйственных обществ или партнерств являются юридические лица, предоставляющие государственную поддержку инновационной деятельности [4]; если акционеры — государство, общественные, благотворительные и религиозные организации — владеют не более чем 25% акций, а прочие юридические лица, относящиеся к субъектам крупного бизнеса, владеют не более чем 49% акций.
Приведем пример: два участника ООО — физические лица — имеют равные доли (по 50 %) в уставном капитале, подходя по данному критерию под статус малого предприятия. Один из участников продал свою долю юридическому лицу, не являющемуся субъектом малого или среднего бизнеса. Поскольку доля данного юридического лица в уставном капитале ООО выше, чем 25%, это ООО не сможет считаться малым предприятием. Подобная ситуация часто наблюдается в публичных акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.
Вторая группа критериев относится к требованиям к численности сотрудников предприятия и должна соблюдаться хозяйственными обществами, партнерствами, кооперативами, крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Предельные значения численности сотрудников для определенных сегментов предприятий в 2017 году не изменились: среднесписочная численность работников за предыдущий год должна составлять до 15 сотрудников для микропредприятий, от 15 до 100 сотрудников для малых предприятий, от 101 до 250 сотрудников для средних предприятий. Однако следует подчеркнуть, что если ранее в ФЗ№209-ФЗ имелась в виду средняя численность, то в действующей редакции речь идет о среднесписочной. Среднесписочная численность отличается от средней тем, что не включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера [5].
Третий критерий — выручка от реализации, т.е. доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 августа 2016 г. предельные значения выручки от реализации (т.е. дохода, экономической выгоды в денежной или натуральной форме, согласно п. 1 ст. 41 НК РФ [6]) для микропредприятия — 120 млн. рублей; для малого предприятия — 800 млн. рублей; для среднего предприятия — 2 млрд. рублей в год [7].
Если все перечисленные выше критерии соблюдены, то регистрация предприятия (предпринимателя) в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства возможна. Сведения субъекте предпринимательства в этом случае автоматически заносятся в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно на сайте ФНС [8]. В 2017 году реестр содержит сведения о статусе компании — малого или среднего предпринимательства и о дате включения в Единый реестр малых и средних предприятий. Причем, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, вновь созданные субъекты предпринимательства могут рассчитывать на формы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса только в случае, если они включены в данный реестр.
Таким образом, критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу, наряду с правами и обязанностями предпринимателя, являются важным элементом правового статуса этой категории предпринимателей. Законодательство РФ регулярно адаптирует данные критерии к изменениям внешней среды в целях развития малого и среднего предпринимательства. При этом рост количества субъектов малого и среднего бизнеса положительно скажется на численности занятых, оборотах и объемах инвестиций в основной капитал на малых и средних предприятиях.
1.Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 18
2.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ (в последней редакции от 26.07.2017) // Российская газета, №164, 31.07.2007, №1 67, 31.07.2017
3.Федеральный закон от 28.09.2010 №244-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об инновационном центре «Сколково» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, №220, 30.09.2010, №149, 08.07.2016.
4.Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, №167, 03.09.1996.
5.Приказ Росстата от 26.10.2015 №498 (ред. от 06.02.2017) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» // Нормативные акты для бухгалтера. №23-24, 15.12.2015.
6.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Российская газета, №148-149, 06.08.1998, №160, 21.07.2017
7.Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета, №76, 11.04.2016
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 25.08.2017 г.)
ДМИТРИЕВА АЛИНА ЮРЬЕВНА — магистрант, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, Россия.
Источник: cyberleninka.ru