Что такое ассоциация (союз) и каков порядок их государственной регистрации в 2023 году?
Подробно на примерах объясним, как назвать ассоциацию, кто может быть членом ассоциации и входить в органы управления. Эксперт в сфере регистрации НКО определит для вас пошаговую инструкцию регистрации ассоциации в Минюсте со всеми необходимыми документами.
При активной жизненной позиции как у граждан, так и у юридических лиц может возникнуть желание объединить свои усилия для решения социальных, культурных, профессиональных и иных общественно — важных вопросов и задач.
У коммерческих организаций может возникнуть необходимость скоординировать свою предпринимательскую деятельность, скажем — распространить информацию о своем деле и его достижениях, развить свою отрасль, представить новый или усовершенствованный продукт, наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции, регламентировать деятельность определенной сферы и так далее.
Некоммерческим организациям может быть полезным объединиться для концентрации своих ресурсов и опыта, направленных на более эффективное решение уставных целей или совместных программ и проектов.
В таких случаях физические и юридические лица могут образовывать объединение, называемое ассоциация / союз.
- Ассоциации и союзы
- Члены ассоциации
- Создание ассоциации
- Органы управления ассоциации
- Документы для регистрации ассоциации в Минюсте
- Стоимость регистрации ассоциации
- Порядок регистрации ассоциации
Ассоциации и союзы
Ассоциация / союз признается корпоративной организацией, что подразумеваетобъединение юридических лиц и (или) граждан, основанной на добровольном участии в деятельности ассоциации / союза или в установленных законом случаях на обязательном членстве, которая регистрируется в качестве юридического лица.
Простыми словами ассоциация / союз представляет собой организацию, в которой могут объединитьсядля реализации своих идей на равных правах и началах.
Равенство членов в ассоциации — это основа ее деятельности, поскольку организация некоммерческая, то у членов нет долей, нет права на имущество, нет привилегированных членов, даже учредители после государственной регистрации автоматически становятся членами ассоциации / союза и имеют с вновь вступившими членами равные права и обязанности.
К нам очень часто обращаются с таким пожеланием, как — Хочу создать ассоциацию / союз, в котором я буду все контролировать и высшим органом управления должно быть — собрание учредителей.
Как вы, наверное, уже догадались, это, к сожалению, невозможно.
Закон четко прописал и определил, что высший орган управления в ассоциации / союзе — этообщее собрание членов — п. 1 ст. 29 ФЗ 7 О НКО.
Конечно, эта норма не умаляет желание граждан все контролировать и держать управление ассоциации / союза в своих руках, и многие делают вывод, если нельзя сделать высшим органом управления — собрание учредителей, значит, можно создать, предположим, правление, в котором будут решаться важные вопросы для ассоциации / союза.
И здесь, увы, снова ограничения: исключительная компетенция общего собрания членов закреплена, как в ст. 65.3 ГК РФ, так и в ст. 29 ФЗ № 7 Об НКО, в которых определи, какие вопросы решает только общее собрание членов.
Надо отметить, что не только компетенция общего собрания членов, но и порядок его проведения достаточно строгий. Законом определено, что общее собрание членов должно проводиться только при совместном присутствииболее половины членов ассоциации / союза- п. 4, ст. 29 ФЗ Об НКО.
На практике данная норма многих организаций, основанных на членстве и имеющих достаточно большое количество членов, ставит в затруднительное положение, поскольку заочное голосование по многим вопросам не предусмотрено.
Члены ассоциации
Далее для понимания внутреннего устройства ассоциации / союза я бы хотела немного осветить статью 62.2 ГК РФ — она появилась в 2014 году, когда юридические лица поделили на корпоративные и унитарные и для всех корпоративных юридических лиц закрепили права и обязанности участников корпорации, а в нашем случае — членов ассоциации / союза.
Все права и обязанности перечислять я не буду, но выделю, как мне кажется, те моменты, которые могут повлиять на деятельность ассоциации / союза или создать проблемы в ее осуществлении.
Итак, с 2014 года в законе закрепили, что каждый член ассоциации /союза имеет правоизбирать и быть избранным в органы управления ассоциации / союза, из чего следует, что вся структура органов управления может быть сформирована только из членов ассоциации / союза. Не допускается избирать, допустим, руководителя, который не является ее членом, за исключением случаев, закрепленных в отдельных Федеральных законах, в частности для саморегулируемых ассоциаций / союзов.
Также, с одной стороны, эта норма делает ассоциации / союз достаточно демократичной формой юридического лица и предоставляет право всем членам на управление в организации, а с другой стороны — лишает любого контроля по формированию органов управления и соответственно, дальнейшего ее пути развития.
Из обязанностей членов отмечу, что каждый член ассоциации / союзадолжен участвовать в принятии решений, без которых ассоциация / союз не сможет продолжать свою деятельности. Сюда же можно отнести иучастие в формировании имущества.
Из данного положения вытекает — если в реестре членов ассоциации / союза, скажем, 1000 лиц, то на общем собрании членов должно присутствовать минимум 501 член, и если они не присутствовали либо игнорируют приглашение на общее собрание членов, то их можно исключить из членов ассоциации / союза, и здесь самое важное, чтобы это не относилось к компетенции общего собрания членов, поскольку без наличия кворума ассоциация / союз не сможет принять ни одно решение, что блокирует ее/его деятельность.
Оплата и размер членских вносов тоже момент, который я считаю неправильным и неурегулированным, и заключается он в том, что позиция Минюста однобокая — если члены равны, права и обязанности у них равны, то и членские взносы должны быть равными, хотя возможности у физических и юридических лиц, сами понимаете, далеко неодинаковые.
Особенностей и нюансов еще, конечно, много в данной форме, но это, пожалуй, самые важные, и если вас интересует создание именно ассоциации / союза, то порядок создания и дальнейшая их деятельность регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ № 7 О НКО (подробнее на страницеГлавное, что нужно знать о ФЗ Об НКО), а также ФЗ № 129 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Создание ассоциации
Если раскрыть все вопросы, связанные с созданием ассоциации, то из информации, написанной выше, можно сделать вывод, что ассоциацию или союз могут создаватькак физические, так и юридические лица.
Возможно разное сочетание учредителей в ассоциации / союзе, то есть ассоциацию / союз могут создавать:
- два и более физических лица;
- два и более юридических лица;
- два и более физических и юридических лиц.
Количество учредителей в ассоциации / союзене ограничено.
Органы управления ассоциации
Но есть и нюансы, связанные с количеством учредителей в ассоциации / союзе, и связаны они со структурой органов управления. Подробнее вы можете узнать на страницеСтруктура ассоциации.
Мы уже выяснили, что высшим органом управления в ассоциации / союзе являетсяобщее собрание членов, и, как любое юридическое лицо, ассоциация / союз может самостоятельно определить свою структуру органов управления, их полномочия, и это дает ей право создавать в ассоциации / союзе коллегиальные исполнительные органы управления, а также избирать на должность единоличного исполнительного органа два и более лиц — п. 3,4, ст. 65.3 ГК РФ.
При этом мы должны соблюдать требования Минюста, которые заключаются в том, что вся структура органов управления, предусмотренная в ассоциации / союзе, должна бытьсформирована при создании ассоциации / союза и утверждена на учредительном собрании, и если у вас сразу есть желание сформировать, предположим, совет в ассоциации / союзе и вы хотите, чтобы руководитель вошел в состав совета, то в таком случае необходимо, чтобы численный состав учредителей былне менее 5 лиц.
Это требование относительно недавно появилось среди норм Гражданского кодекса и закреплено в пункте 4 статьи 65.3, в котором сказано, что руководитель коллегиального органа корпорации, которой и является ассоциация / союз, может составлять1/4 от его численного составаи что онне может быть председательствующим данного коллегиального органа.
Если у вас на момент создания нет столько единомышленников, то тогда в ассоциации / союзе возможна простая структура органов управления — общее собрание членов и руководитель ассоциации. Как вы понимаете, данная структура позволяет создать ассоциацию всего двум учредителям.
Единственное, нам нельзя забывать о ревизоре, должность которого в ассоциации / союзе обязательно должна быть предусмотрена в уставе и избрать его мы тоже обязательно должны, но на сегодняшний день большинство Минюстов позволяет это сделать после государственной регистрации ассоциации / союза.
Документы для регистрации ассоциации в Минюсте
Давайте подведем итог, что же от вас потребуется для формирования пакета документов на государственную регистрацию ассоциации / союза:
- Копии паспортовминимум 2-х учредителей(учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица). Если учредителями Ассоциации выступают юридические лица, то ОГРН организации и копия паспорта руководителя и протокол (решение) полномочного органа управления об участии в создании ассоциации / союза;
- Полное и сокращенное наименование ассоциации / союза (сокращенное может отсутствовать). Название ассоциации / союза должно отражать характер деятельности ассоциации / союза к примеру:Ассоциация развития легкой промышленности Одуванчик, Союз врачей терапевтов Гиппократ.Подробнее — на страницеНазвание ассоциации и союза.
- Сведения на адрес (место нахождения) ассоциации / союза. Подробнее — на страницеЮридический адрес Ассоциации (Союза). Адрес (место нахождения) ассоциации / союза обязательно указываем в протоколе, и он будет отражаться в ЕГРЮЛ. Адрес может быть домашним, если он принадлежит на праве собственности одному из учредителей. Не допускается использование домашнего адреса третьих лиц. Если по каким-либо причинам, у вас нет желания предоставлять свой домашний адрес, то тогда необходимо указать адрес нежилого помещения, в котором будут располагаться органы управления ассоциации. Для подтверждения адреса в Минюст необходимо предоставить гарантийное письмо и документ, подтверждающий право использования адреса — свидетельство о праве на собственность или выписка из ЕГРН не старше 30 календарных дней;
- Наименование должности руководителя, напримерДиректор, Президент, Председательи т.д., его контактный номер и e-mail, как мы отмечали, в данной статье, он должен быть из состава учредителей ассоциации / союза;
- Состав коллегиального органа (Совет, Президиум, Правление), если его планируют ввести в устав, то учредителей должно быть не менее пяти, и формируется он тоже от учредителей (коллегиальный орган не обязательно формировать);
- Сведения на ревизора ФИО (его можно избрать после государственной регистрации ассоциации / союза, ревизор не имеет права входить в состав иных органов управления);
- Определиться, кто выступит заявителем (заверит документы у нотариуса) один из учредителей ассоциации / союза и его контактный телефон и e-mail.
Для государственной регистрации ассоциации / союза в Минюсте мы готовим на основании предоставленных Вами документов (из списка, указанного выше)следующие документы:
- Устав;
- Протокол;
- Заявление по форме Р11001;
- Гарантийное письмо 1 экземпляр (в зависимости от адреса);
- Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины.
В отдельных разделах нашего сайта вы сможете ознакомиться с информацией, посвященной каждому важному аспекту, который необходимо учитывать при создании ассоциации / союза в формировании документов для государственной регистрации — это и требование к наименованию, и что необходимо учитывать в уставе, и как составить протокол. В общем, как я надеюсь, вся полная, понятная и достоверная информация по теме составления документов для ассоциации / союза.
Но отмечу, что грамотно подготовить документы на регистрацию ассоциации / союза мало. Их необходимо еще и правильно оформить. Минюст требует прошивать и заверять подписью заявителя в обязательном порядке все документы в количестве более 2 листов — Устав, Протокол и Заявление на регистрацию — согласно правилам делопроизводства.
И хочу предупредить, что в случае неправильного оформления документов, вам могут отказать в приеме еще на стадии их подачи в Минюсте (в окне представления документов на государственную регистрацию НКО). Соответственно, вы можете столкнуться с подводными камнями даже без прохождения правовой экспертизы документов.
Если вы хотите обратиться за помощью по составлению документов и непосредственно регистрации ассоциации / союза в нашу организацию, мы обязательно поделимся с вами опытом и постараемся избежать ошибок, которые могут навредить вам в реализации целей ее деятельности, что сэкономит вам достаточно немало времени и средств.
Стоимость регистрации Ассоциации
Стоимость регистрации ассоциации / союза составляет от 19 500 рублей до 25 500 руб.
В стоимость19 500входит:
- предварительная консультация 30 минут;
- проверка наименования на соответствие действующему законодательству РФ и уникальность;
- составление стандартных документов со структурой органов управления, предусмотренных законодательством РФ;
- сопровождение клиента к нотариусу;
- подача документов в Минюст;
- отслеживание процесса регистрации НКО в Минюсте;
- получение документов из Минюста;
- выдача стандартного пакета документов из Минюста;
- печать на обычной оснастке;
- открытие р/с в банках-партнерах.
В стоимость23 500помимо вышеперечисленного входит:
- предварительное консультирование клиента — 1 час;
- помощь в подборе ОПФ;
- помощь в подборе и применении индивидуальной структуры органов управления;
- помощь в проверке юридического адреса;
- составление гарантийного письма и пояснительной записки о наименовании НКО;
- составление приказа о назначении на должность руководителя, свидетельства Росстата.
В стоимость25 500помимо вышеперечисленного входит:
- распределение компетенции между органами управления НКО;
- помощь в проверке юридического адреса;
- помощь в подборе системы налогообложения;
- консультация по финансово-хозяйственной деятельности НКО;
- при составлении документов участвует специалист высшей категории;
- составление документов для государственной регистрации НКО с индивидуальными целями и структурой органов НКО;
- консультирование клиента по положениям Устава;
- оформление пакета документов для подачи в Минюст с использованием более качественных материалов (бумага, лента, использование люверса и т.д.);
- документы вкладываются в папку;
- первый месяц бухучета с постановкой на бухгалтерский учет;
- печать на автоматической оснастке;
- выезд курьера 1 поездка.
Мы самостоятельно готовим все необходимые документы для регистрации, подаем по доверенности документы в Минюст и по доверенности получаем документы. Также в стоимость наших услуг уже входит изготовление печати для ассоциации / союза, открытие расчетного счета в банках-партнерах — таких как Сбербанк, ВТБ банк, Альфа банк и других банках в зависимости от региона регистрации ассоциации /союза. Дополнительными расходами является государственная пошлина, которая составляет4 000 рублейи расходы на услуги нотариуса составляют примерно3 500 рублей.
Порядок регистрации ассоциации
Согласно действующему законодательству РФ решение о государственной регистрации ассоциации / союза принимаетсяфедеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции либо его территориальным подразделением.
- Для Москвы таким органом является Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве;
- Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области;
- Для Санкт -Петербурга — Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт — Петербургу;
- Для городов Ленинградской области — Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области.
Для иных городов Российской Федерации — территориальный орган Минюста в соответствии с территориальным делением. Адреса можно найти насайте Минюста РФ.
Срок рассмотрения документов, представленных на правовую экспертизу в Минюст, составляет 14 рабочих дней (ровно три недели), далее Минюст либо выносит отказ в государственной регистрации, либо отправляет документы на государственную регистрацию ассоциации /союза.
Регистрация ассоциации / союза осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лицв течение 5 рабочих днейс момента поступления в налоговый орган. Запись в ЕГРЮЛ об учреждении ассоциации / союза осуществляется уполномоченным органом — налоговой инспекцией, согласно Федеральному закону О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Срок регистрации Ассоциации в Минюсте составляет1,5 месяца. Данный срок предусмотрен законом, поэтому зарегистрировать ассоциацию / союз за короткий срок практически невозможно. Однако данный срок регистрации Ассоциации соблюдается при условии регистрации ассоциации / союза с первого раза.
Если в регистрации ассоциации / союза отказано или получена приостановка, то срок регистрации увеличивается еще на такой же срок, т. е. на 1,5 месяца. Государственная пошлина в случае отказа в государственной регистрации ассоциации / союза не возвращается. Поэтому очень важно составить документы правильно с первого раза, а сделать это можно, обратившись в нашу организацию.
Пишите или звоните!
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Источник: reg-nko.ru
Порядок создания ассоциации бизнеса
Федеральный закон от 17.12.1999 N 211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АССОЦИАЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
17 ноября 1999 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в целях обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий деятельности указанных ассоциаций, создания условий, способствующих социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
2. При осуществлении своей деятельности ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в указанные ассоциации, а также учредительными договорами и уставами ассоциаций.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (далее — ассоциация) — некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы и основные задачи деятельности ассоциаций, их отношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 3. Принципы деятельности ассоциации
Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов:
строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации;
скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ;
гласность деятельности исполнительных органов ассоциации;
объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма хозяйствования;
содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации.
Статья 4. Основные цели и задачи ассоциации
Основными целями и задачами ассоциации являются:
обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;
стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;
представление интересов членов ассоциации;
обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
оптимальное размещение производительных сил;
развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;
подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;
подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;
изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, дополнительного профессионального образования кадров;
создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.
Статья 5. Создание и регистрация ассоциации
1. Создание ассоциации осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав.
В уставе ассоциации должны быть определены:
место нахождения постоянно действующего исполнительного органа ассоциации;
предмет и цели деятельности ассоциации;
права и обязанности членов ассоциации;
структура ассоциации, состав, компетенция, порядок формирования руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов, порядок принятия ими решений, сроки их полномочий;
условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее;
порядок внесения изменений в устав ассоциации;
источники формирования имущества ассоциации;
порядок реорганизации и ликвидации ассоциации;
порядок использования имущества ассоциации в случае ее ликвидации.
В учредительных документах могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности ассоциации и не противоречащие федеральным законам.
3. Регистрация ассоциации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
4. Учредительные документы ассоциации, их изменения подлежат опубликованию в органах печати субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых являются членами ассоциации.
Статья 6. Экономические и финансовые основы деятельности ассоциации
1. Имущество ассоциации состоит из средств, источниками которых являются денежные и материальные взносы учредителей ассоциации и другие установленные федеральным законом источники.
2. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Взаимодействие ассоциации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
1. Руководящие органы ассоциации и их должностные лица представляют интересы ассоциации в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления в пределах полномочий, определенных учредительным договором и уставом ассоциации.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют ассоциации в выполнении ее уставных задач.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам взаимодействия с ассоциацией.
4. Информационное, документационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ассоциации, а также социально-бытовое и медицинское обслуживание должностных лиц и иных работников исполнительных органов ассоциации могут осуществляться в соответствии с учредительным договором, уставом ассоциации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Ответственность ассоциации
1. Ассоциация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
2. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Ассоциации в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона приводят свои учредительные документы в соответствие с ним.
Статья 10. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
17 декабря 1999 года
Судебная практика и законодательство — 211-ФЗ Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской ФедерацииСудебная практика высших судов РФ
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855);
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2013, N 27, ст. 3477);
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855; 2013, N 27, ст. 3477);
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855);
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.12.1999 N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» в уставе ассоциации определяется порядок ликвидации ассоциации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» предусмотрено, что устав общины малочисленных народов должен определять порядок ликвидации общины.
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855);
Ассоциациями (союзами) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации признаются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 17.12.1999 N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», ст. 2).
Законодательная база в области межрегионального сотрудничества складывается в основном в сфере социально-экономического развития. На сегодняшний день вопросы межрегиональных взаимоотношений в указанной области регулирует Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» .
Ассоциациями (союзами) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации признаются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которые создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 17.12.1999 N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», ст. 2).
Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855);
Источник: legalacts.ru
Как зарегистрировать ассоциацию в 2022 году
Если два лица и более хотят вести совместный бизнес, они открывают ООО или АО. Если же несколько физлиц, предпринимателей или компаний хотят объединить свои усилия для достижения общих целей, которые не носят коммерческого характера, — им нужно регистрировать ассоциацию (союз).
Основные характеристики ассоциации
- Ассоциация (союз) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих компаний. Она объединяет несколько юрлиц и/или граждан на условиях членства (корпоративная фирма).
- Членство в компании может быть не только добровольным, но и принудительным (в силу закона). В качестве примера ассоциации с добровольным членством можно привести творческие объединения художников, союзы писателей. Юрлицом с обязательным членством являются различные СРО: оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих, строителей и т. д.
- Членство в рассматриваемой форме НКО является равным. В такой организации у участников нет прав на имущество и прибыль, а, значит, нет и долей. Поэтому нет привилегированных, мажоритарных членов. Каждый участник ассоциации обладает одинаковыми правами и обязанностями. Все голоса на общем собрании имеют равный вес.
- Ассоциация создается с некоммерческими целями. Например, чтобы установить правила в каком-то виде деятельности, обменяться опытом, представлять и защищать общие интересы, координировать предпринимательскую деятельность и др.
- Существует ассоциация за счет имущественных взносов своих участников. Хотя она может зарабатывать и осуществлением предпринимательской деятельности, если это не противоречит целям, ради которых создавалась организация.
Зачем создавать ассоциацию
Ассоциации создаются либо в силу закона, либо в силу добровольного объединения физлиц и организаций.
НКО с обязательным участием нужны, чтобы переложить часть контрольных функций государства на плечи самих предпринимателей. Считается, что в некоторых областях деятельности представители направления лучше справятся с этой задачей.
Например, СРО строителей разрабатывают правила, касающиеся качества проведения работ, и следят за соответствием строительных компаний установленным требованиям. Если фирма, участник СРО, оказывает некачественные услуги, страдает репутация всех строительных компаний. Более того, обязанность компенсации ущерба от действий такой фирмы ложится не на государство, а на СРО.
Если один из участников строительной ассоциации делает плохо, «страдают» все строители. За счет этого и работает механизм саморегулирования: предприниматели сами заинтересованы, чтобы в их СРО попадали только достойные представители направления. А без участия в СРО строительством заниматься нельзя.
По такому же принципу в форме ассоциации регистрируются адвокатские образования (бюро, коллегии), нотариальные палаты.
Что касается ассоциаций с добровольным участием, такие НКО создают, чтобы объединить усилия в решении социальных, профессиональных или иных социально-важных задач, поделиться опытом, объединить ресурсы, реализовать совместные проекты и др.
Например, «Ассоциация развития восточного танца Бурятия» объединяет физлиц с целью популяризации восточного танца и продвижения услуг его участников. «Российский топливный союз» объединяет участников нефтяного рынка с целью выработки принципов сотрудничества на топливном рынке, представления мнения участников рынка в процедурах законотворчества и в рамках иной коммуникации с властями, участия в ценообразовании на нефтяное сырье через выражение позиции.
Что еще нужно знать об ассоциации
Основной источник заработка НКО — пожертвования и взносы участников. Также ассоциация может заниматься предпринимательской деятельностью и получать поддержку от государства в виде субсидий и грантов.
- Если союз занимается коммерческой деятельностью, он должен вести раздельный бухучет по двум направлениям: открыть разные счета и проводить по ним операции отдельно по некоммерческому направлению, отдельно по предпринимательскому.
- Для получения финансовой поддержки от государства ассоциация должна получить статус социально-ориентированной НКО (СОНКО). Гранты и субсидии являются строго целевыми средствами. Это значит, что:
- их можно тратить только на то, на что просили (на мероприятие, на инструменты, оборудование для достижения цели организации);
- нужно будет отчитаться за использование каждой «копейки» бюджетных средств.
Справка. СОНКО — это компании, которые решают социальные проблемы. Например, помогают с трудоустройством и регистрацией иностранцев, продвигают экологические инициативы, поддерживают безработных и др. Для получения статуса СОНКО ассоциация должна обратиться в профильное министерство для получения заключения, а затем подать в Минюст заявление о включении в реестр СОНКО.
Регистрация ассоциации
Ассоциации (союзы) создаются по общим правилам регистрации НКО.
- Как и все юридические лица, ассоциация считается созданной, когда внесена запись в ЕГРЮЛ.
- Запись в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Но при этом все взаимодействие по поводу регистрации союза происходит с территориальным подразделением Минюста.
Предлагаем рассмотреть весь процесс регистрации ассоциации поэтапно.
Видео о регистрации Ассоциации
Этап 1. Выбор цели и подбор ОКВЭД
На первом этапе учредители ассоциации должны определиться с целями и направлениями деятельности ассоциации.
- Цель не должна противоречить законам РФ и подрывать безопасность государства, угрожать обществу и людям.
- Цель должна быть достаточно конкретной.
- У ассоциации может быть несколько связанных между собой целей. Но возлагать на одну организацию цели из разных сфер деятельности не стоит. Скорее всего, в таком случае Минюст предложит учредителям создать две самостоятельные компании.
- Если планируется деятельность ассоциации в конкретном регионе, то обычно на это указывают в ее названии. Однако, отмечая региональную принадлежность НКО, учредители ограничивают возможность получения грантов и субсидий из бюджетов других регионов.
- Направления деятельности нужно соотнести с кодами справочника ОКВЭД. Они указываются в заявлении на регистрацию, при подаче налоговых деклараций, при постановке на учет во внебюджетные фонды и органы статистики.
Этап 2. Формирование учредительных документов и принятие решения о создании
Далее учредители должны оформить учредительные документы ассоциации.
- Устав — базовый документ любого юрлица, в котором содержится информация о названии, местонахождении, видах и целях деятельности НКО, органах юрлица, его имуществе, правах и обязанностях членов, основах функционирования.
- Учредительный договор — соглашение, заключаемое между членами организации, которое регулирует порядок создания ассоциации (кто выполняет регистрационные действия, как формируется имущество и т. п.).
Также необходимо принять решение о создании ассоциации на общем собрании. Протокол собрания членов:
- выражает волю учредителей на создание ассоциации;
- утверждает учредительные документы компании;
- утверждает порядок формирования имущества организации;
- формирует органы будущей НКО.
Этап 3. Выбор юр. адреса
У ассоциации должен быть единоличный исполнительный орган, который действует от ее имени без доверенности. Он может называться директором, руководителем, президентом, председателем и др. Именно через это лицо осуществляется любая юридически значимая коммуникация с НКО. А место, по которому можно связаться с директором, называется адресом регистрации юрлица или юридическим адресом.
Если у НКО нет юр. адреса, органы регистрации откажут во внесении записи об ассоциации в реестр юрлиц ЕГРЮЛ. Более того, органы также откажут в регистрации, если юридический адрес компании является недостоверным:
- массовым;
- несуществующим;
- по которому располагается публичный объект;
- по которому располагается объект незавершенного строительства;
- используется в качестве юр. адреса без разрешения владельца помещения.
Этап 4. Сбор документов
Следующий этап — сбор и оформление документов для регистрации компании. Учредители ассоциации должны подготовить:
- заявление уст. формы (Р11001);
- учредительные документы в 3 экземплярах;
- решение собрания членов ассоциации о создании НКО в 2 экземплярах;
- документ, подтверждающий наличии юр. адреса (регистратор обычно запрашивает для подтверждения достоверности юридического адреса).
Справка. На этапе сбора документов ассоциации еще не существует. Это значит, что она не может выступать участником сделок и, к примеру, заключить договор аренды помещения. Проблему подтверждения юр. адреса в этой ситуации разрешила практика. Участники гражданского оборота выработали форму гарантийного письма — документ, подтверждающий намерение сторон заключить договор аренды в будущем.
Этап 5. Регистрация
Когда документы готовы, нужно заплатить пошлину в размере 4 000 руб. и подать документацию в Минюст одним из удобных способов:
- посетить орган лично;
- воспользоваться услугами представителя по нотариальной доверенности (например, регистрацию ассоциации таким способом можно делегировать юристу);
- направить почтой России;
- подать документы через Госуслуги (нужна ЭЦП).
В течение 14 дней Минюст рассмотрит заявление и, если с ним все в порядке, передаст на регистрацию в регистрирующую ИФНС. Далее ФНС в течение 5 рабочих дней проверит документы и внесет запись в ЕГРЮЛ. И еще 4 рабочих дня потребуется Минюсту, чтобы получить ответ от налогового органа и передать заявителю заверенные учредительные документы и лист записи из реестра юрлиц.
После внесения записи в ЕГРЮЛ ассоциация считается созданной.
В регистрации ассоциации могут отказать
Процедура регистрации ассоциации может закончиться не только положительным решением о внесении записи в ЕГРЮЛ, но и отказом органа.
Причин для отказа в услуге много:
- проблемы с юридическим адресом;
- некорректные формулировки в уставе;
- ложные данные в документах;
- неправильные цели;
- некомплектность документации;
- наличие ошибок, помарок и опечаток;
- неправильно заполненное заявление;
- проблемы с наименованием;
- ненадлежащие учредители;
- несформированные органы управления и др.
Важно! Чтобы не получить отказ в регистрации ассоциации и создать некоммерческую организацию в кратчайшие сроки, воспользуйтесь опытом и знаниями экспертов «Консалт-групп». Наши юристы более 10 лет оказывают услуги в корпоративной сфере, досконально знают все требования регистрирующих органов. При сотрудничестве с компанией «Консалт-групп» вероятность отказа практически сводится к нулю.
Источник: www.consult-gp.ru