Построение функциональной информационной модели бизнес процессов

Согласно международному стандарту ИСО 9000 любая организация представляется совокупностью процессов и для своего эффективного функционирования должна выделить, описать и организовать управление многочисленными и взаимосвязанными процессами. Для создания СМК организации необходимо:

— определить процессы, необходимые для СМК;

— установить последовательность и взаимодействие этих процессов;

— определить критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности, как работы, так и управления этими процессами;

— наблюдать, измерять и анализировать эти процессы;

— принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;

— управлять этими процессами в соответствии с требованиями ИСО 9001.

Классификация процессов

Множество процессов, связанных с качеством продукции, можно разделить на следующие пять основных классов:

1. Бизнес-процессы выпуска продукции и услуг.

2. Процессы жизненного цикла продукции или услуги.

3. Вспомогательные (обеспечивающие) процессы.

4. Технические процессы (функции) продукции или услуги.

5. Процессы системы менеджмента качества.

К классу бизнес-процессов относятся межфункциональные процессы, заканчивающиеся выпуском продукции или услуги для конкретного потребителя. Процессы жизненного цикла продукции являются подпроцессами бизнес-процессов. Класс вспомогательных процессов включает изготовление инструментов и технологической оснастки, планирование и учет, управление персоналом и другие процессы. Класс технических процессов включает удовлетворяемую потребность, физические операции (излучение, изменение направления, соединение и другие функции) продукции или услуги. Класс процессов системы менеджмента качества складывается из групп процессов определенных ИСО 9001: система менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, производство продукции и измерение, анализ, улучшение.

Все эти классы процессов тесно взаимосвязаны между собой. На рисунке 1 представлена модель системы взаимосвязанных процессов организации, в соответствии с которой построена схема взаимосвязи процессов в организации. В системе (рисунок 1) процессы связаны друг с другом через входы, выходы и управления в единую сеть процессов предприятия. Эта схема служит принципиальной основой для построения информационной и функциональной моделей взаимосвязанных процессов, представления бизнес-процесс ориентированной системы менеджмента качества, а также построения аналитической компьютерной системы.

Определение процесса

Любой процесс — это цикл, состоящий из следующих стадий:

— планирование и разработка:

— всех необходимых ресурсов;

— показателей качества и критериев их оценки;

— средств мониторинга и анализа соответствия показателей;

— мониторинг, измерение, сбор и анализ данных по ходу процесса;

— оценка степени достижения поставленной цели (оценка результативности);

— планирование и разработка мероприятий по улучшению.

Международным стандартом ИСО 9000 процесс определяется как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы». Опираясь на это определение любой процесс (функцию) СМК при использовании британского стандарта BS 6143:1992 можно изобразить графически в виде схемы (рисунок 2).

Элементы процесса означают следующее:

ВХОД: Материалы и/ или информация, преобразуемые процессом для создания выхода.

ВЫХОД: Результат преобразования входа, который включает в себя:

— то, что соответствует требованиям (продукция);

— то, что не соответствует требованиям (брак);

— информацию о процессе.

Рисунок 2 – Схема процесса СМК

УПРАВЛЕНИЕ (ПРОЦЕДУРА): Методы, планы, стандарты, стратегия, законодательство и другие управляющие воздействия.

МЕХАНИЗМ (РЕСУРСЫ): Люди, оборудование, программы ЭВМ, помещения, окружающая среда и другие обеспечивающие факторы процесса.

Читайте также:  Как сделать клиентов своему бизнесу

Схема процесса (рисунок 2) является основным структурным элементом («кирпичиком») описания информационной и функциональной моделей системы менеджмента качества.

Назначение процесса – это создание ценности. Судить о созданной ценности должен потребитель. Удовлетворенность потребителя зависит от воспринимаемой им ценности (рисунок 3).

Рисунок 3 – Назначение процесса

При создании ценности (осуществлении процесса) возможны возникновения потерь. Основные виды потерь при создании ценности:

— ненужные транспортировки и перемещения;

— вариабельность качества, затрат и сроков выполнения работ;

— задержки во времени и ожидания;

— производство, которое опережает или отстает от нужных сроков;

— избыточные затраты, включая слишком большие накладные расходы;

— недостаток творческой активности – недоиспользование талантов.

Оценку эффективности процесса можно рассчитать, используя следующее выражение:

Согласно этому выражению, необходимо стремиться создать такой процесс, который почти не требует запасов. Это позволит выявить потери времени и ресурсов. Когда потери очевидны для всех, их можно устранить в ходе непрерывного совершенствования. Качество продукции определяется качеством процессов ее производства. При этом все процессы имеют общие показатели, которые необходимо четко и своевременно контролировать – это результативность и вариабельность (рисунок 4).

Рисунок 4 – Общие показатели качества процесса

Для оценки качества процесса необходимо анализировать не только сам процесс, но и все факторы, влияющие на качество его выполнения. Для этого всему процессу или каждому его этапу необходимо задать следующие вопросы (5W + 1H):

— Что именно делается в этом процессе или на этой операции?

— Почему это делается? Можно ли этого не делать?

— Где это делается? Не лучше ли делать это в другом месте?

— Когда это делается? Может быть лучше делать это раньше, или позже?

— Кто это делает? Не стоит ли поручить это другим людям?

— Как это делается? Всё ли рационально? Нет ли лишних движений?

В соответствии с требованиями ИСО 9004 у каждого процесса должен быть Хозяин процесса (Владелец) – лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса.

Каждому работнику, приступающему к описанию процесса или операции, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Кто принимает результат моей работы (кто «потребитель»)?

2. Кто выдает задание (информацию, ресурсы) для моей работы (кто «поставщик»)?

3. Как я должен выполнять свою работу, чтобы соответствовать требованиям моего «потребителя» и оправдать ожидания моего «поставщика»?

При выполнении каждого процесса нужно:

— точно установить требования «потребителя»;

— согласовать цели и требования к показателям качества на входе, выходе и по ходу выполнения процесса;

— в ходе процесса устранить все барьеры для взаимодействия и сотрудничества между подразделениями и службами организации.

Ответственность за выходы и издержки должна быть четко возложена на владельца процесса в рамках согласованных целей, правил и ограничений.

Построение информационной модели процесса

· описание выходных потоков и их потребителей;

· идентификация входных потоков и их поставщиков;

· определение управляющих воздействий и необходимых ресурсов.

Информационная модель процесса управления персоналом (рисунок 5) служит основой для создания функциональной модели, анализа дефектности процесса, построения системы управления качеством процесса и организации, документирования процесса.

Читайте также:  Бизнес регион это какой город

Однако для крупных процессов (например, для подразделения организации) информационная модель становится необозримой. Поэтому проводится декомпозиция информационной модели такого большого процесса на информационные модели подпроцессов, и информационная модель процесса в таком случае представляется в виде совокупности информационных моделей подпроцессов.

Такая совокупная модель процесса подразделения организации строится в следующей последовательности:

1. Создается структурная схема (органиграмма) подразделения.

2. Для каждого структурного элемента этой схемы строится информационная модель, подобная представленной на рисунке 5.

Рисунок 5 – Информационная модель процесса управления персоналом

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 723 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Построение функциональной модели с использованием пакетов прикладных программ BPWin, ERWin, Design/IDEF

SADT – методология (Structured Analysis and Design Technics) получила столь широкое распространение благодаря тому, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – методология в большей степени нацелена на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов. Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы – главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса. Достоинство функциональной модели заключается в графической простоте, в которой используются всего два конструктивных элемента:

• функциональный блок – описание функции, операции, действия, работы;

• интерфейсная дуга, связывающая два функциональных блока – описание объекта, потока объектов.

Функциональная модель начинается с построения общего описания процесса, которое представляется в диаграмме нулевого уровня или контекстной диаграмме (рис. 3.1.). На этом уровне весь процесс рассматривается как один функциональный блок со всеми связанными обрабатываемыми и управляющими объектами. На этой диаграмме также отражается цель структурного анализа (например, сокращение длительности выполнения процесса, или сокращение издержек, или повышение качества обслуживания и т.д.) и точка зрения, с позиции которой рассматривается модель (дирекция, отдел информатизации, экономический отдел и т.д.).

Диаграммы следующих уровней детализируют функции процесса каждого предыдущего уровня (рис. 3.2.).

Так, функциональный блок А0 декомпозируется на совокупность взаимосвязанных подфункций А1, А2, А3, …. В свою очередь, каждый функциональный блок 1-го уровня может быть декомпозирован на совокупность подфункций, на- пример А2 на А21, А22, А23, А24. и так дальше, пока на последнем уровне не получатся элементарные действия. На каждом уровне рекомендуется размещать не более 6 функциональных блоков. Число уровней декомпозиции не ограниченно. Обычно для структурного анализа бизнес-процессов достаточно 2 – 3 уровней декомпозиции, последующие уровни декомпозиции требуются для алгоритмизации информационных процессов и раз- работки инструкций для исполнителей бизнес-процессов.

Для каждого функционального блока определяются интерфейсные дуги различных типов (стрелки), которые отражают потоки объектов. Объекты могут быть различной природы: материальные, финансовые, информационные.

По характеру использования объектов в функциональных блоках различают: входные (input) объекты слева от блока, выходные (output) объекты справа от блока, управляющие (control) объекты сверху от блока и механизмы (mechanize) снизу от блока. Объекты обозначаются метками на стрелках, которые обязательны. Входные объекты преобразуются в функциональных блоках в выходные.

Читайте также:  Автор видит сильные и слабые стороны малого бизнеса опираясь на знания курса назовите три

При этом выходной объект – это новый созданный объект или преобразованный старый объект. В последнем случае новое качество объекта, как правило, обозначается прилагательным, например, принятый заказ, отложенный заказ, удаленный заказ, выполненный заказ и т.д.

Управляющие объекты соответствуют нормативным актам (законодательным актам, инструкциям, планам, приказам), на основе которых выполняются процессы. Кроме того, управляющие объекты рассматриваются как ограничения, обстоятельства, условия выполнения процесса, например номенклатуры-ценники, списки клиентов и поставщиков, состояние запасов, состояние расчетного счета, наличие производственных мощностей и т.д.

Управляющие объекты должны обязательно отражаться в функциональной модели, а входные объекты не обязательно. В последнем случае какой-либо управляющий объект одновременно является и входным, например, заказ, на основе которого выполняется работа, преобразуется внутри функционального блока в готовый продукт. Механизмы – это объекты, которые исполняют процессы (исполнители).

К механизмам относят структурные подразделения предприятия, персонал, автоматизированные рабочие места, оборудование. Объекты могут выступать в различных блоках в разных ролях, например, когда выходной объект одного блока является входным объектом, или управляющим объектом, или механизмом для другого функционального блока. Объекты, которые выступают только в одной роли, обозначаются метками, с которыми связаны пограничные дуги. При этом объекты, передаваемые в детальную диаграмму из вышестоящих диаграмм, обозначаются ICOM метками (рис. 3.2.):

I1, I2, I3, …. – входные объекты;

О1, О2, О3, … – выходные объекты;

С1, С2, С3, …. – управляющие объекты;

М1, М2, М3, …. – механизмы.

ППП Design/IDEF (Фирма-разработчик: MetaSoftware (США), дистрибьютор: «Весть-Метатехнология») предназначен для проведения структурного и стоимостного анализа бизнес-процессов и относится к классу «легких» систем автоматизированного проектирования информационных систем (CASE-технологий), позволяющий построить структуру логического проекта системы. В основе ППП Design/IDEF лежит SADT – методология (структурного анализа и техники проектирования) [2,25], которая дает возможность строить функциональные модели бизнес-процессов. Данная методология реализована также в ППП BPWin.

К функциональным возможностям ППП Design/IDEF относятся:

• Графическое представление функциональной структуры (технологии выполнения) бизнес-процессов на различных уровнях детализации.

• Разработка функциональной модели с указанием исполнителей операций и используемых информационных технологий и управляющих воздействий.

• Графическое представление структуры предметной области в виде информационной модели «Объект-связь».

• Расчет стоимостных затрат на выполнение бизнес-процессов с возможностью экспорта расчетных данных в электронную таблицу Excel, Lotus.

• Документирование моделей предметной области в виде глоссария и составления текстовых отчетов.

• Автоматизация проектирования информационной системы, в частности, определение структуры базы данных.

• Возможность экспорта функциональной модели в пакеты программ динамического имитационного моделирования, поддерживающие сети Петри.

ППП Design/IDEF состоит из трех основных компонентов:

• IDEF0 – инструмент функционального моделирования;

• IDEF1x – инструмент информационного моделирования;

• IDEF/CPN (Workflow Analyzer) – инструмент динамического имитационного моделирования (отдельно поставляемый программный продукт).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин