Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, при которой среднесписочная численность работников предприятия не превышает 100 человек.
Основные сведения и отличительные черты малого бизнеса
Считается, что в настоящее время основополагающие факторы экономического роста формируются в таком секторе, как потребительский рынок. Его структурная перестройка в итоге проявляется и в развитии экономики, и в качестве жизни населения.
Основная доля в сфере потребительского рынка приходится на малые предприятия. При этом формирование их особенностей и тенденций развития подвергается влиянию многочисленных факторов различной природы, потому что сфера потребительского рынка как элемент хозяйственного комплекса участвует в общей системе экономических отношений, подчиняется действующим в обществе экономическим законам.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В сфере потребительского рынка малый бизнес главным образом представлен в торговле, индустрии туризма, общественном питании, бытовых услугах. Преимуществами малых предприятий являются:
Потребительский кооператив: что это и для чего он нужен?
- их гибкость и ловкость в отношении рыночной конъюнктуры и покупательских потребностей;
- их сильно развитая способность по внедрению инновационных методов и освоению новейших технологий;
- эффективное использование трудовых ресурсов и создание дополнительных рабочих мест.
Однако малый бизнес крайне зависим от развития крупных диверсифицированных производств. Малые предприятия не в силах осуществить крупномасштабные технологические изменения. Отсюда следует сосредоточение деятельности малых предприятий на оказании услуг, ведении торговли, проведении посреднических операций.
Малые предприятия, занимая определённые ниши рынка, развиваются как вспомогательное звено крупного и среднего бизнеса. Малый бизнес не способен в конкурентной борьбе обеспечить объем интеллектуальных и капитальных ресурсов, которым располагают транснациональные корпорации, хорошо осваивающие внутренний рынок, переориентируя на свои задачи и малый бизнес принимающей страны.
«Особенности и тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Малый бизнес испытывают острую нужду в кредитных ресурсах. Кроме того, на его развития значительный образом сказываются макроэкономические условия и организация внутренних рынков.
Деятельность малых предприятий на потребительском рынке и их проблемы
В настоящее время потребительский рынок можно рассматривать как стратегический приоритет современных развитых стран, поскольку именно этот сектор является самым динамичным и быстро растущим. И на этом рынке важную роль играет малый бизнес, который сейчас по большей части является торгово-посредническим.
Стимулировать развитие малого предпринимательства на потребительском рынке государственные органы могут двумя путями: прямым и косвенным. Прямой путь предполагает непосредственное развитие структур малого бизнеса (предоставление финансирования и основного капитала на льготных условиях, освобождения от налогов и т.д.). Косвенный путь заключается в организации взаимодействия малого бизнеса с крупными и средними предприятиями (преимущественно, государственными компаниями – заказчиками), прежде всего, в сфере научно-технического развития, а также в оказании комплексной консультативной и информационной помощи.
Как происходит некоммерческая деятельность ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА на примере магазина?
В сфере потребительского рынка развитие малого бизнеса ограничивается в основном следующими внутренними проблемами:
- в целом невысокие темпы социально-экономического развития территорий;
- невысокий уровень жизни населения;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции и услуг на мировых рынках;
- неблагоприятный инвестиционный климат на территории;
- увеличение морального и физического износа основных средств;
- недостаток, противоречивость и неадаптированность законодательства к функционированию экономики;
- отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне;
- отсутствие в сфере потребительского рынка адекватной системы управления предпринимательской деятельностью.
Основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке
Таким образом, основные тенденции развития малого бизнеса на потребительском рынке будут заключаться в разрешении перечисленных выше проблем, в первую очередь, посредством реструктуризации всего сектора малого предпринимательства. В частности, в ближайшее время необходимым будет формирование полноценной инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, который действует, в том числе, в сфере потребительского рынка.
Эксперты рекомендуют государственным органам создать для субъектов малого предпринимательства льготные условия использования технологий, научно-технических разработок, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов. Это должно положительным образом сказаться на общей эффективности их деятельности, а именно – на качестве выпускаемой продукции и на уровне конкурентоспособности на мировых рынках.
Последнее направление, кстати, может быть поддержано посредством установления и развития торговых, научно-технических, производственных, информационных связей субъектов малого предпринимательства с партнерами их зарубежных государств.
Еще одно перспективное направление развития может быть связано с организацией для малых предприятий подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Малые предприятия уже довольно продолжительное время требуют установления упрощенного порядка регистрации, сертификации продукции, предоставления лицензий, государственной статистической и бухгалтерской отчетности. Ожидается, что с развитием информационно-коммуникационных технологий это должно произойти в ближайшее время.
Источник: spravochnick.ru
Потребители
· коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения.
Основу предпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средства производства. Из классической индивидуальной частной собственности, основанной на личном или наемном труде, постепенно развились другие, современные формы частной (не государственной) собственности:
Предпринимательский бизнес многообразен. Выделим три его основных компонента:
1) производство продукции (товаров, работ, услуг);
2) коммерцию (торговлю);
3) коммерческое посредничество.
Иногда бизнес сводят только к коммерции и посредничеству, особенно в России. Это обусловлено тем, что в настоящее время «делать деньги» в этих сферах легче. Коммерция и посредничество – необходимые компоненты рыночной экономики и бизнеса, но основу экономической жизни составляет производство. Поэтому важнейший компонент бизнеса – производство должно поощряться всеми доступными методами, как экономического, так и административного порядка.
Предпринимательский бизнес – один из элементов системы бизнеса. Бизнес шире по назначению, чем предпринимательство, поскольку бизнес включает действия не только предпринимателей, но и наемных работников, потребителей, государственных структур.
В рамках нашего учебно-методического пособия предметом описания будет выступать именно предпринимательство.
Потребители являются равноправными, а не пассивными или второстепенными участниками системы бизнеса, со своим деловым интересом (рис. 1.1).
Деловой интерес потребителей – приобретение товаров (работ, услуг) – реализуется посредством самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами на основе самостоятельного поиска контрагентов, по принципу максимизации прибыли.
Потребительский бизнес более подробно раскрывается в курсе «Маркетинг». Здесь мы лишь сформулируем самые общие особенности потребительского бизнеса:
1) потребительский бизнес отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений, так как осуществляется всеми гражданами;
2) потребительский бизнес отражает заинтересованность всех граждан в конечных результатах производства, т.е. эта деятельность направлена на поиск наилучших условий достижения этих результатов;
3) потребительский бизнес является стимулятором предпринимательского бизнеса, заставляя производителей считаться с запросами потребителей, воспринимать потребителей как естественных партнеров по бизнесу;
участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели в качестве потребителей продукции других предприятий. Это является важным фактором, балансирующим предпринимательские аппетиты каждого из бизнесменов (деловых людей).
Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги*. Она выступает в различных формах: индивидуальной, семейной, групповой, коллективной и др.
Частная (в различных формах) собственность на средства производства и частная (в различных формах) собственность на предметы потребления и услуги являются двумя взаимосвязанными компонентами деловых отношений.
Источник: studopedia.su
Потребительский кооператив, как структура поддержки малого и среднего предпринимательства
В России много структур поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).
Например, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ есть специальная Статья 15. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в которой все они перечислены, а АО «Корпорация МСП» ведёт единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором, по данным их сайта на сегодняшний день насчитывается 782 таких организации.
Также есть различные общественные организации по поддержке МСП: федеральные и региональные. (Кстати, в свое время, подобную региональную общественную организацию мне тоже довелось возглавлять).
Кроме того, есть уполномоченные по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмены) на федеральном и региональных уровнях власти.
И все они в меру своих сил и возможностей, конечно, же оказывают помощь и поддержку МСП.
Однако, мало кто знает, что любой потребительский кооператив (ПК), действующий по закону 3085-1 и осуществляющий некоммерческую деятельность (такие ПК мы называем условно НПК), может стать дополнительной структурой поддержки МСП, имея для этого организационный и экономический механизм, который недоступен некоторым (а может и большинству) структур поддержки МСП, о которых было сказано выше.
Чтобы приступить к рассмотрению и обсуждению данного механизма, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с предыдущей публикацией ( это здесь ) и решить задачу о потребительской выгоде или, хотя бы, подсмотреть решение этой задачи.
Если Вы это сделали, тогда начнем!
В качестве примера рассмотрим «мясной проект».
Допустим, что есть организации МСП: магазины, столовые/кафе/рестораны, фабрики-кухни и т.д. в разных ОПФ: ИП, ООО, АО, ПО, ПК, ПрК с различными системами налогообложения.
Одним из видов деятельности этих структур МСП является продажа мяса и/или мясных изделий. Магазины, столовые/кафе/рестораны, фабрики-кухни закупают мясо у производителей мяса «по факту», допустим, по 500 руб. за кг. (условная средняя цена).
Что произойдет, когда магазины, столовые/кафе/рестораны, фабрики-кухни и производителей мяса объединятся в НПК?
Подробности рассказаны в бесплатной мини-книге
Валерия Борисовича,
основателя проекта «Центр развития потребительской кооперации»,
потомственного кооператора,
имеющего многолетний опыт в потребительской и производственной кооперации,
а также предпринимательской, общественной и организационной деятельности:
Чтобы получить мини-книгу,
введите свой e-mail и подтвердите подписку:
Подобные схемные решения и финансовые модели с использованием НПК (потребительского кооператива, действующий по закону 3085-1 и осуществляющего некоммерческую деятельность) можно разработать для большинства сфер производственной или строительной деятельности.
Так что, обращайтесь, кто в наше непростое время ищет варианты для сохранения бизнеса или его развития.
Также эта информация будет полезна тем, кто поймет, что потребительский кооператив, действующий по закону 3085-1 и осуществляющий некоммерческую деятельность (НПК) — это дополнительная структура поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кто и что мешает создать таких дополнительных структур поддержки малого и среднего предпринимательства не 782, а хотя бы около 20 тысяч (примерное число муниципальных образований в России)?
Кроме желания и некоторых организационных способностей — никто и ничто!
Источник: ucpotrebkoop.ru