Примеров применения концепции SCM для успешного ведения бизнеса на сегодняшний день достаточно много (таблица 1.5). При этом встречаются два наиболее распространенных типа объединения предприятий в цепочки поставок – стратегическая кооперация в области закупок и стратегическая кооперация в области производства (субконтрактинг, аутсорсинг).
В России кооперация на принципах SCM формируется в основном на предприятиях судо-, авиа- и машиностроения, где наибольшее распространение получила идеология CALS-технологий (непрерывности поставок продукции и поддержки ее жизненного цикла), базирующихся на разработках в области создания систем информационной поддержки «процессов, протекающих в ходе всего жизненного цикла продукции и ее компонентов», а также в торговле.
К примеру, активное продвижение торговой сети «Перекресток» в регионы побудило ее руководство заняться масштабной модернизацией устоявшейся системы логистики посредством построения эффективной системы управления цепочками поставок на основе SCM, используя мировой опыт, и в частности, опыт компании i2. По истечении 6 месяцев работы системы SCM (решение Exceed 4000) в распределительном центре «Пятерочки» коэффициент использования складских площадей вырос на 40%, точность сборки заказов увеличилась в 7,5 раз (до внедрения системы при сборке заказов ошибка составляла 5%, а после внедрения – 0,65%), на 25% увеличилась эффективность работы персонала и складской техники. В результате к лету 2004 г. «Пятерочка» получила возможность выйти на более глобальный уровень координации товарно-транспортных потоков.
УТП для любого бизнеса! Как найти свое УТП? Примеры эффективных УТП!
Таким образом, концепция управления цепочкой поставок в настоящее время имеет чрезвычайно важное значение как для крупных зарубежных и отечественных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса, поскольку участие предприятия в логистической цепи позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на ключевых компетенциях, а это – один из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках. В то же время чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, организация должна демонстрировать высокие результаты каждый день. Это напоминает игру в гольф – как бы хорошо вы не играли, в любом случае у вас остаются резервы для повышения своего мастерства.
Источник: uch.click
Инновации и Бизнес
Сайт для тех, кто хочет сделать свой бизнес современным и совершенным
Практический пример комплексного совершенствования деятельности предприятий
Теоретическая и методологическая части настоящей методики позволяют перейти к практическим аспектам комплексного совершенствования деятельности предприятий.
Универсального алгоритма действий, приемлемого для внедрения предлагаемой модели комплексного совершенствования деятельности предприятий на абсолютно всех предприятиях, объективно не существует. Тем не менее в рамках практической части настоящей методики за основу целесообразно взять типичное отечественное предприятие среднего бизнеса и на его основе показать, каким образом предлагаемую модель можно внедрить на практике.
Типичное производственное предприятие среднего бизнеса (далее мы будем условно называть его ООО «Типичное предприятие») в общем случае имеет организационную структуру, представленную на рис. 25 сверху.
В рамках предлагаемой модели комплексного совершенствования деятельности предприятия нам необходимо, во-первых, внедрить новую организационную структуру, представленную на рис. 25 снизу, во-вторых, перевести ООО «Типичное предприятие» на процессное управление, системы «таргет-костинг» и «кайдзен-костинг», а также принципы Бережливого производства и Всеобщего управления качеством ( TQM ) и, в-третьих, внедрить прочие важные бизнес-процессы.
Порядок осуществления соответствующих практических мероприятий может быть различным, но оптимальным – в общем случае – представляется тот, что показан в виде алгоритма на рис. 26 и изложен в следующей за ним описательной части.
Поскольку речь идёт о типичном отечественном предприятии, в рамках подготовительного этапа мы, в частности, устанавливаем, что в ООО «Типичное предприятие» практикуются в основном традиционные, характерные для большинства современных предприятий методы ведения бизнеса, а именно применяется традиционная функционально ориентированная система управления предприятием:
- предприятие имеет отделы (производственно-технический, снабжения, сбыта, транспортный, коммерческий, бухгалтерию и т.д.), производственные цеха, склад сырья, склад готовой продукции, вспомогательные службы и пр.;
- управление предприятием осуществляется вертикально – путём отдачи приказов, распоряжений и указаний сверху вниз в порядке подчинённости;
- главным исполнительным органом предприятия является генеральный директор;
- руководство по направлениям деятельности осуществляют руководители отделов, за производство отвечает главный инженер;
- наиболее эффективные передовые подходы и методы (таргет-костинг, кайдзен-костинг, Бережливое производство, Всеобщее управление качеством (TQM), процессный подход, бенчмаркинг, омниканальность и др.) на предприятии не применяются;
- логистика и УЦП в единую функцию не интегрированы.
Такова на сегодняшний день типичная картина на большинстве российских предприятий.
На основе установленных исходных данных мы можем заключить, что совершенствование деятельности предприятия следует проводить в форме реинжиниринга бизнес-процессов. Тем не менее при разработке концепции и плана мероприятий по совершенствованию структуры и бизнес-процессов предприятия мы должны исходить из того, что это действующее предприятие, выполняющее текущий объем заказов; все работники заняты выполнением своих трудовых обязанностей; производственные, логистические и иные задачи спланированы по времени; сбои недопустимы. Соответственно, концепцию и план мероприятий в рамках подготовительного этапа мы строим, во-первых, с учётом уже существующей структуры предприятия, а во-вторых, путём последовательной серии небольших, постепенных изменений, которые в совокупности дадут нам эффект реинжиниринга бизнес-процессов.
Важен порядок внедрения новых систем, подходов и методов (см. выше рис. 26).
Первым мероприятием при любых обстоятельствах является создание «штаба» предприятия – отдела планирования и контроля БП и управления качеством.
Далее начинают постепенно внедряться методы и инструменты Бережливого производства и Всеобщего управления качеством. Внедрение соответствующих методов и инструментов – процесс весьма долгий, займёт много лет, и отдача от них проявится далеко не сразу, но начинать оптимизацию целесообразно именно с них.
Далее возможны различные варианты действий:
1) | внедрение таргет- и кайдзен-костинга, а затем постепенное внедрение процессного подхода; |
2) | внедрение процессного подхода, а затем таргет- и кайдзен-костинга (именно такой вариант представлен в алгоритме на рис. 26); |
3) | внедрение таргет-костинга, затем процессного подхода и далее кайдзен-костинга. |
Вероятно, возможны и иные комбинации. Всё зависит от конкретных обстоятельств, специфики производства и иных факторов.
При любых вариантах действий разумным представляется создать в первую очередь «штаб» предприятия – отдел планирования и контроля БП и управления качеством, который в рамках мероприятий первого этапа и определит точный порядок действий.
Важно также понимать, что таргет-костинг и кайдзен-костинг необязательно внедрять одновременно. Например, если новой продукции нет, то целесообразно сначала внедрять кайдзен-костинг – применительно к уже выпускаемой продукции. Основными инструментами выполнения кайдзен-задач и специальных бюджетов постоянных затрат будут методы и инструменты Бережливого производства и Всеобщего управления качеством (TQM).
Если же имеется новая продукция, то таргет-костинг можно внедрять сразу, поскольку, как уже отмечалось ранее, ключевыми факторами при его реализации являются функционально-стоимостный анализ ( ФСА ), развёртывание функции качества ( QFD ), профессионализм инженеров-разработчиков новой продукции и вовлечённость всех работников предприятия в процесс.
Все остальные передовые (инновационные) системы и подходы внедряются через соответствующие бизнес-процессы (см. Приложение 1 «Краткое описание наиболее значимых бизнес-процессов»).
На реализацию всех указанных выше мероприятий потребуется несколько лет, главное при этом – делать всё постепенно и пошагово, чтобы всегда оставалась возможность своевременно скорректировать предпринятые ранее действия и не плодить ошибок на дальнейших этапах.
В случае успешной реализации указанных выше мероприятий с большой долей вероятности можно прогнозировать следующее:
- организационная структура ООО «Типичное предприятие» будет простой, логически выстроенной и интуитивно понятной;
- система управления ООО «Типичное предприятие» будет гибкой, адаптивной к любым изменениям и удобной для контроля;
- системы «таргет-костинг» и «кайдзен-костинг», равно как и принципы Бережливого производства и Всеобщего управления качеством (TQM), после их внедрения на предприятии и вовлечения в процесс всего коллектива работников принесут весомые плоды в виде снижения себестоимости, сокращения сроков производства и повышения качества продукции;
- конкурентные позиции ООО «Типичное предприятие» на рынке непременно улучшатся, причём значительно.
Порядок применения систем «таргет-костинг» и «кайдзен-костинг» описан в следующем разделе 3.2.
Сайт «Инновации и Бизнес», 2018–2022
Цитирование, перепечатка и иное распространение материалов сайта приветствуются, но с обязательной ссылкой на сайт «Инновации и Бизнес»
Читайте специальную методику комплексного совершенствования деятельности предприятий
Источник: inbsn.ru
Практические примеры BPM — проект ВШЭ
Практические примеры BPM — это то, чего читатели просят больше всего. Как хорошо, что уже второй год подряд проходит конкурс «BPM проект года», где участвуют большие и маленькие компании и на реальных примерах показывают пользу от BPM. В этой статье разберем материалы победителя BPM-проект года 2018 — Высшей Школы Экономики. В конце поста видео и текстовые материалы от исполнителей проекта в ВШЭ.
Компания
ВШЭ это один самых больших университетов в России, 40 тысяч студентов и 7000 преподавателей. 120 айтишников и 1000+ серверов.
Практические примеры BPM — характеристика организации
Проблема, которую решали BPM-ом
ВШЭ рассматривает себя как сервисную организацию, т.е. вообще всем, кто участвует в процессах, нужно оказывать сервисы. Реализовывать сервисы удобно через бизнес-процессы и BPM подход. Например, преподавателей надо уводить в отпуск, ученикам пересчитывать оплату и так далее.
Вот эти проблемы хотели решить в ВШЭ
А еще в ВШЭ больше 200 информационных систем. Поэтому преподаватели не понимали правил работы административных служб, исполнители услуг делали лишние действия, начальники не имели возможность менять процессы, а руководители блоков постоянно были в оперативной текучке.
Что решили делать
Решили внедрить BPM-систему, которая выдержит 1 млн. пользователей, работает на смартфонах и легко дорабатывается.
Первым делом решили автоматизировать сервисы, которые массовые и проблемные.
Еще придумали правила, по которым задумали работу сервисов-процессов:
- Всегда ставится оценка от пользователя
- Руководители получают премии за количество и оперативность оказанных услуг
- Каждая низкая оценка — повод для разбирательства
- Лучшие исполнители получают 50% зарплаты как бонус
- Худшие исполнители переводятся на другую деятельность
Еще решили процессы «выпрямлять», т.е. убирать лишние петли, развилки. Из части процессов убрали руководителей как участников вообще.
Что в итоге решили делать
Какие проблемы возникли на проекте
- Сложно было привить доверие к электронным системам — этого достигали за счёт пиара систем, электронных каналов уведомления, запрета бумажных регламентов.
Процессы очень быстро менялись — с этим боролись удобной системой автоматизации(K2), где можно быстро перенастроить. Еще привлекали внешних экспертов.
С чем столкнулись на проекте BPM в ВШЭ
Результаты
- 96% заявок на сервисы оценивают на 4 и 5.
- Сократили время на получение услуг.
- Теперь любого сотрудника можно оценить на фактических данных.
- Сотрудникам стало легче работать.
- Теперь руководителям поняты слабые места в процессах, незагруженные исполнители тоже видны.
- Автоматизировали более 300 бизнес-процессов из финансовой, научной, учебной деятельности предприятия и они постоянно улучшаются.
Технологии
Использовали K2, базу данных MS SQL, Java, .Net Core, Angular
Пример использования конструктора форм K2
Моё мнение о проекте
Хотя с точки зрения технологий проект масштабный, самое важное тут — готовность людей в организации потратить на такой проект время и деньги, а так же понимание потенциальной выгоды.
Обратите внимание на организационные изменения:
- Выпрямили процессы
- Убрали руководителей из процессов
- Ввели большие премии за результат
- За плохой результат меняют людям сферу занятости
- Дали возможность управлять процессом руководителям, а не быть в нём участником
- Собирают оценку от клиентов по каждой услуге
Для таких изменений не нужна автоматизированная система, это изменения в голове руководителей.
Что мешает вашей организации заняться такими изменениями? Пишите в комментарии
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: bpmn2.ru