Изменение правил такси-перевозок вышло на уровень Госдумы. Повысится ли безопасность и подорожают ли поездки, разбирался Лайф.
13 июня 2022, 21:40
Плата за перевозку
В стране должен быть введён единый для всех легковых такси принцип расчёта оплаты за перевозку. Как следует из законопроекта, каждая поездка пассажира в такси будет признаваться публичным договором фрахтования, а плата по этому договору должна начисляться одним из двух способов:
- либо службой заказа или компанией-перевозчиком (в этом случае она должна быть оглашена заранее);
- либо по таксометру, который должен быть установлен в машине и показывать стоимость за единицу пробега и (или) единицу времени. То есть, допускается возвращение старых добрых счётчиков.
Тарифы на такси теперь формируются по-новому
В законопроекте предусматривается, что все тарифы должны быть заранее доступны пассажиру и опубликованы или на сайте компании-перевозчика, или на сайте той службы заказа, которой пользуется водитель такси.
При этом допускается, чтобы система тарифов могла отражать стоимость отдельной перевозки исходя из времени суток, дня недели, класса комфортности автомобиля и других значимых параметров, однако в этом случае должны быть указаны все условия применения каждого тарифа.
А для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предусматривается право городских властей устанавливать базовый (минимальный) таксотариф.
— Если данный законопроект будет принят, то, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Водители не смогут самостоятельно поднять тариф просто потому, что в данную минуту в том месте, где они находятся, приложение агрегатора показывает повышенный спрос. А все остальные злоупотребления будут в фокусе антимонопольной службы.
Новые требования к водителям такси
Разработанные в Правительстве новации предполагают, что разрешение на занятие перевозкой смогут получить не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые при условии заключения договора со службой заказа такси. При этом водитель должен не только иметь категорию B, но и водительский стаж не менее трёх лет, а ещё пройти аттестацию на знание, где на территории субъекта РФ расположены органы власти, памятники истории, больницы и т.д.
Также, для того чтобы работать водителем такси, кроме удовлетворительных медицинских показателей необходимо отсутствие проблем с рядом судимостей (эти положения регламентированы ранее принятыми поправками в Трудовой кодекс и другие федеральные законы). К управлению таксомотором не может быть допущен человек, который:
- дважды подряд на протяжении года был лишён прав или подвергался аресту за нарушения правил дорожного движения;
- имеет три неоплаченных штрафа за нарушение правил дорожного движения.
Кроме того, в законопроект внесено положение, предлагающее отрегулировать вопросы солидарной ответственности службы заказа легкового такси за всякий вред, причинённый пассажирам или другим участникам движения в результате дорожно-транспортных происшествий.
Для справки: в настоящее время служба заказа юридически не имеет отношения к самой перевозке и потому не несёт при аварии гражданской ответственности.
Новые требования к машинам такси
В проекте установлены требования к внешнему виду машин, используемых для перевозок такси.
Во-первых: каждый автомобиль должен иметь на кузове «шашечки» (композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке), а на крыше — оранжевый фонарь.
Во-вторых: цвет кузова таксомотора устанавливается на законодательном уровне субъекта РФ.
В-третьих: в салоне машины должны размещаться информация о перевозчике и указываться контактный номер для подачи жалоб.
В-четвёртых: в салоне добавится устройство контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя. Технические характеристики устройства будут введены специальными актами Правительства РФ.
О таком наборе требований к таксистам и их «коням» весьма положительно отзываются в правоохранительных органах, так как считают, что предложенные новации способны повысить безопасность, — об этом рассказал Лайфу собеседник в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве.
— Такие поправки позволят выключать из работы в такси злостных нарушителей и технически неисправные машины, что является несомненным плюсом прежде всего для перевозимых пассажиров, — заметил сотрудник ГИБДД.
Но несколько иной точки зрения придерживаются таксисты-профессионалы, которые указывают на проблему с недопуском из-за штрафов.
— Конечно, за рулём такси не должен находиться злостный нарушитель, но вопрос о количестве неоплаченных штрафов требует конкретизации, — уверен водитель «Яндекс.Такси» Роман Широков.
Ведение журнала заказов такси и хранение данных
Для того чтобы контрольные функции работали, в законопроекте предусмотрена норма, в соответствии с которой перевозчик обязан хранить сведения о времени вызова, продолжительности рейса, начальном и конечном пунктах маршрута, а также телефонный номер, с которого вызывали такси. Данная информация должна сохраняться в электронном или бумажном виде не менее полугода, а также указано, что агрегаторы будут обязаны передавать ФСБ автоматизированный удалённый доступ к своим информационным системам и базам данных в порядке, который установит Правительство России.
Создание региональных реестров такси
Чтобы закон работал без сбоев, предполагается создание федеральной государственной информационной системы реестров легкового такси, в рамках которой органы исполнительной власти РФ будут иметь возможность формировать три вида реестров:
- региональный реестр перевозчиков легковыми такси — то есть список всех организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, оказывающих услуги такси;
- региональный реестр служб заказа такси — это перечень организаций-посредников, передающих вызовы конкретным водителям или организациям-перевозчикам;
- региональный реестр легковых такси, содержащий сведения о транспорте, который перевозчик вправе использовать.
Предполагается, что из данных реестров будет сразу виден статус разрешения на перевозку (аннулировано, приостановлено и возобновлено) и может ли эксплуатироваться конкретный транспорт для услуг по платному извозу. При этом работать перевозчик сможет только на территории того региона, где выдано разрешение.
Особенности работы такси в городах федерального значения
Авторы законопроекта отмечают, что количество таксомоторов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе оказывает критическое влияние на транспортную обстановку и в связи с этим предлагается разрешить властям этих трёх регионов вводить свои нормы максимального количества машин такси, которым разрешено действовать на их территории.
Помимо того, поправки предполагают возможность администрации этих регионов устанавливать места для предложения услуг такси и особенности организации перевозок такси в аэропортах и на вокзалах.
По-видимому, такой подход должен разгрузить парковки в местах критически важной инфраструктуры и отрегулировать извечный вопрос присутствия навязчивых вокзально-аэропортовых бомбил.
Источник: life.ru
Новый закон о такси 2022: как изменятся требования к таксопаркам и водителям
Каким станет законодательство в сфере такси в 2022 году? Какие изменения уже приняты, и чего нам ожидать? Известно, что Минтранс планирует провести масштабные реформы в транспортной отрасли, в том числе и среди таксопарков. В этой статье мы постараемся ответить на самые актуальные вопросы и помочь вам подготовиться к новым изменениям в сфере такси.
У вас бизнес такси?
Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность
Новости закона о такси 69-ФЗ: какие законы регулируют отрасль сейчас
- ФЗ № 69 «О такси».
- ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».
Изменения будут внесены преимущественно в эти законы, но в первую очередь — в Федеральный закон о такси ФЗ-69.
Какие положения закона о такси действуют на данный момент
С 2019 года изменения в законе о пассажирских перевозках 2019 года устанавливают ряд требований к работе водителей и таксопарков. В частности:
- Работать таксопарки и водители могут только при наличии лицензии;
- Все расчеты с пассажирами проводятся при помощи онлайн-кассы;
- Увеличен срок действия лицензии службы такси – до 5 лет;
- Региональные органы осуществляют контроль за деятельностью таксопарков и перевозчиков.
Новые положения закона о такси в 2022 году
Прежде всего, изменения касаются деятельности агрегаторов и самозанятых водителей. Пройдемся по основным пунктам изменений:
- В России будет создан единый реестр таксопарков и транспортных перевозчиков – так называемый «Кодекс таксиста». Чтобы попасть в этот реестр, водителю придется получить персональный ID и соответствовать определенным требованиям, устанавливаемых законодательством о пассажирских перевозках.
- Заявку на внесение своей службы такси в единый реестр перевозчик будет подавать самостоятельно.
- Повышается ответственность таксистов и перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров, а также за сохранность их имущества.
- Антимонопольным законодательством планируется ограничивать рост цен на пассажирские перевозки и создать здоровую конкуренцию агрегаторам. И все же предварительно ожидается рост стоимости поездки примерно на 10-15%. Увеличится и комиссия агрегаторов по отношению к водителям, которые работают с их приложением. Именно поэтому многим водителям будет выгоднее работать с таксопарками
- Все водители такси, судимые по уголовным статьям, будут отстранены от работы. Уже в сентябре 2022 года начнутся масштабные проверки, таких водителей перестанут допускать к поездкам, а до 2023 года планируется проверить всех таксистов на наличие непогашенной судимости.
- Самозанятые водители смогут работать только при условии заключенного договора с одним из таксопарков или с агрегатором. При этом именно таксопарк или агрегатор будет нести ответственность за вред, причиненный самому пассажиру или его имуществу.
- Мобильное приложение можно будет использовать в качестве таксометра, для расчета расстояния, пройденного такси за один заказ. Показания приложения могут быть узаконены.
Закон о такси: требования к таксопаркам
1. Работа таксопарка должна быть лицензирована. Лицензию или разрешение на работу можно получить в Минтранспорте или в Департаменте дорожного хозяйства, контролирующем область или регион. Кроме того, лицензию можно оформить на сайте Госуслуг:
(о том, как подать заявление на лицензию на сайте Госуслуг подробно написано в статье № ФЗ-69)
Лицензия действительна в течение 5 лет и должна храниться в каждой машине таксопарка – ее может запросить для проверки сотрудник ДПС или другого контролирующего органа.
2. Работа службы такси ведется в соответствии с договором фрахтования. Он предусматривает обязательное фиксирование данных о поездке: время, номер заказа, место подачи машины. Также клиент должен получить уведомление о подаче машины. Например, «Едет черный Хендай X342VU265» 3 км около 2 минут.
Водитель – Остапов Петр Федорович». В спорной ситуации, согласно условиям договора фрахтования, пассажир или водитель могут поднять данные заказа и прояснить все детали и нюансы.
В соответствии с этим договором:
3. Все автомобили такси должны быть оформлены определенным образом: на борту – контрастные «шашечки» (отдельного закона об оклейке такси нет, но шашечки должны быть обозначены), на крыше – оранжевый опознавательный фонарь, в салоне – краткая информация о таксопарке, номер, ФИО водителя. Каждый автомобиль должен быть оборудован таксометром.
4. Все службы такси с 2021 года в обязательном порядке работают с онлайн-кассами и выдают пассажирам чек по окончании поездки. Для работы таксопарк заключает договор с оператором фискальных данных, и вся информация о платеже передается в органы Федеральной Налоговой Службы. Подробнее об онлайн-кассах в такси читайте в нашей статье.
Онлайн-касса в автомобиле такси
Закон о такси: требования к водителю такси
Большая часть требований к водителям такси сейчас находится на рассмотрении. В настоящий момент в отношении таксистов действуют следующие требования:
- Наличие действующей лицензии;
- Водительский стаж не менее 3 лет;
- Возраст от 21 года;
- Владение русским языком;
- Гражданство СНГ.
Если водитель выполняет работу на собственном автомобиле, есть специальные требования к автомобилям такси:
- Автомобиль не старше 6 лет;
- Оборудован рулем для левостороннего движения и датчиками ГЛОНАСС;
- С российскими номерами;
- С оформленным полисом ОСАГО.
Кроме того, перед выходом на работу, водитель должен ежедневно проходить медицинский осмотр и проводить техосмотр автомобиля, а также своевременно осуществлять ремонтные и профилактические работы транспортного средства.
В настоящее время законодательство в сфере пассажирских перевозок постоянно дорабатывается и ужесточается, но все его требования направлены на повышение безопасности пассажиров и их имущества, а также за введение новой ответственности к перевозчикам. Снижение монополии агрегаторов, работа с проверенными и надежными водителями и хорошее техническое состояние автомобилей – вот конечный результат, на который направлены изменения закона о такси в 2022 году.
Остались вопросы?
Оставьте заявку на консультацию, и мы расскажем о последних новостях закона и о том, как службе работать законно.
Источник: www.taximaster.ru
Автомобиль
Общие требования необходимы для всех тарифов. Для тарифа Бизнес существуют дополнительные правила и рекомендации.
- В багажнике можно хранить только детское кресло, верхнюю одежду и зонт. Остальное место должно быть свободным для багажа пассажира.
- Следите, чтобы в салоне не было посторонних запахов. Если используете ароматизаторы, пожалуйста, выбирайте нейтральные.
- Всегда имейте в машине несколько новых бутылок воды без газа, 0,3–0,5. Между поездками проверяйте бутылки и заменяйте открытые на новые.
- Опустите подлокотник на заднем сиденье.
- Максимально задвиньте переднее пассажирское сиденье и поднимите спинку, чтобы сзади было больше места.
- Поддерживайте комфортную температуру в салоне с помощью кондиционера или климат-контроля — она должна быть от 20 до 22 градусов.
- Поставьте беззвучный режим и отключите уведомления на телефоне.
- Для тарифа « Комфорт+ » — в машине всегда должны быть зарядные устройства для смартфонов на iOS и Android: micro USB, Type-C и Lightning.
Источник: city-mobil.ru