Отношения в сфере бизнеса регулируются правовыми нормами, включающими четыре источника: Конституцию, текущее законодательство, судебные решения и правила, положения и решения административных органов. если исходить из того, что административные органы являются составной частью исполнительной власти правительства, то совокупность правовых норм исходит из наличия трех властей.
Конституция является основным источником права. В се остальные законы, написанные или ненаписанные, не должны противоречить ей. В противном случае они не имеют юридической силы. Конституции регионов создаются по образу федеральной конституции и обеспечивают ту же организацию государственной власти, разделяя ее на исполнительную, законодательную и судебную. Для обеспечения организации государственной власти конституция определяет права и функции различных властей.
Исторически существовало различие между федеральной конституцией и конституциями регионов. Федеральная конституция расписывает полномочия федерального правительства, а конституции регионов — полномочия правительства региона, ограниченные по сравнению с федеральными.
📔Кодекс предпринимателя. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Законодательство, принятое Советом Федерации или законодательным органом региона, обычно называется шкопобательпым актом. Собрание норм в одной отрасли права на всех уровнях государственной власти называются кодексами, которые являются вторым источником права.
Судебные решения — это третий основной источник права, часто называемый общим правом. Суды устанавливают правовые нормы. Это является частью процесса решения судебных дел и споров, стоящих перед судами. Прецедентное право, создаваемое в результате данного процесса, основывается на доктрине, известной как доктрина судебного прецедента.
Принцип доктрины судебного прецедента заключается в том, что предварительные решения предусматривают прецеденты, которым нужно следовать в последующих делах, имеющих тот же вопрос права. Другими словами, если норма права была объявлена в результате судебного решения, то она используется для решения схожих дел в будущем. Судебные решения обязательно создают новые прецеденты там, где нет законодательства или нет толкования законодательства.
Когда суд решает судебное дело, в частности по апелляции нижнего суда, он записывает судебное решение, излагающее причины принятия своего решения. Из записанных судебных решений могут быть выведены нормы права, которые составляют совокупность, называемую прецедентным или общим правом. Все судебные дела, по которым были записаны решения, полезны для их правового изучения и обобщения, так как они являются статутными положениями законодательных органов.
Общее право через прецеденты регулирует множество вопросов, подлежащих разрешению судом, и вносит стабильность во многие сферы права. Опираясь на него, юридические и частные лица могут действовать с обоснованной определенностью, руководствуясь известными предварительными решениями относительно своего поступка.
Судебная система устанавливает преимущественное положение одних источников права по сравнению с другими. Конституции имеют преимущество над законодательными актами, а законодательные акты — над принципами общего права, которые устанавливаются в решениях суда. Суды не обратятся к закону для решения судебных дел, если законодательный акт напрямую имеет отношение к рассматриваемому вопросу.
Видеоурок 5. Правовые основы предпринимательской деятельности. Обществознание 11 класс
Четвертым источником права является административное право. Этот источник представляет собой правила, положения, сходные с законодательными актами, а также с решениями судебных дел.
Право выступает в качестве структуры общественного управления, и его составные части являются методами общественного управления. Однако оно не является единственным в системе методов управления обществом. Кроме права другие факторы влияют на поведение личности и организаций. Наиболее важными из них являются экономические принципы, этические нормы и оценка компанией или фирмой своей ответственности перед обществом. Право взаимодействует с экономикой, этикой и общественной ответственностью при воздействии на решения, принимаемые в бизнесе.
Силы и факторы, которые влияют на деловые решения и поступки физического или юридическою лица, часто совместимы и согласуются друг с другом. Право обеспечивает основу этических норм, в шторой оно часто различает правомерное и неправомерное. Однако цели и принципы права и экономики, права и этических норм, экономики и этических норм иногда бывают противоречивыми. Например, в экономике может сложиться ситуация, при которой конкурентам желательно составить договор о фиксировании цен на одинаковую продукцию. Часто говорят, что право обеспечивает основу для действия других факторов, благоприятных или отрицательных для взаимодействующих сторон.
Экономическая система, с одной стороны, стимулирует, а с другой — сдерживает решения личности, деловые решения и поступки. Фактически большинство решений базируется на экономических последствиях рассматриваемого поступка. Мотив получения выгоды и возмещения играет такую же огромную роль в большинстве решений, как и правовые аспекты.
Наша экономическая система опирается на миллионы людей и тысячи предприятий, ежедневно принимающих много решений. При этом они исходят из того, что возмещение экономических расходов и мотив получения выгоды являются лучшим средством регулирования деловой деятельности. Игнорирование правовых норм в ряде случаев приводит к печальным последствиям.
Этические нормы также очень важны при принятии деловых решений и в управлении поведением людей. Этика часто определяется как имидж, завоеванный культурой бизнеса. Если закон требует или запрещает какие-либо действия, то этика обеспечивает систему ценностей. Этические ценности необходимы, если люди хотят жить в свободном обществе. Высокие этические нормы являются фундаментом, на котором строятся вера и доверие.
Сегодня многие деловые ассоциации, а также профессиональные группы, приняли кодексы этики. Хотя они не имеют силы закона, сотрудники данных фирм, члены профессиональных групп и государственные служащие должны подчиняться им. Это подчинение, которое по закону не мотет быть принудительным, в действительности является сертификатом профессии.
Смотрите также:
Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права.
Таково, например, коммерческое право, совокупность норм которого образуется преимущественно из норм хозяйственного, гражданского и финансового.
Институт предпринимательского права — совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений.
3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия.
Управление деловой карьерой работников Предприятия.
Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские
Управление деловой карьерой работников Предприятия.
Государственная поддержка малого бизнеса. Глава 17.
Содержание предмета правового регулирования в значительной мере определяет специфику содержания правового регулирования, в конечном счете, структуру права.
Следовательно, метод — это совокупность юридических способов правового регулирования.
Источник: bibliotekar.ru
13.1. совокупность правовых норм регулирования бизнеса
13.1. совокупность правовых норм регулирования бизнеса: Бизнес-планирование, В. М. Попов, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривается плановый характер деятельности предприятия, выбор и реализация бизнес-проекта, профессиональная поддержка и сопровождение бизнеса, разработка и мониторинг бизнес-плана, антикризисное планирование и управление компанией, механизм банкротств
13.1. совокупность правовых норм регулирования бизнеса
Отношения в сфере бизнеса регулируются правовыми нормами, включающими четыре источника: Конституцию, текущее законодательство, судебные решения и правила, положения и решения административных органов. Если исходить из того, что административные органы являются составной частью исполнительной власти правительства, то совокупность правовых норм исходит из наличия трех властей.
Конституция является основным источником права. Все • остальные законы, написанные или ненаписанные, не должны противоречить ей. В противном случае они не имеют юридической силы. Конституции регионов создаются по образу федеральной конституции и обеспечивают ту же организацию государственной власти, разделяя ее на исполнительную, законодательную и судебную.
Для обеспечения организации государственной власти конституция определяет права и функции различных властей. Исторически существовало различие между федеральной конституцией и конституциями регионов. Федеральная конституция расписывает полномочия федерального правительства, а конституции регионов полномочия правительства региона, ограниченные по сравнению с федеральными.
Законодательство, принятое Советом Федерации или законодательным органом региона, обычно называется законодатель-
иым актом. Собрание норм в одной отрасли права на всех уровнях государственной власти называются кодексами, которые являются вторым источником права.
Судебные решения зто третий основной источник права, часто называемый общим правом. Суды устанавливают правовые нормы. Это является частью процесса решения судебных дел и споров, стоящих перед судами. Прецедентное право, создаваемое в результате данного процесса, основывается на доктрине, известной как доктрина судебного прецедента.
Принцип доктрины судебного прецедента заключается в том, что предварительные решения предусматривают прецеденты, которым нужно следовать в последующих делах, имеющих тот же вопрос права. Другими словами, если норма права была объявлена в результате судебного решения, то она используется для решения схожих дел в будущем. Судебные решения обязательно создают новые прецеденты там, где нет законодательства или нет толкования законодательства.
Когда суд решает судебное дело, в частности по апелляции нижнего суда, он записывает судебное решение, излагающее причины принятия своего решения. Из записанных судебных решений могут быть выведены нормы права, которые составляют совокупность, называемую прецедентным или общим правом. Все судебные дела, по которым были записаны решения, полезны для их правового изучения и обобщения, так как они являются статутными положениями законодательных органов.
Общее право через прецеденты регулирует множество вопросов, подлежащих разрешению судом, и вносит стабильность во многие сферы права. Опираясь на него, юридические и частные лица могут действовать с обоснованной определенностью, руководствуясь известными предварительными решениями относительно своего поступка.
Судебная система устанавливает преимущественное положение одних источников права по сравнению с другими. Конституции имеют преимущество над законодательными актами, а законодательные акты над принципами общего права, которые устанавливаются в решениях суда. Суды не обратятся к закону для решения судебных дел, если законодательный акт напрямую имеет отношение к рассматриваемому вопросу
Четвертым источником права является административное право. Этот источник представляет собой правила, положения, сходные с законодательными актами, а также с решениями судебных дел.
Право выступает в качестве структуры общественного управления, и его составные части являются методами общественного управления. Однако оно не является единственным в системе методов управления обществом. Кроме права другие факторы влияют на поведение личности и организаций. Наиболее важными из них являются экономические принципы, этические нормы и оценка компанией или фирмой своей ответственности перед обществом. Право взаимодействует с экономикой, этикой и общественной ответственностью при воздействии на решения, принимаемые в бизнесе.
Силы и факторы, которые влияют на деловые решения и поступки физического или юридического лица, часто совместимы и согласуются друг с другом. Право обеспечивает основу этических норм, ь которой оно часто различает правомерное н неправомерное. Однако цели и принципы права и экономики, права и этических норм, экономики и этических норм иногда бывают противоречивыми. Например, в экономике может сложиться ситуация, при которой конкурентам желательно составить договор о фиксировании цен на одинаковую продукцию. Часто говорят, что право обеспечивает основу для действия других факторов, благоприятных или отрицательных для взаимодействующих сторон.
Экономическая система, с одной стороны, стимулирует, а с другой сдерживает решения личности, деловые решения и поступки. Фактически большинство решений базируется на экономических последствиях рассматриваемого поступка. Мотив получения выгоды и возмещения играет такую же огромную роль в большинстве решений, как и правовые аспекты.
Наша экономическая система опирается на миллионы людей и тысячи предприятий, ежедневно принимающих много решений. При этом они исходят из того, что возмещение экономических расходов и мотив получения выгоды являются лучшим средством регулирования деловой деятельности. Игнорирование правовых норм в ряде случаев приводит к печальным последствиям.
Этические нормы также очень важны при принятии деловых решений и в управлении поведением людей. Этика часто определяется как имидж, завоеванный культурой бизнеса. Если закон требует или запрещает какие-либо действия, то этика обеспечивает систему ценностей. Этические ценности необходимы, если люди хотят жить в свободном обществе. Высокие этические нормы являются фундаментом, на котором строятся вера и доверие.
Сегодня многие деловые ассоциации, а также профессиональные группы, приняли кодексы этики. Хотя они не имеют силы закона, сотрудники данных фирм, члены профессиональных групп и государственные служащие должны подчиняться им. Это подчинение, которое по закону не может быть принудительным, в действительности является сертификатом профессии.
Источник: uchebnik.biz
Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности
Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности
Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.
Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст. 1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.
Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:
- принцип законности;
- принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
- принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
- принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
- принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
- принцип свободы договора.
Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.
Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст.
34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.
Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).
Прямое государственное регулирование выражается:
- в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
- установлении запретов;
- применении мер ответственности.
Косвенное государственное регулирование выражается:
- в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.
Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.
Метод правового регулирования предпринимательского права
Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.
Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:
- метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
- метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
- метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.
Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).
Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.
Источник: jurkom74.ru