Правовые проблемы малого и среднего бизнеса

Среднее предпринимательство помимо решения важнейшей общественно-политической задачи — формирования среднего класса, укрепления демократии и институтов гражданского общества — способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для граждан по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, коммерциализация технологий, наполнение бюджетов различных уровней). Неразвитость правовой системы, отношений собственности, слабая защищенность предпринимателя, недостаточная определенность и непредсказуемость макроэкономической ситуации, неадекватность финансовой инфраструктуры исторически сложившемуся монополизму на товарных рынках, низкий уровень платежеспособности населения порождают проблемы, или барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства.

Корни многих проблем базируются на несовершенстве общефедерального законодательства и углубляются неэффективны- ми действиями многочисленных контролирующих и регулирующих органов на местах. К ключевым проблемам, по мнению предпринимателей, относятся следующие. 1. Отсутствие в законодательстве преференций и самого определения понятия «среднее предприятие».

Юридические ошибки малого бизнеса

2. Чрезмерная налоговая нагрузка общей системы налогообложения и ограничения упрощенной системой налогообложения. Большинство малых предприятий сложность и запутанность системы бухгалтерского и налогового учета вынуждает тратить ресурс и время на непроизводительный вид деятельности.

3. В процессе создания и активной деятельности субъект малого предпринимательства сталкивается с многочисленными процедурами, вводимыми федеральными, региональными и муниципальными органами, которые требуют значительного времени и ресурса. К таким процедурам относятся регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, оформление арендных отношений и др.

4. Постоянно возникает вопрос о многочисленных проверках. Федеральный закон от 8.08.01 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не решает проблему, поскольку под действие закона подпадает не более половины проверяющих органов.

В частности, законодательство дает широкие права по проверке МСП органам милиции, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции (сейчас ее функции переходят к органам внутренних дел). 5. Серьезной проблемой остается недоступность финансовых ресурсов. Только 1—2 % действующих малых предприятий имеют доступ к финансам через кредитные учреждения.

Вместе с тем оценки показывают, что емкость кредитования рынка малого бизнеса составляет не менее 4 млрд. долл. в год. 6. Серьезные проблемы испытывают субъекты МСП в области имущественной поддержки: отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации); длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества; высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества; отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Меры поддержки бизнеса в 2022. Отмена налогов и проверок?

Пакет федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих правовые и экономические условия и возможности развития МСП, должен опираться на достаточно широкие права и возможности субъектов Российской Федерации в сфере регулирования деятельности предпринимательства и его государственной поддержки при единстве стратегических целей, правовой базы и информационного пространства.24 В этом контексте важны следующие задачи, меры и действия. 1. По сложившейся практике конкретные меры поддержки малого предпринимательства на региональном уровне предусматриваются региональными программами поддержки малого предпринимательства.

Как правило, программы рассчитаны на 2 или 3 года, с ежегодным выделением средств за счет регионального бюджета. За исключением ряда субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и др.), в большинстве регионов трудности реализации программ связаны с недостаточностью выделяемых ресурсов.

Наибольшую отдачу дают программы, тесно связанные со стратегией социально-экономического развития региона, подкрепленные финансами, опирающиеся не на набор случайных мероприятий, а на продуманную систему мер, соответствующих возможностям и потребностям рынка, предпринимательского сообщества. 2. Одной из задач законотворческой деятельности на уровне субъектов Российской Федерации является создание стимулов для развития малого предпринимательства в приоритетных для данного региона отраслях, с учетом национального колорита территорий, уровня развития местной промышленности, отрасли народных промыслов.

В большинстве субъектов Федерации приняты законы о государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Достоинства и недостатки этих законов, как правило, повторяют достоинства и недостатки Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого бизнеса», в том числе его декларативность и противоречивость другим законодательным актам.

3. Специальные меры государственной поддержки МСП в регионах Российской Федерации со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией с учетом региональных и местных особенностей. Наибольшее внимание уделялось законодателями на региональном уровне вопросам определения порядка ввода единого налога на вмененный доход, право введения которого предоставлено субъектам Российской Федерации на основании Федерального закона от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в редакции от 31.12.

01 г. Ключевым моментом при разработке нормативных и законодательных актов является вовлечение предпринимательского сообщества в разработку проектов и их обсуждение, что позволяет до принятия документов определить наиболее приемлемый баланс интересов между государством и предпринимателями. 4. Решение задачи снижения и преодоления административных барьеров возможно только в случае ясности и открытости процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, при наличии обратной связи между органами региональной власти и предпринимательским сообществом.

Показала свою эффективность практика создания и деятельность комиссий по административным барьерам. В состав комиссий приглашаются представители всех ведомств федерального и областного подчинения, в ведение которых входит регулирование предпринимательской деятельности, согласование и разрешительные процедуры, надзор и контроль деятельности хозяйствующих субъектов.

К их числу следует отнести торговую инспекцию, санэпидстанцию, госпожнадзор и другие. В большинстве регионов созданы советы по предпринимательской деятельности при руководителе администрации субъекта Федерации.

В последнее время появились и действуют советы по предпринимательской деятельности при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах. Цель деятельности советов — организация диалога между властью и предпринимательским сообществом в целях поиска баланса интересов и выработки решений, стимулирующих развитие МСП.

5. Одним из главных условий, определяющих успешное развитие МСП, является наличие хорошо развитых и отлаженных элементов инфраструктуры. В настоящее время значительная часть инфраструктуры поддержки малого бизнеса (учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, социально-деловые центры, инновационно-технологические центры, технопарки) создана с участием ресурсов международных программ и организаций (ТАСИС, USAID, Фонда Евразия, Фонда Сороса и ряда других), при поддержке федеральных ведомств с участием региональных и муниципальных администраций.

Организации инфраструктуры не являются прибыльными и не способны привлечь частный капитал, поэтому перед регионами стоит задача создания базовых объектов инфраструктуры, способных оказывать доступные комплексные услуги малому и среднему предпринимательству. 6. На федеральные, равно как и на региональные ресурсы, опирается информационное обеспечение малого предпринимательства.

В этой связи основное внимание на региональном уровне целесообразно уделять актуализации информации и баз данных по местным рынкам, региональной нормативной и правовой базе, а также созданию условий для доступности этой информации посредством развития соответствующих подразделений в действующей инфраструктуре поддержки малого бизнеса либо создания специализированных информационных центров. 7. По сложившейся практике основным инструментом финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства являются региональные фонды.

Созданные региональными администрациями (во многих случаях совместно с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства), фонды являются заказчиками и инструментами финансирования региональных программ поддержки малого бизнеса. Кроме того, фонды кредитуют конкретные предпринимательские проекты, как правило, по льготным ставкам, на основе критериев, разработанных по согласованию с региональной администрацией.

В целях стимулирования банков в ряде регионов действуют программы компенсации процентных ставок на кредиты, выданные субъектам малого предпринимательства. Кроме того, разрабатываются механизмы гарантирования кредитования. Оценки специалистов Мирового банка показали, что компенсации процентных ставок банкам полезны, но не приводят к эффекту мультиплицирования вложений.

Значительно эффективнее действуют схемы гарантийного обеспечения кредитов, позволяющие увеличить срок предоставления кредита и снизить процентную ставку. Однако эти схемы практически не реализуются по причине отсутствия средств.

Все больше внимания уделяется технологиям микрокредитования как за счет действующих фондов, так и за счет создания специализированных микрофинансовых организаций, которые действуют в виде касс взаимопомощи, кредитных союзов, кредитных кооперативов и обществ взаимного кредитования. В регионах России активно создаются специализированные лизинговые компании.

Однако развитие лизинговых компаний сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством действующего законодательства.25 Рассмотрим основные направления решения проблем малого предпринимательства. Со стороны федеральных и региональных властей хорошим способом могли бы быть бизнес-инкубаторы и бизнес-парки, организованные по европейскому образцу, недорогие или бесплатные курсы делового образования.

Читайте также:  Как понять что тебя заблокировали в Ватсап бизнес аккаунт

Со стороны общественных организаций – это прежде всего бесплатные юридические консультации по типовым вопросам, создание систем обмена информацией, что сделает рынок прозрачнее, и, что особенно важно для малых предприятий – создание своего рода «первичных организаций», либо регионального либо отраслевого типа – по принципу локальных сетей. Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в различных формах: создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий; создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы; обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость); предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью; обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных; защита предпринимателей от преступных посягательств; создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности; развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогооблажения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.

Успешное развитие предпринимательского слоя в современной России предполагает: — пополнение его людьми, способными и умеющими организовать производственную и коммерческую деятельность, обладающими такими качествами, как честность, законно послушность, социальная ответственность и т.п., освобождение от людей случайных, неумелых хозяйственников, жуликов; — ограничение и минимизацию «теневого бизнеса». С его криминализированной частью необходимо развернуть решительную, бескомпромиссную борьбу, а в отношении той его части, которая занимается полезной для общества деятельностью, но уходит от официального учета и налогооблажения, подумать и реализовать меры по ее легализации, перевода в нормальную экономическую систему; — решение социальных проблем (создание рабочих мест, получение дополнительных доходов и т.д.).

Используя силу государственного правового воздействия и общественных организаций, в первую очередь профсоюзов, побуждать владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса в их отношениях с наемными работниками строго соблюдать трудовое законодательство, заботиться об улучшении условий труда, не допускать занижения и задержки с выплатой заработной платы; — включение само настраивающих рыночных механизмов, которые разными путями приводят к улучшению социально – экономической ситуации в стране и различных ее аспектах; — с помощью сил общественного мнения, как формы государственного стимулирования и общественных предпринимательских объединений, побуждать предпринимателей активно включаться в благотворительную деятельность и меценатскую помощь культуре. Таким образом, в целях нормального функционирования и развития малого и среднего бизнеса необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий.

Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу с целью улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и функционирования. Это значит, что необходимо устранять из его состава и из жизнедеятельности разного рода дисфункциональные элементы и проявления и обеспечить прогрессивные сдвиги в профессиональном и духовно нравственном облике предпринимателей.26 Для эффективного использования современных методов финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания системы кредитных гарантий, страхования и микрокредитования необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, требует последовательных и скоординированных действий всех заинтересованных сторон — Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательского сообщества. Таким образом, с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются дополнительные возможности значительно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в общей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений, а малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.

2. Задача.На телевидении размещена реклама кваса «Никола». Голос за кадром дает следующую информацию: «Привезли на Русь в избытке разномастные напитки. Но сказал Никола: «Хватит нам свое здоровье тратить!

Витамины, чистый солод — Пей «Николу»» На экране появляется надпись: «Квас — не кола, пей «Николу»».

Ответ 1. Данная реклама не соответствует ФЗ 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», так как, является недобросовестной:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, конкурента.

Ответ 2. Недобросовестная реклама — реклама, которая дискредитирует тех, кто не пользуется товаром; вводит людей в заблуждение относительно рекламируемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Статья 5. Общие требования к рекламе.

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Ответ 3. Основными целями запрета недобросовестной рекламы являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Ответ 4. Содержание понятий «недобросовестная реклама» и «недостоверная реклама» дано соответственно в частях 2 и 3 статьи 5 Закона. Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона ответственность за соблюдение указанных норм несет исключительно рекламодатель. Данное лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.

Источник: stydopedya.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Малый и средний бизнес занимает значительное место в экономике и социальной сфере современных государств. Хозяйствующие субъекты сферы малого и среднего предпринимательства активно участвуют в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании и оказании различных услуг населению, в общественном питании, в обслуживании производства и в самом производстве, в строительстве [1] . Социальные сети крупных городов экономически развитых стран сформированы и продолжают развиваться при самом активном участии владельцев и сотрудников сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе через кооперацию внутри малого и среднего предпринимательства, через его хозяйственные связи с крупными компаниями.

За минувший год наша страна улучшила свои позиции на 11 пунктов и поднялась с 62 на 51 место в рейтинге. Начиная с 2015 года Всемирный банк включает в расчёты данные не только по Москве, как раньше, но и по Санкт-Петербургу. В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по пяти из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, при этом эксперты отмечают, что только 12 из 189 стран провели больше четырёх реформ, а в России за год было проведено пять реформ, делающих ведение бизнеса в стране более комфортным. Тем не менее, Российская Федерация по-прежнему находится в рейтинге достаточно далеко от большинства экономически развитых стран мира.

Читайте также:  Проблемы бизнеса с персоналом

Ключевые показатели Российской Федерации выглядят следующим образом:

  • — простота регистрации бизнеса — 41 место в мире;
  • — простота регистрации прав собственности — 8 место;
  • — обеспечение исполнения контрактов — 5 место;
  • — возможности кредитования — 42 место;
  • — по уровню защиты инвесторов — 66 место;
  • — по уровню налогообложения — 47 место;
  • — по уровню ведения международной торговли — 170 место;
  • — по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место;
  • — возможности подключения к системе электроснабжения — 29

— по показателю простоты получения разрешений на строительство — 119 место [2] .

Таким образом, из всех критериев, по которым оцениваются экономики, в Российской Федерации лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов и процедурой регистрации прав собственности. Но в тоже время, по некоторым показателям страна всё ещё находится во второй половине рейтинга. Так, для получения разрешения на строительство (119 место) предпринимателям необходимо пройти 19 процедур, что в среднем занимает 244 дня. Кроме того, предпринимателям сложно вести международную торговлю (170 место)- временные затраты и финансовые расходы, необходимые для экспорта и импорта, значительно выше, чем в большинстве стран. Следует отметить, что ещё 7 мая 2012 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорилось о необходимости принятия мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 20 места в 2018 году.

Перечень проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе ведения бизнеса, достаточно широк. По результатам проведенного ГБУ «Малый бизнес Москвы» опроса на первом месте традиционно находится проблема доступности кредитных ресурсов и высокие ставки кредита. Проблемы финансирования из года в год являются наиболее острыми для субъектов МСП, что неоднократно подтверждалось различными исследованиями и опросами.

В разрезе видов деятельности можно отметить, что для предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, основной проблемой является снижающийся спрос и поиск рынков сбыта. Для строительных компаний — бюрократические барьеры и высокая коррупция, а также сложности с доступом к финансовым средствам.

Для предприятий розничной торговли острыми являются проблемы высоких налогов, высокой конкуренции, в т.ч. со стороны сетевых компаний, и снижающийся спрос. У оптовиков примерно те же проблемы, но добавляется еще сложность с доступом к кредитным ресурсам.

У предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, проблемными направлениями являются высокая конкуренция, административные барьеры и коррупция, высокие налоги и недостатки нормативно-законодательного регулирования.

Предприятия научно-технической сферы волнуют проблемы сбыта их продукции, а к стандартному набору вышеперечисленных проблем добавляется нехватка квалифицированных кадров.

Наиболее серьезным барьером на пути развития МСП является нестабильность правового регулирования предпринимательской деятельности, а также отсутствие прозрачных и логичных правил взаимодействия субъектов МСП с государством.

В настоящее время, нормы, касающиеся предпринимательской деятельности, содержатся в значительном объеме федеральных законов, подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления. Вопрос даже не в количестве актов, а в субординации и согласованности между собой норм, в них содержащихся. В тоже время, издание коммерческого, предпринимательского или хозяйственного кодекса в РФ пока нецелесообразно. Дуализм правового регулирования национальной экономики приведет к серьезной проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.) права.

Тем не менее, в обозримом будущем ряд научных коллективов допускает возможность издания Предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать предпринимательскую деятельность. Но прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательское законодательство». Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой — выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов).

Список использованной литературы:

  • 1. Аверин А. В. Перспективные направления совершенствования финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Анализ общественных явлений в 2015 г. Построение прогнозов: Сборник материалов международной научно-практической конференции. — М„ 2016.-С. 28-33.
  • 2. Алексашина Т. В., Алексеев А. Н. Интеллектуальный капитал и промышленный потенциал: векторы инновационного развития Монография. — Москва, 2016. — 136 с.
  • 3. Аверин А. В., Поздняков К. К., Григорьева В. В. Совершенствование направлений и форм государственной поддержки субъектов МСП в рамках московской агломерации // Инновационное развитие общества: условия, противоречия, приоритеты / Материалы X международной научной конференции; в 3 ч./под ред.: А.В. Семенова; Ю.С. Руденко. -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. — С.18-23.
  • 4. Рейтинг DOING BUSINESS 2016

http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia_(flaTa обращения: 15.09.2016 г.).

5. Руденко Л. Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, №10. С. 1431-1443.

  • [1] Аверин А. В. Перспективные направления совершенствования финансовой поддержкисубъектов малого и среднего предпринимательства // Анализ общественных явлений в 2015 г.Построение прогнозов: Сборник материалов международной научно-практической конференции. — М., 2016. — С. 28-33.
  • [2] Рейтинг DOING BUSINESS 2016 // http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia_ (дата обращения: 15.09.2016 г.).

Источник: bstudy.net

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Чечина В.А., Шнякин К.В.
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Предпринимательская деятельность – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предпринимательство – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. В законах используются несколько критериев, согласно которым предприятия относят к той или иной группе предпринимательства:

1) Количество сотрудников: 16-100 человек и 101-250 для малого и среднего предприятия, соответственно. До 15-ти человек включительно признаются микропредприятиями и относятся к малому бизнесу.

2) Выручка от реализации и/или стоимость активов. Определяется налоговым кодексом и ПБУ (Положение о бухгалтерском учете). Значения устанавливает раз в 5 лет правительство РФ. На сегодняшний день критерии таковы:

— средние предприятия – 1 млрд. рублей;

— малые предприятия – 400 млн. рублей;

— микропредприятия – 60 млн. рублей. 1

3) Доля государственной собственности или иностранных инвесторов должна быть не более 25%.

Как следует из диаграммы 1, по данным отчетности Минэкономразвития доля малого и среднего бизнеса в экономике России в 2012 г. – порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – уже 60 с лишним процентов. 2

В связи с этим в МСБ (малый и средний бизнес), как и в любом другом секторе, имеются свои проблемы. Все эти проблемы находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки МСБ.

Далее рассмотрим круг этих проблем.

Административные барьеры. Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок.

При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок. Так, например, одним из них является Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Расхождения в механизме его действия с объективной реальностью следующие:

1. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5дней – ст.8 Закона № 129-ФЗ).

Читайте также:  Бизнес как один из женских инициатив

2. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей.

Следующим нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели, является Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проблемными моментами применения данного Федерального закона считаются:

1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно выше установленных в законе.

2. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

Количество проверяющих организаций, которые проводят выездные внеплановые проверки, на федеральном и региональном уровнях также весьма велико. Определённые источники указывают на цифру большую тридцати органов государственного контроля и надзора.

Налоговое законодательство. Налогообложение в бизнесе любой страны – это, прежде всего, показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. В настоящее время в Налоговом кодексе РФ предусмотрены 3 специальных налоговых режима для субъектов МСБ. Будучи адаптированными к условиям конкретной страны эти режимы могут образовывать различные смешанные формы. Введены:

— единый сельскохозяйственный налог;

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— упрощенная система налогообложения.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (или) выращенной рыбы, составляет 70%.

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 6%.

2. Упрощенная система налогообложения.

В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов, упрощая порядок их расчетов и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье 346.12 Налогового кодекса РФ и он довольно обширный.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в размере 15%.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Объектом признается вмененный доход налогоплательщика, и налоговая ставка устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.

Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился: для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, – с 14 до 34% (в 2,5 раза).

Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах. Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой практикой. Высокое налогообложение у нас буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных стран, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия.

Нельзя не отметить, что рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Но самой веской причиной замедленного развития российского малого бизнеса, в том числе и его миграции за пределы, является вполне обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не перестанут расти.

Кредитно-банковская система. Одним из основных факторов роста числа малых и средних предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Потребности российского малого бизнеса в кредитах составляют от 750 млрд. до 1 трлн.рублей ежегодно, а по объему кредитования малого бизнеса, по данным Всемирного банка, Россия занимает 148-е место в мире. 3

Условия кредитования малого бизнеса нельзя назвать благоприятными, а причина такой низкой удовлетворенности имеет ряд причин:

— это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;

— дороговизна кредитных ресурсов. При двухзначном уровне реальной инфляция производство не окупает 25-30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;

— залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Есть ещё один момент в проблеме кредитно-банковской системы – это то, что российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них указывают не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество – автомобили, дачи, квартиры – предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко ориентируются на свои собственные средства, а также на нефинансируемый сектор (друзья, знакомые, родственники). А кредит выгодно брать предприятиям, у которых есть инвестиционные планы и возможности. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита.

Меры поддержки развития МСБ. Структура малого бизнеса далека от той, которая может способствовать экономическому росту, развитию здоровой конкуренции, расширению количества рабочих мест и формированию высокотехнологичных направлений. Только три процента российских малых предприятий остаются на рынке дольше трех лет. К такому выводу пришли исследователи Ernst второй год — 60%, третий год — 100%. В хозяйственное ведение МП «СБИ» передано 44 помещения, расположенные на территории городского округа Самара для предоставления на возмездной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

5. Разработка и расширение финансирования программы оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, по линии Минтруда РФ. Рассмотреть возможность финансирования данной программы в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.

6. Другим направлением совершенствования малого бизнеса является создание при территориальных налоговых инспекциях абсолютно независимых от них специализированных аудиторских малых предприятий, задача которых – ведение бухгалтерского учёта, расчёт налогов, сдача отчётности. В конечном счете, такое предприятие отвечает и перед предпринимателем и перед государством за качество своей работы. За рубежом такая практика существует. Аудитор посещает предприятие один раз в месяц, анализирует всю первичную информацию, которую ведет сам предприниматель, заполняет необходимые справки, делает налоговый расчет. В конечном счете отвечает и перед предпринимателем, и перед государством за качество своей работы, так как в случае обнаружения ошибок штрафы и пени, начисляемые на подопечного, платит не предприниматель, а аудитор.

Таким образом, мы рассмотрели положение малого бизнеса в России, изучили его проблемы, обозначили возможные пути решения подобных проблем. В заключение, хотелось бы отметить, что разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнесе, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

1 Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. № 1. Т.1. С.130-135.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин