Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме и по отраслевой производственно-технологической специализации.
По организационно-правовой форме различаются:
• полное товарищество;
• товарищество на вере;
• общество с ограниченной ответственностью;
• общество с дополнительной ответственностью;
• акционерное общество;
• производственный кооператив;
• потребительский кооператив;
• унитарные предприятия и др.
По отраслевой производственно-технологической специализации принято выделять:
• промышленные предприятия (заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);
• сельскохозяйственные предприятия (фермерские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и артели, рыболовецкие артели, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и др.);
4.3. Коммерческие организации
• строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предприятия, в том числе строительные комбинаты; строительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);
• транспортные предприятия (железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты, ремонтные предприятия водного транспорта; объединения гражданской авиации, аэропорты, авиационные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объединения, автопредприятия, автокомбинаты, авторемонтные предприятия; объединения и предприятия трубопроводного транспорта и др.);
• предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компании и др.);
• предприятия торговли (универмаги, гастрономы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.);
• предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные, буфеты, бары и др.);
• жилищно-коммунальные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предприятия, дорожно-ремонтные предприятия, котельные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе. Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся в иерархическом подчинении органов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.
2021-11-28 ©:Катерина Нечипоренко «Правовые статусы.»
В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческим организациям разрешается по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. Союзы и ассоциации создаются в целях координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, а также представления и защиты их общих имущественных интересов.
Более четкой структурированной формой объединения юридических лиц и управления ими являются финансово-промышленные группы. Их статус регулируется Федеральным законом «О финансово-промышленных группах». Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Предприятия независимо от видов собственности и организационно-правовых форм обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т. д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений могут вмешиваться в деятельность организаций, применять необходимые меры административного принуждения.
Предприятие создается его собственником. Учредительным документом предприятия является устав или учредительный договор. Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица1. Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение специального разрешения государства — лицензии.
Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистрации и др.). Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет специальный государственный орган — Федеральная антимонопольная служба.
Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административного права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются существенные различия в административно-правовом статусе государственных и негосударственных предприятий.
Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.
По смыслу ГК РФ государственное предприятие является унитарным. Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. При этом государственные предприятия второго типа, так называемые казенные предприятия (фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.
Собственник имущества унитарного предприятия:
• принимает решение о создании унитарного предприятия;
• определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
• определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
• утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;
• принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
• формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
• назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» | Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
• утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
• осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
• дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
• имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.
Собственник имущества казенного предприятия помимо этого вправе:
• изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
• доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
• утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, представляет его интересы, совершает сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу сотрудников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы и др.
Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные.
Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
В негосударственных коммерческих организациях устанавливается и действует система органов внутреннего управления и контроля. Так, например, согласно ст. 103 ГК РФ высшим органом в акционерном обществе является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относится: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров); утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков; принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.
Статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров отнесено более 20 вопросов. Для общего руководства деятельностью общества и для решения вопросов, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, создается коллегиальный орган. Это совет директоров (наблюдательный совет). Руководство текущей деятельностью общества или кооператива осуществляет как единоличный исполнительный орган, так и совместно с ним коллегиальный исполнительный орган. Предусмотрено участие (по договору) управляющей организации или управляющего.
Одним из каналов управления компаниями является участие представителей государства в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют кандидатуры для назначения их представителями государства. Правительство РФ назначает представителей государства в акционерных обществах из числа руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, крупных хозяйственных структур и др. Обеспечивается в установленном порядке избрание этих лиц в совет директоров акционерного общества. В отдельных случаях предусматривается введение института арбитражного управляющего (в условиях банкротства) и временной администрации для кредитных организаций.
На каждом предприятии есть система структурных подразделений, предназначенных для выполнения организационно-управленческих и нормативно-информационных функций. Это различные службы, управления, отделы. Организация управления предприятием предполагает четкую схему действий всех его работников. Разрабатываемые в организации должностные инструкции и характеристики, регламенты заседаний, нормативные документы, определяющие распорядок работы, порядок подготовки передачи информации, принятия решений и др., служат достижению этой цели.
Коммерческие организации наделяются широкими правами для осуществления своей деятельности и могут принимать не противоречащие законодательству решения по всем экономическим, производственным и социальным вопросам. Задачи, возникающие в процессе реализации функций организации, разрешаются путем подготовки, принятия и исполнения локальных актов.
В каждой коммерческой организации принимается несколько видов локальных актов. Их использование предопределяется статусом организации и ее внутренней структурой. Не случайно локальные акты нередко характеризуются в законодательстве как внутренние документы. Но при этом должна обеспечиваться своеобразная иерархия локальных актов, основным среди которых является устав коммерческой организации.
В уставе определяются цели и предмет деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация управления; порядок реорганизации и ликвидации и многое другое. В уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты.
Традиционно для решения задач, стоящих перед предприятием, принимаются следующие виды локальных актов:
• комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
• положения;
• инструкции;
• приказы директора (иного руководителя) предприятия;
• указания директора;
• указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
• приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
• совместные решения администраций и общественных организаций;
• протоколы совета бригадиров предприятия;
• протоколы совета мастеров предприятия;
• указания начальников отделов и служб предприятия;
• распоряжения начальников цехов;
• решения административно-общественных комиссий;
• документы, принятые на собрании трудового коллектива;
• решения совета трудового коллектива;
• договоры (хозяйственные договоры) и др.
Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:
• здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
• образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
• культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
• науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
• иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
• другие виды учреждений.
Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.
Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).
Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.
Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.
В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:
• положения;
• инструкции;
• приказы директора (иного руководителя) учреждения;
• указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
• распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
• указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
• приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
• совместные решения администрации и общественных организаций;
• документы, принятые на собрании трудового коллектива;
• решения совета трудового коллектива;
• договоры (хозяйственные договоры и др.).
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка:
— Почему ты плачешь?
Отвечает ему ребенок:
— Почему ты мне папа, а я не сын тебе?
Кто же это плакал?
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?
Источник: center-yf.ru
Как определить статус организации
Административно-правовой статус организаций является совокупностью законов, подзаконных актов и иных учредительных документов, определяющих права и обязанности юридических лиц в сферах административной ответственности и государственного управления.
Статьи по теме:
- Как определить статус организации
- Как определить малое предприятие
- Как выбрать организационно-правовую форму
Инструкция
Определяют правовой статус организации федеральные нормативные законы: «О производственных кооперативах», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т. п. Также административно-правовой статус различных организаций и обществ должен быть прописан в уставах, положениях и иных правовых актах юридических лиц.
Правосубъектность организаций, имеющих юридический статус, возникает с момента осуществления государственной регистрации. Соответственно, заниматься определенной деятельностью, которая подлежит лицензированию, можно лишь после того, как получена сама лицензия на тот или иной вид деятельности или предоставляемых услуг. Административно-правовой статус предприятия — это совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Классификация любых организаций зависит от: формы собственности, основных целей деятельности, организационно-правовых форм, подведомственности или подчиненности, а также характера и объема полномочий, которыми они наделены. В зависимости от цели своей деятельности, организации бывают коммерческие и некоммерческие. В части 1 ст. 50 ГК подробно прописано, что коммерческие организации в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли. В свою очередь, некоммерческие не имеют такой цели и не обязаны распределять полученную прибыль между всеми участниками.
Коммерческие организации могут быть созданы в форме: обществ и товариществ, муниципальных и государственных учреждений, производственных кооперативов и даже унитарных предприятий. Однако последние не наделены правом собственности. Некоммерческие организации могут быть созданы в форме: общественных организаций, религиозных объединений, потребительских кооперативов, благотворительных фондов и других, которые предусмотрены законом.
Также организации различаются по роду своей деятельности. Это могут быть: учреждения, предприятия, различные общественные объединения (иностранные, международные и т. д.). Организации подразделяются и по видам собственности: государственные и негосударственные, общественные и религиозные, частные и муниципальные. Характерно, что основная классификация учреждений и предприятий происходит в зависимости от результатов их основной деятельности.
- Классификация организаций
- статус предприятия
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Что такое акционерное общество
- Что такое организация
- Как проверить организацию до заключения с ней договора
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Раскрытие информации о собственниках организации
- Что такое сущность организации
- Какие учредительные документы у ООО
- Какие организации относятся к некомерческим
- Что такое ООО
- Как узнать код организации
- Что такое корпорация
- Как выбрать форму собственности
- Как определить финансовое состояние предприятия
- Чем отличаются друг от друга организационные формы предприятий
- Какие нужны учредительные документы для производственного кооператива
- Кто относится к субъектам малого предпринимательства
- Что такое акционерное общество, его достоинства и недостатки
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Какие есть виды промышленных полов
Промышленные полы используют на всех предприятиях. Полы промышленного назначения бывают разные, но их главные характеристики.
Источник: www.kakprosto.ru
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
В этой лекции репетитора по обществознанию в Казани мы поговорим про хозяйствующие субъекты и формы их деятельности.
Одна из сложнейших лекций, придется вникать внутрь структуры.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности — это формы юридических лиц.
1. Хозяйственные товарищества
Нормативные документы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 2.
В Гражданском кодексе РФ закреплены две разновидности товарищества — полное и коммандитное (товарищество на вере).
А) Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен¬ным между ними договором занимаются предпринимательской де¬ятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. Полный товарищ не впра¬ве без согласия остальных товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однород¬ные с теми, которые составляют предмет деятельности товарище-ства. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участни¬ков товарищества.
Б) От полного коммандитное товарищество отличается наличием в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.
Товарищество (как полное, так и коммандитное) создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. Особые требования к учредительному договору полного товарищества установлены п. 2 ст. 70 и п. 2 ст. 83 Гражданского кодекса РФ.
Они заключаются в необходимости указания размера и состава складочного капитала; размера и порядка изменения долей участников; размера, состава, сроков внесения вкладов; ответственности участников за не внесение вкладов. Коммандитные товарищества, кроме того, должны указывать совокупные размеры вкладов коммандитистов.
Таким образом, товарищество является коммерческой организацией, основанной на исключительном доверии и действующей исключительно на свой страх и риск.
Применяется эта форма юридического лица довольно редко
2. Хозяйственные общества
Нормативные документы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 2.
Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ог¬раниченной ответственностью”
Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
К хозяйственным обществам относятся:
- общества с ограниченной ответственностью (ООО),
- общества с дополнительной ответственностью (ОДО)
- акционерные общества (АО), которые, в свою очередь, делятся на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).
А) Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ) – 10 000 тыс. рублей. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно быть более 50-ти. Если число участников превысит 50, то в течение года общество должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
В) Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется Публичным (открытым) акционерным обществом (ПАО). Минимальный размер уставного капитала ОАО — не менее тысячекратного размера МРОТ (100 000 рублей). Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, определяемых законом и иными правовыми актами. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено.
АО, акции которого распределяются только среди его учреди¬телей или иного заранее определенного круга лиц, называется закрытым акционерным общество (ЗАО). Минимальный размер устав¬ного капитала ЗАО — не менее стократного размера МРОТ (10 000 рублей). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50-ти. В остальном статус акционерных обществ аналогичен статусу ООО.
Учредительным документом акционерного общества являет¬ся его устав, утвержденный учредителями. Кроме того, учредители заключают между собой договор о создании акционерного общества (но договор не является учредительным документом). Особые требования к уставу акционерного общества определены п. 3 ст. 98 Гражданского кодекса РФ и ст.
11 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”. В уставе АО должны быть указаны, помимо сведений, перечисленных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, тип общества (открытое или закрытое), условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинале и количестве, о размере уставного капитала, о правах акционеров, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласия или квалифицированного большинства голосов.
Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества являются наиболее популярными организационно-правовыми формами, так как значительно минимизируют риск возмож-ных убытков, которые могут нести участники ООО или акционеры ЗАО в связи с деятельностью таких предприятий.
3. Производственные кооперативы (артели)
Нормативные документы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 3.
Федеральный закон от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”
Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом.
Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.
Членом кооператива может быть лицо от 18 лет, наделенное Гражданской деликтоспособностью (право и дееспособностью)
4. Индивидуальное предпринимательство — самый простой и самый древний тип предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет один собственник. ИП самостоятельно решает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжается полученнрй выручкой и несет неограниченную материальную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга, например, предприниматель рассчитывается своим имуществом. Такая перспектива вполне реальна, ведь, как показывает статистика, ежегодно разоряется ничуть не меньше индивидуальных предпринимателей, чем регистрируется новых.
Индивидуальный предприниматель обычно трудится сам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из них договор.
Несмотря на множество рассказов о нажитых упорным трудом и смекалкой миллионах, далеко не всем индивидуальным предпринимателям удается серьезно расширить дело. Возможности роста ограничены личными средствами владельца и теми небольшими ссудами, которые он может получить в банке. Сказывается и то, что индивидуальный предприниматель не может быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов, а это часто приводит к принятию ошибочных решений, и следовательно — к экономическим убыткам.
Однако этот вид предпринимательства имеет и определенные преимущества, заключающиеся в минимальной регламентированности деятельности, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. В мировой практике эта форма бизнеса характерна для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей и педагогов.
5. Для некоммерческих организаций получение прибыли не выступает в качестве основной цели. Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для реализации их уставных целей, а прибыль полностью используется для саморазвития и не распределяется между участниками.
Преимуществом такой формы организации дела является льготное налогообложение. Но надо еще раз подчеркнуть, что некоммерческие организации создаются не в целях извлечения прибыли.
6. Корпорация – это организационно-правовая форма бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа.
Хотя при слове «корпорация» многие начинают думать о таких крупных компаниях как General Motors, IBM, Ford и других, для инкорпорации (регистрации в качестве корпорации) необязательно быть большим предприятием. Многие корпорации действительно большие, однако регистрация в качестве корпорации может быть полезной и для мелких компаний.
7. Государственное предприятие
представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.
Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.
От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:
• если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности;
• имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;
• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.
В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными.
Такие предприятия в зависимости от прав, предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:
• с правом хозяйственного ведения;
• с правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.
- ← Кто такие белые и синие воротнички
- Политическая партия →
Поиск
Новые записи
- Мировая экономика и МРТ
- ОГЭ 2019 по обществознанию стартует 30 мая 2019
- Участники уголовного судопроизводства материал для ЕГЭ и ОГЭ
- Минобр и Рособрнадзор ввели новые правила сдачи ЕГЭ и ГИА для выпускников сдающих итоговые экзамены
- Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
Разделы сайта
- Новости
- Политика
- Право
- Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
- Статьи
- Услуги репетитора
Источник: super-prepod.ru