Система защиты прав человека — одна из важнейших составляющих процесса устойчивого развития гражданского общества в России. Главная задача некоммерческой организации как института гражданского общества состоит в том, чтобы находить решения различных общественных проблем, содействуя при этом государственным органам, снижая огромную нагрузку на них.
В связи с этим некоммерческие организации могут создаваться для осуществления правозащитной деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Они отстаивают различные гражданские права и свободы (культурные, социальные, экономические и др.), зафиксированные в Конституции Российской Федерации, способствуя государству выполнять его основную функцию, касающуюся защиты прав населения страны в целом, отдельно взятой группы или конкретного гражданина.
Содержание:
- Каковы преимущества правозащитных НКО?
- Законодательная основа деятельности правозащитных НКО
- Организационно-правовой форма правозащитных НКО
- Основные формы деятельности правозащитных НКО
- Основные задачи правозащитных НКО
Фото: Партнер НКО
Аспирантура «Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная деятельность»
Преимущества правозащитных НКО
В первую очередь, их деятельность особенно актуальна, когда государственный механизм защиты прав граждан не оправдывает себя. Во вторую — процедура оказания помощи правозащитными НКО менее бюрократична, чем обращение в государственные органы. В-третьих, НКО в сфере защиты прав граждан своей активностью сами способствуют вовлечению широкой общественности в решение важнейших в данной области вопросов.
И, конечно же, стоит отметить социальный характер деятельности правозащитных НКО. Они дают дополнительную гарантию гражданину в том, что с ним никто не обойдется плохо, то есть вне рамок закона, но в том случае, если это уже произошло, то НКО дают уверенность в том, что нарушенные гражданские права будут в скором времени восстановлены.
Законодательная основа деятельности правозащитных НКО
Законодательной основой деятельности российских некоммерческих организаций в сфере правозащиты являются:
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. специальные законы.
Организационно-правовая форма правозащитных НКО
Как правило, правозащитные НКО создаются в форме общественных объединений, поскольку в большинстве специальных законов предусмотрена именно данная форма объединения граждан для защиты прав, свобод и законных интересов, а также зафиксированы права таких объединений в конкретной области. Но надо иметь в виду, что общественным объединениям свойственен территориальный признак. Иными словами, они могут осуществлять свою деятельность в рамках того субъекта, в котором зарегистрированы (региональные НКО), либо на территории двух и более субъектов (межрегиональные и общероссийские НКО).
Вся технология правозащитной деятельности
Например, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
- рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы и др.
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится об общественных объединениях по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. А именно о том, что граждане, во-первых, имеют право на создание таких общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе. Во-вторых, подобные общественные объединения могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» также говорится о правах общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Чтобы защищать права потребителей, граждане могут объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Закон предусматривает и право общественных объединений потребителей:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т. д.
Реже для защиты прав определенной группы граждан в конкретной сфере создаются автономные некоммерческие организации. Зачастую это различные центры правовой помощи. Их специфика заключается в том, что они могут оказывать юридические услуги конкретной категории лиц, на защиту интересов которой направлена деятельность таких организаций.
Чтобы зарегистрировать общественное объединение, потребуется минимум 4 физических лица, для регистрации автономной некоммерческой организации достаточно одного.
Формы деятельности правозащитных НКО
Исходя из практики и статистики, можно выделить, что основными формами деятельности правозащитных НКО являются:
- защита прав человека и гражданина;
- анализ законодательства, связанного с правами человека;
- содействие реализации прав и свобод человека и гражданина
- содействие проведению исследований в области нарушения прав и свобод человека, изучению и фиксации случаев нарушений, а затем в той или иной форме предоставление полученных данных общественности;
- правовое просвещение населения в рамках рассматриваемой тематики;
- разработка различных практических шагов, нацеленных на решение выявленных нарушений прав человека;
- организация митингов, пикетов, демонстраций и др.
Существуют НКО, специализирующиеся на помощи в реализации и защите прав определенных категорий населения, таких как беженцы и переселенцы, семьи, дети, инвалиды.
Многие из правозащитных организаций участвуют в международных мероприятиях, посвященных защите прав, активно сотрудничают с международными и иными иностранными организациями.
Задачи правозащитных НКО
Среди основных задач правозащитных НКО можно выделить следующие:
- защита прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах, Конституции РФ и национальном законодательстве (включая международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией);
- постоянный контроль и отслеживание ситуации в стране относительно положения прав, свобод и законных интересов граждан;
- информирование общественности и органов государственной власти о правах человека, о состоянии ситуации в стране, касающейся положения прав, свобод и законных интересов гражданина;
- повышение уровня образованности в области прав человека, правовое просвещение населения в этой области;
- поощрение и становление ценностей, развитие установок, способствующих уважению и признанию прав человека.
Подводя итоги, хочется сказать, что деятельность правозащитных НКО имеет громадный потенциал для развития гражданского общества, разрешения правовых и социальных конфликтов, осознания своей причастности граждан к развитию системы гарантий прав и свобод человека.
Обращайтесь к нам за регистрацией правозащитной НКО, а также за комплексным сопровождением уже созданной НКО (юридическим, бухгалтерским, сопровождением по развитию НКО и по всем другим вопросам). Срок регистрации составляет 1,5-2 месяца. Будем рады вам помочь! Поделиться своим опытом можно в комментариях к статье и на нашем форуме.
Пишите или звоните!
Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.
Вам может быть интересно:
- 14 плюсов создания НКО
- Регистрация НКО онлайн
- Регистрация НКО
- Услуги для НКО
18.04.2023 Иаков Исаакович Израиль
открыть правозащитный центр
Ответ специалиста НКО:
Добрый день! В ближайшее время с вами свяжутся наши специалисты!
Развитие НКО в 2023 г .
Источник: reg-nko.ru
Как создать и зарегистрировать правозащитную организацию
Как создать и зарегистрировать правозащитную организацию
Методическая записка
Развитие правозащитного движения в стране приводит к созданию все новых и новых правозащитных групп и организаций. Правозащитники и просто общественно активные граждане понимают важность объединения своих усилий для отстаивания гражданских прав и свобод. Однако, из за недостаточного знания действующего законодательства при учреждении и регистрации новых организаций они сталкиваются со значительными трудностями. Настоящая записка призвана ответить вопросы, которые наиболее часто возникают у региональных правозащитников при создании организаций.
Порядок создания и регистрации правозащитных организаций регламентируется двумя основными федеральными законами `Об общественных объединениях` от 19 мая 1995 года и `О некоммерческих организациях` от 12 января 1996 г..
Закон допускает деятельность общественных организаций без государственной регистрации, однако в этом случае она не обладает правами юридического лица, а значит не может иметь счета в банках, обособленное имущество, печать и прочие реквизиты.
Для организации эффективной работы необходимо провести учреждении организации с соблюдением требований закона и зарегистрировать ее.
Наиболее распространенными организационно-правовыми формами правозащитных организаций являются общественная организация, общественный фонд и ассоциация. Главной отличительной особенностью фондов является отсутствие членства ( управление фондом осуществляют учредители). Ассоциация может быть создается только уже зарегистрированными некоммерческими организациями. Учредителями общественных организаций и фондов могут выступить не менее трех физических (частных) лиц и юридических лица (зарегистрированных общественных объединений). Cледует помнить, что организации с большим количеством учредителей и членов очень сложно управляются и в них большая вероятность возникновения конфликтов.
В зависимости от района деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Общероссийские объединения регистрируются Министерством юстиции РФ при наличии отделений не менее чем в половине субъектов федерации. Остальные объединения регистрируются по месту нахождения руководящего органа организации органами юстиции субъектов федерации. Для регистрации межрегионального или регионального объединения необходимо наличие отделений соответственно в нескольких субъектах федерации или административных районах (городах).
Определив наиболее удобную организационно-правовую форму у тип организации необходимо разработать устав (для ассоциаций кроме устава — учредительный договор). Все предъявляемые к учредительным документам требования содержатся в двух вышеназванных федеральных законах. Однако, не имея юридического образования очень сложно самостоятельно подготовить документы, которые сразу же удовлетворят регистрирующий их орган. Целесообразно готовить свой вариант на основе ранее уже зарегистрированных учредительных документов какой-либо другой организации, разумеется, c внесением в текст ваших корректив.
Только не следует брать за основу ваших проектов учредительные документы, зарегистрированные до принятия февраля 1996 года. Если создаваемая организация рассчитывает на получение льгот, распространяемых на благотворительные организации, то ее учредительные документы должны соответствовать также федеральному закону `О благотворительной деятельности и благотворительных организациях` от 11 августа 1995 года. Специалистами Межрегионального правозащитного центра Московской Хельсинкской группы разработаны типовые проекты самых разнообразных видов правозащитных организаций и они бесплатно высылаются по просьбе региональных правозащитников.
Собрание учредителей должно принять решение о создании организации, утвердить устав (заключить учредительный договор), избрать предусмотренные уставом руководящие и контрольно-ревизионные органы. Протокол собрания учредителей подписывается председателем и секретарем собрания. В протоколе собрания учредителей перечисляются участники собрания, указываются дата и место проведения, председатель и cекретарь собрания, повестка дня, выступающие по каждому вопросу повестки дня с кратким изложением содержания выступлений, результаты голосований и принятые решения.
Для государственной регистрации общественного объединения подаются: заявление в регистрирующий орган установленного образца; устав общественного объединения (учредительный договор) в двух экземплярах; выписка из протокола собрания учредителей; cведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса общественному объединения; протоколы учредительных собраний отделений, если такие cозданы. Документы, принятые на собрании учредителей, могут быть поданы в органы юстиции для регистрации организации в течении трех месяцев со дня его проведения.
Заявление подается от имени не менее трех членов руководящего органа организации с указанием их полных Ф.И.О., домашних адресов, телефонов и должностей на имя начальника регистрирующего органа и должно также содержать Ф.И.О., контактные адрес и телефон лица, уполномоченного вести переговоры с регистрирующим органом. Выписка из протокола собрания учредителей должна содержать сведения о создании общественного объединения, об утверждении его учредительных документов, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.
Cведения об учредителях — физических лицах должны содержать их полные Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства и телефон, паспортные данные и личные подписи . Сведения об учредителях — юридических лицах содержат полное наименование организации, место и дату регистрации, регистрационного свидетельства, наименования и места нахождения руководящего органа, Ф.И.О. и наименование должности руководителя и его личную подпись. Cписки учредителей удостоверяются подписью руководителя учрежденной организации.
Регистрационный сбор составляет для региональных и местных организаций 500 рублей и уплачивается перечислением на счет органа юстиции. Квитанция об уплате представляется в регистрирующий орган.
Документ о предоставлении юридического адреса предоставляет собственник или арендатор помещения с приложением копии документа, подтверждающего его права на данное помещение. Благотворительные организации могут использовать в качестве юридического адреса жилое помещение одного из учредителей с письменного согласия всех совершеннолетних проживающих с ним членов семьи.
Протоколы учредительных собраний отделений требуются только для общероссийских, межрегиональных и региональных (в некоторых субъектах федерации) организаций.
При использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав необходимо также предоставить документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Предоставленные документы должны быть рассмотрены регистрирующим органом в течении одного месяца. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суде.
Так как регистрирующий орган предоставляет зарегистрированной организации только по одному экземпляру свидетельства о регистрации и зарегистрированного устава, следует сразу же удостоверить как минимум по пять копий этих документов. Удостоверенные копии понадобятся в частности при постановке на учет в различных контрольных инстанциях.
Для изготовления круглой печати и углового штампа, зарегистрированная организация должна предоставить в фирму-изготовитель их эскизы, утвержденные органом юстиции, зарегистрировавшим организацию. Примерная стоимость изготовления печати и штампа составляет от 70000 до 300000 рублей в зависимости от сроков изготовления и качества оснастки.
Зарегистрированная организация должна стать на учет в соответствующем региональном управлении статистики, где ей присваиваются специальные статистические коды. Присвоение кодов может стоить до трех минимальные заработные платы.
Одну из справок управления статистики вместе с нотариально заверенными копиями свидетельства о регистрации и учредительных документов, заявлением установленной формы и заполненными типовыми картами учета должны быть предоставлены в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения руководящего органа организации, после чего организации будет присвоен собственный идентификационный номер, наличие которого является основанием для открытия и функционирования банковских счетов.
Кроме того, организация должна быть поставлена на учет в территориальные отделения пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, фонда социального страхования, фонда занятости и дорожного фонда по месту нахождения руководящего органа организации. Постановка на учет осуществляется бесплатно на основании заполненных по установленной форме заявлений.
Для открытия расчетного рублевого или валютного счета в банк должны быть предоставлены справки о постановке на учет из налоговой инспекции и всех вышеперечисленных страховых фондов, заполненное заявление установленной формы, нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации и учредительных документов и заверенная у нотариуса карточка с образцами подписей лиц, распоряжающимися денежными средствами на счете. Заверение одной подписи на карточке для банка обойдется в две минимальные заработные платы. Учреждение банка, обслуживающее место расположения руководящего органа вашей организации не вправе отказать в открытии расчетного счета. Услуга по открытию счета в некоторых банках бесплатная, но иногда за это взымается отдельная плата в размере от 1 до 3 млн. рублей.
Использование организацией собственных флагов, вымпелов и эмблем также требует их предварительной государственной регистрации в установленном законом порядке.
Вся процедура регистрации от создания до открытия банковских счетов как правило занимает до трех месяцев.
Подготовлена Даниилом Мещеряковым
Источник: viperson.ru
Нужен ли предпринимательский талант для правозащитной деятельности
Принято считать, что предпринимателями движет стремление к прибыли. Талант предпринимателя — идеи, знания, энергия, готовность идти на риск, организаторские способности — вознаграждается коммерческим успехом.
Между тем предпринимательство возможно и очень востребовано и в некоммерческой деятельности, когда частные, то есть независимые от государства, организации создаются не для получения прибыли, а для решения определенной задачи. Ниша для некоммерческих организаций возникает там, где отсутствует рынок для коммерческих услуг (например, помощь попавшим в беду или защита окружающей среды) или потребителю трудно оценить качество услуги (медицина, образование, уход за детьми или престарелыми), и альтруизм некоммерческой организации и ее приверженность своей миссии служат определенной гарантией качества.
Разумеется, некоммерческие организации должны располагать средствами для покрытия издержек, наладить логистику, набрать персонал — и конечно, нуждаются в хорошем менеджменте. При этом у таких организаций нет достаточного числа очевидных источников доходов, и им приходится конкурировать с частными фирмами или госучреждениями, а также друг с другом — за клиентов, средства доноров и все прочее. Конкурентного успеха добиваются некоммерческие предприниматели — те, кто так же, как и их коммерческие собратья, видят новые ниши, возможности, продукты, технологии и организационные решения.
Американские экономисты Эдвард Глэзер и Андрей Шляйфер иллюстрируют некоммерческое предпринимательство примером Жан-Анри Дюнана — коммерсанта, который по стечению обстоятельств оказался в 1859 году на поле битвы при Сольферино, оставившей за собой огромное число раненых. Несколько врачей не справлялись с работой, и Дюнан понял — необходимы добровольные медицинские общества, которые оказывали бы экстренную помощь жертвам рукотворных и стихийных бедствий. Так появился Красный Крест, а Дюнан в 1901 году получил первую Нобелевскую премию мира.
События последних дней дают не менее яркий пример некоммерческого предпринимательства, пусть уступающий дюнановскому по масштабу. Москвич Максим Кац стал свидетелем массовых задержаний на московских улицах.
Адвокат-правозащитник сообщил ему, что он с немногими помощниками физически неспособен оказать юридическую помощь сотням тех, кого выхватили из толпы и в автозаках развезли по отдаленным московским околоткам. Без адвокатов задержанные беззащитны, не знают своих прав и подвергаются давлению и угрозам. Кац решил, что нужно действовать. Во-первых, потому что, как и в свое время Дюнан, увидел перед собой задачу и принял ее близко к сердцу («Это как раз та ситуация, когда любой должен бросить все дела и бежать делать что-то для того, чтобы беспредел прекратился»), и во-вторых, потому что знал, как эту задачу решить («Я предприниматель, организатор. Я умею создавать проекты и управлять ими»).
Дальнейшее стало делом техники, но техники, надо признать, виртуозной. Дюнану понадобилось несколько лет, чтобы его организация стала на ноги; проект Каца, пусть и несопоставимый по масштабу, заработал в тот же день. Основная бизнес-идея — нанимать адвокатов и направлять их в отделения внутренних дел для неотложной правовой помощи задержанным. Кац авансировал проект из собственных средств, но немедленно запустил фандрайзинг и за пару дней собрал сумму, с лихвой покрывающую издержки.
Одновременно были налажены информационная, диспетчерская и транспортная службы и укомплектован офис проекта, причем если услуги адвокатов оплачивались по типовому контракту, который стал результатом упорных переговоров, то всю прочую работу выполняли волонтеры, в том числе и те, кто на собственных машинах развозил адвокатов по участкам, а потом увозил обратно, как правило, с вызволенными клиентами. Если первоначально задержанным угрожали административной статьей о неповиновении, то после появления профессионального юриста дело, как правило, ограничивалось «профилактической беседой» и человека отпускали без особой волокиты.
Кац придумал, как сочетать идеализм и материальную заинтересованность. Профессиональные юридические услуги покупались по рыночной цене («потек ручеек адвокатов») — иначе было невозможно экстренно и в достаточных масштабах наладить адвокатскую помощь, тогда как все остальные участники проекта работали за идею.
Само собой, в полном объеме использовались сети и другие ресурсы интернета. Открыв кредит из личных средств в размере, достаточном для того, чтобы начать проект, Кац стал «донором-лидером». Это способствовало дальнейшему сбору средств (fund drive), поскольку у прочих доноров, особенно тех, кто собирались сделать небольшие пожертвования, исчезли сомнения в том, будет ли проект вообще реализован. Такой эффект хорошо известен в литературе по благотворительности; новым словом, однако, было то, что первоначальный взнос был не грантом, а условной ссудой, которую Кац вернул из собранных средств, за вычетом меньшей части, ставшей его окончательным вкладом в бюджет проекта. Разумеется, во много раз более важным для успеха проекта стал предпринимательский вклад идеи и ее реализации.
Налаженная Максимом Кацем система неотложной юридической помощи пострадавшим от полицейских зачисток должна войти в качестве поучительного кейса в пособия по благотворительности и некоммерческой деятельности. Вместе с тем выводы и уроки из этой истории успеха собственно благотворительной практикой не ограничиваются.
Важно знать, что существующий закон при его грамотном и энергичном применении может быть с успехом использован для защиты прав граждан. Кроме того, в очередной раз продемонстрирована растущая способность россиян к самоорганизации — в некоторых случаях для этого нужны некоммерческие предприниматели вроде Максима Каца, а иногда все происходит более спонтанно, как это было при обустройстве быта вокруг оккупайабая. Такие примеры встречались и раньше — например, при тушении пожаров летом 2010 года. В то время добровольцы спасали от огня дома и жизни, во многом делая за государство его работу или помогая профессиональным пожарным. Сегодня их требования обращены уже к самому государству — метаморфоза, казавшаяся немыслимой еще год назад.
Источник: www.forbes.ru