Предложивший относиться к персоналу организации как важнейшему ресурсу развития бизнеса

Практика явления, которое мы сегодня называем «менедж­мент», возникла очень давно, и считалась божественным даром. Так Апостол Павел в «Первом послании к коринфя­нам» писал о том, что Господь дал иным дары исцелений, управления, знание разных языков [1Кор. 12:28]. Таким об­разом, управление ставится в один ряд с даром исцеления и способностям к языкам. Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называ­ем «менеджмент», возникла недавно.

Как уже указывалось, практика управления организаци­ей так же стара, как и сами организации. Исторически уп­равление организациями из века в век становилось всё бо­лее чётким и сложным, а сами организации всё более силь­ными и устойчивыми. Но, как говорится, даже в греческой грамматике есть исключения. Есть исключения и здесь. Наи­более ярким примером в этом отношении являются теоло­гические организации, например Римская католическая цер­ковь, управление которой не менялось на протяжении тыся­челетий.

Коснёмся основных вех развития менеджмента от прак­тики к науке.

4 шага Директора по персоналу к Лидерству в организации!

Первый вклад в его развитие, вероятно, сделали шуме­ры, которые около 7 тысяч лет назад (5000г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совер­шён через тысячу лет (в 4000г. до н.э.), когда египтяне при­знали необходимость планирования, организации и контро­ля. Следующий шаг совершён ещё через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед — «облегчи свою душу». Ещё через тысячу лет (2000г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смыс­ле принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необхо­димым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответствен­ности.

В 600г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходи­мым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.

Навуходоносор П, царь Вавилонии (605-562гг. до н. э.) в 587г. (по др. данным, 586г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен боль­шое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называ­емые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали не­обходимой специализацию.

В 400г. Сократ высказал мысль об универсальности ме­неджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В этожевремя по указанию персидского царя Кира проводились ис­следования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впер­вые занялись греки в 350г. до н.э.

Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось призна­ние единоначалия (цезарю — цезарево) и анализ человечес­ких отношений (одно из них т.н. золотое правило: не делай другому то, чего ты не желаешь для себя).

ДЕНИС НЕЖДАНОВ «МОТИВАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА». Аудиокнига. Читает В. Кузнецов

Римскому императору Диоклетиану (внедрившему в Зв, неограниченную императорскую власть в Риме) принадле­жит идея делегирования полномочий. Делегирование —^ передача задач и полномочий получателю, который прини­мает на себя ответственность за них.

В 900г. Альфараби, которого уважительноназывали Вторым (Первый— Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100г. сфор­мулировал требования к менеджеру.

В 1340г. генуэзец, математик Пачоли предложил двой­ную бухгалтерию. В 1395г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410г. братья Сорансо предложи­ли использовать журналы доходов и гроссбухи.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделали вене­цианцы в 1436г. С этого времени для контроля стали исполь­зоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.

В 1525г. Н. Макиавелли определил качества руководите­ля. В это же время признана необходимость целеустремлён­ности в организации.

В 1800г. англичане Джеймс Уатт (создатель паровой ма­шины) и Маттеус Бултон применили стимулирование зара­ботной платой, ввели рождественские праздники для слу­жащих, рождественские премии.

Появление научного менеджмента относится к 1900г. и связано с именами американцев Дж.Вартона и Ф.Тейлора.

Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985г. Т.Петерс. Его заслугой является то, что он предло­жил относится к персоналу организации как к важному ре­сурсу развития бизнеса.

Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его пер­вый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х.Персоном первой научной конференции по менеджмен­ту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин.

Читайте также:  Политика медиа бизнеса это

Хотя именно благодаря усилиям Ф.Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается всё же не Ф.Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

Источник: 3-net.ru

Дипломная работа: Методы, проблемы и перспективы совершенствования управления человеческими ресурсами

Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора. Дозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856–1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х.

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается всё же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.

Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Питерс. Его заслугой является то, что он предложил относится к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Обобщение основных положений менеджмента как науки началось лишь с середины XX века. В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др.

Ученые выделяют шесть основных школ менеджмента:

1. Классическая (традиционная) школа управления или рационалистическая, основоположником которой был Ф. Тейлор.

Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.

В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.

Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.

Представителями этой школы были такие известные ученые, как Х. Эмерсон, Г. Гант, Г. Форд, Дж. Муни, Э. Брэч, М. Вебер, Р. Шелтон и др.

2. Административно-функциональная школа. Создателем классической школы считается Г. Файоль. В отличие от Ф. Тейлора, вышедшего из «низов», Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией, которая в момент его прихода на должность находилась на грани краха, а к концу его карьеры приобрела мировое значение. Здесь рассматривались основные принципы менеджмента, функции управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.

Среди представителей этой школы можно также назвать Л. Гьюлика и Р. Урвика, Г. Кунтса, Ч. Бернарда.

Однако, изучая вопросы эффективности труда, построения продуктивно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы для этого следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке. Постепенно стала формироваться «школа человеческих отношений». В конце 50-х гг. некоторые представители «школы человеческих отношений» выделились в школу «поведенческих наук» (бихевиористскую школу), изучающую не методы налаживания межличностных отношений, а самого человека.

3. Школа «человеческих отношений»: Исторически это была третья школа, а у её истоков стояли Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э. Мэйо. Последователи этой школы (А. Райс, Г. Саймон, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Акофф и др.) исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психологическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.

Читайте также:  Управление бизнесом генеральным директором или собственником

Например, представитель школы человеческих отношений Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй – на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.

4. Школа социальных систем. Она возникла под воздействием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсоном, Р. Мертоном, а также общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта.

5. Эмпирическая школа управления. В нее вошли Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, П. Друкер и др.

6. Новая школа управления. Ее основателями являются Л. Берталанфи, С. Бир, Е. Арноф, В. Леонтьев и др.

Все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно: работу (задачи), человека, администрирование и т.д.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. Примером синтетического учения является теория ZУ. Оучи, разработанная как альтернативная Мак-Грегоровским концепциям Xи Y.

Существуют четыре основных научных подхода к управлению фирмами:

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев (профит – центров).

К-во Просмотров: 211

Бесплатно скачать Дипломная работа: Методы, проблемы и перспективы совершенствования управления человеческими ресурсами

Источник: cwetochki.ru

Методы, проблемы и перспективы совершенствования управления человеческими ресурсами

Становление рыночных отношений в России поставило ряд новых задач перед отечественным менеджментом вообще и в курортной отрасли, в частности. Особую остроту в этом плане приобрели сегодня вопросы перестройки кадровой работы. Проблемы повышения эффективности труда, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов являются приоритетными, они приобрели ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.

Главными факторами изменений явились научно-технический прогресс, концентрация научного и производственного потенциала, высокая конкуренция курортных услуг как в мировом масштабе, так и в России. В условиях России сегодня формируется новая парадигма управления в предпринимательской деятельности, которая наилучшим образом отвечает интересам отечественного менеджмента.

Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направленных на стимулирование предприимчивости и развитие рыночных отношений с разными формами собственности, часто недостаточно эффективно и не достигает поставленных целей. Одной из основных причин этого является слабая обеспеченность необходимыми кадрами, способными нетрадиционно, на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи по управлению персоналом в современных экономических условиях.

Разрушение отраслевых научных центров, занимающихся проблемами практической социологии и психологии на своих предприятиях, еще больше усугубило и без того плачевное состояние современной науки и практики в сфере управления людьми.

Ключевой проблемой для современных менеджеров является определение адекватных стилей и методов управления персоналом, создание эффективных систем мотивации труда с учетом конкретных факторов внешней и внутренней среды предприятия, при этом необходимы менеджеры, глубоко разбирающиеся в основах кадровой политики, способные учитывать особенности людей, их потребности, возможности, привычки. И здесь не может быть унифицированных рецептов. Осуществить выбор оптимальных приемов и способов управления каждый менеджер должен самостоятельно.

Вместе с тем, в последнее время мы наблюдаем положительные тенденции в российском менеджменте. Деятельность организаций трансформируется применительно к изменениям внешней среды: все более характерной становится адекватная реакция на изменение конъюнктуры рынка, осваиваются новые направления и инструменты бизнеса, улучшаются стиль и приемы управления – на многих российских предприятия сегодня применяются качественно новые подходы к управлению, внедряются более совершенные методы работы с персоналом, повышается уровень кадровой работы в целом. Приходит новое поколение менеджеров – руководителей. Это – молодые, энергичные, целеустремленные люди, стремящиеся к достижению успеха в бизнесе и жизни.

Реформы в российской экономике меняют стереотипы организации управления, методов и подходов в осуществлении преобразований. Сегодня менеджер не только руководитель по управлению персоналом, администратор и финансист, но и предприниматель – ответственный за бизнес своего предприятия.

В настоящее время в России, появилось целое поколение профессиональных менеджеров, которых отличает нацеленность на управление как таковое, на менеджмент как специальность.

Важным является то обстоятельство, что сегодня многие организации предоставляют людям возможность осуществлять свой вклад в достижение ее целей. Поэтому организационная структура не должна быть чрезмерно жесткой, в противном случае напряженности в коллективе не избежать.

Таким образом, искусство менеджмента – один из главных рычагов бизнеса в современных экономических условиях.

Вышеизложенная проблематика предопределила цель дипломного исследования, которая состоит в изучении подходов к управлению персоналом в современных экономических условиях, определении проблем и перспектив стратегии управления человеческими ресурсами.

Читайте также:  Как раньше называли бизнес

В задачи дипломной работы входит:

1. Осуществить обзор основных научных подходов в науке менеджмента.

2. Показать особенности управления персоналом в современных экономических условиях.

3. Проанализировать стили, методы управления персоналом; определить особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами и роль менеджера как субъекта управления в современной организации.

4. Выявить проблемы управления человеческими ресурсами в современных условиях.

6. Дать оценку эффективности управления персоналом, определить перспективы совершенствования стратегии управления на предприятии санаторий «Светлана».

Объект исследования – финансово хозяйственная деятельность санатория «Светлана».

Предмет исследования – управление человеческими ресурсами: научные подходы, современное состояние и проблемы российского менеджмента, основные направления в области мотивации труда на предприятиях.

Теоретической основой исследования послужили труды известных зарубежных и отечественных ученых. Среди них работы М. Вебера, Г. Десслера, Т. Питерса, Ф.У. Тейлора, А. Файоля, А.К. Гастева, И.Н. Герчиковой, А.Л. Журавлева, А.Б.

Крутик, Т.С. Кабаченко, И.В. Романенко, О.С. Виханского, А.И. Наумова, В.П.

Пугачева и других.

Практической основой работы послужили материалы административно-хозяйственной деятельности санатория «Светлана».

1. Анализ основных подходов к организации управления персоналом в современных организациях 1.1 Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов

Английский термин «менеджмент» произошло от выражения to manage, имеющее несколько значений: управлять, заведовать, руководить, уметь обращаться, уметь владеть, устраиваться, ухитряться, справляться. Вместе с тем manage не является чисто английским, а произошло от латинского manus – рука.

Слово «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а слово «менеджер» – как «руководитель».

Менеджмент, как явление, возник очень давно. В 600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату. В 500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400 г. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7 т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э. В 900 г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру.

Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость.

В 1525 г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремлённости в организации.

Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора. Дозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856–1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х.

Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается всё же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.

К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.

Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Питерс. Его заслугой является то, что он предложил относится к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Обобщение основных положений менеджмента как науки началось лишь с середины XX века. В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др.

Ученые выделяют шесть основных школ менеджмента:

Информация о работе «Методы, проблемы и перспективы совершенствования управления человеческими ресурсами»

Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 131344
Количество таблиц: 12
Количество изображений: 3

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин