3. Формирование этических норм и культуры предпринимательства в организациях.
Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства – бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он строит свое дело.
Достаточно сказать, что современные этические стандарты развитых рыночных отношений:
· равенство условий для всех участников хозяйственного процесса;
· не нарушающая требования справедливости конкуренция;
· зависимость экономического успеха исключительно от таланта, предприимчивости, прозорливости, знаний, а не от обмана, насилия, хитрости, уходят своими корнями в традиции римского права.
Цель бизнеса в Украине сегодня – не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного (лат. permanents – постоянный и непрерывный) кризиса.
Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
Что такое этика? | Утилитаризм и философия морали
Кроме того, соблюдение этики бизнеса делает его более эффективным и прибыльным, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. В бизнесе существует правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. Поэтому большинство деловых людей не жалеют денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.
Очень важна профессиональная репутация предпринимателя. Такую репутацию трудно приобрести. Утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответить вовремя на звонок или письмо, не послать факс, которого ждут, проявить невоспитанность. Для репутации важны и культура речи, и манеры, и одежда, и интерьер офиса, и многое другое.
Бизнесмены, как известно, в первую очередь – руководители. То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка зависят, прежде всего, от качества работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость этических факторов.
Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли трудового коллектива и отдельного работника. Оно считается нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентировано на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.
В каждой компании формируется своя «философия» управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление – самое современное, нравственное, этически корректное.
Почему этика и мораль это не одно и то же?
В сложившихся рыночных условиях бизнесмен, стремящийся эффективно управлять людьми, должен соблюдать этические требования, основываясь на следующих 10 факторах:
1) способность управлять собой;
2) четкие личные цели;
3) упор на постоянный личный рост;
4) умение решать проблемы;
5) изобретательность и способность к инновациям;
Источник: studopedia.su
Предмет этики бизнеса и его значение
Этика бизнеса пользуется основными принципами общей теории морали, общечеловеческими ценностями, которые эта теория обосновывает и защищает. Поскольку предпринимательская деятельность порождает специфическую мораль, то этика бизнеса исследует прежде всего ее специфику. Она не просто констатирует факты, явления, процессы в бизнес-среде, а всесторонне анализирует предпринимательскую мораль, которая появляется в доминирующей общественной мысли представителей бизнеса, а также нравственность в этой сфере (типичные реальные отношения людей) через призму соответствия их всечеловеческого моральным нормам.
Функционирование морали в сфере бизнеса является сложным и противоречивым процессом, что позволило многим философам считать мораль и бизнес несовместимы, убеждать, что понятие «этика бизнеса» таит в себе неразрешимые противоречия. Речь шла о том, что при практически-утилитарного отношения человек ориентируется на пользу, за моральный — на свои представления о добре и зле.
Носителем этого противоречия есть одна и та же человек, и от нее, ее общей, нравственной культуры зависит примирения в ней этих противоположностей. Бесспорно, эффективная деятельность в сфере бизнеса предполагает почти постоянное практически-утилитарное отношение человека к действительности, при котором максимально актуализируются знания, представления, эмоции, ценностные ориентации, которые обслуживают это отношение, и деактуализуються все остальные.
Однако деактуализация некоторых сфер сознания еще не означает полное вытеснение из нее всех, кроме утилитарных, ценностных установок. Человек высокой культуры при любой практически-утилитарной ситуации защищать моральные, эстетические, национальные (верующий — религиозные) и другие ценности.
Поэтому мораль и бизнес совместимы настолько, насколько человек способен согласовать их ценностные установки. Очевидно, не лишены смысла утверждение, что абсолютизация пользы приглушуватиме ориентацию на добро. Однако ориентация только на добро парализовать волю бизнесмена, делать его нежизнеспособным в основной сфере жизнедеятельности. Мораль может утвердиться в бизнесе, апеллируя к предпринимателю не столько как к субъекту нравственного отношения к действительности, сколько как к субъекту практически-утилитарного отношения. Речь идет об обстоятельствах, которые наводят на вывод, что соблюдать нормы морали выгодно по крайней мере с точки зрения перспективы.
Этика бизнеса рассматривает взаимосвязь целей и средств предпринимательства, влияние действий предпринимателя на свое положение и положение работников фирмы, общества. В ее компетенции относится исследования моральных аспектов законодательства в сфере труда, трудовых отношений и распределения общественного продукта.
В этом контексте большинстве случаев пользуется категорией «справедливость», размышляя над различными измерениями справедливости конкретных законодательных актов и норм. В то же время она очень чувствительна к факторам, призванных обеспечить гармоничное соотношение интересов собственника и инвестора, работодателя и работника, заказчика и поставщика, фирмы и потребителя. Не может она быть равнодушной и к таким вопросам, как существование бедности широких масс и сосредоточение значительных богатств в руках небольшого числа населения, отношения малых и крупных фирм, конкуренция, лоббизм, ценообразования, правдивость рекламы. Темпераментно реагирует этика бизнеса на проблемы сохранения окружающей среды. По этим и многим другим вопросам она убеждает, что минимальный моральный долг бизнеса заключается в том, чтобы не вредить обществу, человеку, окружающей среде.
Несмотря на безусловную формальность, нередко императивность своих положений, этика бизнеса должно быть особенно динамичным феноменом, чтобы не только не тормозить процессы в сфере бизнеса, но и стимулировать их развитие в направлении утверждения все более высокого уровня справедливости и гуманизма. Нравственные аспекты бизнеса на макроуровне зависят от государства, ее международных обязательств, на микроуровне — от предпринимателя, культуры внутрифирменной поведения.
Это обязывает этику бизнеса уделять особое внимание лице руководителя (менеджера), поскольку человек, который занимается бизнесом является не только личностью и гражданином, но и руководителем определенных групп людей, накладывает на нее дополнительные обязанности. Исследуя эти обязанности, а также необходимые для их реализации условия, этика бизнеса анализирует типичные ситуации сквозь призму основных своих принципов и требований. Много внимания уделяет она тем аспектам отношений бизнеса и общества, которые при определенных условиях могут нанести вред людям, порождать несправедливость или деградации личности. Например, она не может остаться равнодушной к такой проблеме, как участие известных спортсменов в создании имиджа предприятий, производящих слабоалкогольную продукцию, до или после спортивных телепрограмм и т. Это означает, что этика бизнеса не может оставить без внимания социальный аспект этой деятельности. Выясняет и анализирует она и основные типы моральных проблем, перед которыми оказываются предприниматели, моральные аспекты принятия деловых решений на микро- и макроуровне.
Наличие убедительной этики бизнеса еще не является абсолютной предпосылкой совершенного законодательства в сфере бизнеса, высокой морали предпринимателей. Однако она может сыграть существенную роль в обуздании негуманных, несправедливых экономических страстей, гуманизации экономической политики государства, формировании цивилизованных гуманных норм в сфере предпринимательской деятельности, утверждении рациональных основ организации бизнеса, управления им, распределения и использования его результатов. Иначе она обречена на эксплуатацию демагогических фраз, пустосливних рассуждений, которыми прикрываются жажда богатств и погоня за наживой, вымогательство, экономическая эксплуатация, уничтожение природы, присвоение национальных богатств ограниченным количеством лиц, пренебрежение социально-экономическими и другими правами человека, аморальное поведение производителя и продавца товаров и услуг.
Формирование высокой предпринимательской морали предполагает подчинение индивидуальных действий общечеловеческом стандарта отношений в сфере бизнеса, использование национальных традиций делового взаимодействия.
Источник: studentopedia.ru
Структура этики бизнеса
»)гика бизнеса — это научная дисциплина, изучающая применение мичсских принципов в деловых ситуациях (рис. 3).
Наиболее разрабаты-•нгмыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема соци-4Ч1.иой ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических «цшиципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы по-«i мнения этического уровня организации, влияние религиозных и куль-ценностей на экономическое поведение и некоторые другие. Лекция 4. Этика бизнеса: предмет и специфика 65 64 Рис.
3. Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.
В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном — моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами.
К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью) и между корпорациями и окружающей средой. Большинство людей принимает этические решения на микроуровне, т. е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает решения, которые касаются других людей, например в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества.
Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики. Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса.
Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения мик- этики бизнеса i»oi)HeBbiM подходом (нелепо убеждать члена Кабинета министров в н’!|й)ходимости быть честным и ответственным).
Мнкроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики приходного периода. Так, в России происходит трансформация основ- Ммч ‘жономических институтов. Если эти институты имеют хорошо ! щтдуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным i ччшиям жизни в России, они будут способствовать ответственному ! •|||чсскому поведению на микроуровне.
Однако если эти институты и him сформированы и не учитывают конкретных социальных усло-tuill, бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на Н»‘ипс трудового коллектива, так как людям придется постоянно бо-||ц|Ш1 с уродливыми экономическими институтами и ошибочным по-лшическим курсом. Па макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика funiicca и начинается экономическая теория.
В конце концов, раз этика Г’ишсеа на макроуровне связана с применением этической теории к пниомическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об мнчееких проблемах бизнеса, забывая об экономике. Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но ми учитывать их взаимодействия нельзя. С одной стороны, для этики тенниса нужно знание экономической теории, если разрабатываются шчтчные советы для тех, кто определяет политику. С другой стороны, «i шюмический анализ не может быть целостным без привлечения со-шыпшых и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как п пиомист, а экономист — как этик, это и будет проявлением ищимодействия двух дисциплин при решении проблем, которые стоят нирд деловыми людьми.
Источник: studfile.net