Производственную основу любой экономической системы образуют предприятия, каждое из которых является первичным и главным элементом экономической системы.
На сегодняшний день существуют различные определения понятия «предприятие».
Содержательную сторону этого понятия можно трактовать с точки зрения каждого отдельного участника процесса производства, заинтересованного в том или ином конечном результате [75]. Собственник рассматривает предприятие как часть своего богатства и как источник потенциальных доходов. Члены трудового коллектива считают предприятие местом приложения своих профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения заработной платы. Менеджеры используют предприятие как для реализации своих административных амбиций, планов, так и для расширения своих привилегий. Инвесторы анализируют эконо
мическую целесообразность приобретения действующего предприятия для реализации своих предпринимательских замыслов. Банки и страховые компании видят в предприятиях своих потенциальных клиентов. Государственные и муниципальные органы интересует возможность использования предприятия для решения общегосударственных и региональных задач. Кроме того, они рассматривают его как источник поступления налогов в соответствующие бюджеты. Вполне очевидно, что при таком многообразии взглядов на понятие «предприятие» не представляется возможным получение для него единого определения [75].
Основы оценки стоимости предприятия
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации определяет понятие предприятия в виде имущественного комплекса.
Предприятием в качестве объекта прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия, рассматриваемого как имущественный комплекс, входят все виды имущества, предназначенного для его производственно-хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, материалы, продукцию, права требования, обязательства (долги), а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом.
Имущественный аспект играет важную роль на этапе создания предприятия, когда ставится вопрос о необходимости привлечения необходимых по объему ресурсов для организации производства продукции или оказания услуг. Предметно и содержательно эти ресурсы представлены в качестве элементов имущественного комплекса. Эти элементы имеют исходную оценку, обусловленную затратами на их приобретение, доставку, монтаж или создание. Вместе с тем для реального собственника действующего предприятия ценность его определяется вовсе не прошлыми затратами, которые потребовались на его создание, а потенциальной возможностью приносить экономические и финансовые выгоды в будущем. Если предположить, что собственник является одним лицом, то, обладая правом распоряжения имуществом, он может получить экономические выгоды от владения предприятием тремя законными способами [75]: путем использования предприятия по прямому его назначению, а именно, как комплекса производящего и реализующего продукцию или оказывающего услуги; в результате отказа от права собственности на предприятие посредством его продажи в форме единого (неделимого) актива;
Стоимость предприятия
на основе альтернативного использования отдельных частей предприятия (цехов, участков, производственного оборудования) путем их продажи, сдачи в аренду, передачи в виде имущественного взноса в уставный капитал других коммерческих предприятий.
Первые два варианта предполагают сохранение за предприятием права юридического лица, а последний означает его упорядоченную ликвидацию. Существует еще один вариант, не зависящий от реЩения собственника, при котором осуществляется принудительная ликвидация предприятия посредством реализации процедуры банкротства.
Все перечисленные способы извлечения экономических выгод собственник связывает с получением дохода в той или иной форме.
Кроме двух основных подходов — с позиции юридического лица и с позиций собственника — известен ряд других. В них субъектами оценивания выступают юридические и физические лица, входящие в состав внешнего окружения предприятия.
К ним относятся: банки, решающие вопрос о целесообразности выдачи кредита под залог; страховые компании, определяющие размер страхового взноса и выплат в случае наступления страхового случая; биржи, устанавливающие цены на акции, продаваемые на фондовом рынке, и др.
Для государственных органов стоимостная оценка предприятия также представляет известный экономический интерес. Он обусловлен необходимостью решения ряда важных задач, связанных с определением условий и размера налогообложения, приватизацией или национализацией предприятий, рассмотрением арбитражных исков, установлением социальной значимости отдельных предприятий для отдельного города, региона или страны в целом.
Наряду с трактовкой предприятия в качестве имущественного комплекса оно может рассматриваться как самостоятельная бизнес- единица, которая имеет ценность, поскольку приносит и в ближайшем будущем будет приносить своим владельцам некоторый денежный доход. При оценке стоимости предприятия необходимо учитывать оба эти фактора.
Заметим, что оценка имущественного комплекса отлична ot оценки предприятия (бизнеса) в целом. В данном случае речь идет об оценке имущества предприятия, предназначенного для его деятельности (земельный участок, здания и сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы).
Таким образом, постановка цели оценки стоимости предприятия требует уточнения позиций, с которых предполагается ее получение. Это позволит правильно выбрать один из стандартных методов оценки: затратный, доходный или рыночный. Такой подход не исключает необходимости учета и специфических ситуаций. Например, если предприятие расположено на территории, где дейст-
вуют’особые правовые Нормы (например, свободные экономические зойы), то порядок выполнения стоимостной оценки может иметь определенные особенности. Специфические приемы и подходы могут потребоваться и при стоимостной оценке градообразующих предприятий или при оценке крупных предприятий, выполняющих важнейшие стратегические функции (например, обеспечение экономической или Военной безопасности страны).
¦В России, как было отмечено выше, постепенно формируется рынок: Готового бизнеса. Предприниматель может купить готовый (функционирующий) бизнес или создать заново собственное предприятие. При наличии необходимого объема денежных средств он может отдать предпочтение варианту, связанному с приобретением Готового бизнеса, поскольку последний обладает такими преимуществами, как: отсутствие необходимости заниматься в полном объеме организацией, становлением бизнеса, закупкой производственного оборудования, формированием товарного ассортимента; получение отлаженной системы снабжения материальными ресурсами, а также сбыта; наличие сформировавшегося конкурентного статуса, выступающего важной компонентой уровня конкурентоспособности предприятия; получение бблее или менее постоянного контингента покупателей; отсутствие потребности заниматься поиском и подбором персонала; возможность извлечения дополнительных выгод, обусловленных наличием положительной деловой репутации приобретаемого предприятия.
Источник: economy-ru.com
1.3. Особенности предприятия фирмы как объекта оценки
Предприятие или фирма представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Поэтому названные особенности бизнеса как товара присущи и им. Но вместе с этим у предприятия есть и свои отличительные черты.
Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132).
Предприятие, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства. Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. и его полезность, и затраты, необходимые для этой полезности.
Поскольку представление о полезности зависит от конкретных интересов покупателя, постольку оценщику приходится определять различные виды стоимости (восстановительную, ликвидационную, инвестиционную и т.п.). Принципиальное значение имеет тот факт, что качественная рыночная оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат, связанных с производством товара, она обязательно принимает во внимание экономический имидж – положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, уровень конкуренции.
Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы. Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет определить рыночную ценность фирмы. Она учитывает такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную сферу и внутренние особенности оцениваемого объекта.
Согласно такому взгляду на оценку рыночная цена любого объекта, порождающего доход или поток денежной наличности, определяется исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающего требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций. При балансовой (book values) или бухгалтерской (accounting) оценке активы фирмы равны обязательствам плюс собственный капитал: A = Об+ СК.
При рыночной оценке в этом уравнении появляется еще одно слагаемое – неосязаемые активы; и равенство приобретает вид: А* + НА* = Об* + СК*. Неосязаемые активы включают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошие взаимоотношения с клиентами, и другие нерегистрируемые активы, включая ценность доброго имени компании (гудвилл).
Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала в этом случае выглядит так: СК* = (А* + НА*) -Об* = (А*-Об*)+ НА*. С помощью этого уравнения легко объяснить, почему фирмы с отрицательным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства).
Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал компенсируется ценностью нематериальных активов. Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная), или экономическая, ценность не совпадают, то должен существовать скрытый, или внебалансовый, капитал.
Скрытый капитал имеет два источника: 1) разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А* — А); 2) неучет внебалансовых позиций (НА*), которые в соответствии с общепринятыми принципами и правилами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс. Если бы система бухгалтерских оценок предусматривала формальный учет внебалансовых статей, скрытый капитал не существовал бы.
Что касается риска, то бухгалтерская модель исходит из того, что «один риск подходит всем». Но каждая фирма при получении дохода фактически сталкивается с различными видами риска и имеет собственный уровень получения дохода. Таким образом, бухгалтерская модель не позволяет сделать реальную оценку фирмы.
Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов. При этом объектом оценки могут быть: • предприятие в целом; • недвижимость предприятия; • машинный парк; • нематериальные активы; • другие элементы в зависимости от целей и потребностей владельца.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Особенности предприятия, как объекта оценки
Предприятие (фирма) представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Поэтому названные особенности бизнеса как товара присущи и им. Но вместе с этим у предприятия есть и свои отличительные черты.
Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. и его полезность, и затраты, необходимые для этой полезности. Поскольку представление о полезности зависит от конкретных интересов покупателя, постольку оценщику приходится определять различные виды стоимости (восстановительную, ликвидационную, инвестиционную и т.п.).
Принципиальное значение имеет тот факт, что качественная рыночная оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат, связанных с производством товара, она обязательно принимает во внимание экономический имидж – положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы.
Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет определить рыночную ценность фирмы. Она учитывает такие факторы, как время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную сферу и внутренние особенности оцениваемого объекта. Согласно такому взгляду на оценку рыночная цена любой организации порождающей доход, определяется исходя из текущей оценки ожидаемого будущего потока наличности, дисконтированного по норме процента, отражающего требуемую инвестором норму прибыли для сопоставимых по риску инвестиций.
При балансовой или бухгалтерской оценке активы фирмы равны пассивам плюс чистый собственный капитал:
При рыночной оценке в этом уравнении появляется еще одно слагаемое – неосязаемые активы, и равенство приобретает вид:
Неосязаемые активы включают такие элементы, как ценность гарантии, страховки, лицензии, хорошие взаимоотношения с клиентами, и другие нерегистрируемые активы, включая ценность доброго имени компании (гудвилл).
Уравнение рыночной оценки реального собственного капитала в этом случае выглядит так:
С помощью этого уравнения легко объяснить, почему фирмы с отрицательным балансовым собственным капиталом все еще воспринимаются рынком как что-то ценное (например, неплатежеспособные депозитные институты, кредитные организации, находящиеся на грани банкротства). Причина в том, что отрицательный балансовый собственный капитал компенсируется ценностью нематериальных активов.
Если балансовая оценка собственного капитала и его реальная (рыночная), или экономическая, ценность не совпадают, то должен существовать скрытый, или внебалансовый, капитал. Скрытый капитал имеет два источника:
· разницу между рыночной и балансовой оценками активов (А* – А);
· неучёт внебалансовых позиций (НА*), которые с общепринятыми принципами и правилами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.
Если бы система бухгалтерских оценок предусматривала формальный учет внебалансовых статей, скрытый капитал не существовал бы.
Таким образом, бухгалтерская модель не позволяет сделать реальную оценку фирмы. Оценка же, проводимая на базе экономической концепции, дает реалистичное представление о том, как предприятие будет работать в будущем. Это ценно для всех: собственников, управляющих, потребителей, поставщиков, банкиров, работников страховых и налоговых служб, инвесторов.
При этом объектом оценки могут быть:
· предприятие в целом;
· другие элементы в зависимости от целей и потребностей владельца.
Источник: libraryno.ru