В связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны (далее – СЗЗ), у природопользователей часто возникают вопросы: каким предприятиям необходима разработка СЗЗ, возможна ли СЗЗ для уже действующих предприятий, а также каким образом устанавливать СЗЗ для группы предприятий, расположенных на одной производственной территории.
Содержание статьи поможет вам найти ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем исключить наложение штрафных санкций и претензий со стороны надзорных органов.
Санитарно-защитная зона — специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Рис. Примеры ситуационных планов с нанесением границы СЗЗ
По своему функциональному назначению сан.-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
Сан.-защитная зона — обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I — III классов опасности разработка проекта является обязательной.
Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.
Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты, то обоснование размеров необходимо.
При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).
При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обратите внимание!
Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:
- предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
- предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер сан.зоны;
- предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
- это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.
- вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
- действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
- действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
- размер сан.-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Для групп промышленных объектов устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер сан.-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Обратите внимание!
В прежней редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), проект санитарно-защитной зоны предприятия разрабатывается, а следовательно, СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.
Рис. Инженер-эколог Инга Шарапова с разработанным проектом СЗЗ
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
После разработки проекта СЗЗ предприятие получает лишь расчётную установленную СЗЗ, размер которой необходимо подтверждать натурными исследованиями в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница СЗЗ.
Осторожно — штрафы!
За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 100 до 500 руб.;
- на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- должностные лица – от 2 000 до 5 000 рублей;
- юридические лица – от 20 000 до 100 000 рублей.
Остались вопросы по статье?
Источник: ecolusspb.ru
Предприятие является объектом малого бизнеса относящимся к v классу опасности
В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» разъясните следующие вопросы.
Согласно п. 1 Правил, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В случае разработки проектной документации для проектируемого объекта, если по результатам проведенных расчетов за границей территории объекта максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, поступающих в атмосферный воздух от объекта, не превышает 0,1ПДК и уровень шума не превышает 80дБА (ПДУ шума на рабочих местах, п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96), для таких объектов разработка проекта СЗЗ не требуется, и при застройке этого объекта разрешение на строительство будет выдано без сведений об установлении СЗЗ? Или же разработка проекта СЗЗ необходима для всех проектируемых объектов вне зависимости от уровня его воздействия?
1. Положения СанПиН 2.2.1_2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» позволяют сделать вывод о том , что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не разрабатывается в следующих случаях:
- предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух (см. пункт 1.2), то есть санитарно-защитная зона не устанавливается;
- предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен (см. пункт 2.1; 3.1);
- предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности (см. пункт 3.17);
- предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек (см. пункт 3.17).
Во всех других случаях проект размера СЗЗ разрабатывается в обязательном порядке.
2. Обратите внимание, что к предельно допустимым уровням физического воздействия, являются уровни не только не только шумового воздействия, а также:
- ПДУ виброскорости (вибрации);
- ПДУ напряженности электромагнитных полей (в том числе высоковольтных линий электропередач);
- ПДУ облучения для источников высокочастотных (ВЧ), ультравысокочастотных (УВЧ) и сверхвысокочастотных (СВЧ) излучений;
- ПДУ инфразвукового воздействия;
- ПДУ теплового загрязнения, в том числе допустимый уровень отклонения температуры воды в естественных условиях.
(Примечание: порядок установления СЗЗ, связанной с радиационным воздействием определяется другими нормативными документами).
Подробнее о порядке установления размеров СЗЗ можно ознакомиться в следующих документах:
- Статья С.М. Тищенко «Проект санитарно-защитной зоны предприятия – от А до Я» в журнале «Экология производства» № 12, декабрь 2017г.
- Статья В.А. Алымовой «Установление санитарно-защитной зоны: от разработки проекта к нанесению красных линий на карту» в журнале «Справочник эколога» № 1, 2016г.
Рекомендуем обратить внимание на следующие документы:
- Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
- Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32 «О санитарно-защитных зонах».
Используемые нормативные источники
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
- Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон
- Письмо 01/6968-15-32. О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон
- Письмо 01/13460-12-32. О санитарно-защитных зонах
Источник: www.normacs.info
Кому не нужно устанавливать СЗЗ?
Разберемся, кому нужно устанавливать санитарно-защитную зону, а кому нет.
Кому не нужно устанавливать СЗЗ?
Разберемся, кому нужно устанавливать санитарно-защитную зону, а кому нет.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
СЗЗ устанавливаются в отношении объектов, обладающих следующими признаками (одновременно):
▸объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (это значит, что уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки такого объекта превышают 0,1 ПДК и (или) ПДУ);
▸за контуром такого объекта сформировано химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (то есть воздействие по общему правилу превышает 1 ПДК и (или) 1 ПДУ).
Если за контурами объектов химическое, физическое и (или) биологическое воздействие не превышает санитарно-эпидемиологических требований — установление СЗЗ не требуется. Однако проект СЗЗ все равно должен быть разработан, ведь именно в нем обосновывается отсутствие необходимости устанавливать СЗЗ.
Санитарно-защитная зона будет считаться установленной со дня внесения сведений о ней в ЕГРН. Основанием для установления СЗЗ является решение об установлении, которое выдается в Роспотребнадзоре. Граница санитарно-защитной зоны устанавливается один раз и бессрочно, при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации большого количества источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух или источников шума, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
Кому не нужен проект СЗЗ?
- Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух.
- Предприятие относится к IV-V классам опасности и на нем определен ориентировочный размер СЗЗ.
- Предприятие является объектом малого бизнеса и относится к V классу опасности.
- Предприятие является микропредприятием малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.
Как подтвердить, что вам не нужен проект СЗЗ?
Для подтверждения факта, что у предприятия нет необходимости установления санитарно-защитной зоны, требуется провести инструментальные замеры и/или провести расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от источников на предприятии и расчет уровней физического воздействия от объекта в целом. Также стоит отметить, что к предельно-допустимым уровням физического воздействия относится не только уровень шума, но и вибрации, напряженности электромагнитных полей (в том числе высоковольтных ЛЭП), облучения для источников высокочастотных, ультра высокочастотных и сверхвысокочастотных излучений.
Однако, стоит помнить, что в регионах страны отделения Роспотребнадзора могут предъявлять разные требования к правообладателям по предоставлению документов которые могут подтвердить отсутствие необходимости установления СЗЗ.
При решении вопроса о необходимости установки СЗЗ на вашем объекте рекомендуем обратить внимание на следующие документы:
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”
Постановление Правительства РФ №222 от 03.03.2018
ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды
ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха
ФЗ № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Федеральный закон 342-ФЗ от 03.08.2018г. (изменения в Градостроительный кодекс)
Федеральный закон №455-ФЗ от 27.12.2019г.(изменение сроков установления окончательных СЗЗ)
Письмо Роспотребнадзора от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон».
Письмо Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32 «О санитарно-защитных зонах».
Если у вас нет времени на изучение нормативных документов и санитарных правил – специалисты СанГиК готовы проконсультировать вас в любое время. Все консультации бесплатны.
СанГиК предоставляет полный комплекс услуг по установлению СЗЗ: аудит предприятия, проведение исследований аккредитованной лабораторией СанГиК, согласование проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре, установление окончательной санитарно-защитной зоны для вашего предприятия.
Проводим экспертизу на проект СЗЗ за 10 дней! В три раза быстрее, чем в госорганах.
Разработано более 38 000 экологических проектов.
Собственная аккредитованная лаборатория и аккредитованный орган инспекции.
Гарантируем результат! В случае возникновения замечаний к проекту со стороны надзорных органов – оперативно устраняем их и добиваемся главного результата – установления границы санитарно-защитной зоны.
Источник: sangik.ru