Представители бизнес сообщества кто это

29 января 2019, 15:54 — Мосрегион О том, как защищать права бизнес-сообщества, начинающим юристам Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) рассказал сегодня Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев, принявший участие в работе V Зимней школы молодых ученых «Права человека: внутригосударственные и международные механизмы защиты».

Об этом информационному агентству “Московский регион” сообщили в пресс-службе Уполномоченного. Выступление перед аудиторией начинающих юристов Михаил Вышегородцев начал с акцента на том, что приоритетом в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в городе Москве либо осуществляющих в столице предпринимательскую деятельность.

Стоящие перед Уполномоченным правовые задачи в таком мегаполисе, как Москва, многогранны: это и собственно защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города, контроль за соблюдением их прав органами исполнительной власти, содействие развитию общественных институтов, взаимодействие с предпринимательским сообществом, а также участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и содействие улучшению делового и инвестиционного климата в городе Москве. Для решения таких задач и был сформирован Институт Уполномоченного, в который, помимо Общественного, экспертных, Консультативного Советов, объединяющих экспертов, “изнутри” знакомых с системными и отраслевыми проблемами ведения бизнеса, входят и органы, взаимодействие с которыми может быть интересно для молодых правоведов.

Встреча с представителями бизнес сообщества

Так, экспертно-аналитическим и консультационным элементом Института Уполномоченного является Общественная приемная Уполномоченного, в которой любой столичный предприниматель может получить бесплатную юридическую помощь, разъяснения по фактам нарушения прав и законных интересов со стороны органов государственной власти Москвы, подготовить и подать обращение Уполномоченному, ознакомиться с возможностями защиты своих прав. Для оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его функций в округах города Москвы, с учетом мнения общественных объединений предпринимателей города Москвы, Уполномоченный назначает Общественных Представителей.

Основными задачами Общественных Представителей стали общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей на территории города Москвы, организация работы по правовому просвещению предпринимателей, повышению уровня предпринимательской культуры и этики, социальной ответственности предпринимателей, работа с обращениями предпринимателей. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве развивает сотрудничество предпринимательского и юридического сообществ «Pro Bono Publico» (от лат. pro bono publico — ради общественного блага).

Ассортимент и качество: представители бизнес-сообщества Ельца познакомились

К оказанию такой профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить, в основном в качестве экспертов привлекаются практикующие юристы. При общей численности в 15 человек экспертами проведена большая работа по разъяснению предпринимателям их прав, подготовке юридических заключений, другая консультативная работа, в ходе которой всем обратившимся предпринимателям оказывается квалифицированная юридическая помощь.

В результате такого сотрудничества общество теперь все чаще воспринимает предпринимателей как группу, имеющую повышенный риск подвергнуться необоснованному преследованию. Это позволяет Уполномоченному опираться на широкую общественную поддержку.

Михаил Вышегородцев отметил, что в основе деятельности Уполномоченного лежит работа с обращениями предпринимателей, которых с 2014 года в его адрес поступило более четырех с половиной тысяч, из них более полутора тысяч письменных жалоб. При этом в первые четыре года работы Уполномоченного число письменных обращений стабильно росло, и это говорит о повышении доверия к защите прав московских предпринимателей и уверенности в благоприятном разрешении проблемы, когда права предпринимателя нарушены органом государственной власти.

Работа Уполномоченного, выстроенная с учетом возросшего доверия со стороны бизнес-сообщества и во взаимодействии с органами государственной власти, позволила решить на законодательном уровне значительное число системных проблем, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Этим, а также широким информированием предпринимательского сообщества о способах защиты и, главное, о мерах по предотвращению нарушения их прав, обусловлено снижение числа письменных обращений предпринимателей в прошлом году.

Организованная таким образом деятельность по разрешению частных проблемных вопросов отдельных хозяйствующих субъектов позволила восстановить права 246 предпринимателей. В числе основных разрешенных вопросов стало предоставление мер государственной поддержки, в том числе восстановления льгот по арендным платежам субъектов малого и среднего предпринимательства, продления арендных отношений или реализации права выкупа арендуемого недвижимого имущества, оказание госуслуг и услуг естественных монополий.

За последнее время урегулированы вопросы в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов; привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в госзакупках; в сферах административного и исполнительного производств, а также проблемы, вызванные бездействием органов государственной власти. Отдельно можно выделить жалобы предпринимателей на нарушения со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов при рассмотрении заявлений, проведении процессуальных действий, контрольных мероприятий, а также на действия общественных организаций при проведении ими контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

Своевременное вмешательство Уполномоченного позволило восстановить нарушенные интересы предпринимателей и привлечь к ответственности виновных лиц. На протяжении деятельности Уполномоченного тематика обращений дополнилась новыми проблемными вопросами, связанными с правами интеллектуальной собственности, правоотношениями с субъектами естественных монополий, в сферах транспорта и строительства, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, природопользования и экологии.

Особый интерес для слушателей Зимней школы представила деятельность Уполномоченного по формированию законодательных инициатив. Основной задачей Уполномоченного, решаемой в ходе рассмотрения обращений предпринимателей, выявления и решения актуальных проблем взаимодействия бизнеса и власти, участия в нормотворческой и законодательной деятельности, является выработка инициатив, направленных на совершенствование правового положения хозяйственников.

Со дня своего назначения в январе 2014 года и на всем протяжении деятельности Уполномоченным выявлялись наиболее значимые проблемы осуществления бизнеса в городе Москве и вырабатывались комплексные меры по их решению. Во главу угла при этом была поставлена превентивная работа с источниками проблем, которые в значительной мере зависят от государственного регулирования, развития институтов поддержки предпринимательства, обременений разного рода, от доступности финансирования.

В ходе правозащитной деятельности было выявлено, что основные препятствия для развития своего бизнеса и повышения деловой активности, на которые чаще всего ссылаются предприниматели, это сложности со сбытом, конкуренция, высокие операционные затраты и низкий производственный потенциал. Именно поэтому приоритеты работы Уполномоченного по совершенствованию бизнес-среды были расставлены так, чтобы в максимальной степени оказывать влияние на наиболее серьезные источники проблем предпринимателей.

В результате проводимых Уполномоченным совместно с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и отраслевыми объединениями предпринимателей исследований, публичных обсуждений, рабочих встреч и мероприятий различных форматов вырабатывались предложения, направленные на совершенствование правового регулирования предпринимательства, повышение доверия бизнеса к власти. Источником инициатив Уполномоченного послужили также обращения хозяйствующих субъектов, как правило, сообщающих о несоблюдении их законных интересов властными институтами.

Ощутимая доля инициатив предложена Уполномоченным в ходе его постоянного участия в оценке фактического или регулирующего воздействия правовых актов или их проектов. В целом участие Уполномоченного в оценке регулирующего воздействия способствовало исключению нецелесообразных решений уже на этапе разработки того или иного нормативного правового акта, оценке достижения новым регулированием поставленных целей, а также возможных его последствий.

В ходе оценки фактического воздействия Уполномоченным устанавливалось, достигнуты ли заявленные цели регулирования, возможные издержки предпринимателей, связанные с введением регулирования, определялась необходимость изменить регулирование для обеспечения лучшего баланса отрицательных и положительных факторов. Всего Уполномоченным в рамках осуществления своей деятельности сформировано и внесено для реализации порядка пятисот инициатив, призванных улучшить предпринимательский климат и снизить необоснованную негативную нагрузку на бизнес.

Читайте также:  Как начать бизнес печати на футболках

Общее количество внесенных инициатив возросло практически в четыре раза, и более чем в 6 раз возросло и число реализованных инициатив Уполномоченного. Механизмами реализации этих инициатив явились федеральные законы, законы города Москвы, постановления Правительства России и Москвы, правовые акты органов исполнительной власти города.

В начале каждого года Уполномоченный направляет Мэру Москвы доклад о результатах своей деятельности за предыдущий год, содержащий как анализ и оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве в истекшем периоде, так и предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности. Доклад Уполномоченного Мэру Москвы за 2018 год опубликован на официальном сайте Уполномоченного http://business-ombudsman.mos.ru.

Также в своем выступлении перед молодыми учеными Михаил Вышегородцев обратил внимание аудитории на регулярно организуемые мероприятия различных форм и направленности – встречи Уполномоченного с предпринимателями в административных округах города Москвы, количественные и качественные исследования, опросы представителей предпринимательского сообщества, «Круглые столы». К мероприятиям активно привлекаются представители бизнес-сообщества: отраслевые объединения предпринимателей, общественные организации, действующие в направлении поддержки и развития частной предпринимательской инициативы, специалисты–эксперты, представители отдельных хозяйствующих субъектов. В результате скоординированной работы таких респондентов выявляются основные препятствия для развития бизнеса и повышения деловой активности, на которые чаще всего ссылаются предприниматели, выявляются взаимосвязи с деятельностью органов государственной власти, разрабатываются меры поддержки – так называемые «Дорожные карты». Молодые ученые МГЮА с большим интересом ознакомились со спектром деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве. В заключение встречи Михаил Вышегородцев выразил уверенность, что расширение круга знаний о государственных правозащитных институтах положительно скажется на качестве образования молодежи как гаранта достойного будущего.

Источник: www.mosregion.info

Предпринимательские объединения в малом бизнесе

Объединения малого бизнеса

Объединения предпринимателей в самых разных формах известны в анналах истории со времен античности. Гильдии, цехи, торговые и ремесленные союзы – таков далеко не полный перечень предпринимательских объединений, создаваемых в целях защиты интересов купеческого и ремесленного сословия.

Первоначально предпринимательские объединения создавались в целях получения особых привилегий от правителей (например, права торговать в определенных местах и регионах, права контроля какого-либо вида профессиональной деятельности, освобождения от воинской повинности и т.д.). Одновременно они выполняли роль закрытых профессиональных корпораций со своей этикой и внутренними правилами.

Позднее функции предпринимательских объединений видоизменились; они стали выполнять несколько иную роль – роль института, отражающего интересы и мнения какого-либо предпринимательского сообщества – купеческого, промышленного, банковского, торгового. Предпринимательские объединения нового времени переориентируют свою деятельность на диалог с властью, на оказание влияния на общественное мнение, на выработку национальной и региональной стратегии развития торговли, сервиса и промышленности.

В современной экономической жизни задачи и функции предпринимательских объединений значительно расширились, стали охватывать все большие сферы деятельности. Объектами пристального внимания со стороны предпринимателей стали вопросы формирования толерантного к бизнесу законодательства, проблемы инвестиционного климата, интересы общества и государства. Бизнес-сообщество во все большей мере стало ощущать свою социальную ответственность, понимать, что именно предприниматели являются общественно значимыми фигурами, от характера действий которых во многом зависит вектор развития страны.

Наиболее массовыми и многочисленными объединениями предпринимателей являются союзы и ассоциации малого бизнеса, которые на низовом уровне отстаивают свои законные права и противостоят необоснованным претензиям со стороны муниципальной и государственной власти.

В России объединения малого бизнеса стали складываться в начале 1990-х годов, в тот период, когда происходил распад плановой экономики и осуществлялся переход к рыночным принципам. В тот период большое количество граждан нашей страны стало предпринимателями поневоле, так как многие предприятия ликвидировались из-за отсутствия заказов, перепрофилировались, или существенно сокращали численность работающих сотрудников.

В то же время происходил интенсивный переток кадров из государственного сектора занятости в малый бизнес, где была востребована инициатива, творчество, работоспособность, воля, целеустремленность. Развитие предпринимательского сообщества происходило в 1990-е и 2000-е годы весьма динамично.

Вместе с тем нельзя не отметить и те серьезные трудности, которые приходилось преодолевать отечественному малому бизнесу на этапе своего становления. Постоянная борьба с криминалом, негативным общественным мнением (которое считало новых предпринимателей спекулянтами и любителями легкой наживы), поборами со стороны властей привела многих владельцев бизнеса к мысли о том, что в одиночку решить многие проблемы просто нельзя – надо объединяться в общественные организации и сообща отстаивать свои политические и экономические интересы.

Задачи современных союзов и ассоциаций малого бизнеса весьма обширны и разнообразны. Вместе с развитием общественных отношений и деловой среды они трансформируются под новые условия социальной, культурной, экономической и политической жизни страны.

Ранее мы уже останавливались на том факте, что предпринимательство преобразует дух и мышление человека, повышает ценность свободы и принятия самостоятельных решений. Именно предприниматели во многом стали носителями новых идей и ценностей, которые предопределили отказ от всевластия государства и местного чиновничества.

Однако изменения в мировоззрении и мышлении представителей законодательной и исполнительной власти происходят достаточно медленно, что выражается в предвзятом отношении к предпринимателям на бытовом уровне. Консерватизм людей старшего и пожилого возраста, которые прожили свою сознательную жизнь в условиях социализма, тоже достаточно устойчив. Требуется не только время, но и целенаправленные усилия, чтобы радикальным образом изменить ситуацию. Поэтому союзы малых предпринимателей вынуждены решать еще и эту комплексную проблему, связанную с имиджевыми и репутационными моментами.

Что же представляют собой союзы малого бизнеса в конкретном плане? Рассмотрим организационные и рабочие моменты на примере Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей». Организация была создана в середине 1990-х годов, когда малый бизнес осознал необходимость объединения усилий в отстаивании своих интересов.

Ныне организация объединяет около 300 физических и юридических лиц, которые избирают правление из 14 человек и председателя, которые работают на общественных началах. Возглавляет Объединение опытный предприниматель с 20-летним стажем малого бизнеса, которая хорошо знает местную деловую среду изнутри.

Членские взносы для рядовых членов объединения составляют 500 руб. в месяц, для членов правления – 1500 руб. Кроме того, организация принимает пожертвования от юридических и физических лиц, которые поступают в общий фонд организации.

Основные расходы Объединения предпринимателей связаны с арендой офиса в центре города, а также с выплатой небольших окладов наемным специалистам, осуществляющим консалтинговую помощь предпринимателям по юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Остановимся на наиболее важных задачах объединений малого бизнеса, характерных не только для воронежской организации, но и для многих других региональных ассоциаций.

Взаимодействие с властью. Представители бизнес-сообщества ставят перед собой цель стабильного и целенаправленного развития местного предпринимательства, роста благосостояния всех слоев населения. Однако достижение этой цели проблематично без постоянного диалога предпринимателей с законодательной и исполнительной властью в центре и на местах. Причем такой диалог должен происходить на равноправной основе, без какой-либо дискриминации, с учетом интересов всех сторон.

Читайте также:  Разведение домашней птицы как бизнес

Общественное партнерство. Одной из наиболее острых проблем взаимоотношений между бизнесом и обществом всегда была и остается проблема распределения прибыли между собственниками бизнеса и наемными работниками. Злоупотребления в этой сфере часто порождают и обостряют конфликты между сотрудниками малых предприятий и владельцами бизнеса.

Довольно часто фиксируются факты необоснованного притеснения малых предпринимателей местными властями (в части сноса торговых точек, закрытия рынков без компенсирующих мер и т.д.).

Во избежание обострения отношений члены предпринимательских объединений предлагают всем заинтересованным лицам, депутатам, местным общественным палатам, органам государственной власти вести трехсторонние консультации для нахождения взаимоприемлемых вариантов решения конфликтных ситуаций.

Позитивные перемены внутри бизнес-сообщества. Фундаментом положительных сдвигов в предпринимательской среде и общественном мнении является трансформация этических ценностей и норм делового поведения внутри бизнес-сообщества. Учитывая особую важность данной проблемы, предпринимательские объединения ставят перед собой разноплановые задачи по улучшению стандартов деловой жизни, развитию равноправной конкуренции, усвоению позитивного опыта корпоративной культуры, скоординированного взаимодействия с наемными работниками, профсоюзами, научными и общественными организациями.

Предпринимательские саморегулирующиеся организации участвуют в совместных программах развития молодежного бизнеса, поддерживают сотрудников силовых ведомств и военных, вышедших на пенсию и желающих заняться коммерческой деятельностью, способствуют проектам внедрения наставничества и обучения в сфере малого предпринимательства.

Вхождение во власть и лоббирование интересов бизнеса. Одной из насущных задач современного бизнеса является донесение своих нужд и интересов до властных структур. Наилучшим образом это можно сделать путем вхождения представителей бизнес-сообщества в органы законодательной и исполнительной власти. Вхождение в органы власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне значительно облегчает предпринимательскому сообществу задачи по претворению в жизнь своих идей и проектов. Немаловажную роль играет также разъяснение парламентариям и государственным чиновникам позиции бизнес-сообщества по тем или иным вопросам экономической и социальной политики, лоббирование интересов бизнеса любыми законными способами.

Взаимодействие с общественными организациями. В предпринимательских кругах крепнет убеждение, что достижение многих высоких целей невозможно без участия институтов гражданского общества. Решить злободневные проблемы в области экономики, экологии, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и многих других – нельзя без тесной кооперации бизнеса и общественных организаций. Необходимо взаимодействие и всех предпринимательских объединений, которые бы выступали единой силой против любых попыток ограничения прав и свобод граждан.

Международная деятельность. Современные мировые тенденции развиваются в направлении все большей глобализации, становления единого экономического, информационного и культурного пространства. Интеграция российского бизнеса в мировую систему разделения труда, завоевания определенных позиций на международных рынках, привлечения инвестиций на внутренний рынок – главные направления усилий государственной власти и бизнес-сообщества. В рамках реализации этих задач российские предпринимательские объединения активно взаимодействуют с иностранными предпринимателями и международными предпринимательскими объединениями, совместно с законодательной и исполнительной властью создают условия для притока иностранных капиталовложений и технологий, формирования благоприятного налогового и конкурентного режима.

Исследовательская и экспертная работа. В предпринимательских объединениях сосредоточен определенный научный и исследовательский потенциал, финансовые ресурсы соединены со знаниями и практическим опытом. В объединениях предпринимателей регулярно вырабатываются проекты законов, поправки к существующим правовым актам, стратегии развития бизнеса в отраслевом и территориальном разрезе. Эксперты и руководители предпринимательских объединений выступают в научной и деловой прессе, в электронных и печатных СМИ с конструктивной критикой неправильных действий власти, предлагают способы разрешения возникающих конфликтов, делают прогнозы развития экономической ситуации по стране в целом и на отдельных рынках в частности.

Таковы общие направления деятельности предпринимательских объединений в вопросах корпоративной этики, социальной и международной политики, взаимодействия бизнеса и власти. Этими разделами работы предпринимательские объединения не ограничиваются, они затрагивают и некоторые иные сферы. В частности, деятельность объединений малого бизнеса распространяется и на такие направления, как:

· Нормотворческая деятельность. По инициативе предпринимателей разрабатываются проекты законов и поправки к действующему законодательству, которые создают правовую основу для защиты интересов бизнес-сообщества;

· Правовая защита предпринимателей. Предпринимательские объединения отстаивают интересы и законные права бизнес-структур и индивидуальных предпринимателей в судебных инстанциях. Юридическая служба объединений малого бизнеса участвует в судебных процессах по делам о налоговых взысканиях, необоснованных проверках и поборах, вымогательстве, принудительных сносах и ликвидации бизнеса и т.п.;

· Консалтинговая деятельность. Юридическая служба и руководители ассоциаций малого бизнеса осуществляют консультирование предпринимателей по вопросам гражданского, административного и налогового законодательства, закона о защите прав потребителей и другим вопросам;

· Обучение. Объединения малого бизнеса проводят обучение предпринимателей по специальным программам, организует встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, налоговых органов. Новым инструментом в обучающих программах стала практика закрепления за начинающими бизнесменами опытных предпринимателей, имеющих многолетнюю практику успешного ведения бизнеса. Наставничество дает позитивные результаты и будет, вероятно, расширяться в будущем.

Помимо указанных направлений объединения предпринимателей ведут исследовательскую работу, проводят опросы общественного мнения и предпринимательского сообщества, осуществляют рекламу и пропаганду своих идей и начинаний, ведут разъяснительную работу через СМИ и собственные веб-сайты.

Источник: vadim-galkin.ru

Продвижение интересов бизнеса: перейти от «решал» к зарегистрированным лоббистам

В России отсутствует законодательное регулирование лоббизма. Это не означает, что бизнес не продвигает свои интересы в органах власти, но и не значит, что существующее положение дел его устраивает.

Время прочтения: 11 минут

Исследовательские проекты «Трансперенси Интернешнл-Р» по изучению лоббистских практик в Государственной думе и Совете Федерации показали, что в 2019 году 235 депутатов нижней палаты (54,2% от общего числа) представляли интересы различных отраслей, а 75 (17,3%) — интересы финансово-промышленных групп. В Совете Федерации в 2021 году отраслевые группы представлены 61 сенатором (36,5% от общего числа).

В публичном обсуждении этих исследований звучали мнения о том, что бизнес уже достаточно задавлен, если не сказать запуган, существующим регулированием, а потому предпочтет сохранить нынешний порядок вещей, а не отчитываться еще и о продвижении своих интересов в органах власти. Так ли это на самом деле? Удается ли бизнесу разных уровней продвигать свои интересы сейчас, какие каналы и механизмы он использует для этого и как смотрит на перспективу регулирования лоббистской деятельности в России? Эксперты «Трансперенси» собрали мнения представителей бизнес-сообщества.

Личные связи решают все

Представители малого и среднего бизнеса из регионов чаще говорят, что заинтересованы в появлении и развитии открытых, понятных и законных каналов продвижения своих интересов. Сейчас таких возможностей у них нет, и бизнесмены жалуются на значительные издержки, связанные с поиском, наймом и оплатой услуг теневых лоббистов. Правда, сами опрошенные называют их проще — «решалы».

Это могут быть государственные служащие или близкие чиновнику люди, которые могут способствовать решению вопроса в нужном ключе. На региональном и муниципальном уровне с их поиском помогают обширные личные связи, которые стремится завести каждый предприниматель. «Решалы» действуют не публично, но при этом обладают административным ресурсом. Контакт с ними помогают наладить совместные тусовки, друзья друзей, спортивные игры, регулярные неформальные встречи. Хорошие личные отношения позволят в будущем обратиться к «решале» за помощью, натянутые — могут и помешать решению проблемы.

Не всегда услуги таких «помощников» оплачиваются, но региональный бизнес говорит, что стоимость продвижения интересов достаточно высока. Найти потенциального «решалу» на муниципальном или региональном уровне не так уж сложно: им может быть секретарь или родственник чиновника. Но чем серьезнее вопрос, тем серьезнее будет и «решала» — и цены на его «услуги», соответственно, возрастут.

Читайте также:  Когда я потерял свой бизнес ты была рядом

Издержки могут быть таковы, что бизнесмену порой оказывается дешевле самому стать депутатом регионального или даже федерального уровня. Возможно, этим отчасти объясняется большое число предпринимателей как в региональных парламентах, так и в Государственной думе: будучи депутатом, можно настроить прямой диалог с исполнительной властью и получить доступ в высокие кабинеты. Впрочем, такой вариант (который, напомним, порой оказывается более «экономичным») могут позволить себе далеко не все — и тогда выходит, что не всем по карману и продвижение своих интересов как таковое.

Легальная нелегальность

Крупный федеральный бизнес активно взаимодействует с регулирующими органами — напрямую или опосредованно, через профессиональные сообщества. Его представители входят в профильные комитеты бизнес-ассоциаций и предпринимательских объединений, по запросу предоставляют экспертизу, участвуют в подготовке предложений по изменениям в законодательство в рамках рабочих групп, а также встречаются с представителями органов исполнительной власти на различных мероприятиях ассоциаций и объединений. Также крупный федеральный бизнес участвует в экспертных, консультативных советах и рабочих группах, совещаниях и рабочих встречах органов власти.

Кроме того, в России существуют единые правила взаимодействия с органами власти разного уровня. На официальные обращения и письма чиновники обязаны дать ответ в течение 30 дней; добровольные объединения предпринимателей могут коллективно направлять свои предложения по улучшению законодательства; представители предпринимательского сообщества входят в различные консультативно-совещательные органы при министерствах, ведомствах, комитетах Госдумы и Совета Федерации, в комиссии при Президенте РФ. Бизнес использует эти каналы и следует процедурам, которые закон уже регулирует.

Однако, по мнению самих предпринимателей, такие контакты с чиновниками, формализованные в целях снижения коррупционного фактора, подчас лишь усложняют взаимодействие. Если чиновник не заинтересован, контакты с ним все равно не приведут к желаемому результату, будут растянуты во времени. Подобная волокита подталкивает предпринимателей к поиску неформального выхода на чиновника через все тех же «решал».

Но это, по всей видимости, история не про федеральный бизнес: его такое положение дел скорее устраивает. Он использует описанные выше каналы коммуникации с органами власти, включая и общий порядок (через обращения за исполнением ими государственной функции — получение разрешительной документации, оформление свидетельств, лицензий и проч.), и взаимодействие с ними как с заказчиками по государственным контрактам.

Даже первый шаг поможет

Представители крупных бизнес-ассоциаций тоже называют существующие механизмы продвижения интересов в органах власти достаточными. Однако, как уже сказано, эти механизмы работают неэффективно с точки зрения донесения позиций бизнес-сообществ до принимающих решения чиновников, а заведенный порядок вещей порой выталкивает продвижение интересов бизнеса в «тень».

Более мелкие, региональные ассоциации или сугубо отраслевые объединения, в свою очередь, считают, что для них недоступны и такие механизмы продвижения своих интересов и интересов своих членов. Они выступают за введение регулирования лоббистской деятельности — но с оговоркой, что такое регулирование должно расширить механизмы и каналы продвижения именно отраслевых интересов, а не частно-корпоративных.

По словам опрошенных представителей ассоциаций и объединений, сейчас региональные чиновники не имеют полномочий принимать решения, влияющие на целую отрасль, — система слишком централизована. Признают они и то, что пока не открылось окно возможностей для полномасштабного урегулирования сферы лоббизма со всеми уровнями отчетности. Однако, по их мнению, даже небольшие подвижки могут принести пользу и улучшить отношения бизнеса и органов власти.

Спросите GR

Средний и малый бизнес, а также малые бизнес-объединения и ассоциации говорят о заинтересованности в появлении новых, открытых, понятных каналов для продвижения своих интересов. А вот федеральный бизнес и крупные ассоциации скорее без энтузиазма оценивают возможное регулирование лоббистской деятельности. В тех компаниях, где налажена работа подразделений, отвечающих за взаимодействие с органами власти (government relations, GR), и вовсе не видят необходимости использовать услуги профессиональных лоббистов.

Но хотя крупный российский бизнес и имеет больше возможностей для открытого диалога с органами государственной власти, его GR-специалисты тем не менее рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются. Например, сжатые сроки рассмотрения и обсуждения проектов нормативных правовых актов не позволяют подготовить качественную экспертизу. В ряде случаев это приводит к отсутствию проработанного обоснования для принятия решений по вопросам регулирования той или иной отрасли. Именно на невозможность проследить причинно-следственные связи принятия того или иного политического решения в условиях, когда лоббистская деятельность не регулируется, сетуют такие респонденты.

Вероятно, поэтому представители крупного российского бизнеса говорят о готовности к регулированию лоббистской деятельности при условии, что такой лоббизм будет продвигать сугубо отраслевые интересы. В том же ключе и их запрос на создание системы отчетности и прозрачности принятия политических решений в отношении отдельных компаний, в том числе государственных, когда такие решения влияют на отрасль в целом. Также крупный бизнес интересует обеспечение абсолютной прозрачности разработки и принятия нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, на всех стадиях — например, введение обязательной процедуры оценки регулирующего воздействия законопроектов, подготовленных ко второму чтению.

Встречные интересы

Способы решения описанных проблем бизнеса во взаимодействии с властью многообразны — как, собственно, и проблемы и запросы представителей сообщества. Учесть и решить их все — задача непростая, и это только лишний раз подчеркивает, как сложно сбалансировать интересы всех, кого затрагивают изменения в законе, в отсутствие писаных правил этого процесса.

Тем не менее налицо жалобы на неэффективность механизмов донесения позиции предпринимателей до чиновника, принимающего решения. В этих условиях введение регулирования лоббистской деятельности, вернее — выведение такой деятельности из тени повысит уровень доверия между бизнесом и властью. Формирование рынка добросовестных лоббистов со своим добровольным реестром, публичной отчетностью и принятым кодексом этики приведет к признанию незаконной деятельности пресловутых «решал» (коими, напомним, могут быть государственные служащие, что им совсем не к лицу).

В этом случае во всех сферах взаимодействия государства и бизнес-сообществ, будь то налоги, организационные вопросы или взаимодействие с контролирующими органами, вопросы можно будет решать путем упрощенной процедуры продвижения интересов для достижения цели через официально зарегистрированных лоббистов. Например, с введением обязательного рассмотрения обращения бизнес-сообщества, если оно подписано представителями ста предприятий и бизнес-объединений.

Несмотря на все перечисленные оговорки и региональный, и крупный федеральный бизнес видит для себя потенциальные выгоды от введения законодательного регулирования лоббистской деятельности в России. Общение с представителями предпринимательского сообщества показывают, что их прагматизм не стоит переоценивать: у них есть запрос на более прозрачную среду коммуникации с властью. Он может быть более или менее сформулирован и публичен, но услышать его и ответить на него — по крайней мере один из способов снизить коррупционные риски. А в этом государство заинтересовано ничуть не меньше, чем бизнес — в расширении легальных возможностей для продвижения своих интересов.

Источник: legalacademy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин