Большинство исследователей лоббизма считает наиболее важными для понимания лоббизма как политического явления такие его элементы, как субъекты, объекты, формы и методы деятельности. Существование множества разнообразных субъектов лоббизма вызывает необходимость их классификации, создания типологии. Выделить какие-то группы лоббистов достаточно сложно, так как на практике обычно отсутствует взаимная координация их действий по отношению к государству.
Все же можно провести разграничение между субъектами лоббизма по виду интереса и по степени их организованности. Конечно, ни одна типология не может быть совершенной, но данные типы классификации в целом нашли признание у политологов. Классификация субъектов лоббизма, за основу которой взята степень их организованности, была наиболее популярна в 70-е годы XX в. Согласно этой классификации, существуют следующие группы лоббистов:
- анемические, или ad hoc, группы — стихийные и недолговременные объединения для решения какой-то задачи, редко имеющие формальную структуру и распадающиеся после достижения целей;
- неассоциативные группы — неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т.д., часто не имеющие четкой организационной структуры;
- институциональные группы — неформальные организации, например представительства республик или областей, административные учреждения;
- ассоциативные группы — группы, обладающие высоким уровнем специализации и организации, добровольные организации, специализирующиеся на артикуляции интересов, например профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права.
Главное достоинство данной классификации состоит в том, что в зависимости от степени организованности лоббиста можно предположить, какие методы воздействия будут избраны. Однако к России такая классификация трудно применима, так как здесь уровень организованности группы часто не является показателем ее весомости, реальной роли в политике. Далеко не все группы интересов имеют собственную ассоциацию, а используют иные стратегии достижения интересов. Даже если такая ассоциация создана, функция представительства интересов может быть неглавной в ее деятельности.
Похоронная мафия и теракты на погостах. Ритуальный бизнес 90-х
Поэтому некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные структурно альянсы политических и экономических акторов на определенной территории) и клиентелистские межличностные «связки» (некоторые акторы считают их региональными группами, образованными по принципу землячества). Эти группы считаются главными акторами политического процесса в России, причем организованные отраслевые интересы имеют особенно привилегированное положение [Зудин, 1996].
Топливно-энергетический комплекс, несомненно, наиболее мощный лоббист, чьи интересы формально представляет одно министерство, все же, по мнению российского исследователя Я. Паппе, не является безоговорочно консолидированным. Экономист выделяет четыре больших группы внутри ТЭК: газовую, нефтяную, угольную и энергетическую, которые имеют свои предпочтения, в том числе и в политической сфере. Их лоббизм не ограничивается экономическими интересами, а направлен на изменение политической организации общества. Лоббисты отрасли воздействуют на политические структуры и видоизменяют их таким образом, как это экономически необходимо отрасли [Паппе, 1995]. Это пример так называемого политического лоббизма.
25 Бизнес Уроков от Мафии [Почему Бизнес ПОХОЖ На Дела Мафиози]
Особенный интерес российских исследователей вызывает элитист-ский принцип классификации, что вполне объяснимо в условиях элитарного осуществления политики в РФ. В России наряду с привычными группами предпринимателей, бюрократов потребителей, экологистов существуют различные группы, а вернее группировки, в среде политических деятелей. Их возможности и реальное влияние на политику не меньше, чем у крупных групп интересов. (Возможно, что эти группировки являются верхушкой более многочисленных групп интересов, сложившихся в обществе.) Теоретики элигазма рассматривают политическую элиту как доминирующую общественную группу, в руках которой сконцентрированы значительные властные ресурсы, определяющие степень участия этой группы в принятии политических решений.
При типологии субъектов лоббизма наиболее приемлемой представляется классификация по виду интереса, предлагаемая С. Перегудовым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоббистов: «политизированную», социальную, экономическую, региональную.
«Политизированные» группы — это прежде всего группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.
Социальные лоббисты отстаивают интересы социальных групп. К ним относятся профсоюзы, женские, экологические, молодежные организации.
Социальные интересы часто используются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплексов (ВПК, АПК и т.п.), составляющих группу экономических лоббистов. К этим лоббистам принадлежат также финансово-промышленные группы (ФПГ).
Последнюю группу составляют региональные лоббисты от обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс), а также представители некоторых республик и автономий, все более становящихся суверенными. Ряд крупных групп в обществе не вошли в представленную типологию, поэтому мы насчитываем несколько больше групп субъектов лоббистской деятельности.
В России некоторые (достаточно большие) группы населения зависят от государственного бюджета (бюрократия, армия и т.п.), и они довольно успешно лоббируют свои интересы, причем это не обязательно связано, например, у армии с интересами экономического лоббиста ВПК, у бюрократии с интересами частного бизнеса. Нельзя их отнести и к социальным лоббистам, так как это, скорее, профессиональные объединения.
Особенности электорального и функционального представительства
• Электорат – определенная часть граждан, обладающих активным избирательным правом, голосующих за ту или иную политическую партию или лидера.
Системы функционального и электорального представительства отличаются друг от друга также опорой на различные типы интересов. Система функционального представительства и, в частности, лоббизм ориентируется прежде всего на представительство групповых, корпоративных интересов. Современное общество характеризуется высокой степенью структурированности, оно разделено на многочисленные группы, отстаивающие свои интересы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что разные социальные группы, как коммерческие, так и некоммерческие организации заинтересованы в реализации своих интересов через государственные органы.
Совсем другая картина складывается при электоральном представительстве. В процессе выборов политические партии и кандидаты в депутаты апеллируют к общим интересам населения, стремятся заручиться поддержкой как можно большего числа избирателей.
Иначе говоря, партийно-парламентское (электоральное) представительство призвано отражать общественные, национальные интересы, интересы общества в целом. Именно поэтому в теории современной представительной демократии депутат рассматривается как свободный представитель всего народа, и в большинстве конституционных государств запрещается связывать депутата какими-либо обязательствами по отношению к избирателям.
Попав в государственный орган, депутат представляет интересы всего государства, из этого он и должен исходить при принятии решений. В этом главное отличие парламентариев и государственных, и муниципальных служащих от лоббистов. Как справедливо заметил в связи с этим один из современных российских политиков, если депутата или государственного служащего можно представить похожим на судью, взвешивающего все аргументы «за» и «против», то лоббист больше похож на адвоката, который целенаправленно отстаивает интересы той социальной группы, которая его делегировала. Именно групповая природа интереса лежит в основе лоббизма, является сущностным признаком и главным источником лоббистской деятельности.
Методы лоббизма могут использоваться не только в системе представительства функциональных интересов, но и в различных сферах общественно-политической жизни. Различными могут быть и ресурсы, используемые для оказания влияния. Так, группы интересов, представляющих бизнес, могут оказывать влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы – путем воздействия на экономику с помощью организации забастовок, другие группы – благодаря финансовым средствам, которые они могут использовать для заключения соглашений. К важным ресурсам лоббистской деятельности следует отнести информацию (возможность информационного воздействия, экспертная информация) и особенно наличие связей с политической элитой, их плотность и устойчивость.
Большинство современных ученых отмечает довольно низкую эффективность традиционных механизмов представительства интересов. Это связано, во-первых, с тем, что представительство интересов через депутатов парламента, как уже отмечалось, не предполагает удовлетворение групповых корпоративных интересов.
Во многих странах парламентарии избираются от территориальных округов, в то время как групповые интересы часто не совпадают с территориальными и, как правило, выходят за пределы того региона, который представляет в парламенте депутат. С другой стороны, сегодня во многих странах наблюдается кризис института политических партий, прежде являвшихся основным механизмом артикуляции интересов социальных групп и их представительства в парламенте. Такое положение во многом объясняется падением в современном плюралистическом обществе роли идеологии, которая традиционно составляла основу партийных программ. Однако дело не только в этом. Сегодня многие говорят о кризисе «партийной формы» представительства как таковой.
Сама природа политических партий приводит к тому, что представляемые ими интересы чаще всего слишком широки и неконкретны. Добиваясь своей главной цели – иметь как можно бо́льшую базу электората, партии вынуждены расширять свои программы, чтобы привлечь сторонников, и в результате само представление о том, какие интересы они представляют, становится весьма расплывчатым и неопределенным. Положение осложняется тем, что сами интересы приобретают все бо́льшую степень градации, которую не в состоянии охватить ни одна партийная программа. В то же время нередки (особенно в России) случаи создания партий «под лидера», преследующих, как правило, краткосрочные цели (например, победить на парламентских выборах) и не ставящих целью реальное отстаивание интересов своего электората. Ослабление роли партийного представительства связано также с тем, что в условиях кризиса централизованного государства сама политическая борьба за удовлетворение интересов и требований приобретает новое локальное измерение, вступающее в противоречие с «партийной формой» представительства.
В этих условиях важное значение приобретают институты группового представительства и, в частности, лоббизм как специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополняющая и, как считают специалисты, в разнообразных направлениях перекрывающая систему географического и электорального представительства интересов, осуществляемого депутатами парламента, представителями политических партий. Как показывает практика западных демократий, во многом именно в воздействии групп интересов на властные структуры и политику в целом (в лоббировании) реализуется одна из главных целей современного гражданского общества – преодоление политического отчуждения.
С этим соглашаются многие российские политики и ученые, призывающие пересмотреть господствующее у нас сугубо негативное понимание лоббистской деятельности. По общему мнению, нормальный лоббист, который приходит не со взяткой, а с информацией о важных проблемах, существующих в обществе – это ресурс любого депутата, который должен быть в курсе проблем своего округа, а значит, заинтересован в получении информации, необходимой для принятия решений.
Вместе с тем групповое представительство сопряжено с целым рядом проблем и противоречий. Оно имеет как свои достоинства, так и существенные недостатки, которые прямо связаны с рассмотренной нами выше проблемой конфликтов интересов.
Так, при этом типе представительства в связи с отсутствием необходимых ресурсов практически не учитываются и не лоббируются в плюралистическом процессе волеизъявления интересы так называемых «слабых» групп (дети, старики, инвалиды и т.д.), что составляет одну из серьезных проблем современных обществ. В то же время присущие группам интересов тенденции олигархизации значительно снижают легитимацию организованного представления интересов.
На способы и эффективность лоббистской деятельности большое влияние оказывают такие факторы, как существование сильных конкурирующих групп, юридическая регламентация их деятельности, в том числе и в первую очередь их взаимоотношений с властными структурами. С изменением политической, экономической или социокультурной ситуации может меняться и активность групп интересов, методы их деятельности. Так, расширение границ вмешательства государства в жизнь общества порождает влиятельную бюрократию, нестабильная экономическая и политическая ситуация, как правило, приводит к усилению криминальных групп. Одной из острых проблем группового представительства является неправомерное воздействие групп на властные структуры, депутатов и государственных служащих и связанная с этим ангажированность депутатов и должностных лиц в пользу тех или иных интересов, что в совокупности с другими факторами обусловило необходимость регулирования лоббистской деятельности во многих странах.
Законы о лоббистской деятельности приняты сегодня практически во всех западных государствах. Проблема лоббирования занимает центральное место среди норм административной и парламентской этики, ей посвящены и особые разделы этических кодексов парламентариев и государственных служащих. Их основная цель состоит не в том, чтобы ограничить влияние заинтересованных групп на органы государственной власти, а в том, чтобы сделать процедуру общения более открытой, тем самым во многом снимая даже подозрение в коррупции. Так, по действующему в США закону о лоббизме все лоббистские организации и частные лица, занимающиеся лоббистской деятельностью, в обязательном порядке должны регистрировать себя у клерка нижней палаты парламента, предоставлять данные о своей деятельности, источниках поступления и расходовании финансовых средств. Все это делает процедуры взаимоотношения лоббистов с властями более прозрачными и предсказуемыми, обеспечивает важные для демократического процесса одинаковые «правила игры»: власти знают лоббистов, точно также как лоббисты знают о существовании других лоббистов и могут строить в соответствии с этим свою работу.
В России формы цивилизованного лоббизма пока что отсутствуют, преобладает не регулируемый законом лоббизм, который в условиях политической и экономической нестабильности нередко сращивается с криминальными кругами. С одной стороны, развитие демократических процессов, существенные социальные изменения в российском обществе привели к появлению новых групп интересов. Право каждого гражданина на объединение для защиты своих интересов, гарантированное ст. 30 Конституции РФ, позволило разнообразным группам создать собственные организации, которые существенно расширили круг субъектов лоббизма в современной России. С другой стороны, в современной России отсутствует необходимая нормативно-правовая база для их эффективного функционирования.
В современной науке существуют различные классификации субъектов лоббизма, в основу которых чаще всего кладется различие по виду интереса и по степени организованности. Так, по виду интереса современные авторы выделяют четыре основные группы лоббистов, действующие сегодня в России:
• «политизированные» группы, представляющие группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и непосредственно вовлечены в политическую борьбу;
• социальные лоббисты, отстаивающие интересы социальных групп (профсоюзы, феминистские, экологические, молодежные организации);
• группы экономических лоббистов, к которым принадлежат различные корпорации и отраслевые комплексы, а также финансово-промышленные группы;
• региональные лоббисты, представленные лоббистами от обеих столиц и регионов, в которых сосредоточены жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые, транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс).
Особый интерес с учетом элитарного характера функционирования политики в России представляет участие в лоббистской деятельности (наряду с традиционными для западных обществ группами предпринимателей, бюрократов, потребителей, экологов) различных группировок в среде политической элиты. Имея прямое отношение к доминирующей общественной группе, в руках которой сконцентрированы значительные властные ресурсы, эти группировки обладают не меньшими возможностями и влиянием на политику, чем крупные группы интересов.
В связи с наличием в России достаточно больших групп населения, непосредственно зависящих от государственного бюджета (бюрократия, армия, учителя и т.д.), можно говорить о так называемых «бюджетных» группах, довольно успешно, как показывает практика, лоббирующих свои интересы.
Вместе с тем слабость и противоречивость российской правовой системы способствуют активизации лоббистской деятельности, которая в большинстве случаев осуществляется вне рамок права.
Никаких общих правил для взаимодействия государственных органов с негосударственными организациями в России до сих пор не существует. Нет и закона о лоббистской деятельности. Предложенный еще в 1995 г. на рассмотрение Государственной Думы и не прошедший первого чтения законопроект о лоббистской деятельности наряду с рядом положительных моментов содержит, по мнению специалистов, крупные недостатки. Он не только не предусматривает каких-либо дополнительных прав для тех лоббистов, которые зарегистрировались и тем самым подпали под пристальное внимание средств массовой информации и общественности, но и не делает процедуру общения депутата с представителями различных организаций и избирателями более открытой и прозрачной, что является главным условием цивилизованного лоббирования. Как считают специалисты, непосредственно занимающиеся этой проблемой, ненормальность ситуации в России заключается в том, что из-за недоступности информации никто во властных структурах и в обществе не знает, кто какие интересы отстаивает, за что выступают те или иные группы.
Как показывает опыт большинства стран, характер и круг объектов лоббизма в определяющей мере зависит от сложившейся в государстве практики государственного управления. Так, в авторитарных обществах с ограниченной ролью парламента основные усилия лоббистов направлены на правительственные структуры.
И напротив, в странах, где исполнительная власть имеет ограниченные возможности в сфере законотворчества, лоббирование осуществляется в большей степени на парламентском уровне. В России, особенно после событий 1993 г., роль парламента в выстраивании политического процесса значительно снизилась по сравнению с ролью Правительства и Президента. Это во многом обусловило особенности современного российского лоббизма. Явный перевес исполнительной власти над законодательной заставляет лоббистов обращать повышенное внимание именно на исполнительные органы власти, где сам процесс выработки решений скрыт от общества, закрыт от общественно-политического контроля. Такой выбор вполне естественен для общества, которое продолжает жить не столько по законам, сколько по постановлениям и указам.
По наблюдению экспертов, сегодня в России наиболее мощные лоббистские группы функционируют внутри исполнительной власти, вокруг политических фигур (премьер-министра, его заместителей). Огромное поле деятельности для лоббистов создают существующий при Президенте РФ мощный административный аппарат, Служба помощников Президента РФ, являющаяся самостоятельным подразделением и играющая одну из ведущих ролей в принятии решений, равно как и чрезвычайно широкие полномочия Руководителя Администрации Президента, который не только формирует аппарат, но и контролирует деятельность Представителей Президента в субъектах РФ.
Одной из основных причин распространения в России нецивилизованных форм лоббирования интересов отечественные и зарубежные авторы видят в отсутствии в стране развитого гражданского общества. Слабость и фрагментированность институтов гражданского общества приводят к тому, что последние не в состоянии противостоять экспансионизму традиционно сильного российского государства. В этих условиях наиболее оптимальными становятся скрытые методы лоббирования, которые не только не способствуют равному представительству интересов, но и дискредитируют сам процесс лоббирования.
Источник: megaobuchalka.ru
К вопросу о лоббизме и лоббистской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»
ГРУППЫ ЛОББИСТОВ / КОРРУПЦИЯ / ЛОББИЗМ / ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИ ЛОББИЗМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛОББИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ЛОББИРОВАНИЕ / LOBBY GROUPS / CORRUPTION / LOBBYING / LOBBYING ACTIVITY / MODEL OF LOBBYING / POLITICAL LOBBYING / LEGAL LOBBYING
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданов Сергей Павлович, Кузнецова Наталья Викторовна
В статье анализируются российские и зарубежные институты и технологии политического лоббизма ; исследуются правовые и политические практики лоббистской деятельности в России: анализируются особенности зарубежного лоббизма . Рассматриваются субъекты лоббистской деятельности в России и за рубежом; раскрывается механизм политического лоббирования через призму деятельности групп интересов. Обосновывается необходимость правового регулирования и контроля со стороны государства лоббистской деятельности в России, поскольку нелегальное лоббирование действует в обход законов и с моральной точки зрения является коррупцией ; приводится Индекс восприятия коррупции по регионам, размеры которой оказываются наиболее внушительными на Африканском континенте и в странах постсоветского пространства.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жданов Сергей Павлович, Кузнецова Наталья Викторовна
История развития и содержательные характеристики лоббистской деятельности в контексте ее правового регулирования
Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России
Перспективы политико-правового регулирования лоббистской деятельности в России
О сопоставимости и соотношении лоббизма и коррупции
Коррупционный лоббизм на Украине: сущность, детерминанты и меры противодействия
i Не можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
On the question of lobbying and lobbying activities
The article analyses Russian and foreign institutions and technologies of political lobbying ; examines the legal and political practices of lobbying in Russia: analyses the characteristics of foreign lobbying . Discusses the subjects of lobbying activities in Russia and abroad; reveals mechanism of political lobbying through the prism of the activities of interest groups. The necessity of legal regulation and control by the state lobbying activities in Russia as illegal lobbying of bypassing laws and moral point of view is corruption ; it also shows the corruption perception Index across regions, among which the most impressive in the African continent and the countries of the former Soviet Union.
Текст научной работы на тему «К вопросу о лоббизме и лоббистской деятельности»
Жданов Сергей Павлович
кандидат юридических наук, доцент Военный институт (общевойсковой) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», г. Москва
Кузнецова Наталья Викторовна
кандидат философских наук, доцент Российский государственный социальный университет
К ВОПРОСУ О ЛОББИЗМЕ И ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются российские и зарубежные институты и технологии политического лоббизма; исследуются правовые и политические практики лоббистской деятельности в России: анализируются особенности зарубежного лоббизма. Рассматриваются субъекты лоббистской деятельности в России и за рубежом; раскрывается механизм политического лоббирования через призму деятельности групп интересов. Обосновывается необходимость правового регулирования и контроля со стороны государства лоббистской деятельности в России, поскольку нелегальное лоббирование действует в обход законов и с моральной точки зрения является коррупцией; приводится Индекс восприятия коррупции по регионам, размеры которой оказываются наиболее внушительными на Африканском континенте и в странах постсоветского пространства.
Ключевые слова: группы лоббистов, коррупция, лоббизм, лоббистская деятельность, модели лоббизма, политическое лоббирование, правовое лоббирование.
Одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество, является лоббизм. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана [13, с. 3].
Впервые механизм политического лоббирования через призму деятельности групп интересов исследовал американский филолог А. Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.). Согласно его теории в любом обществе существуют группы, воздействующие на политическую сферу общества в целях реализации своих профессиональных, экономических, региональных, этнических, международных и других интересов. Наиболее влиятельными социальными субъектами политики являются заинтересованные группы, объединенные на основе общих интересов, стремящихся воздействовать на властные структуры с целью принятия наиболее выгодных для себя решений.
Лоббизм впервые зафиксирован в США в 1829 году. В начале 30-х гг. ХХ века это условное выражение входит в политический лексикон политиков и, приобретя широкую известность в Вашингтоне, становится общепринятым термином. Позднее лоббизм становится узаконенной практикой в других странах, является неотъемлемым элементом механизма принятия решений на высшем государственном уровне.
Различные отечественные и зарубежные авторы так характеризуют лоббизм [7, с. 25]:
1. Лоббизм — это система неформального представительства интересов в политических отношениях.
2. Лоббизм (от англ. кулуары, коридоры) — система связей и отношений в среде политиков, государственных чиновников, экспертов, позволяющая подготавливать и принимать государственно-политические и административные решения, отвечающие интересам определенных промышленных, финансовых и иных групп.
3. Лоббизм — это специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти, дополняющая и в разнообразных направлениях перекрывающая систему географического представительства интересов, осуществляемого депутатами парламента.
Американская служба информации «Конгре-шил куотерли» отметила три значения термина «лоббизм» [14, с. 323]. В самом широком смысле под лоббизмом понимают «группу давления». Также лоббизм может иметь место в результате предпринимаемых попыток давления любого лица на законодательный процесс в интересах другого лица или группы лиц. Кроме того, лобби является тот, кто зарегистрировался в этом качестве согласно закону, если таковой имеется.
Большинство исследователей лоббизма считают наиболее важными для его анализа и оценки такие элементы, как субъекты, объекты, формы и методы деятельности.
По типологии субъектов лоббизма наиболее удачной представляется классификация по виду интересов, предложенная В.А. Тюриным [5, с. 262-263]. Авторы выделяют следующие группы лоббистов [5, с. 262-265]:
1. «Политизированные» группы — группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо участвуют в политике.
2. Социальные лоббисты, отстаивающие интересы социальных групп.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2016
3. Экономические лоббисты. К этим группам относятся корпорации и отраслевые комплексы (ВПК, АПК и др.), финансово-промышленные группы (ФПГ) России.
4. Бюджетная группа. К ней можно отнести большие группы населения, зависящие от государственного бюджета (бюрократия, армия и др.).
5. «Гражданская» группа лоббистов — экологические, женские, молодежные организации, предпринимательские объединения и другие, лоббистская деятельность которых напрямую связана с гражданскими инициативами.
6. Группа иностранных лоббистов.
Реальный лоббизм осуществляют субъекты
лоббистской деятельности: лоббистские союзы, ассоциации, фирмы, отдельные люди, отделы корпораций и ФПГ по связям с органами законодательной и исполнительной власти и государственные структуры. Финансово-промышленные группы являются полноправным субъектом лоббирования, поскольку цели лоббистской деятельности в основном экономические. Лоббизм заключается в постоянной борьбе за ресурсы и средства влияния на конкурентов.
Из 350 наиболее влиятельных лоббистских структур в США 70 процентов составляет бизнес, причем более половины из этого числа — именные корпорации и фирмы. В России самыми влиятельными субъектами лоббирования также являются промышленные группы, связанные с нефтегазовым комплексом и ТЭК, московские и региональные финансово-промышленные группы. Заметим, что и у американских и российских групп давления, состоящих в ряде случаев из крупных бизнес структур, цели во многом схожи:
1) государственный заказ и следующие из этого льготы и преимущества;
2) право на занятие конкретной деятельностью, налоги, квоты, лицензии;
3) (не) принятие (не) выгодного законопроекта;
4) признание отрасли приоритетной и следующее из этого льготное налогообложение, отсутствие штрафных санкций за экологические правонарушения. К методам лоббистской деятельности относятся: взнос денег на избирательные компании; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя (личного друга); денежное вознаграждение; организация отдыха или досуга; организация пропагандистских мероприятий и т.д. [14, с. 324].
Мировая практика выработала несколько направлений правового регулирования лоббистской деятельности. В развитых странах сложились две модели лоббизма — англосаксонская (США и Канада) с обязательной государственной регистрацией лоббистских организаций и определением допустимых границ деятельности групп давления и континентальная (Германия, Италия). В соот-
ветствии с последней заинтересованные группы и организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных советов. В большинстве случаев лоббистская деятельность осуществляется за определенное вознаграждение. Легальное лоббирование не нарушает законов, нелегальное действует в обход законов (взятка, подкуп чиновников).
Во Франции лоббистская деятельность незаконна, в США, Германии, Канаде лоббистская деятельность разрешена и активно применяется. Законодательство США к субъектам лоббизма причисляет юридических и физических лиц, в российском законопроекте о лоббизме лоббистом следует считать лишь физическое лицо. Особенностью зарубежного лоббизма является то, что лоббистские структуры в США и в Германии находятся под постоянным контролем со стороны конкурентов, государства и общественного мнения. В США во всех штатах введены законы, регулирующие лоббистскую деятельность, аналогичные федеральному законодательству.
Свое обоснование лоббистская деятельность находит в статье 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане России имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Физические лица вправе вступать в контакт с властными структурами.
Таким образом, лоббизм в России имеет конституционные гарантии на основании п. 1 ст. 30, ст. 32 и ст. 33 Конституции РФ. Лоббирование экономических и прочих интересов осуществляется в нашей стране традиционно: через структуры исполнительной власти, а политических и финансовых структур — через органы правительственной власти России.
Некоторые примеры лоббистской деятельности с моральной точки зрения являются коррупцией [1; 2; 6; 8; 9; 10; 11]. Юридически дело обстоит так: если финансово-промышленная группа или фирма предлагает депутату или сенатору за продвижение нужного ей законопроекта деньги или услуги — это взятка; если фирма предлагает деньги в избирательный фонд, а затем направляет депутату письма с изложением своих предложений и просьб — это, по российским понятиям, лоббизм. Установить факт устной договоренности на частной встрече главы фирмы и депутата практически не представляется возможным. Фактически — это подкуп, а юридически — политическое влияние.
Анализ практики принятия российских законов, направленных на противодействие коррупции, теневой экономики и деятельности организованной преступности, проведенный Н.М. Головановым, В.Е. Перекисловым и В.А. Фадеевым в работе «Теневая экономика и легализация преступных дохо-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
дов» в частности показал, что части финансовой правящей элиты, деловых кругов и олигархов не нужны законы о регулировании лоббизма, а также антикоррупционные законы, ограничивающие их деятельность в сфере экономики, в том числе правовые нормы, угрожающие благосостоянию их семей [4, с. 174-175]. Коррупционная деятельность занимает определенное место в образовании преступных доходов, а криминальный сектор теневой экономики напрямую связан с коррупцией.
Российская практика лоббирования нуждается в правовом регулировании и жестком контроле со стороны государства. Российская практика выявления и противодействия легализации преступных доходов включает в себя:
— во-первых, механизм межведомственного взаимодействия государственных органов при общей координации Комитета РФ по финансовому мониторингу;
— во-вторых, правовую базу, в частности Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
— в-третьих, механизмы международного сотрудничества.
Более того, в отечественной юридической литературе, несмотря на ее достаточный объем, лоббизм как правовое явление, на наш взгляд, недостаточно исследован и проанализирован, в отличие от развитых зарубежных стран, где накоплен опыт правовой регламентации лоббизма и имеет место значительная судебная практика. С.П. Сиротенко в своем диссертационном исследовании выделяет основные признаки, отражающие правовые аспекты лоббистской деятельности, которые необходимо учитывать при ее упорядочении и регулировании в российской практике:
1. Коллективный и индивидуальный интерес субъектов лоббизма.
2. Случайность и стихийность в процессе принятия тех или иных решений.
3. Посреднический характер лоббизма.
4. Конкретный объект воздействия.
5. Законность форм и методов воздействия на власть [12, с. 10].
С.П. Сиротенко также отмечает, что в настоящее время «теневой, скрытый от общественности, а потому и неконтролируемый лоббизм порождает разного рода злоупотребления и коррупцию в органах власти, приводит к нарушению признаков демократии в государстве».
Как справедливо отмечает профессор И.В. Бо-чарников, в современном мире коррупция имеет место в любом обществе, любом государстве. Практически нет стран, которые могли бы заявить о ее полном отсутствии. Более того, спецификой современного этапа ее состояния является, по мне-
Индекс восприятия коррупции (избранные страны; 2014, 2013, 2012 гг.) [3, с. 27-28]
Страны 2014 2013 2012
1. Дания 92 91 90
2. Новая Зеландия 91 91 90
3. Финляндия 89 89 90
10. Канада 81 81 84
11. Австрия 80 81 84
12. Германия 79 78 79
12. Исландия 79 78 82
14. Великобритания 78 76 82
15. Бельгия 76 75 75
15. Япония 76 74 74
17. США 74 73 73
26. Франция 69 71 71
100. Китай 36 40 39
136. Камерун 27 25 26
136. Иран 27 25 28
136. Кыргызстан 27 24 24
136. Ливан 27 28 30
136. Нигерия 27 25 27
136. Россия 27 28 28
142. Коморские острова 26 28 28
172. Афганистан 12 8 8
173. Судан 11 11 13
174 Корея (Северная) 8 8 8
174. Сомали 8 8 8
нию ученого, ярко выраженный международный характер [3, с. 27].
В свою очередь, Индекс восприятия коррупции по регионам наиболее внушителен на Африканском континенте и странах постсоветского пространства (табл. 1) [3, с. 27-28].
Таким образом, законодательное закрепление основных направлений антикоррупционной работы позволит строить ее системно. Положительную роль в этом должно сыграть становление цивилизованных форм лоббизма с учетом мировой практики.
1. Беспалько В.Г. Библейские религиозно-нравственные истоки противодействия коррупции в Пятикнижии Моисея // Публичное и частное право. — 2013. — Вып. III. — С. 72-83.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
2. Беспалько В.Г. Религиозно-нравственные начала борьбы с коррупцией в Моисеевом уголовном праве в их сравнении с российским законодательством // Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения. — М.: Акад. Следственного комитета РФ,
3. Бочарников И.В. Причины и факторы распространения коррупции в мире и в России // Социально-политические науки. — 2015. — № 3. — С. 27-32.
4. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб.: Питер, 2003. — 303 с.
5. Государственное управление и политика: учеб. пособие / под ред. Л.В. Сморгунова. — СПб.: изд-во С. Петерб. ун-та, 2002. — 564 с.
6. Жданов С.П. Участие специалиста в расследовании взяточничества // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы / ред.-сост. М.А. Лушечкина. — М.: МАКС Пресс,
7. Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США. — М.: ИСКРАН, 1994. — 42 с.
8. Изолитов А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и противодействие коррупции. — М.: ИД Шумиловой И.И. 2013. — 120 с.
9. Коррупция. Закон. Ответственность / Максимов С.В. — М.: ЮрИнфоР, 2000. — 143 с.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
10. Кривец А.П. Коррупция как объект политологического исследования // Социально-политические науки. — 2015. — № 3. — С. 37-38.
11. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. А.Ю. Шумилова. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2012. — 164 с.
12. Сиротенко С.П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: российский и зарубежный опыт: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — СПб., 2011. — 24 с.
13. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации: автореф. дис. . канд. полит. наук — М., 2006. — 26 с.
14. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянов и др. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. — 816 с.
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016
Источник: cyberleninka.ru