Осуществляемые в РФ экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство (МП) выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение НТП, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и др. проблемы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что становление и развитие малого бизнеса является перспективной проблемой в нашей стране. В этой проблеме остаётся ряд нерешённых или недостаточно решённых вопросов.
Целью работы является рассмотрение малого предпринимательства, как особого сектора рыночной экономики Российский Федерации.
07.10.2021 Налоговые и экономические новости с Ларисой Гарамовой
Выбранная цель предопределила следующие задачи:
ü Изучить научную литературу по данному вопросу;
ü Определить значение малого предпринимательства в современной экономике;
ü Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
ü Провести анализ государственной политики РФ в сфере малого предпринимательства;
ü На основе анализа определить перспективы развития МП в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 20 источников. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятие и роль малых предприятий, рассмотрены основные преимущества и недостатки малого предпринимательства, и определены его перспективы развития. Во второй главе проведены практические расчеты. В заключении обобщены основные выводы по проделанной работе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Желе, муссы, самбуки. Технология приготовления. Правила подачи. Ассортимент Желе. Сиропы для желе готовят так же, как для киселей.
Желатин перед использованием заливают восьмикратным количеством охлажденной.
Формальный, материальный, усеченный составы преступлений По особенностям конструкции признаков объективной стороны составы преступления подразделяются на: материальные, формальные и усеченные.
Парламент РФ состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов.
Республика как форма правления: понятие, признаки, виды Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на.
Основные функции философии Структура философского знания В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры.
Источник: studopedia.ru
Малый, средний и крупный бизнес: зачем предпринимателю знать разницу
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Цель данной работы раскрыть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а также осветить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Введение……………………………………….……………………………………..….3
Глава 1. Малый бизнес как движущая сила экономики……………………..…….…5
Понятие и роль малого бизнеса в мировой экономике…..…. ……5
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России…….……..13
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в РФ……………………….………….13
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….………..17
Заключение…………………………………………….………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………26
Работа содержит 1 файл
В марте этого года на совещании в Пермском крае, проведенном с участием Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации, представители малого и среднего бизнеса в отчаянии заявляли: «Не надо нам помогать, просто не мешайте!». 24
Решение задач развития малого и среднего бизнеса рассматриваются сегодня в обеих палатах Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Правительством РФ и Президентом России. Совершенствование законодательства, в данном случае по деятельности малого бизнеса, предполагает объединение и координацию Советом Федерации усилий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого бизнеса.
Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам.
На устранение излишних административных барьеров на предпринимательство, в том числе малое и среднее, направлены федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», 25 «О государственной регистрации юридических лиц». 26
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Цель — устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.
Принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и направлен на упрощение порядка лицензирования барьеров. 27
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» значительно упрощает условия регистрации и ограничивает срок регистрации пятью днями. По сути, в нем прописан новый подход к созданию и регистрации хозяйствующих субъектов. С принятием его оснований для отказа в государственной регистрации или для искусственного затягивания сроков становится намного меньше. Закон вступил в силу с 1 июля 2002 г., функции регистрации предприятий в соответствии с ним переходят от регистрационных палат к налоговым инспекциям. Необходимо обеспечить четкое и своевременное выполнение налоговыми инспекциями возложенных на них законом функций регистрации. 28
Сейчас государство пытается контролировать широкий и плохо упорядоченный набор количественных и качественных параметров выпускаемой продукции, производственных процессов, технологий и пр. В России действует около 22 тыс. государственных стандартов, почти тысяча строительных норм и правил, тысячи инструкций, отраслевых стандартов, технических условий, положений, правил и других ведомственных нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность и приводящих к злоупотреблениям контролирующих организаций. Необходимо законодательно устанавливать только небольшое количество стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя, а несколько десятков тысяч действующих отменить. Принятие законопроекта, безусловно, заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса.
С 2002г. пересмотрено налогообложения малого бизнеса. Мировая практика убедительно доказала целесообразность введения специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Их широко используют такие страны, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Швеция, США. Высокая налоговая нагрузка лишает малые предприятия возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий. 29
С 2002г. новое налогообложение малого бизнеса основано на двух подходах: упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход. На упрощенную систему малые предприятия переходят добровольно, и налог будет выплачивается либо с выручки (8%), либо с разницы между доходами и расходами предприятия (их чистого дохода) в размере 20%. Единый налог на вмененный доход обязателен для нескольких видов деятельности (мелкорозничной торговли, бытовых услуг, частных автоперевозок, розничной торговли нефтепродуктами через АЗС). В Налоговом кодексе установлена ставка налога 15% и общие правила расчета вмененного налога. 30
На уплату вмененного налога перешли более 140 тыс. юридических лиц малых предприятий и почти 1,5 млн. индивидуальных предпринимателей.
В 2005 г. в консолидированный бюджет от уплаты единого налога на вмененный поступило более 16 млрд. руб. (в том числе 10 млрд. руб. от индивидуальных предпринимателей). Конечно, это небольшая величина, так как значительная часть малого бизнеса остается «в тени». По оценкам доля «теневиков» составляет примерно от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Эти данные еще раз показывают, что необходимо создать такой налоговый климат, чтобы малые предприятия имели возможность и желание работать легально. 31
Законопроекты по новому налогообложению малого бизнеса привлекли к себе большое внимание. Активное участие в их обсуждении приняли Федеральный фонд поддержки малых предприятий, Торгово-промышленная палата России, Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) и другие предпринимательские структуры. В результате обсуждения еще до представления законопроекта в Государственную думу правительство внесло в него некоторые изменения, улучшающие условия деятельности малого бизнеса. В частности, снято ограничение по численности сотрудников предприятий, которые захотят перейти на упрощенную систему уплаты налогов. С учетом предложений Государственной думы правительство намерено также увеличить объем оборота предприятия, при котором оно будет подпадать под правила налогообложения для малого бизнеса, с 10 до 30 млн. руб.
Чрезмерное налоговое бремя неизбежно ведет предпринимателей в «теневой» бизнес или к закрытию собственного дела. Министерство финансов России признало, что введение ЕСН было ошибкой и в ближайшее время будут приняты меры по снижению налогового бремени на малый бизнес. Необходимо найти оптимальный вариант, вряд ли удастся совсем освободить малый бизнес от уплаты ЕСН. Если оно сегодня не будет делать отчисления на пенсионное обеспечение своих сотрудников, то в будущем они останутся без пенсий. Это означает, что надо снижать другие налоги.
Практика показала, что эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Федерации. Так, в ряде регионов введение единого налога на вмененный доход показало свою эффективность и способствовало увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты. В других областях региональное законодательство, используя единый налог на вмененный доход, создало лишь проблемы. При этом одной из основных причин является, по мнению предпринимателей, экономическая необоснованность (т.е. завышение) размера налога на вмененный доход.
Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в 2003-2005 гг. была сконцентрирована на нескольких направлениях. Это расширение банковского кредитования; создание небанковских кредитных организаций, которые будут специализироваться на обслуживании субъектов малого предпринимательства; развитие микрофинансирования и лизинга. 32
За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2003 г. было выделено 100 млн. руб., в 2004 г. — 140 млн. и в 2005 г. — только 20 млн. руб. Такое значительное снижение федерального финансирования поддержки малого бизнеса было обусловлено тем, что бюджетную нагрузку на эти цели возложили на региональные и местные бюджеты. 33
Обеспокоенность государственных органов власти тем, что развитие малого предпринимательства отстает от потребностей России, привела к тому, что принято принципиальное решение по ресурсам, которые могут быть выделены из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса.
Для устранения неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов Минсельхозом России разработан проект Федерального закона «О кредитной кооперации». Его принятие будет способствовать ослаблению остроты проблемы кредитования малого предпринимательства в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности. В основе подхода лежат принципы кредитной кооперации, позволяющие за счет средств населения и предприятий создать систему финансирования субъектов малого предпринимательства.
Заключение
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах мирового хозяйства будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации. 2004.
- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 22.02.2001г.
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» от 08.08.2001г. (изм. от 26.03.2003г.)
- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 23.06.2003г.
- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.10.2002г.
- Постановление Правительства РФ № 1024 от 9.09.1999г.
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. // Российский экономический журнал, 2006.
- Балацкий Е., Потапова А.. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования.// Экономист. № 4, 2007.
- Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство, — М. ИНФРА-М, 2004.
- Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал, № 7, 2007.
- Оганян О.. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. № 8, 2007.
- Певзнер А.Г. «Новое о малых предприятиях». // Российский экономический журнал, № 9, 2007.
- Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. //Проблемы теории и практики управления, № 2, 2007.
- Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 2006.
- Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. //Вопросы экономики, 2007.
Источник: www.stud24.ru
Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и основные признаки субъекта малого предпринимательства.3
2. Преимущества малого предпринимательства …………………………. 7
3. Недостатки малого предпринимательства………………………………11
4. Взаимодействие преимуществ и недостатков малого предпринимательства……………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы …………………………………………..18
Прикрепленные файлы: 1 файл
- Понятие и основные признаки субъекта малого предпринимательства.3
- Преимущества малого предпринимательства …………………………. 7
- Недостатки малого предпринимательства…………………………… …11
- Взаимодействие преимуществ и недостатков малого предпринимательства…………………………… ………………………………15
Список использованной литературы …………………………………………..18
В настоящее время для преодоления последствий мирового экономического и финансового кризиса особое значение приобретает эффективность и устойчивость малого предпринимательства, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических.
Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой среды.
Развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Таким образом, целью данной аттестационной работы является дать характеристику малого предпринимательства, показать его преимущества и недостатки, и рассмотреть взаимодействие этих преимуществ и недостатков.
- Понятие и определяющие критерии малого предпринимательства
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
• индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
• государственного или муниципального служащего;
• менеджера (управляющий чужим предприятием);
• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Как видим из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), устанавливающих сущность этого понятия.
Мировая практика показывает, что основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие «малый бизнес», «предпринимательство» описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:
— размер уставного капитала;
— объем оборота (прибыли, дохода).
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит:
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации ( за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций ( объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановление правительства Российской Федерации № 556 от 22 июля 2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» устанавливает следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг):
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей.
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Преимущества малого предпринимательства
Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии решений;
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
- способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки;
- небольшой штат сотрудников, возможность совмещения в одном лице нескольких профессий.
Ещё одно преимущество малого бизнеса — это тесная взаимосвязанность
сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.
Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.
Рассмотрим следующие причины, объясняющие широкое развитие малого бизнеса в большинстве стран:
- мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);
- малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;
- развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;
- на малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии как руководителей, так и членов коллектива;
- малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;
- собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний.
Источник: www.referat911.ru