Преимущества и проблемы малого бизнеса

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, .определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти поло­вина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие пред­приятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.

Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предприниматство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Женщины-предприниматели обсудили проблемы развития малого бизнеса

Развитие МСП имеет ряд преимуществ в сравнении с круп­ным производством, а именно: активизирует структурную пере­стройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потре­бительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориаль­ный монополизм, расширить конкуренцию.

Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоуст­ройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пен­сионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, созда­ние этого сектора экономики — позитивная альтернатива под­польному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятель­ности легально работающих МП.

1.1. Этапы развития предпринимательства

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже­та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло­вили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы­строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де­фицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, об­щественного питания и пр.

Проблемы малого бизнеса

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предпри­ятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля­емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминаль­ного и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю­чается в том, что средства, накапливаемые в малом предприниматель­стве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключе­нием практически навсегда уходили из сферы накопления и не ис­пользовались для развития национального производства и его инфра­структуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про­цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся­чески поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко­оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз­витие кооперации и малого бизнеса.

Читайте также:  Виды контента для бизнеса

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее — с неудачной попыткой проведения ре­форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключитель­но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цент­рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто­ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти­ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения на­талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

К-во Просмотров: 420

Бесплатно скачать Реферат: Малый бизнес: характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурной сфере

Источник: cwetochki.ru

Преимущества, недостатки и проблемы малого и среднего предпринимательства

Значимость развития малого и среднего бизнеса трудно пе- реоценить для нашей страны, где он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить произ- водство потребительских товаров, выполнять субподрядные ра- боты и оказать услуги населению, решать проблему занятости и составлять позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

В таблице 9. 2 приведены достоинства и недостатки малого бизнеса в стране.

Достоинства и недостатки малого предпринимательства

ДостоинстваНедостатки
увеличение числа собственников и формирование среднего класса, ко- торый является главным гарантом политической стабильности в обще- ствеболее высокая степень риска и, как результат, высокая степень неустой- чивости положения на рынке
рост доли экономически активного населениязависимость от крупных предпри- ятий
появление энергичных, дееспособ- ных индивидуальных предпринима- телей, для которых малый бизнес становится школой для самореали- зациислабая компетентность и невысокая квалификация руководителей пред- приятия
создание новых рабочих мест с от- носительно низкими капитальными затратамитрудности в заемных средствах и получении кредитов
ликвидация монополий производи- телейнехватка опыта в коммерции, фи- нансах, правовых вопросах
большая свобода действий и более быстрая адаптация к меняю- щимся условиям хозяйствованиянесбалансированность в кадрах (опытный инженер, но не опытный финансист)
гибкость и оперативность в приня- тии решений и их выполненииворовство, мошенничество
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности (особенно затраты на управление)нехватка опыта в коммерции, фи- нансах, правовых вопросах
более низкая потребность в перво- начальном капиталезапущенность бизнеса
высокая способность реализовать себя и проявить свои возможностикроткий «жизненный цикл» микро и малых предприятий

Источник: studopedia.org

Проблемы и преимущества малого бизнеса в России

Допустим, вы не хотите больше работать на «дядю» и имеете небольшой капитал для открытия собственного малого бизнеса. Возможно, капитала и нет, но все равно вы решили работать на себя.

Итак, у вас есть идея, и вы хотите открыть свое дело. Насколько вы компетентны в том, что собираетесь делать — вот в чем вопрос. Даже если малый бизнес, в котором единственный сотрудник — вы, это машинопись на дому, стоит изучить опыт тех, кто этим занимался, почитать объявления, обзвонить подобные конторы, то есть произвести, так сказать, маркетинговое исследование рынка.

Затем следует обратиться в налоговые органы или к юристам за разъяснениями своего положения относительно законов, налогообложения, возможных льгот и кредитов. Но в связи с тем, что консультации и услуги фирм этого профиля достаточно дороги, важно постоянно учиться самостоятельно, чтобы обращаться к услугам специалистов только в случае крайней необходимости. У начинающего предпринимателя должна быть твердая уверенность в том, что он постоянно должен заниматься самообразованием. Бизнес развивается быстро и непредсказуемо.

Читайте также:  Институт бизнеса и управления что это

Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.

Итак, что можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса? В основном проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег для открытия собственного дела. Поэтому разделим причины недостатка денег на группы.

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено.
Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов. Кредиты также малодоступны.
Поскольку у начинающих бизнесменов, как правило, отсутствует имущество, которым можно эти кредиты обеспечить, банки неохотно идут на подобное кредитование малого бизнеса даже в рамках различных программ.

Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены.Причем по этим же причинам, да и первые взносы достаточно высоки для большинства начина­ющих предпринимателей.

Как вы видите ситуация для начинающего предпринимателя сложная, но небезвыходная. В противном случае, малый бизнес России стоял бы на месте и не развивался.

В чем преимущества малого бизнеса в России? В том, что он достаточно гибкий.

Существуют следующие формы ведения малого бизнеса: домашний и семейный бизнес, франчайзинг. Остановимся на каждой форме малого бизнеса подробнее.

*Домашний и семейный бизнес — это тоже частное предпринимательство. Возможно, это ваш вариант малого бизнеса. Преимущества его заключаются, прежде всего, в том, что вы сами себе хозяин, бухгалтер и босс. Вы самостоятельно принимаете решения и сами за них отвечаете. Ваши доходы в ваших руках.

И, наконец, в случае неудачи вы не подводите наемных работников, так как их роль выполняют члены семьи. Этот факт для многих людей немаловажен.

*Во всем мире существует практика франчайзинга, или покупки торговой марки, брэнда. Это значит, что вы покупаете у правообладателя право производить продукцию под его маркой, которая уже имеет спрос, разрекламирована и, скорее всего, в скором времени начнет приносить доход. Правда, Для России такая практика пока является новинкой, но получить информацию об этом способе при желании можно очень просто. Преимущества очевидны — товар уже адаптирован на рынке, технология отработана, рынки сбыта ясны. Остается взять кредит, который в этом случае получить проще, и не испортить начатое дело.

К трудностям предпринимательской деятельности малого (в том числе семейного) бизнеса, в частности, относится то, что ваш рабочий день ненормирован, функции ваши также не определены, вы будете сами делать все, что в давно существующей фирме делают разные люди. Ваши домашние могут по-разному отнестись к тому, что вы работаете дома.

И, наконец, ваш доход может оказаться намного мень­ше, чем вы рассчитывали. Кстати, типичная ошибка многих людей состоит именно в том, что, будучи наемными работниками, они считают, что будут получать больше, если станут работать на себя. Это совсем не факт. После покрытия всех расходов сумма может оказаться даже отрицательной, если вы в чем-то допустили ошибку или работаете на перспективу. Поэтому специалисты считают, что в начале самостоятельной деятельности кто-то в семье должен иметь постоянный заработок, например, работать в государственной структуре.

Читайте также:  Выращивание кизильника блестящего как бизнес

Услуги хороших специалистов стоят дорого, и пока вы не будете в состоянии их оплатить, например, нанять бухгалтера, лучше делайте все сами или воспользуйтесь услугами фирм, которые снимут с вас часть забот (например, составление баланса). Возможно, вам стоит пройти обучение на предпринимательских курсах — это далеко не пустая трата времени.

Предпринимателю по ходу деятельности приходится задавать себе множество вопросов. Лучше, если вы сделаете это раньше, чем зарегистрируете фирму. Кстати, лучше всего свои ответы записать, чтобы позже проанализировать, насколько верным был ваш первоначальный прогноз.

В первую очередь, определите ту нишу, которую заполнит ваше предприятие на рынке, много ли у вас конкурентов, насколько они сильны. Отсюда — насколько востребованной будет ваша продукция? Ваша продукция или услуги должны чем-то отличаться от продукции других фирм. Чем же? Ценой, качеством, удобством для клиента, чем-то еще?

Каков должен быть товарооборот, прибыль, налоги, накладные расходы? Нужен ли персонал, как вы будете ему платить? Каковы перспективы развития вашего дела, возможные клиенты, поставщики? Эти вопросы требуют отдельной проработки. Потребуется изучить рынок материалов и оборудования, возможности их приобретения в кредит или получения рассрочки, цены различных фирм-поставщиков и их репутацию.

Клиенты — это важнейший вопрос. Изучение предложения, сбор информации о потенциальных клиентах, налаживание полезных связей — это то, без чего ваше дело погибнет, не родившись. Важно понимать, что материальный уровень тех, кто является потенциальными потребителями вашей продукции, должен соответствовать цене, которую вы собираетесь поставить на свои товары и услуги.

Парикмахерская в районе студенческих общежитий, например, не может быть слишком дорогой. Но в ней могут работать творческие молодые сотрудники, начинающие мастера, которым не нужно много платить. Дешевый же ресторан в престижном районе сразу станет клоакой, и вы ничего не получите, кроме проблем.

Еще раз повторим: не пренебрегайте никакими сведениями! Ходите на собрания, конференции, участвуйте в семинарах. Собирайте визитки, записывайте телефоны, знакомьтесь с людьми. Собирайте информацию в периодических изданиях, рекламных приложениях, буклетах, на досках объявлений, на сайтах Интернета. Не теряйте, а систематизируйте полученную информацию.

Кто знает, что вам будет нужно знать завтра?

После того, как вы ответили на вопросы, следует подумать об имидже и рекламе. Имидж фирмы должен быть несколько выше, чем состояние дел на сегодня. Назовем это не уловкой, а работой на перспективу.

Рекламу же следует организовывать согласно простому принципу: она должна дойти до того человека, фирмы или группы, для которых предназначена, то есть:

— размещена в местах, где клиент ее увидит;

— изложена в стиле и словами, которые свойственны той группе, которой предназначена;

— по возможности должна быть правдивой и отмечать отличия вашей фирмы от подобных, удобства работы с вами.

И главное — она должна говорить клиенту о его выгодах.

Вопросы для самопроверки

1. Рассмотреть особенности предприятий малого бизнеса.

2. Рассмотреть проблемы малого бизнеса.

3. Направления поддержки малого бизнеса.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин