Прикладная бизнес психология что это такое

Здесь можно купить и скачать «Александра Мартынова — Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Издательство:
Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b
978-5-7598-0987-6

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги «Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации»

Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации.

Кто такой бизнес-психолог? Что делает бизнес-психолога ценным специалистом для бизнеса?

Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.

Алла Болотова, Александра Мартынова

Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предназначение прикладной психологии – оказать помощь и содействие отдельным людям, группам и корпоративным организациям в решении их жизненных проблем в кризисных ситуациях, будь то личные проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире. Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой – помочь человеку адаптироваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения. Прикладная психология ориентирована на организацию взаимодействия профессионалов прежде всего с клиентами и заказчиками. Для этого в методическом арсенале психологов-практиков вместо опросов, наблюдений и экспериментов преобладают беседы, экспертизы, консультации, презентации и как один из значимых методов – тренинги.

Основные методы и технологии в современной прикладной психологии носят активный характер – это тренинги, коучинги и консультирование, направленные на изменения, заметные и значительные как для самого клиента, так и для целой организации. Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в организации действенной психологической службы. Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач, в том числе необходимость разработки организационных основ ее работы вообще и практических психологов в частности, обеспечение методическими материалами и инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места.

Данное учебное пособие – результат одной из первых попыток исследовать и систематизировать опыт, накопленный в области организации службы практических психологов, ее тренинговой, методической и собственно обучающей деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводятся масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии и организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, а с другой – могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии.

В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития, например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как в американской и европейской культуре этим отношениям присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидерс, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Уместно об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.

Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии.

Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающей принципам государственного образовательного стандарта. Выполнить такой социальный заказ невозможно без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии – от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом.

Читайте также:  Как можно рекламировать бизнес

В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии, что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии.

В настоящий момент прикладная психология ориентирована в трех главных направлениях деятельности – это диагностика, консультирование, тренинг с элементами обучения или коучинга. Именно в этих областях начинающему психологу важно приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психодиагностической, консультативной, психотерапевтической и собственно тренинговой работы.

В предлагаемом учебном пособии представлены интеграция и обобщение обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая подробное описание технологий обучения методам фасилитации больших групп, что весьма востребовано в бизнес-организациях.

Цель подготовки настоящего пособия в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда и весьма важная попытка авторов показать существенное различие в использовании методического инструментария в академических фундаментальных исследованиях и в области практической психологии.

Если в академических исследованиях мы имеем дело с испытуемыми и респондентами, то в практической психологии мы работам с реальными людьми, группами и организациями, т. е. с клиентами и заказчиками. Иным оказывается и характер использования методического инструментария. Проводимое в научном ключе академическое исследование построено так, чтобы оказывать минимальное воздействие на изучаемый объект, идет борьба с искажениями, разного рода помехами и ситуациями социальной желательности. В практической психологии ситуация совершенно иная: здесь все направлено на активное воздействие на клиента, побуждая его к существенным изменениям своего поведения, знаний и представлений о возможных путях развития социальной ситуации – собственной или групповой, корпоративной.

Основные технологии практической психологии, будь то тренинг или консультирование, коучинг или ассессмент, направлены на динамичные изменения, желательные и значительные с точки зрения заказчика. Это организация системы действий, осуществляемых для улучшения и изменения положения дел. Различны и критерии оценки качества применяемого методического инструментария.

В академических исследованиях основными параметрами качества инструментария выступают валидность, надежность и репрезентативность методик, тестов или опросников. Для методов практической психологии более важными являются такие показатели, как информативность, действенность, приемлемость, результативность [Жуков, 2004]. Например, приемлемость способа работы психолога-практика основана на учете особенностей организационной культуры данной бизнес-организации и соображениях этического характера.

Источник: www.libfox.ru

Прикладная психология — Основные понятия и отрасли прикладной психологии

Людмила Фирмаль Людмила Фирмаль

Современная научная психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все отрасли психологии делятся на две основные группы: фундаментальную и прикладную. Универсальная классификация отраслей психологии в рамках этих двух групп еще не выработана.

Цель прикладной психологии — помочь людям в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские или супружеские проблемы, или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в мире бизнеса. В то же время возможности оказания психологической помощи и поддержки населению получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад благодаря созданию в нашей стране психологических служб. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптироваться к сложным условиям социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути решения проблем и способы изменений.

Прикладная психология — это внедрение достижений психологической науки в реальную практику.

Несомненно, оказание психологической поддержки личности является одной из важнейших задач прикладной психологии. Сегодня, в век коллизий и быстрых социальных изменений, прикладная психология помогает людям адаптироваться в обществе, находить возможные пути и способы сохранения личных ресурсов жизнедеятельности и сохранения психического здоровья.

Прикладная психология - Основные понятия и отрасли прикладной психологии

Основные понятия и отрасли прикладной психологии

Прикладная психология — это отрасль психологии, которая занимается конкретными психологическими проблемами (вопросами), возникающими в практике жизни (в профессиональной, образовательной, медицинской и личной жизни). Из проблем вытекают как направление, так и характер исследований. Прикладная психология основана на применении теории к практике, и хотя она генерирует новые теоретические идеи, она все же является сверхзадачей как следствие практического применения теории. Эта наука очень нужна в школах, детских садах и медицине.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессий людей.

Отрасли прикладной психологии включают:

  • Психология образования;
  • Медицинская психология;
  • Психология искусства;
  • Психология религии;
  • Семейная психология и т.д.

Список отраслей прикладной психологии постоянно растет. Ее основными компонентами являются образовательная, клиническая, юридическая, межкультурная, политическая, экономическая, военная психология; а также психология труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи и т.д..

Сравнительная психология занимается изучением сходств и различий в психической деятельности человека и животных, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.

Промышленная психология — это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Индустриальная психология начала формироваться на рубеже XIX-XX веков в связи с ростом промышленной сферы, появлением новых видов труда и массовых профессий, а также усложнением требований к человеку.

Читайте также:  Как оформить соцконтракт на открытие бизнеса

Важной областью психологии труда является изучение изменчивости работоспособности с точки зрения утомляемости, циркадного ритма, обоснование оптимального режима работы, при котором производительность и качество труда подвергались бы наименьшим изменениям в течение рабочего дня, рабочей недели и так далее. Современная психология труда разрабатывает специальные методы измерения утомления и степени снижения трудоспособности.

В этой области он тесно связан с физиологией труда. Индустриальная психология накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния условий труда на человека, характера труда, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий труда, мотивации труда, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и так далее. Одна из задач промышленной психологии — рационально перестроить профессии, выяснить психологически оптимальное сочетание их частичных видов деятельности, научно обосновать их целесообразную автоматизацию, что важно для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами по механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения чрезвычайных ситуаций привело к разработке специальных инструментов для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью специальных практик и тренингов.

Области применения прикладной психологии

Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:

Психологические службы в школах;

  • Психология управления;
  • Психология чрезвычайных ситуаций;
  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Профессиональное консультирование и выбор профессии.

Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.

Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М.

Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.

Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна.

Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.

Политическая юридическая школа семейная психология

Внедрение практической психологии в систему образования помогло в постановке и решении проблем перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития, в переориентации сознания учителя со школоцентризма на детскоцентризм, в формировании культуры обращения к психологам как к междисциплинарным специалистам в образовательных учреждениях, в разработке лечебных и компенсаторных программ дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования.

Практическая психологическая служба доказала свою эффективность в решении широкого круга проблем: Проектирование соответствующего развитию образа жизни человека, создание психологического портрета личности, психологическая помощь в работе с семьей ребенка, психологическая поддержка в выборе жизненной и профессиональной карьеры, включая процесс профессиональной адаптации, а также в выявлении причин отклонений в развитии личности, в профилактике и устранении таких отклонений. Практический психолог способствует гармонизации социально-психологического климата в учебных заведениях.

Период психологии

Вторая половина 19 века стала временем, когда психология оторвалась от философии и естественных наук, встала на самостоятельный путь развития, и психология сформировалась как экспериментальная наука. Превращение психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину выразилось в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в разных странах мира, учреждении национальных психологических обществ, создании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментального оборудования. Как отмечает историк науки, характерное изменение общего мировоззрения, произошедшее в XIX веке, постоянно продолжается и сейчас представляется принципиально полным отделение психологии от философии.

Психология — очень молодая наука. Не будем забывать, что психология, как фундаментальная наука, должна внести свой решающий вклад в знания о мире.

Без психологии невозможно построить научную картину мира. Юнг заметил: «Мир психических явлений — это только часть мира в целом, и кому-то может показаться, что он более узнаваем, чем весь мир, именно в силу своей особенности.

Но при этом упускается из виду, что душа — единственное непосредственное явление мира, а потому необходимое условие всякого опыта мира.»

Из них лишь некоторые находят немедленное применение, другие же остаются в тени или вовсе забываются, в зависимости от моды или потребностей общества.

Читайте также:  Маркетинговые исследования как бизнес

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и характеристики человека — от элементарных ощущений, через психические качества личности, до борьбы личных мотивов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Страх в психологии
  2. Факторы и условия развития личности в психологии
  3. Психосоматические расстройства личности, симптомы и причины
  4. Константин Александрович Москаленко, ученый-педагог-новатор
  5. Когнитивная психология
  6. Теоретические исследования в психологии
  7. Основные свойства и виды восприятия
  8. Этиология гомосексуального поведения
  9. Теория профессионального развития Сьюпера
  10. Формирование внутренней позиции школьника

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

Источник: lfirmal.com

Развитие и особенности прикладной психологии

фото 1484

Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.

Особенности прикладной психологии

В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:

  1. Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
  2. Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
  3. Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.

Фото 1611

Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:

  • диагностика с помощью тестов;
  • изучение потребностей социальных групп;
  • консультирование, терапия;
  • прогнозирование вариантов развития социума;
  • разработка реформ и социальных проектов.

К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.

Разделы науки

Фото 1614

Определение научной сферы включает три смежных области:

  1. Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
  2. Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
  3. Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.

Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.

Прикладная организация

Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:

  1. Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
  2. Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
  3. Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
  4. Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.

В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.

Фото 1620

Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.

Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.

В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.

Развитие науки

Фото 1608

Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.

Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.

Полезное видео

Ниже представлена запись выступления клинического психолога Беломестновой Нины Васильевны на заседании научной секции «Психология», посвященная проблематике направлений прикладной и практической психологии.

Источник: mystroimmir.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин