Задание 4. Существует три варианта поведения компании в едином поле социальной ответственности: реактивный, проактивный, интерактивный. На конкретных примерах покажите существенную разницу между этими вариантами.
Задание 5.Сформулируйте пять причин, по которым бизнесу необходимо проявлять социальную ответственность.
Задание 6. Ниже приведены политические заявления по проблемам социальной ответственности корпораций и бизнеса в глобальном мире.
Как вы понимаете каждое из данных высказываний, есть ли среди них такой тезис, с которым бы Вы согласились, а с которым категорически нет, обоснуйте Ваш ответ.
· «Корпоративная социальная ответственность — это жесткое бизнес-решение. Не потому что это приятная тема, и не потому, что люди заставляют нас это делать, а потому, что это хорошо для нашего бизнеса»
(Н. Фицджеральд, Президент, Unilever);
· «С моей точки зрения, успешными компаниями будущего будут те, которые интегрируют ценности бизнеса и личные ценности работников. Лучшие люди хотят делать такую работу, которая приносит пользу обществу и с такой компанией, чьи ценности они разделяют, где их деятельность учитывается, и их взгляды значимы»
Социальная ответственность бизнеса: как использовать в рекламе
(Джерун ван дер Веер, Комитет Управляющих Директоров Royal Dutch Shell);
· «Недостаточно делать только то, что предписывает закон. Мы должны быть на переднем крае тем корпоративной социальной ответственности»
(Андерс Далвиг, Президент IKEA).
Задание 7. В настоящее время не существует единого общепризнанного определения Корпоративной социальной ответственности. Изучите различные определения корпоративной социальной ответственности, сведите полученную информацию в таблицу. В качестве вывода после таблицы приведите то определение КСО, которые Вы лично считаете наиболее ёмким,
Задание 8. Ознакомтесь стекстом международного стандарта IC CSR-08260008000 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ, приведенного в Приложении 1 и охарактеризуйте его основные положения.
Тестовые задания
Вопрос № 1.
Как трактуется понятие «корпорация» в отечественной практике?
1)совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом;
2)объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия;
3)форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму;
4)верны ответы 1, 2, 3;
Данное понятие отсутствует в отечественной практике.
Вопрос № 2.
Из предложенных вариантов подберите более точный синоним понятия «корпорация»?
1)«социальная ответственность»;
2)«человеческий капитал»;
3)«капитальное общество»;
4)«деловая репутация»;
Уставный капитал».
Вопрос № 3.
В зависимости от преследуемых целей корпорации подразделяются на виды:
1)публичные и полупубличные;
2)предпринимательские и непредпринимательские;
3)американские, английские, германские, российские;
4)верны только ответы 1, 2;
5)верны все ответы.
Вопрос № 4.
Социальная ответственность — это:
1) правило;
2) этический принцип;
3) закон, обязательный для исполнения;
4) норматив;
5) все ответы верны.
Вопрос № 5.
Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса?
1) определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам;
2) добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах;
3) взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом;
4) теории корпоративного альтруизма и корпоративного эгоизма;
5) все ответы верны.
Вопрос № 6.
Какое название носит теория, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей?
1) теория корпоративного эгоизма;
2) теория корпоративного альтруизма;
3) теория ответственного поведения;
4) теория социальной ответственности;
5) теория благотворительности.
Вопрос № 7.
Какой из вариантов является примером наступления социальной ответственности бизнеса?
1) субъект бизнеса уделил недостаточно внимания требованиям общества;
2) субъект бизнеса уделяет пристальное внимание запросам общества;
3) происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса;
4) происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, не являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса;
5) верны все ответы.
Вопрос № 8.
Концепция социально ответственного бизнеса в конце 60-х — начале 70-х годов XX в. стала формироваться в:
1) США;
2) Великобритании;
3) Японии;
4) Германии;
5) верны все ответы.
Вопрос № 9.
Какая из релевантных концепций, разработанных, начиная с 1950-х гг., в мировой управленческой литературе, была наиболее распространена в США?
1) «социальная ответственность бизнеса» и ее вариация: «социальная ответственность бизнесменов»;
2) «корпоративная социальная восприимчивость»;
3) «корпоративная социальная ответственность»;
4) «корпоративная социальная деятельность» и «корпоративная социальная добросовестность»;
5) верны все ответы.
Вопрос № 11.
Какая теория или концепция получила распространение после 1980 года вплоть до начала XXI в?
1) концепция «заинтересованных сторон»;
2) концепция «этики бизнеса»;
3) теория «устойчивого развития»;
4) теория «корпоративного гражданства»;
5) все ответы верны.
Тема 2. Модели корпоративной социальной ответственности: российский и зарубежный опыт
Задание 1. Проанализируйте (письменно) три довода, выдвинутые Р.Оуэном в обращении к правительствам европейских стран, в пользу принятия международных трудовых норм об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах.
Приведите дополнительные аргументы в пользу их принятия.
Задание 2. Какая компания из перечисленных ниже демонстрирует тип корпоративной культуры, который в США назвали бы «феодальная культура корпорации»?
Ответ аргументируйте письменно.
1) Компания А: работники принимают активное участие в инвестиционной деятельности компании, они хорошо информированы о финансовых делах и принимают участие в управлении; при этом юридическая защита прав работников-акционеров игнорируется, уровень их ответственности перед компанией очень высок.
2) Компания К: руководство ждёт от своих работников полной отдачи, экономической активности и готовности идти на риск ради быстрого роста и повышения конкурентоспособности компании; при этом не уделяется должного внимания доходу работника как акционера;
3) Компания В: работники не принимают участия в инвестиционной деятельности компании, руководство самостоятельно определяет возможную долю собственности работника-акционера в капитале и строго контролирует его активность; достаточно весома разница в социальных статусах между администрацией и персоналом;
4) Компания Г: работники образуют крупную коллективную силу (по типу профсоюза) и имеют своих представителей в Совете директоров, тем самым принимая непосредственное участие в решении важнейших дел компании;
5) Компания Д: заработная плата работников напрямую зависит от экономических результатов деятельности компании и может быть выдана в виде акций, достаточно высок риск её существенных колебаний; при этом инвесторская активность работника-акционера ограничена.
Задание 3. Корпоративная социальная ответственность не является абсолютно новой для российского бизнеса, поскольку градообразующие предприятия еще в советское время создавали и поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру. Каким образом?
1). работники получали практически одинаковую заработную плату, так как командными методами государство регулировало величины всех заработных плат;
2). работники имели возможность покупать товары народного потребления по приемлемым для них ценам в специализированных магазинах, так как командными методами государство регулировало цены на все продукты;
3). работники получали путевки в дома отдыха, пользовались поликлиниками при предприятиях, имели продолжительные оплачиваемые отпуска;
4). предприятия оплачивали своим работникам курсы, семинары и тренинги, зарубежные симпозиумы, на которых они повышали свой уровень квалификации;
Источник: infopedia.su
Верны все ответы
3)форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму;
4)верны ответы 1, 2, 3;
Вопрос № 2.
Из предложенных вариантов подберите более точный синоним понятия «корпорация»?
1)«социальная ответственность»;
2)«человеческий капитал»;
3)«капитальное общество»;
4)«деловая репутация»;
5)«уставный капитал».
Вопрос № 3.
В зависимости от преследуемых целей корпорации подразделяются на виды:
1)публичные и полупубличные;
Вопрос № 4.
Социальная ответственность — это:
1) правило;
2) этический принцип;
3) закон, обязательный для исполнения;
4) норматив;
5) все ответы верны.
Вопрос № 5.
Что объединяет концепция социально ответственного бизнеса?
1) определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам;
2) добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах;
3) взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом;
4) теории корпоративного альтруизма и корпоративного эгоизма;
5) все ответы верны.
Вопрос № 6.
Какое название носит теория, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей?
1) теория корпоративного эгоизма;
2) теория корпоративного альтруизма;
3) теория ответственного поведения;
4) теория социальной ответственности;
5) теория благотворительности.
Вопрос № 7.
Какой из вариантов является примером наступления социальной ответственности бизнеса?
1) субъект бизнеса уделил недостаточно внимания требованиям общества;
2) субъект бизнеса уделяет пристальное внимание запросам общества;
3) происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса;
4) происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, не являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса;
5) верны все ответы.
Вопрос № 8.
Концепция социально ответственного бизнеса в конце 60-х — начале 70-х годов XX в. стала формироваться в:
1) США;
2) Великобритании;
3) Японии;
4) Германии;
5) верны все ответы.
Вопрос № 9.
Какая из релевантных концепций, разработанных, начиная с 1950-х гг., в мировой управленческой литературе, была наиболее распространена в США?
1) «социальная ответственность бизнеса» и ее вариация: «социальная ответственность бизнесменов»;
2) «корпоративная социальная восприимчивость»;
3) «корпоративная социальная ответственность»;
4) «корпоративная социальная деятельность» и «корпоративная социальная добросовестность»;
5) верны все ответы.
Вопрос № 11.
Какая теория или концепция получила распространение после 1980 года вплоть до начала XXI в?
1) концепция «заинтересованных сторон»;
2) концепция «этики бизнеса»;
3) теория «устойчивого развития»;
4) теория «корпоративного гражданства»;
5) все ответы верны.
Тема 2. Модели корпоративной социальной ответственности: российский и зарубежный опыт
Задание 1. Проанализируйте (письменно) три довода, выдвинутые Р.Оуэном в обращении к правительствам европейских стран, в пользу принятия международных трудовых норм об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах.
Приведите дополнительные аргументы в пользу их принятия.
Задание 2. Какая компания из перечисленных ниже демонстрирует тип корпоративной культуры, который в США назвали бы «феодальная культура корпорации»?
Ответ аргументируйте письменно.
1) Компания А: работники принимают активное участие в инвестиционной деятельности компании, они хорошо информированы о финансовых делах и принимают участие в управлении; при этом юридическая защита прав работников-акционеров игнорируется, уровень их ответственности перед компанией очень высок.
2) Компания К: руководство ждёт от своих работников полной отдачи, экономической активности и готовности идти на риск ради быстрого роста и повышения конкурентоспособности компании; при этом не уделяется должного внимания доходу работника как акционера;
3) Компания В: работники не принимают участия в инвестиционной деятельности компании, руководство самостоятельно определяет возможную долю собственности работника-акционера в капитале и строго контролирует его активность; достаточно весома разница в социальных статусах между администрацией и персоналом;
4) Компания Г: работники образуют крупную коллективную силу (по типу профсоюза) и имеют своих представителей в Совете директоров, тем самым принимая непосредственное участие в решении важнейших дел компании;
5) Компания Д: заработная плата работников напрямую зависит от экономических результатов деятельности компании и может быть выдана в виде акций, достаточно высок риск её существенных колебаний; при этом инвесторская активность работника-акционера ограничена.
Задание 3. Корпоративная социальная ответственность не является абсолютно новой для российского бизнеса, поскольку градообразующие предприятия еще в советское время создавали и поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру. Каким образом?
1). работники получали практически одинаковую заработную плату, так как командными методами государство регулировало величины всех заработных плат;
Источник: studopedia.su