Сколько существуют торговые отношения, столько и желание предпринимателей стать первыми. Но если в этой борьбе забыть о добросовестности, то страдают участники рынка: потребитель, конкурент. Закон запрещает недобросовестную конкуренцию. Разберемся, что это такое, какие виды существуют и как защититься.
Что такое недобросовестная конкуренция
Любая компания хочет получить преимущество в предпринимательской деятельности, но ее действия отнесут к незаконным методам конкуренции, если в их результате конкурент потерпит убытки, пострадает его деловая репутация, нарушается закон, обычаи делового оборота, требования разумности и добропорядочности (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции , далее — Закон).
Парижская конвенция по охране промышленной собственности понятие недобросовестной конкуренции трактует как всякое действие, которое противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10.bis Конвенции от 20.03.1883 ). Сюда относят:
- ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, продукты или деятельность конкурента;
- действия, способные вызвать смешение наименований, слоганов, логотипов компаний, продуктов;
- утверждения, которые вводят общественность в заблуждение относительно свойств товаров.
Конвенция подписана от имени СССР 12.10.1967 и ратифицирована 19.09.1968 (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.09.1968 № 3104-VII). Конвенция действует для РФ до сих пор.
НАЧАЛ БИЗНЕС С 5 ТЫС В КАРМАНЕ | Маркетплейс, команда, лидерство | Максим Ильин отвечает
Для сведения: входит ли коммерческая тайна в перечень сведений конфиденциального характера
Виды недобросовестной конкуренции
На законодательном уровне выделяют семь видов (ст. 14.1–14.7 Закона), а именно:
Распространение ложных или неточных сведений, направленных на причинение убытка конкурирующей стороне и порочащих ее деловую репутацию
Введение в заблуждение
Распространение ложных сведений о собственном товаре с целью привлечь покупателей, в этом случае к методам недобросовестной конкуренции относится недостоверная информация о качестве, количестве продукта, его назначении, условиях изготовления, результатах, ожидаемых от использования и т.д
Сопоставление, которое использует такие категории, как «лучший», «первый», «самый», «единственный» и др., формирует мнение о необоснованном превосходстве товара или бренда
Использование чужой интеллектуальной собственности
Незаконное использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (к примеру, логотипа, наименования, слогана и т.д.)
Смешение с конкурентом
Действия, которые вызывают смешение с деятельностью конкурента, с его товарами
Использование тайны конкурента
Незаконное получение, использование, разглашение чужой коммерческой тайны.
Перечень форм недобросовестной конкуренции является открытым (статья 14.8 Закона). При установлении таких фактов оцениваются общие признаки нарушений, установленных п. 9 ст. 4 Закона и ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Мужчина не должен быть честным? #бизнес #мышлениемиллионера #какзаработать #секретуспеха #деньги
Примеры недобросовестной конкуренции
Если баталии партнеров на рынке признают нечестными, то арбитром выступит сначала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая не только рассматривает обращения и жалобы, но и сама имеет полномочия проверять компании на добросовестность в партнерстве. Затем споры, не решенные на этом уровне, переходят в арбитражные суды или Суд по интеллектуальным правам. Поэтому в целях пресечения недобросовестной конкуренции, для понимания, какие доказательства принимают суды и как выстраивается линия защиты, необходимо скрупулезно изучать судебную практику и постановления антимонопольной службы. Все примеры нечестной конкуренцией сегодня — там.
Пример 1. Узнать коммерческие тайны конкурента
Это можно сделать разными способами:
- подкупом чужих сотрудников;
- путем шпионажа;
- переманиванием «лучших» сотрудников конкурента.
История: использовалась информация, составлявшая коммерческую тайну конкурента, ее передали его бывшие сотрудники. Направлялись письма партнерам конкурента с предложением расторгнуть их действующие договоры и перейти на контракты с новой компанией. Ситуация рассмотрена ФАС, наложен штраф, суды поддержали антимонопольную службу.
Пример 2. Копировать или имитировать внешний вид товара, услуги
История: сотовый оператор № 1 запустил в продажу серию стартовых комплектов и сим-карт, которые оформил в цветах сотового оператора № 2. Признано нарушение запрета о смешении с деятельностью конкурента (ст. 14.6 Закона), наложен штраф.
Пример 3. Предоставлять информацию о товаре, вводящую в заблуждение покупателя
История: публикация на сайте информации о том, что выпускаемый товар «превосходит российские аналоги», признана нарушением. Данное утверждение ничем не подтверждено, потребитель введен в заблуждение, конкурент мог потерпеть убытки. ФАС назначил штраф, споры в суде для нарушителя не увенчались успехом.
Документ: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2016 № Ф04-914/2016, А45-15128/2015
Штрафы за недобросовестную конкуренцию
Штрафы в большинстве случаев назначаются по статье 14.33 КоАП .
- Перевалова Наталья
2023-02-28 16:05:54
Столкнулись с недобросовестной конкуренцией при ведении бизнеса, но вся дискредитация, введение в заблуждение совершались устно. Как в этом случае доказывать свою правоту?
Источник: ppt.ru
Недобросовестная конкуренция: как с ней бороться?
Конкуренция является одним из главных элементов в экономике государства и развития бизнеса. Благодаря «соперничеству» на рынке происходит рост экономики, внедряются новые услуги, совершенствуется продукция, повышается уровень сервиса. С чем связано понятие недобросовестной конкуренции?
Она может выражаться в виде доведения ложных сведений до потребителя о месте и способе изготовления продукции, ее свойствах и качестве. Также в распространение информации, порочащей другую организацию или предпринимателя, нанося вред его репутации.
Формы недобросовестной конкуренции
Под недобросовестной конкуренцией понимают конкурентную борьбу при использовании запрещенных законодательством методов. К видам недобросовестной кункуренции можно отнести такие действия как:
Шпионаж на производстве
Включает в себя внедрение человека на производство или офис конкурентов с задачей нечестного получения секретной информации. Основной целью промышленного шпионажа является экономия времени и денежных средств организации, которые требуются, чтобы догнать и в дальнейшем не отставать от конкурента.
Пример промышленного шпионажа
Хорошим примером является дело сотрудника учебного центра ОАО «Спарк» Валерия Олейникова, передавшим для продажи в Иран сведения о технологии ремонта вертолетов Ми-8. Московский районный суд г. Санкт-Петербурга приговорил его к 6 месяцам тюремного срока.
Источник: dovir-finance.ru
20 примеров рекламы от брендов-гигантов, за которую пришлось судиться
Прежде чем мы перейдем к практике, обращаем ваше внимание, что общими целями законов о рекламе в разных странах являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы; предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителя в заблуждение, нанести вред его здоровью/имуществу/окружающей среде/достоинству/репутации, нарушить общественные интересы и моральные принципы.
А теперь переходим к «горяченькому».
Больше статей на схожую тематику:
- Как настроить персональную ленту в Дзене и читать только интересные новости
- Читай меня полностью: как написать статью, которую не закроют после первого абзаца
- Как оформить кейс для портфолио, который будет продавать: советы, примеры и способы раскрутки
- «Ты, не модный! Прощай» Эта скандальная реклама обошлась ЦУМу в 400 000 рублей. Героиней была девочка, собирающаяся в школу. Лозунги на рекламных баннерах красовались следующие: «Вот и я в школу. Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!», «Кто не в PRADA — тот лох!», «Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули.», «Я — принцесса! Ты — животное!», «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! купи!! купи. мне туфли, платье, шляпку. PRADA, D
- рекламная кампания не предупреждала о том, что гарантия на «утопленные» смартфоны не распространялась.
В итоге получилось примерно так: водозащита вроде есть, но ее как бы и нет .

