Прямое и косвенное финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая воздействие на экономические и социальные отношения для предотвращения или ликвидации дисбалансов в экономической и социальной системах, обеспечения развития экономики путем внедрения инновационных технологий, развития малого и среднего предпринимательства и обеспечения социальной стабильности в обществе за счет аккумулирования финансовых ресурсов для реализации социальных обязательств государства.
Понятие и значение прямого и косвенного финансового регулирования
Практика современных развитых государств продемонстрировала, что полный отказ от вмешательства в экономику может привести кризису, экономической и социальной нестабильности. Указанное актуализирует разработку и применение эффективных инструментов государственного финансового регулирования социальной, экономической и финансовой сфер, позволяющего сохранить конкуренцию на рынке, обеспечив при этом интересы общества, инновационное развитие экономики и пр.
Поддержка малого бизнеса в регулируемых закупках
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Таким образом, необходимость прямого и косвенного воздействия на экономические отношения определяются необходимостью преодоления проблемы удовлетворения потребностей общества за счет поддержки приоритетных для развития государства и отдельных его территорий отраслей и субъектов предпринимательства, в том числе за счет поддержки инновационного развития, развития малого и среднего бизнеса и пр.
Финансовое воздействие на экономические социальные отношения можно разделить на:
- прямое финансовое регулирование. Оно представляет собой оказание непосредственного управленческого воздействия на объект управления;
- косвенное финансовое регулирование представляет собой опосредованное воздействие на объект управления через другие объекты.
Нередко финансовым регулированием используются смешанные формы, которые предполагают сочетание инструментов прямого и косвенного финансового регулирования. Так, например, в государстве реализуются целевые программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предполагают осуществление системы мероприятий для формирования благоприятной среды развития территорий, отдельных отраслей экономики и пр. Реализация таких программ осуществляется за счет инвестиций, субсидий, бюджетных кредитов.
«Прямое и косвенное финансовое регулирование: основные направления и методы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Основные направления прямого и косвенного финансового регулирования
Прежде всего, необходимо отметить, что Россия относится к числу социальных государств, то есть берет на себя обязательства по обеспечению благосостояния населения, обеспечению прав личности, реализации ее потенциала. Это обуславливает необходимость внедрения в систему публичного управления методов финансового регулирования, которые бы обеспечили принятые на себя государством обязательства.
Конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса лучший предприниматель» 2023 года
При этом необходимо отметить, что обязательства социального государства выполняются государством за счет:
- обеспечения доступности для населения услуг образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также за счет обеспечения достойной оплаты труда, то есть мероприятиями, напрямую влияющими на качество жизни населения;
- обеспечения благоприятной среды для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего предпринимательства, которое обеспечивает гибкость экономики, занятость населения, внедрение инноваций, а также поддержки приоритетных для развития экономики отраслей, например, перерабатывающей промышленности и др.
Кроме того, финансовое регулирование предполагает и обеспечение нормального функционирования финансовой системы, то есть надлежащего состояния финансовых рынков, их институтов и возможности заключения эффективных финансовых сделок.
К числу основных направлений финансового регулирования в стране можно отнести следующие:
- финансовое обеспечение гарантий благосостояния населения со стороны государства. Это направление финансового регулирования предполагает, что государство за счет бюджетного регулирования, обеспечения доходов бюджетов федерального, регионального и местного уровней, внебюджетных фондов аккумулирует финансовые ресурсы для выплаты пенсий, пособий и пр., а также предоставления финансовой поддержки в форме субсидий, для молодых семей и иных социально уязвимых слоев населения;
- государство обеспечивает финансовое регулирование общественного сектора, а также создает среду и стимулирует организации к производству продукта первой необходимости;
- государство стимулирует занятость населения за счет прямых и косвенных методов регулирования, активные меры, в частности, предполагают стимулирование участников рынка к созданию новых рабочих мест, пассивные – предполагают оказание финансовой помощи незанятому населению;
- государство стимулирует экономическое развитие за счет реализации специальных целевых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства, инновационного предпринимательства, а также посредством реализации иных инструментов экономического регулирования.
Методы прямого и косвенного финансового регулирования
К числу методов прямого и косвенного финансового регулирования относятся следующие:
- финансирование государством социальных гарантий для населения, в том числе непосредственных денежных выплат в виде пособий, пенсий и пр. и предоставления льгот отдельным социально уязвимым группам населения;
- финансовая поддержка приоритетных для развития экономики государства отраслей, в том числе отраслей общественного сектора, а также финансовая поддержка отдельных экономических субъектов, например, малых и средних предпринимателей посредством предоставления налоговых льгот, снижения административного давления;
- поддержка малых средних и крупных предпринимателей, которые участвуют в разработке и внедрении инновационных технологий в приоритетные для развития отечественной экономики отрасли;
- прямое финансирование учреждений социальной сферы, то есть образовательных, медицинских, культурных и иных социальных учреждений;
- регулирование доходов населения посредством установления дифференцированных ставок налогов, установления перечня и объема налоговых льгот;
- стимулирование предприятий к формированию новых рабочих мест и др.
Источник: spravochnick.ru
5. Прямое и косвенное финансовое регулирование (формы фин.Рег-ия), проблема перекрестного субсидирования.
Прямое регулированиепредполагает непосредственное воздействие на объект регулирования (физическое или юридическое лицо, группу этих лиц, осуществляющих вид деятельности, относящиеся к соответствующей социальной группе),косвенное– опосредованное воздействие через его контрагентов. Например, если объектом регулирования выступает субъект малого бизнеса, то при предоставлении субсидии непосредственно индивидуальному предпринимателю (организации, относящейся к субъектам малого бизнеса) мы имеем дело с прямым регулированием, в то время как при субсидировании ставки банковского кредита осуществляется косвенное регулирование.
При выборе формы регулирования очень важно не сменить объект регулирования. Также можно сказать, что прямое фин. регулирование– это использование тех методов, которые прямо изменяют и уровень доходов, и рыночную конъюнктуру (прямые налоги, капитальные расходы бюджета, финансовые санкции и др.),косвенное регулированиесвязывается с косвенным налогообложением и текущими расходами бюджета.
Проблема перекрестного субсидирования (данные мая 2013 года). Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования— это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования.
Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования. ………………………… Перекрестное субсидирование в электроэнергетике — это поддержание искусственного ценового перекоса: меньших цен на электроэнергию для населения и объектов социальной сферы за счет увеличенных тарифов для промышленности Президент России Владимир Путин поручил кабмину сократить так называемое перекрестное субсидирование в энергетике.
При этом на росте тарифов это не должно отразиться, подчеркнул глава государства, передает «МИР 24». Перекрестное субсидирование позволяет снизить тарифы на электричество для населения, а крупные промышленные компании при этом вынуждены платить больше. С другой стороны, предприятия закладывают электроэнергию в конечную стоимость продукции, что делает ее дороже.
Владимир Путин поручил правительству найти решение, которое устроит всех. «Нужно избегать необоснованного повышения платежей за электроэнергию для населения и малого бизнеса. И нужно создавать серьезные стимулы, чтобы расходовать электроэнергию аккуратно, широко внедрять энергосберегающие технологии. Также советую посмотреть на структуру затрат сетевых компаний.
Уверен, что резерв для их оптимизации есть. Оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны», — заявил Владимир Путин. Также глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил с предложением «заморозить» тарифы на ЖКХ для населения. Соответствующее письмо, по словам Степашина, уже отправлено в правительство Российской Федерации. Предлагаемый срок «заморозки» — три года.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Финансирование услуг образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания
Финансовое обеспечение образовательных, медицинских услуг, услуг в сфере культуры и искусства, мероприятий по социальному обслуживанию может осуществляться за счет трех основных источников:
• бюджетных средств и (или) средств социального страхования;
•средств населения (домохозяйств);
•средств работодателей, спонсоров и благотворителей.
Соотношение между этими источниками определяется национальными особенностями и моделью рыночной экономики.
XX вон характеризовался переходом во многих государствах от платных образовательных и медицинских услуг к полностью или частично бесплатным для населения. В бывших социалистических государствах в конце XX — начале XX/ в. стал происходить обратный процесс перехода от преимущественно бесплатных услуг к сочетанию платных и бесплатных услуг. Сочетание платных и бесплатных услуг в сфере образования и здравоохранения должно было за счет создания конкурентных начал значительно повысить качество услуг, но на практике этого не произошло. Тем более что, нэк правило, данные услуги предоставляют одни и те учреждения, и даже в разных учреждениях нередко одни и те же преподаватели, врачи и иной медицинский персонал.
На рисунке 7.7 можно наблюдать соотношение источников финансирования услуг здравоохранения в отдельных странах мира; бюджетные средства и средства социального страхования (расходы бюджета расширенного правительства), а также частные расходы на здравоохранение (средства домохозяйств, оплата работодателями медицинских услуг своим работникам). Данные рисунка показывают, что в большинстве развитых стран, кроме США, расходы расширенного правительства на здравоохранение превышают расходы частного сектора. В странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) соотношение разное: превышение расходов расширенного правительства над частными расходами в России и обратная ситуация в остальных странах.
Рис. 7,7. Структура источников финансирования здравоохранения в 2007 г.
Гарантированные государством бесплатные образовательные и медицинские услуги населению обеспечиваются за счет разных форм бюджетного финансирования: сметного или нормативно-подушевого. При нормативно-подушевом финансировании оплачивается
за счет бюджетных средств предоставленная услуга, ориентиром для количественной и качественной оценки такой услуги являются разработанные государством стандарты услуги. При финансировании бесплатных медицинских услуг используется модель обязательной) медицинского страхования (социального страхования) или бюджетного финансирования.
Степень участия государства в финансировании учреждений культуры и их услуг зависит от сложившихся традиций, исторического культурного наследия, которым располагает страна.
Финансирование культуры не решает самых острых социальных вопросов, но тем не менее играет большую роль в общей социально-экономической среде.
Так, в Финляндии в условиях роста безработицы безработным предложили играть в симфонических и народных оркестрах. А когда наметился экономический рост и бывшие безработные вернулись на свои рабочие места, оказалось, что уровень производительности труда тех, кто во время безработицы играл в оркестре, значительно выше, чем у тех, кто продолжал трудиться на своих рабочих местах. Многие японские корпорации оплачивают уроки живописи для своих сотрудников, считая, что качество трудовой деятельности в этом случае значительно повышается.
Считается, что государственное (муниципальное) финансирование тех или иных благ должно осуществляться тогда, когда для рынка производство тех или иных товаров и услуг неэффективно. Но если рынок может обеспечить такое производство, то доступность товаров и услуг для домохозяйств обеспечивается на основе субсидирования такого производства. Наиболее популярно в мире субсидирование издания школьных учебников и детской литературы, услуг городского транспорта, производства лекарств. Субсидируются также ставки по образовательным и ипотечным кредитам, тарифы на оплату коммунальных услуг и страхования жилья. Понижению ставки по образовательным и ипотечным кредитам могут также способствовать государственные (муниципальные) гарантии кредитных обязательств домохозяйств.
Для обеспечения стабильности рынка продовольствия (как известно, на него спрос не является эластичным), с одной стороны, и для поддержания сельхозпроизводителей, с другой, органы власти создают систему государственных закупок продуктов питания, при этом цены в рамках таких закупок обычно для производителя более высокие, чем сложившиеся на рынке.
Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о снижении дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов домохозяйств, изменении социального состава общества, изменении продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности), снижении заболеваемости.
Контрольные вопросы и задания
1.Укажите причины, определяющие необходимость государственного финансового ре-гулирования.
2.Определите понятие «финансовое регулирование».
3.укажите направления и объекты финансового регулирования.
4.Назовите формы финансового регулирования.
5.Перечислите методы финансового регулирования.
6.Какое влияние на экономику оказывает высокое налогообложение субъектов хозяйствования?
7.Назовите финансовые инструменты борьбы с монополизмом производителей?
8.Какую выгоду Россия получит от вступления в ВТО?
9.Назовите формы и методы бюджетной поддержки субъектов хозяйствования?
10.Как норма накопления влияет на темпы экономического развития?
11.Назовите основные финансовые инструменты воздействия на научно-технический прогресс?
12.Какие существуют финансовые инструменты воздействия на состав и численность рабочей силы?
14.Назовите основные финансовые механизмы воздействия на социальные пропорции.
15.Укажите цели применения прогрессивной шкалы подходного налогообложения.
16.Назовите источники финансирования социальных выплат.
17.Назовите источники и механизмы финансирования услуг образования, здравоохранения. культуры.
Тесты для самоконтроля
1.Причины, определяющие необходимость государственного финансового регулирования:
а)глобализация экономических и социальных процессов;
в)ограниченность административных методов государственного регулирования.
2.Укажите понятие, являющееся обобщением для двух других, указанных в тесте:
3.Субсидирование процентной ставки по образовательным кредитам является следующей формой поддержки доступности образовательных услуг населению:
4.Метод финансового регулирования, вследствие которого увеличивается государственная (муниципальная) собственность:
5.Различное толкование в международных актах и национальном законодательстве отдельных стран касается следующего термина:
6.Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
б)дотации нижестоящим бюджетам;
в)изменение амортизационной политики;
г)бюджетное финансирование и другие формы финансовой поддержки субъектов хозяйствования.
7.Примером косвенного финансового регулирования в рамках поддержки малого бизнеса являются:
а)налоговые льготы малым предприятиям;
б)субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков малым предприятиям;
в)налоговые льготы обществам взаимного страхования.
8.Основным субъектом, осуществляющим финансовое регулирование экономики, является:
9.Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России — это:
а)налоговые льготы и санкции;
б)учетные ставки Банка России;
в)фонды экономического стимулирования предприятий;
г)бюджетное финансирование инвестиционных проектов.
10.Финансовые рычаги борьбы с монополизмом производителей — это:
б)импортные таможенные пошлины;
11.Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий:
а)положительно, так как всегда стимулирует инвестиционную деятельность предприятий;
б)положительно, если идет на погашение внешнего долга;
12. Введение обязательного страхования банковских депозитов влияет на инвестиционную деятельность и развитие финансового рынка:
а)отрицательно, так как повышается плата за кредит;
б)не оказывает заметного влияния;
в)положительно влияет, так как увеличивает приток новых сбережений населения на финансовый рынок.
13.Целью социального страхования является:
а)доведение уровня доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума;
б)компенсация утраченного заработка при наступлении страхового случая;
в)стимулирование трудовой деятельности.
14.В Российской Федерации для налога на доходы физических лиц предусмотрена:
15.На уровень реальных доходов домохозяйств влияют:
а)только косвенные налоги;
б)только прямые налоги;
в)и прямые, и косвенные налоги.
16.При значительном превышении численности работающих над пенсионерами эффективна следующая модель пенсионной системы:
17.Доступность образовательных услуг может быть обеспечена:
а)налоговыми льготами по налогу на имущество физических лиц;
б)субсидированием процентной ставки по образовательному кредиту;
в)бюджетным финансированием образовательных услуг;
г)социальными вычетами по налогу на доходы физических лиц.
![]() |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru