Сегодня важнейшая роль в экономике РФ отведена государственным корпорациям. Они служат крупнейшими нанимателями, которые обеспечивают полноценное развитие целых отраслей. Некоторые из госкорпораций («Роскосмос», к примеру) владеют положением, близким к монопольному. Именно поэтому они являются практически незаменимыми субъектами для развития экономики страны. Целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, известных в настоящее время.
Понятие государственной корпорации
Госкорпорация – это учреждение некоммерческого типа, собственником активов которого является РФ. Создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов.
На практике представленная функция может быть выражена в том, что одним их приказов госкорпорации «Росатом», например, утверждается возможность предоставления рабочих мест с удовлетворительной заработной платой. Это стимулирует рост покупательной способности людей. Или, к примеру, в том, что такие структуры являются крупнейшими заказчиками для бизнеса частного уровня. Это способствует развитию предпринимательства в стране. Госкорпорации – это учреждения, которые выступают стимулом для монетизации и роста экономики в целом, а также способствуют возникновению и дальнейшему расширению связей на международном уровне.
Деньги на бизнес от государства: разбор доступных программ
Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании
Далее целесообразно рассмотреть сходства и отличительные черты указанных структур. Госкомпании и госкорпорации – это две разновидности учреждений некоммерческого типа. Они в чем-то похожи, а в чем-то – различны. Стоит заметить, что регулирование их деятельности осуществляется посредством одного и того же правового источника – Закона «О некоммерческих организациях».
В соответствии с положениями данного акта под государственной компанией следует понимать НКО, не имеющую членства, сформированную на основе имущественных инвестиций для оказания государственных услуг и реализации иных функций при условии задействования имущественных комплексов государства в форме управления на доверительной основе. Госкорпорация по ОРВД – это также НКО, не имеющая членства, сформированная на основе имущественного взноса, однако уже для достижения целей, значимых для социума, и осуществления социально важных функций, как было отмечено выше. Обе разновидности государственных учреждений создаются на базе выпуска федеральных законов.
Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и государственные предприятия имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.
Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации – это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций.
Поддержка малого бизнеса от государства. Виды и меры поддержки МСП. Льготы для бизнеса / 14+
Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций.
Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.
Сегодня широко распространено мнение, что государственная корпорация может быть представлена в абсолютно любой организационной форме. Примерами государственных предприятий выступают такие структуры, как РЖД, «Роснефть» или «Ростелеком». Примерами предприятий унитарного типа служат «Мосгортранс», «Почта России» и агентство «ТАСС». Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия нужно различать хотя бы исходя из их механизма учреждения. Он, в свою очередь, предопределяется особенностями правового регулирования соответствующих структур.
Правовое регулирование деятельности госкорпораций
Далее изучим правовой аспект работы госкорпораций по ОРВД. Государственные корпорации относятся к отрасли гражданского права. Другими словами, в сделках и правоотношениях иного характера они играют роль равноправных по отношению к партнерам в юридическом плане субъектов. Тем не менее правовой статус таких структур наделен целым рядом особенностей.
Так, госкорпорации на территории РФ учреждаются на базе изданного федерального закона. Основная сторона деятельности соответствующих структур в том, что они не обязаны нести ответственность по обязательствам РФ, которые могут возникнуть. И наоборот, государство никаким образом не отвечает за деятельность госкорпораций («Аэронавигация», «Ростех», «Росатом» и так далее). Исключение могут составлять сценарии, в соответствии с которыми некоторые разновидности взаимной ответственности охарактеризованы в законе.
Какие привилегии имеют госкорпорации?
Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.
Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.
История возникновения
Государственные корпорации, будучи субъектами гражданского права, стали появляться после внесения 08.07.1999 в Закон, который регулирует работу организаций некоммерческого типа, определенных корректировок. Таким образом возникла основа для легализации деятельности данных структур.
Считается, что первой государственной корпорацией на территории Российской Федерации стало агентство под названием «АРКО». Оно занималось реконструкцией учреждений банковского типа. Структура была зарегистрирована в 1999 году. Тем не менее после учреждения представленного агентства госкорпорации далеко не сразу стали популярной в России организационно-правовой формой бизнеса при условии участия государства. Начиная с 2007 года популярность этих учреждений стала набирать обороты.
Перечень госкорпораций
Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:
- Госкорпорация «Росатом».
- Госкорпорация «Внешэкономбанк».
- Госкорпорация «Роснато».
- Госкорпорация «Ростех».
- Госкорпорация АСВ.
Следует заметить, что за строительство объектов олимпийской направленности в Сочи отвечала государственная корпорация «Олимпстрой». Помимо этого, существенной в плане масштабов деятельности государственной корпорацией выступает Фонд ЖКХ.
Перспективы государственных корпораций
Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в средствах массовой информации появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.
Несмотря на столь относительные планы, сегодня государственные корпорации успешно выполняют свои функции (госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», ЖКХ развивают в настоящее время все более масштабную деятельность). Правда, их работа находится под серьезным контролем правительственных органов.
Причина в стремлении Правительства страны повысить эффективность деятельности рассматриваемых структур. В частности, проходит достаточно активная корректировка текущих систем оплаты труда работников государственных предприятий. Существуют, к примеру, предложения касательно привязки компенсационных выплат сотрудникам соответствующих учреждений к результатам труда по факту. Есть инициативы, по которым полномочия работников государственных корпораций планируется приблизить к характеризующим деятельность государственных служащих. По аналогии есть идея о необходимости возложить на специалистов госкомпаний ограничения дополнительного характера, особенно те, которые связаны с возможностью вести коммерческую деятельность.
Отраслевые особенности развития госкорпораций
Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.
Особенности иностранных госкорпораций
После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира.
К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.
Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.
Резюме
Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация – вещи абсолютно разные.
Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании». В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.
Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.
Источник: dzen.ru
Государственное предпринимательство — определение, особенности и субъекты
Государственное предпринимательство является крайне важной составляющей всех сфер бизнеса, в основу которых заложена рыночно-ориентированная экономика.
Государственные функции в управлении рынком
Субъекты предпринимательства, имеющего отношение к государству, всегда выполняли наиболее важную роль на рынках услуг и товаров. Сегодня предпринимательская деятельность от лица государства включает в себя непосредственное управление такими важными стратегически-значимыми объектами как почты, железные дороги и так далее.
Объемы конкуренции между государственными и частными монополиями не так уж и велики, так как частные бизнесмены в моменты, когда их детища перерастают в крупные масштабы, сами оказываются заинтересованными в соответствующем контроле, что дает им все гарантии по защите от агрессии всевозможных конкурентов. Государство осуществляет и обеспечивает правовую поддержку самым разным видам частной деятельности предпринимателей, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На данном современном этапе развития экономика рынка не сможет нормально существовать без государственного вмешательства.
Аспекты надзирающей деятельности
Данную надзирающую деятельность принято рассматривать в двух аспектах:
- государство в роли субъекта рыночных отношений;
- механизм по регулированию и общему контролю.
Сам по себе механизм функционирования и деятельности рынка включает в себя регулирующие инструменты, такие как политика ценообразования относительно товаров массового потребления и прямое соотношение заработной платы населения. Это и дает возможность поддерживать должный уровень в сфере трудовой занятости населения, а, кроме того, полностью обеспечивает его способность выступать потребителями различных товаров.
Постоянно проводится государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Частные особенности и определение предпринимательской деятельности, которая проводится государством
Для того чтобы каждая составляющая структуры в своей системе, функционировала удовлетворительно и качественно, необходимо прямое вмешательство государственных инструментов. На протяжении всей истории государство, кроме оборонительных, судебных функций и законодательных, также выполняло важную роль в экономической области. Контроль столь глобального органа над экономикой страны появился в период становления самых первых государственных образований и получил значительное развитие в европейских странах еще в начале периода средневековой эпохи. Абсолютно любая экономическая отрасль в той или иной степени подвергается государственному регулированию и контролю. На этом основано государственное предпринимательство.
Функции регулирования и контроля
Нет сомнений в том, что именно руководство стран должно обладать определенными функциями регулирования и контроля деятельности для того, чтобы быть в состоянии обеспечить достойные условия для функционирования бизнеса различных масштабов. Но среди предпринимателей, видимо, если исходить из их интересов, бытуют различные мнения по поводу того, в какой мере та или иная сфера производства может быть подвержена глобальному регулированию. Одни представители бизнеса настаивают на правильности фактического наличия и развития инструментов монополизма государства, а другие стараются придерживаться всевозможных либеральных взглядов. Параллельно с этим на исторических примерах, если взять в рассмотрение кейнсианскую революцию, уже было доказано, что экономическая сфера страны сама по себе не способна исцелять себя в ситуациях, связанных с финансовым упадком.
На ком лежит ответственность?
Вся ответственность за уровень функционирования субъектов государственного предпринимательства, и развитие экономики страны, лежит непосредственно на законодательном аппарате управления. Общеизвестно, что удовлетворение общества и нации в финансовом плане, прямо пропорционально объемам развития экономики страны. А для того, чтобы такой уровень считался качественным и высоким, правящие круги применяют целые группы методов регулирования и управления. Один из них – это, прежде всего, выстраивание грамотной системы по налогообложениям, законодательству, кредитной и денежной системе и так далее.
Задачи, преследуемые гос. предпринимательством в Российской Федерации
Среди основного перечня функций, возложенных на плечи государства, можно назвать следующие направления:
- развитие топливной, энергетической и металлургической промышленности;
- деятельность по прогнозированию научно – технических совершенствований;
- сохранение среды жизнедеятельности и ее защита;
- установление и создание социальной инфраструктуры, например, связь, медицинское обслуживание, транспорт, образование и так далее;
- наличие гарантий в области социальной защиты для недееспособных и малоимущих групп населения;
- развитие финансовой системы.
Все вышеперечисленные задачи должны быть решены лишь посредством задействования инструментов государственного управления.
Организационные и правовые функции, а также типы деятельности гос. предпринимательства
На территории Российской Федерации, как и во всех прочих странах, государственное предпринимательство считается неотъемлемой частью любой экономики. Но в данных рамках оно обладает своей спецификой, которая диктуется следующими факторами:
- Экономический элемент, который контролирует государственное предпринимательство в России, сохранил признаки прежних форм Советского Союза, которые характеризовались глобальным регулированием во всех областях жизнедеятельности.
- Необходимость наличия государственного предпринимательства в целях становления экономики страны.
- Вмешательство инструментов руководящего аппарата во все области экономики, а также стереотипы о единственно верном понимании чиновников о проведении экономических отношений.
- Закаленный традиционный менталитет, предполагающий значительный кредит доверия по отношению к государственным органам, но никак не к коммерческим.
Важна государственная поддержка среднего предпринимательства.
Сразу после исчезновения Советского Союза на всей территории бывшего пространства, в том числе и в России, поднялась массовая волна в сфере приватизации экономических предприятий, а также регистрация новоиспеченных юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В результате таких перемен численность организаций в России выросла в десять раз, что привело к появлению новых форм государственного предпринимательства.
Ведущие области предпринимательства в России
Среди главных и ведущих областей российского предпринимательства следует выделить такие, как:
- сельское хозяйство;
- промышленность;
- торговые механизмы;
- строительство.
После вышеупомянутой волны приватизации область государственного регулирования предпринимательства лишилась значительного числа предприятий.
Образ государственного предпринимательства
К формам предпринимательской деятельности государственных структур относят следующие варианты:
- Объекты федеральной собственности, то есть речь идет о ядерной деятельности, связи, транспорте, банках и информации.
- Объекты регионального характера, то есть субъекты Российской Федерации, а также различное муниципальное и федеральное имущество.
Признаки государственной деятельности
Как происходит государственное развитие предпринимательства?
К признакам предпринимательской деятельности государства относят:
- собственность на недвижимость учреждений;
- подчинение руководящих субъектов собственникам организаций;
- на учреждение не возложена ответственность перед лицом закона за обязательства держателя существующего имущества.
Государственные организации являются одним из типов соответствующего предпринимательства. Абсолютно любые вопросы в отношении материальной, ценовой и производственной политики подобных учреждений контролируются исключительно государством. Если оно выступает в роли заказчика продукции, которая производится казенными организациями, то в рамках этого непременно заключается соглашение государственного заказа. После заключения такого документа данные учреждения не могут отказываться от возложенных на них обязательств, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Государственное предпринимательство в России
Специфика управления нашей страны обоснована на своего рода командной системе по регулированию и надзору. Такая структура сама по себе является неким пережитком прошлой системы управления, существовавшей еще в Советском Союзе. Преодолеть данное неудобство можно с помощью стремления к общей коллегиальности в принятии абсолютно всех решений, а также использования мнений независимых экспертов и внедрения конкурсной основы для непосредственного утверждения новых руководящих кадров. Так осуществляется государственная поддержка предпринимательства.
Единственным общим признаком, который объединяет процедуру государственного управления в различных странах, выступает наличие специальных для этого министерств, которые формируются в целях контролирования деятельности той или иной сферы жизнедеятельности общества.
Источник: businessman.ru
Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития
Государственное предпринимательство — это вид экономической деятельности, в рамках которой государство организует производство и реализацию продукции с целью получения прибыли.
Теоретические основы государственного предпринимательства
В настоящее время возрастает степень угроз национальной экономической безопасности и дестабилизируется развитие национальной (и мировой) экономики. Многие правительства в качестве одного из способов нормализации социально-экономической ситуации в рамках государственного регулирования экономики используют такой инструмент, как государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство представляет собой деятельность государственных предприятий (т.е. коммерческих организаций, находящихся в государственной собственности), которые, занимаясь производством товаров и услуг, способствуют развитию национальной экономики. Государство (т.е. правительственные органы), ведя предпринимательскую деятельность, пытаются решить следующие задачи:
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
- Обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей экономики страны;
- Содействовать научно-техническому прогрессу и внедрению его результатов в повседневную деятельность экономических субъектов;
- Создать, обновить и расширить производственную и социальную инфраструктуру;
- Оптимизировать использование ограниченных природных ресурсов, обеспечить охрану окружающей среде.
Государственное предпринимательство формирует фундамент государственного сектора экономики, который преимущественно ориентирован на производство общественных благ, поддержку стратегических отраслей национальной экономики и решение прочих проблем, возникающих из-за «провалов рынка». Государственное предпринимательство может осуществляться следующими путями:
- Владение государством доли уставного капитала коммерческих организаций (например, пакет акций акционерного общества);
- Единоличное владение государством всем предприятием ввиду его особой организационно-правовой формы (например, унитарные предприятия);
- Сотрудничество государства с представителями частного сектора при реализации совместных проектов (например, в форме государственно-частного партнерства);
- Организация государством контрактной системы закупок товаров, работ, услуг в целях удовлетворения государственных нужд.
«Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Таким образом, теория и исторический опыт сформировали достаточное полное представление о сущности государственного предпринимательства, которое сейчас активно используется правительствами многих стран мира.
Текущее состояние государственного предпринимательства в России
Согласно официальным статистическим данным, в Российской Федерации унитарные предприятия (будь то государственные или муниципальные) составляют лишь 7% от общего числа предприятий, существующих на данный момент в стране. Подавляющая часть предприятий (более 85%) являются частными.
Однако данная группировка основывается на разграничении по организационно-правовой форме. Следовательно, в этом случае «частными» признаются все акционерные общества, хотя часть их акций может принадлежать государству. Поэтому при оценке состояния государственного предпринимательства в России необходимо учитывать структуру собственников предприятий.
Согласно данным Федеральной антимонопольной службы, удельный вес государственных предприятий в общем количестве субъектов предпринимательской деятельности составляет около 40%. В сравнении с прочими экономически развитыми странами мира эта доля воспринимается как большая.
Замечание 1
Наиболее крупными государственными предприятиями в России на данный момент являются такие компании, как ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» (транспортная отрасль), ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть» (сфера энергетики», ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ» (банковский сектор), АО «Почта России», ПАО «Ростелеком» (отрасль связи).
Кроме того, в России существенная особая форма организации — государственные корпорации. Несмотря на провозглашение их некоммерческого характера деятельности, они играют значимую роль в экономической жизни страны. Такими корпорациями являются «ВЭБ.РФ», «Росатом», «Ростех», «Роснано», «Роскосмос» и др.
Таким образом, в Российской Федерации сейчас активно развито государственное предпринимательство. Его субъекты сосредоточены во всех отраслях производства, а наибольшая степень государственного участия наблюдается в приоритетных сферах развития отечественной экономики.
Проблемы развития государственного предпринимательства в России
Основная проблема государственного предпринимательства заключается в том, что огосударствление экономики можно расценивать как отрицательную тенденцию, поскольку деятельность государственных предприятий в основном сводится к регулярному бюджетному финансированию и привлечению дополнительных инвестиций. Государственные предприятия преимущественно ориентированы на «освоение» бюджетных средств, чем на удовлетворение населения, повышения качества производимой продукции и т.д. Ввиду государственной собственности отсутствует прямой экономический интерес и соответствующий ему внешний контроль за деятельностью предприятий.
Кроме того, увеличение количества государственных предприятий приводит к эффекту «вытеснения» частных предприятий из национальной экономики. Это негативно сказывается на уровне конкуренции и общей эффективности экономики.
Таким образом, несмотря на то, что с помощью государственного предпринимательства может быть решен ряд актуальных проблем экономического развития, эта форма в то же время создает проблемы другого рода. Они требуют решения, и это особенно актуально для России, где доля государственных предприятий в национальной экономике велика.
Источник: spravochnick.ru