Как показали мировой опыт и практика, существование и взаимодействие большого, среднего и малого бизнеса являются важными элементами рыночной экономики.
Особенное значение для бизнеса имеют структурная перестройка экономики, ускорение темпов развития научно-технического процесса, формирование нового социального слоя. Развитие всех форм бизнеса создает предпосылки для ускорения экономического роста, способствует насыщению рынков всевозможными товарами и услугами, позволяя бороться с негативными сторонами рыночной экономики, такими, как безработица и различного рода кризисные ситуации.
В бизнесе скрыт огромный потенциал для интенсивного развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью бизнеса является высокая экономичность в использовании всех видов ресурсов и постоянное стремление к минимизации потерь, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций – ведь предприятие не располагает лишним оборудованием, избыточными запасами сырья и материалов, лишней рабочей силой. Данный фактор – одно из важнейших обстоятельств достижения динамичных показателей экономики в целом.
Краудфандинг: что это такое простыми словами и как работает crowdfunding + виды, примеры, платформы
Таким образом, в целом для экономики страны значение бизнеса невозможно переоценить, а его влияние на различные стороны общественного воспроизводства очень весомо.
Особую роль для отдельно взятой страны играет малый бизнес как ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, структуру и качественный состав валового национального продукта. Однако значение имеют не только количественные показатели; этот фактор, в принципе, является типично рыночным и лежит в основе современной рыночной инфраструктуры.
Основные преимущества и характерные черты малого бизнеса:
1) мобильность, возможность принятия более гибких, своевременных и оперативных решений; в крупных корпорациях, в отличие от малого бизнеса, упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность легко и быстро реагировать на конъюнктурные изменения, происходящие на рынке, в том числе даже переключаться с одного вида производства на другой;
2) ориентация производителей в основном на региональные и местные рынки;
3) поддержание уровня занятости населения и создание новых рабочих мест чрезвычайно актуально, особенно для России;
4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным предприятиям; крупные фирмы раздробляют производственный процесс, доводя его до фазы малых предприятий;
5) малый первоначальный объем инвестиций – у малых предприятий короче сроки строительства; некрупные размеры позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, вводить новые технологии и автоматизировать производство, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда.
Большую активность в области инноваций проявляют венчурные фирмы, которые довольно успешно могут создавать конкуренцию крупным, добиваясь ускоренных темпов внедрения научно-технических новшеств. Мелкие фирмы с их мобильностью и новаторскими решениями в условиях конкуренции новых товаров нашли свое место в системе хозяйствования. Они занимаются разработками нововведений, отводя крупным фирмам лишь капиталоемкие стадии промышленного производства. Используемые достижения научно-технического прогресса позволяют быстро подключиться к наукоемким отраслям при отсутствии большого капитала.
Круглый стол — «Актуальность экономики совместного потребления в условиях турбулентности»
Мелким фирмам приходится работать в условиях сильной рыночной конкуренции, с которой не все способны справиться. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки финансов или нерациональной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний, которые необходимы для принятия грамотных решений в рыночных условиях. Причинами неудачи могут стать: некомпетентность или нехватка опыта в области коммерции и финансовых операций, в поставках, производстве и управлении, малые объемы продаж, жесткая конкуренция, слишком большие издержки производства.
Источник: strategplann.ru
Виды ресурсов в бизнес плане
Ресурсы бизнеса являются неотъемлемой экономической составляющей. Это необходимые средства для того, чтобы производить и реализовывать товары или услуги. Так какими же они бывают?
Общая информация
Поговорим про ресурсы развития бизнеса. Их можно представить в виде двух моделей. Первая включает в себя по отдельности все экономические ресурсы бизнеса. Таковыми считаются:
- Сырьевые запасы.
- Имущество.
- Кадры.
- Денежные средства.
- Профессиональная компетенция.
- Знания.
- Инновации.
- Информация.
- Технологии.
- Иные возможности и способы осуществлять коммерческую деятельность.
Во второй модели выделяются четыре основные группы:
- Финансовая. Сюда относят ценные бумаги, наличные деньги, а также средства, размещенные на расчетных счетах.
- Информационная. Это данные, файлы, документы и программное обеспечение.
- Кадровая. Сюда входит персонал, а также всё, что имеет к нему отношение – организация, оптимизация, мотивация, контроль.
- Материальная. В эту группу включают оборудование, материалы и сырье.
Об источниках замолвим слово
Прежде чем достичь определённой цели, мы должны обладать предпосылками, своеобразными элементами, которые могут быть составлены воедино и превращены в реальный результат. Для этого необходимо узнать, что собой являют источники ресурсов бизнеса. Условно они могут быть поделены на внутренние и внешние. Под первыми подразумеваются скрытые резервы, которые можно использовать, чтобы получить желаемый результат. Это и чистая прибыль, и резервы, и устойчивые пассивы, и много чего другого в таком же роде.
Под внешними источниками ресурсов понимают использование средств уставного капитала, государства, граждан, различных организаций и так далее. Необходимо отметить, что ресурсы бизнеса являются движущей коммерческой деятельности. И если правильно ими распоряжаться, то можно получить более эффективные результаты. Вы избежите таких проблем, как нерациональность использования имеющихся средств, высокие издержки, кризисные явления.
Всегда важно, чтобы ресурсы малого бизнеса, среднего или большого грамотно распределялись на предприятии. В случае недостаточной оптимизации в первую очередь пострадают прибыль, доход и конкурентные преимущества продвигаемого дела. Также наличие грамотно созданной системы управления помогает достигать запланированных целей благодаря обоснованному и сбалансированному распределению ресурсов. Необходимо позаботиться о том, чтобы все источники соответствовали стратегическим устремлениям оптимизации.
Практические особенности
Потребность в ресурсах безгранична. Но в реальности, увы, они всегда являются конечными. Это происходит в силу их природы добываемости, платности, созидаемости и исчерпаемости. Поэтому оптимальные действия с ограниченным потенциалом и рациональное использование полученных возможностей являются одними из ключевых условий успеха. Благодаря этому возникают такие особенности:
- Привлечение ресурсов происходит на специализированных рынках (как пример можно привести рынки капитала и труда). При этом существует конкурентная борьба.
- Ресурсы обладают такими свойствами, как взаимозаменяемость, комплексность, мобильность, комбинированность.
- Стоимость зачастую определяется ценой того, что пришлось потратить, чтобы получить необходимую выгоду.
- Также постоянно важно помнить о том, что функционирует закон убывающей отдачи ресурсов во временном промежутке.
И, несмотря на все вышеперечисленное, ресурсы являются востребованными, и никакая деятельность без них не представляется возможной. Благодаря им создаются ценностные предложения, которые выходят на рынок и позволяют получать прибыль. При этом использование каждого отдельного ресурса зависит от реализуемой бизнес-модели.
Так, для научно-исследовательской программы наибольшую важность представляет человеческий капитал. Для крупных торговых сетей на первом месте стоят материальные ресурсы. Давайте же более детально рассмотрим группы второй модели.
Материальные ресурсы
К таким ресурсам относят производственные мощности, здания, оборудование, транспортные средства и другое имущество предприятия, сети дистрибуции и точки продаж. В качестве наиболее зависимых от этой группы можно повторно упомянуть крупные торговые сети. Они требуют больших капиталовложений для создания большого количества магазинов и соответствующей инфраструктуры.
Нечто подобное можно привести и относительно тех организаций, что работают в сети интернет. Для примера возьмем всё тот же магазин. В данном случае для него большую важность играет наличие развитой сети хранения и доставки товара к клиенту.
Информационные ресурсы бизнеса
Сюда относится различная интеллектуальная собственность, такая как торговые марки, права (например, авторские), патенты, клиентские и партнерские базы данных. Они являются важными составляющими бизнес-моделей. Также большую роль играет различная внутренняя закрытая информация, которая должна оставаться недоступной для широкого круга лиц. Создавать этот вид ресурса нелегко.
Но в случае успеха он приносит существенную прибыль. В качестве примера можно привести Sony и Nike. Для них созданные торговые марки являются ключом к успеху и широкомасштабной реализации продукции. Нечто подобное можно сказать и о Microsoft – они владеют программным обеспечением, которое создавалось и покупалось за десятилетия существования и функционирования компании.
Персонал
Этот ресурс нельзя игнорировать ни одному бизнесу. Но некоторые модели предусматривают наиболее тщательный отбор среди людей. Особенные требования можно часто увидеть со стороны наукоёмкого производства или творческого коллектива. И не удивительно, ведь в таких случаях успех во многом зависит от квалификации и умения каждого человека взаимодействовать со всем коллективом в общем и с каждым его членом в частности. Хотя в той же науке коммуникационные навыки маловажны по сравнению с талантом и умением решать широкий спектр различных сложных задач.
Финансовые ресурсы бизнеса
Практически невозможно встретить бизнес-модель, которая не требовала бы наличия финансовых ресурсов и/или гарантий. В их качестве могут выступать кредитные линии, денежные средства, а также банковские гарантии. Давайте рассмотрим последний вариант. Его использование популярно в сфере строительных работ.
Так, крупные заказчики, как правило, требуют, чтобы подрядчиками было предоставлено финансовое обеспечение. И специфическая особенность бизнеса ведёт к тому, что самым оптимальным на этот случай считается именно банковская гарантия.
Источник: petropan.ru
Презентация на тему Ресурсы предприятия в бизнесе
Рабочие
Работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей.
Служащие
Работники, труд которых представляет собой ту или иную разновидность умственного труда.
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 23 Она отображается в виде органиграммы —
графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные
организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Выделяют следующие организационные структуры:
Организационная структура предприятия
Ресурсы предприятия: ТРУД
Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
Слайд 24Линейная организационная структура
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 25Преимущества и недостатки линейной структуры
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 26Функциональная схема
Совет директоров
Управляющий
Заместитель по производству
Заместитель по финансам
Заместитель
по сбыту
Отдел 1
Отдел 2
Отдел 3
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 27Преимущества и недостатки функциональной структуры
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 28Мотивация
потребности в самоуважении
потребности в уважении
безопасности, защищенности
физиологические потребности
Одной из самых первых и
самых известных теорий мотивации является модель приоритетов потребностей индивида А.Маслоу:
Мотивация – это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей предприятия.
На современном этапе развития экономики для эффективной деятельности предприятия требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника только с помощью строгого внешнего контроля, заработной платы и наказаний невозможно.
Ресурсы предприятия: ТРУД
Слайд 29Формы мотивации работников
Ресурсы предприятия: ТРУД
1. Заработная плата,
характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности
предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия).
2. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:
субсидированное и льготное питание;
продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой ;
полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
предоставление права пользования транспортом предприятия;
оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия;
эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и другие.
Слайд 303. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии работникам:
предоставление
права на скользящий, гибкий график работы;
предоставление отгулов,
увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
более ранний выход на пенсию и другие.
4. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост.
Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей.
5. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.
Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.
6. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Слайд 31Заработная плата является формой вознаграждения за труд
(в общем случае это стоимость рабочей силы)
и выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции.
Оплата труда работников предприятия
НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
– это сумма денег, получаемая работником за определенный период.
РЕАЛЬНАЯ
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
характеризуется тем количеством товаров и услуг, которое может быть приобретено работником за номинальную заработную плату при данном уровне цен.
Ресурсы предприятия: ТРУД
Заработная плата представляет собой выраженную в денежной форме часть национального дохода, направляемую на цели личного потребления работников в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.
Слайд 32Форма оплаты труда устанавливает связь между величиной
заработка и количеством и качеством труда и
обуславливает определенный
порядок ее исчисления в зависимости от организационных условий производства и результатов труда.
На большинстве предприятий применяются две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Ресурсы предприятия: ТРУД
Формы и основные системы оплаты труда
Сдельная форма оплаты
Повременная форма оплаты
Источник: thepresentation.ru