Компания «ДиалогНаука», системный интегратор в области информационной безопасности, 24-27 апреля 2017 года участвует в международном форуме по информационной безопасности, проводимом в округе Гармиш-Партенкирхен (Германия) при поддержке МГУ имени М.В. Ломоносова. К участию в форуме приглашены ведущие отечественные и зарубежные эксперты, формирующие государственную политику в этой области.
Мероприятие «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности» проводится в соответствии с Планом реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности до 2020 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 3 января 2015 года.
Взаимодействие гражданского общества и государства
Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер. Они возникли тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства.
обзор № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве …»
Теоретически и практически бесспорно то, что гражданское общество и государство – две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие. Становясь неотъемлемым элементом в системе общественных: отношений, государство выполняет определенные регулирующие функции, дополняет гражданское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие. Историческая практика убедительно показала: только тесное, диалектическое взаимодействие, сбалансированные отношения государства и гражданского общества, регулируемые определенной системой норм и правил, позволяют им успешно функционировать, выполнять социально значимые роли в системе общественных отношений.
Опыт мирового развития показывает, что тесное взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и государства не устанавливаются автоматически. При неразвитом гражданском обществе государству присуща тенденция к экспансии, подавлению гражданского общества. Такое гражданское общество, как правило, не может противостоять государству.
В этом случае государство как аппарат чиновников поглощает его, утверждает свое господство, тотальную этатизацию всего и вся. Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан. Утверждаются тоталитарные и авторитарные политические режимы, допускающие в ограниченных пределах развитие и функционирование гражданского общества, обрекающие его на пассивность или активную оппозицию, чему в истории есть немало примеров.
Особую роль и значение в системе общественных отношений при антидемократических режимах приобретают вооруженные силы, другие силовые структуры. Они могут активно вмешиваться в общественную жизнь, являются опорой «сильной», нелегитимной власти.
Не имея поддержки в народе, государственная власть в таком случае создает разветвленную систему военных и полувоенных органов, часто имеющих уродливый гипертрофированный характер по отношению к структурам гражданского общества. Тем не менее, государство неспособно полностью разрушить или подменить гражданское общество. Последнее первично по отношению к государству. Фундамент гражданского общества с изменением ситуации начинает активно проявлять себя и развиваться.
Гражданское общество: понятие и структура гражданского общества
Наиболее оптимальные возможности для взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом. Опыт современных западных стран с демократическими формами жизни и развитым гражданским обществом свидетельствует, что государство и гражданское общество, активно взаимодействуя, одновременно ограничивают пределы взаимопроникновения, обеспечивают взаимоконтроль и взаимопомощь. Гражданское общество является основой стабильности государства, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. В развитых странах маловероятны как полное огосударствление общественной жизни, так и полное отдаление государства от гражданского общества.
В таких условиях со стороны гражданского общества устанавливается контроль над деятельностью государственных органов и его силовых структур. Вооруженные силы и другие элементы военной организации государства, при демократических режимах, действуют в строгом соответствии с Конституцией страны, используются только по прямому предназначению, определенному в нормативно-правовых актах. Баланс взаимоотношений государства и гражданского общества, их взаимодополнение достигаются сформировавшимися условиями в процессе развития этих стран, наработанным механизмом взаимодействия гражданского общества и государства.
К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, относятся: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; легитимность власти и ее функционирование в интересах всех граждан общества; развитость и прогрессивный характер функционирования всех элементов и структур гражданского общества.
При наличии таких условий гражданское общество и государство идут навстречу друг другу, тесно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, постоянно ищут способы и формы наиболее эффективного сотрудничества. Достигается это, прежде всего, поддержкой со стороны государства инициатив гражданского общества, направленных на активизацию его деятельности.
Так, практически во всех современных демократических странах в системе властных государственных структур созданы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества, обеспечивающие регистрацию его элементов и оказывающие им материально-финансовую и другую помощь. Например, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган – Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды, деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, на защиту здоровья граждан. Важной функцией Комиссии является также оказание помощи общественным организациям и объединениям.
Кроме деятельности специализированных органов, типа Комиссий по благотворительности, есть еще и такой способ контактов государства с гражданским обществом, как включение представителей гражданского общества в различные комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Эти представители нередко становятся членами законодательной и исполнительной ветвей власти. В парламентских комитетах и комиссиях они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся реальных проблем развития гражданского общества.
В ряду такого рода комитетов и комиссий при парламентах и правительствах некоторых западноевропейских стран образуются также социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных органов, так и представители многих общественных организаций. Правительства этих стран запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по своей инициативе эти советы могут вносить предложения правительству по решению тех или иных конкретных проблем.
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить также существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, собирает в соответствии с представленными ему возможностями материалы по жалобам и докладывает парламенту результаты расследований с соответствующими рекомендациями.
Рекомендации уполномоченного редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходами правительством государственных средств. Существуют и другие способы и формы взаимодействия гражданского общества и государства, позволяющие им развиваться вместе, двигаться по пути прогресса.
Взаимодействие гражданского общества и государства обеспечивает, с одной стороны, гражданский контроль за деятельностью государства, а с другой – определяет допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан. Но баланс отношений государства и гражданского общества, границы государственного регулирования общественных отношений не остаются неизменными. Они определяются историческими факторами развития той или иной страны, складывающейся конкретной ситуацией, другими процессами, происходящими в обществе.
И если эти изменения ведут к усилению этатизации государства и ослаблению гражданского общества, то последнее вынуждено прибегать к своему защитному механизму, активизации деятельности всех своих институтов с целью воздействия на государство, как носителя политической власти. Наиболее эффективным из этих институтов являются массовые политические партии, оказывающие свое воздействие на политическую власть путем давления на нее как через своих избирателей (выборы, референдумы), так и через своих представителей в органах законодательной власти. Имеется в виду деятельность создаваемых в парламентах фракций, принимающих активное участие в разработке законов, ограничивающих вмешательство государства в жизнедеятельность гражданского общества и открывающих возможности для его развития и совершенствования.
Взаимодействие гражданского общества и государства благотворно сказывается на их функционировании и развитии, обеспечивает социально-политическую стабильность общества, его прогресс. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению государственной власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии используется активное участие различных элементов гражданского общества в избирательных кампаниях, референдумах, их возможности по формированию общественного мнения, по организации сопротивления проведению тех или иных государственных реформ, противоречащих интересам большинства граждан и т.д. Во-вторых, гражданское общество (многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке.
Поэтому, существуя независимо от государства, многообразные институты и объединения гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством. Его представители активно участвуют в работе государственных органов. В-третьих, государство, в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом.
Объясняется это, прежде всего тем, что гражданское общество выступает источником легитимации политической власти. Контакты с различными элементами гражданского общества являются для государства необходимым источником информации о состоянии общества, об интересах, настроениях, отношении к политической власти различных групп граждан. Кроме того, в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.
Наконец, среди организаций гражданского общества есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы). В-четвертых, специфика гражданского общества, автономный характер его структурных элементов не исключают непредсказуемости их действий. Поэтому логичными являются усилия государства по контролю процесса функционирования и развития гражданского общества, реализуемые в различных формах. К таким формам и способам контроля относятся: представительство структур гражданского общества в различного рода властных органах; создание совместных структур, включающих представителей государства и общественных организаций; издание законов и нормативных актов, регулирующих деятельность институтов, организаций и объединений гражданского общества и др.
В целом же демократический политический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Бесспорным является и то, что движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего государства.
Для современной России формирование гражданского общества – это сложная и трудная проблема. Она предполагает радикальную реформу и преобразование материальных и духовных отношений, общественного бытия и сознания, частной и коллективной жизни, государственного управления и регулирования. В нынешней ситуации осуществление таких изменений, а значит, и движение России к современному гражданскому обществу возможно только в результате углубления демократической модернизации общества. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их совершенствование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая жизнь каждого человека.
Осуществление этого процесса может происходить только на фундаментальной правовой основе, обеспечивающей сбалансированное взаимодействие общества и государства на следующих принципах:
– гарантирование каждой личности прав человека и гражданина в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;
– поддержка со стороны государства добровольной гражданской кооперации и свободы общественных ассоциаций;
– правовая защищенность гражданского общества и его структур;
– ответственность государства перед гражданами, осознанное самоограничение его власти;
– устойчивый и постоянный общественный диалог, идейный плюрализм и терпимость к различным взглядам.
Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему взаимосвязанных блоков законодательства, отражающую федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной, политической и духовной сферах, создавать правовые основы деятельности институтов гражданского общества. Преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, ускорение формирования основных характеристик правового государства, повышение законообеспеченности жизнедеятельности граждан самым благоприятным образом скажутся и на совершенствовании всех структур гражданского общества, а, следовательно, и на его защищенности от государственного вмешательства.
Когда Россия придет к намеченной цели? На этот вопрос ответ даст будущее России, реальная практическая нацеленность её народа на решение этой сложной проблемы, с учетом исторического опыта политической и социальной жизни, отражающей национальные особенности и вековые традиции русского народа, философию его характера. Но вполне очевидно, что формирование гражданского общества в России, в первую очередь, связано с утверждением многообразия форм собственности, расширением экономических свобод, свободным развитием предпринимательства. Следует шаг за шагом добиваться непрерывного развития производственного и общественного самоуправления, расширения границ производственной демократии.
Становление и развитие гражданского общества в России может быть обеспечено формированием системы подлинного народовластия как основы демократии, преодолением отчуждения власти от народа, повышением его политической и правовой культуры, обеспечением условий для широкого участия граждан в выборах представительных органов власти. Российским избирателям необходимо осознать, что именно они приглашают правительство на работу, доверяют ему государственное управление в интересах народа и под его эффективным контролем.
Продвижение к гражданскому обществу в современной России требует не порыва, не клича, а кропотливой и всесторонней, повседневной теоретической и практической работы во всех сферах жизни.
Гражданское общество – это совокупность разнообразных форм социальных связей и взаимодействия людей, негосударственных образований и институтов, создающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. Это такое общество, где главным действующим лицом, объектом развития является человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Гражданскому обществу присуща относительная автономность его институтов и организаций, саморегуляция, открытость, плюрализм мнений и идей, высокий динамизм и мобильность.
Гражданское общество развивается в тесном взаимодействии с государством. Они дополняют друг друга, постоянно совершенствуют способы и формы сотрудничества между собой. Оптимальные возможности для широкого взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом. Движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего правового государства. Формирование развития гражданского общества, обеспечение его тесного взаимодействия с государством является важными проблемами в современной России, условиями его прогрессивного развития.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятию «гражданское общество». Раскройте его генезис и эволюцию в истории политической мысли.
2. Какова структура гражданского общества? Выделите её особенности в современной России.
3. Назовите условия и принципы функционирования гражданского общества.
5. Назовите основные условия и раскройте механизм взаимодействия гражданского общества и государства.
6. В чем заключается зависимость состояния гражданского общества от типа политического режима? Покажите это на примерах из общественно-политической практики.
7. Перечислите основные пути формирования гражданского общества в современной России.
Литература
Гражданское общество: теория, история, современность/Отв. ред. Геленкова З.Т. – М., 1999.
Гражданское общество: проблемы формирования и развития. – СПб., 1998.
Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // Социально-гуманитарные знания. – 2005. — № 3.
Джон Л. Коэн., Эндрю Арамо. Гражданское общество и политическая теория. – М., 2003.
Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2.
Проблемы становления гражданского общества в России: материалы научного семинара. Выпуск № 5. – М., 2004.
Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. – 2002. — № 5.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Принцип партнерства государства бизнеса и гражданского общества
В работе предложены и раскрыты базовые принципы, на которых целесообразно строить отношения органов государственной власти с гражданским обществом в ходе разработки и реализации региональной социально-экономической политики. Общественно-государственное партнерство позволяет улучшить качество принимаемых властью решений, а также использовать больший объем ресурсов для внедрения их в жизнь.
Гражданское общество тем самым выступает соучастником процесса государственного управления, инициатором и соисполнителем проводимых социально-экономических преобразований. Однако отсутствие единых базовых принципов, в том числе на правовом уровне, приводит к тому, что общественно-государственное партнерство приобретает фрагментарный, политически зависимый характер, не являясь полноценным управленческим инструментом. Показано, что в современных условиях роль ключевого участника общественно-государственного партнерства могут взять на себя региональные общественные палаты: независимо от практики партнерства в каждом конкретном регионе, институт общественной палаты обладает рядом объективных преимуществ перед другими организациями гражданского общества. Работа рассчитана на широкую аудиторию читателей, интересующихся теоретическими и прикладными вопросами управления региональным развитием.
Амурская область
общественная палата
гражданское общество
общественно-государственное партнерство
1. Актуализированный перечень государственных услуг (функций) исполнительных органов государственной власти Амурской области по состоянию на 26.12.2013 [Электронный ресурс] / Правительство Амурской области. – URL: http://www.amurobl.ru/wps/portal/Main/arep (дата обращения: 05.05.2013).
2. Карловская Е.А., Карловская А.А. Роль организаций гражданского общества в реформировании системы государственных услуг // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2010. — № 1. – С. 153-162.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – 194 с.
4. Курочкин А.В., Перезолова А.С. Сетевая модель формирования социальной и экономической политики: порядок открытого доступа (североевропейский опыт) // Демократия и управление : информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). – СПб., 2012. – № 2 (14). – С. 26-32.
5. Положение о Совете по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами (общественными советами), созданными в субъектах Российской Федерации (Совете общественных палат (общественных советов) России) от 20.12.2010 [Электронный ресурс] / Общественная палата Российской Федерации. – URL: http://www.oprf.ru/documents/498/1847/newsitem/18270 (дата обращения: 26.08.2013).
6. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством : учеб. пособ. / под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 407 с.
Эффективность региональной социально-экономической политики напрямую зависит от того, насколько система государственного управления открыта для учета потребностей и предпочтений граждан, адекватна ли реальной ситуации вводная информация, а также насколько полно при этом задействованы ресурсы, имеющиеся во внутренней и внешней среде. Удовлетворить всем этим условиям поможет партнерское, целенаправленное взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом — общественно-государственное партнерство. Неслучайно в Концепции долгосрочного стратегического развития России до 2020 года институты гражданского общества выступают субъектом модернизации страны [3, с. 16-19].
Влияние организаций гражданского общества на процесс разработки и реализации региональной социально-экономической политики заключается в том, что:
— они способны производить независимую оценку действий различных агентов региональной среды, обеспечивая согласование частных и общественных интересов. Применительно к процессу публичного управления это означает уменьшение информационной асимметрии при принятии решений, улучшение их качества, повышение исполнительской дисциплины госслужащих за счет совершенствования системы контроля;
— они располагают уникальными информационными, кадровыми, экспертными и иными ресурсами для производства общественных благ с меньшими затратами и лучшего качества, чем у органов власти. Это позволяет рассматривать возможность делегирования части хозяйственных функций государства на уровень организаций третьего сектора; последние тем самым участвуют в реализации государственных управленческих решений, увеличивают ресурсную базу проводимых мероприятий [2, с. 157-159].
Анализ практики общественно-государственного партнерства в регионах России показывает, что в условиях несистемности и фрагментарности привлечения общественности к решению вопросов территориального развития такое партнерство приобретает политический характер и не является полноценным управленческим инструментом. Одной из причин этого выступает отсутствие целостной нормативной базы, регламентирующей концептуальные основы общественно-государственного партнерства, в том числе круг прав и обязанностей сторон по отношению друг к другу и населению. В результате — порядок взаимодействия с гражданским обществом у каждого государственного органа выстраивается индивидуально, основываясь зачастую на субъективных, неформальных критериях.
В этой связи актуальна разработка и внедрение в реальную управленческую практику ряда общих принципов общественно-государственного партнерства. В качестве таких базовых принципов автором предлагаются следующие.
1. Соответствие уровню решения поставленных задач. Общественно-государственное партнерство при управлении региональными процессами должно складываться в правовом поле регионального уровня и находиться в пределах компетенции и возможностей региональных органов управления. Это полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочия по предметам ведения субъекта Российской Федерации, которые в свою очередь определяют функции (услуги) конкретных государственных органов власти региона, детализированные в административных регламентах соответствующих структур.
Предлагается разделить эти государственные функции (услуги) на три группы с точки зрения того, какую потенциальную доминирующую роль в ходе ее осуществления может играть внешняя общественная среда (организации гражданского общества):
— надзорную — выражается в контроле за законностью и правильностью действий органа власти, главным образом в отношении качества функции (услуги);
— экспертную — выражается в профессиональном сопровождении определения параметров функции (услуги);
— контрактную — выражается в возможности делегирования полного или частичного исполнения функции (услуги) на уровень гражданского общества.
Данная типология позволит более результативно привлекать общественность к участию в управленческом процессе, соотнося такую доминанту с целью деятельности соответствующей организации гражданского общества. В результате анализа 266 государственных функций и услуг органов исполнительной власти Амурской области выделены и распределены по указанным акцентам 82 из них, в которых целесообразно активное использование технологий общественно-государственного партнерства. В том числе 29 имеют экспертный акцент, 12 — надзорный, 23 — контрактный, остальные представляют собой комбинированный тип (два или три равносильных акцента) [1].
2. Альтернативность субъектов общественной среды, взаимодействующих с властью. Обеспечивает постоянство и саморазвитие общественно-государственного партнерства, укоренения его в общепринятой практике, в то время как сами действующие субъекты могут меняться.
На наш взгляд, в современных условиях центральным субъектом реализации общественно-государственного партнерства и продвижения его на качественно новый этап развития могут стать региональные общественные палаты. Ежегодно количество таких структур в регионах России увеличивается: по состоянию на август 2013 года уже в 77 субъектах общественные палаты созданы.
Независимо от ситуации в каждом конкретном регионе и специфики протекания в нем общественно-государственного партнерства институт общественной палаты имеет ряд объективных преимуществ перед другими организациями гражданского общества в аспекте взаимодействия с органами государственной власти:
— законодательное закрепление деятельности: позволяет снизить риск политического вмешательства в деятельность структуры, придает работе более основательный характер, важный для восприятия со стороны органов власти;
— гарантированность ресурсной базы: законодательное закрепление функций общественной палаты влечет за собой гарантированность расходных обязательств государства и гражданского общества на их выполнение;
— посредническая природа: общественная палата интегрирует ресурсы и возможности всех трех секторов региональной экономики, не просто транслируя их передачу от одного сектора к другому, но и увеличивая их потенциал, трансформируя в новые сигналы, способствующие повышению качества работы;
— вхождение в общероссийскую систему социальных практик: только общественная палата имеет широкий доступ к информационным и иным ресурсам Общественной палаты Российской Федерации, сети региональных общественных палат, некоммерческих организаций других регионов. В новой редакции Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», принятой в июле 2013 года, впервые появилась прямая норма о включении в состав Общественной палаты России представителей общественных палат субъектов. Кроме того, в конце 2010 года был создан Совет региональных общественных палат России, в состав которого входят руководители всех региональных палат. Усиление взаимодействия общественных палат федерального, регионального и местного уровней содействует формированию единой общественной позиции по актуальным вопросам развития страны, позволяет оперативно реагировать на наиболее острые проблемы российского общества посредством сбора информации в регионах с её централизованным анализом и использованием ресурсов федеральной палаты в работе с государственными органами [5]. Благодаря созданию Совета появилась возможность обмениваться лучшими социальными практиками, реализовывать совместные проекты.
3. Баланс конкуренции и единства субъектов общественно-государственного партнерства со стороны гражданского общества. Это принцип, соблюдение которого может представлять определенные трудности. Взаимодействие складывается легче при едином субъекте со стороны гражданского общества.
Ведь если цели управленческого решения разрабатывают одни структуры, а оценивают его совсем другие, то может возникнуть ситуация, когда любое решение будет оценено негативно, поскольку у каждой организации свое видение проблемы и путей ее решения. С другой стороны, конкуренция между организациями гражданского общества необходима; в противном случае существует риск, что субъектная монополия приведет к сращиванию государственного и гражданского институтов, общественное участие будет формальным, «ручным». Кроме того, при конкуренции повышается инновационность идей.
4. Принцип гражданского невмешательства. Существуют действия, которые уполномочены предпринимать только государственные органы; в них организациям гражданского общества вмешиваться нельзя или нецелесообразно, поскольку:
— только государственные органы обладают наиболее полной информацией по всему спектру управленческих задач;
— цели развития каждой конкретной сферы должны соотноситься с целями в других сферах государственной региональной политики;
— разграничение компетенций — законодательно закрепленный процесс, который является основой государственного устройства и позволяет разделять сферы ответственности.
5. Целевое привлечение организаций гражданского общества. Определяется соотношением целей и характера деятельности организации с целями управленческого процесса, в рамках которого протекает взаимодействие.
Распределение организаций гражданского общества по организационно-правовым формам юридических лиц, установленных российским законодательством, не является информативным с точки зрения привлечения их к процессу публичного управления. В качестве критерия автором предлагается использовать основную цель деятельности организации. Цель, в свою очередь, определяет уровень представительского потенциала, понимаемого как стремление и способность полноправно сотрудничать с органами власти, а также этапы управленческого процесса, на которых привлечение организаций гражданского общества будет максимально полезным. Согласно такому подходу, можно выделить три типа организаций:
— ассоциативные (например, Федерация профсоюзов, Союз боевых искусств, Союз женщин и др.) являются объединением сразу нескольких организаций. Основная цель их деятельности — развитие отрасли. Ассоциативные организации целесообразно привлекать для определения целей, задач, приоритетов в решении какой-либо проблемы, а также для конечной оценки результатов, поскольку они обладают наибольшими информационными и интеллектуальными ресурсами, а также имеют максимальный представительский потенциал;
— проблемно-ориентированные (например, организации правозащитные, инвалидные, экологические и др.) имеют своей целью защиту прав, решение конкретной проблемы граждан. Будут наиболее полезны при анализе и мониторинге ситуации по конкретному направлению, в реализации проектов;
— клубные (спортивные, творческие, профессиональные организации и др.) призваны содействовать реализации интересов, увлечений своих членов. Позволяют получать специализированную информацию о ситуации в отрасли, могут выполнять специфические работы в рамках государственного заказа. Представительский потенциал невысок, но при возникновении проблемной ситуации способны объединяться, переходя в одну из первых двух категорий.
Использование данной типологии позволит повысить результативность общественно-государственного партнерства, поскольку цели работы организации гражданского общества в этом случае будут соотноситься с целями конкретного этапа управленческого процесса или государственной функции в целом.
6. Сетевой характер взаимодействия. Именно сетевая структура позволяет учитывать широкий спектр интересов различных взаимосвязанных акторов (социальных, экономических, политических), у которых имеются свои собственные интересы или ресурсы воздействия на принятие государственных решений [4, с. 27]. К реализации общественно-государственного партнерства по принципу открытой сети должно подключаться большое количество субъектов из разных сфер (госаппарата, гражданского общества, бизнеса, научных кругов, средств массовой информации и др.). Только обмен их ресурсами, в том числе знаниями и информацией, обеспечит максимальный результат.
7. Мониторинг качества взаимодействия. При налаживании постоянного, тесного сотрудничества между органами власти и организациями гражданского общества существует опасность его формализации, подмены исходных целей, слабого реагирования на новые вызовы. Особенно это будет характерно для госструктур, которым свойственна бюрократическая инерционность и консерватизм. Л.В.
Сморгунов и Л.Н. Тимофеева на примере общественной научной экспертизы, в частности, указывают, что, помимо позитивной цели ее проведения (желания получить объективную информацию), органами власти могут использоваться различные варианты маскировки под нее иных целей (желание «легитимизировать» в глазах общества уже принятое в принципе решение, стремление создать «дымовую завесу» вокруг реально принимаемого решения путем проведения множества публичных обсуждений экспертиз иных проектов решения и др.) [6, с. 170].
Данные принципы отражают необходимые условия развития общественно-государственного партнерства на региональном уровне; их формальное соблюдение, а главное — принятие участниками партнерства в качестве ориентиров в реальном процессе разработки и реализации социально-экономической политики, позволят учесть общественные ресурсы и предугадать общественные последствия многих государственных действий. Доведенные до уровня рекомендаций, они могут стать основой стратегий, целевых программ, ведомственных планов по развитию общественно-государственного партнерства в регионе, а также конкретных управленческих решений органов власти, желающих построить конструктивные, доверительные отношения с институтами гражданского общества.
Рецензенты:
Петров А.Н., д.э.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Кузнецова Л.Г., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Финансы, кредит и бухгалтерский учет», ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск.
Источник: science-education.ru