Интеграция бизнеса и культуры всегда вызывает множество споров и носит сложную структуру взаимодействия. Их часто противопоставляют друг другу. Тем не менее, процессы сферы культуры, проникая и интегрируясь с бизнес-процессами, формируют некое «экономическое измерение», которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Приобретая стоимость, культурные феномены обретают экономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.
предпринимательство, бизнес, сфера услуг, сфера культуры, культурный продукт, производство в культуре
Цитировать публикацию:
Левченко И.И. Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности» // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 175-182. – doi: 10.18334/rp.16.1.36
Levchenko, I.I. (2015) Business and culture: the mechanism of latent «integratedness». Rossiyskoe predprinimatelstvo, 16(1), 175-182. doi: 10.18334/rp.16.1.36 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru
Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)
Данилова, О. А. Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации) / О. А. Данилова, В. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76300/ (дата обращения: 22.05.2023).
В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективного распространения российской «мягкой силы» должна лежать коллаборация культуры и бизнеса. Авторы обосновали свою позицию путем рассмотрения реальных возможностей воссоздать, спомощью данных инструментов, истинный духовный облик России в мировом пространстве для латентного управления глобальными процессами. Помимо этого, они более подробно исследовали способы взаимодействия творческих индустрий и бизнес структур с указанием на проблемные аспекты, которые необходимо модернизировать.
Ключевые слова: мягкая сила, российская культура, бизнес, латентное управление, музыкальное творчество, глобальный мир.
Исторические события, а именно распад биполярной системы, и складывающаяся ситуация на международной арене показывают, что только «жесткая» сила уже не приводит к эффективной реализации внешнеполитического курса. К негативным последствиям такого концепта ведения внешней политики относятся, например, падение авторитета государства, потеря культурного и экономического потенциала и, как следствие, стагнация в развитии.
Однако в некоторых случаях применение «жесткой» силы становится безальтернативным вариантом. Например, если мы говорим про Усаму бен Ладена или ИГИЛ (террористическая организация, запрещена не территории России). Современный миропорядок не отличается стабильностью, тем не менее, государства все же постепенно отказываются от силовых форм реализации своих интересов, поэтому возникает необходимость в создании новых парадигм политического сознания. Как следствие, появляются новые, более гибкие инструменты достижения целей, используя которые можно создавать инновационные методы и латентно управлять глобальным миром. В результате, концепт «мягкой» силы обретает всё большую значимость и требует особого подхода к реализации.
Понятие «мягкая сила» введено американским политологом Джозефом Найем. Инструменты «мягкой силы» позволяют государству сформировать положительный образ, отражающий всю силу ценностей и помогающий оказывать влияние на внутриполитические процессы в других странах, которые интересны этому государству в геополитическом, экономическом, культурном и иных аспектах. В случае грамотного распространения такого влияния, страны, на которые оказывается целенаправленное воздействие, стараются соответствовать показанному образу. «Мягкая сила» может проявляться, например, через объединение духовных ценностей благодаря культурной дипломатии или через налаживание экономических взаимоотношений благодаря активному участию бизнес структур. Эти две составляющие концепта «мягкой силы» являются наиболее значимыми и перспективными, поскольку культура — это сердце народов, это то, что веками объединяло и вдохновляло поколения, а бизнес — это деятельность, в которой человек может свободно реализовать свой творческий потенциал, сделать бренд, который по мере продвижения может стать неотъемлемой частью образа страны на международной арене.
На сегодняшний день наша страна замыкает мировой рейтинг The Soft Power 30. При этом важно отметить, что в 2016 году она занимала 26 место. Причиной потери позиций в рейтинге является, в первую очередь, неоднократное искажение образа нашего государства на международной арене. Помимо этого, в России доминирует определенная совокупность внутригосударственных проблем, в частности в сфере культуры, которые необходимо решать для того, чтобы подтолкнуть Россию к глобальным переменам.
В данной статье мы преимущественно рассматриваем музыкальное творчество, как один из видов искусства и как неотъемлемую часть культуры нации, а также перспективы взаимодействия бизнес структур и учреждений музыкального творчества.
Говоря о насущных проблемах культурной сферы нашей страны, обратим внимание, в первую очередь, на тот факт, что влияние российской культуры в мире сократилось вследствие распада СССР, и эта тенденция продолжается до сих пор. Не прекращаются попытки фальсифицировать итоги Второй мировой войны, что, безусловно, влияет на сознание других наций и подрывает авторитет России в глазах мирового сообщества.
Помимо этого, в современных обстоятельствах появилась угроза влияния глобализации на человека, особенно это касается сферы культуры. Как пишут отечественные и зарубежные ученые, «весь мир превращается в глобальный Макдональдс, а люди — в автоматы для потребления». «Глобальный мир — это новый плавильный котел, где выплавляется всемирный потребитель» [5]. Естественно, все это способствует ограничению чуткости восприятия человеком, особенно это касается восприятия музыки. Люди перестают получать духовное насыщение вследствие распространения массовой культуры и американских идей того, как должны выглядеть культурные традиции и обычаи. Но для нашей страны опасны даже не претензии США на роль глобальной суперкультуры в мире, а «грязь» и жестокие отношения за кулисами отечественного шоу-бизнеса, когда достойным музыкантам не дают возможности распространять «правильную» музыку для того, чтобы освободить мышление нации от стереотипов и оков массовой культуры, которая не несет никакого смысла.
В такой ситуации, главная роль в реанимировании сознания людей отводится музыкальным образовательным учреждениям, домам культуры, творческим студиям. Как показывает практика, традиционные методы обучения музыке и деятельность культурных организаций не соответствуют интересам молодого поколения, поэтому возникает необходимость в модернизации и системы образования, и самих учреждений культуры и творчества.
Тогда значимое влияние начинает оказывать государственная политика как на федеральном, так и на региональном уровнях. Но в нашей стране она развивается очень медленно, и зачастую ее совершенствование происходит обособленно, а должно происходить в чуткой взаимосвязи с экономической и социальной сферами политики. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что отношение многих политиков в регионе к культурной сфере и музыкальному творчеству поверхностное и даже ироничное. Народный артист РФ, пианист-виртуоз Денис Мацуев это подтверждает: «Во многих регионах отношение чиновников к культуре — как к чему-то развлекательному. Надо это ломать!» [8].
В совокупности, все вышеперечисленные проблемы приводят к отсутствию мобильности в сфере культуры, и, в частности, в музыкальном творчестве, потому что этот вид искусства нередко обходят стороной, пытаясь популяризировать больше театры и кино. Хотя разумнее было бы начать с фундаментального обновления музыкальной сферы, поскольку музыка — это то, что человек слушает каждый день, где бы он не находился.
Музыка повсюду, и из-за того, что она охватывает наибольший спектр нашей жизни и оказывает существенное влияние на развитие структуры головного мозга человека, необходимо начать именно с нее. В нашей стране нет как таковых значимых и систематических финансовых вложений в деятельность музыкантов и музыкальных учреждений, нет никакой цифровой стратегии развития сферы культуры. До музыкальной сферы либо «не доходят руки», либо просто не видят необходимости в ее совершенствовании. В результате, возникает острая необходимость объединения сил государства и бизнес институтов для поддержки творчества. Бизнес должен стать катализатором для стимулирования развития творческой активности и заинтересованности государства в этом деле, поскольку предприниматели имеют высокий авторитет в глазах чиновников и могут найти к ним подход.
Коллаборация культуры и бизнеса превратится в мощную силу, которая может внести вклад в обогащение культурного потенциала России и ее экономики соответственно. И в дальнейшем эти две составляющие могут быть инструментами латентного управления глобальным миром. Как известно, музыкальные учреждения не отличаются гибкостью и мобильностью.
Тем не менее, бизнесмены и предприниматели могут помочь им выйти за пределы установленных правил, развить креативных подход в своей деятельности и создать тактики по ликвидации последствий обнищания культуры. Индустрии культуры всегда отличались социальной сплоченностью и играли важную роль в формировании идентичности.
При должной поддержке бизнеса творческие учреждения и организации, создадут новые городские бренды, которые привлекут молодежь, туристов и инвесторов. Постепенно развивая эту идею, можно довести ее до мировых масштабов и, в конечном итоге, представлять Россию как бренд на мировом рынке в области музыкальной культуры. Бизнес сформирован на коммерческом использовании креативности. Это означает, что предприниматели действительно могут научить многому представителей индустрии культуры и превратить их деятельность в ту сферу, где конкурентоспособность будет связана напрямую с инновациями, и тогда готовым продуктом будет, например, отечественное музыкальное творчество, которое можно будет запустить на мировой рынок.
Уже на сегодняшний момент примером удачного взаимодействия культуры и бизнеса является ежегодный Санкт-Петербургский международный культурный форум, который состоит из образовательного лектория, деловой площадки и креативных секций, возглавляемых выдающимися деятелями российской культуры. Из года в год это мероприятие завершается подписанием крупных соглашений в области сотрудничества бизнес-корпораций с театрами и выставочными центрами.
Также создается «Биржа культурных проектов», направленная на привлечение потенциальных инвесторов и партнеров. Еще одним примером выдающегося проекта в области культуры при поддержке как государственных учреждений, так и бизнес структур является Платоновский фестиваль искусств, который ежегодно проводится в Воронеже при участии представителей зарубежных театров. Частными гостями фестиваля стали французский театр Remue Menage, нидерландский театр Pavana, немецкий театр Stelzen Art и многие другие. Главными партнерами фестиваля являются Siemens, группа компаний «Мегион», строительная компания «Инстеп».
Деятельность в рамках вышеупомянутых творческих мероприятий — это, действительно, сила притяжения таких разных сфер, как культура и бизнес. Для усовершенствования механизмов работы культурного форума и фестиваля искусств необходимо еще больше увеличить степень вовлеченности участников в сам процесс, открыть возможности для участия новым лицам, в частности молодежи, которые могли бы на отдельной площадке представить свои современные идеи, воплощенные уже в готовых проектах.
В сфере культуры наиболее эффективным способом распространения «мягкой силы» может стать создание комбинации массовой и элитарной культур при сохранении национального колорита с добавлением особенностей культуры тех стран, на которые будет оказываться предполагаемое воздействие. Это значительно привлечет внимание и поможет найти точки соприкосновения нескольких культур.
В ходе сотрудничества культуры и бизнеса необходимо развивать креативные индустрии, которые представляют собой взаимодействие творческой и хозяйственной деятельности, экономики и новых технологий. В целом, креативные индустрии сейчас являются драйвером экономического и культурного роста. В нашей стране они появились относительно недавно. Поэтому на данном этапе у нас есть все шансы, чтобы превратить продукт, сделанный креативными индустриями на основе высоких духовных ценностей, в достойный мировой бренд России. Тем более, что в условиях, когда в нашей реальности устанавливается такой термин, как «VUCA world» (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity), который подразумевает жизнь и работу в экстремальных условиях неопределенности, это хороший способ построить достойную карьеру творческому человеку, будь то музыкант, художник, архитектор и т. д.
Для России концепт «мягкой силы» — это еще не до конца изученный ресурс внешней политики, но, безусловно, наша страна может открыть миру свои культурные ценности и оказать влияние на сознание и мировоззрение мирового сообщества благодаря поистине мощному культурному потенциалу. Сам Джозеф Най считает, что российская культура — это главный источник «мягкой силы» страны [4]. А при подключении опыта и финансовых возможностей сферы бизнеса можно воссоздать истинный духовный облик России в мировом пространстве, и через воздействие на образ мыслей других народов латентно управлять их жизнью и уводить от «американской псевдокультуры» в область подлинной культуры.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, музыкальное творчество, бизнес структур, глобальный мир, российская культура, сфера культуры, бизнес, внешняя политика, латентное управление, международная арена.
Источник: moluch.ru
Проблема бизнес и культура это
Для начала – очень короткое задание. Подумайте, какие три основные ассоциации возникают у вас с понятием «культура»?
Наверняка, среди ответов были: искусство, талант, идеи, наследие , приятное времяпровождение.
Сегодня многие продолжают воспринимать культуру как высокую, нематериальную сферу. Такой себе аксессуар к серьезным вещам в государстве, как например, экономика.
Однако идеи, таланты и индивидуальное творчество все чаще являются основой для создания продуктов и услуг. Например, человек с художественным талантом создает иллюстрации, а дальше собирает команду единомышленников и основывает студию дизайна. Дизайнер одежды открывает собственный бренд. Команда театральных актеров играет спектакли для зрителей, продавая билеты.
В каждом из этих примеров художественное и креативное выражения были стимулом для создания добавленной стоимости и новых рабочих мест. Именно так можно определить культурные и креативные индустрии.
Эта таблица поможет детально разобраться, какие именно секторы формируют культурные и креативные индустрии:
Сюда входят традиционные направления, как, например, книгоиздание, художественные галереи, музыка, а также более технологичные секторы – IT, медиа и создание видеоигр.
Культурные и креативные индустрии в Украине охватывают более 3% рабочих мест и обеспечивают 4% ВВП. Согласитесь, не так уж мало. Это в три раза меньше, чем сельское хозяйство, но в вдвое больше чем, например, строительство.
Вклад культурных и креативных индустрий в мировой ВВП составляет 4,5%. Специалисты прогнозируют ежегодный прирост к этому показателю в размере 10%. Это быстрее, чем темпы развития сфер производства и услуг.
После такой статистики становится понятно, что культура и креатив – не только высокие материи. Они также о деньгах, вкладе в экономику и бизнес.
Давайте сверимся, что такое предпринимательство. Предпринимательство – способность и готовность развивать бизнес и системно руководить им с целью получения прибыли.
Архитектурное бюро, музыкальная студия, онлайн-медиа, видеопродакшн, мастерская по изготовлению текстиля, кинофестиваль, рекламное агентство и телеканал – все это форматы организации креативного бизнеса и ведения предпринимательской деятельности. Основной фактор здесь – направленность на получение прибыли с помощью художественных идей и креатива.
Некоторые организации также занимаются творчеством и реализовывают креативные идеи, но не ставят целью получение прибыли. Например, государственные и общественные организации, а также социальный бизнес. Это не представители креативного предпринимательства.
Однако важно заметить, что все больше появляется смешанных моделей. Например, музей получает частичное финансирование от государства. Однако при этом в самом музее работают кафе, сувенирный магазин, проводят частные ивенты – все это способы получения дополнительной прибыли для организации. Эти средства идут на покрытие операционной деятельности, а также реализацию дополнительных проектов. И да, это также пример креативного предпринимательства.
А как быть с дизайнером или диджитал-стратегом, которые работают на себя? Являются ли они креативными предпринимателями? Да, ведь их работа основывается на идеях и креативе, они оказывают услуги клиентам и при этом получают собственную прибыль.
Какие виды предпринимательства существуют в сфере креативных индустрий?
1. Культурное или креативное предпринимательство. Речь идет об организованной деятельности, основной целью работы которой является производство или воспроизведение, продвижение, распространение и/или коммерциализация товаров, услуг и деятельности культурного, художественного характера или такого, который связан с культурным и историческим наследием.
Примеры:
- IZONE – арт-пространство, на территории которого проводят различные образовательные мероприятия, выставки отечественных и международных художников, фестивальные проекты. Кроме того, что IZONE самостоятельно курирует и организует мероприятия, пространство сотрудничает с различными фестивалями. Зарабатывает на аренде помещений, кейтеринга, коворкинга и небольшом кафе.
- Культурный проект – организация, которая занимается альтерантивным образованием и предлагает большое количество онлайн- и офлайн-форматов – лекции, академические и практические курсы, учебные путешествия.
2. Социальное предпринимательство – ориентировано на позитивные изменения в обществе. Предприниматели преимущественно основывают различные стартапы, чтобы решить экологические, социальные и культурные проблемы. Такая направленность их бизнеса демонстрирует уровень осознанности и ответственности перед обществом. Часто проекты привлекают много волонтеров, иногда полностью состоят из волонтерских команд и сообществ.
Примеры:
- Urban Space – общественный ресторан, вырученные средства от деятельности которого идут на социальные проекты города.
- Кураж Базар – барахолка ВДНХ в Киеве, которая на постоянной основе выделяет средства из собственной деятельности на благотворительность
3. Арт-предпринимательство тесно связано с двумя сферами:
- Кураторством, что является нематериальным видом культурного производства, практикой, которую можно определить как художественную. Куратор формулирует концепцию – целостную и единую, а также прорабатывает ее (самостоятельно или вместе с художниками/институтом) так, чтобы та могла коммуницировать со зрителем. Также он отвечает на вопросы СМИ и занимается процессами, происходящими после реализации проекта, например, участвует в дискуссиях, написании статей в каталог. Задачей куратора является и написание текста к собственному проекту, в котором он формулирует основные идеи и закладывает векторы для дальнейшего ознакомления и анализа экспозиции. То есть все, что связано с созданием образа выставки, ее ценностями для зрителя и смыслотворением, является задачей куратора.
- Арт-менеджментом – деятельностью, которая позволяет реализовать задуманное куратором или художником и контролировать процессы, которые должны быть успешно завершены в установленное время. В работу арт-менеджера входят выполнение операционных задач, логистика (контроль за перевозкой работ, например), коммуникация по аренде, поиск всего необходимого относительно продакшена работ, договоренности с типографиями, поиск рекламных агентств и т. п.
Пример:
Одним из видов арт-предпринимательства является галерея. Монетизация деятельности галереи может происходить за счет:
- продажи картин, представленных на выставке (преимущественно галерея получает процент от продажи);
- платного посещения выставок и других мероприятий;
- сдачи в аренду помещение галереи;
- проведения аукционов;
- оказания консультационных услуг;
- экспертизы произведений искусства;
- продажи книг и других медиа, издательские услуги, дизайн-услуги и др.
4. Культурный активизм – одна из форм общественной активности. С помощью творческих практик (театр, музыка, выставки, литературные вечера и т. д.) активисты представляют альтернативные социально-политические воззрения о мире. Они решают общественные проблемы, приводят к социальным изменениям и повышают уровень культуры и осведомленности.
Примеры:
- Конгресс активистов культуры – создают и поддерживают проекты, способствующие изменениям в стране и мире. В частности, организуют разнообразные образовательные события в сфере культуры и искусства, являются партнерами многих организаций в локальных проектах, занимаются культурной политикой, менеджментом культурных проектов, межведомственного сотрудничества и т. п. Конгресс – полностью некоммерческая организация, которая получает финансирование за счет грантов, спонсорства и платформы «Спільнокошт».
- Организация «Дивовижні»– работает на всеукраинском уровне. Начав с волонтерской инициативы и акций по благоустройству территорий, сегодня команда реализует общественные проекты, имеющие целью привлечение общества к переменам. Организацию спонсируют благодаря грантам и меценатам.
5. Институциональная деятельность всегда происходит в рамках определенных культурных институтов – организаций, имеющих конкретную миссию, целью которых является сохранение, интерпретация и распространение культурных, научных и экологических знаний, а также содействие деятельности, направленной на информирование и образование граждан из культурных, исторических, научных и сфер, связанных с окружающей средой. Культурные институты, которые финансируют из государственного бюджета, как и другие подобные учреждения, зависят от политической системы и связаны с ней.
Примеры:
- PinchukArtCentre – международный центр современного искусства и открытая платформа как для художников, так и для посетителей. PinchukArtCentre организует выставки ведущих международных и украинских художников и поддерживает различные другие культурно-художественные инициативы.
- Мистецький Арсенал – государственная организация, где проводят масштабные выставки украинского искусства.
- British Council Ukraine– международная организация Соединенного Королевства, которая имеет целью расширение культурных отношений между странами. В Украине British Council Ukraine развивает международное сотрудничество по направлениям: театр и танец, кино, современное изобразительное искусство и музыка.
Источник: www.culturepartnership.eu