Нет денег — это проблема или вставшая перед человеком задача? Болезнь — это задача выздороветь или проблема, по поводу которой нужно переживать? Не знаю, в какой вуз поступать — это проблема или задача собрать информацию, подумать и сделать лучший выбор из имеющейся информации?
Проблема и задача — два разных способа видения одной и той же жизненной трудности. «Не знаю, куда идти…» — это проблема. «Надо разобраться, в какую сторону нам двигаться!» — это задача. Часто словом «проблема», не думая, пользуются люди с вполне позитивным и взвешенным мышлением, для них это просто привычный негативный шаблон мировосприятия.
Проблемы из затруднений люди создают себе сами, но то, что люди создали, можно и переделать. Проблемы, как способ осознания жизненных затруднений, можно превращать в задачи. Затруднение в этом случае не исчезает, оно остается, но в формате задачи работать с ним можно эффективнее. Это — конструктивно.
Фильм «Майор Пэйн»
Перевод проблем в задачи возможен, однако это тоже работа, и ее не всем и не всегда легко сделать сразу. Для умного, бодрого и здорового человека это работа легкая, это вообще трудно назвать работой, но если человеку действительно плохо и тяжело, даже это действие оказывается иногда затруднительным. Дойти до кабинета врача для вас, скорее всего, не вопрос, а вот для человека, у которого только что оторвало ногу — нечто более затруднительное. Поэтому, если человек в тяжелом состоянии, если у человека большое горе, или если привычка переживать в него вросла и поддерживается внутренними выгодами, вначале может оказаться нужной работа с эмоциями и состоянием клиента, а после, уже на более здоровой базе — помочь ему перейди из позиции Жертвы в позицию Автора.
Систематизация бизнеса и роль первого отделения в организации // Как устранить ошибки в бизнесе? 16+
Фрагмент «Базового тренинга». Занятие проводит проф. Н.И. Козлов
Когда человек в адекватном и рабочем состоянии, перевод проблемы в задачи иногда происходит мгновенно, легко, в один ход: была проблема — сформулирована задача. Разбил машину — звоню в сервис. В более сложных ситуациях перевод проблемы в задачу лучше вести поэтапно, с помощью определенного алгоритма. Общая схема работы с проблемами, схема превращения их в нечто позитивное и действенное, имеет следующий вид:
- Признание проблемы. Это уже шаг: вы осознали нечто как свою проблему. Если девушка курит и это своей проблемой не считает — зря. Лучше это проблемой счесть.
- Задача с негативной формулировкой. Если у вас есть нечто, что вы называете проблемой, сформулируйте свою задачу по избавлению от этого. Да, это негативная задача, но это хотя бы просто: «Я ленивый» → «Хочу избавиться от лени». «Мне трудно избавиться от курения!» → «Хочу бросить курить». Не здорово, что пока формулировка негативная, но отлично, что вы решились: с этим пора что-то делать! Подробнее смотри см.→
- Рабочая задача. Рабочая задача — это задача с конкретной и позитивной формулировкой. В такой формулировке утверждение, а не отрицание; тут вы уже говорите себе не что вас не устраивает, а что вы хотите получить в результате. «Моя задача — наладить здоровый образ жизни: пункты Питание, Спорт и Ложиться вовремя!» В другой формулировке — позитивная формулировка цели.
- Что делать? Ищем путь и варианты решения. Когда задача понятна, нужно начинать что-то делать. Что? Если задача решается быстро — варианты решения, если задача может быть решена только постепенно, этап за этапом — то нужно видение пути решения, какой-то хотя бы простенький план действий. Если вообще непонятно, что делать, то или посоветуйтесь с умными людьми, или сделайте хоть какую-то мелочь в направлении выбранной цели. В больших задачах — план достижения цели.
- Первый шаг, конкретное дело. Это — обязательно. Если вы в течении 24 часов после принятия решения не сделали ничего, выкиньте это из головы, у вас не серьезное намерение, а пустая мечта и блажь, а вы — дешевая профурсетка. Если же вы серьезный человек, то сделайте хоть маленькое, но конкретное дело. Встали, надели кроссовки, сделали пробежку. Хотя бы и небольшую. Но от слов и размышлений — вы перешли к делу. Это — правильно!
Итого, если не фиксироваться на плане, то практически сходу мы получаем следующие энергичные цепочки:
Два типа мышления в бизнесе: конвергентное сильное
- Я ленивый
- Хочу избавиться от лени
- Хочу стать целеустремленными (или энергичным?). Другие варианты: деятельным, трудолюбивым, активным.
- План…
- Энергично проведу ближайшее утро.
Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры описала тоже самое на своем языке, как пять шагов самоконтроля поведения. См.→
- Мне трудно избавиться от курения
- Хочу бросить курить
- Хочу улучшить здоровье и перестроить себя на здоровый образ жизни. Варианты: хочу улучшить выносливость, хочу иметь здоровое дыхание, хочу легко бегать на длинные дистанции.
- План…
- Начну делать утреннюю зарядку и обливаться холодной водой.
- Я очень раздражительный человек
- Хочу избавиться от раздражительности
- Хочу находиться, как правило, в энергичном и позитивном состоянии. Варианты: хочу быть эмоционально стабильным, хочу заряжать окружающих своим позитивом, хочу притягивать людей своей жизнерадостностью.
- План…
- Начну ложиться до 23.00
- Мне не хватает уверенности в себе
- Хочу избавиться от неуверенности
- Хочу выработать уверенное поведение. Варианты: хочу чувствовать себя в позиции Хозяина, хочу иметь здоровую самооценку, хочу быть примером уверенного поведения для окружающих.
- План…
- По дороге на работу буду держать уверенную осанку.
Итак, вместо долгих тоскливых разговоров на тему «Я ленивый, мне очень трудно избавиться от курения, из-за этого мне не хватает уверенности в себе и все это ужасно раздражает» мы хорошо выспались, сделали пусть маленькую, но энергичную зарядку, облились (относительно) холодной водой и прошлись до работы с красивой спинкой, любуясь собой.
ПРОБЛЕМ У НАС НЕТ. У НАС ЕСТЬ ЗАДАЧИ. И ОЧЕНЬ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ!
Если вам нужно более подробные рекомендации для последующих шагов, посмотрите статью «Как решать свои проблемы». Успехов вам!
Ах, да. Не стоит забывать, что все большее количество людей выбирает не решать свои проблемы, а жалеть себя и жаловаться на жизнь. Иногда это прямо-таки выбор, иногда дурная привычка, но, даже прочитав эту статью и полностью (вроде бы) с нею согласившись, люди продолжают жаловаться на те или иные проблемы. Что с этим делать, если это про вас?
Поймите: привычка от ее осознания сама не исчезает, себя теперь нужно переучивать. Если возьметесь за это самостоятельно, читайте Как работать над собой, если есть возможность прийти на тренинг — это отличное решение, в группе единомышленников к результату придете быстрее. Для самых серьезных и ответственных — коуч-программа «Дистанция», система пошагового развития личности. Наши рекомендации — тренинг-центр «Синтон», конкретно Базовый тренинг. Если вы не из Москвы, можете приехать на Летний Базовый тренинг, это прекрасное сочетание отличной работы и прекрасного отдыха.
Профессиональные вопросы
Действие, в чем-то противоположное переводу проблем в задачи — это проблематизация, создание проблемы у клиента. Иногда это глупость и вредительство, иногда в этом есть смысл.
Люди, обращающиеся за консультацией, обычно приходят с проблемами. Задача грамотного консультанта — перевести клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, а проблему превратить в задачу. См.→
Дополнения от студентов Университета практической психологии
Прочитав статью о переводе определения «проблема» в определение «задача», я стала играть словами применительно к разным жизненным сценкам. Слушала себя и восхищалась — работает! И все здорово, если бы не было так однозначно.
Да, действительно, обзывая проблему задачей, я настраиваюсь на действие; появляется понимание того, что надо таковую решать; вывожу себя из состояния «жертвы» в состояние «автора». В принципе, я часто пользовалась этим способом в жизни. Статья же дала мне осознанность, я «выучила» этот инструмент и могу им пользоваться не час от часу, а всегда.
Не раз убеждаюсь, что в поиске истины начинать надо с определений. А что такое проблема? Это такой «стоппер», который тормозит нас на пути по жизни, отрицательно воздействуя на те или иные стороны жизни, личности. Иногда мы не можем действовать, проблема нас парализует. Тогда перевод ее в задачу очень помогает.
А бывает, что она нас тормозит эмоционально.
Пример. Утром ребенок жалуется на то, что болит горло. Проблема это или нет? Проблема. Заболел ребенок. Мне не нужно переводить эту проблему в задачу. Мой ум, организм и все этому сопутствующее в три секунды самостоятельно перевело это в задачу еще до того, как мой разум успел подобрать этому событию словесные формы.
Я знаю, что надо действовать, как действовать и какие цели. Но проблема остается именно проблемой, как ее не называй, мне жалко ребенка, я знаю, что ближайшие 2-3 дня я выбита из обычной жизни. Лично я в таких ситуациях пользуюсь своим способом. Я с иронией говорю: «Да-а-а-а, у нас беда-а-а!» Но я же понимаю, что это еще не беда, а вообще-то бывают и беды.
Я специально усугубляю проблему новым определением «беда», увожу определение в еще больший негатив, сравниваю определение и ситуацию. Получаю легкую эмоциональную разрядку и возвращаюсь к задачам.
Или — подруга в слезах: дочь ушла гулять с молодым человеком, не звонит, о школе мало думает, молодому человеку — 25, дочери — 15. Проблема, которую не нужно переводить в задачу. Ты понимаешь свои желания, т.е. цели. Ты готов что-то делать, да не знаешь как. Кроме того страх парализует мысли.
После всех этих раздумий я переиначила для себя понимание статьи и полностью с ней согласилась.Как нам повезло, что мы пользуемся богатым нашим родным языком. Ведь он позволяет нам обесценивать проблему, подбирая разные определения. Уж не знаю сколько слов на эту тему существует в английском, с которого и пошла мода у нас все называть проблемой.
Надо пользоваться русским языком, ведь в русских словах часто кроется ответ и решения. Моему мужу понравилось слово «затруднения», т.е. ты идешь по пути, трудишься, а тут — затруднение, и ничего страшного, нужно просто чуть больше потрудиться.
Подруге я не подобрала альтернативы, пришлось просто придумать название, как к книге — «первая любовь» — это уже не проблема, много романтических ассоциаций, можно успокоится и думать. Проблема, беда, задача, запинка, заминка — ищи свое, что тебя перенесет на позитив или просто успокоит, погасит эмоции, чтобы идти дальше! Ведь именно к этому призывает нас вторая статья — стараться жить на позитиве. И верно то, что любое сказанное вслух слово несет энергию либо положительную, либо отрицательную. Нужно это понимать, об этом помнить и учиться использовать.
Буду честен, я хоть и предприниматель, но всегда в моем лексиконе существовало слово «проблема» и к примеру, общаясь с моим наемным директором в ресторанном бизнесе, мы всегда оперировали этим словом и в связи с этим мы реально-грустно и в муках эти самые проблемы решали. Тут на неделе, разговаривая по телефону с ним же о подобных вот «проблемах», я вдруг заметил корреляцию моего настроения от слова проблема и слова «задача».
Он в телефонных переговорах постоянно твердил мне о том, что у нас здесь проблема, и тут такая-то проблема, и вот здесь надо решить эту проблему и т.д… И я действительно ловлю себя на мысли и на ощущении, что как-то мне грустно и тоскливо становится и я не очень-то хочу все эти проблемы выслушивать. В итоге, я предложил ему заменить «проблемы» на «задачи» и произошло о-о-о чудо.
Пару дел, которые были проблемами, вдруг просто отпали и он произнес слова: «Дима, ну это я сам смогу решить, тут твоего вмешательства не надо». Другие дела действительно обрели статус «задач», и мы конструктивно по этим делам «прошлись. И важен для меня третий вывод: «Изменение самой сути задачи и выводов». Поясню.
Мы дали рекламу на плазмотронах (это вид рекламы на уличных больших щитах). На мой вопрос об эффективности этой рекламы, изначально был такой ответ: «не знаю, мне кажется, что проблема в том, что мы ее не окупим и скорее всего наши 90 тысяч улетели в трубу». Представляете каково мне, как хозяину слышать о том, что у меня в трубу по 90 тысяч улетает.
В итоге, когда мы начали игру не проблемы, а задачи, ответ был таков: «Сейчас судить рано, ведь наша задача в том и заключается, чтобы выявить эффективность этой рекламы и понять использовать ее в дальнейшем или нет. Мне надо еще пару недель для опроса посетителей, и я точно смогу сделать выводы и по этой задаче». Второй его подход меняет вообще суть в корне вопроса и плюс, говоря об эмоциональной составляющей, у меня не возникло ощущения потери денег или неэффективности затеи, поскольку мы действительно получим решения задачи, как выявление нужности или необходимости рекламы плазмотроны для нашего бизнеса. Николай Иванович, превращать все проблемы в задачи — это потрясающая находка.
- Проблема
- Автор Н.И. Козлов
- Задача
- Перевод проблемы в задачу
- Как стать успешным
Источник: psychologos.ru
26 хороших примеров решения проблем (ответы на собеседовании)
Работодатели любят нанимать людей, которые могут решать проблемы и хорошо работать под давлением.
Работа редко идет на 100% по плану, поэтому менеджеры по найму с большей вероятностью наймут вас, если вам покажется, что вы можете справиться с неожиданными проблемами, сохраняя при этом спокойствие и логичность в своем подходе.
Но как они это измеряют?
Они собираются задать вам вопросы на собеседовании об этих навыках решения проблем, а также могут поискать примеры решения проблем в вашем резюме и сопроводительном письме.
Итак, в ближайшее время я собираюсь поделиться списком примеров решения проблем, независимо от того, являетесь ли вы опытным соискателем работы или недавним выпускником.
Затем я поделюсь с вами образцами ответов на собеседование: «Приведите пример того, как вы использовали логику для решения проблемы?»
Примеры решения проблем на рабочем месте
- Исправление ошибки на работе, будь то вы или кто-то другой
- Преодоление задержек в работе через решение проблем и общение
- Решение проблемы с трудным или расстроенным клиентом
- Преодоление проблем, связанных с ограниченным бюджетом, и при этом выполнение хорошей работы за счет творческого решения проблем
- Преодоление нехватки расписания / кадров в отделе для обеспечения отличной работы
- Поиск и устранение неисправностей и решение технических проблем
- Разрешение и разрешение конфликта с коллегой
- Решение любых проблем, связанных с деньгами, выставлением счетов клиентам, бухгалтерским учетом и т. Д.
- Проявление инициативы, когда другой член команды упустил или упустил что-то важное
- Инициатива встретиться со своим начальником, чтобы обсудить проблему до того, как она потенциально усугубится.
- Решение проблемы безопасности на работе или сообщение о проблеме тем, кто может ее решить
- Использование навыков решения проблем для сокращения / устранения расходов компании
- Поиск способа сделать компанию более прибыльной за счет новых предложений услуг или продуктов, новых ценовых идей, идей по продвижению и продажам и т. Д.
- Изменение организации процесса, команды или задачи, чтобы сделать их более эффективными.
- Используйте творческое мышление, чтобы придумать решение, которое компания не использовала раньше
- Проведение исследований для сбора данных и информации для поиска нового решения проблемы.
- Повышение эффективности компании или команды за счет улучшения некоторых аспектов коммуникации между сотрудниками
- Поиск нового фрагмента данных, который может лучше направлять решения или стратегию компании в определенной области.
Примеры решения проблем для недавних выпускников / соискателей работы начального уровня
- Координация работы между членами команды в классном проекте
- Переназначение работы отсутствующего члена команды другим членам группы в проекте класса
- Корректировка рабочего процесса над проектом в сжатые сроки
- Обращение к профессору за помощью, когда вы испытываете затруднения или не уверены в своем проекте.
- Обращение к одноклассникам, сверстникам или профессорам за помощью в области борьбы.
- Поговорите со своим научным руководителем, чтобы найти решения проблемы, с которой вы столкнулись
- Поиск решений академической проблемы в Интернете, с помощью Google или других методов.
- Использование решения проблем и творческого мышления для получения стажировки или другой возможности работы во время учебы после первых трудностей
Вы можете поделиться всеми приведенными выше примерами, когда вам зададут вопросы о решении проблем на собеседовании.
Как видите, даже если у вас нет профессионального опыта работы, можно вспомнить проблемы и неожиданные вызовы, с которыми вы столкнулись во время учебы, и обсудить, как вы их решили.
Ответы на интервью на «Приведите пример случая, когда вы использовали логику для решения проблемы»
Теперь давайте рассмотрим несколько примеров ответов на собеседование на тему: «Приведите мне пример случая, когда вы использовали логику для решения проблемы», поскольку вы, вероятно, услышите этот вопрос на собеседовании во всех отраслях.
Пример ответа 1:
На моей нынешней работе я недавно решил проблему, из-за которой клиент был недоволен ценами на наше программное обеспечение. Они неправильно поняли торгового представителя, который первоначально объяснил цены, и когда их пакет продлили на второй месяц, они позвонили, чтобы пожаловаться на счет.
Я извинился за путаницу, а затем поговорил с нашей командой по выставлению счетов, чтобы узнать, какое решение мы можем предложить. Мы решили, что лучше всего было бы предложить долгосрочный ценовой пакет со скидкой. Это не только решило проблему, но и заставило клиента согласиться на более долгосрочный контракт, что означает, что мы будем вести его бизнес как минимум в течение года, и они довольны ценой. Я чувствую, что получил наилучший возможный результат, и способ, который я выбрал для решения проблемы, был эффективным.
Пример ответа 2:
На моей последней работе мне пришлось решить немало проблем, связанных с нашим графиком смен. Четыре человека уволились в течение недели, и в отделе остро не хватало персонала. Я координировал наращивание наших усилий по найму, получил одобрение от главы отдела на предложение премий за сверхурочную работу, а затем я нашел восемь сотрудников, которые были готовы работать сверхурочно в этом месяце. Я думаю, что ключевыми навыками решения проблем здесь были проявление инициативы, четкое общение и быстрое реагирование для решения этой проблемы, прежде чем она стала еще более серьезной проблемой.
Пример ответа 3:
На моей нынешней должности в сфере маркетинга мой менеджер попросил меня найти решение, позволяющее снизить нашу вовлеченность в социальные сети. Я оценил нашу текущую стратегию и недавние результаты, проанализировал, что делают некоторые из наших главных конкурентов, а затем придумал точный план, которому мы могли бы следовать в этом году, чтобы подражать нашим лучшим конкурентам, а также выделяться и развивать уникальный голос как бренд. Я считаю, что это хороший пример использования логики для решения проблемы, потому что он был основан на анализе и наблюдении за конкурентами, а не на угадывании или быстрой реакции на ситуацию без надежных данных. Я всегда использую логику и данные для решения проблем, когда это возможно. Проект оказался успешным, и к концу года мы увеличили участие в социальных сетях в среднем на 82%.
Ответы на вопросы о решении проблем с помощью метода STAR
Когда вы отвечаете на вопросы собеседования о решении проблем или решаете продемонстрировать свои навыки решения проблем в сопроводительном письме (что является хорошей идеей каждый раз, когда в описании должности упоминается решение проблем как необходимый навык), я рекомендую использовать метод STAR, чтобы расскажи свою историю.
ЗВЕЗДА означает:
- Ситуация
- Задача
- Действие
- Результат
Это простой способ провести слушателя или читателя по истории так, чтобы он был понятен им.
Поэтому, прежде чем приступить к разговору о проблеме, которую необходимо решить, обязательно опишите общую ситуацию. На какой работе / в компании вы работали? Когда это было?
Затем вы можете описать поставленную задачу и проблему, которую необходимо решить.
После этого опишите выбранный вами образ действий и почему. В идеале покажите, что вы оценили всю информацию, которую могли дать за время, которое у вас было, и приняли решение, основанное на логике и фактах.
Наконец, опишите полученный положительный результат.
Отвечаете ли вы на вопросы собеседования о решении проблем или пишете сопроводительное письмо, вам следует выбирать только те примеры, в которых вы получили положительный результат и успешно решили проблему.
Каковы хорошие результаты решения проблем?
Каждый раз, когда вы отвечаете на вопросы собеседования о решении проблем или приводите примеры решения проблем в сопроводительном письме, вы должны быть уверены, что делитесь положительным результатом.
Ниже приведены хорошие результаты решения проблем:
- Экономия времени и денег компании
- Заработок компании
- Удовлетворение / удержание клиента
- Получение новых клиентов
- Решение проблемы безопасности
- Решение проблемы с персоналом / расписанием
- Решение логистического вопроса
- Решение вопроса найма компании
- Решение технической / программной проблемы
- Делаем процесс для компании более эффективным и быстрым
- Создание нового бизнес-процесса для увеличения прибыльности компании
- Улучшение бренда / имиджа / репутации компании
- Получение положительных отзывов о компании от заказчиков / клиентов
Каждый работодатель хочет зарабатывать больше, экономить деньги и время. Если вы можете оценить свой опыт решения проблем и подумать о том, как вы помогали прежним работодателям в этих трех областях, тогда это отличное начало.
Именно здесь я рекомендую вам начать поиск историй о случаях, когда вам приходилось решать проблемы.
Советы по совершенствованию навыков решения проблем
На протяжении всей карьеры вас будут нанимать для получения более качественной работы и зарабатывать больше денег, если вы сможете показать работодателям, что вы умеете решать проблемы.
Поэтому, чтобы улучшить свои навыки решения проблем, я рекомендую всегда анализировать проблему и ситуацию, прежде чем действовать.
Обсуждая решение проблем с работодателем, вы никогда не должны выглядеть так, будто вы торопитесь или принимаете импульсивные решения. Когда вы решаете проблемы, они хотят видеть решения, основанные на фактах или данных.
Затем, чтобы научиться лучше решать проблемы, проанализируйте результаты прошлых решений, которые вы придумали.
Вы можете распознать, что работает, а что нет.
Подумайте о том, как вы можете лучше исследовать и анализировать ситуацию, а также о том, как вы можете лучше общаться, выбирать правильных людей в организации, с которыми можно поговорить и «притянуть», чтобы помочь вам, если это необходимо, и т. Д.
Наконец, старайтесь сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях.
Если нужно, выделите несколько минут, чтобы выйти на улицу. Отойдите от телефона и компьютера, чтобы прочистить голову.
Рабочая проблема редко бывает настолько срочной, что вы не можете выделить пять минут на размышление (за возможным исключением проблем с безопасностью), и вы получите лучшие результаты, если решите проблемы, действуя логично, а не поспешно отреагировав в панике.
Вы можете использовать все вышеперечисленные идеи, чтобы описать свои навыки решения проблем, когда вам задают вопросы по этой теме на собеседовании. Если вы скажете, что делаете то, что описано выше, работодатели будут впечатлены, когда они оценят вашу способность решать проблемы.
Вывод
Если вы будете практиковать приведенные выше советы, вы будете готовы поделиться подробными впечатляющими историями и примерами решения проблем, которые заставят менеджеров по найму предложить вам работу.
Каждый работодатель ценит того, кто решает проблемы, независимо от того, является ли решение проблемы требованием, указанным в должностной инструкции, или нет. И вы никогда не знаете, какой менеджер по найму или интервьюер спросит вас о том, когда вы решили проблему, поэтому вы всегда должны быть готовы обсудить это при приеме на работу.
Источник: rezumepro.com
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема — это противоречия, трудности, препятствия и даже тупики на пути мышления и деятельности. Проблема определяется как ситуация, в которой есть два состояния; одно называется существующим, а другое — желаемым (предполагаемым).
Существующее, или реальное, состояние представляется существующей системой, предполагаемое — гипотетической (желаемой) системой. Каждая организация как система имеет свой набор объектов, свойств и отношений, связанных воедино. Этот набор должен быть изменен при переходе к предполагаемому состоянию, которое достигается с помощью построения новой системы или реконструкции старой. На рис. 13.1 представлена технология формулирования проблем организации, разработанная автором [41].
Рис. 13.1. Технология формулирования проблем организации
Первоначальными операциями по формулированию проблемы могут быть следующие: составление исходной формулировки; осмысление этой формулировки по отношению к различным частям проблемы; осмысление фактов, которые касаются проблемы; уточнение исходной формулировки проблемы.
При формулировании проблемы выполняются описание процесса обнаружения проблемы, установление наличия проблемы как совокупности некоторых задач, предварительное представление проблемы, операционное определение нежелательных последствий проблемы.
Декомпозиция проблемы на задачи.
Практически любую проблему можно представить в виде совокупности составляющих элементов (задач), которые всегда присутствуют в жизнедеятельности человека. Задача сопряжена с выполнением мыслительных и деятельностных процедур. Технология декомпозиции проблемы, разработанная автором, представлена на рис. 13.2 [41].
Рис. 13.2. Технология декомпозиции проблемы на задачи
При рассмотрении проблем и задач могут быть использованы системный, целевой, программный, проектный, ситуационный подходы или их комбинация. Методы решения задачи ищутся в каком-либо предметном поле.
Постановка задач развития организации.
Для отыскания решения любой задачи сначала необходимо определить ее контуры, а затем сформулировать, причем сделать это нужно так, чтобы ее решение можно было строить с применением научного аппарата. Все задачи разбиваются на три типа: детерминированные, неопределенные и вероятностные — в зависимости от уровня знаний, которые имеют специалисты относительно вероятности последствий или результатов при использовании различных вариантов. Если только один результат будет получаться при выборе каждого варианта решения (детерминированная ситуация), то критерием выбора обычно является максимальная полезность.
Если нет никаких оснований считать, что какой-либо результат более или менее вероятен, чем любой другой (неопределенная ситуация), можно использовать три критерия: максимин (или минимакс), обобщенный максимин и минимаксные потери. Технология постановки задачи, разработанная автором, представлена на рис. 13.3 [41].
Рис. 13.3. Технология постановки задачи организационного
Рекомендации Минэкономики содержали ряд направлений реинжиниринга организаций и перечни мероприятий по этим направлениям [114]. Если по результатам диагностики они будут признаны актуальными для организации, эти направления должны быть включены в концепцию и программу организационного развития на базе реинжиниринга. Можно рекомендовать включить в программу следующие направления:
- • развитие технологического комплекса для обеспечения конкурентного преимущества, снижения себестоимости единицы продукции;
- • разработка концепции новой продукции;
- • реализация мер по повышению качества товаров, производимых в данное время, если качество является фактором внешней конкурентоспособности при конкурентной ситуации, в которой находится организация на рынке;
- • инвентаризация и рыночная оценка нематериальных активов (патентов, лицензий и др.) и обеспечение их соответствия научно- техническому уровню;
- • реализация мер по повышению эффективности производственной, управленческой и инновационной деятельности в организации;
- • совершенствование нормативно-правового регулирования организации производственной, инновационной и управленческой деятельности (положений о подразделениях, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, трудовых договоров и других документов), устранение из организационных документов положений, противоречащих закону и нормативным актам;
- • обеспечение полноты и рационализация процессов и их частей в СУО;
- • обеспечение оптимальной численности работников и уточнение требований к подбору кадров;
- • оптимизация информационной нагрузки управленческих подразделений, оснащение их компьютерами, новыми программными продуктами, оргтехникой, введение при необходимости матричной структуры управления;
- • совершенствование информационного, технического и программного обеспечения конструкторских и технологических разработок;
- • создание и совершенствование системы защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности, созданной на предприятии;
- • разработка и реализация целевых программ развития инновационной деятельности, взаимодействия со специализированными организациями;
- • повышение уровня контроля за операционной деятельностью;
- • повышение квалификации работников;
- • улучшение условий труда;
- • совершенствование системы оплаты труда;
- • реорганизация системы стимулирования с целью создания у работников мотивации к профессиональному и культурному совершенствованию;
- • создание и поддержка оптимального социально-психологического климата в коллективе.
Из задач, перечисленных как в рекомендациях Минэкономики, так и в приведенном выше перечне, потенциально актуальны все. Но реинжиниринг СУО — процедура, реализуемая в ограниченный период времени. Поэтому в программу реинжиниринга из перечисленных задач следует включать только те, которые необходимы для разрешения проблем и реализации возможностей, выявленных при диагностике организации. Остальные задачи можно рассматривать как перспективные.
Для целенаправленного разрешения ситуации, проблематизации, формирования пакета решений в игре, на игре-совещании или на обычном совещании автором разработан метод активного коллективного тестирования (МАКТ) [34].
Для этого на игру приглашаются ведущие специалисты, обладающие соответствующей квалификацией, компетенцией, опытом, широтой взглядов, а также умением отстаивать и аргументировать свои позиции и взгляды и навыками конструктивного и рефлексивного отношения к предложениям (идеям).
Участники обсуждения (совещания, игры) определяют перечень проблем либо предложений по решению каких-либо проблем (ситуаций). Для этого вначале участники формулируют противоречия и барьеры в деятельности, определяют проблемы, исследуют предложения по их решению. При этом на всех этапах выполняется оценка предложений по показателям: важности, масштабу, сложности, обеспеченности и собственной компетентности.
Методика включает несколько этапов:
- • подготовка необходимых материалов (исходных данных и т.д.);
- • формулирование и обсуждение предложений;
- • оценка предложений по различным показателям, в том числе важности, масштабу, сложности и обеспеченности реализации, собственной компетентности;
- • обработка материалов тестирования участников;
- • подведение итогов.
Каждое предложение оценивается по следующим параметрам.
В — важность проблемы для организации, т.е. степень ее влияния на эффективность деятельности организации по 10-балльной шкале.
Такой проблемы Проблема очень важна
в организации нет и связана с большими
М — масштаб проблемы по шкале (0—10)
Проблема касается Проблема касается всей
незначительно организации в целом
С — степень сложности реализации проблемы (0—10)
Организация Проблема может быть
практически решена силами самой
ничего не может сделать организации
О — обеспеченность внутренними ресурсами (0—10)
Для решения проблемы Для решения проблемы
внутренних ресурсов внутренние ресурсы есть
не существует в полном объеме
Т — тенденция развития проблемы, по шкале +, 0, — ставится знак:
+, если в последние годы острота проблемы уменьшилась;
0, если острота проблемы осталась неизменной;
если острота проблемы увеличилась.
К — оценка своей компетентности по отношению к каждой проблеме (или решению) (0—10)
Абсолютное незнание Хорошее знакомство
данной проблемы с этой проблемой
или ее решения или ее решением
Рассмотрим подробнее основные этапы авторской методики. В одном помещении собираются компетентные специалисты для выработки предложений и оценки их по указанным выше параметрам. Главный инициатор (главный специалист, первый руководитель) делает обстоятельное сообщение о целях и возможных результатах предлагаемой акции. Эта информация может быть доступна для всех членов организации либо только для управленческой команды (группы специалистов).
Для того чтобы будущие предложения были более значимыми, необходимо определенное время для их подготовки (изучение информации, анализ внешней среды, оценка опасностей и возможностей, проведение консультаций и т.д.). Иногда для этого нужно несколько часов (дней). Затем собирается общее совещание (игра-совещание) ведущих специалистов организации.
После краткого введения в методику и сценарий предстоящей работы специалистам предлагается подготовить индивидуальные предложения по конкретной теме по определенной форме, представленной в виде табл. 13.1.
Источник: studref.com