В данной статье рассматривается существующая модель финансирования общеобразовательных учреждений среднего образования, дается оценка такой модели финансирования с учетом новых вызовов как самой системе образования, так и экономике в целом, обусловленных цифровизацией образовательного пространства, усилением доступности информации, необходимостью непрерывного обучения. В статье акцент делается на поиск такой финансовой модели в школе, которая способна обеспечить встроенность образовательной организации в новую модель экономики.
Для этого проводится сравнительный анализ затратной и инвестиционной моделей финансирования. Дается обоснование необходимости перехода к инвестиционной модели в экономике образования вместо затратной модели, которая используется сейчас. В статье ставятся первоочередные задачи программного бюджетирования как основы бизнес-модели в образовании.
Финансовая модель предполагает наличие ядра – это основные образовательные программы, по которым ведет работу школа, и инновационных проектов, под которые формируются отдельные бюджеты. Такое проектное финансирование обеспечивает рост эффективности работы образовательного учреждения, его мобильность и адаптивность к экономическим условиям. Содержание статьи основано на собственном многолетнем опыте авторов, а также обобщении практик ведущих школ города Екатеринбурга.
Проблемы классического бизнес-образования и MBA. Опыт предпринимателей
среднее образование
финансирование образования
инвестиционная модель финансирования образования
затратная модель
1. Официальный портал города Екатеринбурга. Раздел «Жителям. Образовательные учреждения». [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/жителям/образование/школы (дата обращения: 15.03.2019).
2. Об утверждении положения о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). — Администрация города Екатеринбурга Постановление от 4 марта 2011 года № 735 (с изменениями на: 13.01.2016 Постановление №47) п. 3 Постановления. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429026048 (дата обращения: 15.03.2019).
3. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017–2020 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Екатеринбурга». [Электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/file/2dc108f9383972a7d5e8d9114d801b9a (дата обращения: 15.03.2019).
4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html (дата обращения: 15.03.2019).
5. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.
Бизнес образование. Что такое MBA? Executive и DigitalMBA — в чем разница? Кому нужен МВА?
6. Положение о порядке оказания платных образовательных услуг Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением гимназией №9 от 1 сентября 2016 г. Официальный сайт МАОУ Гимназия №9, раздел «Документы». [Электронный ресурс]. URL: http://гимназия9.екатеринбург.рф (дата обращения: 15.03.2019).
7. Абанкина И. В. Абанкина Т. В., Деркачев П. В. Исследование «болезни издержек» в российском высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2014. №4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/139365812 (дата обращения: 15.03.2019).
8. Бектенова Г. Роль и значение проектного финансирования в экономике Российской Федерации // Научное обозрение. 2014. № 6. С. 236-240.
9. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И. Бюджетный маневр (предложения по реструктуризации расходной части бюджета) // Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2 / под научн. ред. В.А. Мау, Я.И.
Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 408 с.
Бесплатность получения среднего общего образования в Российской Федерации гарантируется статьей 43 Конституции РФ. Это обусловливает необходимость решения проблемы финансирования системы среднего образования со стороны государства. Традиционно среднее образование реализуется муниципальными образовательными организациями, финансирование осуществляется муниципальным образованием.
В настоящий момент в Екатеринбурге сеть муниципальных общеобразовательных учреждений представлена 163 образовательными учреждениями, в их числе: 27 гимназий, 12 лицеев, 27 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 3 учреждения общего образования с вечерней (сменной) формой обучения. В структуре сети образовательных организаций осуществляется поэтапный переход к школе-ступени, обеспечивающей равные возможности каждому ребенку в получении общего образования (МАОУ гимназия № 9, МАОУ гимназия № 2, МАОУ гимназия № 202 «Менталитет») [1].
Финансирование всей сети муниципальных образовательных учреждений в Екатеринбурге регламентируется Положением «О предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования “город Екатеринбург” муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнения работ)» [2]. Оно определяет порядок (пункт 3 Постановления) нормативных затрат при расчете объемов субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным (автономным) общеобразовательным учреждениям на возмещение затрат, связанных с выполнением муниципальных заданий на оказание общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, полного (среднего) общего образования. Объем субсидий, предоставляемых образовательному учреждению, рассчитывается на основе численности обучающихся, объема образовательных услуг, имущества образовательной организации.
Такая система финансирования, в основе которой заложен затратный принцип финансирования образования по фактическим показателям, может сдерживать инновационную активность образовательной организации, тормозить ее развитие, поскольку в бюджете может быть не заложено достаточно средств на разработку и внедрение новых образовательных проектов.
Это актуализирует поиск новой финансовой модели школы.
Цель исследования: дать оценку сложившейся финансовой модели школы в аспекте новых вызовов как самой системе образования, так и экономике в целом, обусловленных цифровизацией образовательного пространства, усилением доступности информации, необходимостью непрерывного обучения, внедрения методов онлайн-обучения, индивидуализацией потребителей и их потребностей. В статье делается попытка ответить на вопрос: способна ли такая модель финансирования обеспечить встроенность образовательной организации в новую модель экономики?
Материал и методы исследования
Информационной и нормативной базой послужили Федеральный закон «Об образовании», Концепция по бюджетному финансированию в рамках реализации социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», постановление Администрации города Екатеринбурга от 31 октября 2016 г. № 2166 «Об утверждении Муниципальной программы “Развитие системы общего образования в муниципальном образовании город Екатеринбург“ на 2017–2020 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Екатеринбурга», внутренняя документация МАОУ «Гимназия № 9»: «Положение о порядке оказания платных образовательных услуг Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением гимназией № 9» от 1 сентября 2016 г.
Результаты исследования и их обсуждение
На основе анализа действующей нормативной базы по предоставлению субсидий, а также отчетов Гимназии были выделены достоинства затратной модели финансирования. Во-первых, норматив субсидирования обеспечивает равенство образовательных организаций в получении муниципальных субсидий, а также пропорциональность выделенных средств затратам образовательной организации. Это гарантирует равные стартовые возможности образовательным организациям в предоставлении качественных образовательных услуг.
Такой порядок финансирования также отвечает интересам потребителей образовательных услуг, обучающимся и их родителям. Поскольку зачисление в первые классы в г. Екатеринбурге осуществляется по территориальному принципу, где за каждым адресом закреплена соответствующая образовательная организация, население заинтересовано в равенстве качества образовательной услуги в каждой школе. Пропорциональность выделяемых средств затратам образовательной организации означает возможности учета потребностей школ и размера финансирования [2]. Между тем данная модель отвечает скорее задачам текущего функционирования образовательной организации, но существенно ограничивает перспективы, возможности развития и инновационную активность.
Основными недостатками затратной модели, на наш взгляд, являются:
– ограничение возможностей образовательной организации в формировании новых образовательных траекторий, гибкости и вариативности образования, индивидуализации образовательных услуг, поскольку это требует дополнительных затрат на разработку, организацию и реализацию новых программ [3];
– ограничение возможностей по предоставлению углубленных, профильных знаний, работе с одаренными учениками, инновационной политике образовательной организации при финансировании в соответствии со стандартом качества образовательных услуг [4];
– ограничение свободы привлечения финансовых средств спонсоров и формирования системы партнерства образовательной организации с заказчиками-организациями, потребителями и др.
Это актуализирует необходимость пересмотра сложившейся модели финансирования образования. Движение идет от понимания образования как инвестиций в человеческий капитал.
Теория человеческого капитала Беккера рассматривает получение образования как инвестирование в человеческий капитал. Население относится к образовательному процессу как к инвестиционной активности. Так, по данным выборочного исследования в 2016 г. группы населения со средними доходами и выше регулярно тратят на образование от 2700 до 3300 рублей на одного человека [5, с. 86], они заинтересованы во вложении в качественное образование и в дальнейшем – в наиболее полной отдаче от этих инвестиций. В инвестициях в образование заинтересованы и другие участники – университеты, предприятия. А значит, речь идет о необходимости формирования института партнерства и спонсорства.
Во-вторых, понимание образования как инвестиций выводит на экономические принципы оценки финансовых и временных затрат с отдачей и эффективностью.
Решением в данной ситуации может быть переход к модели инвестиционного финансирования, которая в большей степени соответствует быстро меняющимся требованиям современной российской экономики. Механизм инвестиционного финансирования одновременно ориентирован на четкую цель и ограничен рамками отдельных проектов – программ. Спонсоры предоставляют финансовые ресурсы для конкретного проекта и берут на себя риски успеха или неудачи этого проекта. Инвестиционное финансирование носит адресный характер и предполагает финансирование отдельной хозяйственной единицы (проекта).
Выделим основные преимущества программного бюджетирования как основы новой бизнес-модели в образовании, позволяющие решить следующие задачи:
– формирование системы образовательных проектов, включающее постановку цели, обоснование средств для ее достижения, оценку рисков, формирование партнерских соглашений, что обеспечивает гибкость и индивидуализацию образовательных траекторий, адаптивность к новым вызовам цифровой экономики, постоянное совершенствование качества образования;
– реализация конкурентного подхода в распределении ресурсов как между проектами, так и между образовательными организациями, что повышает эффективность использования средств спонсоров, взаимообусловленность выделения ресурсов с результатами деятельности образовательных организаций [6];
– расширение системы партнерства образовательной организации, включающей не только органы муниципальной власти, но и общественные организации, население (в том числе родителей), коммерческие организации в качестве спонсоров, заказчиков, потребителей;
– обеспечение диверсификации доходов образовательной организации, возможность реализации инвестиционной и инновационной деятельности;
– предоставление учебным заведениям большей свободы в управлении своими финансовыми ресурсами.
Между тем реализация такой модели требует решения следующих процессуальных и структурных задач:
– совершенствование правовых норм, регламентирующих свободу и ответственность, степень принятия рисков образовательных учреждений во избежание ухудшения качества образовательных услуг, а также формы соглашений с партнерами;
– необходимость выработки стратегий учебным заведением по привлечению других (отличных от государственных) источников финансирования, ведение управленческого учета (в то время как при затратной модели не предполагается самостоятельной структуры бухгалтерии в образовательном учреждении);
– расширение предоставляемых платных образовательных услуг и/или повышение платы за обучение, формирование системы софинансирования, что может формировать негативную репутацию образовательного учреждения, связанную с платностью среднего образования и искаженным пониманием модели «кто платит, тот заказывает музыку», особенно в отношении системы оценивания знаний обучающихся;
– формирование образовательной организацией активной позиции в общей сети образовательных организаций, что требует дополнительных усилий и постоянных действий со стороны каждой школы.
Сравнительный анализ позволяет увидеть, что ограничения затратной модели «снимаются» инвестиционной моделью финансирования.
В муниципальном образовании «город Екатеринбург» уже наблюдаются элементы новой системы проектного финансирования. Так, в МАОУ «Гимназия № 9» формируется сеть партнерства:
1) социальные партнеры из высшей школы: УрГПУ, УРО РАО, УрФУ, СПбГУ, МФТИ;
2) бизнес-партнеры: лингвистический центр «Талисман», ПАО «Банк “Екатеринбург”»;
3) сетевое партнерство (в рамках района, города, области, России): Урало-Сибирская Федерация клубов ЮНЕСКО, Комитет солдатских матерей Свердловской области, Театр эстрады, Уральский Федеральный университет, ассоциированная школа ЮНЕСКО – Лицей им. Дягилева (Екатеринбург);
4) школы – партнеры будущего: ПАШ-проект Гете-института;
5) совет родителей в структуре управления гимназией;
6) выборный орган Совет старшеклассников (43 члена Совета, 8–11-й классы), Совет ДОО «Дитя Радуги» (9 членов Совета), Совет ДОО «Радуга» (25 членов Совета), Сертифицированный клуб ЮНЕСКО «Центр» (15 членов), «Демидовская экспедиция»;
7) благотворительный фонд.
Составим итоговую матрицу сравнения затратной и инвестиционной моделей финансирования образования (табл.).
Сравнительная матрица затратной и инвестиционной моделей финансирования образования
Равенство образовательных организаций в получении муниципальных субсидий,
пропорциональность выделенных средств затратам образовательной организации, гарантия равных стартовых возможностей в предоставлении качественных образовательных услуг для учебных заведений и потребителей в условиях территориального зачисления в первый класс
Недостаточная заинтересованность в инновационной деятельности и затруднения в реализации новых инвестиционных и инновационных проектов.
Пассивная стратегия со стороны образовательной организации (отсутствие конкуренции) [7].
Ограничение свободы привлечения финансовых средств спонсоров и партнеров
Гибкость, адаптивность образовательной организации к новой экономике.
Возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Свобода в управлении финансовыми ресурсами.
Система партнерства и спонсоров.
Конкуренция проектов и образовательных организаций.
Эффективность использования ресурсов за счет увязки результата, затрат и конкуренции [8]
Правовое оформление новых институций и взаимоотношений.
Активная позиция со стороны образовательной организации из-за конкуренции.
Необходимость ведения управленческого учета [9].
Риски инновационных проектов.
Репутационные риски в связи с усилением коммерциализации образовательной организации
Система партнерства содержит несколько направлений взаимодействия:
- учебный вектор, включающий проведение мастер-классов, лекций, бесед для обучающихся гимназии, участие в организации внеклассной работы гимназистов, практик, лекториев, олимпиад;
- научный вектор: ведение исследовательской деятельности, руководство научно-практическими проектами;
- финансовый вектор: спонсорская поддержка, финансирование новых образовательных проектов, приобретение оборудования, необходимого для учебного процесса.
В качестве наглядного ориентира для обучающихся, их родителей, гостей гимназии разработан и внедряется проект «Карта социального партнерства». Он предполагает размещение стендов партнеров, указание их отраслевой направленности и географической локации. Такие стенды демонстрируют существующую систему социального партнерства и направления ее развития.
Отметим, что в гимназии также функционируют следующие проекты, которые софинансируются не из муниципального бюджета: «Школа будущего гимназиста», «Школа развития для детей 5–6 лет»; проект «Деловое утро»: регулярные встречи по утрам с учеными, музыкантами, бизнесменами, педагогами г. Екатеринбурга и Свердловской области; элективные курсы за рамками учебных программ; региональная площадка проведения олимпиад школьников СПбГУ, МФТИ, «Формула единства / Третье тысячелетие», «Всесибирская» по биологии, Турнир им. М.В. Ломоносова; районная и городская методическая площадка по отдельным образовательным направлениям. Хотелось бы отметить, что в апреле этого года МАОУ Гимназия № 9 стала региональной инновационной площадкой, что открывает новые перспективы для инновационного и инвестиционного развития образовательного учреждения.
Заключение
Инвестиционная модель финансирования образовательного учреждения в большей степени соответствует новым запросам экономики и населения. Перспективы поиска оптимальной модели требуют наличие ядра – это основные образовательные программы, по которым ведет работу школа, и инновационных проектов, под которые формируются отдельные бюджеты. Такое проектное финансирование обеспечивает бòльшую эффективность работы образовательного учреждения, его мобильность и адаптивность к экономическим условиям.
Источник: science-education.ru
Проблемы бизнес модели образования
В. МАУ, доктор экономических наук, профессор, ректор АНХ при Правительстве РФ
А. СЕФЕРЯН, кандидат социологических наук, руководитель программы Executive MBA АНХ при Правительстве РФ,
В дискуссиях о стратегии социально-экономического развития современной России ключевое место занимают вопросы предпринимательства (инвестиционный климат, инновации, создание благоприятных условий для бизнеса) и образования. Эти внешне далекие друг от друга задачи могут иметь позитивное разрешение только во взаимосвязи. В настоящее время в российской политической элите уже появилось понимание, что в постиндустриальном мире предприимчивость индивида и качество человеческого капитала становятся ключевыми факторами экономического рывка или регресса.
На этом фоне несколько особняком стоят проблемы бизнес-образования. Именно в этой сфере проблемы бизнеса и образования соприкасаются наиболее тесно и непосредственно. Ведь именно бизнес-школы должны обучать организаторов экономической жизни — предпринимателей и управленцев, тем менее различимых, чем больше предпринимательство становится делом общекорпоративным, командным.
Развитие современной экономики и обострение конкуренции на внутренних и международных рынках создают ситуацию, в которой достичь коммерческого успеха могут только компании, обладающие реальными конкурентными преимуществами. Важнейшим из них становится уровень профессиональной подготовки ее руководителей.
От современного руководителя требуются профессионализм и ответственность, умение принимать продуманные, взвешенные решения, идти на оправданный риск и отсекать неэффективные варианты развития. Для этого недостаточно одного предпринимательского таланта и практического опыта управления. Необходимы знания современных технологий управления бизнесом, умения и навыки их применения. Иными словами, необходимо специальное управленческое образование. Практика показывает, что большая часть внедряемых в государстве и частном секторе инноваций не связана с новыми разработками ученых, пусть даже и прикладными. Гораздо чаще инновации — новые продукты, новые процессы, новые стратегии — появляются благодаря предприимчи-
Настоящая статья написана на основе доклада, подготовленного по поручению и при поддержке Московской школы управления «Сколково». Полностью доклад будет опубликован в четвертом номере журнала «Экономическая политика» за 2007 год. Авторы выражают искреннюю признательность А. Чеканскому, С. Лузану, В. Новикову, О. Крухмалевой, оказавшим существенную помощь при подготовке настоящей статьи.
вым людям, которые готовы к происходящим в обществе и экономике переменам и умеют использовать эти перемены к своей выгоде.
Нельзя сказать, чтобы бизнес-образованию на протяжении последних полутора десятилетий не уделялось внимания. Практически одновременно с падением коммунизма в России, как и в других посткоммунистических странах, стали возникать бизнес-школы, которые стремились ориентироваться на западные образцы. У некоторых школ это получалось неплохо — во всяком случае рынок образовательных услуг быстро рос, как и цены на эти услуги 1 . Новый импульс развитию бизнес-образования в России дало предложение В. Путина о создании Московской и Санкт-Петербургской бизнес-школ, которые должны стать школами мирового уровня.
Однако что это такое — «бизнес-школа мирового уровня»? Каким образом можно построить такую школу? Какие примеры брать за образец? И вообще: существуют ли такие примеры? Серьезная дискуссия на эту тему пока не началась.
Точнее, дискуссия началась, но ведется она в логике, традиционной для большинства дискуссий по социально-экономической тематике: мы знаем лидеров бизнес-образования последних пятидесяти лет и мы должны в исторически короткие сроки догнать и перегнать эти школы, использовав их опыт, скопировав формы организации и принципы функционирования этих школ.
Предлагаемый подход хорошо известен исследователям проблем догоняющего развития и достаточно часто использовался для решения сложных экономических и политических задач. Но простота этого подхода — кажущаяся. Дело не только в том, что успешное воспроизведение лучшей мировой практики является серьезным вызовом, хотя верно и это. Жизнеспособность бизнес-школы в конечном счете определяется ее инновационностью — систематическим анализом происходящих вокруг нее перемен и внедрением соответствующих изменений и нововведений. Фундаментальной проблемой такого подхода является невозможность в его рамках найти наиболее эффективные решения с точки зрения вызовов будущего, обеспечить реальный прорыв к институтам и организационным формам, наиболее эффективным не сегодня, а завтра.
Для этого нужна принципиально другая философия организации прорыва. Она основывается на подлинно предпринимательской стратегии, суть которой — в попытке выявить вызовы и потребности будущего и, опираясь на накопленный опыт наиболее передовых структур сегодняшнего дня (на их институциональные, организационные и финансовые решения), построить существенно иную модель, ориентированную на будущие вызовы и будущий спрос.
Это, разумеется, гораздо более сложная, гораздо более рискованная стратегия, нежели следование передовым образцам настоящего. Однако стратегия рывка дает все-таки шанс на создание принципиально нового института, уникального и высокоэффективного в логике будущих потребностей. Это особенно важно в условиях постиндустриального общества, для которого характерно резкое повышение дина-
1 Об истории становления и развития бизнес-образования в России см.: Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. С. 90 — 110.
мизма социально-экономической жизни и неопределенности развития всех сторон жизнедеятельности общества.
Неопределенность долгосрочных тенденций позволяет сделать два вывода относительно построения стратегии догоняющего развития в современном мире. Во-первых, создаваемые структуры должны быть максимально гибкими, адаптивными, то есть способными подстраиваться под быстро меняющиеся вызовы времени. Во-вторых, государство должно играть минимальную роль в организации прорывных структур, как и в решении проблем их функционирования. Оно должно быть способно решить так называемые «негативные задачи» — снять разного рода ограничения на данный вид деятельности. Но оно не должно пытаться решать «позитивные задачи», то есть предлагать (тем более навязывать) конкретные организационные и иные формы и решения 2 .
Социально-экономическое развитие и образование
Современную эпоху принято характеризовать терминами «глобализация» или «постиндустриализм». Необходимо выделить ряд особенностей нашего времени, которые непосредственно влияют на проблемы образования вообще и бизнес-образования в частности.
Во-первых, наблюдается резкий рост динамизма потребностей и технологий, предопределяющий качественное повышение неопределенности социально-экономических процессов. Во-вторых, важнейшим качеством человека и института становится способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам.
В-третьих, производство индивидуализируется, начинает ориентироваться на потребности конкретного потребителя. В-четвертых, инвестиции в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение) становятся ключевым приоритетом деятельности государства. В-пятых, глобализация связана с обострением конкуренции, приводящей к созданию единого мирового рыночного пространства с большим количеством игроков. В-шестых, в развитых странах углубляется демографический кризис: численность населения увеличивается незначительно, а в ряде развитых стран — сокращается (если не считать притока иммигрантов). В-седьмых, налицо институциональный кризис отраслей, связанных с человеческим капиталом, и прежде всего образования, здравоохранения, пенсионной системы, связанный с фундаментальными сдвигами, происходящими в обществе.
Перечисленные особенности современного социально-экономического развития позволяют сделать ряд выводов относительно тенденций развития образования.
Во-первых, невозможно сохранить традиционную для индустриального общества модель образования, основанную на интенсивном предоставлении образовательных услуг в первые 20 — 25 лет жизни с эпизодической «профпереподготовкой» в дальнейшем. Теперь речь должна идти о формировании принципиально новой системы непре-
2 О позитивных и негативных функциях государства при решении задач догоняющего развития см.: Gerschenkron A. Economic Backwardness in Historical Perspective: A Book of Essays. Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1962. P. 19.
рывного образования, которая принимала бы в расчет особенности постиндустриального общества.
Во-вторых, неизбежно изменение финансовой модели образования. Укрепляется и будет укрепляться роль частных (личных) расходов при формировании образовательной стратегии человека. Естественно, средства направляются не только в традиционные сектора образования (среднее и высшее), но и в новые формы поствузовского (профессионального) образования.
В-третьих, множатся индивидуальные тенденции (траектории) в образовании. Индивидуальные предпочтения проявляются не в выборе учебного заведения, а в индивидуализации программ самого учебного заведения. Разумеется, индивидуальный подход не приводит к выработке единственной уникальной программы для каждого конкретного человека, — хотя и это возможно. Личная образовательная программа складывается как комбинация из большого числа модулей, предлагаемых образовательным учреждением.
В-четвертых, глобализация делает неизбежной для серьезного образовательного учреждения конкуренцию на международном образовательном рынке, что предполагает формирование альянсов и совместных программ с различными образовательными институтами, включая зарубежные.
В-пятых, увеличивается значение практической направленности образования, связанной с получением набора компетенций. Это требует изменения технологий образования, при этом постиндустриальные технологии создают базу для таких изменений.
Все это обусловливает основные направления трансформации системы образования вообще и бизнес-образования в особенности, включая: переход к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким «клиентоориентированным» схемам, основанным на кредитно-модульном принципе, компетентностном подходе, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах. Обучать клиентов (слушателей) теперь надо на протяжении всей жизни, и постдипломные программы начинают играть все большую роль (и по масштабу денежных ресурсов, и по количеству участников процесса) на рынке образовательных услуг.
Факторы развития бизнес-образования
В самом общем плане можно выделить три группы факторов, в той или иной мере воздействующих на бизнес-образование: экономические, социально-демографические и собственно образовательные. Необходим также учет национальных и культурных особенностей бизнес-образования.
Экономические факторы. С точки зрения соотношения экономической конъюнктуры и спроса на услуги бизнес-школ в дискуссиях сталкиваются две противоположные точки зрения. В соответствии с первой гипотезой, на коротком временном интервале может наблюдаться обратная зависимость между показателями роста национальной
экономики и численностью слушателей школ бизнеса. Аргументация здесь сводится к следующему. В период экономических спадов ухудшается финансовое состояние коммерческих организаций. Руководство компаний приходит к осознанию необходимости каких-то нестандартных управленческих решений, способных исправить положение на уровне отдельной компании.
Для этого нужны соответствующие знания и навыки, которые можно получить в школах бизнеса. Соответственно спрос на услуги бизнес-образования возрастает. Вторая гипотезаутверждает, что экономический рост и спрос на услуги школ бизнеса находятся в прямой зависимости. Повышение темпов развития бизнеса в большинстве сфер экономики увеличивает потребность компаний в управленческих кадрах, растут доходы менеджеров. Данная сфера профессиональной деятельности становится все более привлекательной, что и обусловливает рост наборов бизнес-школ.
Первая точка зрения разделяется рядом руководителей американских школ бизнеса, но наибольшее распространение она получила в России. Это связано с феноменом осени 1998 г. Сразу после августовского дефолта и девальвации, за которыми последовали скачок инфляции и экономический спад, набор на долгосрочные программы в большинстве тогда очень немногочисленных российских школ бизнеса существенно возрос. А уже на следующий год, когда начался экономический рост, наборы в бизнес-школы сократились. Более того, в 1999 г. учебные группы, набранные годом ранее, стали разваливаться: небывало высокий процент слушателей, не завершивших обучение, привел к тому, что количество выпускников набора осени 1998 г. отнюдь не было экстраординарно большим.
Однако данный факт является единичным, а потому не может подтвердить наличие отрицательной корреляции между темпами экономического роста и спросом на услуги бизнес-образования. К тому же российский рынок бизнес-образования в рассматриваемый период находился в зачаточном состоянии. А закономерности неразвитых процессов, как правило, отличаются от закономерностей зрелых процессов. При анализе динамики развитого рынка бизнес-образования (например, в США) также не обнаруживается убедительного подтверждения отрицательной зависимости бизнес-образования от конъюнктурных колебаний экономического развития данной страны. В 1975 г. США прошли через экономический кризис, но через два года (в 1977/78 гг.) рост количества выданных школами бизнеса дипломов составлял всего 4% (к предыдущему году), тогда как в 1975 г. этот показатель составлял 17%.
Анализ, проведенный Д. Доти и Ф. Тагглом, показал наличие положительной корреляции между темпами экономического роста и развитием рынка услуг бизнес-образования 3 . Согласно полученным результатам, за последние 30 лет в США рост ВВП на 1% приводит к росту числа выпускников школ бизнеса на 0,6% через два года. Причем такое влияние оказывает не только долгосрочный тренд, но и единичный годовой рост. Напротив, рост безработицы на 1 п. п. приводит к снижению выпускников с высшим экономическим образованием на 0,2% и, следовательно, к сокращению численности выпускников школ
3 Doti J. L., Tuggle F. D. Doing the Math on B-School Enrollments // BizEd. 2005. July/August.
бизнеса (с двухгодичным лагом) на 0,14%. Выявленные корреляционные зависимости позволили сделать прогноз развития бизнес-образования в США на 2005 — 2010 гг.: ежегодный рост числа выпускников школ бизнеса в означенный период ожидается на уровне 5%. О положительной зависимости между экономическим ростом и наборами бизнес-школ свидетельствуют и высокие темпы развития бизнес-образования в регионах мира, демонстрирующих в настоящее время высокие темпы экономического роста (Индия, Китай, Россия и др.).
Таким образом, благоприятная экономическая конъюнктура, как правило, позитивно влияет на развитие бизнес-образования. Хотя возможны и исключения, связанные со специфическими обстоятельствами — тяжелыми системными кризисами, выходящими за рамки конъюнктурных колебаний стандартного бизнес-цикла.
Социально-демографические аспекты развития бизнес-образования. Целевой аудиторией бизнес-образования являются менеджеры различного уровня, включая собственников бизнеса. На протяжении всей жизни (жизненного цикла менеджера) у них существует устойчивая потребность в получении знаний, то есть в бизнес-образовании.
Различия на каждом этапе состоят в объеме, глубине детализации и форме преподнесения искомых знаний. На начальном этапе, когда молодые люди только начинают свою карьеру, им требуется большой объем функциональных знаний в различных областях бизнеса. По мере роста их карьеры и увеличения зон ответственности появляется потребность в более глубоком контексте и основах стратегии. Занимая руководящие посты, они ощущают потребность в знаниях в области стратегии, лидерства и влияния. На уровне топ-менеджмента появляется необходимость в рефлексии, переосмыслении своего видения бизнеса на базе богатого опыта.
Анализируя социологические данные, можно составить обобщенный социально-демографический портрет слушателей по странам и регионам. Если говорить о России, то это преимущественно мужчина 30 — 35 лет, состоящий в браке, имеющий стаж работы 7 — 11 лет с базовым экономическим или техническим образованием. Ситуация в США несколько иная, чем в России.
Основными потребителями здесь выступают мужчины в возрасте до 30 лет. Причем можно говорить об этой тенденции как вполне устойчивой. Это обусловлено, прежде всего, достаточно устоявшимся рынком бизнес-образования в США. Поскольку более 70% студентов МВА в США находятся в возрасте до 30 лет, то их общий стаж работы составляет около 5 лет.
Студенты западноевропейских программ МВА в среднем на 5 — 7 лет моложе своих российских коллег и имеют стаж работы не более 6 лет. В этом отношении они похожи на американских студентов, однако американские студенты все равно остаются самыми молодыми и наименее опытными.
Как показывают различные исследования, современный студент МВА — это менеджер среднего и высшего звена. Анализируя имеющиеся данные, необходимо отметить, что на сегодняшний день довольно устойчиво прослеживается тенденция к выравниванию обучающихся по полу и возрасту, который находится в границах 26 — 36 лет.
Развитие образования и бизнес-образование. Бизнес-образование является промежуточным звеном, связывающим образовательную сферу
Источник: libmonster.ru
Бизнес-образование на этапе болезненного перехода
О болезненном этапе изменений современного бизнес-образования Executive.ru рассказывает Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента ЛИНК.
Современное бизнес-образование претерпевает этап болезненного перехода на новые формы преподавания. С одной стороны, Россия все еще находится на уровне индустриального развития, а с другой стороны, нас гонят вперед технический прогресс, информационная революция и успешный пример Запада. Как соединить воедино успехи и неудачи?
Как избавиться от стереотипов и перевернуть представление о схеме получения знаний? Почему мы никак не можем преодолеть трудности раскола в области старых и новых форм преподавания в России? На что делать акцент, чтобы суметь выйти на лидирующие позиции в педагогике в области инноваций и достижений на мировом уровне и что нам мешает? О том, чему, как и кто должен учить современный бизнес, рассказывает доктор педагогических наук, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, Сергей Щенников.
Executive.ru : С чем связано появление раскола в области старых и новых форм преподавания в России?
Сергей Щенников: Существующая и не изменяющаяся столетиями модель стабильного пространства научных знаний в современном мире не работает. Новая парадигма образования появилась как абсолютно необходимый ответ на тот кризис, в котором пребывает образование, причем, не только российское, а традиционное университетское образование в целом.
Причины этого кризиса вполне объективны. Во-первых, это информационная революция. Объем информации и знаний, которые производит человечество, привел к тому, что традиционная модель образования (некий интерфейс между пространством научных знаний как высшей формой постижения действительности и головами студентов) просто перестает работать.
Ведь знаний стало так много, и они так быстро обновляются, что тот профессор, который позиционировался как носитель каких-то сокровенных знаний, попросту вырождается. Информации много, и канал – лекционные занятия – становится неэффективным и неинтересным. И люди могут получать информацию через интернет гораздо быстрее и эффективнее.
Вторая причина,которая ближе и наиболее актуальна для управленцев и бизнесменов, заключается в постоянно меняющихся жизненных условиях. Состояние напряженности, стресса и неопределенности стало совершенно нормальным для современного общества и надо понять, что мы уже никогда не вернемся в ту спокойную размеренную жизнь, которая была несколькими десятилетиями раньше, и те знания, опыт и положительные рецепты, полученные в контексте совсем близкого и недалекого прошлого, не работают. А примеры и образцы того, что было за пределами практики конкретного человека или бизнеса, становятся малоэффективными. Необходимо обращаться не в прошлое, а выстраивать системы, которые позволяли бы людям «вытаскивать» знания из будущего, чувствовать их, предвидеть. Невозможно научить ведению бизнеса, посадив человека в аудиторию, где главное, что от него требуется – смирение, послушание и не мешать преподавателю – это противоестественно природе бизнеса.
Executive.ru : Как работает новая образовательная модель?
С.Щ.: Новая и старая парадигмы образования противопоставляются друг другу по ряду принципиальных параметров, главными из которых являются иные цели образования. Стремление классического образования передать всю ту сумму накопленных знаний, которое освоило человечество, в надежде, что они когда-нибудь пригодятся, сейчас – просто утопия.
Чтобы подготовить человека к профессиональной деятельности в нестабильных, переменчивых условиях, необходимо развить определенные личностные качества, которые позволят жить в неопределенной реальности. И тут дисциплинарная структура знаний, отраженная в университетских программах, не работает. Что вместо этого? – компетентностный подход.
Мы должны понять условия, в которых находятся люди, какими они должны быть и что должны уметь, и уже черпать ресурсы не только с поля научных знаний, но и из жизни. Это является основанием для подходов, которые называются problem based approach (обучение на основе решения проблем, проблемно-ориентированное). То есть мы отталкиваемся от существующей проблемы и реальной практики и формируем под них образовательные ресурсы, помогающие человеку развиваться.
Образование – это не скорая помощь, а школа здорового образа жизни. Современные бизнес-школы учат людей принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Мы должны создать такую среду, чтобы люди минимизировали риски и стрессовые ситуации. Современное образование при взаимодействии с людьми и организациями призвано помогать формировать здоровое состояние общества и бизнеса.
Executive.ru : И как же совершить переход в сторону нового образования?
С.Щ.: Если мы соглашаемся с тем, что пространство научных знаний сейчас переполнено и одновременно неадекватно, отстает от жизни, ресурсами должны также стать те знания, которыми обладает сам человек или организация, а современное бизнес-образование должно создать образовательную поддерживающую среду. За счет чего эти исходные посылы могут реализовываться?
Я могу обратиться к основам андрагогики и сказать, что обучать взрослого человека так, как обучают детей, осуществляя насилие над их сознанием и здоровьем, невозможно. У них есть собственный взгляд на мир, им надо получать результаты здесь и сейчас, а не впрок.
Существует модель бизнес-образования Колба-Фрая, которая говорит о том, что образование – это не линейно-дискретный процесс, когда берется старое знание и закладывается в головы студентов «про запас», а когда образование – это непрерывный процесс на протяжении всей жизни по определенному алгоритму: у человека есть практика, ему нужно помочь ее проанализировать, осознать, осуществить проблематизацию, предложить смодулировать новые возможные ситуации, помочь вступить в фазу активного экспериментирования, получить результат, провести рефлексию и зафиксировать непрерывность процесса через всю жизнь, когда то, что в ней происходит, является ресурсом для собственного развития. Многие не готовы к этому, они способны только потреблять интеллектуальные консервы, после чего часто случается несварение.
Умение учиться – это одно из тех умений, которые необходимо развивать в людях. И если мы говорим, что высший уровень целеполагания в образовании – это не только создание некоторых навыков, а еще и осмысленной деятельности, понимания того, что люди делают, зачем и что за этим стоит, — то это поможет достичь успеха в бизнесе. Те, кто добились этой цели цивилизованным способом, говорят о том, что успешная организация – не та, которая ставит основной целью обогащение и прибыль, а преобразование окружающего мира. Это и есть высшая цель бизнес-образования – вывести слушателя на новый уровень понимания, мировоззрения и мышления.
Executive.ru : Что тормозит этот процесс?
С.Щ.: Причин несколько:
– Совершенно естественно, что понимание о том, каким должно быть образование и инициатива должны исходить от преподавателей. Но многие не хотят перемен, потому что им так удобно! Мало кто задумывается над тем, что лекционная форма работы, когда студенты покорно сидят, ведут конспекты и не мешают преподавателю читать, появилась тысячи лет назад, когда книги были на вес золота. Такая система еще была оправдана в эпоху индустриальной революции – нужно было быстро готовить стандартных специалистов, готовых работать в индустриальной промышленности – но не сейчас. А мы продолжаем работать по этой схеме, не задумываясь о том, что в мире многое поменялось, и уже появились не только огромное количество книг, но и интернет.
– Разница между традиционным и инновационным образованием – это коллизия между индустриальной фазой развития общества, в которой мы, к сожалению, еще застряли и постиндустриальной, информационной. Проблема в том, что мы находимся сейчас не в той фазе, и ряд современных образовательных моделей опережают состояние и запросы самих потребителей, когда люди по-прежнему полагают, что образование можно потреблять: придти, высидеть, сдать экзамен, получить трояк, а дальше забыть про все это как про страшный сон. И сам преподаватель больше заинтересован в тройке, чем ученик, потому что оценка деятельности первого осуществляется по той же оценке, которую он ставит ученику. Это нонсенс! Мы говорим, что один из элементов менеджмента качества – это отделение контрольных функций от функций исполнения.
– У людей традиционного образования сложилось в голове, что образование можно купить, и это проблема не только России. Сопротивление современным технологиям, которые ориентированы на людей, способных отвечать за свою жизнь, в том числе за свое образование, распространено во всем мире. Радует, что во всем этом многообразии всегда есть люди, готовые учиться «не для корочки».
Executive.ru : Как вы расцениваете квалификации тех, кто сегодня преподносит знания?
С.Щ.: Для преподавателя традиционной школы квалификацией является его научная состоятельность и умение говорить. И все! Сегодня мы также говорим о технологиях, базирующихся на групповой работе, на способности анализировать ситуацию, поддержке. Роли таких преподавателей (мы их называем тьюторы) многообразны: они и консультанты, и коучи, и люди, дающие обратную связь, информацию, поддержку и исполняющие функцию групповой деятельности.
Особенность бизнес-образования на сегодняшний день заключается в том, что после всех радикальных изменений в стране кто только не пришел в эту сферу. Кто-то раньше читал политическую экономику, научный коммунизм, кто-то занимался психологией, социологией, прикладной математикой и физикой и т.д.
Надо признать, что большинство людей, которые управляют бизнес-образованием, формально не имеют управленческой квалификации. Считается, что это некорректный вопрос. Невозможно влить новшества в организации, имеющие структуру, а главное, культуру, которая взращена в классическом университете.
Чтобы строить организацию, базирующуюся на управлении знаниями, нужно управлять знаниями. Потому в тех условиях, в которых пребывают современные преподаватели, даже если они заразятся новыми идеями и захотят их внедрять, основные усилия будут тратиться на борьбу с существующей средой, а не на развитие и создание инноваций в университете. Я знаю это на личном опыте, поскольку сотрудничал с государственными вузами. Бизнес-школа сможет быть полезна как индивидуальному предпринимателю, так и корпоративному, только если она живет по тем же законам и в той же среде.
Executive.ru : А что Запад? Стоит ли продолжать ориентироваться на него в построении новых моделей бизнес-образования?
С.Щ.: Можем ли мы строить технологии наноиндустрии по своим особым правилам, не ориентируясь на достижения Запада? Нет. Но можем ли мы при этом строить технологии, ориентируясь только на западных ученых? Тоже нет. Конечно же, талант и уникальность советского и российского человека по преодолению трудностей, которые он сам себе создает, бесподобно.
Условия, в которых мы находимся – экстремальны. И многое из того, что приходится переживать и делать нашим бизнесменам, и не снилось западным. Однако стоит признать, что одна из проблем современного российского бизнес-образования в том, что оно не может предъявить своим ученикам образцы успешного открытого бизнеса.
Да, не все, что нам нужно, мы можем найти в спокойной стареющей Европе, но, тем не менее, например, вся бизнес-терминология идет оттуда. И зачем тут придумывать что-то новое? Возможно, проще продолжать использовать эти слова, но правильно понимая их смысл? И потом, у них надо учиться просто потому, что они живут лучше нас, меньше работают, больше получают, их предприятия быстрее развиваются – посмотрите, Россия сейчас практически вся в импорте. Поэтому патриотические лозунги, когда мы говорим о нашей национальной особенности, креативности, ментальности, талантах, конечно, нужны, но все это надо соизмерять с бизнес результатами.
Стоит признать, что в мире есть две выдающиеся педагогические науки, которые действительно являются передовыми науками во всем мире: это британская и советская педагогики. Другое дело, что большинство научных разработок, которые были сделаны нашими выдающимися учеными и педагогами, были сделаны вопреки, в протест существующей тоталитарной системе.
Полагаю, что вряд ли наша страна быстро породит лидеров, которые создадут новые уникальные книги и идеи в области менеджмента. Контент – это не та сфера, куда нам нужно вкладывать свои силы. Основная стратегия – это технологическое превосходство на рынке и педагогические технологии, связанные с управлением контекстом. В ЛИНКе был момент, когда наши достижения по подготовке тьюторов заинтересовали наших западных партнеров. Оказалось, что в этой части мы их опередили.