Выпуск № 12, Декабрь 2017 г., статья № 3, стр. 15-26
Аннотация: Учитывая высокую значимость сельскохозяйственной отрасли для национальной экономики, обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве является актуальной проблемой. Проблема состоит в том, что меры государственной поддержки и регулирования деятельности малого предпринимательства в сельском хозяйстве дают краткосрочный и нестойкий экономический эффект.
Цель статьи: исследование институциональных ограничений, которые негативно влияют на устойчивость развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. В статье использованы контентные методы исследования нормативно-правового регулирования и поддержки развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли.
Проведен анализ макроэкономических показателей, демонстрирующих динамику развития сельскохозяйственного производства за три года. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве обеспечивает порядка 25‰ товарного оборота, но занимает не более 5‰ от суммарной занятости в этой сфере. Малое предпринимательство, не увеличивая численность занятых, демонстрирует экономический рост, но такой рост нельзя признать интенсивным, поскольку существенно влияние инфляции. Необходим поиск решений по модернизации институционально-правового пространства функционирования и развития малого предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. Предлагается совершенствовать государственную поддержку лизинга, предоставлять государственные и муниципальные гарантии для малого предпринимательства, развивать ЕСХН и патентную систему налогообложения, снизить тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды, снизить административную нагрузку в связи с ведением учета, формированием отчетности.
Сельское хозяйство России катится в пропасть!
Авторы:
Цветков Валерий Анатольевич, ФГБУН «Институт проблем рынка»
Шутьков Анатолий Антонович, АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
Дудин Михаил Николаевич, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Лясников Николай Васильевич, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Цветков, В. А. Проблемы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве / В. А. Цветков, А. А. Шутьков, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. – DOI . – Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – № 12. – (Проблемы эффективного хозяйствования). – С. 15-26.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN AGRICULTURE
Issue № 12, 2017, article № 3, pages 15-26
Abstract: Considering the high importance of agricultural branch for national economy, ensuring sustainable development of small business in agriculture is a current problem. The problem consists that measures of the state support and regulation of activity of small business in agriculture give short-term and unstable economic effect. Article purpose is researching of institutional restrictions which have negative effect on stability of development of small business in agricultural branch. In article the content methods of a research of standard and legal regulation and support of development of small business in agricultural branch are used.
Стоит ли начинать бизнес в сельском хозяйстве? | Jas kásіpker
The analysis of the macroeconomic indicators showing dynamics of development of agricultural production in three years is carried out. Small business in agriculture provides about 25‰ of a commodity turn, but occupies no more than 5‰ of total employment in this sphere. Small business, without increasing the number of occupied, shows economic growth, but it is impossible to recognize such growth intensive as inflation influence is essential. Finding solutions on modernization of institutional and legal space of functioning and development of small business in agricultural branch is necessary. It is offered to improve the state support of leasing, to provide the state and municipal guarantees for small business, to develop a single agricultural tax and the patent system of the taxation, to lower tariffs of insurance premiums in off-budget funds, to lower administrative loading in connection with conducting account, formation of the reporting.
Источник: esxr.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ
Дмитриева А.А. 1 , Бордадын А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблемы предпринимательства в агропромышленном комплексе РФ как ранее, так и в последние годы привлекают к себе все большее внимание практиков, исследователей, на что повлияло существенное снижение показателей, которые характеризуют деятельность агробизнеса и возросшую зависимость российской экономики от импорта сельхозпродукции. Поиск собственных путей вхождения в рыночные и внешнеэкономические отношения, смена форм собственности, разрыв хозяйственных связей, появление новых организационно-хозяйственных форм предпринимательской деятельности, их реорганизация, усиление тенденции к суверенитету территорий, существенно трансформировали ранее используемые инструменты и механизмы развития и управления АПК, привели к изменению аграрных отношений. Все это обусловило обострение проблем развития предпринимательства в отечественном агропромышленном комплексе
Одно из направлений развития предпринимательства в России, сконцентрировано в сфере малого агробизнеса. По мнению Куликова И. [1], академика Россельхозакадемии, малый бизнес в российском сельском хозяйстве представлен, в основном, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), а также товарными приусадебными семейными хозяйствами (ПСХ). Исходя из этого, Куликов И. выделяет ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться субъектам малого аграрного бизнеса, некоторые из которых нами прокомментированы.
- Отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и механизмов страхования рисков.
- Затрудненный доступ к финансовым ресурсам.
- Отсутствие надежной системы гарантирования кредитов для малых форм хозяйства [1].
Все обозначенные проблемы способствуют значительному снижению предпринимательской активности сельского населения, препятствуют формированию стимулов к организации и развитию малого бизнеса. На указанные проблемы наслаивается и то, что банковским структурам, владеющим наибольшим объемом финансовых ресурсов, невыгодно кредитование малого предпринимательства на селе. Зачастую, кредитование банками осуществляется под достаточно высокий процент и размер залога или поручительство третьих лиц. Возможной альтернативой банковскому финансированию могли бы стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства.
- Несовершенство системы налогообложения [1].
Для К(Ф)Х налоговый сбор при фактической низкой доходности явно чрезмерный. К этому следует добавить негативное воздействие на деятельность малого бизнеса органов местного самоуправления, пытающихся компенсировать часть изымаемых у них доходов от перераспределения средств на региональные и федеральный уровни, дополнительным введением местных налогов и сборов. Причем налоговое законодательство в целом все еще противоречиво и сложно. В результате чего, не все зарегистрированные предприятия малого аграрного бизнеса полноценно и в полной мере легально осуществляют предпринимательскую деятельность.
- Трудности в осуществлении инновационных программ и проектов предпринимателей.
- Повышенный риск инновационных проектов, неразвитость гарантирования и системы страхования в реализации подобных проектов, тормозят развитие малых производств.
- Техническому переоснащению малых предприятий препятствуют недостатки финансовых средств, для инвестиций при острой потребности в обновлении оборудования, приобретении современных технологий.
- Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий [1].
Отсутствует объективная и полная статистические информации о деятельности малого предпринимательства на селе. Получаемые органами статистики официальные данные, на основе выборочных обследований, а также отсутствие необходимого статистического наблюдения за предпринимателями, не позволяют сложить единую картину о реальном положении в сфере малого аграрного бизнеса.
- Недостаточная профессиональная подготовка владельцев малых форм хозяйствования для работы в условиях конкуренции [1].
Отсутствие специализированной системы подготовки сельского населения к предпринимательской деятельности, повышения квалификации предпринимателей и их работников делают малый аграрный бизнес неустойчивым и уязвимым с точки зрения конкурентоспособности, однако, в ряде регионов РФ в частности, в Орловской области, организуется и осуществляется повышение квалификации фермеров на базе ФГБОУ ВПО Орел ГАУ.
- Несовершенна государственная инфраструктура поддержки сельского аграрного бизнеса.
- Высокий уровень монополизации рынков.
Монополизация крупным бизнесом некоторых частей аграрного рынка, закрывает для многих малых предпринимателей возможности сбыта продукции.
- Ни один из действующих законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, не имеет четких механизмов реализации.
- Невыполнение государством принятых решений о приоритетной поддержке сельского развития малых форм хозяйства, порождает неуверенность в завтрашнем дне, ведет к снижению деловой активности субъектов малого предпринимательства на аграрном рынке.[1]
Следует отметить, что мнение Куликова И. практически соответствует точке зрения д.э.н. Ионова А.Ч., который считает, что в Российской Федерации структуры, занимающиеся вопросами формирования резервных продовольственных фондов, техническим и информационным обслуживанием хозяйств, а также стимулированием рынка сельскохозяйственных товаров, обеспечивают реализацию не всех целевых Федеральных программ, выполнение которых опосредуют развитие многосубъектного предпринимательства в аграрной сфере. Использование таких программ, с обязательным анализом хода их реализации, должно учитывать совокупную отдачу от государственной поддержки мелких семейных ферм и крупных сельскохозяйственных организаций. В этой связи, необходимо отметить, что две трети сельскохозяйственной продукции в России производится крупными предприятиями [2]. В связи с этим, делать ставку на то, что в перспективе частный фермер обеспечит потребности потребителей в продукции животноводства и растениеводства без существенной государственной поддержки, представляется невозможным.
В современных условиях практика централизованного распределения средств по субъектам Российской Федерации, отчасти обеспечивает поддержку фермерскому хозяйствованию вне зависимости от выхода конечного продукта. Вместе с тем, отсутствие согласованности действий регионов с центром, по формам и объемам финансирования сельскохозяйственного производства, не способствует симметричному развитию индивидуального предпринимательства в сельском хозяйстве.
Обосновывая проблемы развития малых аграрных предприятий Куликов И. [1] предлагает и общее их решение. Особая роль в активизации производительных сил малых форм хозяйствования решении социальных проблем села, принадлежит кооперации этих форм, в том числе приусадебных семейных хозяйств.
Целесообразно создание кооперативов семейных хозяйств по использованию сельхозтехники и ее ремонту. Основу уставного капитала такого кооператива могут составить паевые взносы, размер которых определяется по взаимному согласию (если юридическое лицо не оформляется) или фиксируется в Уставе (договоре) кооператива. На уровне государства проблема развития сельскохозяйственной кооперации ставит на повестку дня упорядочение кооперативного законодательства и проведение активной политики в этой области [3].
Государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве, должна базироваться не только на обязательствах хозяйствующих субъектов, но и при непосредственном участии государства в организации воспроизводственного процесса в аграрной сфере. В этом смысле, взаимодополняемость предпринимательских структур и государства выражается не в централизованном государственном воздействии на функционирование сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в их эффективном взаимодействии [4].
В целях реализации подобных взаимодействий, в регионах РФ принимаются и разрабатываются различные пути их решения. Одним из регионов занявших активную позицию по устранению хотя бы части проблем малого предпринимательства в сельском хозяйстве, является Орловская область. Была разработана программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года № 301[6]. Одним из направлений данной программы является финансирование развития семейных животноводческих ферм, осуществляемое путем предоставления по итогам конкурсного отбора гранта, который в свою очередь выделяется в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Орловской области крестьянского (фермерского) хозяйства и используется:
1) на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
3) строительство, ремонт, приобретение и совершенствование производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, и их регистрацию;
4) строительство дорог и подъездов к складским и объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
8) покупка семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
9) покупка удобрений и ядохимикатов [6].
Значимость представленных нами проблем предпринимательства в сфере малого агробизнеса усиливается тем, что именно ему, менее всего ранее не хватала государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его социальных и экономических возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который вполне может привести к многочисленным народнохозяйственным негативам, увеличению кризиса российской экономики в целом. На сегодняшний день, более активная и увеличенная поддержка государством, способствует более быстрому развитию, отстаиванию экономических, политических и социальных интересов малого аробизнеса.
- Куликов И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. — 02’2013 – 3 с. http://www.vniiesh.ru/publications/zhurnal_laquoapk/fevral_13
- Ионов А.Ч. Экономические предпосылки регионализации АПК. — Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2009 – с. 64.
- Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) / Под ред. И.С. Санду, В.А. Свободина, В.И. Нечаева, М.В. Косолаповой, В.Ф. Федоренко. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. – с. 228.
- Бондаренко Т.Г. Организация управления результатами сельскохозяйственной науки / Т.Г. Бондаренко. – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2011.
- Покровская С.Ф. Информационные технологии в сельском хозяйстве: Обзорн. информ. — Центр информации и технико-экономических исследований АПК. — М. 2010. – 78 с.
- Постановление Правительства Орловской области от 29 марта 2013 года № 103. Об утверждении Порядка финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012–2015 годы»
Источник: scienceforum.ru
Проблемы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
Экономика России сегодня находится в стадии становления, и несмотря на то, что она признана в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать ее феодальной, то есть живущей по своим собственным законам, порой далеко не рыночным. Управление развитием экономики сегодня свелось к созданию благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части производителей.
Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует –в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. В связи с этим Россия в своем развитии должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти треть населения РФ, так или иначе, связана с малым бизнесом.
За все годы реформ фактически именно он был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь зачастую «в тени».
Между тем, признано, что только продукция и услуги, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной отечественной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране –среднего класса, и т.д. Но достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса — предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований. Значимость изучения проблемы развития малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Поэтому, цель данной работы – проанализировать, какое место в экономике РФ и ее субъектов занимает малое предпринимательство и какую роль в его развитие играет государство.
Проблемы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
Современное сельское хозяйство все большую роль отводит крупным холдинговым компаниям (во всяком случае в аграрно-развитых областях, например в Белгородской). Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции приходится на индивидуальные подворья.
Сельское хозяйство в лице малого бизнеса — это не только мощный фундамент в продовольственную безопасность, но и существенное повышение уровня жизни в, не самом благополучном, сельском кластере.
Население нашей страны привыкло ожидать манны небесной. Сначала от Барина или царя, потом от «вождя» и партии, теперь от Государства и от президента лично. Не вызывает сомнений, что Государство должно оказывать поддержку своим гражданам решившим ступить на путь сельскохозяйственного бизнеса. Но у гетмана Хмельницкого на шашке была надпись, вольный перевод которой звучит так: «Надежда в Боге, но Сила в руке». К сожалению мало кто из Российского крестьянства осознает в полной мере тот факт, что никому кроме самих себя они не нужны.
Основные проблемы развития бизнеса в сельском хозяйстве
Сельское хозяйство плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки в руке, ругая «проклятых демократов» и жалуясь на свою, несомненно нелегкую долю. А ведь мог бы сделать, что нибудь и сам.
Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда». Согласитесь – не оправдание.
2) Низкое качество продукции.
Продукция не соответствует стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.
3) Сельское хозяйство не имеет достаточно инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки.
• отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством;
• отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. А именно эта отрасль могла бы серьезно повысить жизненный уровень села.
• самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирования объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимулы к овощеводству.
• Каноническая Российская беда – дороги.
4) Сложности со сбытом продукции.
Малое сельское хозяйство выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.
Малому бизнесу по определению сложно заниматься и производством и реализацией. Просто не хватает ресурсов, учитывая низкий технологический уровень производства, его высокую трудоемкость. Поэтому процветает ниша посредников – перекупщиков, обеспечивающих оптовую поставку продукции и гарантированный закуп у производителя.
5) Отсутствие базового экономического образования на селе
Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.
6) Отсутствие залоговой базы.
Хитроумность российского законодательства о земле смущает юристов-евреев в 12-м поколении. Что уж говорить о среднестатистическом крестьянине. Получить участок земли под ведение личного подсобного хозяйства не трудно. И при должной сноровке на нем можно широко развернуться. Но вот существенно расширить земельные ресурсы, оформить собственность – это подвиг.
А какое может быть сельское хозяйство без земли? Можно положить годы в борьбе с бюрократической машиной и ничего не добиться. В результате мощнейший залоговый инструмент не используется. Более-менее крепкие хозяйства имеющие капитальные строения и технику все равно, как правило, не набирают достаточной базы для серьезных инвестиций, и вынуждены довольствоваться скромными кредитами. Выходом может быть упрощение регистрации прав собственности на сельскохозяйственные земли, их свободная купля-продажа или предоставление муниципальных и областных кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства на селе.
На данный момент существенно упростилась формальная часть в оформлении кредитов на нужды личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, особенно в Россельхозбанке и Сбербанке.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru