Панько, Е. Ю. Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан / Е. Ю. Панько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 816-818. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30220/ (дата обращения: 29.05.2023).
В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяются мероприятия для развития предпринимательства в отраслях промышленности.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Республика Татарстан, предпринимательство.
При современном положении дел в сложившийся ситуации в экономике России малое и среднее предпринимательство находится в затруднительном положении. В условиях введенных санкций и повышения курса мировых валют предпринимателям приходится искать новые пути развития для поддержания текущего уровня и дальнейшего повышения эффективности деятельности. В данной статье рассматриваются возможные пути решения возникших проблем на примере малого и среднего предпринимательства в экономике Республики Татарстан.
Минниханов жестко раскритиковал бизнес-омбудсмена Абдулганиева
Основные задачи дальнейшего развития предпринимательства в реформируемой экономике представлены в таблице 1.
Задачи развития предпринимательства вРеспублике Татарстан
№п/п
Задачи
Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность
Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП
Развитие кадрового потенциала предпринимательства
Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов МСП в промышленности
Создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности
Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции
Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки МСП
Повышение качества оказания государственных услуг субъектам МСП, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение
Развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами МСП на региональные и зарубежные рынки
В связи со сложившейся ситуацией в мировой и российской экономике существует необходимость предпринять особые меры по поддержке предпринимательства. В первую очередь, требуется обозначить пути решения наиболее острых проблем предпринимательства в Республике Татарстан:
‒ рассмотреть возможность предоставления коммерческими банками отсрочек для субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате части процентов, превышающей ключевую ставку Центрального Банка РФ, по ранее выданным кредитам;
‒ ограничить повышение цен со стороны предприятий-монополистов, выпускающих импортозамещающую продукцию для отечественной промышленности;
За что президент Татарстана раскритиковал сферу ЖКХ
‒ субсидировать затраты на уплату процентов по банковским кредитам, ориентируясь на ключевую ставку, от которой зависит стоимость заемных ресурсов;
‒ субсидировать кредиты в иностранной валюте, затраты на подключение к сетям и уплату арендных платежей резидентами технопарковых структур.
‒ установление налоговых каникул и освобождение от проверок.
Рассмотрим возможные пути решения проблем предпринимательства в экономике на примере Республики Татарстан.
1. Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства (МСП).
По оценке Росстата, в 2015 году в неформальном секторе было занято свыше 19 % общей численности экономически активного населения.
Для снижения негативного влияния данного фактора целесообразным является активное участие региональных органов исполнительной власти и институтов поддержки МСП, ответственных за развитие предпринимательства, в оценке регулирующего воздействия нормативных актов в данной сфере на федеральном уровне.
2. Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности.
В этих условиях финансовая поддержка МСП должны быть ориентирована на меры, способные дать мультипликативный эффект. Одновременно меры поддержки целесообразно скорректировать для обеспечения снижения стоимости финансовых ресурсов, сокращения сроков рассмотрения заявок и требований к заёмщику.
3. Сохранение высокого уровня административных барьеров.
Для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения условий для предпринимателей, важно сократить административные барьеры, которые препятствуют развитию предпринимательства в Республике. В частности, речь идет о сокращении сроков получения и количестве необходимого числа разрешений.
Меры для снижения негативного влияния высоких административных барьеров должны концентрироваться на сокращении неоправданных административных барьеров. На республиканском уровне необходимо обеспечить участие предприятий и органов исполнительной власти в актуализации технических норм и стандартов. Например, по использованию нефтехимической продукции в жилищном и дорожном строительстве.
4. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.
Для преодоления данного фактора целесообразно стимулировать эффективность государственных закупок, закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием с обеспечением доступа к ним субъектов МСП. Другое направление — продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний и внешний рынки.
Продвижению продукции на внешние рынки способствует проведение точечных, целевых визитов делегаций для проработки конкретных предложений о сотрудничестве с партнёрами за рубежом и в регионах России, а также активизация работы представительств и торговых домов республики. При организации данных направлений Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан предполагает учитывать интересы производственных средних и малых предприятий.
Следует отметить, что в России в целом потенциал роста МСП в промышленности в значительной степени исчерпан. Следует ожидать опережающего роста лишь для отдельных сегментов отрасли (радиоэлектроника), связанного с расширением спроса со стороны государства в специфической продукции. Это незначительно повлияет на общий рост показателей промышленных предприятий сектора МСП. Предполагается очень незначительный рост данного сегмента в среднесрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе рост промышленности в общей структуре сектора МСП в России, в том числе и в Республике Татарстан, будет в значительной степени связан с эффективностью мер, направленных на:
‒ внедрение новых технологий;
‒ упрощение административных процедур;
‒ подготовку кадров различной квалификации.
В связи с изложенным, учитывая, что Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан не является уполномоченным органом исполнительной власти по реализации программ поддержки предпринимательства, целесообразно осуществлять развитие промышленного бизнеса в рамках текущей деятельности последующим направлениям (таблица 3.2).
Направления развития предпринимательства вотраслях промышленности
№п/п
Мероприятие
содействие реализации совместных проектов крупных, средних и малых промышленных предприятий
отстаивание интересов промышленного предпринимательства смежных отраслей
участие в реализации мероприятий по продвижению продукции промышленного предпринимательства
содействие повышению качества подготовки специалистов для промышленных предприятий, в том числе малых и средних путем развития системы наставничества, обеспечения участия работодателя в формировании программ обучения и т. д.
На сегодняшний день с целью увеличения в Республике Татарстан удельного веса промышленного производства в обороте малого и среднего предпринимательства ведётся работа по оповещению и консультированию республиканских предприятий о возможности субсидирования части затрат за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках ФЦП, реализуемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Подводя итог, хочется отметить, что решение проблем малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан возможно при содействии Правительства республики в рамках создания специализированных программ. В дополнение к этому необходимо взаимодействие с субъектами крупного предпринимательства, как в рамках одной отрасли, так и в смежных отраслях в виде проектов и специальных заказов.
Решение данных проблем имеет огромное значение для развития экономики Республики Татарстан в целом, а также способствует повышению благосостояния граждан и повышению социально-экономического уровня республики.
- Кузьмина Е. Е., Кузьмина Л. П. Организация предпринимательской деятельности. Теория и практика. Учеб.пособие. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 508 с.
- Полозков М., Чванов Р. Малому и среднему предпринимательству необходима налоговая поддержка // Государственная служба. — 2015. — № 4 (96). — С.52–55.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/
- Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/
- Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fpprt.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, среднее, исполнительная власть, Министерство промышленности, предпринимательство, продвижение продукции, развитие предпринимательства, Республика, активное население, Российская Федерация.
Источник: moluch.ru
«Говорят, ниши освобождаются, но как их заполнить?»: бизнес Татарстана просит поддержки
Развитию малого и среднего бизнеса в Татарстане мешает ориентированность государства на сырьевую экономику и отток населения с сельских территорий. Меры поддержки предпринимателей сегодня обсудили на круглом столе в Общественной палате Татарстана.
Скопировать ссылку
news_top_970_100
«Меры есть, но слабые»
Открывая заседание, заместитель председателя Общественной палаты Мунир Гафиятуллин отметил, что введенные против России санкции создают для предпринимателей хорошие предпосылки для дальнейшего развития. «Возникают серьезные возможности, чтобы найти новые ниши, открыть новые производства, воплотить новые идеи», – заявил он.
Основные проблемы во взаимодействии власти с ассоциациями бизнес-сообществ малого и среднего предпринимательства обозначил вице-президент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко. Он напомнил, что в республике действуют меры поддержки МСБ, но их необходимо усилить.
Среди традиционных мер поддержки малого и среднего бизнеса Хоменко назвал льготные налоги, кредитование, компенсацию рисков и потерь, субсидирование проектов и снижение административного воздействия. «Меры есть, но слабые. Мы даже не определили положительную динамику докризисного периода, например, 2021 год. Не было динамики. Меры и до этого были слабые», – сказал он.
Вице-президент Академии наук добавил, что важно развивать «нетрадиционные меры поддержки». По его словам, государство должно стимулировать совместную работу крупного и малого бизнеса через систему ассоциаций малых и средних предприятий. Кроме того, необходимы квоты для малого бизнеса в системе крупных торговых сетей, создание кооперационных объединений малых и средних предпринимателей, предусматривающих взаимное финансирование, производство и сбыт продукции.
«Здесь важны льготная аренда и государственные закупки. Госзакупки – важнейший рычаг управления экономикой. Мы его недооцениваем», – убежден докладчик.
«Это не судьба России, а судьба сырьевой экономики»
Вадим Хоменко рассказал об успешных практиках поддержки предпринимателей зарубежных стран. Он заметил, что в США специально создана администрация малого бизнеса. Эта структура из бюджета получает средства на финансовую поддержку МСБ. «Причем не только на подъем, но и для выхода на мировой рынок», – подчеркнул вице-президент Академии наук.
В Германии, по его словам, создана финансовая группа, которая на 80% принадлежит правительству этой страны. «Государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия для микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа. Она предоставляет льготные кредиты», – отметил докладчик.
Хоменко сообщил, что в развитых странах доля малых и средний предприятий в ВВП составляет не менее 50%, в отдельных случаях – 60-70%. «В общем количестве зарегистрированных предприятий удельный вес малых и средних предприятий достигает 95-98%, в совокупной численности занятых – 60-80%. А в России составляет 30%. Все европейские страны вышли за цифру 50%. И положительной динамики в этом отношении я не вижу», – констатировал он.
«Но это не судьба России, а судьба сырьевой экономики, потому что ее основа – крупный бизнес. Сырьевые компании монополизированы. Через них идет управление экономикой. Есть и другие модели, но у нас они не прижились», – добавил вице-президент Академии наук.
Он заявил, что упор на крупные компании в России проявляется во всех сферах. «Даже сейчас, на момент разработки в республике программы научно-технологического развития, основа – это университеты. И там создаются стартапы. А где система самостоятельных малых организаций? То есть забываем даже здесь. И недооцениваем.
И теперь наши проблемы – пандемия, санкции, снижение реальных доходов населения. Говорят, что ниши освобождаются, но как их заполнить, учитывая падение реальных доходов населения?» – продолжил Хоменко.
«За 20 лет опустело 4,6 района, то есть остались без людей»
Для решения проблем представителей малого и среднего бизнеса в районах Татарстана необходима обратная связь от предпринимателей, убеждена сопредседатель Общественного совета АНО «Центр общественных процедур “Бизнес против коррупции”» Гульнара Сергеева.
«Общаясь с предпринимателями, я слышу, что именно в районах нет такой структуры, которая бы собирала информацию у бизнеса, чтобы доводить ее до власти. Тех, кто занимается проблемами предпринимательства, много. Но не каждый предприниматель на селе может донести проблемы, которые возникают», – сказала она.
В связи с этим Сергеева предложила участникам круглого стола собирать все проблемные вопросы, которые поднимают предприниматели в районах по разным направлениям, а затем систематизировать их и передавать руководству республики.
Председатель Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ Камияр Байтемиров добавил, что малые формы хозяйствования должны быть в приоритете у государства. «Есть проблемные вопросы, о которых нужно задуматься. За 20 лет из сельской местности выбыло более 100 тыс. человек. И продолжает выбывать. Если взять расчеты по количеству жителей в сельской местности, то за 20 лет опустело 4,6 района, то есть остались без людей», – отметил он.
По словам Байтемирова, в настоящее время в селах не хватает специалистов, в том числе из-за того, что студенты, завершив обучение в вузах, не возвращаются туда работать. «Мы должны сохранить сельские территории, люди должны там чувствовать себя защищенными. Вместе с Минсельхозпродом мы сейчас ведем работу. Они знают, что есть проблемы», – подчеркнул он.
Вице-президент Академии наук Татарстана Вадим Хоменко согласился с тем, что необходимо удержать население в сельской местности, а для этого нужно создать там рабочие места. Например, сельчан можно задействовать в переработке сельхозпродукции, оказании сервисных услуг.
Источник: www.tatar-inform.ru
Реестр микросубъектов МСП: почему в Татарстане мельчают предприниматели?
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», стартовавший в 2019 году и рассчитанный на 5 лет, привел к бурному росту микропредприятий и самозанятых. В Татарстане количество микробизнесов с 2018 года выросло почти на 10 тысяч — до 160 247.
Именно они и составляют сегодня основной костяк малого и среднего предпринимательства в республике. При этом количество средних компаний за эти годы сократилось на 48, а малых — на 1 414. Снизилось и количество занятых в МСП. Какие факторы влияли на бизнес в республике и почему нацпроект не привел к росту малых и средних предприятий — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
Гора родила мышь
С 2018 по 2023 год количество малых и средних предприятий в Татарстане выросло на 5,4% — с 158 006 до 166 520. Однако этот рост был обеспечен созданием микропредприятий, число которых увеличилось на 6,6% — со 150 271 до 160 247. Количество средних предприятий за эти годы сократилось на 8,9% — с 541 до 493, а количество малых предприятий упало на 19,7% — с 7 194 до 5 780.
Самый сильный спад в малом и среднем бизнесе ожидаемо пришелся на 2020 год: тогда за год количество предприятий МСП сократилось на 2,7% — с 158 048 до 153 733. В 2021—2022 годах количество организаций, согласно данным ФНС России, росло, но число именно малых предприятий продолжало стабильно сокращаться.
Изменение количества предприятий МСП в Татарстане
Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП Татарстана с 2018 года упала на 12 586 человек — с 447 804 до 435 218. Существенное падение пришлось на 2021 год — тогда численность работающих в малом и среднем бизнесе сократилась сразу на 29 745 человек, а затем в 2022 году выросла на 23 218. Формально прошлый год продемонстрировал рост численности занятых в МСП, однако фактически показатели 2022 года даже не вернулись на уровни 2020 года.
Данные указаны на февраль каждого года
25 миллионов предпринимателей до 2024 года
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» был запущен в 2019 году и должен был облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию. Также в KPI нацпроекта было прописано увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве до 25 млн человек. По состоянию на 10 марта, согласно данным ФНС, в стране в МСП трудятся 15,2 млн, не включая индивидуальных предпринимателей, не привлекших работников.
В Татарстане, по состоянию на 10 марта, количество субъектов малого и среднего предпринимательства превысило 168 тысяч, это на 1,6% больше итога прошлого года. «Рост деловой активности свидетельствует о благоприятных условиях для ведения бизнеса, созданных в том числе благодаря реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», — говорится на сайте республиканского Минэка.
При этом, если ФНС не учитывает в своем реестре самозанятых и ИП без работников, то Минэкономики РТ считает всех, поэтому численность занятых в МСП, по данным ведомства, уже почти достигла 800 тысяч человек. Из них 247 тысяч — это самозанятые граждане.
Заместитель премьер-министра РТ — министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов на совместном заседании оперативного штаба и коллегии Минэкономики РТ заявлял, что в планах ведомства довести количество МСП в 2023 году до 170 тысяч и увеличить число занятых в МСП до 810 тысяч человек.
Для достижения этих задач «с учетом сохраняющихся рисков», по словам министра, необходимы эффективная реализация финансовых мер поддержки, создание условий для выхода бизнеса на новые рынки сбыта, создание благоприятных условий для легкого старта и поддержки социальных и инновационных предпринимателей, а также развитие института самозанятых и муниципальных промышленных парков.
Обанкротились и начали с чистого листа
Основная причина снижения доли малых предприятий — в опережающем росте оборота крупного бизнеса, что связано с повышением цен на сырьевые товары в 2022 году, считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам»:
При этом количество субъектов МСП менее значимо для экономики, чем число работников. Именно работники создают добавленную стоимость предприятия, подчеркивает экономист, к.э.н., глава компании «Р-Инвест» Рустем Шайахметов.
«В Татарстане среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего бизнеса, по данным Росстата, в январе — сентябре 2022 года составила 354,2 тысячи человек, в 2016 году было 387,1 тысячи, то есть численность работающих сократилась на 8,6%. В ПФО за указанный период сокращение составило 15,4%, в России — 5,7%, — приводит свои данные Рустем Шайахметов. — В Татарстане сокращение численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса идет более быстрыми темпами, чем в среднем по России».
Численность работающих в Татарстане на 1 января 2023 года составила 1,99 млн человек, таким образом, доля работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, занимает около 22% (если опираться на данные ФНС России о численности работников в количестве 435 218 человек). Это свидетельствует о низком влиянии МСП на экономику республики. В мире в зависимости от структуры экономики этот показатель составляет 30—50%, говорит Шайахметов.
«Властям необходимо формировать условия для повышения доходности бизнеса, а не пытаться за счет налогоплательщиков вводить какие-то льготы и преференции, — считает Шайахметов. — Всем бизнес-структурам не поможешь, они сами должны решать свои проблемы. Необходимо устранять административные барьеры, формировать инновационные кластеры, повышать внутренний спрос, в первую очередь за счет населения. К сожалению, этим власть не занимается должным образом».
«Бизнес был вынужден пересобраться»
«Увеличение субъектов МСП произошло за счет того, что в 2019 году в четырех регионах РФ был введен экспериментальный режим по тестированию налога на профессиональный доход. В 2020 году он был введен по всей России.
Эту форму ведения деятельности приняли многие предприниматели, поэтому в самозанятые перетекло большое количество бывших сотрудников, появились и новые предприниматели, которые раньше были на сером рынке, — считает Михаил Кузнецов, депутат Казгордумы, уполномоченный по развитию предпринимательства в Казани, производитель одежды Tolstoywear. — Это организаторы мероприятий, фотографы, специалисты по маникюру, дизайнеры, репетиторы. Эти люди перешли в белый рынок. Самозанятые граждане дали большой рост. Увеличение количества МСП произошло в основном за счет них».
Нацпроект, по его словам, и не подразумевает открытия заводов и огромных фабрик: «Малый бизнес начинается с малого, мы открываем небольшие производства, небольшие магазины, занимаемся продажей услуг, — объясняет он. — Средний и крупный бизнес нуждается в капитале. Это возникает чуть позже. Нацпроект нацелен на увеличение количества именно микропредприятий и малых предприятий, в том числе самозанятых».
От этапа создания любых бизнесов надо перейти к выращиванию
«В бизнесе есть поговорка: «Что измеряешь — то и растет». Вот поставил ты цель «увеличить выручку», начал ее считать детально, обращать на нее все внимание — вот она и будет расти. Поставил цель «увеличить прибыль» — все по-другому может сложиться.
Тут примерно то же самое, — рассуждает предприниматель, генеральный директор контент-бюро «Хорошая история», владелец телеграм-канала «Удащливый бизнес» Руслан Серазетдинов. — Поставили цель по микро — растут малыши. Поставили бы цель «рост капитализации компаний Татарстана» или «рост прибыли татарстанских предприятий» — совершенно другие бы решения были, действия и результаты. В этом как раз может содержаться искажение».
«Так что, возможно, от этапа «создания любых бизнесов», который мы сейчас наблюдаем в РТ, пора бы задуматься о переходе к «выращиванию», — предлагает Серазетдинов. — А это обучение, программы повышения квалификации предпринимателей, стипендии и гранты на условные MBA. Чтобы условный продавец татарского чая на маркетплейсе научился бизнесу не «на практике», а системно. Там, глядишь, из этих малышей и середняки прорастут».
Есть условия для старта, но нет для развития
«Сокращение числа малых и средних предприятий при увеличении микропредприятий может быть связано с увеличением налоговой нагрузки, снижением рентабельности и тем, что ряд направлений бизнеса умирает, — говорит депутат Государственного совета РТ шестого созыва, председатель регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в РТ, директор ООО ИВЦ «Анатомика» Альмир Михеев. — Одним из ярких примеров является переход покупателей в онлайн, покупательский образ поведения меняется, офлайновые магазины и фирмы умирают».
Рост микропредприятий может быть связан и с ростом продаж на маркетплейсах — для размещения товара на площадке микропредприятия вполне достаточно. Но микропредприятия больше всех зависят от покупательной способности населения, а прогноз тут вряд ли можно назвать позитивным, добавляет он.
Источник: realnoevremya.ru