Проблемы государственной поддержки инновационного бизнеса

Пономарева, Г. Т. Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России / Г. Т. Пономарева, А. Р. Рафикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 269-273. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55104/ (дата обращения: 01.06.2023).

Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационного рынка необходимо содействие государства и создание поддерживающей инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инфраструктурная поддержка, малое и среднее предпринимательство, инновационное развитие.

Innovative development of the economy is bonded with the close interaction between modern science and entrepreneurship. The sector of small and medium enterprises is actively involved in innovation processes. To development a mature innovation market, there are need the state support and to create a supporting infrastructure.

Тема 6.1 Как государство помогает поддерживать инновации

Key words: innovations,infrastructure of support, small and medium entrepreneurship,innovative development.

Переход экономики на инновационный путь развития сопряжен с необходимостью решения ряда сложных задач системного характера. Инновационный тип экономики основывается на использовании в производстве новейших достижений науки и техники, экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Для данного типа экономики, в отличие от традиционного (индустриального) типа, характерна большая доля интеллектуального труда разработчиков в общей прибыли по сравнению с материальными затратами.

Основная проблема в инновационной деятельности связана с финансированием и поиском капитала. Главным аргументом при привлечении инвестиций является то, что новые технологии являются чуть ли не единственным способом достижения высокого долгосрочного дохода. Результаты исследований, указывают на прямую зависимость экономического роста от технологического и институционального развития, а также макроэкономической среды [6, с. 27].

Модель инновационного развития экономики была выдвинута ещё в 20-е годы XX в. Йозефом Шумпетером и предполагает, что всегда находятся такие предприниматели, которых не устраивает получение средней прибыли. Ради её увеличения они готовы к большим рискам и инвестициям в новые технологии.

Теоретически, конкурентная среда развитых рынков с низкой нормой прибыли должна являться хорошей мотивацией для использования технологических инноваций. Тем не менее, как показывает опыт западных стран, одних лишь рыночных механизмов недостаточно для активной инновационной деятельности, поэтому есть необходимость в мерах стимуляции и государственной поддержке. В странах с развитой экономикой сформированы целостные системы комплексной поддержки и стимулирования инновационных процессов, которые включают в себя широкий спектр инструментов прямого и косвенного воздействия. Лидерами в этой области традиционно считаются: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. В последнее время к ним можно также добавить Южную Корею, Израиль, Китай.

Дмитрий Пимкин – о системе поддержки инноваций 16+

С 2011 г. в России действует, утвержденная Правительством РФ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках данной программы реализуется много проектов, направленных на формирование инфраструктуры инноваций, развития эффективной науки, развитие инновационного бизнеса, в том числе поддержка инновационных малых и средних предприятий [1, 2, 3].

Россия активно заимствует опыт развитых стран по поддержке и стимулированию инновационной деятельности среди малых и средних предприятий, т. к. имеет хорошие перспективы развития в данном направлении. Традиционно конкурентными преимуществами России для развития инновационной деятельности считаются: высокий научный потенциал (по некоторым оценкам около 10–12 % от мирового) [6, с.13]; развитая система научно-исследовательских учреждений, высокий уровень подготовки инженерных специалистов и естественно-научного профиля, активное участие государства в научно-исследовательской и инновационной деятельности. С другой стороны есть ряд факторов, замедляющих развитие инновационных технологий, среди которых: низкая предпринимательская инициатива, невосприимчивость предприятий реального сектора к инновациям; недостаточно развитая инфраструктурная поддержка инновационного развития, особенно применительно к малому и среднему предпринимательству (МСП), техническая и технологическая отсталость многих отраслей отечественной промышленности, неэффективность мер по защите интеллектуальных прав. Поэтому, при оценке положения в российской инновационной сфере необходимо уделять внимание не только её научно-кадровому потенциалу, но и усилить предпринимательскую составляющую (см. рис.1).

Рис. 1. Взаимодействие науки и предпринимательства

Инновационная деятельность зачастую сталкивается с проблемами финансирования. Особенно это касается малых и средних предприятий. Им трудно привлечь необходимые финансовые ресурсы в свои проекты, т. к. инвестиции в новые разработки несут в себе большие риски, ведь далеко не все инновационные проекты дают результаты, приносящие прибыль своим инвесторам. Наличие в России других видов высокодоходного бизнеса, таких как торговая, финансовая деятельность, а также относительно высокие проценты по депозитам — все это снижает интерес к инновационным проектам с непредсказуемыми результатами. Такое положение дел при отсутствии стимулирующих мер со стороны государства приведет к уменьшению количества инновационных проектов, имеющих коммерческий потенциал.

В силу объективных обстоятельств, например, из-за непредсказуемости результатов и связанной с этим рисками, инновационная деятельность не всегда может регулироваться рыночными механизмами, а также в силу того, что технологические изменения несут в себе перемены и прогресс для общества в целом, роль государства в поддержке инновационной деятельности особенно важна. В основном поддержка выражается в создании благоприятных условий для предприятий, работающих в области новых технологий: создание нормативно-правовой базы, регулирующей инновационные процессы, прямое финансирование проектов, создание соответствующей инфраструктуры.

В России вмешательство государственного сектора в инновационные процессы происходит более активно, чем в других странах. Это связано с тем, что даже в постсоветское время, государство традиционно сохраняет ведущую роль в области научных исследований и разработок. Частный капитал в большей части ориентирован на быструю самоокупаемость в краткосрочной либо среднесрочной перспективе, поэтому для перехода к инновационной модели развития влияние государства возрастает ещё больше.

Приоритетными задачами для вовлечения в инновационные процессы малых и средних предприятий России являются:

‒ системный подход в создании инфраструктурной поддержки. То есть все принимаемые и реализуемые в связи с этим меры (финансирование, техническая и материальная поддержка, льготное налогообложение, помощь в регистрации патентов на изобретение и др.) должны быть согласованы и комплексны;

‒ выделение наиболее приоритетных направлений инновационной деятельности. Например, актуальными для современного общества являются разработки в области энергосберегащих технологий, экологических вопросов, в особенности мусороперерабатывающих технологий, повышение производительности труда за счет автоматизации и робототизации и развитие информационных технологий и т. д;

‒ углубление сотрудничества между частными предприятиями и научно-исследовательскими организациями: привлечение частного капитала к научным разработкам, стимулирование научных институтов на проведение исследований прикладного характера и др.;

‒ ведение реестра инновационной и изобретательской деятельности по международным стандартам.

Процесс перехода к инновационному методу развития может проходить путем создания малых инновационных предприятий, которые в качестве уставного капитала будут вносить объекты интеллектуальной собственности. Наличие такой возможности особенно важно для субъектов МСП с ограниченными материальными ресурсами. Хотя здесь и существует трудность в корректной оценке таких объектов.

Важнейшими инструментами государственного регулирования, которые можно было бы использовать в целях стимулирования инновационной деятельности МСП являются:

‒ снижение налоговых ставок для инновационных субъектов МСП, упрощение ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, создание льгот для инвестиционного капитала в научно-технический сектор, в том числе из-за рубежа;

‒ поддержка МСП в вопросах регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Для этого можно применять специальные патентные сборы, создавать специальные центры по продвижению патентов за рубежом, расширить перечень предоставляемых консультаций и информационных услуг и т. д.;

Использование вышеуказанных и других подобных механизмов поможет сформировать инновационную инфраструктуру, развить рынок патентных изобретений, обеспечит благоприятные условия для развития инновационных субъектов МСП.

Вопрос создания инновационной инфраструктуры важен прежде всего для малых и средних предприятий, т. к. именно они чаще всего испытывают дефицит в ресурсах, необходимых для развития. На начальных этапах деятельности предприятий малого и среднего бизнеса нужна любая помощь: информационно-консультационная, техническо-материальная, финансовая и др. Как показывает опыт других стран, развитость инфраструктуры имеет самое непосредственное прямое влияние для инновационного развития МСП. По мнению специалистов, инфраструктурная поддержка является катализатором долгосрочного развития инновационного роста МСП. При этом важнейшими элементами инновационной инфраструктуры становятся ее институциональные, образовательные, финансовые, информационные и другие компоненты[6].

Инфраструктурная поддержка инновационной деятельности коррелирует и в чем-то совпадает с общей инфраструктурой поддержки субъектов МСП. Основные направления её формирования см. в таблице 1.

Основные направления формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности МСП.

Создание инновационных бизнес-инкубаторов, научно-технических парков, центров прототипирования, центров патентной информации и т. д. с соответствующим имущественным, техническим и финансовым обеспечением.

Помощь в процессе инкубации малых инновационных предприятий, функционирующих в рамках инновационных инкубаторов. Здесь прежде всего важна поддержка опытных и профессиональных наставников.

Создание и совершенствование консультационной инфраструктуры. Малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, важно получать поддержку не только в технологических процессах. Но и в других областях (маркетинг, вопросы патентования, инжиниринг и др.).

Формирование экспертного компонента для инфраструктуры, спрос на который будет расти при привлечении к финансированию инновационной деятельности частного капитала.

Читайте также:  Завод металлоконструкций как бизнес

Постепенное увеличение коммерческой составляющей в функционировании инфраструктуры, в том числе через механизм государственно-частного партнерства. Это позволит повысить ее эффективность и снизить уровень коррупции.

Источник: составлено автором на основе данных [5].

Отдельно хотелось бы отметить важность создания информационно-консультационных служб (ИКС), для малых и средних предприятий, работающих в регионах России в аграрном секторе. Являясь частью информационной инфраструктурной поддержки, ИКС смогут оперативно доводить до предпринимателей самую актуальную научную, технологическую и рыночную информацию, с помощью консультаций оказывать им содействие в освоении инновационных разработок и передового сельскохозяйственного опыта [4, с.20].

Эффективность деятельности ИСК можно оценить по следующей формуле:

Q = D— Z,

Q — эффект от функционирования ИКС

D — доход (поступления денежных средств) от деятельности консультантов

Z — расход (суммарные затраты) на информационно-консультационные услуги [5, с.24].

Общим критерием эффективности от деятельности информационно-консультационных служб является рост рентабельности обслуживаемых предпринимателей.

Инновационная инфраструктура тесно взаимосвязана с вопросами квалификации кадров, организации информационной поддержки и др.

Инфраструктура образования и подготовки кадров является одним из ключевых компонентов инновационных процессов. Подготовленный соответствующим образом персонал становится двигателем новых идей и технологий. Повышение качества образования и совершенствование образовательной инфраструктуры способствует повышению роли человеческого капитала, продвижению высокотехнологических процессов, подготовке квалифицированных управленцев, что особенно актуально для сектора МСП.

Информационная поддержка связана вопросами создания информационных сетей, единого информационного пространства, доступа малого и среднего бизнеса к информации. Все это будет иметь положительный эффект для научных исследований, разработок, патентной деятельности. Совершенствования в информационной сфере включает в себя следующие мероприятия:

‒ создание системы по обмену информацией между малыми и средними инновационными предприятиями, научными центрами, органами власти и разными структурами инфраструктурной поддержки МСП;

‒ формирование федеральной сети информационных баз, служащих для содействия инновационной экономики;

‒ предоставление для инновационных предприятий малого и среднего бизнеса доступа к информационным данным патентных организаций на безвозмездной основе и т. д.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инновационных процессов важна не только поддержка государства, но и готовность к принятию новых технологий у общества в целом, а также активные действия деловых кругов. Формирование здоровой конкуренции, цивилизованного инновационного рынка, повышение культуры деловой этики, соблюдение прав интеллектуальной собственности — всё это является залогом успеха в формировании инновационной экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инфраструктурная поддержка, среднее, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, предприятие, Россия, интеллектуальная собственность, малый, частный капитал.

Источник: moluch.ru

Д. Г. Будеско. Основные проблемы поддержки малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации

В России и за рубежом разработано большое количество программ поддержки, соинвестирования и инвестирования в высокотехнологичные инновационные проекты. Однако современный российский инициатор проекта чаще всего не может определить стадию его развития для выбора программ поддержки и не владеет информацией об особенностях привлечения средств из разных источников.

Анализ существующих мер поддержки инновационного предпринимательства в России показывает их малую эффективность. Дело в том, что почти все государственные структуры и программы поддержки инновационных компаний на ранних стадиях их развития действуют бессистемно, усложняя процесс реализуемых программ бюрократическими преградами. Отсутствуют единые подходы к подготовке персонала команд инновационных компаний. Преподавание ведется на основе устаревших материалов. В структурах, осуществляющих анализ инновационных проектов, недостаточно специалистов, которые могут оценить перспективность их коммерциализации.

Можно выделить несколько источников поддержки (финансовой и нефинансовой) проектов ранней стадии, действующих на территории России: структуры региональных ассоциаций и объединений бизнес-ангелов; частные (с российским и иностранным капиталом), государственные, частно-государственные фонды.

Одними из наиболее эффективных источников инвестиций, привлекаемых в проекты ранних стадий развития, являются частные инвесторы. Профессиональных инвесторов инновационной сферы часто называют бизнес-ангелами. Для диверсификации рисков, объединения компетенций и синдицирования капитала бизнес-ангелы объединяются в сообщества по различным критериям (территориальный признак, отраслевое направление и др.).

Во всем мире бизнес-ангелы — один из основных источников финансирования высокотехнологичных малых инновационных предприятий (МИП) на ранних стадиях их развития. Кроме того, в ряде стран существуют дополнительные государственные программы стимулирования инвестиций бизнес-ангелами.

В России есть такие структуры региональных ассоциаций и объединений бизнес-ангелов, как национальная сеть бизнес-ангелов «Частный капитал» (г. Москва), Национальное содружество бизнес-ангелов (г. Москва), ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» (Нижний Новгород), Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА) (г.

Санкт-Петербург), Региональное содружество бизнес-ангелов Поволжья (БАРС) (г. Саратов), бизнес-ангелы Сибири (БАС) (г. Томск), бизнес-ангелы Урала (г. Екатеринбург, г. Челябинск).

Многие из этих организаций объединены по принципу закрытых клубов единомышленников. Они входят в учрежденную ими Национальную ассоциацию бизнес-ангелов (НАБА) — консолидирующий орган, объединяющий региональные ассоциации России и других участников рынка венчурных инвестиций ранних стадий. Инвестиции с их стороны ограничиваются в среднем 3—10 млн руб. в один проект. Бизнес-ангелы редко инвестируют в проекты, удаленные от своего местоположения.

При отсутствии ассоциации около инициаторов проекта привлечение инвестиций возможно через формальные и неформальные объединения бизнесменов и предпринимателей (бизнес-клубы, объединения промышленников, ассоциации молодых предпринимателей и т. д.). В отличие от ассоциаций, которые в России представляют собой объединения предпринимателей из разных отраслей, инвестиционно активные предприниматели и их объединения часто имеют отраслевую направленность.

Для повышения вероятности получения инвестиций и успешной реализации проекта следует учитывать, что, во-первых, обращение в отраслевое объединение, соответствующее тематике проекта, повышает шансы получения поддержки, так как у людей, принимающих решение, имеется опыт реализации проектов в данном секторе либо есть партнер, который знает, как реализовать схожие проекты. Во-вторых, это выдвигает более жесткие требования к знанию реалий данного рынка и предполагает более тщательную подготовку презентаций проекта.

При подготовке документации для любого инвестора одним из ключевых критериев должна быть ее адекватность. При описании проекта или его части, изложении его бизнес-модели, определении методов оценки рынка, прогнозируемых доходов и расходов необходимо использовать данные, отвечающие действительности. Перед подготовкой необходимо выяснить формат предоставления материалов, который чаще всего можно найти на сайтах объединений.

В России действует около 90 фондов (организаций), осуществляющих инвестирование и выдачу грантов для проектов на ранних стадиях 1 . Фонды имеют специализацию по отраслям и секторам рынка, по объемам и условиям предоставления средств.

Посевное инвестирование (проект на стадии бизнес-идеи или опытной разработки). Суммарные средства для проектов на этой стадии — 100—200 тыс. долл. На территории РФ активно действуют около 40 организаций (фондов), инвестирующих на посевной стадии, при этом около 70 % из них являются частными. Исходя из опыта ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», работающей более 6 лет, можно утверждать, что на рынке присутствует много узкоспециализированных частных фондов, которые инвестируют на посевной стадии, но не афишируют свою деятельность. Их действительная доля в общем количестве фондов значительно выше.

Инвестирование на стадии стартапа. В среднем суммарные инвестиции составляют от 100 тыс. до 2 млн долл. Чаще всего инвестиции поступают в «молодые» компании, осуществившие выход на рынок. Инвестиционные средства используются для завершения разработки продукта, его вывода на рынок и продвижения. На рынке России около 40 фондов инвестируют в проекты на стадии стартапа, но структура владения фондами несколько отличается от предыдущего варианта: по-прежнему около 70 % фондов появились за счет частных средств, 20 % имеют 100%-ный государственный капитал, а оставшиеся фонды созданы на условиях частно-государственного партнерства.

На более поздних стадиях развития (начиная со стадии раннего роста) для масштабирования проекта, выхода на новые рынки и расширения ассортимента предлагаемых товаров и услуг привлекаются венчурные инвестиции, в основном превышающие 1 млн долл. Специализированных фондов, работающих в этом секторе в РФ, более 10. Практически все они являются частными.

Инвестирование в высокотехнологические проекты поздних стадий близко к прямому частному инвестированию, что расширяет возможности авторов проектов по привлечению средств из фондов прямого частного инвестирования, которых значительно больше и которые не имеют территориальной «привязки». Руководят фондами управляющие компании (УК). При обращении в подобные фонды необходимо учитывать, что эти организации имеют строгие формализованные правила подготовки документации. Без привлечения профессиональных консалтинговых компаний для их подготовки велика вероятность отказа. При подготовке документации авторам стоит иметь в виду, что для получения инвестиций следует консультироваться либо со специалистом, который уже имеет успешный опыт подготовки и защиты инвестиционных проектов перед конкретным инвестором, либо с профессиональными компаниями 2 .

Кроме того, на рынке есть еще ряд игроков, исполняющих несколько ролей. Например, это инвестиционный фонд, выступающий в качестве бизнес-инкубатора, т. е. занимающийся не только финансированием проектов, но и предлагающий широкий спектр услуг для ведения бизнеса. Оценка общего количества подобных игроков достаточно сложна, так как наряду со специализированными организациями по такому же принципу работают многие предприниматели — владельцы офисных помещений.

Для оказания помощи начинающим предпринимателям инновационного и традиционного бизнеса на рынке работают инвесторы, играющие роль консультанта-посредника с целью привлечения венчурных инвестиций из разных источников (в основном это бизнес-ангелы и их объединения). Они занимаются подготовкой и представлением проектов инвесторам. Подобных организаций, активно действующих на рынке, более 15. К ним можно отнести фандрайзинго-вые компании. Требования и методики подготовки описания проектов на ранних стадиях в зависимости от фонда могут быть различными и значительно отличаться от проектов на более поздних стадиях, однако их выполнение в большинстве случаев обязательно.

Читайте также:  Типы бизнеса би ту би

Отдельно можно выделить фонды, созданные с участием капитала РВК (Российской венчурной компании), и условно поделить их на федеральные и региональные венчурные фонды 3 . Федеральные венчурные фонды имеют значительные активы (суммарное количество средств составляет более 15,5 млрд руб. при среднем размере одного фонда более чем 2 млрд руб.). Они ориентированы на более поздние стадии развития венчурных проектов (ранний рост или расширение). Для проектов ранней стадии эти фонды представляют меньший интерес, им важны региональные венчурные фонды, созданные с участием правительств регионов. В настоящее время действуют 23 региональных венчурных фонда под руководством различных УК 4 . У большинства фондов нет персональных сайтов, информация размещена на официальных сайтах УК.

Кроме перечисленных фондов, в состав фондов РВК входит Фонд посевных инвестиций (ФПИ) 5 . Это первый фонд, созданный для инвестирования в рамках частно-государственного партнерства и признанный наиболее эффективным способом использования государственных средств для развития инновационных компаний. Фонд учрежден в 2010 г. и имеет 100%-ный государственный капитал в размере 2 млрд руб.

У него нет отдельной УК, работа с авторами ведется только через венчурных партнеров аккредитованных компаний, имеющих опыт подготовки и коммерциализации инновационных разработок. Фонд инвестирует не более 25 млн руб. в один проект, что составляет не более 75 % от общей суммы инвестиций. Обязательно наличие частного соинвестора на оставшиеся 25 %. С 22 октября 2012 г. ФПИ РВК запустил новую инвестиционную программу «Бизнес-ангел». Согласно ей, совместно с бизнес-ангелом ФПИ инвестирует от 25 до 75 % инвестиционной потребности. Сумма не превышает 3 млн руб. Одним из обязательных условий является участие соинвестора, бизнес-ангела, в успешном инвестировании не менее двух стартапов 6 .

Одна из наиболее часто используемых форм получения поддержки бизнеса на ранних стадиях — получение грантов. Фонды, занимающиеся предоставлением грантов, проводят конкурсы по разным тематикам и направлениям и в основном ориентируются на проекты посевной стадии. Наиболее известным подобным фондом в России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Кроме того, имеются грантовые фонды крупных корпораций, таких как Microsoft, Intel и др. К грантовым программам поддержки можно отнести гранты на открытие собственного дела (во многих регионах сумма ограничена 300 тыс. руб.) или развитие компании, занимающейся разработкой и выводом на рынок инновационной продукции (не более 500 тыс. руб.).

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65. Основными программами фонда являются «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»), «СТАРТ», «Умник на Старт», «Развитие», «Медицина будущего», «Умный дом и энергоэффективность», «Информационные технологии», «МОСТ (модернизация образования современными технологиями)», «Экспорт».

Программа «УМНИК» действует с 2008 г. Она предназначена для стимулирования развития молодых ученых, реализации инновационных проектов (проведение НИОКР). Ежегодно на реализацию программы выделяется 500 млн руб. Ее победителям каждый год выплачивается по 200 тыс. руб. С 2012 г. необходимым условием при отборе участников программы является предоставление соискателями материалов и докладов по таким направлениям, как информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Программа «СТАРТ» — наиболее известная из реализуемых программ фонда. Она предназначена для инициативных научных работников, создающих новый продукт на основе своих идей. Программа базируется на принципе частно-государственного партнерства (государственный бюджет реализует лишь часть мероприятий, необходимых для развития бизнеса). Она включает в себя трехлетний план реализации. Тематическими направлениями программы являются информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Заявки подаются через Интернет в системе ФОНД 7 путем заполнения всех ее форм и вложений в электронной форме. По каждому тематическому направлению ежегодно устанавливаются индивидуальные сроки окончания приема заявок. К плюсам программы можно отнести возможность получения в ряде регионов аналогичной суммы от регионального правительства.

Программа «Умник на Старт» реализуется с 2010 г., предназначена молодым ученым-предпринимателям, нацелена на создание молодежных стартапов. Здесь рассматриваются проекты по таким научным направлениям, как информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии. Участники программы могут быть слушателями образовательной программы по организации бизнеса. С победителем подписывается контракт на проведение НИОКР на сумму до 1 млн руб.

Программа «Развитие» направлена на медицину будущего, умный дом и энергоэффективность, информационные технологии, МОСТ (модернизация образования современными технологиями), экспорт. Это программа — следующий этап развития программы «СТАРТ», которая за время своего существования не индексировалась в соответствии с изменившимися ценами, что часто не позволяло достичь поставленных в проекте целей в силу нехватки средств и вело к неэффективному расходованию государственных средств. Максимальный объем финансирования одного проекта не превышает 15 млн руб. При выполнении проектов малые инновационные предприятия привлекают для ее реализации собственные средства в объеме не менее суммы запрашиваемого финансирования проекта от фонда.

Анализ эффективности использования средств по программам фонда, проводимый на основе его официальной информации, на текущий момент позволяет сделать вывод только о программе «СТАРТ». О неэффективности программы говорит тот факт, что из профинансированных компаний первого этапа в программе финансирования второго года участвуют около 14—15 % компаний, и лишь 4 % от общего количества компаний участвуют в получении гранта по третьему году программы.

Основной целью программы является финансирование завершения НИОКР и вывод на рынок нового продукта. Однако победители ограничиваются НИОКР и не пытаются развивать бизнес. Вместе с уже упомянутым отсутствием проведения индексации сумм по гранту можно говорить о низкой эффективности этого формата реализации поддержки, хотя в последние годы фонд реализует различные программы поддержки более чем на 3,5 млрд руб. Формат поддержки большого количества компаний небольшими суммами гранта не позволил компаниям коммерциализовать результаты НИОКР.

Кроме того, существенно изменилась система принятия решения по предоставлению гранта: из состава членов жюри полностью исключены бизнесмены, которые могут дать оценку коммерческой составляющей проекта. Окончательное решение принимается на основе формальных признаков, которые не позволяют оценить рыночную перспективность разработок авторов. Все программы фонда схожи по смыслу, но реализуются для разных направлений и участников.

Фонд «Сколково» осуществляет поддержку проектов (компаний) в таких кластерах, как информационные, энергоэффективные, космические, биомедицинские, ядерные технологии. Это одна из наиболее динамичных организаций, поддерживающих малое инновационное предпринимательство. Подача заявок и документации осуществляется через сайт, возможна повторная подача с устранением замечаний.

Предоставляемых грантов резидентам значительно больше, чем в фонде Бортника. Кроме того, фонд проводит отраслевые конкурсы, на которых авторы проектов встречаются с потенциальными инвесторами и покупателями их продукции. Наиболее эффективной и легко получаемой формой поддержки являются налоговые преференции для резидентов, что играет важную роль для малого бизнеса (освобождение компании от налога на прибыль; возможность освобождения уплаты НДС, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ; освобождение налога на имущество организаций; пониженный тариф страховых взносов на фонд оплаты труда — 14 % (вместо 30 %) и др.).

Программы госкорпорации «Роснано» — один из инструментов реализации государственной политики, направленной на развитие инновационных технологий в России. Она выступает только как соинвестор проектов (не более 50 % от суммарного объема инвестиций) по созданию новых или расширения существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основной инструмент участия — долевое инвестирование, но в качестве дополнительных инструментов могут использоваться займы и поручительства. Компания декларирует, что она фокусируются на начальных стадиях коммерциализации, обусловленных высокими рисками. При этом на рассмотрение инвестиционного комитета попадают только те проекты, инвестиционные потребности которых составляют более 300 млн руб., что вовсе не характерно для ранних стадий 8 .

В каждом регионе РФ действуют программы поддержки инновационного и традиционного развития бизнеса. Поддержку осуществляют специализированные организации, созданные правительствами регионов. Например, выдаются гранты на открытие собственного дела (в традиционном бизнесе — до 300 тыс. руб., в бизнесе с инновационной составляющей — до 500 тыс. руб.). В ряде субъектов РФ (Нижегородская область, Красноярский край и т. д.) организации, осуществляющие поддержку инновационного бизнеса, могут выступать поручителями при получении малыми инновационными компаниями кредитов в банке в части лизинговых платежей, а также осуществлять возмещение затрат на инновационную деятельность.

Как и в большинстве государственных структур, принятие решения по вопросам поддержки имеет форматизи-рованный характер. Так, по неофициальной статистике, от 20 до 40 % заявок аннулируется в связи с несоответствием формальным признакам (отсутствие справки о задолженности, недействительная выписка из ЕГРЮЛ и т. д.). Кроме того, к региональным формам поддержки можно отнести программы, реализуемые в технопарках, созданных в регионах и финансируемых из бюджетов самих технопарков и федеральных программ. Большинство технопарков России входят в Ассоциацию технопарков в сфере высоких технологий 9 , на сайте которой можно найти информацию о формах поддержки, оказываемой на региональном уровне конкретного технопарка.

Читайте также:  Бизнес чаты вайбер как отключить

Таким образом, несмотря на экономические сложности, в России достаточно инструментов и форм поддержки МИП. Однако каждый из инструментов имеет свои особенности, что усложняет привлечение средств от них. Без опыта и знаний работы с различными источниками поддержки шанс воспользоваться этой поддержкой снижается. Важно привлекать специалистов, имеющих опыт работы с конкретными структурами и формами поддержки инновационного бизнеса.

1 См.: Сайт программы Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект». URL: https://innovaterussia.ru/info/recomendations (дата обращения: 26.12.2012).

2 См.: Фияксель Э.А., Будеско Д.Г. Сервисные компании — новый этап развития профессиональных услуг в инновационно-венчурной отрасли // Инновации. 2012. № 12. C. 38—42.

Источник: regionsar.ru

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Смуткин А.Н. 1 , Абрамов Н.М. 1
1 Алтайский Государственный Университет
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На рубеже 20 и 21 веков Российская Федерация осознала неизбежность перехода экономики страны на инновационный путь развития. Это выразилось в принятии постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 года». С принятием этого документа рассуждения на тему инновационной деятельности остались в прошлом. Концепция поставила своей целью формирование инновационной модели развития экономики государства. Соответственно активизировалась подготовка ряда законопроектов, прямо или косвенно касающихся инновационной деятельности.

Одной из первых попыток законодательной поддержки инновационной деятельности была разработка и внесение в Государственную Думу членом Совета Федерации В. М. Крессом и депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским проекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».

В январе 1998 года указанный законопроект был принят к рассмотрению Государственной Думой, затем направлен на заключение Правительства Российской Федерации, но вскоре отозван законодателями [7]. 25 сентября 2008 г. Государственная Дума Астраханской области приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости ускорения принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Указанное обращение поддержало большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации предлагают внести также изменения в Закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части установления прав субъектов Российской Федерации в сфере инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [5].

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

1. Программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки

2. Доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Опережающее развитие инновационной инфраструктуры.

4. Публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

5. Приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности.

6. Защита частных интересов и поощрение частной инициативы.

7. Приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности.

8. Обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

9. Целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

предоставления образовательных услуг;

предоставления информационной поддержки;

предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

формирования спроса на инновационную продукцию; финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; поддержки экспорта;

в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие [6]:

Государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

Создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;

Включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

Государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г. Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности. Государство стимулирует развитие инновационных процессов путем предоставления кредита на льготных условиях через специальные правительственные инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и кооперирование компаний в целях научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности можно отнести следующее [7]:

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации: свобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.); налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки; налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности [5]

Также в отношении участников инновационного проекта «Сколково» ст. 246.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль.

Для организаций технико-внедренческих особых экономических зон, правовой режим которых уставлен Федеральным законом от 22.07.2005 № 116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»3, по налогу на прибыль, Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы как в отношении организаций – резидентов особой экономической зоны (п. 17 ст.

381 НК РФ), так и в отношении управляющих компаний и участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (пп. 19–20 ст. 381 НК РФ). При этом согласно п. 17 ст.

381 Налогового кодекса РФ для резидентов особой экономической зоны налоговая льгота действует в отношении имущества, учитываемого согласно п. 1 ст. 284 НК РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5 %, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности и от остальных доходов и расходов.

Для обеспечения динамичности современных инновационных процессов необходима согласованная координация действий всех участников инновационной деятельности: государственных органов, научно-технических обществ, предпринимательских структур, потребителей инновационной продукции и т. п. Только в условиях согласованных действий между теми, кто создаёт инновационный продукт, и тем, кто его потребляет, возможны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей пользы.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (ст.16)

3.Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

4.Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об инновационном центре «Сколково» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

5.Баранчеев В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 208 с.

6.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Р.А. Фатхутдинов — Спб.: Питер, 2008. — 443 с.

7. Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития / В.П.Фетисов, В.Л. Гончаренко // Инновации. — 2009. — №1. — с. 10-13

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин