В настоящее время государством создается достаточное количество программ для оказания поддержки предпринимателям в разных отраслях экономики. К ним относятся:
— субсидирование процентных ставок;
— предоставление отсрочек по уплате НДС при импорте;
— программы льготного кредитования (Корпорация МСП, Фонд развития промышленности);
— предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
— программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
— создание технопарков, Особых экономических зон и Территорий опережающего развития;
— предоставление гарантий и пр.
В течение последних нескольких лет профильными министерствами и различными органами государственной власти была проведена огромная работа по приведению доступных мер поддержки по их форме и содержанию, отражающим актуальные проблемы предпринимательства. Определены направления поддержки, предлагаются выгодные условия финансирования, обозначена поддержка начинающих предпринимателей. Но, при кажущемся их изобилии, год за годом в Российской Федерации глобальные компании продолжают консолидироваться, сложность ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства повышается из-за повышающегося давления на рынке со стороны крупных конкурентов и контролирующих органов, а также отсутствия активности государства в повышении прозрачности ведения бизнеса.
Стандарты, которым надо соответствовать компаниям для государственной поддержки, также становятся все выше и сложнее: увеличивается объем инвестиций в проект, повышаются требования к истории компании, показателям деятельности, отдаче проекта, фокусировка на специфические направления деятельности. Зачастую поддержку получают проекты, которые формально соответствуют критериям получения господдержки, но не являются жизнеспособными с точки зрения ведения бизнеса. В то время как вполне яркие и достаточно важные проекты могут остаться за бортом ввиду несоответствия не самых важных показателей, запрашиваемых программой поддержки.
В итоге мы имеем:
— круг получателей государственной поддержки крайне узок;
— поддержка предоставляется получателям, которые в ней не нуждаются;
— поддержка предоставляется неэффективным компаниям;
— инновационность поддерживаемых проектов крайне низкая;
— критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу не соответствуют сегодняшним рыночным реалиям, в которых предприятиями производится продукция;
— статистика предоставления государственной поддержки наполняется, но не имеет ощутимого результата;
— растет штат контролирующих органов, повышая давление на бизнес, вместо аналитических подразделений при профильных органах государственной власти, предоставляющих меры поддержки.
Что нужно решить государству, чтобы меры поддержки стали более эффективными:
— увеличить гибкость критериев отбора компаний. Не все компании сегодня могут одновременно иметь менее 200 человек в штате, инвестировать в свои проекты не менее 50 млн. руб., обязательно в совпадающей программе отрасли, с безубыточной деятельностью за последние 5 лет и переваривать ставку по кредиту в лучшем случае от 15% годовых.
— улучшить сроки и качество собственной аналитической работы при рассмотрении заявок и дальнейшему сопровождению проектов. Инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса, да и любого бизнеса, кроме стратегических инфраструктурных или сырьевых разработок, не могут рассматриваться 9-12 месяцев. Рассмотрение должно укладываться в 3 месяца, иначе оно становится не актуальным – изменяются технологии, конкурентная среда, курсы валют, банковские ставки и пр. Также, орган, предоставляющий поддержку, должен сопровождать проект путем проведения выборочных аналитических процедур на постоянной основе, чтобы исключить нецелевое использование средств, отклонения от бизнес-плана или искажениями отчетности. Лучше выявлять проблемы на ранней стадии и вносить корректировки в процессы, чем в конце, при окончательном провале проекта, возбуждать уголовные дела на получателей поддержки.
— исключить дальнейшую консолидацию и монополизацию отраслей экономики. Отсутствие конкурентной среды тормозит процесс развития компаний, создает барьеры для входа новых компаний малого и среднего бизнеса, искажает картину рынка для органов государственной власти о реальном положении дел в отраслях экономики.
Также, одной из ключевых мер поддержки экономики может стать стимулирование несырьевого экспорта. Сюда можно отнести:
— упрощение и ускорение процедур возврата экспортного НДС;
— субсидирование ставок и упрощение процедуры экспортного факторинга, который сегодня является очень дорогим и сложным продуктом, перемещающимся в небанковскую сферу;
— льготы по налогу на прибыль и на имущество, коррелирующие с глубиной переработки продукции их получателем.
Стимулирование именно экспорта продукции поможет создать товары/продукцию более высокого качества, отвечающую повышенным мировым стандартам, что автоматически повлечет за собой развитие и внедрение новых наукоемких технологий, развитие новых производств, а также, при насыщении экспортного рынка, эта же продукция будет представлена и на внутреннем рынке ввиду эффекта масштаба.
При увеличении глубины переработки сырья неизбежно возникает множественная кооперация, смежные и партнерские производства, создающие новые рабочие места, что приводит к увеличению внутреннего спроса и подъему экономики.
Определенные шаги в части возврата НДС уже делаются (упрощение документооборота, электронное декларирование и т.д.), льготы получают некоторые предприятия, но их круг необходимо расширить. Факторинг же, по сути, как один из самых простых механизмов сокращения дефицита оборотного капитала предприятий сегодня с трудом работает на внутреннем рынке при доминирующей позиции государственного заказа и, практически, не работает при экспорте. Государственные заказчики не подтверждают уступку прав требования к банкам, а при экспорте банки не хотят заниматься изучением контрагента. Далее, и в том и в другом случае к поставщику применяются критерии отбора, как для получения банковского кредита, которым малому и среднему бизнесу соответствовать сложно. Как выход, некоторые структуры, например, группа компаний НФК, образованная из отдела банка «НикОйл» работает с экспортным факторингом, привлекая международные организации, например, Factors Chain International (FCI) или при участии российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).
Первая является международной ассоциацией факторинговых компаний, членами которой являются порядка 400 Факторов из более чем 90 стран (с конца 2015 года FCI представляет собой объединение ранее существовавшей одноимённой ассоциации и международной ассоциации факторинговых компаний International Factors Group); основной целью ассоциации является обеспечение условий и создание инфраструктуры для Факторов, оказывающих услуги факторинга компаниям, занимающимся международной торговой деятельностью.
ЭКСАР был создан как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Агентство является национальным экспортным кредитным агентством (ЭКА), созданным «с нуля» в рамках задачи активизации разработки и реализации программы поддержки экспорта, поставленной Правительством России в конце 2009 года при реализации мероприятий по антикризисному развитию национальной экономики. Акционером ЭКСАР является АО «Российский экспортный центр». Для компаний малого и среднего бизнеса ЭСКАР предлагает получить заемное финансирование для пополнения оборотных средств, которое оно застрахует за 1,5% годовых, то есть еще дополнительный расход к процентам, которые сегодня составят 16-18%. В агентстве заявляется, что можно привлечь при их страховании финансирование на 3 года в Росэксимбанке под 9%, правда, не указывая в какой валюте, но в секторе МСП пока подобных примеров нет.
В заключение еще раз необходимо отметить важность поддержки экономики государством таким мерами, которые создают дополнительную деловую активность, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, стимулируют углубленную переработку продукции, несырьевой экспорт, развитие логистики и инфраструктуры.
Источник: eurasiabusiness.ru
Проблемы и перспективы государственной поддержки малого бизнеса
Большинство стран мира оказывают поддержку малому и среднему бизнеса путем формирования мощной инфраструктуры, отличающейся особой спецификой и которая состоит не только из отрасли связи, транспорта и материально-технического снабжения, но и включает сервисные услуги и институциональную сферу, которые в совокупности позволяют нормально функционировать материальному производству. В статье проведено исследование основных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах, выявлены основные направления международного опыта поддержки МСБ.
Определена важность формирования м развития инфраструктуры МСБ России на основе применения опыта развитых стран. Кроме того, выявлены основные проблемы развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса России, к основным из которых относится: несовершенное налогообложение, проблема уплаты страховых взносов, проблема экспорта небольших партий товаров из-за сложного документооборота и другие. На основе выявленных проблем, предложены мероприятия по развитию государственной модели поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В качестве новой программы поддержки МСБ России на основе опыта зарубежных стран рекомендуется выделить грантовую поддержку в форме инновационного ваучера, который является финансовым документом – сертификатом.
инфраструктура поддержки мсб
нормативно-правовое регулирование мсб
малый и средний бизнес
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017 №356-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
2. Белоусов А.В. Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства / А.В. Белоусов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 189 С.
3. Лапуста М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
4. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / В.Э. Полетаев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 624 с.
5. Бисултанова А.А. Проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в России / А.А. Бисултанова // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2017. – №5. – С. 35-40.
6. Грибовский А.В. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом / А.В. Грибовский, С.Е. Ушакова // Наука. Инновации.
Образование. – 2015. – №2. – С. 205-221.
7. Жураковский А.С. Мировой опыт поддержки малого предпринимательства / А.С. Жураковский // Вестник ТГУ. – 2015. – №1. – С. 35-38.
8. Заболоцкая В.В. Сравнительный анализ мер государственной малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №10. – С. 46-49.
9. Курбатова М.Р. Анализ зарубежного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства / М.Р. Курбатова // Генезис экономических и социальных проблем. – 2016. – №1 – С. 20-28.
10. Никонов В.А. Государственная поддержка предпринимательства в развитых странах и адаптация опыта в России / В.А. Никонов // Государственное и муниципальное управление. – 2017. – №1. – С. 244-249.
На сегодняшний день в России сформированы определенные нормативно-правовые основы государственной поддержки МСБ. В качестве основного нормативно-правового документа, который осуществляет регулирование и определение основных функций МСБ выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Данный документ содержит ключевые положения, которые связаны с развитием МСБ, его поддержкой. Закон содержит положения о формировании специальной инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса, которая своевременно и качестве сможет оказать финансовую (инвестиционную), имущественную, информационную и консультационную поддержку.
Особое внимание при развитии инфраструктуры поддержки МСБ следует уделить международному опыту. В таблице 1 представлены основные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в 2016-2018 гг.
Таблица 1. Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах [7]
специальные гарантии и кредиты для запуска стартапов
Австрия, Канада, Чехия, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция
прямое кредитование МСП
Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Германия, Финляндия, Франция, Греция, Япония, Корея, Португалия, Испания, Швеция
налоговые льготы, отсрочки
Бельгия, Финляндия, Италия, Латвия, Норвегия, Испания, Швеция, Великобритания
Бельгия, Франция, Ирландия, Новая Зеландия, Испания
банковские программы для кредитования МСП, отрицательные процентные ставки по депозитам в ЦБ
Выделим основные направления международного опыта поддержки МСБ [5]:
- формирование условий, которые необходимы для качественного взаимодействия всех уровней бизнеса на основе договорных отношений;
- на законодательном уровне закреплены обязанности крупных фирм по выполнению государственных заказов, с отдачей до 20% объема малому и среднему бизнесу;
- возмещение затрат по консалтинговой деятельности в размере до 50% и оказание содействия в выставках в части стоимости аренды, а также монтаже и обслуживании стендов;
- формирование региональных центров поддержки МСБ на базе крупного бизнеса или с участием учебных заведений;
- организация деятельности фондов поддержки МСБ, которые субсидируется и финансируются на государственном уровне;
- создание промышленных округов, которые специализируются на производстве однородной продукции и ее составных частей;
- формирование гарантийных фондов;
- обеспечение льготного кредитования субъектов МСБ на длительный срок и с низкой процентной ставке;
- представление интересов предпринимателей торгово-промышленными палатами;
- осуществление проектного финансирования малого предпринимательства отраслей, которые требуют модернизации производственной деятельности;
- формирование структуры поддержки МСБ на государственном уровне по информационно-технологическому направлению, помощь и предоставление гарантий при получении кредитов, а также возможность предоставления субсидий и кредитов субъектам МСБ за счет бюджетных средств.
Субъекты малого и среднего предпринимательства России отстают в своем развитии от развитых экономик мира. Правительство концентрирует усилия по оказанию поддержке МСБ, которая на сегодняшний день как система фрагментарна и нетранспарентна. Большинство программ финансирования МСБ России находится в разработке или становлении.
Рассмотрим основные проблемы формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса России.
Основной и актуальной проблемой для предпринимателей является налогообложение: нестабильность налогового законодательства, чрезмерная атрибуция (индикативные данные) характеризуются как вынужденные меры из-за изменений в законодательстве и необходимости детального учета экономических субъектов для прогнозирования, но в то же время, решаемых путем следующих (возможных) действий [9]:
- составление документации, регулирующей деятельность малых предприятий, включая налоговые вопросы в одном документе (кодексе) с установленными условиями совокупной поправки;
- формирование более жестких требований по внесению изменений в формы документации и отчетности из регулирующих органов;
- сохранение для субъектов МСП двух основных идентификаторов деятельности – ИНН и ОГРН, что позволит учитывать экономические, социальные параметры работы предпринимателя, а также его отраслевую принадлежность.
Не менее остро стоит проблема уплаты взносов во внебюджетные фонды. Для многих микро и малых предпринимателей из-за ограниченного товарооборота, и других проблем просто невыгодно вычитать страховые премии, которые уменьшают окончательную зарплату работника и создают проблему сохранения его на рабочем месте. В качестве способа решения проблемы можно предложить снижение ставок страховых премий для малых предприятий, что увеличит количество «белых» зарплат и высвободит средства для развития бизнеса. Это также требует решений и трудностей в области экспортных операций для предприятий малого и среднего бизнеса.
Существует проблема экспорта небольших партий товаров у мелких и средних предпринимателей из-за сложного документального оборота. Решением проблемы может быть сокращение объема документации для экспортных партий, стоимость которой не превышает определенного предела, увеличение экспорта МСП через региональные экспортные центры. Представляется целесообразным привлечь МСП для импортозамещения, расширения рынков сбыта. Для этого необходимо улучшить инфраструктуру для развития сетей субподрядов через конференции поставщиков, выставок, ярмарок, обменов субподрядами [2].
Проблемы, связанные с бюрократией при государственной поддержке предпринимателей, также влияют на сектор МСБ. Необходимо перевести максимальное количество процедур, связанных с функционированием бизнеса, в электронный формат и систему соответствующих государственных услуг.
Вопросы государственной поддержки предпринимательства также могут быть переданы общественным организациям с участием в процедурах отбора представителей государственной власти. Для совершенствования требуется вопрос о партнерстве между субъектами малого и среднего бизнеса и организациями кредитного рынка. Решение этой проблемы следует рассматривать в сотрудничестве с крупными российскими банками для создания кредитных продуктов, доступных для малого и среднего бизнеса (ключевым параметром должна быть ставка кредита, которая не превышает ключевой показатель России более чем на 3% — 5%) [3].
Кроме того, распространенной проблемой для малого и среднего бизнеса остается чрезмерный надзор со сторон органов. Основой этой проблемы является устаревание многих требований, которые используются в ходе проверок. Малый бизнес по своей природе имеет особую организационную структуру, а основные финансовые потоки направлены на развитие и расширение собственного присутствия на рынке. Тем не менее, многие из стандартов, которые используют инспекции, более вероятно принять в отношении к более крупным и более развитым предприятиям [4].
Поскольку общие проблемы предпринимательства можно также назвать «отечественным балластом малого бизнеса», а именно низким уровнем компетентности в экономической и правовой сферах и отсутствие навыков планирования рынка и роли собственного бизнеса на этом рынке. Решение всей совокупности этих проблем может заключаться в организации крупномасштабной образовательной и информационной работы с населением по организации и проведению собственного бизнеса. В то же время важно сформировать полномасштабную программу развития экономической и финансовой грамотности и предпринимательских навыков среди населения, от лиц школьного возраста до старшего поколения.
Для проблем, непосредственно связанных с поддержкой государственных инвестиций, могут быть предложены следующие решения. Необходимо сохранить ограничения на виды предпринимательской деятельности, допускающие конкурсный отбор для получения государственной инвестиционной поддержки, поскольку сейчас важно сбалансировать типы предпринимательства и развитие высокотехнологичных проектов. На данный момент очень важен баланс между налоговыми и инвестиционными предпочтениями. Введение градации шкалы для уплаты налогов для субъектов хозяйствования – получателей поддержки – может быть одним из способов повышения эффективности государственных инвестиций (финансовой помощи) для предпринимателей.
В зарубежной практике, например, в США, специализированный отдел развития малого бизнеса пользуется популярностью, его работа направлена на полную или частичную поддержку предпринимателей с точки зрения выбора вида предпринимательской деятельности и ее перспектив в текущих рыночных условиях, развития рынка и т. д. Важно отметить, что из-за работы этого отдела государство косвенно влияет на формирование рынка малого бизнеса, в результате чего рынок оказывается более функциональным и соответствует требованиям современный потребитель.
В целом для развития государственной модели поддержки и стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса необходимо осуществить следующие мероприятия [10]:
- совершенствовать законодательство по финансированию и поддержке интеллектуальной собственности, венчурных фондов и бизнес-ангелов;
- наладить и укрепить взаимное сотрудничество и кооперацию власти, науки, образования и бизнеса, в частности на уровне регионов страны;
- изучать и внедрять передовой международный опыт по информационным, инжиниринговым, 1Т-, био- и нанотехнологиям, позволяющим сформировать систему программ по реализации инновационной продукции (услуг) и обмену технологиями в рамках функционирования наукоградов и технопарков;
- создать программы и схемы страхования рисков кредитования инновационных МСП.
К основным видам поддержки в форме субсидий МСБ в России относятся:
- возмещение части лизинговых платежей по договорам оборудования (далее — технические средства);
- финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением деятельности по оказанию социальных услуг гражданам;
- субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем, в том числе путем создания частных детских садов;
- предоставление субсидии в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг);
- предоставление субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства — индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.
Важной частью инфраструктуры поддержки МСБ является инфраструктура поддержки инновационных предприятий, поскольку данные экономические субъекты играют главную роль в экономике многих развитых стран мира. Рассмотрим основные модели научно-инновационного развития в развитых странах:
- государства со значительным научно-инновационным потенциалом оборонного сектора и ориентированные на крупные проекты с привлечением всех стадий научно-производственного цикла, которые занимают лидерские позиции по научным исследованиям в целом (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).
- государства с рационализацией всей структуры экономики, создающих благоприятную инновационную среду и распространяющих нововведения (Швейцария, Швеция, Финляндия).
- государства, которые стимулируют инновации посредством управления различных секторов науки и технологии, обеспечив восприимчивость достижений НТП и развивая инновационную инфраструктуру (Южная Корея).
Инфраструктура поддержки инновационного МСБ состоит из специализированных институтов, которые способны разработать и реализовать определенную государственную политику. Данные институты способны создаться и действовать как с помощью государства, так и по инициативе предпринимательства. Состав специализированных институтов поддержки МСБ включает в себя бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, промышленные зоны и т.д.
В качестве новой программы поддержки МСБ России на основе опыта зарубежных стран рекомендуется выделить грантовую поддержку в форме инновационного ваучера, который является финансовым документом – сертификатом, представляющий собой денежный эквивалент по оплате услуг, которые связаны с инновационным проектом малого предприятия. Основное назначение инновационного ваучера заключается в стимулировании инновационной деятельности экономических субъектов, не имеющих собственный исследовательский потенциал или финансовые ресурсы для осуществления исследований [6].
В Европейских странах функционирует порядка 25 ваучерных схем, различающихся по возможностям применения ваучеров и оплачиваемых им услуг. В большинстве случаев при реализации ваучерных схем инновационную деятельность для МИП оказывают национальные государственные организации или организации с государственным участием. Однако в некоторых ваучерных программах функционируют только научные организации региона или узкоспециализированные компании, или научные организации. В ряде программ принимают участие иностранные малые инновационные предприятия.
Несмотря на существующие различия и общность в ваучерных схемах основным преимуществом данного вида поддержки МСБ является быстрое принятие решения по выдаче ваучера, простой механизм заполнения заявки и подписания контракта.
Таким образом, анализ государственной поддержки МСБ, обобщение проблем предпринимательства и пути совершенствования функциональных процессов малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы: актуальность и важность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной экономике неоспорима. Принимая во внимание международную практику и высокий уровень участия малого бизнеса в процессах функционального развития современной экономики, вектор развития внутреннего предпринимательства должен быть направлен на сохранение достигнутых показателей и их дальнейший рост.
Но в существующей кризисной, экономической ситуации главное – сохранить результаты развития, которые могут быть достигнуты благодаря существующим инструментам поддержки. Инфраструктура поддержки МСП в России в целом способна оказывать всестороннюю поддержку малым и средним предприятиям, но эффективность ее функционирования во многом зависит от общего состояния экономики страны и предрасположенности (готовности) предпринимателей к конструктивному сотрудничеству и развитию. Решение существующих проблем сегодня и устранение препятствий в развитии МСП возможны при дальнейшем эволюционном развитии российского бизнеса. Длительный период отсутствия коммерческого мышления в идеологии государственной и общественной жизни сформировал в сознании большого числа современных предпринимателей неправильное восприятие бизнеса.
В то же время возможно формирование правильного рыночного мышления в сознании граждан, и даже сегодня возможно наблюдать этот процесс. В короткие сроки возможно полностью изменить отечественное предприятие и сделать его полноценным и эффективным при наличии инструмента функционирования и развития экономической системы Российской Федерации.
Источник: eduherald.ru
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики. В наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе — как о спекулянте.[12]
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции.
Для решения этих проблем создается государственная программа по поддержке малого бизнеса. В ней должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит[13].
§ 2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством
В условиях недавнего переходного периода, кризисной ситуации в экономике, нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет очень важную роль в возрождении экономики страны. В России малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти для поддержки малого бизнеса.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:
— создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
— концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
— упрощение налогообложения малого бизнеса, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
— формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
— создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов[14].
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.
Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.
Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.
В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.
Необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
— производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
-.производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
— лекарственных препаратов и медицинской техники;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.[15]
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
В этой главе было рассмотрено текущее положение малого бизнеса в Российской экономике. Мы определили проблемы и специфику малого бизнеса в России. Необходимо отметить, что государственная поддержка и регулирование малого бизнеса играют очень важную роль в такой сложный период для экономики страны. Обобщив, можем придти к выводу, что политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами.
Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России — это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru