Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева О.А., Попушина А.И.
В данной статье даны понятия малого инновационного бизнеса и инновационного предпринимательства , рассмотрены проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса России.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стародубцева О.А., Попушина А.И.
Проблемы развития инновационного предпринимательства
Роль среднего и малого предпринимательства в инновационном развитии России
Особенности государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства в России и Астраханской области
К вопросу о значении малого бизнеса в развитии региональной экономики
Взаимодействие хозяйствующих агентов в инновационной деятельности
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в России»
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск
В данной статье даны понятия малого инновационного бизнеса и инновационного предпринимательства, рассмотрены проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса России.
Ключевые слова: малый инновационный бизнес, инновационное предпринимательство, проблемы развития и перспективы развития малого инновационного бизнеса.
Малый инновационный бизнес (МИП — это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.
Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового и продвижение его на рынок, поиск новых возможностей, ориентация на постоянное совершенствование продукции (услуг) или технологических процессов. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск и ответственность по производству и реализации нового продукта (процесса) [1, с. 189].
На малый предпринимательский бизнес приходится 2/3 создаваемых новых рабочих мест, более половины технических новшеств. Так, из миллиона мелких фирм в США несколько десятков тысяч малых инновационных независимых исследовательских компаний (численностью до 20 человек) создают 40-46 % всех крупных научно-технических нововведений, освоенных американской промышленностью. По сравнению с крупными фирмами численностью более 10 тыс. человек малые фирмы в среднем внедряют в 17 раз больше инноваций на доллар затрат [2].
1 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.
2 Студент факультета Мехатроники и автоматизации. Научный руководитель: Стародубцева О.А.
Опыт инновационной деятельности
Инновационный бизнес достаточно сложен и уникален, т.к. включает в себя все сферы предпринимательской деятельности, аккумулируя все направления деятельности: финансы, производство, маркетинг, персонал и т.д.
Не являясь лидером инновационного развития, Россия имеет потенциальные возможности в этой области. Неоспоримым является утверждение о подключении нашей страны к мировым инновационным процессам в связи с тем, что невозможно будет достигнуть среднемирового технологического уровня и выпускать конкурентоспособную продукцию.
Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в России:
1. Отсутствует правовая основа развития малого бизнеса. Действующие законы, такие как: Гражданский кодекс, Патентный закон, Закон «Об авторском праве и смежных правах», регламентируя область интеллектуальной собственности, не дают понятий, касающихся сферы «инновационной деятельности».
В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации», вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире [3]. Для защиты малого и среднего предпринимательства был принят федеральный закон № 294 от 26.12.08, принятие которого законодательно должно защищать предпринимателей от произвола проверяющих инстанций. Однако он не соблюдается. По данным мониторинга Центра стратегических разработок, только 26 % проверок бизнеса регулируется вышеназванным законом, а перечень исключений из закона все больше расширяется. Наблюдается несоблюдение законных прав предпринимателей [1, с. 197]. Как показывает зарубежные опыт существенным источником доходов, как для университетов, так и для малых инновационных фирм является лицензирование и уступка патентных прав, однако в России, несмотря на принятый федеральный закон ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», существуют проблемы [3, 4]:
— Отсутствие у большинства научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов. Нет патентов, лицензий, что препятствует формированию учредительных вкладов при создании малых инновационных предприятий;
— Недостаток у вузов необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса;
— Незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
2. Мотивация в создании и реализации инноваций у субъектов предпринимательства отсутствует. В России существует поколение людей, способных генерировать идеи, но не умеющих воплощать их в жизнь, особенно в виде коммерческих проектов, а именно, такие люди не обладают соответствующими знания, навыками и компетенциями в области маркетинга, в частности продвижения своих продуктов (услуг) на рынок.
3. Так как административные методы пока по разным причинам не действуют, то необходимо больше использовать экономические и социально-психологические методы стимулирования субъектов предпринимательства не только на федеральном и региональном уровнях (особенно это касается субъектов малого и среднего предпринимательства), но и во внутрифирменном образовании, с целью их заинтересованности в разработке, производстве и продвижении инноваций на рынки.
4. Для малого предпринимательства одной из важнейших проблем является отсутствие производственных мощностей и оборудования, низкая доступность земельных участков, несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям бизнеса. Существующие тарифы на электроэнергию и Интернет ограничивают развитие компаний.
На государственном, региональном и муниципальном уровнях должна быть оказана поддержка, направленная на развитие малых предпринимательских фирм, которые ориентированы на внедрение и применение высоких технологий, базовых нововведений, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.
1. Лаврентьева А.В., Стародубцева О.А. Проблемы развития инновационного предпринимательства в России // Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. И.Г. Воробьева. — Новосибирск: НФ РЭУ им. Г.В.
Плеханова, 2015. — С. 189-199.
Источник: cyberleninka.ru
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Булатов А.В., Гуремина Н.В.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество — уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике исключительно слабо. Практически по всем позициям основная масса гражданской продукции явно уступает зарубежным аналогам. Это особенно четко проявилось в настоящее время в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и российском рынке товаров были резко ограничены, как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.
В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов. Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства.
Необходимо сформулировать ряд важных положений, определяющих изменение экономического климата в инновационной сфере.
1. Повышение в условиях рыночной экономики внимания к оценке будущих запросов потребителей.
2. Необходимость работать с потребителями в самом тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования их бизнеса.
3. Обострение отношения к времени, которое проходит с начала проверки новшества до получения экономического результата. Началась волна сжатия времени, отведенного на нововведение, и поиск оптимального соотношения вложения капитала в долгосрочные инновационные проекты с ярко выраженным коммерческим характером. Коммерциализация процесса нововведений заметно усиливается, меняются темп и масштабы предпринимательской деятельности в этой области.
В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:
— многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;
— невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
— необходимостью преодоления сопротивления, как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
Эти особенности в предпринимательстве слабо учитываются, что резко снижает инновационную культуру. Сложность проблемы состоит в том, что простое накопление научных результатов в любых масштабах автоматически не вливается в инновационный процесс. Передача знаний по цепочке от одной фазы инновационного процесса к другой требует дополнительной, посреднической системы. Такая система по существу представляет собой рынок новшеств, входящий составной частью в товарный рынок.
Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка.
Становление рынка новшеств следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в сфере инноваций. В начале этого пути пришлось отказаться от прямого управления производством в пользу предпринимательства, адаптироваться к новым, рыночным условиям хозяйствования. Наконец, появились активные независимые субъекты рынка, осуществляющие инновационное поведение, суть которого — в непрерывном поиске новшеств и диверсификации производства, активном вовлечении в этот процесс финансового капитала и интеллектуального потенциала.
В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями.
Если посмотреть на типичный инновационный процесс, то проблем здесь сегодня много и главная, конечно, недостаток финансирования. Основные проблемы начинаются, если мы говорим об инновационном процессе, с началом производства. Банки иногда появляются на этой стадии, но далеко не всегда вкладывают деньги в развитие производства.
Сегодня они могут делать деньги гораздо проще на каких-то других, не связанных с производством операциях. Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям.
Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий, как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер по поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10% [21].
Предприятиям дают не просто бюджетные деньги, а кредиты. Даже уже для работающего предприятия не по силам банковские кредиты, которые берут вроде бы под маленькие проценты и, которые они не успевают отслеживать расплачиваться за них. Поэтому проблема в очень высоких кредитных ставках, которые сегодня есть.
Так же к проблемам инновационных предприятий можно отнести основные и оборотные фонды. Многие предприятия предпочитают не брать фонды, потому что пойдут налоги. Следовательно, предпочтение отдаётся арендованным фондам. А для иностранного инвестора становиться не понятным, как, например, у фирмы объем реализации полмиллиарда рублей в месяц, а фонды близки к нулю.
Не могут понять этого и аудиторские компании. Как следствие, не идут инвестиции [9].
Так же существуют другие проблемы предпринимательства в научно-технической сфере: не работает система госзаказа, не стабильны налоговые льготы.
Отсутствие активного интереса со стороны отечественных и зарубежных компаний финансировать инновационный бизнес, он во многом объясняет тем фактом, что далеко не все инновационные проекты достойны финансирования. Поэтому необходимо усилить подготовку кадров, акцентировать внимание на создании технопарков.
Главной проблемой развития инновационного предпринимательства остается отсутствие нормативных государственных документов, определяющих статус технопарков, их место как важного инструмента интеграции науки и производства, в том числе для создания высокотехнологических отраслей промышленности, федерального и регионального законов, гарантирующих благоприятный инвестиционный климат, привилегии для технопарковских зон и т.д. Определённая законодательная база сегодня существует (Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» Гражданский кодекс РФ), однако требует серьёзной корректировки. Достаточно упомянуть тот факт, что в нашем законодательстве до сих пор не упоминаются даже такие ключевые понятия как «инновация» и «инновационная деятельность». К тому же, не дано определение таким важнейшим понятиям, относящиеся к инновационной инфраструктуре, как технопарк, инновационно-технологические центры, центры по передаче технологий [16].
Неразбериха с основными понятиями и размытые критерии оценки не позволяют вести статистику, мониторинг и объективную оценку инновационного потенциала страны.
Низкая активность предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.
Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».
Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив — способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций [10].
Отсутствие согласованности, относится и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон №217-ФЗ, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий (как показывает практика иностранных государств). В соответствии с Законом №217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их на указанные в законе цели.
Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот (как уже было отмечено ранее) у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Обозначенный пробел в законодательстве не позволил принятому Закону №217-ФЗ обеспечить ожидаемые результаты: фактически создано 4 предприятия на базе ВУЗов и НИИ (планировалось около 200), которые на данный момент не функционируют. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо активное участие самих «инноваторов» в формировании национальной инновационной политики, для чего в рамках министерства идет работа по созданию механизмов общественного контроля за эффективностью реализации инновационных программ.
Отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций — одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.
Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50% предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции.
Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность — несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США — 600 литров.
Так же к проблемам предпринимательства, связанного с инновационной деятельностью можно отнести проблему организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана — все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.
Таким образом, можно увидеть, что на данный момент у инновационного предпринимательства в России существует много проблем, связанных с осуществлением этой деятельности, которые требуют решения.
Возможные пути решения проблем инновационного предпринимательства и перспективы его развития. Глобализация мировой экономики, постоянный рост цен на все виды сырьевых ресурсов, в особенности на энергоносители, и возрастающая конкуренция на мировых рынках обусловили выбор инновационного пути развития всеми развитыми странами мира [17].
Основными стимулами для внедрения инноваций являются повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли, расширение доли рынка, сокращение издержек производства. Поэтому в центре инновационных процессов находятся производители товаров и услуг, а основным фактором, влияющим на инновационность экономики, является способность субъектов хозяйствования воспринимать и внедрять инновации.
Таким образом, для того чтобы решить проблемы инновационного предпринимательства необходимо следующее.
1. Разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Более кратко сформулировать эту задачу можно так — узаконить терминологию, а так же внести значительные изменения в нормативно правовую базу.
2. Необходимо создать конкуренцию, которая возможна лишь при хороших финансовых стимулах. Создать схему мотивации предприятий. В качестве желательных мер: снижение пошлин на оборудование; решение таможенных проблем; введение льгот по налогу на прибыль. Предоставлять инновационным предприятиям энергетику и арендуемые помещения на льготных условиях.
Также, для развития инновационного бизнеса в России необходимо вводить льготы: таможенные, налоговые и др. Так, например, в Китае, НДС для всех организаций – 18%, а для инновационного бизнеса – 6%. Такие меры позволят развиться этому виду деятельности, который в конечном итоге не только удвоит, но и утроит ВВП, и поставит Россию в мире на почётное место.
3. Также необходимо подготовить квалифицированный персонал, а для этого действенным будет открытие инновационно-технологических центров при ВУЗах, а также проблемы нехватки знаний могут решить бизнес инкубаторы. Они облегчат начальные стадии развития новых предприятий, обучат их владельцев, создадут условия и предоставят ресурсы для ускоренного развития компаний, сокращая статистику неудач в бизнесе. Создание центра трансфера технологий (инновационные центры), где проводят анализ, экспертизу, мониторинг, а также технопарки, где на базе университета или научного центра собраны малые инновационные предприятия, и которые являлись бы экспериментальной площадкой для подготовки кадров в инновационной деятельности. Одним из элементов инновационной системы должны стать научно-учебные интеграционные комплексы, которые позволили бы интегрировать научную и учебную деятельность вузов, сформировать при них бизнес-структуры для коммерциализации разработок.
4. Следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Нужно осознать необходимость создания большого количества инновационно-технологических центров, технопарков и бизнес инкубаторов.
5. Улучшение общих экономических условий также будет способствовать росту количества и качества инновационного бизнеса.
6. Необходима национальная инновационная система — система финансового, информационного, инфраструктурного обеспечения, которая позволила бы решить существующие в области инновационного предпринимательства проблемы. На сегодняшний день мы не имеем законодательной базы, которая давала бы возможность создавать фонды для инвестирования в инновационный бизнес, решила бы проблему подготовки кадров и др. [8]
7. Для развития инновационного предпринимательства необходимо организовывать выставки и презентации продукции в регионах
Данный список решения проблем может продолжаться в зависимости от условий развития региона, их законодательной базы, источников инвестирования. Пути решения проблем указаны в более общем виде, однако, выполнение их позволит сдвинуть инновационное предпринимательство с места, и идти по пути инновационного развития России.
Источник: scienceforum.ru
Проблемы развития инновационного бизнеса в россии
Курс на модернизацию и инновационное развитие экономики устно поддерживает, конечно, большинство населения. Однако для достижения намеченных результатов на самом деле реальных сторонников серьезных и радикальных преобразований по объективным причинам может быть недостаточно.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что главная причина отставания других стран в процессе модернизации заключается в двух основных проблемах:
- во-первых, это серьезное сопротивление кардинальным изменениям со стороны общества;
- во-вторых, растет дефицит высококвалифицированных кадров, которые могли бы принимать активное участие в модернизационных мероприятиях.
В Соединенных Штатах Америки на долю малых фирм приходится около 54% всего занятого населения, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах Европейского Союза в небольших фирмах занято более 70% занятого населения. В Японии предприятия со штатом до 300 человек (а это 99,5% всех фирм) составляют 78% занятого населения, 51,8% продаж.
Доля малых фирм в ВВП США составляет 52%, Японии — 55%, в странах Европейского Союза — 67%. Следует отметить, что в странах бывшего СССР необходимое внимание не уделялось развитию малого бизнеса. Акцент был сделан на крупных и средних предприятиях, что в конечном итоге привело к монополизации промышленности. С переходом к рыночной модели этот фактор послужил существенным препятствием для развития национальной экономики.
Развитие малого инновационного бизнеса в любом государстве положительно сказывается на развитии позитивных процессов в экономике (и, как известно, политика и экономика неразделимы), уровне демократии в обществе, укреплении позиций политического веса в международная арена, которая, несомненно, дает этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Факторы, сдерживающие развитие малого инновационного бизнеса в России
Что касается противодействия кардинальным преобразованиям со стороны общества, то речь идет об определенной закономерности, подтвержденной мировой историей. Дж. Шумпетер охарактеризовал это с поразительной точностью и лаконичностью: «Общество всегда против нового. Это проявляется наиболее активно со стороны тех, чьи интересы инноватор умышленно или невольно ущемляет.
Сопротивление может проявляться как в форме политических или правовых препятствий, так и в публичном осуждении. Сопротивление всегда имеет место, но в разной степени — в зависимости от того, насколько общество привыкло к отклонениям».
Те слои общества, которые в результате этих преобразований станут неконкурентоспособными на возникающих новых рынках труда, не особенно заинтересованы в серьезных технологических изменениях. Под прямым влиянием кардинальных структурных преобразований ряд профессий исчезнет совсем, а другие потребуют значительной переподготовки.
Внедрение инновационных технологий, согласно имеющимся расчетам, позволит повысить производительность труда работника в 5-10 раз только в некоторых отраслях промышленности. Однако у этого достижения есть и другая сторона — появление массовой структурной безработицы.
Структурная безработица может возникнуть из-за того, что рост инвестиций в новые отрасли промышленности не соответствует росту рабочей силы. Такое положение вещей часто наблюдается в развивающихся странах. Подобный вариант безработицы может также возникнуть из-за изменений спроса, которые приводят к сокращению производства в отраслях, которые ранее предоставляли рабочие места.
До этого времени в экономической теории, как и на практике, это явление трактовалось как нечто естественное и неизбежное. Большинство экономистов были единодушны во мнении, что этот «провал рынка» легко компенсируется созданием новых рабочих мест во всех развивающихся отраслях. В сложившейся ситуации главное — обеспечить своевременное профессиональное развитие и переподготовку работников, которые по экономическим причинам были вытеснены с производства.
Тем не менее, последний опыт экономически развитых стран (которые успешно преодолели этап технологического обновления, который все еще опережает Россию) показывает, что классическая схема почти эквивалентной компенсации за потерю рабочих мест в находящихся под угрозой исчезновения отраслях путем создания определенного количества рабочих мест в новых отраслях уже перестали работать. Новые сферы промышленности требуют специалистов с такой квалификацией, что большинство наемных работников, вытесненных из традиционных отраслей, не могут освоить новые специальности с точки зрения уровня образования.
Наступает долгожданный момент, вытекающий из сути научно-технического прогресса, заключающегося в постепенном вытеснении человека из производства. До того времени никто не отрицал такую перспективу, ее видели только в далеком будущем, но не таким интенсивным ходом. Из этого следует, что первыми жертвами запланированной модернизации, а следовательно, и ее противниками станут широкие слои населения.
Но, как ни странно на первый взгляд, однако, именно представители власти больше всего не заинтересованы в существенной и радикальной модернизации, которая, декларативно, является ее первыми инициаторами. Для любого государства главной задачей является именно обеспечение социальной стабильности. Последнее, конечно, значительно снижается под влиянием безработицы.
Последний кризис показал, что основной задачей правительства является поддержание социальной стабильности. Инновационные процессы были подавлены в ряде фирм прямым запретом государственными органами значительного сокращения численности персонала.
Пути решения существующих проблем развития малого инновационного бизнеса
Доля России на международном рынке высокотехнологичной продукции непропорционально мала: по разным оценкам она колеблется от 0,35% до 1%. Торговля технологиями с их объемами также не особенно оптимистична. В его структуре преобладают инженерные услуги (на них приходится 85% экспорта и 53% импорта), лицензии, патенты и ноу-хау составляют только 3% от общего объема экспорта и 7% импорта.
Наиболее эффективным механизмом компенсации, который уже доказал свою высокую эффективность, является интенсивное развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Масштабная технологическая и структурная модернизация экономических систем развитых стран привела к массовому высвобождению рабочей силы.
В Соединенных Штатах Америки, в самом начале этого процесса, в 1970-1985 годах, было создано около 35 миллионов новых рабочих мест в малых и средних фирмах, в то время как в крупных фирмах и в государственных учреждениях число работников сократилось на 6 млн. То, что делается в этой области в России, явно недостаточно. Это, безусловно, негативно влияет на развитие страны не только в контексте решения социальных проблем, но и с учетом высокой роли малого бизнеса в инновационных процессах экономически развитых стран.
Малые инновационные предприятия (МСП) являются важным элементом новых индустриальных стран (ННГ). Это связано с тем, что именно эти предприятия являются связующим звеном между производством и наукой. Именно такие фирмы, по большей части, несут основной риск, разрабатывая новые продукты и технологии, а также превращая знания в товар. Из-за компонента риска в их функционировании ситуация постоянно меняется: некоторые фирмы появляются в надежде получить высокую прибыль, а другие исчезают. Тем не менее, сохраняется некоторый баланс, который обеспечивает необходимую «критическую массу» малых инновационных фирм в национальных инновационных системах.
Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, что инвесторы, похоже, вполне готовы финансировать только проекты с кратковременным периодом исполнения и периодом окупаемости в несколько месяцев, что просто нереально для высокотехнологичного бизнеса.
Что касается источников стартового капитала, то чаще всего это собственные средства организаторов предприятия.
Если мы составим список источников финансирования малых инновационных предприятий с учетом приоритета снижения частоты их использования, то это будет выглядеть так:
- собственные средства организаторов компании;
- средства так называемых «бизнес-ангелов» («бизнес-ангелы» — это частные инвесторы, которые вкладывают свои деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания компании в обмен на возврат инвестиций и долю в капитале);
- банковский кредит;
- федеральный бюджет;
- средства клиентов;
- областной бюджет.
Что касается обратной стороны этой проблемы — нехватки кадров, способных принять активное участие в модернизационных мероприятиях, то в этом случае ситуация остается сложной. Не секрет, что в современных условиях именно уровень развития интеллектуального капитала играет основную роль. В наиболее экономически развитых странах этот показатель составляет 80%. В средних развитых странах благодаря человеческому капиталу достигается 50% роста ВВП. В России это соотношение составляет всего 15%, а 85% до сих пор было получено за счет увеличения себестоимости производственных ресурсов (сырьевая промышленность), а также физического капитала (инвестиции в основной капитал).
Низкий уровень эффективности производства связан как с внутренними, так и с внешними факторами. Внешние факторы связаны с оттоком высококвалифицированной рабочей силы за границу. После распада СССР более 200 000 ученых и инженеров покинули Россию. Согласно Национальному отчету о человеческом развитии в России, который был подготовлен российскими учеными, экономическая оценка «утечки мозгов» из России составляет 25 миллиардов долларов в год.
Эмигранты из России, проживающие в Соединенных Штатах Америки, обеспечивают, по разным оценкам, 20-25% американской индустрии высоких технологий, а именно, около 10% мирового рынка. Для России на мировом рынке наукоемкой продукции всего 0,8%.
В условиях догоняющего развития, которое, безусловно, будет преобладать в ближайшем будущем в России, вопрос профессиональной подготовки персонала, который сможет работать с новыми технологиями заблаговременно, не стоит на повестке дня. Программы среднего и высшего профессионального технического образования должны быть направлены на овладение учащимися и студентами передовыми технологиями, которые являются базовыми в развитых странах мира.
Конечно, это предложение может получить только упрек в ответ, что такой подход к проблеме, безусловно, приведет к еще большему оттоку специалистов из страны. Однако в противном случае не будут созданы субъективные условия для разработки соответствующего импортного технологического оборудования. Творчески одаренные, интеллектуально развитые выпускники смогут не только изучать заимствованные передовые технологии из-за рубежа, но и продвигать их дальше, совершенствуя и создавая что-то новое.
Практика показывает, что малые инновационные предприятия, которые получают поддержку из государственных средств, имеют возможность подняться на новый уровень своего развития, получив более широкие возможности для создания или усовершенствования продукта, расширения рынка сбыта. Влияние промышленной инфраструктуры на функционирование малых предприятий это, однако, не столь существенно: чаще всего технополисы, технопарки и другие подобные структуры рассматриваются руководством малых инновационных предприятий как чисто место для выгодной аренды помещений.
Основными причинами низкого уровня развития венчурных фондов в России являются:
- во-первых, государство не стремится к реальным рискам;
- во-вторых, нет стимула инвестировать в проекты со значительной степенью риска.
В высокоразвитых экономически странах развитию способствуют:
- преобладание больших объемов капитала частных и институциональных инвесторов, накопленных развитой системой финансовых посредников;
- высокий профессионализм менеджеров, способных дать точную оценку перспектив развития данного направления;
- высокий коммерческий потенциал разработок, которые внедряет МИП;
- развитый финансовый рынок, в частности фондовый рынок;
- высокая платежеспособность и емкость потребительских рынков для венчурных фирм.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.
Источник: natalibrilenova.ru