С марта 2022 года иностранные компании и большие корпорации стали покидать российский рынок. По предварительным оценкам экспертов с отечественной бизнес-площадки ушли более 250 компаний. Однако покидают Россию далеко не все. Для многих брендов наша страна остается большим и надежным рынком сбыта для своей продукции и услуг.
Впрочем, для некоторых компаний форма присутствия в нашей стране меняется и трансформируется. В этой статье мы подробно расскажем, работают ли иностранные компании в России и как строится эта работа?
Возможные проблемы иностранного бизнеса в России
Согласно предварительным данным только часть компаний смогла «пережить» половину года без последствий. Другая же часть, несмотря на продолжение работы в России, столкнулась с определенными трудностями, решение которых требует наличие определенных ресурсов и времени.
Из наиболее актуальных проблем можно выделить:
- Повышение закупочных цен на товары, комплектующее и сырье, ввозимые из-за рубежа.
- Уменьшение спроса на товары и услуги на внутреннем рынке.
- Логистические трудности с поставкой товаров из-за границы.
- Уход с отечественного рынка ряда платформ и электронных систем, которые использовал бизнес.
- Возросшая необходимость в получении новых кредитов для продолжения работы.
- Сокращение числа контрагентов из числа российских компаний.
- Трудности с проведением валютных операций: расчеты по контрактам, перевод средств за рубеж.
Часть корпораций сталкиваются с проблемами управления своим бизнесом на местах, однако эта проблема представляется наименее трудной в плане решения. Кризисное время предлагает новые варианты управления предприятием помимо существующих классических способов, о которых мы расскажем ниже.
Правительство не доверяет бизнесу | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
Классические способы работы в России для зарубежных компаний
Традиционными считаются четыре способа открытия собственного бизнеса в России для иностранных инвесторов. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки, но являются абсолютно законными для развития своего дела на территории нашей страны. Среди этих форм организации бизнеса можно выделить следующие.
1. Открытие Общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерного общества (АО).
Работа в рамках ООО и АО в России имеют множество одинаковых моментов. В частности, обе формы предполагают:
- Наличие устава.
- Внесение средств на уставной капитал компании.
- Возможность учреждения сразу несколькими партнерами.
Однако наиболее предпочтительным и популярным является Общество с ограниченной ответственностью во многом из-за низкого уставного капитала – 10 тысяч рублей, отсутствия необходимости в выпуске акций и отсутствия несения персональной ответственности по долгам общества.
Среди других преимуществ можно выделить возможность работать по упрощенной системе налогообложения (УСН). Это относится и к ООО с иностранным участием.
Насколько Россия зависит от зарубежных инвесторов: доля иностранного капитала в компаниях РФ
Для открытия ООО зарубежный инвестор должен соответствовать ряду критериев, среди которых можно выделить:
- Легально находиться на территории России. Для этого необходимо иметь один из нескольких документов – деловую визу, разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ).
- Наличие нотариально заверенных и переведенных документов об иностранном юридическом лице, если один из учредителей – зарубежная фирма. Для учредителя иностранного гражданина понадобится нотариально заверенный перевод паспорта.
- Получение разрешения на работу в России для иностранного инвестора, если он планирует занимать должность директора. Оформление такого документа занимает определенное время – около месяца. Для экономии ресурсов хорошим решением будет нанять на должность руководителя российского гражданина.
2. Открытие совместного предприятия.
Совместное предприятие – это компания, работающая на отечественном рынке и имеющая иностранного и российского учредителя. Совместным предприятием будет считаться как открытие новой компании, так и приобретение доли в уставном капитале уже существующего ООО. Этот вариант все чаще выбирается зарубежными инвесторами из-за возможности работать с партнером, хорошо ориентирующимся на местном рынке.
Для открытия совместного предприятия иностранцу необходимо выполнить те же условия, что при открытии ООО или АО. Нюанс остается лишь в том, что при увеличении уставного капитала необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Процесс перерегистрации занимает около недели и оплачивается в размере 800 рублей в виде государственной пошлины без учета оплаты услуг нотариуса.
3. Открытие филиала/представительства иностранной компании.
Такие формы организации бизнеса представляют собой обособленные подразделения, работающие под эгидой зарубежной компании и выполняющие некоторые ее функции. При этом филиал и представительство имеют определенные отличия. В частности:
- Представительство считается представительным органом в конкретном регионе присутствия. Согласно ст.55 ГК РФ представительство не может в полном объеме заниматься предпринимательской деятельностью. Как правило, в сферу работы этой формы организации компании входит – реклама и маркетинг, заключение контрактов с местными контрагентами и поддержка региональных покупателей.
- Филиал же имеет право законно заниматься коммерческой деятельностью от имени и под брендом материнской компании, включая производство и реализацию товаров, а также оказание услуг.
Открытие филиала или представительства иностранной компании в России по популярности конкурирует с открытием ООО. Этому способствует несколько преимуществ:
- Широкий спектр экономических и правовых возможностей.
- Возможность работать под узнаваемым в мире брендом.
- Возможность вести отдельную от материнской компании бухгалтерию.
- Отсутствие перспективы уплачивать налоги в двух странах, если между государствами заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
- Ряд расходов для филиалов и представительств не включается в НДС.
- Обеспечение офисов материальными средствами может осуществляться за счет активов главной фирмы. Это касается, как денежных средств, как и материальных предметов.
Чтобы иностранная компания смогла открыть на территории России свой филиал или представительство, ей необходимо выполнить одно условие: пройти аккредитацию и заплатить госпошлину в размере 120 тысяч рублей за каждый филиал или представительство.
4. Заключение контракта с дистрибьютором.
Дистрибьюторы позволяют легально сбывать продукцию иностранного производителя без открытия собственного офиса и найма сотрудников. Такая форма работы отлично подходит для малых зарубежных компаний.
Из преимуществ такой формы работы можно назвать отсутствие необходимости иметь активы в России, включая офис и другие материальные вещи. Главное – найти надежного дистрибьютора на территории России и грамотно составить договор поставки.
Способы работы в России для зарубежных компаний в кризисное время
В 2022 году список классических способов ведения бизнеса в России несколько расширился. Это связано с введением санкций со стороны иностранных правительств и попыткой многих зарубежных корпораций их обойти. Так, существует три способа вести бизнес в России с сохранением своей мировой репутации.
1. Перевод управления топ-менеджеру из России.
В этом случае экономическая и хозяйственная деятельность иностранной компании осуществляется по решению отечественного специалиста. Однако топ-менеджер не имеет полномочий принимать собственные решения без получения согласия со стороны конечных выгодоприобретателей.
2. Доверительное управление.
В этом году российские власти впервые за долгое время прибегли к процедуре внешнего администрирования по отношению к зарубежным компаниям, которые решили уйти из России. В этом случае юрлицо сохраняет свой бренд, активы и рабочий персонал. Однако финансовые и хозяйственные решения будут приниматься внешней администрацией, назначенной по решению суда.
Внешнее управление может быть реализовано несколькими способами:
- Передачей в доверительное управление акций или долей в уставном капитале.
- Передачей полномочий руководителя компании.
Доверительное управление может быть прекращено по решению иностранного собственника в случае его возвращения в бизнес или принятия решения о продаже, а также ликвидации компании.
Рекомендации по работе в России для иностранных компаний
При ведении бизнеса с иностранным участием на территории России важно учитывать несколько правил:
- При переходе на электронный документооборот важно знать, что не все бумаги можно вести исключительно в цифровом виде. В российской практике, в отличие от западной, принято иметь бумажные оригиналы всех документов. Дело в том, что отсканированные копии не всегда являются доказательством в случае судебного разбирательства, как и переписки в социальных сетях или мессенджерах.
- Российские нормативно-правовые акты предписывают вести корпоративный документооборот на русском языке. Однако в международных компаниях, работающих в России, в качестве официального часто закреплен иностранный язык. При этом важно понимать, что Трудовой кодекс не закрепляет норму об обязательном владении иностранного языка сотрудниками зарубежных корпораций.
- Все документы о промышленной безопасности и безопасности в области охраны труда должны соответствовать в первую очередь отечественным нормативно-правовым актам.
В случае возникновения правовых проблем при регистрации иностранной фирмы в России или во время ее работы важно обращаться за грамотной помощью. Юристы компании VALEN осуществляют консультирование широкому перечню вопросов по работе зарубежных фирм, включая вопросы рисков ведения бизнеса и соответствия нормам отечественного права.
Источник: valen-legal.com
Уход с рынка иностранных компаний: стоит ли этого бояться и какие могут быть последствия
На сегодняшний день около 110 западных компаний заявило об уходе с российского рынка. Последнее заявление, которое я слышал, прозвучало от представителей HM. Рынок России занимает довольно существенную долю в их портфеле, и вот представим, они ушли с рынка, разорвали все контракты. Но и это еще не все, теперь необходимо снизить объемы закупок пропорционально доли рынка в России или искать новые места для сбыта и реализации товаров. Это непростая задача, за которую также нужно заплатить.
А теперь вопрос – кто за все это заплатит: владельцы бизнеса, акционеры, инвесторы?
Итак, ряд смелых обязательств «Нет войне» и «Мы уходим с рынка» могут закончиться существенным снижением прибыли или разорением, на это действительно готовы пойти инвесторы свободной Европы?
Поэтому с высокой долей вероятности даже те, кто сказал, что мы полностью останавливаемся и уходим с российского рынка, могут еще отыграть. До тех пор, пока не остановлены заводы, не разорваны цепочки поставок, не закрыты магазины, это можно сделать.
И обратите внимание в риторике американских компаний, в отличии от восточноевропейских, мы слышим гораздо чаще «приостановим работу». Как думаете, кто в этой ситуации лучше просчитывает ситуацию наперед?
«Свято место пусто не бывает»
С какими трудностями сталкиваются зарубежные предприниматели в России
Выходя на российский рынок, иностранные компании часто оказываются не готовы к его реалиям. Что удивляет и раздражает зарубежных предпринимателей, усложняет их деятельность и даже заставляет уходить с рынка?
Объемы документооборота
В России компании должны собирать и предоставлять в контролирующие органы гораздо больше документов, чем за рубежом. Например, в европейских странах для того, чтобы подтвердить расходы перед налоговой службой, достаточно иметь на руках инвойс. В России же от предпринимателя требуют предоставить как минимум акт оказания услуг или товарную накладную и счет-фактуру.
Если этих документов нет, то налоговики посчитают, что компания занизила базу по налогу на прибыль. При этом важно не только получить от поставщика первичные документы, но и проверить, насколько правильно они составлены. Например, акт оказания услуг должен содержать все реквизиты, предусмотренные законом о бухучете, а также детальную расшифровку оказанных услуг.
Часто проверяющие органы требуют приложить к акту документы, которые подтверждают, что заказ действительно выполнен. Например, если дизайнерское бюро нарисовало для компании макет рекламного баннера, ей лучше предоставить в налоговую не только акт выполненных работ, но и фото изготовленного макета с печатью и подписью «Согласовано». Подобные сложности часто становятся неожиданностью для иностранных предпринимателей.
Спорные ситуации
Российское законодательство не всегда прозрачно и однозначно, поэтому компаниям часто бывает непросто выполнить его требования. Например, с января 2019 года иностранные поставщики электронных услуг для российских компаний должны самостоятельно уплачивать НДС за эти услуги.
В апреле 2019 года ФНС решила упростить жизнь зарубежных компаний и выпустила разъяснение, согласно которому российский заказчик может добровольно стать налоговым агентом. Однако такое решение шло вразрез с Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, подобные разъяснения носят лишь рекомендательный характер: все риски, связанные с их применением на практике, ложатся на плечи самой компании. Иностранным компаниям непросто сориентироваться в таких тонкостях законодательства и правоприменительной практики. Те варианты решения текущих задач бизнеса, которые несут в себе меньше всего рисков, как правило, оказываются более дорогими. Например, в ситуации с НДС на электронные услуги компании действительно лучше встать на налоговый учет в России, чем платить штрафы или доказывать свою правоту в суде.
Проверка контрагентов
Иностранные предприниматели не всегда понимают, зачем дополнительно проверять контрагентов до подписания договора. Казалось бы, в договоре уже прописана ответственность сторон и штрафные санкции. Что может пойти не так?
Тем не менее компаниям, которые работают на территории России, необходимо ответственно подходить к проверке контрагентов: это позволяет обезопасить себя от работы с фирмой-однодневкой, а также от штрафов за сомнительные сделки. Кейс Заказчик иностранной компании перестал платить арендную плату за дорогостоящее оборудование. Его обязали выплатить долг, но он вывел со счетов все средства и объявил себя банкротом. В итоге зарубежная компания прошла через множество судебных разбирательств, понесла огромные убытки и ушла с российского рынка.
Сложности с хранением персональных данных
В России действует закон, согласно которому все персональные данные российских граждан должны храниться на территории РФ. За нарушение закона юридическому лицу грозит штраф от 1 млн до 6 млн руб. За повторное нарушение — от 6 млн до 18 млн руб. Вместе с тем многим зарубежным компаниям для управления персоналом на международном уровне необходимо использовать облачные системы, например Workday. Поэтому представительства компаний в России вынуждены тратить дополнительные средства на услуги провайдеров, которые смогут настроить систему обмена данным между российским офисом и таким сервисом.
Кадровое делопроизводство
Законодательства большинства стран, компании из которых открываются в России, не предполагают, что организации заводят и хранят все документы о приеме сотрудников на работу, командировках, отпусках и так далее. В России же почти каждое передвижение сотрудника должно быть задокументировано.
Кроме этого, пока что в России недостаточно распространены системы кадрового электронного документооборота (КЭДО). По данным Deloitte, в 2019 году лишь 17% российских компаний применяли КЭДО. При этом 53% из них дублируют все электронные документы на бумажном носителе. Поэтому иностранным компаниям приходится привыкать к тому, что в России нельзя вести бизнес без так называемого отдела HR administration, который не имеет ничего общего с HR management, а также нужно хранить большое количество бумажных документов.
Источник: РБК Pro
Поделиться:
Подпишитесь на наши материалы