Проблемы классической бизнес модели образования

Российское бизнесе-образование после десятилетия «уче­ничества» выходит на новый уровень, что требует при­стального внимания к мировым тенденциям в этой облас­ти. В частности, представляется полезным рассмотреть про­блемы бизнес-образования в нашей стране в глобальном контексте. Этот контекст определяется следующими тен­денциями.

Глобализация рынка образовательных услуг. Параллель­но с глобализацией бизнеса, предполагающей разрушение национальных границ в плане использования человечес­ких ресурсов, происходит и глобализация рынка образо­вательных услуг.

Это означает, что потенциальные потре­бители этих услуг в поисках образовательного учреждения не ограничиваются только странами проживания и могут, будучи, например, европейцами, отправиться на учебу в американскую бизнес-школу, и, наоборот, американец может приехать учиться в Европу. Это обстоятельство имеет ряд следствий.

Во-первых, резко усиливается конкурен­ция университетов и бизнес-школ за лучших студентов, что заставляет бизнес-школы постоянно искать новые ис­точники конкурентных преимуществ. Во-вторых, возни­кает потребность в установлении единых стандартов биз­нес-образования: менеджеры, получившие образование в разных странах, в силу глобализации бизнес-среды долж­ны говорить на одном языке.

Проблемы классического бизнес-образования и MBA. Опыт предпринимателей

В-третьих, идут постоянные поиски новых форм обучения, учитывающих происходя­щие во внешней среде изменения. Это касается, в частно­сти, и продолжительности программ МВА (она постоянно сокращается), и организации учебного процесса (проис­ходит переход к интегративным курсам), и внедрения но­вейших технологий (дистанционное образование). Стрем­ление одной из ведущих бизнес-школ мира INSEAD гото­вить глобальных менеджеров материализовалось в созда­нии второго кампуса школы в Сингапуре: теперь студент ПО желанию может проучиться один семестр в Фонтенб-10, а второй — в Сингапуре и наоборот, поскольку программы, реализуемые в двух кампусах, абсолютно идентичны. Очевидно, что приобретение столь необходимого в современном бизнесе опыта кросс-культурных взаимодей-С гвий при обучении во Франции и Сингапуре делает программу INSEAD особенно привлекательной.

Миграция профессуры. Выравнивание уровня бизнес-об­разования в развитых странах происходит во многом благодаря усиливающейся миграции профессуры. В наши дни можно встретить европейцев, преподающих в американс­ких университетах, американцев, ведущих занятия в ази­атских школах бизнеса, и индийских преподавателей, ра­ботающих в ведущих университетах США. Следует отме­тить, что эта тенденция коснулась и России: у нас препо­дают иностранцы, а лучшие российские преподаватели ока­зываются востребованными за рубежом. Миграция про­фессуры, безусловно, способствует общему повышению качества обучения менеджменту.

Конкуренция со стороны корпоративных университетов. Прошедший в 1998 г. Глобальный форум по проблемам преподавания менеджмента отчетливо продемонстрировал растущую конкуренцию, которую традиционные универ­ситеты испытывают со стороны так называемых корпора­тивных университетов — полномасшабных учебных заве­дений, создаваемых крупными корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается более 500 корпоративных уни­верситетов, программы которых в максимальной степени отражают потребности учредивших их деловых организа­ций. Следует иметь в виду, что в корпоративных универ­ситетах, как правило, учатся не только работники мате­ринской корпорации, но и сотрудники компаний-постав­щиков и компаний-клиентов учредителя университета. Этот подход способствует созданию сетей компаний, способ­ных быстрее и более гибко реагировать на потребности рынка. Появление корпоративных университетов требует от ютассических образовательных учреждений повышения

Онлайн Мастер-Класс » Как зарабатывать дневную норму прибыли»

гибкости и усиления инновационной компоненты образо­вания. Хотя в России появляются лишь зародыши корпо­ративных университетов, в будущем их роль и в нашей стране будет возрастать, требуя от традиционных бизнес-школ соответствующей реакции.

Приближение образования к практике бизнеса. Бизнес-образование, в принципе, всегда отличалось от традици­онного академического образования. Примером тому мо­жет служить распространение метода конкретных ситуа­ций (case-study).

Однако анализ потребностей современно­го бизнеса ясно показывает, что необходимо еще более тесное сближение обучения бизнесу и практики. Одной из форм такого сближения является дополнение метода кон­кретных ситуаций практикой выполнения учебных проек­тов в реальных организациях. Заметим, что под влиянием этой тенденции даже учебное заведение, в котором ро­дился метод case-study, — школа бизнеса Гарвардского уни­верситета — несколько лет назад была вынуждена пере­смотреть свою программу МВА, целиком основывавшую­ся на case-study. В этом отношении российскому бизнес-образованию нужно пройти еще достаточно длинный путь: первый объемный сборник российских конкретных ситуа­ций был издан совсем недавно, а сам метод еще не полу­чил широкого распространения в бизнес-школах России. Тем не менее у нас нет необходимости строго повторять путь развития мирового бизнес-образования, и мы можем «срезать углы», осваивая новые методы по мере их появ­ления.

Влияние прогресса технологии на бизнес-образование. Уже отмечалось, что формы организации учебного процесса в связи с развитием информационных технологий диверси­фицируются. Ведущие бизнес-школы развивают дистан­ционное образование.

Например, бизнес-школа Мичиган­ского университета ведет дистанционную программу Global МВА, по которой в течение трех лет учатся менеджеры-практики в Южной Корее. Тот же Мичиганский универ­ситет организовал специальную программу для студентов, обучающихся в кампусе Эн-Арбор, в рамках которой они слушают лекции профессоров из Европы, используя видеотелеконференции. Большую инновационную програм­ му осуществляет Открытый университет Великобритании, ранее развивавший дистанционное образование без использования телекоммуникаций. Учитывая размеры России, д истанционное образование, несомненно, должно полу­чить развитие и в нашей стране.

Читайте также:  Сбербанк бизнес бухгалтерия как отключить

Однако у российского образования имеются и специ­фические проблемы. Ниже перечислены некоторые из них, 11 рсдставляющиеся автору наиболее существенными.

Связь содержания образования и потребностей рынка труда. Неизбежное на первых порах копирование западыx моделей бизнес-образования привело к возникнове­нию существенного разрыва в содержании образования, которое дают российские бизнес-школы, и потребностя­ми рынка труда в нашей стране.

В подавляющем большин­стве школ преподаются концепции и модели менеджмента, которые плохо работают в условиях России. В то же время в учебных программах крайне слабо отражается спе­цифика российского менеджмента. Эти недостатки обус­ловлены двумя основными обстоятельствами.

Во-первых, у нас почти не ведутся исследования, результаты которых могли бы послужить основой для разработки собственных моделей и приемов менеджмента, учитывающих особен­ности российской культуры и национального менталитета. Во-вторых, слабы контакты преподавателей бизнес-дис­циплин с реальным бизнесом, что ограничивает инфор­мационную базу учебных курсов. Пути разрешения этих проблем очевидны: необходимо развернуть исследования российского менеджмента, используя как наработанные за рубежом, так и собственные методики, а также уси­лить связь преподавания с реальным бизнесом, вовлекая преподавательский корпус в управленческое консульти­рование.

Подготовка преподавателей. Практика реализации Прешдентской программы подготовки управленческих кад­ров показывает, что в России наблюдается острый дефи­цит квалифицированных преподавательских кадров по общему и функциональному менеджменту. Его происхожде­ние вполне естественно, однако для существенного повы­шения качества российского бизнес-образования преодо­ление этого дефицита совершенно обязательно. Предпри­нимаемые сейчас попытки организовать систему перепод­готовки преподавателей, например, посредством проведе­ния летних школ (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента — ИМИСП — провел уже две та­кие школы) пока приносят скромные результаты.

Введение государственного диплома МВА. Институцио-налйзация бизнес-образования в России не может счи­таться завершенной без государственного признания дип­лома MBA (Master of Business Administration). Это профес­сиональный диплом, признаваемый во всем мире как под­тверждение высшей квалификации в области менеджмен­та.

Европейский фонд развития менеджмента (efrnd) вы­работал европейский стандарт программ МВА и проводит на его основе аккредитацию европейских школ бизнеса. Включение России в международное образовательное про­странство настоятельно требует «легализации» программ МВА у нас в стране. Введение государственного диплома МВА способствовало бы существенному повышению ка­чества бизнес-образования и, при правильной организа­ции процесса аккредитации этих программ, позволило бы решить целый спектр проблем российских вузов: от ук­репления их финансовой базы до уже упоминавшейся про­блемы подготовки преподавательских кадров.

Подготовка грамотных российских учебных пособий. Пос­ледняя (по порядку, но не по значимости) проблема рос­сийского бизнес-образования — это подготовка достойных учебных пособий. Сейчас уже можно говорить о том, что почти по всем бизнес-дисциплинам переведены доброт­ные западные учебники. Однако ограничиваться перевод­ной учебной литературой ни в коем случае нельзя.

Необ­ходимо создание собственных учебников, аккумулирую­щих знания и опыт, накопленные за рубежом, однако основанных на российских реалиях. К сожалению, подав­ляющее большинство российских учебников и учебных пособий не удовлетворяет этим требованиям. Многие из них представляют собой очередное «изобретение велосипеда , другие — не очень грамотную компиляцию из устаревших зарубежных источников.

Таким образом, решая наши специфические российские про блемы развития бизнес-образования, мы должны и можем учитывать мировые тенденции в этой области. Только тако й подход позволит лучшим российским учебным заве-1сниям если не войти в элиту мирового бизнес-образова ­ нии . то во всяком случае занять в нем достойное место.

Источник: psihdocs.ru

Бизнес-образование как способ повышения конкурентоспособности управленческой системы

В статье выявлена основная необходимость в повышении уровня заинтересованности в бизнес-образовании, для решения проблемы качественного изменения управленческой системы. Рассмотрены проблемы, встречающиеся на пути внедрения модели бизнес-образования в высшее профессиональное образования и предложены пути решения.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Текст научной работы

Кризис, преобладающий в российской экономике на сегодняшний день, сильно ограничивает возможности поиска реальных базовых проблем, существующих в стране. Как государство, так и бизнес, а также экспертное и научное сообщество не до конца понимают, что основной причиной низкой эффективности экономики является не внешнее воздействие, а внутреннее. Оно проявляет себя в низком качестве системы управления.[1]

Качественное управление по своей сути является неотъемлемой частью образования. Однако на сегодняшний день традиционная система образования не обеспечивает обучающихся знаниями, необходимыми для решения конкретных проблем, как в экономике в целом, так и в обыденной деятельности каждого. Большинство образовательных программ, в частности в сфере высшего профессионального образования, не соответствует темпам развития науки, что придает полученным знаниям устаревшую форму. Поэтому идет непрерывный поиск новой модели, направленной на постоянное развитие профессиональных знаний и компетенций.

Читайте также:  Что будет с бизнесом если поток клиентов уменьшится

Проблема неэффективности образовательной системы и как следствие управленческой является одной из фундаментальных, приносящих прямые убытки, как для государства, так и для коммерческого сектора и общественного благополучия в целом.

Сложившаяся экономическая ситуация доказывает, что преодоление низкого качества менеджмента не зависит только лишь от государства или бизнеса. Решение данной проблемы возможно только совокупными усилиями сторон. При этом стоит учитывать, что преуспевание образовательной сферы, бизнеса, государства должны быть тесно взаимосвязаны. Данная позиция основана на идее сосуществования и взаимной выгоды должна служить маяком для всех стратегических решений и практических действий. [2]

Одним из наиболее оптимальных путей, способных обеспечить актуальность знаний и их применимость является модель получения бизнес-образования. Модель бизнес-образования предлагает непрерывное, направленное на постоянное развитие и усовершенствование коммуникативных компетенций и личностных навыков обучение, способное повысить конкурентоспособные профессиональные качества личности. [1]

Целью данной работы является выявление необходимости в повышении уровня заинтересованности в бизнес-образовании, для решения проблемы качественного изменения управленческой системы, которая будет способна сформировать благоприятную среду, для развития экономики.

Обладая большой специфичностью, и формируя при этом свою высокую значимость, бизнес-образование существует, тесно взаимодействуя с традиционным образовательным рынком и рынком труда. На сегодняшний день российской экономике: как отмечает Е.М. Мазница «Необходим переход от классических форм обучения к тренингу, когда соединяется получение новых знаний и отработка практических навыков управления инновационным бизнесом»[3, с.264]. Этот фактор является определяющим для развития экономики, способствуя формированию эффективной системы управления.

Бизнес-образование обладает ключевыми особенностями, заключающимися в постоянной ориентации на получение практических навыков и приобретение универсальных знаний в различных областях, таких как маркетинг, менеджмент, развитие бизнеса, финансов и многих других. Помимо этого учебные планы данных образовательных программ созданы так, чтобы обучающиеся сумели применить полученные знания непосредственно после окончания обучения (после окончания программ «full-time»), или же во время самого обучения (если это «part-time» программы). Образовательный процесс очень приближается к реальному бизнесу посредством стажировок, разборов бизнес-кейсов, исследований рынков, участия в семинарах, мастер-классах, тренингах с привлечением ведущих менеджеров. [4]

Основными целями бизнес-образования – становится развитие «soft skills»-компетенции обучающихся, обучению различных способов коммуникации и нетворкингу, ведение переговоров, убеждение, четкой аргументации, мастерству публичных выступлений, навыкам презентации, тайм-менеджменту и планированию, системному и проектному мышлению. Именно эти soft skills компетенции, по мнению HR-менеджеров и работодателей зачастую отсутствуют или находятся на низком уровне у выпускников, обучающихся по стандартным образовательным моделям. Складывается ситуация, когда: по мнению Е.М. Мазницы «Во всем мире в отношении спроса на программы бизнес — образования действует такая зависимость: чем хуже ситуация в экономике, тем больше людей идет учиться»[5, с. 599-603]

Однако все эти образовательные модели на данный момент реализуются в основном в сфере дополнительного образования, в рамках краткосрочных программ бизнес-образования, представленных в виде семинаров и тренингов ил иже в рамках периодического сотрудничества с бизнес-тренером. [4]

Что же касается внедрения бизнес-образования непосредственно в стандарты подготовки кадров высших, средних учебных заведениях, то здесь возникает ряд проблем, в основном носящих административный характер.

Во-первых, Министерство образования и науки Российской Федерации задает основные требования к системе образования менеджеров через Федеральный государственный образовательный стандарт уровня «Бакалавр» и «Магистр». Содержание данных стандартов определяет колоссальный объем знаний, однако в большинстве своем они представляют собой блоки теоретической информации, вероятность устаревания которой за время обучения очень велика.

Во-вторых, среди профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, нет стандарта «менеджер». Что затрудняет для работников и работодателей определение единых квалификационных требований. В связи с чем, возникают различные подходы к определению ключевых компетенций, в частности, у работодателей. А это как следствие, проявляет себя в невозможности соответствовать трудоустраивающимися постоянно сменяемым и сугубо индивидуализированным критериям.

Возникает также проблема, заключающаяся в том, что полученные знания, предоставленные в высших учебных по управленческим и экономическим направлениям подготовки, которые являются в абсолютном большинстве платными формами обучения, зачастую неактуальны и тем, кто уже оплатил обучение за 4 года по программам «Бакалавр» приходится поступать в бизнес-школы и вновь оплачивать свое обучение, для приведения в соответствие своих профессиональных качеств реальным потребностям рынка. Таким образом стоимость получения необходимых знаний увеличивается наряду со временем, затрачиваемым в образовательном процессе. [1]

Бизнес-образование становится не просто еще одной формой получения образования, оно глобализируется и начинает представлять собой образовательный императив ΧΧI века. Такое важное действия как аккредитация высших образовательных учреждений постепенно становится международной. Три мировых аккредитационных агентства Европы и США вышли за пределы своих континентов, и на них фактически строится мировая система стандартов в области управленческого образования. [4]

Читайте также:  Вырубка кустарников как бизнес

В этой связи необходимо решать существующие проблемы путем тщательной и актуальной переработки образовательных программ по направлению «Менеджмент», создания профессиональных стандартов с использованием лучших достижений управленческой науки. А также оптимизации процесса обучения с целью сокращения издержек на получение образования и оптимизации всех совокупных затрат.

Бесспорно, что усиление значения в образовательном процессе практических навыков требует изменения технологий образования. Основные направления трансформации системы образования вообще и бизнес-образования должны тесно пересекаться и заключаться в переходе к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким «личностным» схемам, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах.

Несмотря на то, что образование изменяется достаточно медленно и консервативно, получение бизнес-образования должно стать непосредственным локомотивом, который будет способствовать динамичному развитию экономики.

Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

  1. Крестьянникова М.Ю.

Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах

  1. Миронкина А.Ю.

Источник: novainfo.ru

Классическая бизнес модель проигрывает тренинговому бизнесу.

Классическая бизнес модель проигрывает тренинговому бизнесу.

Начнем по порядку. Расскажу, почему классические бизнес модели сейчас идут на спад именно в России, что происходит, и в чем основные сложности. Для того, чтобы малый бизнес развивался, надо, чтобы были адекватные общеэкономические условия, чтобы у людей были свободные либо доступные деньги, дешевые кредиты или возможности.

У большинства людей в России сейчас нет денег на начальном этапе. Потому что классические бизнес модели подразумевают наличие либо офиса с сотрудниками, либо магазина с товаром. Это требует обязательно начальных вложений.

Я дам информацию только для владельцев бизнеса. Если у тебя нет бизнеса, ты работаешь на наемной работе или студент, то для тебя это неактуально. Расскажу, почему классические бизнес модели в России сейчас идет на спад. Почему в большом количестве бизнесы разоряются, какие проблемы возникают, почему не получается в России развить малый и средний бизнес. Выживают только гиганты.

Малый бизнес постоянно обновляется.

Чтобы помочь тебе, я дам простой пошаговый инструмент заработка денег через интернет на тренинговом бизнесе. Благодаря этому, ты сможешь обеспечить себя, свою семью, закрыть кредиты, ипотеки, купить себе машину, квартиру, постоянно ездить в хорошие отпуска. У меня в тренинговом бизнесе большой опыт. В настоящий момент я на тренингах зарабатываю в месяц более миллиона рублей.

Занимаюсь этим с 2011 года, и уже достиг хороших результатов в двух нишах. В настоящее время занимаюсь в тематике бизнеса. Главная моя задача, найти, разработать и дать готовое, простое, пошаговое решение, по которому ты сам, с нуля, даже если ты не понимаешь, что такое тренинговый бизнес, что там делать, мог, выполняя простые действия, зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц.

В классической бизнес модели полно проблем для владельца.

Вторая проблема, которая сейчас существует на российском рынке в классической бизнес модели состоит в том, что как только бизнес начинает работать автономно от владельца и приносит хорошие деньги, обязательно кто-то на него «положит глаз». Произойдет либо рейдерский захват, либо разорят. Это происходит постоянно.

Достаточно посмотреть в новостях, что сейчас происходит с разными компаниями. Это стандарт нашей жизни. Чем более заметен твой бизнес, чем больше в нем материальных активов в виде складов, производств, помещений, которые не спрячешь, тем выше вероятность, что твой бизнес заметят, и тем большая вероятность, что у тебя его отберут. К сожалению, тебе никто не поможет.

Третий момент классической бизнес модели, который присутствует сейчас на российском рынке, то, что много малых бизнесов работает в «черную». Создается впечатление, что большая часть владельцев бизнесов стараются обмануть всех абсолютно, клиентов, налоговую, банк. Бухгалтерия ведется в «черную». Бизнес крайне неустойчивый.

Это влечет за собой массу всевозможных рисков, штрафов, вплоть до уголовной ответственности. Возникает проблема, что изначально у владельцев формируется неправильное представление о бизнесе.

Следующая проблема классической бизнес модели, которая наблюдается, то, что большая часть бизнесов нежизнеспособна в российских реалиях. У них высокорискованные бизнес-модели, которые прекрасно работали, когда рынок развивался, это в 2000-е годы, когда не было так много законов, налоги были минимальными, регулирование было слабым со стороны проверяющих органов, центрального банка, налоговой. Тогда можно было много чего делать, все было замечательно и прекрасно.

Источник: business-skill.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин