Проблемы конкуренции малого бизнеса в России

Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86028.htm.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.

Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи

Ермоленко Ольга Александровна,4 курс«Менеджмент организации», «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент научный руководитель

Проблемы конкуренции в современных условияхРоссии

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.Ключевые слова:конкуренция, рыночная экономика, Федеральная антимонопольная служба, глобальная конкуренция, рейтинг

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов.

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России

К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться.

С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика[5]. Никонец О.Е. в статье «Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка»отмечает, чтоконкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, каки монополия,образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке[3]. В современных условиях, когда потребности общества непрерывно усложняются, производственные цепочки становятся глобальными, происходит переход от иерархического к сетевому взаимодействию, фирмы сталкиваются с ограниченностью ресурсов для самостоятельного выполнения всех необходимых дляобеспечения собственного функционирования видов деятельности, классический подход к определению конкуренции как к борьбе в значительной степени утратил свою актуальность. Это ведет к необходимости осмысления современной специфики конкуренции и ставит задачу поиска новых принципов развития и защиты конкуренции в России.

Федеральная антимонопольная службаотмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе[7].

Сергей Кутенев Проблемы роста малого бизнеса в России

Современный этап развития конкуренции XXвека характеризуется осмыслением, как роли конкуренции, так и роли монополии в повышении эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях глобализации. Специфика современной конкуренции заключается в том, что, вопервых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; вовторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; втретьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках[2].

Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной российской экономике, низкий уровень развития конкуренции –одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным докладаВсемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 20132014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран (таблица 1).

Хотя Россия в 2013 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга и сохраняющегося профицита бюджета. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте[6]. Таблица 1 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 2014г.

Индекс глобальной конкуренции 2012

2013г.Индекс глобальной конкуренции 20132014г.Изменение позиции

Проблемы,препятствующиеразвитию конкуренции в стране: 1. Неэффективность функционирования товарных рынков: неэффективность рыночных механизмов, высокая степень монополизации рынков, высокие барьеры для торговли и инвестиций, значительная роль государства в экономике, административные барьеры, ограничивающие предпринимательство, чрезмерное налоговое бремя, неэффективные таможенные процедуры; 2. Неразвитость институциональной среды: в соблюдении прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность, земельных прав и доступности покупки или аренды земли,коррупция и неправомерное влияние на бизнес, высокое бремя административного регулирования, неэффективная судебная система;3. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора: нестабильность банковской системы, неустойчивость банков, недоступность финансовых ресурсов для компаний, низкая операционная эффективность банков;4. Неразвитость российского бизнеса: низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью, низкий уровень управленческих компетенций;5. Деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного.

Таким образом, государство, учитывая современную специфику конкурентных отношений, должно изменить принципы антимонопольного регулирования новых процессов в современной экономике, в частности: перейти от структурного подхода к исследованию рынка для оценки необходимости антимонопольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к структурноповеденческому подходу (анализу структуры рынка и конкурентных действий хозяйствующих субъектов на этом рынке).

Ссылки на источники1.

Азоев Г. Л. Конкуренция:анализ, стратегияи практика / М.:Центр экономики и маркетинга, 2010.2.

Источник: e-koncept.ru

Проблемы конкуренции малого бизнеса в россии

В статье рассмотрено влияние санкций на состояние и конкурентную среду экономики страны. Отражены главные проблемы конкуренции в России – низкая конкурентоспособность отечественных производителей, несовершенство правовой базы.

Рост теневого сектора экономики становится угрозой, ведущей к потере контроля над национальными ресурсами, уменьшению заграничных инвестиций и инноваций, снижению устойчивости финансовой системы страны. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора является следствием недостаточной поддержки государством малого и среднего бизнеса. При реализации программ социальной направленности, оказании поддержки секторам экономики Государственный бюджет Российской Федерации испытывает некоторые трудности. Выделено два основных направления, регулирующие конкуренцию в стране, для этого необходимо разработать ответные меры, на санкции Запада,, совершенствовать нормативно-правовую базу по созданию благоприятных условий для отечественных производителей. В целях стабилизации экономики предложено уделить внимание такому сектору международной торговли, как рынок продовольственных товаров.

конкуренция
конкурентная среда
конкурентоспособность

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135–ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите Конкуренции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.rudocument/cons_doc_LAW_61763/ (Дата обращения 20.01.2018 г.).

Читайте также:  Структуры управления консалтинговым бизнесом могут быть

2. Калинина Ю.Д., Аверин Е.Р. Законодательное регулирование конкуренции в России / Ю.Д. Калинина, Е.Р. Аверин // Экономист. – 2016. – №9. – С.21–28.

3. Рябов М.Л. Проблемы развития конкуренции России в мире / М.Л. Рябов. – М., 2017. – 167 с.

4. Артемьева И.И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: направления и особенности / И.И. Артемьева. – М.: Юнити, 2016. – 415 с.

5. Вересаев О.Т. Основы конкурентной борьбы в России / О.Т. Вересаев. – М., 2016. – 206 с.

6. Коптева Л.А., Бурцева А.И. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения: Сборник материалов ХХ Международной научно-практической конференции. УрГГУ. – Екатеринбург, 2017. – С. 93–98.

7. Калинина Ю.Д., Аверин Е.Р. Законодательное регулирование конкуренции в России / Ю.Д. Калинина, Е.Р. Аверин // Экономист. – 2016. – № 9. – С.21–28.

В наши дни в отечественной экономике наблюдаются глобальные перемены. Санкции подтолкнули власть Российской Федерации по новому посмотреть на ситуацию в стране. Ограничения, которые ввел Евросоюз против нашей страны имеют и негативные последствия (отсутствие отечественных продуктов на иностранных рынках). Однако у санкций есть и положительные последствия (развивается частное предпринимательство, а так же совершенствуются отношения, которые основаны на развитии и конкуренции).

Законодательно в России товары и услуги могут перемещаться свободно, конкуренция поддерживается на должном уровне, а так же существует свобода экономической деятельности. Согласно Конституции РФ конкуренция является ведущим постулатом конституционного строя. Выделяют два направления, которые регулируют конкуренцию в стране:

• защита конкуренции Федеральной антимонопольной службой;

• развитие конкуренции, путем поощреения и стимулирования сопернического поведения.

Главный документ, регулирующий конкуренцию в стране – Федеральный закон №135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Данный закон регулирует условия, которые необходимы для создания конкурентоспособного экономического пространства, защиту от появления монополий и недобросовестной конкуренции на рынке, недопущение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации [1].

Главными проблемами, которые мешают развитию конкурентной среды в России считают несовершенство правовой базы, минимальная поддержка малого и среднего бизнеса государством, недостаточный уровень конкурентоспособности российских производителей.

Согласно действующему Федеральному Закону «О защите конкуренции» существуют несколько видов ответственности за нарушение закона: уголовная, гражданская, административная. Но первые два вида ответственности в нашей стране применяют редко. В 75 % случаев Федеральная антимонопольная служба использует административные меры наказания, так они не требуют особых усилий и бумажной волокиты, поэтому это самый простой порядок защиты конкуренции [2].

Несовершенство законодательства в отношении конкуренции наглядно видно при организации госзакупок. Согласно статистики ~78 % контрактов заключают с теми, кто предоставляет низкую цену, не обращая внимания на качество т/у, гарантии и ответственности сторон при выявлении нарушений.

Недобросовестные поставщики и исполнители участвуют в тендерах и аукционах вследствие того, что проблемы конкуренции в сфере закупок слабо урегулированы нормами действующего закона. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора является следствием недостаточной поддержки государством малого и среднего бизнеса.

При реализации программ социальной направленности, оказании поддержки секторам экономики Государственный бюджет Российской Федерации испытывает некоторые трудности. Сейчас государственные предприятия должны совершать заказы у представителей малого и среднего бизнеса (10 % от объема приобретений, которые не должны превышать 200 миллионов рублей). Также данные предприятия совершать покупки у предпринимателей не менее 18 % от общего объема. В ближайшее время власти планируют повысить долю закупок с 10 % до 15 %, с 18 % до 25 % соответственно [3].

В.В. Путин акцентирует внимание на том, что финансовая поддержка в 2018 году не будет уменьшена, банковские учреждения запланируют определенные льготы для предпринимателей, государство будет давать субсидии представителям малого бизнеса.

Президент подписал указ, который ограничивает количество допустимых плановых и внеплановых проверок, а продолжительность их должна быть уменьшена до 10 дней. Эта мера направлена на улучшение условий для развития бизнеса. По данным Росстата, ~35 % экономических субъектов выплатили внушительные штрафы, после проверок, организованных ИФНС, это подорвало финансовую устойчивость компаний. В.В. Путин попросил органы надзора быть лояльнее с субъектами малого и среднего бизнеса, так как государство отказывается от «сырьевой» экономики и надеется на помощь отечественных производителей в построении новой экономики страны [4].

Главная проблема конкуренции в России – низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Согласно данным Росстата, 65 % компаний используют устаревшее оборудование, которое необходимо починить или заменить целиком, но компании не могут произвести данные замены, так как у них нет достаточных финансовых возможностей. Старое оборудование препятствует созданию конкурентной среды, так как продукты, производимые на таком оборудовании будут обладать недостаточным качеством, по сравнению с аналогичными, производимыми на модернизированных предприятиях. [5]

Процесс глобализации значительно влияет на конкурентную среду товарных рынков и в первую очередь это касается рынка продовольственных товаров, так как страны и регионы мира сильно дифференцированы по природным и экономическим условиям производства продовольственных товаров, а также по величине и структуре потребительского спроса на них. Исходя из этого, целесообразно уделить внимание такому сектору международной торговли, как рынок продовольственных товаров.

Рост теневого сектора экономики становится угрозой, ведущей к потере контроля над национальными ресурсами, уменьшению заграничных инвестиций и инноваций, снижению устойчивости финансовой системы страны [6].

Повышение конкурентоспособности российских производителей, развитие конкуренции снижают негативные влияния санкций, введенных странами запада. Эти санкции имеют ограничительный характер и являются препятствием для выхода отечественных компаний на международный рынок. К примеру, импортные квоты на российские товары повышены.

Несмотря на то, что условия для выхода на иностранные рынки сбыта, трудны для нашей страны, Россия смогла помочь производителям внутри страны, для этого была применена система импортозамещения, которая предполагает не покупку товаров из других стран, а налаживание отечественного производства какого-либо продукта. По аналитическим данным известно, что в 2014–2017 годах доля товаров отечественных производителей возросла до 15,2 %. До 2014 года отечественные товары не имели возможности соревноваться с иностранными товарами. Сейчас российские производители значительно повысили качество своих товаров и услуг, которые они предоставляют, именно это позволило им добиться уважения граждан своей и других стран.

Так, в наши дни Государственной Думой РФ обсуждается необходимость создания нового закона, благодаря которому государство защищало бы российских производителей от негативного влияния санкций. Отмена санкций Евросоюзом могла бы упростить развитие конкуренции в России. Но в США обсуждается возможность введения новых «антироссийских» санкций. Таким образом, можно констатировать, что, отмена санкций произойдет нескоро [7].

Читайте также:  Как открыть свой бизнес в калифорнии

Кроме того, необходимо: разработать ответные меры, на санкции Запада,, совершенствовать нормативно-правовую базу по созданию благоприятных условий для отечественных производителей.

Источник: eduherald.ru

Проблемы конкуренции малого бизнеса в россии

В настоящее время для экономики России особенно важным является поддержание стабильности развития МСП в сложившихся условиях и увеличение роли государственной поддержки. Благодаря санкционным преградам в секторе МСП появилась возможность развития, укрепления позиций, привлечения инвестиций, участия во внешнеторговом обороте, увеличения занятости населения, участия в инновационных разработках и т.д.

Вопросы пространственного развития МСП слабо изучены. В данной статье авторами проведено исследование по конкурентоспособности МСП в регионах РФ. Предложена методика расчета интегрального индекса конкурентоспособности с учетом 15 показателей. Составлен рейтинг субъектов РФ и городов федерального значения по уровню текущей и стратегической конкурентоспособности. По итогам проведенного исследования авторами сделаны выводы и составлены график и картосхемы.

территориальная конкурентоспособность
малое и среднее предпринимательство
инфраструктурный потенциал
инновационная инфраструктура
экономическая и социальная география

1. Гришина Т.П. Малое и среднее предпринимательство в условиях глобализации // Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: сборник Международной научно-практической конференции. – Уфа: РЭУ им. Плеханова, 2015. – С. 163–168.

2. Гришина Т.П. Экономико-географическая оценка конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан: дис….канд. геогр. наук. – Калининград, 2010. – 199 с.

3. Давыдова С.Г. Территориальная организация малого бизнеса в Новгородской области: дис….канд. геогр. наук. – Санкт-Петербург, 2004. – 220 с.

4. Кротов И.И. Развитие малого предпринимательства на основе государственный и муниципальных заказов (на примере регионов Российской Федерации): дис….канд. геогр. наук. – Пермь, 2015. – 233 с.

5. Ларина Н.И., Макаев А.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов [Текст] / Н.И. Ларина, А.И. Макаев // ЭКО Всероссийский экономический журнал. – 2006. – № 10. – С. 17.

6. Луговой К.П. Политические и экономико-географические аспекты развития малого бизнеса рекреационной сферы Краснодарского края: дис….канд. геогр. наук. – Краснодар, 2006. – 138 с.

7. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов [Текст] / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев, Л.С. Засимова, А.А. Чулок. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 33 с.

8. Рублева Е.А. Географический анализ и оценка развития малого предпринимательства в Приволжском Федеральном округе и Удмуртской Республике с помощью геоинформационных систем: дис….канд. геогр. наук. – Воронеж, 2015. – 233 с.

9. Сафиуллин Р.Г., Афанасьев А.К. Основы территориальной экономической политики Республики Башкортостан в начале XXI века // География и регион: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 23–25 сент. 2015 г.). – Пермь, 2015. – С. 136–146.

10. Сафиуллин Р.Г., Гайнанов Д.А. Формирование и развитие кластеров в регионе: теоретико-методологические и прикладные аспекты (на примере Республики Башкортостан) [Текст] // Д.А. Гайнанов, В.В. Печаткин, Р.Г. Сафиуллин, М.М, Макова, С.М.

Гаймалова, Т.Р. Ахметов, В.А. Усов. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – 164 с.

11. Сафиуллин Р.Г., Гришина Т.П. Территориально-структурные особенности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан // Инновационные технологии пространственного развития: сборник научных трудов Всероссийской науч.-практ. конф. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2007. – С. 231–235.

12. Сафиуллин Р.Г., Салимгареев Н.Г. Критерии пространственного развития региона [Текст] / Р.Г. Сафиуллин, Н.Г. Салимгареев // Регионология. – 2009. – № 3 . – С. 19–27.

13. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М. Эффективность территориального развития России: теория, реальность, проблемы // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы VII Всероссийской науч.-практ. конф. – Уфа, 2015. – С. 37–47.

14. Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Ибрагимова З.Ф. Территориально-структурная трансформация города-миллионера: теоретические подходы и методы [Текст]/ Р.Г. Сафиуллин, Р.М. Сафиуллина, З.Ф. Ибрагимова // Региональные исследования. – 2015. – № 1. – С. 18–23.

15. Шеховцева Л.С. Обоснование методики оценки конкурентоспособности российских регионов [Текст]/ Л.С. Шеховцева // Региональная экономика. – 2007. – № 6. – С. 31.

Для устойчивого роста экономики России необходимо развитие предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) играет все большую роль в решении многих проблем социально-экономического развития региона. Увеличивает занятость населения, создавая дополнительные рабочие места, повышает конкурентоспособность отраслей, смягчает социальное напряжение, способствует формированию конкурентной среды, помогает установлению рыночного равновесия, содействует осознанию независимости предпринимателей, ускоряет инновационные процессы, способствует формированию рыночных отношений, активизирует научно-технический прогресс [1]. В условиях сложившегося социально-экономического кризиса важное значение приобретает укрепление позиций МСП на региональных рынках России.

Сектору МСП свойственны гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества, он обусловливает важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики. В то же время для малых предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, дефицит ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. [11].

Актуальность исследования определяется тем, что уже в течение почти четверти века в развитии малого предпринимательства на этапе формирования рыночной экономики в регионах Российской Федерации не происходит позитивных изменений в социально-экономических процессах, которые кардинально преобразовали бы роль малого предпринимательства.

Проблемы территориальной организации МСП в России очень слабо исследуются экономико-географами. Можно отметить только работы С.Г. Давыдовой [3], К.П. Лугового [6], Т.П. Гришиной [2], Е.А.

Рублевой [8], И.И. Кротова [4].

Цель данного исследования – выявление пространственных особенностей конкурентоспособности в разрезе субъектов и городов федерального значения РФ. Общие признаки, свойственные всем малым и средним предприятиям, позволяют применить единую методику научных исследований различных территориальных сочетаний предпринимательства.

МСП стало заметным явлением в экономике России. Согласно статистическим данным, в стране функционирует более 2 млн малых и средних предприятий, зарегистрировано более 13 млн занятых на малых предприятиях, что составляет более 13 % от общей численности трудоспособного населения или более 16 % от населения, занятого в экономике. В условиях политической нестабильности особенно актуальными являются поддержка предпринимательства и повышение его конкурентоспособности.

Достижение и повышение конкурентоспособности является одной из первоочередных задач регионального развития. Актуальность этой задачи подтверждается исследованиями многих ученых [1–15]. Вопросами международной конкурентоспособности занимаются ученые не один десяток лет, вследствие изменения содержания, методики расчета и определения понятия «конкурентоспособность».

Территориальная дифференциация субъектов РФ по уровню развития малого предпринимательства (далее – МП) очевидна. В связи с этим возникает необходимость изучения конкурентоспособности развития МП на различных пространственных уровнях (мега-, макро-, мезо-, микроуровнях).

Читайте также:  Открыть бизнес в лизинг

Конкурентоспособность МП на уровне РФ – это макроуровень исследования. Этот уровень предполагает пространственную оценку конкурентоспособности экономических районов РФ. К проблемам конкурентоспособности МП в России в системе мирового хозяйства относится крайне невыгодное стартовое положение.

Суровые климатические условия и другие неблагоприятные географические факторы (малокомпактная конфигурация, затрудненные связи между различными частями страны, отсутствие водных артерий, доступных в течение всего года, малое количество незамерзающих морских портов и т.д.) определяют повышенную энергоемкость и высокие транспортные издержки всех сфер жизни. Более высокая себестоимость производства в промышленно развитых странах не является препятствием для достижения конкурентоспособности на мировом рынке, т.к. широко используется научно-технический потенциал и территориальная организация рынка использования дешевой рабочей силы. Такой путь интеграции в мировое хозяйство представляется перспективным и для России.

Для оценки конкурентоспособности МП РФ авторами используется методика сравнительной рейтинговой оценки конкурентоспособности (рис. 1–2).

safiul1.wmf

Рис. 1. Основные этапы разработки и проведения оценки конкурентоспособности МСП [2]

safiul2а.wmf

Рис. 2. Показатели, характеризующие интегральный индекс конкурентоспособности МСП регионов РФ

Важной пространственной характеристикой МП в регионе является оценка текущей, стратегической и интегральной конкурентоспособности, позволяющей типологизировать субъекты РФ и города федерального значения при принятии управленческих решений.

В работе Н.И. Лариной и А.И. Макаева оценивается конкурентоспособность регионов Сибирского федерального округа, предлагается методика, аналогичная методике определения страновых рейтингов [5]. Сущность состоит в агрегировании ряда частных показателей страны (региона) по данному показателю. В диссертационном исследовании Т.П.

Гришиной проведено аналогичное исследование, но по оценке конкурентоспособности развития МП субъектов РФ и муниципальных районов и городских округов РБ. Предложен интегральный индекс конкурентоспособности МП, количественное измерение которого осуществляется с помощью 15 показателей для РФ и 16 – для РБ [2]. Авторами проведено исследование по оценке конкурентоспособности МП в 2010 и 2014 гг. Для этого был изменен набор показателей в связи с произошедшими изменениями в статистическом учете и инновационного характера развития регионов. Интегральный индекс конкурентоспособности МП включает в себя индексы текущей и стратегической конкурентоспособности МП.

Индекс текущей конкурентоспособности МП региона характеризует состояние экономики субъектов РФ (5 показателей). Для более детальной оценки развития МП в регионе необходимо рассмотреть ряд показателей, так как они наиболее полно отражают уровень и эффективность развития малых предприятий в регионе. Индекс стратегической конкурентоспособности региона подразделяется на три индекса: развитости инфраструктуры, инновационности, внешнеэкономической деятельности. Интегральный индекс конкурентоспособности региона образуется путем вычисления среднего арифметического индекса текущей и стратегической конкурентоспособности. Он характеризует и состояние текущей, и потенциал стратегической конкурентоспособности субъектов РФ.

При изучении конкурентоспособности МП в субъектах РФ необходимо помнить, что все приведенные факторы в той или иной степени влияют на уровень развития МП. Выбор показателей обусловлен их значимостью и в то же время ограничен в связи с недостаточностью статистической информации. Для расчета стратегической конкурентоспособности региона все выбранные показатели были приведены в сопоставимый вид:

saf01.wmf

,

где i – номера показателей (i = 1, 2, 3, …, m), m – количество показателей;

j – номера региона (i = 1, 2, 3, …, n), n – количество регионов;

Yij – значение i-ого показателя j-ого региона;

Xij – стандартизированный i-ый показатель (коэффициент) конкурентоспособности.

Для каждого показателя выбрано максимальное значение, которое принято за 1. Было найдено среднее значение всех индексов по субъектам РФ. По полученным результатам приведена рейтинговая оценка и проведено ранжирование субъектов по конкурентоспособности развития МП. Регионы упорядочиваются по убыванию показателя. Данная методика комплексной оценки конкурентоспособности развития МП позволяет строить рейтинги и выявлять потенциальные ядра роста.

Изучая конкурентоспособность МП на макроуровне, т.е. на уровне субъектов РФ за период с 2010 по 2014 г. по различным группам факторов, можно говорить о положительной динамике. В 2010 г. лидерами были города Москва (0,491) и Санкт-Петербург (0,405). В них уровень конкурентоспособности МП был очень высокий. В 2014 г. ситуация изменилась, лидеров стало больше и в группу с очень высокой конкурентоспособностью МП добавилась Сахалинская область (0,446) (рис. 3–4).

safiul3.tif

Рис. 3. География конкурентоспособности малого предпринимательства по субъектам России (2010 г.)

safiul4.tif

Рис. 4. География конкурентоспособности малого предпринимательства по субъектам России (2014 г.)

safiul5.tif

Рис. 5. Динамика конкурентных позиций субъектов и городов федерального значения России по уровню развития малого предпринимательства за период с 2010 по 2014 г.

По уровню развития МП г. Москва находится на инновационном пути развития. Сахалинская, Калининградская области и г. Санкт-Петербург лидируют по уровню развития МП, оторвавшись от всех остальных субъектов, но наметился тренд замедления развития МП. Ряд субъектов находятся за нулевым значением текущей конкурентоспособности МП. Это республики Северного Кавказа, Республика Тыва и Усть-Ордынский Бурятский АО.

Таким образом, анализ индекса текущей конкурентоспособности МП позволил выявить в большинстве регионов положительную динамику, за исключением некоторых субъектов, которые по данному показателю ухудшили свои позиции: Архангельская, Астраханская, Тамбовская, Томская области, Еврейская АО, Республики Карачаево-Черкесская, Коми, Хакасия, Забайкальский край и Ямало-Ненецкий АО. В целом по РФ данный показатель увеличился с 0,27 до 0,32.

Результаты выполненных расчетов индекса стратегической конкурентоспособности МП свидетельствуют об ухудшении ситуации в целом по стране: значение индекса сократилось с 0,26 до 0,25. Улучшили свои позиции такие регионы: Калининградская, Иркутская, Ленинградская, Мурманская, Сахалинская, Томская области, Приморский край, Республики Бурятия и Чеченская, Чукотский АО и города Москва и Санкт-Петербург.

Для всех субъектов, в том числе и г. Санкт-Петербурга, характерен останавливающийся тренд развития конкурентоспособности МП. Калининградская, Иркутская, Ленинградская, Мурманская, Сахалинская области, Приморский край, Республики Бурятия, Чеченская, Чукотский АО и города Москва и Санкт-Петербург улучшили свои позиции по текущему и по стратегическому индексу конкурентоспособности МП. Остальные субъекты ухудшили свои позиции либо по значению одного, либо по значению другого индекса конкурентоспособности МП.

Складывающаяся ситуация в развитии конкурентоспособности МП напрямую связана с наступающим общим социально-экономическим кризисом в стране. Основными факторами, влияющими на эффективность малого бизнеса и сдерживающими его развитие в России, являются спад покупательского спроса, вызванный снижением реальных доходов основной части населения, высокая налоговая нагрузка на бизнес, гнет государственной монополии и олигополии.

Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253-2014-0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).

Источник: natural-sciences.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин