Статья посвящена вопросам отечественного и зарубежного малого бизнеса . Цель статьи – выявить основные проблемы развития малого предпринимательства. Рассмотрена мировая практика особенностей функционирования малых предприятий. Проанализированы наиболее значимые проблемы развития малого бизнеса .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Альберт В. А.
Маркетинговая диагностика проблем развития малого бизнеса в России
Взаимодействие форм предпринимательства по масштабу деятельности на примере Тамбовской области
Развитие малого предпринимательства в России: анализ проблем современного этапа
Налоговая система России: проблемы развития финансового обслуживания малого бизнеса
О совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства в рамках вступления России в ВТО
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в России и за рубежом»
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Топ-5 Новых бизнес идей стрельнувших в Европе! Бизнес идеи! Бизнес 2020!
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Статья посвящена вопросам отечественного и зарубежного малого бизнеса. Цель статьи — выявить основные проблемы развития малого предпринимательства. Рассмотрена мировая практика особенностей функционирования малых предприятий. Проанализированы наиболее значимые проблемы развития малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, проблемы развития малых предприятий, отечественное предпринимательство, зарубежное предпринимательство, государственная поддержка малого бизнеса.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Актуальность темы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением.
Отступление к малому бизнесу в различных странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этой среде оказалась Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная кооперативная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать опыт малого бизнеса у Японии.
В мировой практике применяют свыше 50 критериев для причисления предприятия к малому. Чаще всего используют следующие критерии:
— средняя численность занятых на предприятии работников;
— ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
В современной рыночной экономике субъекты малого бизнеса существуют и развиваются, как относительно самостоятельный сектор. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Они обеспечивают социальную и политическую стабильность, могут смягчать последствия структурных изменений, более быстро подстраиваются к изменяющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в развитие регионов, создают и применяют технические и организационные нововведения.
Почему разваливаются малые бизнесы в Европе? Лучший малый бизнес в 2020 году.
* Студент Института экономики и управления. Научный руководитель: Деникаева Р.Н., доцент кафедры «Финансы» Института экономики и управления, кандидат экономических наук.
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).
В Европе малое предпринимательство повышает развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать качество производства. Эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Вследствие чего, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, цель которой:
— сбалансирование интересов государства и бизнеса;
— обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности;
— увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.
Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению [1].
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств [1].
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к тому, когда необходимо решить задачи, связанные с
переводом его в качественно новое состояние путем поиска «точек роста». Экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по многим направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет.
Для решения этих проблем необходима активная и эффективная государственная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти. В России такая политика только разрабатывается. Сделаны лишь первые шаги на пути формирования комплексной политики поддержки и развития малых предприятий.
Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.
По мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Поэтому данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране.
Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами [2].
В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны [2].
По сообщению ПРИМА-News, одной из проблем развития малого предпринимательства, а точнее молодых предпринимателей, является обязательная воинская повинность. Эта проблема обсуждается уже достаточно давно, и
не только в России. Еще в 2008 году на Украине молодые предприниматели требовали отменить для них воинскую повинность под лозунгом — «Призыв в армию приводит молодых бизнесменов к банкротству и подрывает экономическую базу Украины» Призванный в армию бизнесмен не может вовремя отчитаться перед налоговой инспекцией и другими контрольными органами. Если государство не решит эту проблему, то в течение 18 месяцев около десяти тысяч молодых предпринимателей наденут военную форму, оставив без работы огромное количество людей. Молодые предприниматели подготовили законопроект, освобождающий от срочной службы владельцев фирм, годовой оборот которых достигает 50 000 долларов США.
Вышеперечисленные способы относятся к поддержке малого бизнеса внутри страны путем решения проблем внутригосударственного характера.
Но существуют внешние условия, создающие новые угрозы для отечественных предпринимателей. Одной из наиболее новых и современных проблем для предпринимателей стало вступление во Всемирную торговую организацию. С 22 августа 2012 года Россия официально стала 156-й страной-участником Всемирной торговой организации.
Со вступлением в силу протокола о присоединении РФ к этой организации, регулирующей 97 % мировой торговли, была подведена черта под переговорным процессом, занявшим почти 19 лет. Подчиняясь требованиям ВТО, Россия будет вынуждена снизить таможенные пошлины на товары импортного производства с 30 % (по отдельным видам продукции) до 5-11 %. Кроме того, требования ВТО предусматривают также долгосрочное и доступное кредитование населения стран-участников организации.
Удешевление импорта, с одной стороны, приведет к резкому росту спроса на качественные западные товары, а с другой — ударит по отечественным производителям, а в итоге — и по рядовым жителям страны. Об этом свидетельствует опыт других стран, вступивших в эту организацию относительно недавно.
Так, в Индии вскоре после ее вступления в ВТО закрылись 37 % местных производств, что обернулось массовой безработицей. Не лучше положение и в Украине, сельское хозяйство которой оказалось в глубоком упадке, а импорт продуктов питания вырос до 40 %. Повторение такого сценария вполне вероятно и для России. В результате усиления конкуренции во всех отраслях экономики снизятся доходы компаний и увеличатся маркетинговые расходы на поддержание рыночных позиций. Как следствие, значительно упадет рентабельность бизнесов отечественных предприятий и пострадает их конкурентоспособность [3].
Особенно большие потери ожидаются для мясной отрасли, в которой действует достаточное количество малых предприятий. За последние годы в стране было построено много современных свинокомплексов, и сейчас в России достигнуто самообеспечение свининой около 70 %. Однако с принятием условий ВТО произойдет резкое падение производства, свернут работу примерно 60 % комплексов, где сегодня трудятся десятки тысяч человек [3].
Между тем, по утверждениям многих специалистов, проблемы, связанные с вхождением нашей страны в ВТО, начнутся далеко не сразу. Продолжительность переходного периода составит от 1 года до 8 лет, в зависимости от окончательных обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в эту организацию. За это время структуры, призванные обеспечить поддержку малого и среднего бизнеса, могут успеть перестроиться и предпринять необходимые меры для снижения рисков вхождения в ВТО [3].
С оптимизмом смотрят в будущее и многие представители малого бизнеса. Так, вхождение России в ВТО открывает ряд возможностей для малых предприятий производственного сектора, специализирующихся на выпуске продукции с высокой степенью переработки или высокотехнологичной продукции. Перспектива роста данного сегмента связана с тем, что большинство тарифных уступок со стороны ВТО предоставляется именно перечисленным товарным группам [3].
Оптимистичным является прогноз и для предприятий торговли, доля которых в малом бизнесе достигает 80 %. Снижение уровня таможенных пошлин приведет к ощутимому снижению цен на импортные товары, а это, в свою очередь, означает возможность получения дополнительных прибылей, в том числе, за счет роста спроса на продукцию иностранных производителей. Впрочем, эти выгоды не коснутся предприятий, торгующих товарами отечественного производства, которым грозят ощутимые убытки, вплоть до банкротства [3].
Наконец, успешно адаптироваться к новой экономической среде сумеют и наиболее прогрессивные малые предприятия промышленного сектора, осуществляющие производство высокотехнологичной продукции. Такие предприятия, способные стать достойными конкурентами западным производителям, также окажутся в состоянии воспользоваться всеми преимуществами вхождения страны в ВТО [3].
Малый бизнес имеет свои преимуществами и недостатками. Это делает его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила и неперспективным в других, что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.
Малые предприятия с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных товарах и услугах на основе разработки местных источников и обеспечивают при этом большую занятость.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Российский малый бизнес активно участвует в разрешении комплекса экономических и социальных проблем в регионах. Его деятельность спо-
собствует активизации структурной перестройки экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.
Источник: cyberleninka.ru
Проблемы малого бизнеса европы
Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах — членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.
Развитие бизнеса на зарубежом идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики.
Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой — сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
с укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
с устранение административных барьеров;
с унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более
с глубокого экономического сотрудничества.
Была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере
Источник: studbooks.net
Problems and prospects of small and medium-sized businesses in the European Union
Аннотация: Cтатья посвящена анализу современного состояния малого и среднего бизнеса в ЕС. Малые и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль в экономике Евросоюза, однако существуют проблемы и препятствия для их роста и развития. В статье обозначена роль МСП для экономики ЕС, а также проблемы, с которыми такие предприятия сталкиваются, и меры, которые принимает союз для их поддержки.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы «Исследования в области промышленного развития» под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории «Экономическая дипломатия» Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра «Мировой экономики», Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article is devoted to the analysis of the current state of small and medium-sized businesses in the EU. Small and medium-sized enterprises (SMEs) play a crucial role in the EU economy, but there are problems and obstacles to their growth and development. The article outlines the role of SMEs for the EU economy, as well as the problems that such enterprises face, and the measures that the union takes to support them.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions «Research in the field of industrial development» under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory «Economic Diplomacy» in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department «World Economy», Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: ЕС, малые и средние предприятия, экономическое развитие, проблемы.
Keywords: EU, small and medium-sized enterprises, economic development, problems.
Введение
Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшей частью экономики Европейского союза (ЕС), обеспечивая рабочие места, стимулируя инновации и способствуя экономическому росту. Несмотря на свою значимость, МСП сталкиваются с целым рядом проблем и неопределенностей на рынке ЕС, включая ограниченный доступ к финансированию, высокие затраты на регулирование, трудности с доступом к новым рынкам и трудности с привлечением и удержанием квалифицированных сотрудников. В то же время рынок ЕС предлагает многочисленные возможности для малого и среднего бизнеса по расширению и увеличению своей доли на рынке [15, с.1279]. С населением более 450 миллионов человек и ВВП более 15 триллионов евро, рынок ЕС является одним из крупнейших и наиболее разнообразных в мире, предлагая возможности для малого и среднего бизнеса получить доступ к новым потребителям и рынкам. В данной работе будут исследованы проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в ЕС, вызовы, с которыми такие предприятия сталкиваются, а также политика и программы, направленные на их поддержку.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, методы индукции и дедукции, метод обобщений.
Основная часть исследования
Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшей частью экономики Европейского союза (ЕС), на их долю приходится около 99% всех предприятий в регионе [1]. По данным ЕС, МСП обеспечивают около двух третей всех рабочих мест в частном секторе и отвечают за более чем половину валового внутреннего продукта ЕС. [2]
Рисунок 1. Вклад в ВВП ЕС, 2022 год.
Составлено автором по данным Eurostat Enterprise Statistics (2022).
МСП определяются как компании, в которых занято менее 250 человек и годовой оборот которых составляет менее 50 миллионов евро, или общая сумма баланса составляет менее 43 миллионов евро. Эти предприятия варьируются от микропредприятий с несколькими сотрудниками до более крупных компаний с несколькими сотнями сотрудников. МСП работают в широком спектре секторов, включая, обрабатывающую промышленность, сферу услуг, строительство и сельское хозяйство. Они играют решающую роль в стимулировании инноваций и конкурентоспособности на рынке ЕС, и многие из них участвуют в передовых исследованиях и разработках.
Малые и средние предприятия всегда были неотъемлемой частью экономической структуры ЕС. В последние годы директивные органы признали их значение в стимулировании экономического роста и создании рабочих мест. Европейский союз признал, что в настоящее время существует множество различных проблем, с которыми сталкиваются МСП в данном регионе.
Многие проблемы малого и среднего бизнеса в ЕС тесно переплетены с проблемами данной экономической интеграции в целом. Одной из наиболее серьезных проблем является доступ к финансированию [17, с.734]. Многие малые и средние предприятия часто испытывают трудности с доступом к финансированию, особенно на ранних стадиях своего развития. [3] Банки неохотно кредитуют МСП, особенно в странах с более слабыми экономическими показателями или с более сложной нормативной базой. Это ограничивает способность МСП инвестировать в исследования и разработки, расширять свой бизнес или выходить на новые рынки. Доступ к финансированию является проблемой для МСП по всему ЕС, но серьезность проблемы варьируется в зависимости от страны. Согласно обзору деятельности МСП Европейской комиссии за 2021 год, страны, где МСП сталкиваются с наибольшими трудностями в доступе к финансированию, это страны со слабыми финансовыми системами или высоким уровнем задолженности, такие как Греция, Португалия и Испания. [4]
Второй значимой проблемой являются расходы на регулирование. Расходы на регулирование (regulatory costs) относятся к расходам, которые несут предприятия, чтобы соблюдать правила и стандарты, установленные правительствами или регулирующими органами [18, с.14].
Эти расходы могут включать плату за разрешения, лицензии, сертификации и инспекции, а также расходы на соблюдение экологических норм, правил безопасности и других нормативных актов. Проблема высоких расходов на регулирование актуальна для МСП по всему ЕС, но серьезность проблемы варьируется в зависимости от страны. Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2020 году.
Сравнивая регулирование бизнеса в 190 экономиках» [5], в число стран с самым высоким нормативным бременем в ЕС входят Греция, Италия и Франция. Более того, некоторые страны ЕС, такие как Румыния, Болгария и Хорватия, имеют сложную налоговую систему, что может увеличить расходы на регулирование для МСП. С другой стороны, такие страны, как Дания, Финляндия и Швеция, как правило, имеют более простую и прозрачную нормативно-правовую базу, которая может снизить затраты на соблюдение требований. Стоит отметить, что серьезность проблемы также может варьироваться в зависимости от сектора, в котором работают МСП. Например, в секторах с высокой степенью регулирования, таких как здравоохранение и финансовые услуги, бремя регулирования может быть особенно острым, независимо от страны [16, с.63] . Следовательно, директивным органам важно работать над созданием более благоприятной нормативно-правовой среды для МСП по всему ЕС, включая снижение общей нормативной нагрузки, упрощение и рационализацию нормативных актов и предоставление адресной поддержки МСП в секторах с высокой степенью регулирования.
Следующая проблема, характерная для всего ЕС в целом, — экономическое неравенство между государствами-членами ЕС. ЕС состоит из 27 государств-членов, каждое из которых имеет свою собственную экономику, политическую систему и социальную структуру.
Несмотря на то, что ЕС добился значительного прогресса в создании единого рынка и общей валюты (евро), экономическое неравенство остается постоянной проблемой. Это влияет на МСП в различных аспектах.
Страны с более слабой экономикой или более низким уровнем развития часто сталкиваются с большими проблемами в плане доступа к финансам, рынкам и квалифицированным работникам. [6] Как было сказано ранее, МСП в странах с более слабой экономикой испытывают трудности с доступом к финансированию, что ограничивает их способность инвестировать в рост и экспансию [18, с.14]. Более того, существует проблема привлечения и удержания квалифицированных работников в таких странах, поскольку, как правило, такие работники делают выбор в пользу более развитых и экономически стабильных стран ЕС (Германия, Франция). Таким образом, существующее неравенство еще больше усиливается. Кроме того, в ЕС существует не только экономическое неравенство, но и отсутствие гармонизации большой части нормативных актов в области малого и среднего предпринимательства среди стран-членов ЕС.
В целом, проблема неравенства между странами ЕС оказывает значительное влияние на все сферы экономической жизни, в частности МСП, ограничивая их способность получать доступ к финансированию и привлекать квалифицированную рабочую силу. Решение этих проблем будет иметь важное значение для поддержки роста и успеха МСП во всех европейских странах.
Говоря о перспективах малого и среднего предпринимательства в ЕС, необходимо рассмотреть меры, которые принимает данная группировка для решения вышеобозначенных проблем. ЕС признает значимость МСП в стимулировании экономического роста и создании рабочих мест. Таким образом, союз активно внедряет новые программы и инициативы, направленные на устранение существующих проблем, а также на поддержку роста и развития МСП на европейском рынке.
Одной из последних мер, направленных на помощь и поддержку МСП в ЕС, является Европейский план восстановления (Next Generation EU). [7] Он представляет собой пакет финансовой поддержки, введенный Европейским союзом в ответ на экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19. Цель плана — поддержать государства — члены ЕС в восстановлении после пандемии и помочь построить более устойчивое, жизнестойкое и цифровое будущее для Европы. Одной из ключевых целей Европейского плана восстановления является поддержка малого и среднего бизнеса в ЕС. МСП особенно сильно пострадали от пандемии, и многие из них столкнулись со значительными проблемами, связанными с доступом к финансированию, сбоями в цепочках поставок и снижением спроса на товары и услуги. [8] Для решения этих проблем Европейский план восстановления включает ряд мер по поддержке МСП, включая гранты, займы и инвестиции.
Следующая программа — Единый цифровой рынок — представляет собой политическую инициативу, выдвинутую Европейским союзом (ЕС), которая направлена на создание открытого и доступного онлайн-рынка цифровых товаров и услуг внутри ЕС. Инициатива направлена на устранение барьеров для трансграничной онлайн-активности, содействие инновациям и конкурентоспособности, а также улучшение доступа к цифровым товарам и услугам для бизнеса и потребителей [14, с.1248]. Единый цифровой рынок имеет несколько важных последствий для МСП в ЕС: [9]
- Улучшение электронной коммерции: Инициатива направлена на то, чтобы облегчить МСП участие в трансграничной электронной торговле путем устранения таких барьеров, как различия в правовой базе и технических стандартах. Это может помочь МСП выйти на новые рынки и более эффективно конкурировать с более крупными предприятиями.
- Цифровые навыки: Единый цифровой рынок также включает меры, направленные на развитие цифровых навыков и грамотности, которые могут принести пользу МСП, помогая им адаптироваться к новым технологиям и бизнес-моделям.
- Интеллектуальная собственность: Единый цифровой рынок включает меры, направленные на упрощение и гармонизацию законов ЕС об интеллектуальной собственности, что может благотворно повлиять на МСП, предоставляя им большую правовую определенность и защиту их прав на интеллектуальную собственность [19, с.10] .
Наконец, в 2021 году Европейская комиссия разработала «стратегию ЕС для малого и среднего бизнеса» [10], направленную на поддержку роста и развития малого и среднего бизнеса в ЕС. Стратегия сосредоточена на трех ключевых областях [11]:
- Доступ к финансированию: Стратегия направлена на улучшение доступа МСП к финансированию путем поощрения большего объема частных инвестиций, упрощения правил и процедур доступа к финансированию и оказания поддержки МСП в разработке и реализации их бизнес-планов.
- Единый рынок: Стратегия направлена на укрепление единого рынка ЕС и устранение барьеров для трансграничной торговли и инвестиций. Это включает в себя упрощение правил и процедур для МСП по продаже своих товаров и услуг в других странах ЕС, а также оказание поддержки МСП при выходе на новые рынки.
- Цифровизация: Целью данной стратегии является поддержка МСП в освоении цифровых технологий и внедрении инноваций. Она предполагает оказание поддержки МСП в оцифровке их бизнес-процессов, улучшение доступа к цифровой инфраструктуре и технологиям и содействие сотрудничеству между МСП и другими заинтересованными сторонами в цифровой экосистеме.
Стратегия МСП также включает в себя ряд других инициатив по поддержке МСП. К ним относятся:
— Европейская сеть предпринимательства (EEN) [12]: EEN – это сеть вспомогательных организаций, которые предоставляют консультации, поддержку и доступ к возможностям финансирования для МСП по всему ЕС.
— Программа COSME [13]: Программа COSME предоставляет возможности финансирования малым и средним предприятиям для повышения их конкурентоспособности, выхода на новые рынки и внедрения инноваций.
— Программа Erasmus для молодых предпринимателей [14]: Эта программа предоставляет возможности начинающим и действующим предпринимателям работать и учиться у опытных предпринимателей в других странах ЕС.
Заключение
Таким образом, МСП являются важным компонентом европейской экономики, представляя более 99% всех предприятий и обеспечивая занятость миллионам людей. Несмотря на свою важность, малые и средние предприятия сталкиваются в ЕС с множеством проблем, которые препятствуют их росту и развитию.
Эти проблемы варьируются от ограниченного доступа к финансированию до регулятивного бремени и трудностей с выходом на новые рынки. Однако ЕС признает жизненно важную роль МСП в экономике и активно внедряет различные стратегии и инициативы, направленные на поддержку и стимулирование их роста, такие как Европейский план восстановления, Единый цифровой рынок, и Стратегия ЕС для малого и среднего бизнеса.
Важно отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются МСП в ЕС, распределены неравномерно, причем некоторые страны сталкиваются с более серьезными проблемами, чем другие. Следовательно, следует приложить усилия для устранения коренных причин этих проблем и создания более равных условий для МСП по всему ЕС. Потенциальные выгоды от процветающего сектора малого и среднего бизнеса в ЕС многочисленны, включая ускорение экономического роста, создание рабочих мест и инновации. Поэтому директивные органы должны продолжать работать над созданием благоприятных условий для МСП, снижением барьеров на пути к их успеху и созданием условий, в которых они могут процветать.
Источник: edrj.ru