Проблемы малого бизнеса Казахстан

В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты.

Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика.

Kazakh TV: Проблемы малого и среднего бизнеса в Казахстане

Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. Также проблемой малого предпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика.

Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития.

Если первоначально небольшое предприятие, которое было создано частным предпринимателем, может управлять «стихийными методами», то, при увеличении количества сотрудников или объемов заказов, необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование малого бизнеса. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие чёткого планирования финансовых показателей. Несмотря на то, что многие частные предприниматели имеют соответствующее образование, необходимое для проведения работ по планированию бизнеса.

Еще одним направлением совершенствования малого бизнеса является применение новых технологий производства. Многие владельцы малых предприятий вынуждены приобретать устаревшее оборудования, которое используется до тех пор, пока оно не придет в полную негодность. К сожалению, деньги на покупку или модернизацию оборудования для своего бизнеса может выделять далеко не каждый предприниматель, что плачевно сказывается на продукции, которая производится малым предприятием.

Совершенствование малого бизнеса также должно затрагивать кадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Возможно, стоит создать некий костяк профессионалов, которые будут заниматься развитием бизнеса, а остальных сотрудников нанимать временно при наличии необходимых заказов.

Налоговые каникулы завершились у малого бизнеса в Казахстане / Интервью

Одним из важнейших этапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий. Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которые возникают при управлении предприятием. Часть работы, например, составление и сдачу бухгалтерской отчетности, можно поручить другому малому предприятию, специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга, которое гораздо быстрее и качественнее справится с этой задачей.

Каждый владелец малого предприятия рассчитывает на то, что его бизнес значительно расширится и, возможно, превратиться в огромную корпорацию, которая будет приносить солидный доход. Единственным правильным направлением развития предприятия является постоянное совершенствование малого бизнеса и применение новых технологий, как при производстве продукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.

Пути преодоления проблем малого бизнеса в Казахстане:

§ создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

§ реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

§ реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

§ оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

§ применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

§ упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

§ снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

§ поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

§ интенсификацию инвестиционных процессов;

§ стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Проблемы малого бизнеса казахстан

В статье рассмотрено развитие конкурентоспособности малого бизнеса на основе исследования социально-экономических проблем, его развития в современных условиях. Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений в развитии малого бизнеса в Республике Казахстан. Объектом исследования является малый бизнес Казахстана. Обоснованы научно-методологические положения по совершенствованию мероприятий по поддержке и развитию малого бизнеса: углублены и развиты теоретические основы развития малого бизнеса; на основе анализа современного состояния малого бизнеса на предприятиях Казахстана раскрыты особенности развития малого бизнеса в республике в современных условиях; разработаны направления эффективной государственной поддержки в решении социально-экономических проблем малого бизнеса Казахстана; с учетом анализа существующих способов государственной поддержки малого бизнеса, выявлены наиболее эффективные формы их взаимодействия в РК; предлагаются пути развития малого бизнеса РК в современных условиях.

малый бизнес
предпринимательство
государственно-частное партнерство
конкурентоспособность

1. Официальная статистическая информация // Материалы Агентства РК по статистике. – URL: http: // www. stat.gov.kz. (дата обращения: 11.05. 2017).

Читайте также:  Кто владелец радио бизнес фм

2. Ризаева Н.М. Некоторые аспекты развития малого предпринимательства // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. – 2007. – № 1 (59). – С. 67–72.

3. Сихимбаев М.Р., Ханов Т.А., Сихимбаева Д.Р., Боярский В.Г. Развитие экономического механизма рационального недропользования в Казахстане // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3(2). – С. 414–418.

4. Сихимбаева Д.Р., Карагаев Н.С. Нефтегазовый сектор и его место в финансовом бюджете региона // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3(2). – С. 483–488.

5. Сихимбаева Д.Р., Абдраимова К.К. Приоритеты инвестирования нефтегазовой ренты // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10(1). – С. 144–147.

6. Сихимбаева Д.Р., Абдраимова К.К., Балгимбеков Д.У., Талимова Г.У., Байгожина Г.М., Мусаева Э.А. Научные подходы к исследованию проблемы устойчивого развития аграрного сектора экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований». – 2015. – № 11(1). – С. 93–97.

Экономика республики Казахстан претерпевает постоянные изменения, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, падением цен на нефть и другие энергоресурсы, и произошедшими девальвациями национальной валюты (тенге).

Определенные изменения происходят и в сфере малого и среднего предпринимательства.

За период развития рыночных отношений в экономике Казахстана сформировался устойчивый сектор малого и среднего предпринимательского сектора.

Малый бизнес Казахстана формирует конкурентную среду, способствует наполнению рынка отечественными товарами и услугами, является источником формирования среднего класса, как основы стабильности общества, способствуют решению проблемы занятости населения.

Казахстан имеет специфические социально-экономические, геополитические, национально-культурные и исторические особенности, что не всегда дает возможность для использования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

Несмотря на имеющуюся сегодня устойчивую тенденцию роста количества субъектов малого предпринимательства и числа работающих в них, сектор малого бизнеса имеет перспективы роста объемов производства и в решении проблем занятости населения.

Целью исследования является развитие теоретико-методологических основ малого бизнеса Казахстана на основе исследования социально-экономических проблем его развития в современных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические концепции ведущих отечественных и зарубежных экономистов – представителей различных школ и направлений, исследования предпринимательства и сферы услуг. Основополагающее значение имели нормативно-правовые акты, прямо или косвенно регулирующие развитие малого и среднего бизнеса.

В работе применялись методы: статистический анализ и сравнение, расчетно-аналитический и экономико-математический.

Согласно мировой практике малый бизнес наиболее успешно функционирует при соответствующей государственной поддержке в условиях стабильно развивающейся экономики. В этой связи следует отметить роль государственно-частного партнерства (ГЧП), развивающего инвестиционные проекты, в том числе и в малом бизнесе страны.

По данным Агентства РК, по статистике на 01.01.2017 г. в Казахстане зарегистрировано 1 497 102 субъектов малого предпринимательства. Из них – 320 454 – юридические лица малого предпринимательства (17,5 %), 989 014 – индивидуальные предприниматели (66,6 %), и 187634 – крестьянские и фермерские хозяйства (15,9 %) [1]. Таким образом, основным двигателем экономики страны являются субъекты малого бизнеса, так как именно их больший удельный вес приходится на эту сферу деятельности.

Мониторинг количества действующих субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан показал, что по состоянию на 1 января 2017 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по сравнению с соответствующей датой предыдущего года уменьшилось на 4,6 %. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 68,7 %, юридических лиц малого предпринимательства – 16 %, крестьянских или фермерских хозяйств – 15,1 %, юридических лиц среднего предпринимательства – 0,2 %.

В январе-декабре 2016 года по сравнению с январем-декабрем предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых целях) уменьшился на 5,8 %, численность занятых и количество действующих субъектов на 0,8 % и 4,5 % соответственно.

Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за январь-декабрь 2016 года составил 16857,3 млрд тенге. В общем количестве субъектов МСП доля индивидуальных предпринимателей составила 66,6 %, юридических лиц малого предпринимательства – 17,3 %, крестьянских или фермерских хозяйств – 15,9 %, юридических лиц среднего предпринимательства – 0,2 %.

В Карагандинской области за последние годы наблюдается рост численности действующих малых предприятий. Он наблюдался во всех видах экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства. Доминирующим видом деятельности по-прежнему является торговля – 41 %, вторым по значимости видом (20,6 %) являются операции с недвижимым имуществом, третью и четвертую позиции делят строительство и промышленность – 14 % и 9 % соответственно.

Наиболее значительные структурные сдвиги за период состоялись в строительстве и услугах (социальных, персональных, деловых, профессиональных, коммунальных).

Структурные сдвиги были положительными и в сферах связи, операциях с недвижимостью и прочих социальных услугах, которые за последние годы составляют порядка 2 %.

Заработная плата в сфере МСП оказалась на 8,6 % выше, чем в среднем по области, а доход от реализации продукции и услуг оказался у сектора за период на 37,5 % выше, чем в целом по экономике области.

В целом тенденции в развитии сектора малого бизнеса носят позитивный характер [2], малый бизнес в сфере услуг характеризуется следующим:

– за счет отрицательного прироста в торговле удельный вес услуг уменьшился, что само по себе говорит о структурной перестройке экономики. Но в то же время имел место самый значимый положительный структурный прирост в социальных, персональных, деловых, профессиональных, коммунальных услугах;

Читайте также:  Как взять деньги у государства на открытие бизнеса сельского хозяйства

– по индикатору численности занятых структурные сдвиги были положительными только в сфере услуг: связи, операциях с недвижимостью и прочих социальных услугах;

– прирост заработной платы уступает только строительству, но выше, чем в промышленности;

– прирост дохода от реализации продукции и услуг в секторе малого бизнеса.

Формированию и развитию сферы услуг в экономике Казахстана способствовали:

– рыночные реформы и разгосударствление собственности на ряд объектов социальной инфраструктуры;

– ресурсная поддержка развития малого предпринимательства;

– развитие информационно-коммуникационных технологий во всех сферах,

– обострение конкуренции во всех видах деятельности сферы услуг, активизация её неценовых и инновационных форм.

По уровню занятого в этой сфере населения – 68,9 % сфера услуг г. Караганды приближена ко второй группе стран ОЭСР, где сфера услуг обеспечивает около 70 % занятости. Среди всех занятых в сфере услуг Карагандинской области город Караганда сконцентрировал около 80 % работников.

При этом доля г. Караганды в общем объеме услуг, оказываемых в Карагандинской области, превышает 71 %.

Сфера услуг объединяет чрезвычайно неоднородные отрасли не только по темпам роста новых рабочих мест, но и по квалификационной структуре рабочей силы. Все отрасли этой сферы условно можно разделить на четыре большие группы:

– производственные (деловые и профессиональные, финансовые, страховые, риэлтерские услуги);

– распределительные (розничная и оптовая торговля, транспорт, связь);

– личные (гостиничное дело, общественное питание, рекреационные и зрелищные услуги, домашние услуги);

– социальные или общественные (здравоохранение, образование, услуги различных государственных организаций).

Особенный интерес представляет динамика объема оказываемых услуг, относящихся к группе производственных, поскольку эти услуги определяют своеобразие постиндустриальной экономики. В общем объеме услуг, оказываемых сферой услуг Карагандинской области в целом, преобладают финансовые (34,8 %), деловые и консультационные услуги (32,4 %), услуги, связанные с недвижимым имуществом (18,8 %). Негативным фактом можно отметить низкие доли услуг по исследованиям и разработкам (3,2 %), компьютерных и связанных с ними услуг (4,3 %). Но если их рассматривать вместе с деловыми и консалтинговыми, то удельный вес деловых и профессиональных услуг составит 44,7 %.

Согласно результатам проведенного исследования сферы услуг г. Караганды, средние и малые предприятия, в зависимости от отраслевой принадлежности, имеют различный уровень конкурентоспособности.

На региональном рынке преобладают следующие сферы: сектор культурно-развлекательных услуг, услуги частного здравоохранения, издательское дело, консультационные научно-исследовательские услуги, информационно-коммуникационные услуги, юридические услуги, розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, городской транспорт. В то же время на республиканский рынок вышли и оказывают услуги, предоставляемые предприятиями, специализирующимися на рекламных услугах, оптовой торговле, страховании, грузовых перевозках.

Анализ перспективных бизнес-проектов малых и средних предприятий по результатам маркетингового исследования показал, что на республиканский рынок выходят предприятия, оказывающие:

– научно-исследовательские и консультационные (преимущественно в сфере менеджмента и юридические) услуги;

– гостиничное хозяйство и сектор общественного питания;

– услуги частного здравоохранения.

Следует усилить роль ГЧП в развитии малого и среднего бизнеса, что приведет к росту его инвестиционной привлекательности, повышению доходности и увеличению числа занятого населения в регионах.

В современных условиях развития экономики Казахстана особую актуальность приобретает развитие инновационных предприятий малого бизнеса в наиболее перспективных отраслях экономики, вносящих наибольший вклад в бюджет государства и (или) имеющих перспективы роста, как например, в сфере нефтеперерабатывающего комплекса [3–5] и аграрно-промышленного комплекса страны [6].

Показатели развития малого и среднего предпринимательства в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

По состоянию на 1 января 2017 г.

Источник: applied-research.ru

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в конкурентной среде Казахстана

В статье рассмотрены условия для активизации развития малого и среднего бизнеса и указаны проблемы. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Предприятиям малого и среднего бизнеса необходимо активно использовать цифровые технологии для повышения конкурентоспособности.

Аннотация статьи
малый и средний бизнес
предпринимательство
Ключевые слова
Нуркаятова Жумагуль Кайраткызы
Экономические науки
Конференция
Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания

Поделиться
Цитировать

Задача любого государства – стимулировать экономический рост. Стабильный экономический рост напрямую зависит от доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. С развитием малого и среднего бизнеса (МСП) формируется средний класс, создаются новые рабочие места, формируется «здоровая» конкурентная среда, все это в конечном итоге благоприятно сказывается на уровне жизни граждан страны.

В Казахстане с 2015 по 2021 годы малое и среднее предпринимательство (МСП) демонстрирует положительные результаты, его доля в ВВП выросла на 7,9% и достигла 34,7%. Выпуск продукции МСП увеличился почти в 2 раза и достиг 29,7 трлн тенге в номинальном выражении. Общее количество действующих МСП выросло на 15,2% и достигло 1,4 млн субъектов. Общая численность занятых в МСП выросла на 10,6% и достигла 3,5 млн человек.

В рамках Концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для активизации развития малого и среднего бизнеса. Реализация Концепции к 2030 году обеспечит рост занятости в данной сфере до 5 млн человек. Ожидаемым эффектом Концепции станет увеличение к 2030 году доли МСП в ВВП до 40%, а доли средних компаний в ВВП – до 20%. Достижение поставленных целей возможно при создании условий и возможностей для граждан по самореализации в качестве предпринимателя, ведению открытого и добросовестного бизнеса [1, 2].

Читайте также:  Безопасность электронного бизнеса это

В рамках Национального проекта по развитию предпринимательства предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки МСП. В 2021 году в сравнении с 2020 годом, общий кредитный портфель, охваченный мерами господдержки, увеличился на 57% и составил 3,4 трлн тенге [3].

При этом в 2021 году правительство продолжило реализацию комплекса антикризисных мер, начатых в период пандемии, в том числе: кредитование пострадавших секторов экономики; трехлетний мораторий на проведение проверок с посещением субъектов малого и микропредпринимательства; отсрочка по кредитам субъектов МСП в пострадавших отраслях; налоговые льготы [4].

В концепции развития МСП в Казахстане до 2030 года указаны главные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, проводимое государственными органами регулирование в соответствующих сферах не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от культивируемых в обществе ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, текущее состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.

В концепции развития МСБ в Казахстане до 2030 года обозначены ключевые вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, регулирование, проводимое государственными органами в соответствующих сферах, не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, современное состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.

Анализ институциональных условий развития МСБ показывает наличие ряда проблем, проявляющихся в недоверии собственности бизнеса (высокий риск конфискации), неразвитой конкуренции, прямом и косвенном вмешательстве в цены, что, в свою очередь, не обеспечивает роста предпринимательской активности.

Кроме того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.

В-третьих, бизнес-климат по-прежнему остается сложным и непредсказуемым.

Текущая структура государственной поддержки в недостаточной мере учитывает объективное географическое и отраслевое распределение МСП и порождает неэффективное расходование ограниченных государственных ресурсов. Государственные интервенции, направляемые на рост МСП в сельской местности, малых и моногородах, не дают ожидаемых результатов. Когда значительная доля бюджетных ресурсов направляется на финансовые меры, в недостаточной мере финансируются нефинансовые меры, способствующие повышению компетенций и усилению факторов конкурентоспособности МСП, не связанных со стоимостью заемного капитала.

По словам экспертов, недостаточная эффективность государственных программ может быть также обусловлена распределением ограниченного объема бюджетных средств на приоритеты и подходы по поддержке предпринимательства, не связанные с общими стратегическими целями экономического развития.

Крайне узкий охват субъектов МСП мерами государственной поддержки создает дополнительные источники для коррупции, порождая элементы привилегированного отношения к отдельным субъектам предпринимательства, ослабления стимулов для развития факторов производства, приводя в стагнацию ориентацию предпринимателей на регулируемые закупки, импортозамещение и усиливая непродуктивные требования по защите внутреннего рынка [4].

В рамках реализации национального проекта к 2025 году планируется, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет до 35%, рост туризма в ВВП увеличится до 8,4 трлн тенге, доля государства в экономике упадет до 14% и будет создано 995,3 тыс. рабочих мест. Национальный проект предусматривает 10 целей, три из которых направлены на содействие занятости населения: создание условий для открытия и развития собственного бизнеса, поддержку предпринимателей путем организации субсидируемых рабочих мест и развитие навыков для удовлетворения потребностей предпринимателей.

Следует отметить, что дальнейшему развитию предпринимательской деятельности в стране также препятствует громоздкая регуляторная система и излишняя административная нагрузка.

Решить эту проблему планируется в два этапа в рамках закона по вопросам внедрения новой регуляторной политики, который подписал Глава государства в конце 2021 года.

Так, в первом полугодии 2022 года обеспечен пересмотр регуляторных требований в четырех приоритетных отраслях: торговая деятельность, транспорт, сельское хозяйство, услуги общественного питания и проживания. Охват субъектов МСП в данных сферах составляет порядка 60%.

Во втором полугодии 2022 года и в 2023 году планируется пересмотреть требования (более 40 тыс.) к бизнесу в остальных отраслях, среди которых здравоохранение, строительство, промышленность и др. (охват МСП – 40%).

Таким образом, реализация указанных новых подходов позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.

МСБ обычно имеет гораздо меньше финансовых возможностей по сравнению с крупными компаниями. Поэтому снижение нормативной нагрузки имеет решающее значение и должно включать в себя оптимизацию Налогового кодекса и процессов банкротства, а также внедрение оценки регулирующего воздействия. Все это должно помочь вывести МСБ из теневой экономики. Малый и средний бизнес также нуждается в финансировании и консультационной поддержке для того, чтобы оцифровать свои бизнес-процессы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин