Цель данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..
Задачи курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.
Введение
3
1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике
5
1.1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса
5
1.2
Законодательно-нормативные основы поддержки малого и среднего бизнеса
10
1.3
Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах
15
2
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
18
2.1
Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК
18
2.2
Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК
21
3
Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
5 проблем малого бизнеса! Как сохранить свой бизнес и повысить доход?
23
3.1
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
23
3.2
Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
25
Список использованной литературы
Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 г.г., 2004-2006г.г.) показал, что их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике.
Созданы конкурентный рынок товаров и услуг, сформированы правовые основы и определены институциональные меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
3 Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
3.1 Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
Анализируя нынешнее состояние малого и среднего бизнеса в РК, можно выделить целый ряд негативных факторов. Сами предприниматели, особенно при условии анонимности, традиционно говорят о повсеместной коррупции, о почти непреодолимых бюрократических барьерах, о по-прежнему высоких налогах на МСБ. Так, около 6 тыс. малых предприятий Павлодарской области выплачивают почти 20% налогов с юридических лиц. Это при том, что многие экономисты считают, что размеры бюджетного профицита Казахстана вполне позволяют вообще освободить от налогов таких предпринимателей на период их становления.
Одной из наиболее сложных проблем, не зависящей от «человеческого» или точнее «чиновнического» фактора, является отсутствие у большей части МСБ достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки же в силу низкой залоговой способности мелкого предпринимательства переносят стоимость риска на кредиты путем щедрого увеличения процентной ставки по займам. Малый бизнес сегодня продолжает испытывать огромные трудности в получении кредитов из-за слишком высоких процентных ставок и отсутствии залогового имущества.
5 причин не начинать бизнес в 2022 году | Александр Высоцкий 16+
Еще одной проблемой, не нашедшей до сих пор своего решения, является сосредоточенность малого бизнеса в торговле, причем в немалой степени в теневой ее разновидности. Масштабы мелко-теневого бизнеса можно себе представить, если проанализировать следующие цифры. По официальной статистике, то есть на основе регистраций, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 10,4%. Если же считать вместе с так называемым самозанятым населением, иначе говоря, «теневиками», эта цифра достигает реальных 35%.
Власти предпочли бы рост МСБ в производстве, особенно в инновационной сфере. Именно в этой области государство готово оказать предпринимателям действенную поддержку, а на торгово-закупочную и посредническую деятельность такая помощь в настоящее время не распространяется.
Определенные надежды у мелких предпринимателей вызывает позиция Министерства индустрии и торговли, руководители которого неоднократно заявляли, что их ведомство осознает крупные проблемы малого бизнеса.
3.2 Пути решения основных проблем малого бизнеса в РК
Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка малого предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики, где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.
С развитием малого предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию малого предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на близлежащую перспективу. Программой Правительства Республики Казахстан на ближайшие годы предусматривается создание условий для развития малого бизнеса, ориентированного преимущественно на новые технологические производства.
В настоящей Программе выработана модель дальнейшего развития малого предпринимательства, суть которой заключается в систематизации поддержки малого предпринимательства со стороны государства путем оценки влияния принимаемых исполнительными органами решений на развитие малого предпринимательства, и вовлечения в данный процесс предпринимателей и их общественных организаций. Анализ предыдущих государственных программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 г.г., 2003-2005) показал, что их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике.
Созданы конкурентный рынок товаров и услуг, сформированы правовые основы и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства.
Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль над ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правды, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
Координация действий центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства, а также взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству были поручены специально созданному государственному органу – Агентству по поддержке малого предпринимательства в составе тогдашнего Министерства экономики и торговли Республики Казахстан.
Для стимулирования развития малого бизнеса государство предложило упрощенный порядок создания (регистрации). Это, прежде всего, выразилось в сроках регистрации, которая для субъектов малого предпринимательства производится теперь в пределах трех рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов. Для сравнения: государственная регистрация иных юридических лиц осуществляется в десятидневный срок. При этом в целях регистрации субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение, тогда как для других предприятий этот документ входит в перечень обязательных. Законодательство также предлагает субъектам малого предпринимательства осуществление деятельности на основании типового устава, утвержденного правительством, что существенно облегчает подготовку документов для регистрации.
Наконец, в республике создан Фонд поддержки развития предпринимательства, кредитующий проекты МСБ. Однако его деятельность бурной пока назвать нельзя. Ведь государственная политика «заточена» под кредитование производственной сферы, а национальный МСБ тяготеет к торговле, услугам и посредническим операциям. Тем более что массированный нефтедолларовый импорт сметает на своем пути местных производителей из куда более мощной когорты, чем малые и средние предприятия.
С развитием малого и среднего предпринимательства в РК связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.
Государство осуществляет поддержку малого предпринимательства по следующим направлениям:
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
— установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
— устранение правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
— принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников и т.д.
Организационно-правовая форма играет большую роль в становлении и развитии предприятия. Юридические лица, входящие в систему среднего бизнеса, как правило, выбирают форму «акционерных обществ» или «обществ с ограниченной ответственностью».
В малом бизнесе встречаются такие формы как «полное товарищество», «ТОО» — одна из наиболее привлекательных форм малого предпринимательства, также существую производственные кооперативы, которые так в основном являются малыми и средними предприятиями.
Наличие в любом обществе условий для функционирования и развития малого бизнеса — это не только дань моде.
Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства
Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения.
Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
Данные по численность малого бизнеса в РК на 1 января 2009г. — в республике – 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. предприятий малого бизнеса. Среди них 87% совсем небольших – это те, у кого до десяти работников. Всего в малом бизнесе занято 627,6 тыс. человек.
На начало 2009 г. доля субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте республики составила 13,3 % против 7 % в 2005 г., а валовой добавленной стоимости – 14,1 % против 7,4 %, то есть увеличилась за указанный период почти в 2 раза. Одной из основных задач развития малого предпринимательства является обеспечение занятости населения. Из числа занятых 31 % – фермеры, 25 % – индивидуальные предприниматели и 44 % заняты на малых предприятиях. На региональном уровне более 1/5 работающих в малом предпринимательстве приходится на г. Алматы, по 1/10 – на Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области.
Исходя из проведенного анализа данной курсовой работы следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан малый бизнес динамично развивается. В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах.
Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства. Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.
Развитие малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды. Новые предприниматели Республики Казахстан испытывают огромную потребность в успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что малый и средний бизнес, рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.
Список использованной литературы
1 Конституция РК от 30.08.1995 г. //Справочная система «Юрист»
2 Гражданский Кодекс РК от 1.07.1999 г. (Общая и Особенная части). //Справочная система «Юрист»
3 Государственная программа « Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2003-2005»//Справочная система «Юрист»
4 Государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008»//Справочная система «Юрист»
5 Тихомиров Ю.А. Понятие юридического лица //Государство и право. – 1995. -№ 8 с. 6-12
6 Умбетов А. Кредитование малого бизнеса и банки. Алматы : Аль-Пари, 1999. – 556с.
7 Чиркин В.Е. Юридические лица – основа предпринимательства.// Закон и право. – 1997. — №12
8 Шоланов. О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью. //Предприниматель и право. – 1998. -№15
9 Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. М. : Норма-инфа, 1999. – 623с.
10 Курс экономики. / Под редакцией Райзберга Б.А., М. : 1999, 328с.
Источник: www.myunivercity.ru
Основные проблемы развития Малого Бизнеса в посткризисный период в Республике Казахстан. Город Алматы Июнь 2011 год. — презентация
Презентация на тему: » Основные проблемы развития Малого Бизнеса в посткризисный период в Республике Казахстан. Город Алматы Июнь 2011 год.» — Транскрипт:
1 Основные проблемы развития Малого Бизнеса в посткризисный период в Республике Казахстан. Город Алматы Июнь 2011 год.
2 В соответствии с рекомендациями партии «НУР-ОТАН» на совещании «О дальнейшей гуманизации уголовной ответственности за экономические преступления» 11 мая 2011 года «…разработать и внедрить действенные формы вовлечения граждан и представителей бизнес-сообщества в правотворческую деятельность Республики Казахстан». «…рассмотреть возможность наряду с гуманизацией уголовного права проводить ее либерализацию, предполагающую гармонизацию экономических отношений. Либерализация помимо уголовной составляющей должна включать и вопросы экономического регулирования, налоговых отношений, инвестиционного климата, формирования деловой среды».
3 Чем обусловлена необходимость изменения градации МСБ Реальные объемы экономической деятельности по сути МСБ не соответствуют установленным в законе. Явное несоответствие международной практике принятой в большинстве стран мира Не соответствует методикам оценки МСБ в Банках второго уровня Актуальны в связи с переходом на НСФО и МСФО (c ) Новая градация позволяет комплексно в последующем увязать систему определения МСБ и налоговую систему, статистическую систему, систему государственного контроля, проверок, узаконить гос. программы такие как «Дорожная карта бизнеса 2020», «Моратории на проверки» и другие решения Правительства и Президента в отношении МСБ Задачи, которые поставил Президент к 2020 году довести долю МСБ в ВВП до 40% без уточнения критериев – становятся невозможными Уменьшается «серая» непрозрачная составляющая бизнеса и коррупционная составляющая при взаимодействии гос. органов и МСБ Актуально в связи со вступлением в ТС и ЕЭП (не соответствует критериям принятым в РФ и РБ)
4 1 МРП = 1512тенге РК Определены в «Законе о частном предпринимат ельстве» США ЕСТУРЦИЯЯПОНИЯ РФ ФЗ 209 Пост. Прав-ва 556 от Предложе ния для РК 2009 год МИКРО: Количество наемных сотрудников Активы (обороты) Отсутствует понятие 10 2 млн $ 20 ч. в производстве 5 ч. в торговле и услугах Отсутствуют данные до 15 ч. 60 млн. р.р. >2,5 млн.$ 1-9 чел МРП $ МАЛЫЕ: Количество наемных сотрудников Активы (обороты) Производительно сть труда на 1 чел/год МРП ( $) $ До 500 чел Независи мо от оборота млн млн. $ $ 100 ч. в опт, розн. торговле 300 ч. в производстве Капитал 3млн$- производство 1млн$ — оптовая торговля 0,5млн$- розничная торговля 16 — до 100 ч. 400 млн. р.р. (около 17 млн.$) $ чел МРП МРП 3,6-4,2 млн. $ $ СРЕДНИЕ: Количество наемных сотрудников Активы (обороты) МРП 3,3 млн. $ млн млн. $ Отсутствуют данные до 250 ч. 1 млрд.р.р.
43 млн. $ чел. 16 млн. $ — 21,6 млн. $ 1,5 млн. МРП — 2 млн. МРП Международная практика градации МСБ 2,5 млн.$ 1-9 чел. 8 000-10 000 МРП 83 000-104 000$ МАЛЫЕ: Количество наемных сотрудников Активы (обороты) Производительно сть труда на 1 чел/год 50 60 000 МРП (617 000$) 12 350 $ До 500 чел Независи мо от оборота 50 10 млн.
200 000 10-49 4 млн. $ 80 000$ 100 ч. в опт, розн. торговле 300 ч. в производстве Капитал 3млн$- производство 1млн$ — оптовая торговля 0,5млн$- розничная торговля 16 — до 100 ч. 400 млн. р.р. (около 17 млн.$) 170 000 $ 10-99 чел. 400 000МРП 350 000 МРП 3,6-4,2 млн. $ 40 000 $ СРЕДНИЕ: Количество наемных сотрудников Активы (обороты) 250 325 000 МРП 3,3 млн. $ 250 50 млн. 50-250 20 млн. $ Отсутствуют данные до 250 ч. 1 млрд.р.р. 43 млн. $ 100-250 чел.
16 млн. $ — 21,6 млн. $ 1,5 млн. МРП — 2 млн. МРП Международная практика градации МСБ»>
5 Основные Методы «серого» гибкого налогового регулирования сложившиеся в реальной экономической деятельности в РК Все проверки официальных органов РК по сути тоже стали частью серой системы гибкого налогового регулирования, так как главной целью проверяющих стало получение вознаграждения за проверку. ппКраткое описаниеПримерная стоимость Главные причины и цели действий 1Так называемое «обналичивание» безналичных денежных средств 3-5 % от суммы безнала 1.«Приобретение» НДС к зачету по фиктивным документам без реального осуществления работ и услуг. 2.Хищение бюджетных средств по фиктивным документам без реальных работ и услуг. 2Так называемое «крышевание» бизнеса представителями контролирующих и силовых структур Не бескорыстно и не бесплатно 1. Увод действующего бизнеса из под контроля и проверок в целях снижения налоговой нагрузки и дополнительной платы контролирующим органам. 3Бесконечный процесс открытия и закрытия фирм по которым прошли значительные обороты В зависимости от оборота закрытие не бесплатно – десятки тысяч $ 1. Увод результатов финансово- хозяйственной деятельности по фирмам со значительным оборотом из под контроля в целях снижения налоговой нагрузки 4Сокращение налогооблагаемого оборота фирм предпринимателями «Левые» кассовые аппараты, их учет и контроль не бесплатен 1. Сокращение налогооблагаемого дохода в целях снижения налоговой нагрузки.
6 Данные Налогового Департамента по г.Алматы по анализу налоговой отчетности по КПН за 2009 год Количество предприятий Оборот суммарный Средний оборот одной компании Не платят КПН Показывают убытки (Всего отчиталось 39 тысяч компаний) 8,3 триллиона тенге 1,7 триллиона тенге тенге тенге Созданный в 2009 году Алматинскими налоговиками список предприятий, имеющих признаки лжепредпринимательства в первом полугодии 2010 года составил свыше 5000 юридических лиц, по которым арестованы расчетные счета, проведены мероприятия по снятию с учета по НДС. Лжепредприятиями оказались только 139 юридических лиц.
7 Утверждены Совместным Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года 34 и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 4 февраля Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности (без учета крупных налогоплательщиков) НаименованиеСреднеотраслевое значение КНН*, % 1Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство6,7 2Рыболовство, рыбоводство9,1 3Горнодобывающая промышленность13,6 4Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых14,8 5Горнодобывающая промышленность, кроме добычи топливно- энергетических полезных ископаемых 10,6 6Обрабатывающая промышленность5,8 7Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака5,4 8Текстильная и швейная промышленность3,5 9Текстильное производство2,0 10Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви4,4 11Обработка древесины и производство изделий из дерева4,4 12Целлюлозно-бумажная промышленность; издательское дело8,3 13Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов10,8 14Химическая промышленность4,4 15Производство резиновых и пластмассовых изделий3,9
8 16Производство прочих неметаллических минеральных продуктов7,3 17Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий3,7 18Производство машин и оборудования7,8 19Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования4,2 20Производство транспортных средств и оборудования10,2 21Прочие отрасли промышленности2,6 22Производство и распределение электроэнергии, газа и воды5,9 23Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды5,5 24Производство и распределение электроэнергии4,6 25Производство и распределение газообразного топлива10,2 26Снабжение паром и горячей водой7,3 27Сбор, очистка и распределение воды10,2 28Строительство3,7 29Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования1,1 30Гостиницы и рестораны9,7 31Транспорт и связь7,6 32Деятельность железнодорожного транспорта7,3 33Связь13,3 34.Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям10,7 35Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений6,9 36Предоставление индивидуальных услуг9,1 * — Коэффициент налоговой нагрузки
10 Исходные данные для расчета микроэкономического баланса предприятий МСБ Производительность труда в РК — 16,7 тыс $ на 1 чел. в год Закредитованность экономики — 84 % от ВВП Средняя заработанная плата в РК — Градация субъектов МСБ в соответствии с законом.
11 Число работающих80 чел.100 чел. Годовой оборот млн.тг.268 (300 с НДС)310 (347 с НДС) Объем кредитных ресурсов в банках второго уровня (сроки кредитования 7 лет ставка 12,5% годовых) 200 млн.тнг250 млн.тнг Закуп сырья и комплектующих НДС млн.тнг ,4 НДС млн.тнг Фонд заработанной платы ( – тенге на 1 чел. в месяц) млн.тнг + пенсионные, социальные отчисления, соц.налог, ИПН млн.тнг Выплата банку ежегодно Основного Долга28 млн.тнг35,7 млн.тнг Выплата банку ежегодно Проценты %25 млн.тнг31,5 млн.тнг Аренда торговых площадей42 (37,5 + 4,5 НДС) млн.тнг 50 (44,6 + 5,4 НДС) млн.тнг Другие затраты (Электроэнергия, вода,отопление,связь, транспорт и т.п.) 18 (16+ 2 НДС) млн.тнг21 (18,75 + 2,25 НДС) млн.тнг НДС с оборота к уплате12,5 млн.тнг15 млн.тнг Налоги на зарплату к уплате 25%12,5-16,75 млн.тнг15-21 млн.тнг ИТОГО затраты и выплаты с НДС млн.тнг млн.тнг КНН15-23%17-26% Микроэкономический баланс субъекта МСБ в обрабатывающей промышленности РК
12 Возможные изменения в сфере налогового регулирования 1.Все предприятия «МИКРО-БИЗНЕСА» перевести на патентную систему налогового регулирования. 2.Повысить обороты необлагаемые НДС со 100 млн. в год до млн. в год и сделать этот режим доступным для всей категории «МАЛОГО БИЗНЕСА».
Предполагаемый эффект от этих мер: 1.Повысится Коэффициент Налоговой Нагрузки предприятий из-за снижения расходов на «серое» регулирование, легализуется зарплата, не произойдет снижение по сбору НДС (так как основные его объемы собираются при импорте на таможне), начнется уплата КПН. 2.Балансы большинства предприятий станут прозрачными, а не «серыми» как сейчас. 3.Кардинально снизится коррупция в экономической сфере, подорвется спрос на обнальные фирмы, уменьшится количество преступлений в экономической сфере. 4. Значительно вырастит инвестиционная привлекательность, особенно в сфере производства, предприятия РК получат преимущества в ТС и ЕЭП.
13 «Развитие предприятий малого бизнеса г. Алматы в посткризисный период» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев объявил г.Алматы «Полигоном для развития МСБ» ПРЕДЛАГАЕМ: Организовать и провести на этом полигоне учения по теме: «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА г.АЛМАТЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД БЕЗ НДС» Данная инициатива вызовет однозначно широкую поддержку в бизнес среде. Предприятия вновь начнут выстраивать свою долгосрочную стратегию и инвестировать в развитие производства и повышение эффективности бизнеса. Появиться возможность вести бизнес с прозрачными балансами со всеми вытекающими положительными эффектами.
14 Ассоциация Предприятий Мебельной и Деревообрабатывающей Промышленности Республики Казахстан Глухов М.Н г.Алматы, пр.Толе би 271 Тел Спасибо за внимание!
Источник: www.myshared.ru
Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы становления в РК
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ 5
1.1. Малое предпринимательство: опыт зарубежных стран 5
1.2 Государственное регулирование малого предпринимательства в Казахстане. 13
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. 16
2.1. Совершенствование механизмов управления малого предпринимательства 16
2.2. Перспективы развития системы микрокредитования 21
ГЛАВА III РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН: МАЛЫЙ БИЗНЕС СЕГОДНЯ……………………………………………………………………….….24
3.1 Республика Казахстан: малый бизнес станет большим……………………..24
3.2 Перспективы развития малого бизнеса в РК…………………………………26
3.3 Роль бизнес-инкубаторов в развитии малого бизнеса в Казахстане……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. ………..…33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………35
Сноски………………………………………………………….………………..….35
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве стран мира рост малого бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики и повышения ее эффективности. Предпринимательство является главнейшей политической и экономической задачей. Малые предприятия являются важной частью экономики любой страны и в перспективе — это самая ее устойчивая часть.
С развитием малого бизнеса возможно построение стабильно функционирующей рыночной экономики. Неоспоримой истиной считается, что малый бизнес формирует дух и среду предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Развитие малого бизнеса должно быть основой развития государства, его экономики. Это экономическая и социальная стабильность, как результат – стабильность политическая, это миллионы рабочих мест, это сбалансированное устойчивое развитие, это основа для воспитания нового поколения людей способных самостоятельно определять направление своей жизни и жизни своей семьи.
Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой практики известно, что малый бизнес является основой рыночной экономики. Еще в 50-х годах во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных и региональных государственных органов управления и системы прямой и косвенной финансовой поддержки. В наше время в Казахстане такая система очень слабо развита.
Общественные и экономические перемены, произошедшие за последние годы в нашей стране, радикальным образом преобразили социальную и трудовые сферы. Это нашло свое выражение, прежде всего, в переходе от провозглашенной полной занятости населения и обязательности труда, к системе рыночных отношений, зависимых от реального спроса на рабочую силу. В тоже время значительные диспропорции спроса и предложения на рынке труда стали причиной значительных масштабов безработицы.
Целью этой работы является разработка рекомендации по совершенствованию государственного управления развитием малого предпринимательства, по построению схем кредитования и микрокредитования субъектов малого предпринимательства.
В первой главе мы рассмотрим следующие вопросы:
— сущность малого предпринимательства;
— роль малого предпринимательства для экономики зарубежных стран;
— развитие малого бизнеса в экономике переходного периода;
— направления государственного управления малым бизнесом в Казахстане;
Во второй главе нами будут даны рекомендации в области усовершенствования механизмов управления малого предпринимательства в Казахстане. Будут даны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов, развитию кадрового, научно-методического и информационного обеспечения политики поддержки малого предпринимательства; по развитию и совершенствованию механизмов финансово-кредитной политики поддержки малого предпринимательства и по разработке программы микрокредитования населения.
В третьей главе нами будут рассмотрены проблемы развития малого бизнеса в Казахстане на сегодняшний день, деятельность бизнес-инкубаторов а также программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 годы.
ГЛАВА I МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Малое предпринимательство: опыт зарубежных стран
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
— численность персонала;
— размер уставного капитала;
— величина активов;
— объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
Малый бизнес, как уже отмечалось, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
таблица 2
доля технологических нововведений в США и Германии в 90-х годах в %
мелкие фирмы
средние фирмы крупные фирмы
США 35% 15% 50%
Германия 26% 11% 63%
Таблица составлена по данным представленным в публикации Щадилова С. Малый бизнес. // Москва, «Дело и сервис», 1998
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы.
Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран — это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах — не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:
— в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
— повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
— уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
— способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
— в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
— большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
— расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой.
Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
— консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
— медленное расширение деловой активности;
— быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% — быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
Из вышесказанного видно, что в 90-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
В общем, в 80-е — 90-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике.
Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых.
Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз! Тіркелу
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз.
Кейінірек оқу үшін сақтап қойыңыз:
Қарап көріңіз
Источник: www.zharar.com