В данной статье представлен анализ причин выталкивания субъектов малого бизнеса в сферу теневой экономики. На фоне показателей экономики США, ЕС и Японии, где доля теневого рынка мала, а доля малого бизнеса в ВВП страны высока (от 54 до 61%), положение малого бизнеса в России указывает на потенциально высокую степень его участия в теневой экономике. Предпринимаемая государством система мер искоренения теневой экономики (в том числе: борьба с фирмами-однодневками; ужесточение формальных требований для регистрации фирмы; введение дополнительных оснований для отказа в регистрации фирмы; существенное уменьшение теневого оборота наличных денег в экономике; усиление надзора за функционированием платежных систем; установление лимитов на снятие наличных денег через банкоматы и на перевод средств между физическими лицами и многое др.) не принесла решающего успеха. Россия продолжает оставаться страной, где размер теневой экономики относительно ВВП страны недопустимо высок. Приведенный обзор социологических опросов представителей малого бизнеса показывает, что система мер, принимаемых государством по сокращению участия мелких предприятий в теневой экономике, не может быть успешной, если не будут комплексно решаться задачи, стоящие перед данным сектором экономики.
Теневая экономика
Образец цитирования:
Антонян Т.А., (2018), В ЧЕМ ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА. Проблемы экономики и юридической практики, 2 => 32-35.
Список литературы:
Ключевые слова:
теневая экономика, малое предпринимательство, социологический опрос, финансирование, налоговое бремя, коррупция, бизнес-климат, административное давление, рентабельность.
Источник: www.urvak.ru
Вопрос 79. Малый бизнес и теневая экономика
Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов.
Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.
В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса.
255. «Порт Креатово» Д. А. Князев: «Теневая экономика малого бизнеса не платит налоги».
Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике Малый бизнес играет важную роль в современной экономике.
В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу относятся все предприятия с числом занятых менее 500 человек.
В России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие.
В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. лишь 11% ВВП страны, в то время как в США-более 40% ВВП.
Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время примерно в 1/3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.
Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики. В 2002 г. натри отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% — на промышленность, 18,6% — на строительство.
Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так. в США государство активно поддерживает малое предпринимательство.
В целях поддержки малого бизнеса еше в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям. AMБ имеет более 100 отделений в столицах штатов и крупных городах. Многие услуги AMБ предоставляет предпринимателям бесплатно.
AMБ предоставляет также предпринимателям займы из собственных источников (на сумму не более 150 тыс. долл.). участвует в займах коммерческих банков (если эти займы на сумму не менее 350 тыс. долл.), предоставляет государственные гарантии в размере до 90% суммы займа (но не более чем на сумму в 350 тыс. долл.). Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при которых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию.
Главная цель этих комиссий — способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности. Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки: прямую поддержку бизнеса: финансовую (предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий), в подготовке кадров; техническую помощь, в том числе оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридическую, организационно-финансовую, проведение инженерных разработок, маркетинговую и т.п.; административно-хозяйственные услуги: аренда помещений, бухгалтерские услуги, услуги административного характера.
Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.
Теневая экономика — это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования). В состав теневой экономики входят следующие сегменты.
Неформальная экономика («серый рынок») — в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов. Криминальная экономика («черный рынок») — экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.
Фиктивная экономика — предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей. На рубеже веков теневая экономика была эквивалентна в развитых странах в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23, в развивающихся — 39, а по отношению к мировому валовому продукту ее доля составляла около 20%.
В отдельных развитых странах масштабы неформального сегмента теневой экономики составляли (% ВВП): в Италии — 27,4, Испании — 23,4. Германии — 15, Японии — И, США — 9. Функции теневой экономики Теневая некриминальная экономика выполняет в рыночной и особенно переходной экономике следующие функции.
Стабилизирующая Неофициальная («серая») экономика позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения.
В переходной Экономикс России 90-х гг. теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика выполняет, особенно в условиях экономического кризиса, функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.
Дестабилизирующая Криминализация хозяйственной деятельности создает серьезную угрозу стабильности общества. Массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что и произошло в России во второй половине 90-х гг. и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г. Теневой сектор в своей некриминальной части нередко характеризуется низким техническим уровнем, что ведет к деквалификации занятой в нем рабочей силы (например, когда на ремонтно-строитель- ных работах были заняты высококвалифицированные инженеры и рабочие, чьи специальности не были востребованы в новых условиях).
Оценка масштабов теневой экономики Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода: монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения.
На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов; «палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.); анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе; метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг.
В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора. Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров.
Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.
12.03.2016 1.05 Mб 26 Ekonomika_i_upravlenie-Ekonomika_predpriatia-Belyakova_E_A-1.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Проблемы малого бизнеса теневая экономика
Мировой экономический кризис стал событием, которого многие не ожидали, страны экономического превосходства потерпели серьезный психологический дефект, из-за которого многим пришлось менять всю экономическую систему и учения. Не маловажным фактом всего является тот факт, что многие экономические агенты теневой экономики стали непосредственными спасателями экономики.
Масштабная операция по стабилизации экономики потребовали всеобщей консолидации сил и средств. Наверное, самыми крепкими орешками в этой ситуации стало малое предпринимательство. Обеспечение стабильного экономического роста в условиях экономического кризиса — является актуальной проблемой, которая требует решения. Кризис поставил в неадекватные условия предпринимательский сектор.
Необходимо отметить специфические экономические факторы, влияющие на деятельность МП, в условиях экономического кризиса:
- резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования;
- высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса;
- увеличение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий;
- сокращение масштабов деятельности.
В свете выявленных проблем, главной задачей стоящей перед субъектами предпринимательства — это снижение точки безубыточности бизнеса (того количества выпускаемой продукции, ниже которого бизнес терпит убытки). Основными направлениями решения поставленной задачи является: снижение затрат, повышение наценки, снижение кредитного плеча, вывод из контура управления непрофильных активов.
Предлагаемые меры касаются микроуровня, т.е. отдельных предприятий. Для решения данной проблемы на макроуровне необходим другой подход.
Одним из факторов резерва роста экономического потенциала является снижение доли теневой деятельности малого предпринимательства (далее МП). При определенных экономических условиях теневая экономика превращается в один из доминирующих, системообразующих секторов экономических отношений, который определяет направленность развития всей социально-экономической системы и при этом создает условия для своего функционирования и это в полной мере касается деятельности субъектов МП.
Необходимо отметить, что на сегодняшнем этапе развития Российского предпринимательства, деятельность субъектов МП и участников неформального сектора окочательно сформировалась как многоуровневая система межхозяйственных связей, объединяющая официальный — учитываемый (правовой) и теневой (внеправовой) сектора экономики.
Проблема экономических последствий теневой экономической деятельности малых предприятий, характеризующихся величиной теневых издержек, а также недополученных бюджетами всех уровней налогов столь остра, что анализ ее причин и поиска путей по ее решению, является сегодня одной из важнейших задач.
Причинами теневой деятельности МП являются неадекватные экономические условия в виде высоких налогов, недобросовестной конкуренции, отсутствием доступа к ресурсам, незащищенностью собственности, отсутствием имущественной поддержки.
Теневая экономика субъектов малого предпринимательства представляет собой совокупность экономических отношений, является полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой, осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода и выполняющая двойственную роль: позитивную — сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную — антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой.
По результатам проведенных исследований выяснено, что налоговая нагрузка не является основной причиной, по которой субъекты МП осуществляют свою деятельность в теневом секторе. Опросы среди представителей малого бизнеса показали, что основными причинами их теневой деятельности, являются административные барьеры, отсутствие имущественной и ресурсной поддержки, а причину «высокие налоги» предприниматели ставят на последнее место. В нынешней кризисной ситуации теневая экономика МП имеет тенденцию к своему увеличению.
Методом опроса, анкетирования и экспертной оценки исследована практическая деятельность МП в теневом секторе экономики, что позволило определить объем, структуру теневого оборота (дохода) и структуру расходования этих средств.
Процесс исследования издержек в теневом обороте вызвал необходимость ввести понятия:
- теневые издержки потребления — используются на поддержку материальной составляющей бизнеса;
- теневые издержки доступа — издержки, связанные с правом осуществления деятельности в теневом секторе экономики — доступом к ресурсам, защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений, при этом они связаны не с платой за ресурсы, а с платой за получение права на их использование. Теневые издержки доступа эквивалентны сумме коррупционных издержек, издержек защиты и издержек теневой конкуренции.
Уточнены термины «коррупционные издержки»; «издержки теневой конкуренции»; «издержки защиты»:
- Коррупционные издержки — неофициальная оплата не правовой услуги работника негосударственного предприятия, чиновника государственного предприятия, производимая заинтересованным лицом при положительном решении его вопросов, которые непосредственно влияют на повышение эффективности деятельности заинтересованного лица или скрывают имеющиеся правовые нарушения.
- Издержки теневой конкуренции — доля денежного «дохода» руководителей и работников организации, предприятий, чиновников государственных организаций и учреждений, получаемого ими от заинтересованного лица, при свершении коммерческих сделок, производимых в ущерб предприятию, организации, учреждению.
- Издержки защиты — оплата лицу или группе лиц, выполняющих функции защиты от неправомерных посягательств на собственность или на часть денежных доходов другого лица, группы лиц, предприятия. Ими может быть представитель криминальных группировок, работники правоохранительных органов, спец. служб, государственные чиновники.
При осуществлении предпринимательской деятельности субъекты сектора МП выдерживают определенную финансовую нагрузку, которая эквивалентна оплаченной цене доступа равной сумме оплаченных налогов и различных платежей за право заниматься бизнесом (цена входа) и теневым издержкам доступа. При учете всей суммы издержек, которые являются неадекватной нагрузкой при осуществлении деятельности в официальном и теневом секторах экономики, необходимо ввести понятие «полная цена доступа», эквивалентная сумме начисленных налогов, цене входа и теневым издержкам доступа. А основании предложенной структуры теневого оборота субъектов МП проведен его сравнительный анализ, основанный на собственных исследованиях за 2008-2009 гг. и исследованиях О. Шестоперова. Полученные результаты во многом идентичны, хотя показатели используемые О. Шестоперовым были получены в 1999-2002 гг. Это подтверждает тот факт, что теневая составляющая в оборотах малых предприятий и издержки функционирования в теневом секторе экономики остаются на прежнем уровне.
Расчеты показывают большую величину: теневых издержек потребления — 5321,4 млрд. руб. и теневых издержек доступа — 928,1 млрд. руб. Это те финансовые ресурсы, которые полностью выведены из официального оборота.
Анализ теневой деятельности МП показывает, что необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений: предпринимателей и физических лиц, в т. ч. в аспекте оплаченной цены доступа. Одним из путей является снижение издержек функционирования субъектов МП в официальном секторе экономики — уменьшение налоговой нагрузки. Для решения поставленной задачи, необходимо рассчитать суммы оплаченных и не оплаченных налогов, размеры теневых издержек, что является трудноразрешимой проблемой.
Необходимо сказать, что многие аналитики экономики и бизнеса высказывают мнение изменить и программу обучения кадров, изменить, всю государственную политику при этом сохраняя наиболее эффективные механизмы взаимодействия всех агентов. Государство должно оставаться основным регулятором и партнером экономики.
Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Современными учеными проанализированы, дополнены и разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, среди них можно отметить работы М. И. Николаева и А.Ю. Шевякова, В. В. Попова, А. Пономаренко. В исследованиях А. Яковлева и О. Воронцовой рассматриваются методические подходы на микроуровне, используя косвенные и прямые методы в выявление «неучтенного наличного оборота».
При проведении нами анализа масштабов теневой деятельности субъектов малого предпринимательства мы используем метод экономического анализа — специальных расчетных показателей, с использованием дополнительных показателей, полученных в наших исследованиях и данных органов статистики. В качестве специальных расчетных показателей, полученных органами статистики в ходе выборочных исследований деятельности малых и средних предприятий, применялись аналитические показатели: рентабельность; сальдированный финансовый результат
Расчет проводим по предлагаемой нами методике, при этом рентабельность принимаем Rr = 8%, ориентируясь на рентабельность средних предприятий 13,2% — за 2006, и 13,1 — за 2007 гг., аргументируя это тем, что только в этом случае у предприятий малого бизнеса, при небольших оборотах, существует реальная возможность неубыточной деятельности. Расчеты позволили выявить суммы недополученных и уплаченных налогов (начисленные налоги) 1328,77 млрд. руб. за 2006 г. и 1923,1 млрд. руб. за 2007 г., что является величиной издержек, которую должны были бы заплатить предприниматели, осуществляя свою деятельность в официальном секторе (учитываемая деятельность). При этом оплаченная цена доступа равна 1270,4 млрд. руб. за 2006 г. и 1762,4 млрд. руб. за 2007 г., что практически эквивалентно сумме начисленных налогов.
Для более глубокого анализа издержек функционирования при различных экономических условиях деятельности: налоговых ставках и уровне теневой составляющей деятельности МП, был проведен расчет двух дополнительных вариантов: 1 (основной вариант) расчёт по реально существующим показателям;
2 (предлагаемый вариант) расчёт по предлагаемым автором показателям, при которых создаются адекватные экономические условия, исходя из предлагаемого уровня налоговых ставок и платежей: при изменении ставки налога на прибыль с 20 до 10%, ЕСН с 26 до 23%, налога на доходы при применении упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы) — с 15 до 5%, налог на доходы при применении упрощенной системе налогообложения — с 6 до 3%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 5%, единого социального налога (ЕСН) — с 26 до 21%, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — с 14 до 10%.
При сравнении с основным вариантом, характеризующий сегодняшнюю официальную и теневую деятельность предпринимателя, во втором варианте выгоду получает государство — увеличение доходов с 544,3 до 1034,6 млрд. руб. то есть в 1,9 раза. Сумма теневых издержек снижается с 726,0 до 121,0 млрд. руб., — на 605,0 млрд. руб., а оплаченная цена доступа снижается на 114,8 млрд. руб. — за 2006 г. Соответственно за 2007 г. — увеличение доходов с 834,2 до 1446,9 млрд. руб. то есть в 1,7 раза. При этом сумма теневых издержек снижается с 928,2 до 154,9 млрд. руб., — на 773,3 млрд. руб., а оплаченная цена доступа снижается на 160,6 млрд. руб. 2007 г