Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.
Введение 3
1. Малое предпринимательство: понятие, показатели,
признаки. 5
2. Состояние и развитие малого предпринимательства в
Республике Коми 9
3. Проблемы малого предпринимательства в
Республике Коми 12
3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий. 14
3.2.Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в Республике Коми. 16
Работа содержит 1 файл
- Малое предпринимательство: понятие, показатели,
- Состояние и развитие малого предпринимательства в
Республике Коми 9
- Проблемы малого предпринимательства в
Республике Коми 12
Не качать прибыль!
3.1.Приоритетные виды деятельности малых предприятий. 14
3.2.Предлагаемая программа поддержки малого
предпринимательства в Республике Коми. 16
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.
Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей- собственников.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.
Предприниматели Коми не развивают малый бизнес
Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка
товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможности начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально- инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.
Источник: www.stud24.ru
«Малышам» в лесу не место?
Генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов о проблемах малого бизнеса
Уже второй год лесная промышленность в Коми явно на подъеме, если верить цифрам статистики. Но пока крупные предприятия активно развиваются и строят амбициозные планы, представители малого лесного бизнеса жалуются, что они на грани разорения. «Малышам» в лесу не место?
Почему лесным предприятиям, штаты которых немногочисленны, приходится буквально выживать и можно ли как-то решить их проблемы — рассказал корреспонденту нашего издания генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов.
— Большая проблема малого бизнеса — строительство дорог. На него у малых компаний либо вообще нет средств, либо они не уверены, что, затратив немалые деньги на устройство лесовозной дороги к делянке, потом «отобьют» затраты. Бывали случаи, когда предприниматель строил дорогу, заготавливал древесину на одном участке, а другой, расположенный по соседству, в аренду получить не мог. Что делать в подобной ситуации?
— Обычно у предпринимателей выбор вариантов решения этой проблемы невелик. Либо не брать в аренду отдаленный участок в надежде на то, что на аукцион выставят какой-то участок поближе к месторасположению их компании, либо ждать прихода Дедушки Мороза, чтобы он помог проложить зимник подешевле.
Проблема еще и в том, что по нынешней методике расчета стоимости древесины на корню арендатор платит не за качество леса, который произрастает на том или ином участке, а за площадь этого участка, на котором нужно будет провести лесохозяйственные мероприятия. Правильнее было бы, если б учитывался качественный состав леса и удаленность этого участка от автомобильной дороги. Мы обсуждали эту тему с начальником Управления лесов Республики Коми Сергеем Шевелевым, он согласен, что этот перекос в законе нужно устранить, чтобы помочь малому бизнесу покрывать затраты. Один из возможных путей решения проблемы: предприятия среднего бизнеса, которые строят дороги, могли бы некоторые свои участки отдавать в субаренду индивидуальным предпринимателям.
— Руководители небольших предприятий довольно часто обращаются к депутатам, правительству республики с просьбой повлиять на крупное предприятие, чтобы оно поделилось своей лесосекой. А разве тут, кроме уговоров «по-хорошему», вообще как-то повлиять можно?
— Законодательно — нет. Хотя это действительно острая проблема. Например, сейчас в Усть-Вымском районе, в Айкинском лесничестве для малого бизнеса лесных ресурсов вообще не осталось, все участки переданы крупным арендаторам. На мой взгляд, это совершенно неправильный подход и местным властям нужно резервировать какое-то число лесных кварталов, на которых могли бы работать малые компании. Сегодня у нас в регионе в аренде находятся участки с запасом более 12 миллионов кубометров древесины, а арендаторы заготавливают лишь около семи миллионов.
— А остальное про запас оставляют?
— Именно так, мол, пусть будет на всякий случай. Конечно, был бы справедливым такой порядок: если взял лишнее, поделись с тем, кому это действительно нужно. Но заставлять это сделать нельзя. Сейчас на уровне федеральных властей думают о том, чтобы вместо арендной платы ввести рентную. Может, тогда крупным предприятиям запасы на черный день держать будет невыгодно?
Стоит поговорить и о своевременности аукционов. Сколько уже было нареканий арендаторов, что власти поздно выделяют участки! Зима начинается, а аукцион только-только проводится, да еще оформление документов займет около месяца. Думаю, это связано с сокращением аппарата Управления лесов, мы уже заметили, что на наши обращения, письма там тоже просто не успевают отвечать.
Хочу привести пример, сравнив наш регион с соседними. Площадь Гослесфонда в Республике Коми — 36,2 млн га, в Архангельской области — 28,5 млн га, в Вологодской — 11,5 млн га. Общая численность сотрудников нашего Управления лесов — 35 человек, в Архангельской области — 67, в Вологодской — 113. То есть получается, в соседних регионах на 1 млн га леса должностных лиц в разы больше. Люди просто не успевают вовремя выполнять огромные объемы работы.
— В сентябре, когда на заседании Госсовета Коми обсуждались проблемы малого бизнеса, один из участников мероприятия рассказал, что его предприятие простаивает и люди увольняются, потому что лес заготавливать негде и пилораму нечем нагрузить; он хотел закупить пиловочник, но цены сейчас на него выросли, потому что у более или менее крупных предприятий заключены выгодные контракты на поставку материалов в Китай и другие страны.
— Да, более 80% пиловочника, заготовленного в Коми, идет на экспорт. Но иностранные партнеры в первую очередь хотят работать с крупными компаниями, потому что в этом случае они уверены в стабильности поставок, соблюдении всех требований. Небольшие компании тоже на международный рынок выходят, но гораздо реже, потому что на маленькие партии товара и цена ниже, чем на крупные.
Так сложилось, что крупные лесопользователи, владеющие большими лесными площадями, определяют рыночную цену на пиловочник, даже если сами его не перерабатывают. И на балансовую древесину тоже они цены диктуют. Получается, малое предприятие, у которого есть пилорама, сегодня купить пиловочник не может — дорого.
Заготавливать свой либо негде, либо дорого, потому что до делянок далеко. Развиваться толком невозможно, поскольку харвестер или форвардер для сельского предприятия, в штате которого всего человек десять работают, — покупка неподъемная, как и хорошая сушильная камера. Покупать в кредит? Невозможно! Банки требуют почти двойной залог по стоимости.
Если «малыши» что-то и покупают, то только технику б/у, которая эксплуатируется до полного износа.
Сейчас и политики, и чиновники в публичных заявлениях любят делать акцент на проблемах малого бизнеса. Говорят, что небольшим компаниям нужна помощь, преференции, но на практике реальной помощи малый бизнес не видит. В лесной отрасли Коми у малых предприятий пока солидная доля, особенно много таких в сельских районах.
Но крупные лесопромышленные компании волей-неволей вытесняют малый бизнес с рынка. Они расширяют производство, и им требуется все больше участков в аренду. Естественно, власти им идут навстречу — это же стабильное производство с хорошими экономическими возможностями, много рабочих мест, отчисления в бюджет.
— Главы маленьких сельских поселений, на территории которых ведут заготовку крупные лесные предприятия, иногда жалуются на то, что компания только заготавливает лес, а перерабатывать его увозит на свою базу за много километров. И пилорама небольшого местного предприятия закрывается. С одной стороны, успешные компании по договорам социального партнерства помогают сельским территориям, а с другой. Не заставишь же их брать «малышей» под опеку как школу или детский сад?
— Здесь надо говорить о социальной ответственности за территорию, на которой работаешь. Ведь малый бизнес позволяет селу жить, дает людям работу, обеспечивает местных жителей стройматериалами, дровами. К сожалению, у нас крупные компании редко берут в субподрядчики предприятия малого бизнеса.
А если и берут, то обычно на сезонные лесохозяйственные работы: рубки ухода, лесопосадки. «Малыши» изо всех сил стараются держаться на плаву, но им тяжело. Я недавно видел статистику: за год у нас закрылось почти 1800 малых предприятий. Открылось чуть больше шестисот. Полагаю, что в числе закрывшихся немало представителей лесного бизнеса.
— Малому бизнесу предлагают кооперироваться, вместе выходить на аукционы, вскладчину покупать технику. Есть в республике примеры подобной кооперации?
— Был такой пример: в Усть-Куломском районе объединились несколько индивидуальных предпринимателей. У одного был лесфонд, у другого — лесовозы, у третьего — лесозаготовительная техника. Хорошее было начинание, но изменилась стоимость балансовой древесины и стало невыгодно возить ее на продажу. Так они и разошлись. С тех пор не слышал, чтобы у нас еще кто-то кооперировался.
Хорошо еще, что есть отдельные случаи, когда предприятия малого бизнеса, работающие на территории одного лесничества, если не помогают друг другу, то хотя бы не воюют, как бывало раньше, а договариваются, чтобы всем хватало леса и работы.
Беседовала Анна ПОТЕХИНА
Источник: lesprominform.ru
Проблемы малого бизнеса в коми
Организации с численностью сотрудников менее 100 человек имеют больше возможностей получить поддержку, и руководители не торопятся их расширять. Об этом сегодня на дискуссионной площадке заявила член Общественной палаты России Анна Чуракова.
Фото Сергея Паршукова
По ее словам, к мелкому бизнесу, особенно расположенному в сельской местности, действительно нужен особый подход. Но когда разговор заходит о поддержке малого и среднего бизнеса в целом, в реальности о помощи предприятиям с численностью свыше 100 человек речи практически не идет. Из действенных мер — возможность взять льготный кредит и налоговые послабления, касающиеся транспорта.
— Давайте не будем лукавить. Вся поддержка сейчас достается малым предприятиям. Это «подсаживает их на иглу» льгот и заставляет их задуматься о том, имеет ли смысл им наращивать производство. Ведь в таком случае они потеряют ряд преференций, — сказала Анна Чуракова. — На выходе мы получаем, что малый бизнес развиваться не хочет, а средний готов «откатывать» назад, сокращая людей или дробя компания на несколько мелких, чтобы пользоваться льготами и послаблениями.
Еще один момент, который мешает предприятиям, — возможность участвовать в некоторых торгах, которые изначально рассчитаны именно на мелких производителей. Это правило ухудшает положение среднего бизнеса на конкурентном рынке.
По мнению общественницы, необходимо продумать механизм, который мотивировал бы бизнес к развитию, а мелких предпринимателей не ставил бы в заведомо более выигрышное положение.
Так как обсуждение проходило в рамках обсуждения апрельских поручений главы Коми Сергея Гапликова, все замечания и предложения, высказанные на нем, будут обобщены и переданы в правительство региона для проработки.
3019
Источник: www.bnkomi.ru