Проблемы малого бизнеса в муниципальном образовании

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Проблемы управления и развития малого предпринимательства в муниципальном образовании

Posted on 26.05.2020 26.05.2020 by ВУЗРУ

Скачать текст в WORD Для анализа причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства на территории г. Нижнего Новгорода: – высокая налоговая нагрузка; – нехватка собственных оборотных средств; – ограниченный доступ к кредитным ресурсам; – постоянный рост цен на энергоносители и сырье; – нестабильность законодательной базы; – проверки контрольно-надзорных органов; – усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний; – недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей; – низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых предприятиях. Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть: – финансовая и имущественная поддержка; – развитие здоровой конкуренции; – помощь начинающим предпринимателям; – снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Как было отмечено ранее в г. Нижнем Новгороде реализуется комплекс мер поддержки малого предпринимательства. Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют муниципальные меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении малого предпринимательства.

Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции малых предприятий и крупного бизнеса. В действующих ранее на территории г. Нижнего Новгорода муниципальных программах развития малого предпринимательства отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста».

То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов малого предпринимательства, но не на изменения качественного состава отраслей. Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность.

Для малого предпринимательства пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и реализация перечня мер поддержка малого предпринимательства по следующим приоритетным направлениям: 1. Промышленность и инновации.

Малые предприятия могут быть эффективны как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов малого предпринимательства возможно: – автомобилестроение; – информационные технологии; – радиоэлектронная промышленность и приборостроение; – химико-фармацевтическая промышленность; – сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе; – сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов; – легкая и пищевая промышленность.

Большие проблемы малого бизнеса

2. IT-технологии. Малое предпринимательство в сфере производства IT-технологий способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года». 3. Социально-ориентированное предпринимательство. Социальное предпринимательство предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе.

По инициативе Министерства экономического развития началось формирование региональных центров инноваций. Ключевые для ЦИСС проектов это: школа социального предпринимательства, клуб социальных предпринимателей, акселератор социальных проектов, ярмарка франшиз, индивидуальное сопровождение предпринимательского проекта.

Кроме того, запланировано проведение ежегодного форума социального предпринимательства. 4. Молодежное предпринимательство. Исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся.

Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей. 5. Культура, кинематография и туризм. Рост числа малых предприятий в целом – это индикатор «здоровья» экономики города.

Развитие малого предпринимательства в сферах культуры, кинематографии и туризма характеризует повышение качества жизни населения. Планомерное развитие малого предпринимательства в отрасли «Культура» позволит удовлетворить потребности населения в культурно-досуговом обслуживании, разнообразить отрасль, обеспечив здоровую конкуренцию на рынке услуг.

Нижний Новгород представляет собой уникальное историко-культурное пространство. Месторасположения города, его самобытность, а также низкая (относительно других крупных городов) стоимость съемок делает Нижний Новгород привлекательным для кинематографистов.

Это может стать дополнительным направлением в развитии малого предпринимательства – обслуживание съемочного процесса. Развитие кинематографии на территории города неизбежно повлияет на популяризацию и узнаваемость города, повысит имидж города как туристического центра.

С целью развития малого предпринимательства в области туризма органами власти города ведется планомерная работа по развитию туристического потенциала г. Нижнего Новгорода за счет регулярных презентаций на различных российских и международных выставках, проведения масштабных самобытных мероприятий (включая ставший уже традиционным фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров»). 6. Самозанятость.

Читайте также:  Увеличение клиентов в бизнесе

К самозанятым гражданам относятся: репетиторы, фотографы, швеи, сапожники, частные водители, уборщицы, горничные, ремонтники, няни, дизайнеры, переводчики, рыбаки, ярмарочные торговцы, журналисты, копирайтеры, программисты, парикмахеры и мастера маникюра, владельцы гостиниц для животных и др. По оценкам экспертов, в неформальном секторе российской экономики сейчас трудится от 15 до 22 млн. человек, включая самозанятых граждан.

На территории г. Нижнего Новгорода по оценке на 2017 год в неформальном секторе экономике занято более 22 тыс. человек, включая самозанятых, так как потребители их услуг не требуют предоставления регистрации УФНС. Органы местного самоуправления на территории своих муниципальных образований совместно с государственными органами власти оказывают активную поддержку по легализации трудовых отношений, в том числе в отношении самозанятых граждан с последующей их регистрацией на осуществление своей деятельности.

Одной из форм такой работы является проведение мониторинга неформальной занятости на территории г. Нижнего Новгорода. 7. Предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг.

В перспективе приоритетными направлениями станут развитие различных форм торговли (стационарная торговля, НТО, рынки, ярмарки, мобильная торговля, фестивальная и выставочно-ярмарочная деятельность). Развитие стационарной торговли продолжит развиваться за счет строительства новых зданий, использование помещений на 1 этажах жилых зданий, перепрофилирование помещений стационарных зданий и сооружений под предприятия торговли. Кроме того, развитие интернет-технологии дает толчок к развитию такого направления, как интернет-торговля, которая в настоящее время находится в активной фазе своего развития, а российский рынок является одним из самых перспективных. Кроме того, существенным недостатком в сложившейся инфраструктуре поддержки и развития малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде является отсутствие специализированного учреждения, предоставляющего бесплатные информационно-консультационные услуги малым предприятиям. Тогда как во многих крупных муниципальных образованиях Нижегородской области подобные учреждения созданы и успешно функционируют. Скачать текст в WORD

Источник: vuzru.ru

Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края

Строкина, А. Г. Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края / А. Г. Строкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100746/ (дата обращения: 02.06.2023).

Как показывает зарубежная и отечественная практика, местные власти и представители бизнеса должны взаимодействовать, чтобы обеспечить здоровую и процветающую экономику территории. Местные власти несут ответственность за развитие инфраструктуры, общественной безопасности и экономическое развитие конкретного муниципалитета. А представители бизнеса могут предоставить ценную информацию о потребностях местного сообщества, а также о потенциальных возможностях для роста. Работая вместе, местные власти и представители бизнеса могут создать взаимовыгодные отношения, которые принесут пользу обеим сторонам.

Взаимодействие между местными властями и представителями бизнеса также помогает развивать чувство общности среди предприятий в этом районе. Работая сообща, предприятия могут обмениваться ресурсами и идеями, которые принесут пользу всем участникам сообщества. Это сотрудничество помогает создать среду, в которой предприятия чувствуют поддержку со стороны местных властей и с большей вероятностью останутся в этом районе надолго.

Отлаженная и эффективная система взаимодействия имеет серьезное значение не только для многочисленных представителей бизнеса, но и для самого муниципалитета и населения проживающего на его территории, для обеспечения удовлетворения потребностей обеих сторон. Эта система обеспечивает двусторонний диалог между муниципалитетом и бизнесом, который может помочь выявить потенциальные проблемы и возможности, а также обеспечить платформу для сотрудничества.

Муниципалитет может извлечь выгоду из этой системы несколькими способами. Во-первых, гарантировать, что предприятия будут осведомлены о любых изменениях или разработках на территории, что позволит предприятиям при определенных условиях инвестировать в этот район и создавать рабочие места. Во-вторых, предоставить предприятиям возможность высказать свои опасения или идеи непосредственно местным властям, что может способствовать быстрому и эффективному решению многих вопросов, что выгодно обеим сторонам.

Нормативное регулирование взаимодействия между муниципальными властями и предпринимателями включает в первую очередь федеральные законы 131-ФЗ [1] «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и 209-ФЗ [2] «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», региональные и муниципальные программы и нормативные акты.

Взаимодействие между муниципальными властями и предпринимателями Бакинского муниципального района Хабаровского края схематично выглядит следующим образом (рис. 1).

При сравнительно развитой структуре взаимодействия в муниципальном районе существует ряд серьезных проблем развития бизнеса, особенно малого и среднего; это касается как снижения их числа и сумм финансирования, так и ряда институциональных проблем.

Читайте также:  Как открыть акселератор бизнеса

Схема взаимодействия местных органов власти с предпринимателями Бикинского района Хабаровского края

Рис. 1. Схема взаимодействия местных органов власти с предпринимателями Бикинского района Хабаровского края

Так, динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края за 2019–2021 гг. приведена на рисунке 2.

Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края, 2019–2021 гг.

Рис. 2. Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края, 2019–2021 гг.

Наблюдается снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и на 1 тыс. человек населения (рисунок 3).

Динамика числа субъектов малого предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края на 1 тыс. человек населения, 2019–2021 гг.

Рис. 3. Динамика числа субъектов малого предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края на 1 тыс. человек населения, 2019–2021 гг.

Снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе происходит на фоне реализации различных мер поддержки как со стороны региона, так и со стороны муниципалитета. В то же время наблюдается снижение объёмов финансирования мероприятий по поддержке развития малых предприятий Бикинского муниципального района (рисунок 4).

Финансирование мероприятий по поддержке развития малых предприятий Бикинского муниципального района, 2019–2021 гг.

Рис. 4. Финансирование мероприятий по поддержке развития малых предприятий Бикинского муниципального района, 2019–2021 гг.

В виду острой необходимости более эффективного развития взаимодействия и поддержки малого предпринимательства на территории района в конце 2020 года была принята Муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налог «Налог на профессиональный доход» в Бикинском муниципальном районе Хабаровского края на 2021–2030 годы» [3] (далее — Программа).

На реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, в бюджете Бикинского муниципального района было предусмотрено 821,41 тысяч рублей, средства краевого бюджета 925,65 тысяч рублей, средства федерального бюджета не привлекались. В целях участия в конкурсе для получения софинансирования Программа была направлена в министерство экономического развития Хабаровского края.

По итогам реализации программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Бикинском муниципальном районе Хабаровского края на 2013–2022 годы» была проведена интегральная оценка эффективности реализации программы в целях оценки вклада результатов программы в социально-экономическое развитие района, данные по проведенной оценке приведены в таблице 1.

Эффективность муниципальных программ развития малых предприятий Бикинского муниципального района

Показатель

2019

2020

2021

Интегральная оценка эффективности реализации программы

Оценка эффективности использования средств бюджета района

Источник: составлено автором по данным администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края

На основании расчетов интегральной оценки можно сделать вывод, что в течении трех лет программа является эффективной. Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края с 2013 по 2020 гг. была оказана финансовая поддержка 62 субъектам малых и средних предприятий, 4 субъекта малых предприятий получили имущественную поддержку, информационная поддержка оказывалась в виде консультаций, семинаров, вебинаров. Также оказывается финансовая поддержка деятельности Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства Бикинского муниципального района Хабаровского края», которая выступает важным ресурсом развития малых предприятий.

Роль малых предприятий в экономике муниципального района последовательно возрастает, обеспечивая решение ряда важных задач, таких как насыщение потребительского рынка товарами и услугами, увеличение платежей в бюджет, при этом сокращается уровень безработицы, на смену устаревшим технологиям и практикам приходят новые более современные.

Но неоспоримым является тот факт, что эффективная система взаимодействия между местными органами власти и представителями бизнеса необходима муниципалитету Бикинского муниципального района для обеспечения удовлетворения потребностей обеих сторон. Это предоставляет возможность для сотрудничества и коммуникации, которые могут быть полезны для всех участников.

И тем не менее, формирование эффективной системы взаимодействия между местными органами власти и представителями бизнеса является непростой задачей. Это связано с тем, что в игре задействовано много различных интересов, и может быть трудно гарантировать, что все стороны будут удовлетворены результатом. Кроме того, между двумя группами может отсутствовать доверие, что может затруднить установление продуктивных отношений.

Таким образом, одной из основных проблем рассматриваемой сферы является несоответствие между уровнем удовлетворённости представителей бизнеса и населения (самозанятые, потенциальные предприниматели) информированием о существующих методах поддержки малого бизнеса, возможностях для создания и развития бизнеса в Бикинском муниципальном районе Хабаровского края, получения консультационных и иных услуг, мероприятиях для представителей бизнеса, действующими каналами информирования и взаимодействия власти и бизнеса.

А для формирования эффективной системы взаимодействия между местными органами власти и представителями бизнеса важно обеспечить, чтобы обе стороны понимали потребности и цели друг друга. Также важно создать платформу для открытого диалога и коммуникации, чтобы обе стороны могли конструктивно выражать свои опасения и идеи. Важно обеспечить, чтобы все стороны имели доступ к точной информации для принятия обоснованных решений.

Приведем ряд перспективных вариантов взаимодействия местных властей Бикинского муниципального района с представителями бизнеса, которые, представляется, возможным реализовать на практике в ближайшие годы:

  1. Создание целевой группы из местных властей и представителей бизнеса для разработки стратегий экономического роста.
  2. Создание структур муниципально-частного партнерства для финансирования проектов, которые приносят пользу как местной экономике, так и сообществу.
  3. Разработка онлайн-платформы для бизнеса Бикинского муниципального района в целях аккумуляции и анализа мнений и отзывов о предлагаемой политике или нормативных актах местных органов власти.
  4. Предоставление ресурсов и вспомогательных услуг для бизнеса, таких как доступ к капиталу, техническая помощь или программы обучения персонала.
  5. Разработку онлайн-портала, на котором предприятия Бикинского муниципального района смогут легко получить доступ к информации о нормативных актах, разрешениях, налогах и других требованиях местных органов власти.
Читайте также:  Бизнес это как цветок

В этой связи перспективным и возможным к реализации в ближайшее время является создание портала «Бикинский бизнес» для развития форм привлечения к участию в мероприятиях для представителей бизнеса, получению консультационных и образовательных услуг, а также информированию о существующих методах поддержки, льготах, возможностях получения субсидий, заключения социального контракта и т. д., информирования населения о текущей и плановой работе Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата при главе Бикинского муниципального района Хабаровского края и иных организациях инфраструктуры поддержки предпринимателей.

Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие между муниципальными властями Бикинского муниципального района и предпринимателями включает в себя ряд шагов, включая регистрацию, коммуникацию, предоставление информации, поддержку начинающих и устоявшихся предприятий, разрешение споров и развитие бизнеса. Следуя этому алгоритму, муниципальные власти Бикинского муниципального района могут помочь предпринимателям процветать и вносить свой вклад в экономический рост муниципального района.

  1. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.
  3. Муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в Бикинском муниципальном районе Хабаровского края на 2021–2030 годы» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bikinadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Malyj-i-srednij-biznes/5365 (дата обращения 02.12.2022)

Основные термины (генерируются автоматически): Бикинский муниципальный район, Хабаровский край, представитель бизнеса, местный орган власти, власть, муниципальный район, эффективная система взаимодействия, малое предпринимательство, предприятие, среднее.

Источник: moluch.ru

Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова)

Цитировать:
Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 3. – С. 3-10.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712181
Цитирований: 4 по состоянию на 16.08.2020

Аннотация:
Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено, какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса. Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства. В связи с этим, автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, муниципальное образование, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, муниципальная власть, прогрессивная экономика

Похожие статьи:

1. Безработица в России 2010-2011. Статистика, мониторинг численности безработных в стране. [Электронный ресурс]. ‒ 2011. ‒ http://www.rian.ru
2. Выживет ли малый и средний бизнес в условиях глобального кризиса? [Электронный ресурс] // Капитал страны. ‒ 2009. ‒ http://http://www.kapital-rus.ru/articles/article/139078
3. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбкове на 2008-2010 годы». Новозыбков, 2007.
4. Федеральный закон Российской федерации от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Подробнее об авторе:

Кирьянова Наталья Александровна
аспирант, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского

Смотрите также:

Современный консалтинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса (Завьялова Н.Б., Сорокин А.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 3 / 2022

Страница обновлена: 16.03.2023 в 07:53:50

Источник: 1economic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин