Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
ФФБД, 2 курс, ДФУ-1 А.С.Балковская
Курсовая работа: 32с., 7 табл.,2 диаграммы, 26 источников.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, КРЕДИТОВАНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
Объект исследования – малый бизнес Республики Беларусь.
Демографические проблемы Республики Беларусь и пути их решения
Предмет исследования – проблемы развития малого предпринимательства в РБ, а также пути их решения.
Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
Методы исследования: описания, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
Исследования и разработки: проведен анализ влияния малого бизнеса на экономику, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы и пути их решения в малом бизнесе Республики Беларусь.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, создание собственного бизнеса.
Course work: 32 pages, 7 tables,2 diagram, 26 sources
ENTERPRISING, SMALL BUSINESS SUPPORT, SMALL BUSINESS,ENTREPRENEUR, MARKET ECONOMY, DEVELOPMENT PROBLEMS, STATE SUPPORT, FOREIGN INVESTMENTS, CREDITS,PRIVATIZATION, TAXING, LICENSING.
Object of the research: small business in Belarus.
Subject of the research: problems of small business development and the ways of their solution.
Aim of the work: studying theoretical and practical aspects, as well as problematic zones in the system of small business in Belarus, and the ways of its solution.
Methods of the research: description, systematization, analytical method, method of the comparable analyses, statistics, collecting facts.
Research and developments: the analyses of small business’ influence on the economy was made, as a result the main problems were revealed, and the general ways of solution were offered.
Elements of the scientifical newness: the main problems of small business in Belarus and ways of their solutions were defined.
The sphere of possible practical usage: lections, seminars, running own business.
Стальные парни. Малый Бизнес. Бизнес из Белоруссии. Проблемы и их решения.
Развите малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рвыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической так и в социальной сфере.
Актуальность тематики развития, проблем и форм развития малого бизнеса в Республике Беларусь остается очень высокой практически с момента появления этого сектора экономики-с начала 90-х гг. Пложение малого бизнеса в последнее время не улучшается. Несмотря на предпринимаемые со строны государтва меры по совершенствованию законодательной базы, регламентирующей различные аспекты предпринимательской деятельности, малый бизнес в своем развитии по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.
В современной Беларуси, идущей по пути рыночных переобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов.
Объектом данной работы является малый бизнес Республики Беларусь.
Предметом работы выступают проблемы развития малого предпринимательства в РБ, а также пути их решения.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
- Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
- Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
- Проанализировать структуру и специфику деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь, выявить проблемные зоны;
- Проанализировать государственную поддержку малого бизнеса, рассмотреть достигнутые результаты, а также выявить проблемные зоны;
- Перечислить проблемы становления малого бизнеса в Республики Беларусь;
Что касается степени разработанности проблемы, то в трудах классиков экономической теории А.Смита, Д.Рикардо, Д.Кейнса и других можно найти упоминания о некоторых особенностях малого бизнеса, но специально посвященных ему исследований нет. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса.
При написании курсовой работыы основной исследовательской базой явились статистические данные по выбранной теме и публикации в специализированных периодических изданиях, а также нормативные материалы, то есть постановления и законы Совета Министров, касающиеся малого бизнеса. Много информации было взято с официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
Возникновение и развитие малых предприятий связано с предпринимательством, которое в соответствии с классической экономической теорией представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск под имущественную ответственность. История развития экономики свидетельствует, что само предпринимательство начиналось с малого бизнеса, точнее с торговых и ростовщических сделок [1, c. 6].
Деятельность, направленная на создание условий, необходимых для удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества, называется бизнесом. Не редко под термином «бизнес» подразумевают «предпринимательство». Отождествляя эти две экономические категории мы можем охарактеризовать предпринимательство как один из уровней бизнес — деятельности, который выступает, с одной стороны , как обособленная функция собственника (генерального бизнеса) , с другой – как высшая ступень управленческой деятельности[2,с. 263 – 266].
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях [3, c. 5].
При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии . К количественным относится средняя численность занятых на предприятии работников, годовой объем производства, годовой объем продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. Среди качественных критериев используются следующие: предприятие владеет небольшой долей рынка, управление предприятием осуществляет лично его владелец, предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании[4,с. 5-6].
Критерии отнесения предприятий к категории малого предпринимательства определены Указом Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства». В соответствии с ним, основным критерием выступает среднесписочная численность работников, дифференцированно по отраслям народного хозяйства:
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической среде – до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек[5].
Для сравнения можно привести критерии отнесения к малым предприятиям в развитых странах в соответствии с таблицей 1.
Число работающих не более 50 человек
Годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро
Доля внешних собственников в собственности малого предприятия не более 25 %
Микропредприятия — число работающих не более 9 человек
Малые предприятия – число работающих от 10 до 49 человек
Средние предприятия – число работающих от 50 до 249 человек
Для всех категорий предприятий товарооборот менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро
Микропредприятия — число работающих не более 19 человек
Малые предприятия – число работающих от 20 до 99 человек
Средние (малые) предприятия – число работающих от 100 до 199 человек
Средние (большие) предприятия – число работающих от 200 до 499 человек
Число занятых до 500 человек
Активы не свыше 5 млн дол. США
Прибыль не более 2 млн дол. США
Средняя численность до 200 человек
Уставный капитал до 100 млн иен
Средняя численность до 300 человек
Таблица 1 – Критерии отнесения к малым предприятиям в развитых странах
Примечание – Источник: [6, с. 19]
Выбор организационно правовой формы предприятия осуществляется с учетом взаимодействия формы предприятия и его характеристик, которые регламентируются государством Гражданским кодексом и специальными законами.
Рассмотрим некоторые особенности малых предприятий различных организационно- правовых форм в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Полное товарищество – его участники занимаются предпринимательской деятельностью то имени товарищества. Наименование должно содержать слова « полное товарищество» и имена всех участников, либо имя одного или нескольких участников. Минимальное количество участников – двое.
Коммандитное товарищество – состоит из двух групп участников – полных товарищей и вкладчиков, которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности . Наименование должно содержать слова « коммандитное товарищество» и имена всех участников, либо имена одного полного товарищества с добавлением слов « и компания» и « коммандитное товарищество».
Общество с ограниченной ответственностью – создается двумя или более лицами, уставный фонд которого разделен на доли. Его наименование должно содержать слова « с ограниченной ответственностью».
Общество с дополнительной ответственностью – в нем участники несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам общества. Наименование должно содержать слова «с дополнительной ответственностью».
Открытое акционерное общество – уставный фонд разделен на определенное число акций. Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Наименование должно содержать указатель на то, что общество акционерное.
Закрытое акционерное общество — в отличие от открытого акционерного общества не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Требования к наименованию аналогичны требованиям к открытому акционерному обществу.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Название должно содержать указание на собственника имущества.
Производственный кооператив – коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос и принимать личное участие в предпринимательской деятельности. Его название должно содержать слова «производственный кооператив» или «артель» [10, С. 33-35].
Источник: www.myunivercity.ru
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Основные проблемы развития малого предпринимательства в Беларуси и пути их решения
Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь», подготовленный в развитие Директивы №4. В течение месяца с 27 марта по 25 апреля 2015 года документ был размещен на сайте Министерства экономики для проведения публичных консультаций и общественного обсуждения.
Высокая стоимость кредитных ресурсов является сегодня одной из насущных проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства и в значительной мере препятствует становлению и развитию бизнеса. В связи с этим программой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено выделение финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, а также субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление льготных кредитов за счет средств местных бюджетов.
В 2014 году Банком развития начата программа по предоставлению кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется через 10 банков-партнеров. При этом размер процентной ставки по данной кредитной линии максимально приближен к ставке рефинансирования, что, разумеется, существенно ниже стандартной ставки по кредитам, предлагаемой субъектам малого и среднего предпринимательства другими коммерческими банками [14].
В 2014 году финансовая поддержка по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства была оказана 47 субъектам малого предпринимательства на сумму порядка 13 млрд руб. В целом банками по стране предоставлены льготные кредиты 36 субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет средств местных бюджетов на сумму 39,5 млрд.руб., за счет средств Банка развития на сумму 90 млрд.руб. В первом квартале нынешнего года Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства профинансировано 12 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Банком развития 35 проектов, общая сумма кредитных ресурсов составила около 31 млрд руб.
В настоящее время представители бизнес-сообщества выступают с инициативой о создании специальных институтов финансовой помощи по продвижению интересов малого и среднего бизнеса, который в условиях Единого экономического пространства не сможет полноценно сотрудничать с российским бизнесом, так как он в основном уже представлен крупными финансово-промышленными группами.
В настоящее время микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с указом от 30 июня 2014 года №325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций». С начала этого года деятельность по регулярному предоставлению займов осуществляется только микрофинансовыми организациями, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и фонды. В целях совершенствования деятельности обществ взаимного финансирования МСП Министерство экономики совместно с заинтересованными разработало изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в соответствующее постановление Совета Министров, которые направлены на формирование прозрачных механизмов создания этих обществ, состава, компетенции органов управления и контроля с целью наибольшего привлечения МСП [14].
Что касается той инициативы, то действительно, в Министерство экономики, в том числе был представлен проект, который был направлен на развитие микрофинансирования в Беларуси. В настоящее время его изучают. Также он был направлен в Национальный банк в структуру, которая является компетентным экспертом в этой сфере деятельности. У заявителей есть информация о ситуации с рассмотрением этого проекта и его продвижением.
Еще одной проблемой малого бизнеса в Республике Беларусь является низкая информированность.
Сегодня субъектам хозяйствования не хватает определенных знаний, чтобы грамотно воспользоваться возможностью получения финансовой поддержки.
Развитие консультационной поддержки подразумевает возможность создания сети кредитных консультантов, которые будут помогать субъектам хозяйствования правильно оформлять кредитные документы. Субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют ряд центров поддержки предпринимательства.
В настоящее время предоставление консультационных услуг адвокатскими, юридическими службами, консалтинговыми агентствами осуществляется на возмездной основе, и не каждый субъект хозяйствования может позволить платить за это определенную сумму.
Именно поэтому Министерство экономики прорабатывает вопрос о модернизации системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что будет определен пакет услуг, которые будут предоставляться на безвозмездной основе. Таким образом, определенный минимум услуг, которые наиболее востребованы, будет оказываться бесплатно. Адреса центров поддержки предпринимательства, инкубаторов можно найти на сайте Министерства экономики.
До сих пор не снята с повестки дня такая острая проблема, как высокая стоимость аренды для многих предприятий и предпринимательских структур. Сейчас механизмы определения арендной платы определяются Указом №150. В соответствии с ним арендная плата уплачивается в белорусских рублях, исходя из размера базовой арендной величины, которая установлена на день оплаты. В зависимости от состояния, местоположения и спроса на объект недвижимости при определенной ставке арендной платы применяется механизм повышающего или понижающего коэффициента. Это касается госимущества.
Что касается частной собственности, то, учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, граждане и юр.лица по взаимному согласию заключают договор аренды и определяют размер арендной платы. Когда-то при реализации Директивы №4 была закреплена норма, предусматривающая отмену регулирования арендных отношений на государственном уровне. Она была реализована.
По данным Министерства экономики на 01.09.2015г. около 40% субъектов МСП работают на арендных площадях [15]. При этом в законодательстве закреплена норма, что субъекты хозяйствования, которые добросовестно арендуют имущество в течение трех лет подряд, имеют преимущественное право на приобретение этого имущества. Практика отчуждения такого имущества есть.
Вместе с тем, по нашей информации, удовлетворяется только около половины заявок бизнеса на приобретение арендованного имущества. В связи с этим в проекте Директивы предусматривается норма, которая предполагает определенный перечень критериев. По ним субъекту хозяйствования могут отказать в продаже имущества, которое он арендует более трех лет. Если соответствия таким критериям нет, то отказать нельзя. В настоящее же время этот вопрос решают органы, к которым относится имущество: местные власти или республиканские органы.
Следующей проблемой является обеспечения первоочередного доступа к сырьевым ресурсам для отечественных предприятий.
С точки зрения Минэкономики, и это отражено в проекте Директивы, необходимо действительно обеспечить возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в распределении квотируемых сырьевых ресурсов на конкурсной основе, для чего должен быть введен конкурсный механизм их распределения, исходя из заранее установленных, четко оговоренных и известных всем критериев. К ним, например, могут быть отнесены эффективность производства, темпы наращивания экспорта, вопросы привлечения дополнительной занятости. Их выработка будет темой и предметом реализации положений Директивы.
Вместе с тем для решения этой задачи на первоначальном этапе представляется необходимым определить перечень ресурсов, доступ к которым у субъектов хозяйствования в настоящее время действительно затруднен.
Следующей проблемой является классификация субъектов малого бизнеса.
В Беларуси к малому и среднему бизнесу относят не по прибыли компании, а по численности работников (малый бизнес до 100 человек, средний до 250). Таким образом, к малому бизнесу у нас относится, например, Белорусская калийная компания, Белорусская нефтяная компания и Банк развития. Соответственно, и финансовые показатели по МСП больше зависят от таких компаний, чем от всех остальных представителей этого сегмента [14].
С учетом процессов гармонизации национальных законодательств в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается внесение изменений в критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Но существует проблема, потому что у всех стран-участниц свои критерии и подходы к определению, какая категория субъектов относится к субъектам МСП.
При этом на сегодняшний день вопрос стоит гораздо шире, чем дополнение к численному критерию финансового. Должен еще появиться такой критерий, как зависимость от крупных компаний или государства, который будет определяться по доли участия крупной организации в уставном капитале субъекта либо доли участия государства. Когда общий для всех стран подход будет выработан, сказать сложно. Но работа в этом направлении ведется, и данная тема также обсуждается на межнациональном уровне.
На сегодняшний день в Республике Беларусь один из самых простых порядков регистрации субъектов хозяйствования, который от года к году совершенствуется. В этом году данная система перешла на онлайн-режим, и зарегистрировать свой бизнес можно, не выходя из дома.
Определенные проблемы в ликвидации своего дела на сегодняшний день все-таки существуют. В частности, тот же бизнес выказывает нарекания на некоторую обременительность процедур и достаточную растянутость их по времени. Но стоит отметить, что в определенных случаях вопрос, насколько все пройдет быстро и эффективно, зависит от самого бизнеса.
В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» [17]. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.
В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.
На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.
Источник: studentopedia.ru
Пути решения проблем развития предпринимательства в Беларуси
Для решения сложившихся проблем в сфере предпринимательства необходимо изменение подходов к проводимой государством политике в отношении малого и среднего бизнеса, совершенствования механизма его государственной поддержки.
1) В перечне основных направлений совершенствования государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть ревизию законодательных актов с целью выработки предложений о сокращении функций органов госуправления по осуществлению контроля за субъектами малого и среднего бизнеса. При этом одним из главных направлений государственной политики должно стать постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса. Принятая в 2006 г. программа поддержки малого предпринимательства предполагает принятие мер по отмене актов законодательства, препятствующих развитию малого бизнеса (в сферах лицензирования, сертификации, государственной регистрации, аренды помещений и землеотвода).
2) Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам — значит не только поддержать существующий сектор малого и среднего предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.
3) Достаточно гибким и доступным для малого и среднего предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг — весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала. Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, в особенности в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.
4) Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым [7, с. 92].
5) Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в силу отсутствия у предприятий собственных и привлечённых средств, труднодоступности заемных средств, отсутствия системы гарантирования высокорискованных научных проектов, низкого спроса на научно-техническую продукцию.
6) Совершенствование процедуры регистрации включает в себя:
· основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть:
а) подача неполного комплекта документов;
б) подача документов в ненадлежащий орган.
Данная мера позволит исключить возможность субъективного подхода со стороны регистрирующих органов к оценке содержания учредительных документов и, как следствие, коррупцию в процессе регистрации.
· снижение государственных нотариальных пошлин позволит сократить общие расходы на процедуру.
· для регистрации юридических лиц в перечне документов, представляемых в регистрирующий орган, достаточно оставить следующие:
а) заявление, оформленное в установленном порядке;
б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации;
в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора);
г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;
д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию;
е) эскизы печатей в двух экземплярах.
Данная мера существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.
· создание единого регистрирующего органа (например, института регистраторов) позволит исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации и унифицировать процедуру, а также снимет нагрузку с исполнительных комитетов и позволит сократить срок прохождения и средства, затрачиваемые предпринимателем на юридическое оформление бизнеса.
7) Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:
— упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию;
— внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований [4, с.93].
Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности. Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.
Анализируя существующую систему разрешений в Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она громоздка и неэффективна. Данную проблему можно в значительной степени решить, если будет создана сводная систематизированная база данных всех видов разрешений, которые требуются для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и утвержден единый перечень действующих разрешений. Это позволит существенно сократить затраты времени субъектов хозяйствования на получение разрешений, а следовательно, сократить издержки как бизнеса, так и государства [6, с. 69].
Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства становится неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.
Но, несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого и среднего предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
С целью существенного повышения вклада малых предприятий в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства необходимо принять следующие меры:
1. постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого и среднего бизнеса;
2. обеспечение доступа предпринимателей к кредитам;
3. налоговая система должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной;
4. развитие инновационной деятельности;
5. совершенствование процедуры регистрации;
6. упрощение процедуры лицензирования.
Список использованной литературы
1. Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2008 г.
2. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь»
3. Крум Э.В., Сенько А.Н. Развитие предпринимательства в России и Беларуси: опыт и проблемы. // Предпринимательство в Беларуси. — 2001. — №36. – 89 с.
4. Лихачевский А. Предпринимательство становится реальной силой экономики // Экономика Беларуси. 2006. №3. 93 с.
5. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Власовой. — Мн.: Финансы и статистика, 2004. — 192 с.
6. Основы предпринимательства: учеб. пособие / Под ред. Э. М. Гайнутдинова. — Мн.: Вышэйшая школа, 2000. — 182 с.
7. Ракова, Е. Белорусский бизнес: состояние, тенденции, перспективы. Аналитический отчет / Е. Ракова [и др.]. — Издательский центр ИПМ, 2008. — 70 с.
Источник: megaobuchalka.ru