Малое предпринимательство представляет собой весьма перспективный сектор экономики, который постепенно увеличивает свой вклад в обеспечение общего экономического роста. Малый бизнес все больше переориентируется на промышленность. Лидируют промышленные предприятия и по численности занятых. На них трудится более трети от общего количества занятых на малых предприятиях.
Растет также сумма налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого предпринимательства. Около 14% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами, — это вклад отечественного малого бизнеса.
Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2007 года работало более 17% от занятых в экономике.
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий за 2005-2007 гг. приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в Республике Беларусь за 2006-2010 гг.
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число малых предприятий на конец года, единиц | 37660 | 49130 | 67991 | 77402 | 84164 |
Списочная численность работников в среднем за год, человек | 423813 | 447075 | 570066 | 691060 | 695275 |
Средняя численность работников, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, человек | 29252 | 32028 | 37091 | 39793 | 44396 |
Выпуск товаров и услуг, млрд. руб. | 13649,2 | 16531,0 | 25373,6 | 33903,1 | 43657,4 |
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг), включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции), млрд. руб. | 5660,8 | 7247,1 | 10749,6 | 11658,4 | 15581,7 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. | 43609,5 | 44388,2 | 70158,8 | 99662,0 | 127004,5 |
Розничный товарооборот, включая общественное питание, млрд. руб. | 2087,8 | 2845,2 | 6955,1 | 11942,8 | 14368,1 |
Чистая прибыль, млрд. руб. | 1090,6 | 1524,3 | 2831,7 | 2767,8 | 4318,1 |
Удельный вес убыточных малых предприятий, % | 25,1 | 25,0 | 22,4 | 23,4 | 21,0 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % | 13,3 | 13,7 | 17,1 | 13,5 | 15,7 |
Проблемы белорусского бизнеса
Из таблицы 3.1 видно, что число малых предприятий неуклонно растет. В 2010 г. их численность составила 84164 ед., по сравнению с 2009 г. — 77402 ед., с 2006 г. — 37660 ед. Соответственно растут и другие показатели экономической деятельности малых предприятий.
Проблемы малого бизнеса
Как положительную тенденцию, следует отметить снижение удельного веса убыточных малых предприятий с 25,1% в 2006 г. до 21% в 2010 г.
Рентабельность реализованной продукции в 2006 г. составляла 13,3%, в 2008 г. данный показатель увеличился до 17,1%. После значительного снижения в 2009 г. в отчетном периоде рентабельность составила 15,7%.
Проиллюстрируем численность субъектов малого предпринимательства на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Численность субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь за 2006-2010 гг.
Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь за 2005-2007 гг. приведен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь за 2006-2010 гг., %
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Валовой внутренний продукт | 8,8 | 8,3 | 9,3 | 11,4 | 12,4 |
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг), включая стоимость переработанного давальческого сырья | 7,3 | 7,6 | 8,2 | 9,2 | 9,4 |
Инвестиции в основной капитал | 7,1 | 10,6 | 13,1 | 23,9 | 27,0 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 22,8 | 18,1 | 20,7 | 28,3 | 28,0 |
Как видно из таблицы 3.2, удельный вес малых предприятий в ВВП увеличился в 2010 г. по сравнению с 2006 г. с 8,8% до 12,4%. К отрицательной тенденции развития относится и снижение удельного внешнеторгового оборота малых предприятий во внешнеторговом обороте страны. Это связано с введением дополнительных таможенных пошлин и увеличением налоговой нагрузки на ввоз товаров.
В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 9,4%, также увеличившись в динамике.
Рисунок 3.2 — Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь
По состоянию на 1 января 2011 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 84614 предприятий.
Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
Приведем структуру малых предприятий по отраслям экономики за 2010 г. в таблице 3.3.
Таблица 3.3 — Структура малых предприятий по отраслям экономики за 2010 г.
Отрасли экономики | Число, единиц | Структура, % |
Всего | 84164 | 100 |
По отраслям: | ||
Промышленность | 16756 | 19,91 |
Сельское хозяйство | 2743 | 3,26 |
Лесное хозяйство | 67 | 0,08 |
Транспорт | 6819 | 8,10 |
Связь | 295 | 0,35 |
Строительство | 8999 | 10,69 |
Торговля и общественное питание | 34452 | 40,93 |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 683 | 0,81 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 617 | 0,73 |
Операции с недвижимым имуществом | 2317 | 2,75 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 2589 | 3,08 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 355 | 0,42 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 2691 | 3,20 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 1517 | 1,80 |
Образование | 415 | 0,49 |
Культура и искусство | 1268 | 1,51 |
Наука и научное обслуживание | 317 | 0,38 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 295 | 0,35 |
Прочие | 969 | 1,15 |
Итак, наибольший удельный вес малых предприятий по отраслям экономики занимает деятельность в области торговли и общественного питания (40,93%), промышленности (19,91%), строительства (10,69%) и транспорта (8,1%).
Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали в сентябре очередной отчет «Doing Business 2010» (отчет является достоверным источником исследования ведения бизнеса). В рамках исследования международные эксперты анализируют барьеры для ведения бизнеса в различных странах (в этом году в исследовании участвовала 181 страна) и выстраивают рейтинг государств, наиболее преуспевших в создании благоприятной деловой среды. Исследование оценивается на оценке издержек, возникающих при создании, функционировании и закрытии компаний в разных странах мира, получении разрешений на строительство, найме рабочей силы и т.д. (всего 10 показателей). Лидеры рейтинга — Сингапур, Новая Зеландия и США.
Как показывает отчет, Беларусь за год значительно продвинулась вверх в рейтинге по легкости ведения бизнеса. Страна благодаря реформам в шести из десяти анализируемых в отчете областей вошла в десятку топ-реформаторов, заняв четвертое место в списке после Азербайджана, Албании и Кыргызстана. Благодаря такому успеху презентация отчета экспертами ВБ состоялась и в Беларуси. Ниже в таблице 3.4 приведены рейтинги Беларуси по каждому из десяти показателей за последние два года.
Таблица 3.4 — Рейтинг Республики Беларусь в отчете «Doing Business 2010»
По итогам года Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории регистрации собственности. В стране был введен Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него, и сделок с ним, что позволило ей занять весьма высокое 58-е место (вверх с 82 в прошлом году).
По данным отчета, в Беларуси была упрощена возможность получения кредитов благодаря устранению требования о предоставлении отчетности о минимальной сумме займа в органах государственной регистрации кредитов, но при этом страна занимает лишь 113 место в рейтинге по параметру кредитования.
Открытие бизнеса было упрощено благодаря учреждению единого регистра, а также сокращению в два раза минимального размера уставного капитала, однако и здесь место Беларуси невысоко — 109.
Кроме того было упрощено получение разрешений на строительство благодаря введению официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений, что в среднем уменьшило временные затраты на 140 дней. Здесь Беларусь на 44 месте.
Высокие места в указанных областях, а также традиционно неплохая позиция в разделе «Найм рабочей силы» — 32 место, средний показатель в разделе «Закрытие бизнеса» — 74 место, собственно и позволили Беларуси улучшить свою позицию в рейтинге [8, с. 9].
При этом следует отметить, что такие категории как защита прав инвесторов и налогообложение являются ключевыми для потенциальных инвесторов, соответственно низкие позиции Беларуси по этим показателям в рейтинге негативно сказываются на ее международном имидже.
Предпринимались попытки конструктивного диалога между правительством и бизнесом, и важную роль в развитии этого диалога сыграли бизнес ассоциации. Начало подобных реформ было обусловлено как осознанием объективной необходимости в реформировании зарегулированной экономики, потребностью в улучшении восприятия белорусского бизнес климата иностранными инвесторами, так и нарастанием влияния мирового финансового кризиса на белорусскую экономику. Именно в период кризиса развитие предпринимательства, прежде всего частного, может способствовать повышению эффективности экономики, ее устойчивости к кризисным явлениям [8, с. 10].
Таким образом, несмотря на положительную динамику развитие малого бизнеса в Республике Беларусь существенно отстает от развитых стран, в связи с чем необходим поиск направлений совершенствования государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, что будет рассмотрено ниже.
Источник: cyberpedia.su
Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан
Иванова, С. В. Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан / С. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45661/ (дата обращения: 03.06.2023).
Развитие рыночных отношений тесно связано с развитием малого бизнеса, которое в свою очередь помогает с решением таких вопросов как занятость населения, создание здоровой конкурентной среды, увеличение производительности. Все это впоследствии оказывает положительное воздействие на экономику страны.
Малый бизнес способен заполнить те ниши в своей деятельности, которые пустовали до определенного момента. Трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке. Угроза разорения велика, такой нестабильности нет ни в одном секторе экономики [1]. На текущий момент в Российской Федерации малый бизнес находится в неразвитом состоянии. И хотя наблюдаются некоторые положительные тенденции, важность решения основных проблем остается актуальной.
За период с 2011 по 2015 год количество средних предпринимательств возросло до 15 592 единиц, малых предприятий (включая микропредприятия) возросло до 2 103 780 единиц (на 14,56 %) [2].
В Республике Башкортостан число средних предпринимательств снизилось за 5 лет до 303 единиц (на 15,83 %) так же, как и ухудшились основные показатели деятельности (таблица 1) [3].
Основные экономические показатели деятельности средних предприятий
Наименование показателя
2010
2011
2012
2013
2014
Число предприятий (на конец года), единиц
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек
удельный вес в численности работников всех предприятий и организаций, %
Средняя численность внешних совместителей, человек
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, человек
Среднемесячная заработная плата, рублей
Оборот предприятий, млн. рублей
удельный вес в обороте всех предприятий и организаций, %
оборот в расчете на одно среднее предприятие, млн. рублей
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов), млн. рублей
удельный вес в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) всех предприятий и организаций, %
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) в расчете на одно среднее предприятие, млн. рублей
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей
удельный вес в инвестициях в основной капитал всех предприятий и организаций, %
Сальдированный финансовый результат, млн.рублей
Рентабельность продукции, в %
Удельный вес убыточных предприятий, %
Количество предприятий на 10 тыс.человек населения, единиц
В то же время показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) улучшаются (таблица 2) [3].
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия)
Наименование показателя
2010
2011
2012
2013
2014
Число предприятий (на конец года), единиц
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек
удельный вес в численности работников всех предприятий и организаций, %
Средняя численность внешних совместителей, человек
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, человек
Среднемесячная заработная плата, рублей
Оборот предприятий, млн. рублей
удельный вес в обороте всех предприятий и организаций, %
оборот в расчете на одно предприятие, млн.рублей
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов), млн.рублей
удельный вес в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) всех предприятий и организаций, %
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) в расчете на одно малое предприятие, млн.рублей
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей
удельный вес в инвестициях в основной капитал всех предприятий и организаций, %
Сальдированный финансовый результат, млн.рублей
Рентабельность продукции, в %
Удельный вес убыточных предприятий, %
Количество предприятий на 10 тыс. человек населения, единиц
Большинство предпринимателей при создании либо развитии своей компании сталкиваются с большими трудностями. Основными являются: недостаточная материально-техническая база, повышение налогов и сборов, проблемы финансирования и получения информации.
Основные проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:
‒ недостаток финансовых ресурсов;
‒ уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности;
‒ проблема нежилых помещений для предприятий;
‒ проблема доступа к недвижимому имуществу;
‒ проблема продвижения товаров и услуг на рынке;
‒ ограниченного доступа к информации;
‒ низкая квалификация персонала.
Недостаток финансовых ресурсов является первостепенной проблемой. Для расширения деятельности не хватает как собственных, так и заемных средств, при этом серьезным препятствием является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес, как по причине отсутствия необходимого обеспечения, так и из-за высоких рисков и накладных расходов, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных.
Ещё одним из факторов, вызывающих трудности у предпринимателей, является уровень налогообложения: тенденция повышения налогов и сборов, повышение страховых взносов, существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Но упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения и в ближайшее время налоговые не предусматриваются.
Проблема доступа к недвижимому имуществу во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений не так много, а приобретать недвижимость для последующей модернизации значительно затратно.
Как правило, предприятия не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Возникают сложности с поиском клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями, а также и организацией сбыта продукции.
Проблема низкой квалификации персонала остается актуальной как для начинающих предпринимателей, так и для успешно функционирующих предприятий. Работая в постоянно меняющейся информационной среде, необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, повышать профессиональные навыки сотрудников компании. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций, которые требуют финансирования, из-за чего руководители предприятий зачастую пренебрегают ими.
Решение рассмотренных проблем сводится к необходимости пересмотра отношений представителей государственной власти к проблемам малого бизнеса.
Необходима разработка более лояльной системы стимулирования малого предпринимательства, направленной на улучшение доступности к инвестиционным ресурсам и информационной обеспеченности. Функционирование системы не будет возможно без устранения проблем бюрократизации и коррупции. Помимо решения проблем, необходимо поддерживать стабильность уже успешно показавших себя программ поддержки малого бизнеса, таких как МСП Банк [4].
- Официальный сайт Акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Финансовое состояние о ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году [электронный ресурс] URL: http://www.mspbank.ru/
- Официальный сайт Федеральной государственной статистики [электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/
- Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Башкортостан [электронный ресурс] URL: http://bashstat.gks.ru/
- Крылов А. П. «Проблемы развития малого предпринимательства в России» // Проблемы экономики и менеджмента.- 2014. — № 6. — с.29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): удельный вес, малый бизнес, предприятие, собственное производство, рубль, основной капитал, численность работников, работа, услуга, бухгалтерская отчетность.
Источник: moluch.ru
Проблемы малого и среднего бизнеса рб
По показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан в целом характеризуется положительно. Соответственно по итогам последних пяти лет можно отметить определенные положительные аспекты обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике. В частности, в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса; предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной поддержке малых и средних предприятий; реализуются республиканская и муниципальные программы развития предпринимательства; налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства; улучшается финансовая составляющая поддержки предпринимательского климата; осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности и т. д.
муниципальные программы.
муниципальные образования
нормативно-правовая база предпринимательства
субъекты малого и среднего предпринимательства
1. Башкортостан: для развития МСП нужны благоприятные условия [Электронный ресурс] // ИА «Альянс Медиа» // Режим доступа: http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=314122 — 16.12.2012.
3. Рейтинг качества жизни в регионах РФ: Результаты и методика расчета [Электронный ресурс] — М., 2012. — 50 с. // Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) // Режим доступа: http://www.riarating.ru/ — 22.12.2012.
6. Регион: Республика Башкортостан [Электронный ресурс] // Российская газета. — № 99. — 2011. — 12 мая // Режим доступа: http://www.rg.ru/ — 12.12.2012.
7. Реестр СМCП — получателей поддержки [Электронный ресурс] // Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму // Режим доступа: http://%20http/www.mbis.bashkortostan.ru/sections/view/17%20-%2010.12.2012.
В соответствии с оценкой экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам 2011 г. первые позиции по качеству жизни в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые являются лидерами по многим показателям в рейтинге социально-экономического положения регионов. В первую десятку рейтинга также входят такие экономически развитые регионы, как Московская область, Республика Татарстан, ХМАО-Югра, Тюменская область, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Нижегородская область [3].
Республика Башкортостан по этому, наиболее общему показателю, занимает 14 место среди 82 субъектов Российской Федерации, тогда как Республика Татарстан, например, — 4 место.
В то же время по показателям уровня экономического развития и развития предпринимательской инициативы Республика Башкортостан заняла соответственно 15 и 9 места, а тот же Татарстан, к примеру, — 17 и 11 места, что в целом положительно характеризует развитие предпринимательства в нашей республике и особенно в части малого предпринимательства, поскольку рейтинговый балл по группе показателей предпринимательской инициативы выводился по следующим ключевым параметрам его развития:
1) доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал;
2) объем инвестиций в основной капитал малых предприятий;
3) оборот малых предприятий в расчете на одного жителя.
В свете указанного по итогам последних пяти лет можно отметить следующие положительные стороны обеспечения благоприятного предпринимательского климата в республике:
- в целом в республике сформирована эффективная система поддержки малого и среднего бизнеса;
- предпринимаются конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной поддержке малых и средних предприятий;
- реализуются республиканская и муниципальные программы развития предпринимательства;
- налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства;
- улучшается финансовая составляющая поддержки предпринимательского климата. Так, в 2011 г. государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального и республиканского бюджетов составила 388,6 млн руб.;
- осуществляется поддержка начинающих предпринимателей в приоритетных направлениях экономической деятельности, которую в 2011 г. получили 254 субъекта, в том числе 23 субъекта малого предпринимательства, учредителями которых являлись ранее зарегистрированные безработные граждане. Из общего количества получивших поддержку для начала бизнеса около 24 % составляет молодежь до 30 лет. 16 субъектов предпринимательства на общую сумму более 6 млн руб. получили поддержку через механизм субсидирования части процентной ставки по кредитным договорам;
- проводится целенаправленная работа по повышению эффективности муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Причем, начиная с прошлого года, принят курс на смещение структуры господдержки на муниципальный уровень, что соответствует положениям Федерального закона №131-ФЗ, который относит функцию поддержки предпринимательства и к полномочиям муниципальных образований. Муниципальные программы субсидируются по двум приоритетным направлениям субсидирования: — на начальной стадии становления бизнеса; — и части лизинговых платежей;
- как важный источник информации организовывается составление в административных районах бизнес-карт муниципальных образований, которые будут содержать сведения о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительством объектах, транспортных коммуникациях и прочие данные, необходимые для принятия решений в отношении организации и развития хозяйствующих субъектов. Стимулирование этого процесса предполагается осуществлять условием софинансирования мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего бизнеса на территории муниципалитета;
- в условиях не всегда высокой рентабельности начинающегося производства важным направлением финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) стало предоставление субсидий на возмещение части их затрат при приобретении техники и оборудования по договорам лизинга, а также связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению и присоединением к объектам электросетевого хозяйства. Такую субсидию в 2011 году получили 146 хозяйствующих субъектов на общую 93,9 млн руб.;
- действенным методом повышения доступности финансовых ресурсов для предпринимательства стала система микрофинансирования. В 2011 г. займы получили 230 СМСП на сумму более 167,3 млн руб. из 37 муниципальных районов и городских округов республики;
- в рамках решения той же проблемы расширилась система получения гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми в 2011 г. воспользовались 48 предпринимателей. Им было предоставлено поручительств на сумму 246, 8 млн руб., что позволило привлечь более 454,2 млн руб. кредитных ресурсов;
- благодаря мерам финансовой поддержки со стороны государственных структур обеспечивается создание и сохранение рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства. В 2011 г. удалось создать более двух тысяч и сохранить более 10 тысяч рабочих мест;
- с целью повышения правовой и финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего бизнеса продолжается работа по реализации проекта по созданию Информационно-консультационных центров (ИКЦ) на базе офисов Сбербанка. В них проводятся квалифицированные консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- с той же целью на муниципальном уровне проводятся бесплатные краткосрочные образовательные курсы для начинающих предпринимателей, обучающие семинары, осуществляются консультации. Только краткосрочных курсов в 2011 г. было проведено, более чем в 30 районах для двух тысяч начинающих предпринимателей;
- проводятся форумы-выставки, круглые столы, семинары, конференции и другие мероприятия, посвященные вопросам развития и совершенствования малого и среднего предпринимательства;
- в республике создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей;
- благодаря принятию республиканского закона №360-з от 04.02.2011 г. расширились возможности участия СМСП в льготной приватизации, обеспечена гарантия неизменности предельных показателей передаваемых площадей (до двух тысяч кв. м) и срока рассрочки по платежам (до семи лет);
- принимаются конкретные меры улучшению государственно-частного взаимодействия с предпринимательством. Так, 19 ноября 2011 года принят Указ Президента Башкортостана «О мерах по устранению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Башкортостан» и т.д.
И это неполные вехи развития предпринимательства в регионе. Соответственно активная деятельность республиканских структур государственной власти и управления по совершенствованию предпринимательского климата в республике приносит свои плоды.
По итогам Федерального выставочно-конгрессного мероприятия «Дни малого и среднего бизнеса России — 2011» Республика Башкортостан была награждена почетным дипломом «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий». Согласно отчету «ОПОРЫ России» о состоянии предпринимательского климата в российских регионах, Башкортостан по индексу условий для развития малого и среднего бизнеса, включающего пять слагаемых (недвижимость и инфраструктура, людские, финансовые ресурсы, административный климат и безопасность, система поставщиков), входит в число десяти лидирующих регионов России из 40 (10-е место).
В рамках проекта «Бизнес-Успех-2011» республика награждена дипломом в номинации «За высокие достижения в развитии малого бизнеса региона». Наряду с Башкирией, в числе лучших были названы Ульяновская область и Краснодарский край. А по итогам проведенного журналом Forbes исследования деятельности муниципалитетов в направлении поддержки малого бизнеса в ТОП-7 вошли два муниципальных образования из Башкортостана: г. Октябрьский и Нуримановский район. Причем, г. Октябрьский занял первую позицию.
Несмотря на достигнутые успехи в улучшении предпринимательского климата в республике работа в этом направлении ведется постоянно с пониманием того, что управленческая и регулирующая функция законодательных и исполнительных структур власти в экономике и обществе является незаменимой, поскольку ее главный смысл заключается в непрестанном совершенствовании своей деятельности, улучшении каналов передачи и внедрения достижений научно-технического прогресса во все звенья многогранной и сложной структуры общественного производства, обеспечивая неоценимый вклад управленческого труда в общее дело повышения эффективности экономики. В этом отношении государственные органы управления являются тем необходимым передаточным звеном технологической цепочки разработки и претворения достижений НТП между наукой и реальным производством.
Соответственно предметом особой заботы государственных структур управления является среднее и малое предпринимательство. И не только потому, что оно обеспечивает значительный вклад в общественное производство и развитие экономики, является источником приращения доходов муниципального и государственного бюджетов, но и потому, что оно решает важную социальную задачу обеспечения занятости населения и роста его благосостояния во всех сферах экономики и общества, административно-территориальном образованиях как в городе, так и на селе. Выполнение столь важных общественно значимых задач, безусловно, требует обеспечение ему прозрачных и ясных правил ведения бизнеса, стабильности законодательства, четких регламентов оказания государственных и муниципальных услуг.
И в этом отношении задачи совершенствования предпринимательского климата в республике с переводом их на новый уровень сложности и эффективности остаются актуальными, как и прежде. И это хорошо понимают республиканские органы государственного управления, которые продолжают видеть ключевые направления своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективы в соответствии с очередными задачами. В качестве приоритетных из этих задач выделяются следующие:
1) обеспечение формирования реальных механизмов поддержки предпринимательства на долгосрочную перспективу, сочетающих меры финансовой и инфраструктурной поддержки;
2) совершенствование мер по устранению административных барьеров, создание для малого и среднего бизнеса условий к повышению прозрачности своей деятельности;
3) продолжение смещения «акцента» господдержки на муниципальный уровень путем увеличения объемов софинансирования муниципальных программ развития предпринимательства;
4) дальнейшее формирование и развитие инфраструктуры поддержки, обеспечивающей доступность финансовых, информационных и консультационных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса и т.д.
Рецензенты:
Гатауллин Ринат Фазлтдинович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН», г. Уфа.
Аскаров Альмир Ахтямович, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ МСХ РФ «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа.
Источник: science-education.ru