Проблемы развития предпринимательства в России регулярно становились предметом обсуждения на федеральном уровне – в федеральных министерствах и ведомствах, в Совете Федерации и Государственной Думе, на совещаниях у Президента Российской Федерации. В 2015 году был проведен Государственный совет, посвященный проблемам развития малого и среднего бизнеса. Ежегодно выпускается правительственный Доклад о развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
В этом плане новизна изучения и освещения проблем развития малого и среднего бизнеса в последние годы состоит прежде всего в признании предпринимательства настолько сложным и комплексным, многомерным феноменом, что необходимо внутри него обособлять и исследовать отдельные грани социального, этнического, инновационного, сельского, арктического, других видов предпринимательства, каждое из которых обладает своей яркой сущностной спецификой. Такая степень предметности абсолютно оправданна, потому что сегодня уже общепризнанно, что именно с малым бизнесом всех видов связываются надежды на новое качество национального экономического роста. Колоссальные пространства России являются почвой для возникновения самых разных типов предпринимательства.
Томская область является одним из лучших регионов страны по развитию малого и среднего бизнеса
Среди всех обозначенных видов арктический малый и средний бизнес играет абсолютно уникальную роль. Дело в том, что это единственный вид предпринимательства, выделенный по зональному критерию: нет ведь «степного», «пустынного» предпринимательства, бизнеса умеренной или таежной зоны. Только для условий Арктики признано необходимым обособить, предложить особое понятие арктического предпринимательства. И это абсолютно естественно. Дело в том, что именно в Заполярье обрушаются, демонстрируют свою неработоспособность и ущербность классические, заточенные на среднестатистические феномены плотно заселенной умеренной зоны, унифицированные каноны государственной политики в области предпринимательства и его поддержки.
Может возникнуть вопрос: а что же предпринимательство в районах Крайнего Севера, на территориях, к ним приравненных? Разве эти виды малого и среднего бизнеса также не несут черты зональной обусловленности и не требуют особого изучения и особых мер поддержки? Здесь вопрос в степени: действительно, каждый из обозначенных видов предпринимательства, несомненно, имеет специфические черты, обусловленные природно-климатической дискомфортностью и транспортной отдаленностью. На самом деле можно говорить о целом континууме меняющихся зональных типов предпринимательства – арктическом, северном, «южном». Однако ввиду предельного проявления, предельной манифестации черт зональной специфичности целесообразно отдельно, особо изучать феномен арктического предпринимательства как работающего на рубеже возможного, в самых экстремальных и дискомфортных природных и социальных условиях.
В их числе наши респонденты из числа арктических предпринимателей чаще всего отмечают: 1) суровые природно-климатические условия, которые отражаются практически на всех видах хозяйственной и социальной деятельности, в том числе определяют ускоренных износ основных производственных фондов и необходимость их частой замены, риски экологических аварий и катастроф, устранение которых в условиях Арктики, особенно на морском шельфе, является беспрецедентно сложным и малоизученным делом; 2) зависимость бизнеса во многих районах Арктики от северного завоза (поставок нефти, нефтепродуктов, угля, продовольствия, материально-технического снабжения из центральных районов страны в ограниченный период арктической морской и речной навигации) и дороговизна транспортной доставки грузов (в том числе воздушным транспортом) в удаленные арктические территории; 3) общая неразвитость всех видов «опорной» инфраструктуры для бизнеса – дорожной, инженерной, энергетической, коммунальной и другой; 4) дефицит многих квалифицированных специалистов и недостаточная мотивация имеющихся работников ввиду отсутствия конкуренции на местном рынке труда; 5) острая зависимость арктического бизнеса от крупных градообразующих корпоративных структур и объемов государственной и муниципальной поддержки при недостаточности банковского финансирования и недружественности его условий (более высокие, чем в центральной России, процентные ставки по кредитам).
Проблемы малого и среднего бизнеса в текущей экономической ситуации. Опора России
1. Теоретико-методологические основы изучения арктического предпринимательства
Степень монопольной силы арктического предприниматели напрямую зависит от экономико-географического положения, размера поселения и конкретного вида бизнес-деятельности. Максимальные проявления эффекта монополии характерны для арктических «островов» в районах с ограниченными сроками завоза в поселениях малого и даже среднего размера (до 30 тысяч). Здесь не какой-то один, а многие виды предпринимательской деятельности обретают монопольный характер, потому что на малом рынке нет возможности иметь несколько конкурирующих структур. Конечно, и малый бизнес на добыче минерально-сырьевых ресурсов, и тесно связанный с добычной деятельностью производственный сервис (геологоразведка, изыскательские работы и др.) автоматически получают здесь свою монопольную ренту.
Слабее проявляются эффекты монополии, в принципе повсеместно присущие предпринимательству Арктической зоны, в средних поселениях (30-100 тысяч человек) «материковой» Арктики, на устойчиво работающей круглогодичной транспортной сети, в которых активное развитие получает малый и средний бизнес в социальных и личных услугах. Здесь возникает конкуренция как среди своих предпринимателей, так и за счет захода внешнего бизнеса, Интернет-магазинов и услуг. Но здесь сохраняется монопольная позиция фирм на производственных услугах, на оказании услуг субконтрактинга крупному бизнесу.
Еще слабее эффекты монополии в крупных (более 100 тысяч человек) городах Арктики – прежде всего в секторе услуг. Однако в производственных услугах, в производственно-инфраструктурном и торговых секторах тенденции к монополизации остаются сильными и здесь.
Если в малых островных поселениях практически все виды предпринимательской деятельности обретают черты монопольности, то в более крупных поселениях и городах Арктики монопольные эффекты и власть сохраняются только в сфере производственного сервиса, производственной инфраструктуры, обращенной на обслуживание и специфичные интересы и узкие ниши базовых для арктической экономики добычных предприятий. Именно данный профиль малого бизнеса, обращенный к ключевым для арктической экономики специализациям, позволяет ему здесь длительное время сохранять преимущества локальной монополии, даже несмотря на рост размеров местного потребительского рынка.
Энергетическое и транспортное обеспечение арктических поселений остается делом государства, муниципальных или крупных корпоративных структур, деятельность которых хотя и имеет часто монопольный характер, однако к частному малому бизнесу не относится. Что касается сектора личных и социальных услуг в крупных арктических городах, то здесь редко присутствуют монопольные эффекты и только в новых видах деятельности, только что появившихся услугах и они имеют, как правило, краткосрочный, временный характер.
Задача власти здесь состоит в том, чтобы не навязывать конкуренцию там, где она в варианте плотно заселенных территорий умеренной зоны никогда не сможет появиться, а в том, чтобы воспитывать ответственное поведение многочисленных здешних естественных монополий разного уровня и масштаба. То, что для крупных ресурсных корпораций-монополий называется корпоративной социальной ответственностью, в такой же степени правомерно и оправданно ожидать и от поведения классического арктического малого и среднего предпринимателя, который эксплуатирует выгоды на монопольном для данной местности виде деятельности или уникально выгодном местоположении. «Лелеять» локальные арктические монополии, одновременно формируя для них стимулы к ответственному и созидательному поведению в интересах местных сообществ — это совсем другой акцент государственной политики в области предпринимательства, чем тот унифицированный, без различения условий Владимирской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, который существует сегодня.
В жестких и очень специфичных условиях Арктики (факт жесткости подтверждается тем, что в большинстве арктических регионах выручка предпринимателя ниже средних по России показателей – табл. 1) вместо рыночной конкуренции, типичной и характерной для условий обжитой и плотно заселенной части России, действуют естественные локальные монополии.
Источник: arctic-rf.ru
Василий Анохин обсудил проблемы региона с предпринимателями на стратегической сессии
Врио Губернатора Василий Анохин принял участие в стратегической сессии для представителей малого и среднего бизнеса Смоленской области. Глава региона обсудил с предпринимателями ключевые проблемы региона и предложения для их решения.
Открывая стратсессию со смоленскими предпринимателями, глава региона отметил, что малый и средний бизнес – это реальная возможность для проявления инициативы населения, резерв для решения многих социальных задач.
Василий Анохин сказал: «Все высказанные предложения без проработки не останутся. Мы сейчас аккумулируем идеи и рассчитываем на ваш неформальный подход к решению проблем.
Не только как глава региона, но и как профессиональный экономист убежден – чем энергичнее, мощнее будет предпринимательское сообщество, тем легче, с наименьшими потерями мы будем преодолевать трудности, кризисные явления.
На днях в своем Телеграм-канале уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов привел Топ-5 регионов с наименьшим административным давлением в 2023 году и первым в их числе назвал Смоленскую область. Однако это не значит, что в нашем регионе дела у малого и среднего бизнеса обстоят наилучшим образом, и нет вопросов, требующих особого внимания, в том числе с моей стороны как руководителя области.
Мне очень важна обратная связь для более чёткого и целостного понимания того, что нужно, по вашему экспертному профессиональному мнению, делать власти в первостепенном порядке, что учесть на перспективу, какие подходы в решении проблем поменять, чтобы они максимально способствовали повышению деловой активности, улучшению предпринимательского климата, развитию экономики.
Поэтому всегда готов к открытому диалогу с вами, вашими коллегами и уверен, что такой формат общения будет только на пользу всем нам».
В ходе встречи предприниматели озвучили предложения по решению системных проблем региона. В их числе платформа по профориентации школьников и их последующего трудоустройства, «хаб» для распространения локальной фермерской продукции, туристическая и бизнес-зона на берегу Днепра и другие.
По итогам обсуждения департамент инвестиционного развития Смоленской области и центр «Мой бизнес» взяли в дальнейшую проработку отдельные направления, которые требуют административной поддержки.
Фото: администрация Смоленской области.
Источник: www.rabochy-put.ru
Василий Анохин обсудил со смоленскими предпринимателями проблемы малого и среднего бизнеса
Василий Анохин: Чем энергичнее будет предпринимательское сообщество, тем легче мы будем преодолевать трудности, кризисные явления
Смоленск, 2 июня. Временно исполняющий обязанности губернатора Смоленской области Василий Анохин обсудил проблемы малого и среднего бизнеса с предпринимателями региона на стратегической сессии.
Открывая стратсессию со смоленскими предпринимателями, Василий Анохин подчеркнул, что малый и средний бизнес – это реальная возможность для проявления инициативы населения, резерв для решения многих социальных задач.
«Все высказанные предложения без проработки не останутся. Мы сейчас аккумулируем идеи и рассчитываем на ваш неформальный подход к решению проблем.
Не только как глава региона, но и как профессиональный экономист убежден – чем энергичнее, мощнее будет предпринимательское сообщество, тем легче, с наименьшими потерями мы будем преодолевать трудности, кризисные явления», — отметил глава региона.
Василий Анохин уточнил, что уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил у себя в телеграм-канале Смоленскую области в числе первых в ТОП-5 по регионам с наименьшим административным давлением в 2023 году.
«Однако это не значит, что в нашем регионе дела у малого и среднего бизнеса обстоят наилучшим образом, и нет вопросов, требующих особого внимания, в том числе с моей стороны как руководителя области. Мне очень важна обратная связь для более чёткого и целостного понимания того, что нужно, по вашему экспертному профессиональному мнению, делать власти в первостепенном порядке, что учесть на перспективу, какие подходы в решении проблем поменять, чтобы они максимально способствовали повышению деловой активности, улучшению предпринимательского климата, развитию экономики.
Поэтому всегда готов к открытому диалогу с вами, вашими коллегами и уверен, что такой формат общения будет только на пользу всем нам», — рассказал Василий Анохин.
Бизнес-сообществом врио были озвучены предложения по решению системных проблем региона. Среди них — платформа по профориентации школьников и их последующего трудоустройства, «хаб» для распространения локальной фермерской продукции, туристическая и бизнес-зона на берегу Днепра и другие.
Департамент инвестиционного развития Смоленской области и центр «Мой бизнес» взяли в дальнейшую проработку отдельные направления, которые требуют административной поддержки.
текст: Екатерина Добрая
495857495857
Хочешь знать больше? Читай телеграм-канал
СМОЛЕНСКОЕ ИНФОРМБЮРО
Читайте нас в Дзене: это удобно
Источник: smolensk-i.ru