Глава Сбербанка Герман Греф назвал «стыдной» и «заколдованной» долю малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП России, которая составляет 20%. Об этом он заявил на совете регионов «Опоры России», передает корреспондент РБК.
«Доля 20% ВВП — это стыдная доля, мне кажется. Я хотел бы предложить корпорации малого и среднего бизнеса (оказывает поддержку МСП. — РБК) немножечко быть поактивнее. Возьмите на себя инициативу», — сказал Греф.
Для сравнения он привел доли малого и среднего бизнеса в ВВП других стран. Например, в Китае она колеблется между 60% и 70%, в США составляет около 60%, в Италии — больше 70%, в Финляндии — больше 60%. «Какими бы ни были сложными времена, мы видим, что количество малых и средних предприятий как минимум сохраняется, как максимум подрастает. Но, к сожалению, остается заколдованной цифра доли малого бизнеса в нашем ВВП», — добавил Греф. Как следует из его презентации, в 2021 году этот показатель составлял 20,3%, в 2020 году — 20,8%, в 2019 году — 20,7%, в 2018 — 20,4%.
Проблемы малого и среднего бизнеса в Украине, влияние на него изменений налоговой системы
Он добавил, что в России только 8% предприятий имеют доступ к кредитованию. «В нашем портфеле это в два раза выше, примерно 16%. Но и та, и другая цифра, на мой взгляд, низкая еще. И поэтому, когда банкиры говорят «приезжайте, берите кредит, у нас все готово, мы вас ждем», а бизнесмены говорят, что «кредит недоступен», то на этих цифрах видно, что все-таки они встречаются не так часто», — рассуждает Греф.
По мнению председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в том, что меры господдержки охватывают небольшую часть бизнеса. «Если мы хотим реально поддержать малый бизнес, понятно, что он работает только с мерами господдержки, нужны меры господдержки, во всех странах они есть. У нас проблема в том, что эти меры господдержки охватывают небольшую часть бизнеса. Какую не возьмите, субсидирование, гарантии и т.д.», — сказала она на той же сессии.
Греф видит недоступность программ господдержки в их большом количестве, отсутствии унифицированного подхода и невозможности их автоматизирования: «У нас по стране порядка 250 мер поддержки есть, в этом море очень тяжело плавать. Без спасательного круга плавать невозможно. Зачастую предприниматели не могут сориентироваться, какие меры они могут использовать, куда обращаться, процедуры сложные и так далее». Разные ведомства принимают эти программы с абсолютно разными условиями, целый ряд условий придумывается чиновниками, которые совершенно не думают о том, как это будет исполняться, продолжает Греф. По его словам, банкам эти кредиты приходится анализировать и выдавать вручную.
«Трудоемкость по этому кредиту такова, что проще этим не заниматься, потому что он автоматически становится убыточным. Потом для малого бизнесмена это гигантская нагрузка. То есть в ручном режиме это можно делать, конечно, но построить процесс на этом, где ты будешь выдавать кредиты тысячами или сотнями тысяч, просто нереально.
Поэтому, когда такие условия прописываются в документах о господдержке, считайте, что эта господдержка никому не нужна, она не будет оказана. Потому что процесс будет очень сложным. Вручную выдавать кредиты малому бизнесу абсолютно нереально», — резюмировал он.
Круглый стол «Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в России: посильное ли бремя?»
Банк России также готов обсудить инициативу перевести кредитные «каникулы» для малого и среднего бизнеса на постоянную основу, сказала Набиуллина. Она считает, что такая возможность необходима компаниям в острую фазу кризиса, и бизнесу нужно дать возможность единожды взять «каникулы» по одному кредиту.
По итогам первого квартала 2023 года российский бизнес находился в состоянии умеренного восстановления, показывал индекс состояния бизнеса и экономики Института экономики роста им. Столыпина. Большинство экономических показателей — в позитивной зоне, кроме издержек, которые растут. Среди ограничивающих факторов в первом квартале 2023 года предпринимателей беспокоили растущая налоговая нагрузка и сохранение административной нагрузки, а также дорогое кредитование.
Источник: dzen.ru
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Субъекты малого и среднего бизнеса — это важнейший элемент экономики, обеспечивающий эффективность рыночного механизма, а также социально-экономическую стабильность государства. В связи с этим, одной из фундаментальных проблем, является проблема единой системы правового регулирования предпринимательской сферы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халилюлина Ю.Х.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса
ИННОВАЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Организация системной поддержки молодежного предпринимательства в соответствии с международной практикой в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том III
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Субъекты малого и среднего бизнеса — это важнейший элемент экономики, обеспечивающий эффективность рыночного механизма, а также социально-экономическую стабильность государства. В связи с этим, одной из фундаментальных проблем, является проблема единой системы правового регулирования предпринимательской сферы.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, правовое обеспечение, предпринимательская деятельность, кредитно-финансовая система, инфраструктура поддержки предпринимательства.
Сфера малого и среднего бизнеса играет важную роль в обеспечения предпринимательской сферы стабилизации социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и государства в целом. Малое и среднее предпринимательство являются существенной структурной частью экономики, ее основным элементом конкурентного рыночного механизма. Без малого бизнеса невозможно полноценное функционирование и развитие рыночной экономики, поскольку малое предпринимательство легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям рынка, формирует конкурентную среду, создает основу для развития цивилизованного рынка.
Таким образом, чем больше существует возможностей для расширения своей деятельности у представителей малого и среднего предпринимательства, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики.
В этих условиях весьма существенным фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
Нельзя не отметить, что в последнее время внимание к вопросам и проблемам предпринимательства со стороны руководства нашей страны значительно выросло. Разрабатываются различные программы развития малого и среднего бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Создается обширная инфраструктура поддержки малого инновационного и молодежного предпринимательства.
Особое внимание уделяется бизнесу в сельско-хозяйственной и производственной сферах [1]. При этом, возникает много трудностей, связанных с несовершенством системы налогообложения, финансово-кредитных механизмов, а также административными барьерами, в том числе коррупцией [2]. Для преодоления этих барьеров государство осуществляет ряд мероприятий, таких как, применение упрощенной системы налогообложения, объявление «налоговых каникул», оказание финансовой поддержки начинающим предпринимателям и иные.
Однако одна из наиболее актуальных и сложных проблем — проблема комплексного правового регулирования сферы малого и среднего бизнеса.
В настоящее время нормы, в той или иной степени, затрагивающие предпринимательскую деятельность, содержатся в большом количестве федеральных законов, подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, но единый специальный закон о предпринимательстве отсутствует. Действующее законодательство не только неэффективно, но и не регулирует целого ряда вопросов в данной области.
Так, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует лишь вопросы, возникающие при оказании поддержки со стороны государственных органов, а также органов местного самоуправления субъектам малого бизнеса [3]. Ряд существующих Федеральных законов («О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4], «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5]) аналогично затрагивают лишь отдельные, специфичные вопросы предпринимательской сферы. При этом вне правового поля остаются такие проблемы, как:
•регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства;
•определение условий и гарантий, обеспечивающих свободу частного предпринимательства; •закрепление основных понятий, видов, форм, правового режима предпринимательской деятельности.
Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том III
Предпринимательская деятельность, как один из предметов регулирования, была включена и в положения Гражданского Кодекса РФ [6]. Так согласно Гражданскому Кодексу, предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Однако следует помнить, что регулирование данной сферы не ограничивается лишь нормами гражданского права. Таким образом, не существует и кодифицированного акта в сфере правового регулирования малого и среднего бизнеса.
Важным вопросом является также отсутствие в современном законодательстве перечня организаций, которые могут относиться к субъектам малого и среднего бизнеса. Так, с целью развития наиболее социально-значимых отраслей, следует закрепить законодательно, что к субъектам малого предпринимательства не относятся: кредитные организации; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
Актуальной проблемой в настоящее время является и правовое регулирование деятельности объектов инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего бизнеса, таких как бизнес-инкубаторы и технопарки. За последние несколько лет количество данных структур в стране резко возросло, однако их эффективность по-прежнему остается на низком уровне. Деятельность данных организаций и порядок их взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, и субъектами предпринимательства также нуждается в регламентировании.
Все более значимыми становится проблемы, связанные с существенным отставанием правового регулирования кредитно-финансовой системы от требований современной рыночной экономики. В этих условиях проблема ограниченного доступа предприятий малых форм к заемным денежным средствам связана с тем, что кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства характеризуется отсутствием эффективных правовых механизмов, которые могли бы выступать гарантом реализации имущественных интересов участников кредитных сделок. Очевидно, что дальнейшее развитие малого бизнеса в современной России невозможно без совершенствования нормативной базы, регулирующей порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства доступных заемных денежных средств.
Отсутствие единой системы правового обеспечения сферы малого и среднего предпринимательства нередко приводит к тому, что часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на развитии малого и среднего бизнеса в стране, в силу их противоречивости.
Таким образом, проблема несовершенства системы правового регулирования и законодательной базы предпринимательской сферы одна из важнейших на современном этапе развития малого и среднего бизнеса нашего государства. Следует помнить, что именно правовая база, регламентирующая деятельность и учитывающая специфику малого и среднего предпринимательства, позволит эффективно функционировать предприятиям данной отрасли.
1.Потапенкова Т.А. Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства / Правовой центр «Правый Берег». URL: http: // www.center-bereg.ru (дата обращения 10.04.2015).
2.Звездина Т.М. Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО / Научно-практический экономико-правовой журнал. URL: http: // www.bmpravo.ru (дата обращения 09.04.2015).
3.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Консультант Плюс. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 09.04.2015).
4.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Консультант Плюс. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2015).
5.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Консультант Плюс. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2015).
6.Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (редакция от 22.10.2014) / Консультант Плюс. URL: http: // www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2015)
ХАЛИЛЮЛИНА Юлия Халимовна — магистрант кафедры документоведения и всеобщей истории, Нижневартовский государственный университет.
Источник: cyberleninka.ru
Современное состояние, правовые проблемы и тенденции развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в период коронавирусной инфекции
В данной научной статье рассматриваются основные тенденции изменения деятельности и функционирования предпринимательства в рамках малого и среднего бизнеса в пик развития Covid-19, определяются основные проблемные аспекты и их решение
малое предпринимательство
среднее предпринимательство
коронавирусная инфекция
правовые проблемы
Десницкая Маргарита Алексеевна
Амичба Лилиана Романовна
Искендерова Анастасия Руслановна
Юриспруденция
Научные высказывания № 5 ( 5 ), ноябрь 2021
Поделиться
Кол-во просмотров
Библиографическое описание
Десницкая М. А., Амичба Л. Р., Искендерова А. Р. Современное состояние, правовые проблемы и тенденции развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в период коронавирусной инфекции // Научные высказывания. 2021. №5 (5). С. 31-33. URL: https://nvjournal.ru/article/62-sovremennoe-sostoyanie-pravovie-problemi-i-tend
№ 5 Ноябрь 2021
Широко распространенное мнение о том, что кризис, вызванный инфекцией Covid-19, носит системный характер и имеет катастрофические последствия, явно основано на преувеличениях. Сам кризис и его последствия следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Кризис относится к числу неизбежных издержек, за некоторым исключением, абсолютно правильных административных усилий, направленных на защиту человеческих жизней. На наш взгляд, к издержкам, несомненно, относится усугубление накопившихся кризисных явлений и процессов, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).
Введенные карантинные меры, как правило, затрагивали сферы услуг бытового рынка, такие как общественное питание и розничная торговля непродовольственными товарами, внутренний и зарубежный туризм, гостиничный менеджмент, городской и междугородний пассажирский транспорт. В меньшей степени ограничения коснулись отраслей реального сектора экономики. В связи с этим на федеральном уровне были приняты отдельные меры по поддержке малого и среднего бизнеса [3, С. 1].
Следует отметить, что, как правило, малый и средний бизнес осуществляет свою деятельность преимущественно в сферах торговли и оказания услуг населению. В настоящее время в этих областях наблюдается довольно низкая как инновационная, так и инвестиционная активность из-за довольно высокой неопределенности окружающей среды. Это обстоятельство, а также высокая сложность государственных процедур урегулирования, административное давление, а также высокая степень финансовой нагрузки привели к определенному росту неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В то же время повышение процентных ставок и риск ликвидности еще больше усугубили ситуацию, иными словами, себестоимость продукции возросла, и, тем самым, прибыльность бизнеса снизилась.
Нынешняя ситуация в условиях пандемии коронавируса нанесла достаточно серьезный удар абсолютно по всем сферам общества, включая малый и средний бизнес. В связи с тем, что многие боятся коронавируса, в мировой экономике изменились спрос и предложение.
В то же время приостановка производства в странах оказывает существенное влияние на сокращение предложения, в то время как производственная и экономическая активность самих хозяйствующих субъектов по всему миру снижается. Министерство экономического развития России отвечает за рост предпринимательства в нашей стране. Этот отдел определяет ключевые направления и объем средств, которые должны быть выделены на поддержку бизнеса. На уровне субъектов Федерации основными органами поддержки малого и среднего бизнеса являются различные ведомства или местные министерства, специализирующиеся на поддержке малого и среднего бизнеса [3, С.3].
Можно назвать следующие ключевые виды поддержки малого и среднего бизнеса в контексте пандемии COVID-19. Их можно разделить на две основные категории, а именно финансовые и нефинансовые. Таким образом, финансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19 включают, прежде всего:
- льготное кредитование. В настоящее время существуют различные фонды поддержки отечественного бизнеса, каждый из которых самостоятельно устанавливает ставку и диктует свои условия. Как правило, ставки снижаются для малого и среднего бизнеса, который ведет свою деятельность в сфере инноваций, производства и социально ориентированного предпринимательства. При этом кредиты могут выдаваться как с целью пополнения оборотных средств предприятия, так и для приобретения основного. Следует отметить, что самая большая сумма кредита составляет 3 миллиона рублей, с максимальным сроком погашения до 3 лет;
- предоставление гарантий поручительства по банковским кредитам. В сложной ситуации, когда у отечественного предпринимателя нет суммы залога для получения кредита, он имеет право обратиться в гарантийный фонд. В процессе заключения договора гарантийный фонд выступает гарантом предпринимателя и, соответственно, будет нести финансовую ответственность в том случае, если клиент сам не сможет погасить задолженность по кредиту;
- субсидирование части затрат. Эта мера часто предоставляется производственным организациям с целью возмещения затрат на уплату арендных платежей или процентов по кредитам, которые были взяты на строительство или приобретение основных средств. Заявление на получение субсидии подается через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы или по почте;
- гранты. Они могут быть выданы, в первую очередь, инновационным организациям или предпринимателям, которые только начали свою деятельность.
- Нефинансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса включают в себя: разнообразные консультации по маркетингу, патентную и лицензионную поддержку финансового планирования, а также ведение бизнеса и юридическое сопровождение предпринимательской деятельности в нашей стране;
- организация конференций, форумов на удаленной основе для малого и среднего бизнеса;
- помощь в продвижении товаров на экспорт в условиях пандемии;
- организация семинаров, тренингов на удаленной основе;
- проведение выставок товаров и услуг малого и среднего бизнеса [4, С.1].
Тем не менее, несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали впечатляющее влияние на развитие предпринимательства, что в конечном итоге привело к ряду негативных экономических тенденций. Такие негативные тенденции в первую очередь связаны с тем, что помимо существующих проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19 [4, с.2].
В то же время малый и средний бизнес оказался в ситуации, когда система поддержки предпринимательства стала крайне неэффективной и не позволяет тем самым сохранить бизнес в его нынешнем состоянии без каких-либо потерь. Ситуация еще более осложняется тем, что в настоящее время невозможно точно спрогнозировать и рассчитать все убытки компаний. Но по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, можно констатировать, что в июне наблюдалось восстановление экономической активности за счет постепенного и последовательного снятия карантинных ограничений, вызванных распространением COVID-19, что оказало весьма положительное влияние на улучшение динамики валового внутреннего продукта, а именно снижение снизилось до -6,4% г/г по сравнению с -10,7 1% г/г в мае и -12,0% г/г в апреле 2020 года [5 С. 2].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что государство, общество и предпринимательство оказались в очень сложной ситуации. Несмотря на то, что государство создает все условия, которые, безусловно, способствуют сохранению и поддержке малого и среднего бизнеса, а эффективность предоставляемых мер весьма неоднозначна.
Источник: nvjournal.ru