М/н орг-ия – объединение государств в соответствии с м/н правом (м/н право м/н орг-ий) и на основе м/н договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной и т.д. областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, автономную волю.
Проблемы членства России:
- Дискриминация роли РФ в рамках м/н орг-ий
- Недостаточно эффективное взаимодействие РФ с м/н орг-ми (например, в отношениях с МВФ, Россия превратилась из должника в кредитора, досрочно погасив свои долг перед МВФ. Как кредитор Россия часто сталкивается с невыплатой долга развивающимися странами. Главная причина – низкий уровень доходности данных стран. Поэтому в большинстве ситуаций единственный выход – это реструктуризация кредиторской задолженности.)
- Проблемы, связанные с членством России в ВТО
- — повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях в ситуации, когда Россия, с одной стороны, является одним из главных кредиторов стран третьего мира и особенно стран СНГ, а с другой стороны, выступает заемщиком на рынке финансовых кредитов;
- — укрепить российские позиции в сообществе развитых государств;
- — повысить доверие инвесторов к экономической политике Российской Федерации;
- — использовать опыт МВФ для совершенствования российской финансовой системы, а также технического содействия со стороны международных финансовых организаций с целью повышения эффективности государственного управления и квалификации государственных служащих;
- — сохранить благоприятные условия взаимодействия с международными финансовыми организациями, которые могут быть важны в случае возникновения потребности в получении финансовой помощи с их стороны.
- — сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;
- — фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;
- — концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы — сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;
- — информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности;
- — государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми институтами, на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.
Источник: studfile.net
Онлайн-встреча Бизнес-штаб «Международный бизнес в новых реалиях: возможности и риски»
ПУТИН против Бизнеса? БЕЗРАБОТНАЯ РОССИЯ! ПРОБЛЕМЫ предпринимателей и ЖЕСТКИЕ НАЛОГИ! КОРОНАВИРУС!
Проблемы, с которыми сталкиваются иностранные компании в России в 2022 году
События февраля 2022 года привели к серьезным изменениям. Введенные санкции против России вынудили ряд иностранных компаний покинуть рынок. Часть из них ушла безвозвратно, другая временно. Есть и организации, которые продолжили свою работу. При этом в деятельности иностранных организаций появились определенные риски.
Иностранные компании, которые остались на территории РФ вынуждены бороться с возникшими трудностями и в некоторых случаях передавать управление в руки российского топ-менеджмента.
Проблемы, с которыми столкнулся иностранный бизнес
По проведенным исследованиям состояние компаний, функционирующих на территории РФ, стремительно ухудшилось. Если до 24 февраля 2022 года с трудностями столкнулись только 26,4% всех организаций, то после 24 февраля, цифра стремительно увеличилась до 84,1%.
Актуальные проблемы компаний на территории России ( указан процент компаний, столкнувшихся с указанными трудностями ):
- резкий рост закупочных цен — 86,6%;
- снижение спроса — 62,1%;
- проблемы с поставками товаров — 39,6%;
- блокировка платформ, на базе которых работает бизнес — 14,1%;
- увеличение кредитной нагрузки — 13,2%;
- отказ российских партнеров от покупки товаров — 8,6%;
- невозможность проведения расчетов в иностранной валюте — 6,4% и т.д.
Те, кто остался на рынке, столкнулись также с проблемой управления собственным бизнесом . Зачастую под угрозой санкций со стороны недружественных России стран владельцы передают управление в руки топ-менеджеров или вводят доверительное управление компанией.
Юристы АКГ «Созидание и Развитие » осуществляют всестороннее консультирование по вопросам выхода иностранных компаний из российских активов, начиная с оценки потенциальных рисков и угроз для иностранного бизнеса в сложившейся ситуации, заканчивая предоставлением индивидуально разработанных дорожных карт по выходу из активов с учетом сложившейся юридической практики и всех актуальных требований как российского, так и зарубежного законодательства.
Иностранные компании на российском рынке
Ограничения из-за санкций — это не единственное препятствие для работы иностранных компаний. Проблемы возникли вследствие резкого ухудшения экономической ситуации, ответных мер и репутационных рисков.
Порядка 80% компаний прочувствовали на себе негативное воздействие санкций. Примерно 64% организаций отметили резкое нарушение поставок и трудности с логистикой, у 51% упали продажи, 37% отменили значительное снижение маржинальности.
Кроме того, в России действует эмбарго на экспорт и импорт ряда товаров и продукции, меняется валютная политика.
На новые проблемы и реалии иностранные компании отреагировали сокращениями некоторых расходных статей своего бюджета:
- уменьшили расходы на привлечение новых клиентов, продвижение и комплексные маркетинговые исследования;
- приостановили инвестиции.
39% компаний сейчас оценивают риск продолжения работы на российском рынке как средний, а 32% — как низкий, вкладываться в развитие пока слишком рискованно.
Сэкономить бизнесу всегда помогал аутсорсинг. Вместо штатных специалистов, компании приобретает все те же услуги у компании, эксперты которой обладают всеми нужными компетенциями. АКГ «Созидание и Развитие» возьмет на себя аутсорсинг бухгалтерского, налогового и кадрового учета . Наши клиенты надежно защищены от рисков договором.
При этом полный уход с российского рынка для многих компаний нежелателен, ведь потери прибылей будут ощутимыми даже для крупных корпораций. Кроме того, необходимо сохранить персонал, активы и продолжить выполнять имеющиеся обязательства и соглашения, если таковые имеются.
И все же ситуация неопределенности вынуждает многие иностранные компании затаить дыхание и ждать дальнейшего развития событий.
Что будет дальше?
Иностранные компании — это не только товары и услуги. Организации, которые годами функционировали на территории РФ, предоставляли людям рабочие места. Уход компаний и российского рынка — это не только потеря товаров и услуг, а и тысячи людей, которые потеряют работу.
Для поддержания населения Госдума внесла законопроект о « О внешней администрации по управлению организацией ». Что подготовил законопроект иностранным компаниям?
Законопроект содержит сведения о компаниях, которые попадают под внешнее управление, а также факторы, влияющие на этот процесс.
Некоторые собственники ошибочно посчитали, что закон приведет фактически к национализации компаний, но внешние управление и национализация — это не одно и то же. Это совершенно разные процессы.
Национализация подразумевает изменение статуса компании с частного на государственный. А в случае внешним управлением , добавляется управляющий на территории РФ. Активы иностранных компаний затронуты не будут, речь идет исключительно об управлении. Отбирать чужую собственность — невозможно.
Введение внешнего управления позволяет продолжать деятельность компании, что автоматически сохраняет за сотрудниками их рабочие места. Переход под внешнее управление — это действие в рамках национальных интересов, без существенного вреда экономике.
На какие компании распространяется внешнее администрирование?
Согласно законопроекту, его действие распространяется на следующие компании:
- иностранные организации из недружественных стран ;
- компании, 25% активов которых принадлежит лицам из таких стран.
При этом, компания, которая попадает под действие внешнего администрирования должна нести значимость для России, а точнее для экономики и гражданского оборота.
Поправки в законопроекте для иностранных компаний, не относящихся к недружественным странам, скорее направлены на возможность выведения некоторых организаций из под установленной нормой. Например, «Яндекс», который зарегистрирован на территории Нидерланд.
Как понять то самое «существенное значение» для экономики России?
В законопроекте перечислен ряд критериев, которые определяют значимость компании для отечественного рынка. Это, например, производство товаров первой необходимости или высокая вероятность повышения цены для потребителей при уходе компании с рынка.
Важно! При этом власти могут признать, что компания нуждается во внешней администрации даже в том случае, если она не подходит под указанные критерии.
Особенности внешнего управления
Внешнее администрирование требуется в том случае, если предыдущее руководство прекратило работу и отсутствие управления приводит к негативным результатам, а также резкому снижению процента продаж.
После назначения внешнего управленца, организация полностью переходит по курирование ВЭБ.РФ или другой организации, назначенной правительственной комиссией. Новая администрация берет на себя полномочия руководителя или получает в доверительное управление часть компании и ее акций. Вне зависимости от способа курирования, работа проводится исключительно в интересах организации и ее акционеров .
Предполагается, что под внешним управлением компании будут находится полтора года. Прекратить полномочия управления можно исключительно в судебном порядке, это не автоматическая процедура. При отсутствии соответствующего запроса, срок внешнего управления продлевается еще на полтора года. Но по запросу собственника бизнеса или при объявлении компании банкротом, необходимость в администрировании отпадает.
Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян считает, что главная задача законопроекта — это поддержание отечественного рынка и потребителей, а также сохранение рабочих мест.
Международным компаниям остается подстраиваться под новые реалии функционирования на отечественном рынке.
Object not found: 5180
- #иностранная компания
- #недружественные страны
- #санкции 2022
- #АКГ «Созидание и Развитие»
Источник: www.klerk.ru
Есть ли будущее у зарубежных структур российского бизнеса
Партнер Б1 Марина Белякова о перспективах иностранных «дочек» компаний РФ
В 2022 году функционирование зарубежных структур российского бизнеса существенно усложнилось в связи с введением рядом зарубежных стран ограничительных мер. Под ударом оказались возможности и перспективы работы с банками и локальными провайдерами, возникли новые финансовые и правовые риски, включая риски утраты активов. Ответные ограничения со стороны России привели к дополнительным затруднениям. Все эти факторы подтолкнули бизнес к перестройке зарубежных структур. О ключевых возможностях трансформации, о связанных с ней преимуществах и проблемах рассказывает партнер группы компаний Б1 Марина Белякова.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Как работали иностранные структуры раньше
Не секрет, что многие российские группы компаний предпочитают структурировать свои зарубежные операции с использованием иностранных «дочек». Распределение деловых функций помогает повышать операционную, а иногда и налоговую эффективность бизнеса. Например, до февраля 2022 года зарубежные торговые компании зачастую создавались российским бизнесом в таких юрисдикциях, как Швейцария и Сингапур. Помимо удачной географии, деловой инфраструктуры и трейдеров со всего мира эти страны предлагали и налоговые преимущества.
В частности, до реформы 2019 года к деятельности торговых компаний в Швейцарии мог применяться специальный режим («mixed company regime»), предоставлявший эффективные налоговые ставки на доходы от иностранных источников в диапазоне от 8% до 11%. И даже после его отмены Швейцария сохраняла свою привлекательность для российских инвесторов за счет потенциальной возможности безналогового распределения дивидендов и допустимости предварительного согласования с налоговыми органами ряда вопросов путем получения налоговой позиции («рулинга»). В Сингапуре же действует так называемая глобальная трейдинговая программа, которая позволяет на определенный период снизить эффективную ставку налога на прибыль трейдера до 10% (иногда до 5%).
В свою очередь, для владения зарубежными активами, создания совместных предприятий с партнерами и привлечения финансирования в состав российских групп входили компании из таких стран, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Гонконг и Сингапур. Все они, как правило, предоставляли благоприятные условия налогообложения дивидендов и процентов по займам, при этом имея широкую базу международных налоговых соглашений.
Новая реальность: от «недружественных» стран к «дружественным»
В начале 2022 года с расширением санкций все изменилось. Ряд крупных провайдеров отказался оказывать бухгалтерские, налоговые, юридические и другие услуги бизнесу, связанному с Россией. Многие компании столкнулись с заморозкой и закрытием банковских счетов, возросли риски конфискации активов, стало невозможно оперативно принимать корпоративные решения.
Ответные меры ввела и Россия, что еще больше усложнило ситуацию. Например, стало труднее распределять дивиденды в страны, которые были признаны «недружественными».
В этот перечень вошли практически все те популярные государства, которые использовались российским бизнесом при структурировании.
В ответ бизнес начал «перекраивать» свои зарубежные структуры — переводить их в новые юрисдикции, перестраивать товарные и денежные потоки, переосмыслять системы управления. На практике наибольший интерес есть в отношении ОАЭ, Гонконга, Турции, Армении, Казахстана, Узбекистана, Катара, Бахрейна, Маврикия. Каждая из перечисленных юрисдикций имеет свои особенности, а выбор конкретной страны обусловлен рядом факторов, в том числе типом переводимого бизнеса, возможностями взаимодействия с банками, спецификой и географией контрагентов и рынков сбыта.
Лидером среди новой выборки является ОАЭ за счет своей привлекательной налоговой системы (отсутствие налога на прибыль и НДФЛ). Тем не менее не стоит забывать, что в ОАЭ действует НДС (5%). Кроме того, ОАЭ делятся на общую (mainland) и свободные экономические зоны (free zones): если безналоговый статус свободных зон сохранится при соблюдении законодательно установленных условий, то на территории общей зоны с июня 2023 года ожидается введение налога на прибыль организаций (9%). Регулирование же в свободных зонах различается в зависимости от конкретной зоны. Так, при переводе активов стоит обратить внимание на:
• требования для регистрации и лицензирования,
Например, для холдинговых компаний интересным представляется Дубайский товарно-сырьевой центр (DMCC), а для логистических компаний может подойти Свободная зона аэропорта Дубая (DAFZA).
Важно учитывать, что действующее налоговое соглашение между Россией и ОАЭ неприменимо к частному бизнесу.
То есть воспользоваться большинством льготных налоговых ставок и освобождений по отношению к трансграничным операциям не получится. В начале ноября Минфин заявил о намерении пересмотреть налоговое соглашение с ОАЭ, чтобы понизить стоимость привлечения прямых инвестиций от резидентов ОАЭ. Но ОАЭ включены в российские списки «офшоров», что дополнительно ограничивает его использование при структурировании (в частности, затрудняет применение правил контролируемых иностранных компаний; КИК).
Владельцы торгцентров просили упростить въезд в Россию дружественным бизнесменам
В других «дружественных» странах налоговая нагрузка несколько выше. Так, ставка налога на прибыль в Турции составляет 23% (20% с 2023 г.), в Казахстане — 20%, в Армении — 18%, в Гонконге — 16,5%, в Узбекистане — 15%. Но так как налоги не являются единственным критерием выбора, интерес к этим странам тоже стабильно высок. Кроме того, некоторые из этих юрисдикций предоставляют специальные налоговые режимы: в Гонконге, например, действует механизм территориального налогообложения, при котором налогом на прибыль облагается только доход, полученный от источников в Гонконге (в ближайшее время этот льготный режим может быть пересмотрен), а регистрация в Финансовом центре Катара (QFC) позволяет освободить прибыль компании от налогообложения, предоставляя при этом акционерам возможность безналоговой репатриации прибыли.
В Турции помимо постепенного снижения налоговых ставок (с 23% до 20% в 2023 году будет снижена ставка налога на прибыль, а в декабре 2021 года с 15% до 10% была снижена ставка налога у источника при распределении дивидендов в адрес нерезидентов) предусмотрен механизм вычета «условных процентов» (notional interest deduction), позволяющий вычесть 50% от суммы процентов, начисленных на стоимость так называемого нового капитала. Но чтобы воспользоваться льготами, необходимо грамотно продумать структуру бизнеса, детально проанализировав все обстоятельства.
А если вернуться в Россию?
Еще один вариант — редомициляция иностранной компании в специальный административный район (САР) на территории о. Русский (Приморский край) или о. Октябрьский (Калининградская область).
Для переезда в САР необходимо принять инвестиционные обязательства в России и выполнить некоторые другие условия.
Редомицилированная компания получает статус международной, меняя свой личный закон на российское право. Для налоговых целей такая компания получает статус российской, но при этом, будучи налоговым нерезидентом, может совершать переводы иностранной валюты и рублей как с другими нерезидентами, так и с валютными резидентами с территории / на территорию России (с учетом текущих санкционных и контрсанкционных ограничений, а также общих положений валютного законодательства).
Выполнив некоторые дополнительные условия, можно получить статус международной холдинговой компании (МХК), что открывает доступ к налоговым льготам.
Так, можно пользоваться пониженными ставками налога 5% на пассивные доходы (например, проценты), более выгодными правилами налогообложения дивидендов и доходов от продажи долей и акций, послаблениями по правилам КИК и некоторыми другими льготами. Таким образом, предусмотренный для МХК холдинговый режим представляется достаточно привлекательным и в определенных случаях может стать более эффективной альтернативой переводу активов в «дружественную» юрисдикцию.
Выход есть
Так что же делать, если зарубежные активы остались в «недружественном» государстве?
Можно рассмотреть редомициляцию из «недружественной» юрисдикции в «дружественную» или в Россию. Но механизм редомициляции предполагает, что и государство выхода, и государство въезда должны допускать такой переезд. Например, перевести компанию из Нидерландов в Россию напрямую не получится.
Придется прибегнуть к механизму так называемой транзитной редомициляции (на практике такие переезды производятся через Кипр). Бахрейн и Китай, напротив, не допускают «въезд» иностранных компаний в порядке редомициляции. При этом у российского бизнеса имеется положительный опыт редомициляции с Кипра в ОАЭ.
Еще один важный момент, о котором не стоит забывать,— налог на выход, предусмотренный в отдельных странах.
Например, при переводе за рубеж юридического адреса или места фактического управления швейцарской компании придется заплатить налог на выход по общей ставке налога на прибыль в отношении активов, которые выводятся из Швейцарии.
«Яндекс» представил схему раздела активов на нидерландские и российские
Другой вариант — рассмотреть перевод активов, например, российских акций, долей, прав требования по контрактам, из «недружественной» юрисдикции. Но необходимо учитывать, что многие операции с российскими активами требуют получения разрешения правительственной комиссии. От данной процедуры могут освобождаться сделки с контрагентами из «недружественных» стран в ситуациях, когда их конечными бенефициарами являются российские лица или если в результате сделки не переходит контроль. Применимость указанных исключений необходимо анализировать в индивидуальном порядке, однако правоприменительная практика, в том числе положительная, уже формируется.
Что дальше?
Безусловно, мир вокруг нас стремительно меняется. Для адаптации к новым условиям бизнесу нужно быть гибким и держать в своем арсенале различные, в том числе запасные, варианты дальнейших действий. А для обеспечения их надежности и эффективности нужно внимательно проанализировать все возможные варианты с юридической, финансовой и налоговой точек зрения.
Источник: www.kommersant.ru