В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития в Казахстане малого и среднего предпринимательства. Показана роль малого бизнеса в экономической модернизации Казахстана. Проведена проверка гипотезы о возможности доведения к 2030 г. удельного веса малого и среднего предпринимательства до 40?% в ВВП республики.
Рассмотрены два варианта сценариев развития малого и среднего предпринимательства: базовый и инновационный. При реализации базового и инновационного сценариев достижение к 2030 г. запланированной доли малого предпринимательства в ВВП является возможным, а при реализации инновационного сценария удельный вес малого предпринимательства может достигнуть к 2050 г. 50?%. Даны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно: совершенствование нормативно-правой базы функционирования субъектов МСП; устранение административных барьеров; совершенствование финансово-кредитных механизмов функционирования субъектов МСП; расширение взаимодействия малых и крупных предприятий; развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям МСП; развитие общественного движения предпринимателей; привлечение субъектов МСП к созданию региональных кластеров; реализация региональных целевых программ повышения конкурентоспособности субъектов МСП.
2023 год может стать самым сложным для бизнеса Казахстана

малое и среднее предпринимательство
социально-экономическая модернизация
сценарий развития
государственная поддержка малого предпринимательства
1. Технологическое развитие как стратегический приоритет формирования конкурентоспособной экономики Казахстана: монография / под ред. Т.А. Болгауова, А.А. Кайгородцева, Т.А. Абылайхановой. – Усть-Каменогорск: ВКГУ им. С. Аманжолова, 2016. – 255 с.
2. Назарбаев Н.А. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017 (дата обращения: 09.12.2017).
3. Покрытан П.А. Кейнсианские рецепты можно использовать в России // Международная научная конференция «Современная российская экономика: кейнсианский вариант выхода из стагнации». Сборник тезисов. Под ред. А.А. Пороховского, К.А. Хубиева, С.В.
Кайманакова. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. – С. 51–53.
4. Цаголов Г.Н. Революция Гэлбрэйта и развитие теории конвергенции // Гэлбрэйт: возвращение / Монография / Под ред. С.Д. Бодрунова. – М.: Культурная революция, 2017. – С. 82–113.
5. Пороховский А.А. Роль и судьба корпораций // Гэлбрэйт: возвращение / Монография / Под ред. С.Д. Бодрунова. – М.: Культурная революция, 2017. – С. 157–180.
6. Castels M. The Rise of the Network Society. Malden, Mass, Oxford: Blackwell. – 1996. – Р. 155–157.
7. Korten D. When Corporations Rule the World. West Hartford: Kumarian Press. – 1995. – Р. 221.
В условиях глобального финансового кризиса, отрицательное влияние которого на мировую экономику усилилось в результате совпадения с другими глобальными кризисами (энергетическим, продовольственным, политическим), в Казахстане произошло резкое замедление темпов экономического роста. Это обусловливает необходимость создания новой модели экономического развития, обеспечивающей преодоление технологического отставания республики от промышленно развитых стран мира и гарантированное вхождение республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.
Как работать легально, платя меньше налогов? Дмитрий Казанцев | Виды налогов в РК
Казахстан занимает 53 позицию в Глобальном индексе конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе (ГИК ВЭФ) в октябре 2016 г., значительно отставая от своих ближайших соседей, с которыми у республики есть возможность международного сотрудничества (Южная Корея занимает 26-е место, Китай – 28-е, Россия – 43-е) [1].
Учитывая, что Казахстан не имеет преимуществ в базовых отраслях, определяющих конкурентоспособность экономики, президент Н.А. Назарбаев в послании к народу Казахстана от 31 января 2017 г. [2], обозначил приоритеты по обеспечению конкурентоспособности РК, главным из которых является модернизация.
На наш взгляд, у Казахстана имеются возможности для прорыва в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, IT-технологии, космические технологии. Имеющиеся у республики финансовые и интеллектуальные возможности следует сосредоточить именно на данных направлениях научно-технического прогресса, где есть определенные перспективы в достижении успеха в соревновании за конкурентоспособность.
Финансовый кризис 2008 г. позволил выявить наличие у Казахстана серьезных проблем в финансовой сфере, для устранения которых в период кризиса государством были предприняты энергичные шаги: на поддержку финансового сектора было выделено 476 млрд тенге; была проведена большая работа по реструктуризации внешнего долга. Эти меры привели к стабилизации ситуации на внешнем рынке и оживлению в экономики республики. Однако проблемы банковской системы были решены не в полном объеме. В связи с этим в 2017 г. на поддержку банковского сектора Казахстана было направлено 1,2 трлн тенге.
Если в начале 21 века финансовая система Казахстана признавалась одной из успешных, то за последние 16 лет она сдала свои позиции. Это объясняется тем, что банковская система РК занимается в первую очередь кредитованием торговых операций, в то время как изначальной функцией банков является кредитование реального сектора экономики. Банки должны быть не столько – не в первую очередь – посредниками в торговле товаром «покупательная сила» сколько производителями этого товара» [3]. Решение возникших проблем – переход на инновационный путь развития.
Государство должно активно подкачивать эффективный спрос, уменьшая проблему реализации. Решающий компонент эффективного спроса – инвестиции, которые можно повысить двумя методами:
а) денежно-кредитным: понижение ставки процента;
б) бюджетным: финансирование частного предпринимательства из госбюджета, организация государственных закупок.
Развитие малого и среднего бизнеса следует осуществлять на основе программно-целевого подхода. Программы развития малого бизнеса должны иметь межуровневый характер в следующих направлениях:
а) законодательная сфера;
б) определение приоритетов и разработка прогнозов развития малого и среднего бизнеса;
в) совершенствование методов государственной поддержки малого предпринимательства;
г) институциональная политика.
В соответствии с поручением Президента РК по реализации Программы «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» № 9, к 2020 г. должен произойти не только рост национальной экономики, но и масштабное изменение социальной структуры общества. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составить 40 % против 25,6 % в 2015 г. К 2050 г. доля МСБ в ВВП должна составить не менее 50 %.
Целью настоящей статьи является исследование возможности достижения параметров развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренных программными документами Республики Казахстан, и определение путей достижения запланированных показателей.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются произведения ведущих ученых-экономистов по проблемам повышения эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, опыт зарубежных стран, законодательные и нормативно-правовые акты Республики Казахстан по вопросам функционирования малого и среднего бизнеса.
В процессе исследования использовались такие методы познания, как системно-функциональный, экономико-статистического анализа и метод сценариев.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде чем приступить к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане, отметим, что в настоящее время среди ученых отсутствует единство в оценке роли МСП в национальной экономике.
Так, российский ученый Г.Н. Цаголов считает, что малый и средний бизнес не располагают возможностями воздействия на рынок, так как авансцена современной экономической жизни занята миром крупных корпораций. Малые и средние предприниматели с трудом выживают в острой конкурентной борьбе между собой и под гнетом большого бизнеса [4, с. 90–91].
Аналогичной точки зрения придерживается А.А. Пороховский, который отмечает, что экономика США «основной потенциал своего функционирования и развития… черпает из акционерного капитала и собственности. Что же касается индивидуальных предприятий, находящихся в частной собственности их владельцев, то их экономический вес незначителен, но они благодаря своей многочисленности создают общую благоприятную среду для предпринимательской деятельности в целом и для учета индивидуальных потребностей на различных рынках» [5, с. 164–165].
М. Кастельс [6, с. 164–165] и Д. Кортен [7, с. 164–165], на основе результатов анализа данных США, Японии и др. стран Запада, несмотря на аргументацию многочисленных авторов в пользу малого бизнеса, как наиболее приспособленного к гибким технологиям, пришли к выводу о том, что современные корпорации, на долю 500 крупнейших из которых приходится около 25 % мирового объема производства, являются хозяевами мировой экономики.
В табл. 1–3 сделан прогноз развития в Казахстане малого и среднего бизнеса. При этом для осуществления квазиимитационного моделирования были использованы электронные таблицы Excel.
Прогноз ВВП Республики Казахстан на 2017–2030 гг.
Вариант 1 (базовый сценарий)
Вариант 2 (инновационный сценарий)
Источник: science-economy.ru
Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан
Каримбекова, А. С. Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11565/ (дата обращения: 27.05.2023).
В статье рассмотрены такие важные аспекты регулирования экономики республики, как налогообложение, перспективные направления его совершенствования и дальнейшего развития в сфере развития малого и среднего бизнес. Также рассмотрены особенности совершенствования налогового законодательства в рамках современной экономической ситуации в стране. Материалы, представленные в статье, опираются на актуальные данные развития экономики, действующее законодательство, а также Послания Президента РК и другие нормативно-правовые акты. В статье дается определение понятия «налоговая система», а также предлагается анализ практики налогообложения за рубежом. В качестве перспективных направлений совершенствования налогообложения предлагаются налоговые льготы и послабления для отдельных категорий предпринимателей.
Ключевые слова: налогообложение, предпринимательская деятельность, налоговая система, реформирование налоговой системы, налоговые режимы, налоговыельготы
The article deals with such important aspects of regulation of the country’s economy, taxation, perspective directions of its improvement and further development in the field of small and medium business. Also, the features of improvement of tax legislation within the framework of the current economic situation in the country. The material presented in this article are based on actual data of economic development, the current legislation, as well as the Message of President of Kazakhstan and other regulatory legal acts. The article gives the definition of «tax system» concept, and also presents an analysis of the taxation practices abroad. As promising ways to improve taxation offered tax breaks and exemptions for certain categories of entrepreneurs.
Keywords: taxation, entrepreneurship, the tax system, reform of the tax system, tax regimes, tax breaks
В современном мире налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговым системам развитых стран присуще использование налогов как одного из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, с помощью которых государство оказывает стимулирующее либо сдерживающее влияние на развитие хозяйственной деятельности субъектов. В силу этого государство должно постоянно уделять внимание оценке эффективности функционирования налоговой системы и на основе всестороннего анализа принимать решения о необходимости трансформации законодательной базы по вопросам налогообложения.
В послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2050» содержится перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, «носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы, зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации» [1].
Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
Применение налога является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].
В условиях развития различных форм собственности и, прежде всего, частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу — единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (валовой выручки).
Современная налоговая система не предусматривает каких-либо отличий в системе налогообложения юридических лиц в зависимости от видов деятельности и размеров предприятий. Практически все юридические лица, зарегистрированные на территории РК, облагаются по единой схеме налогообложения.
В целом, налоговая система в переходный период отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводили к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требовали внесения определенных корректив в действующее законодательство для динамичного развития. Важно было создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивала бы фискальные интересы государства, но и стимулировала бы развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций.
На достижение этих целей направлены изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс.
В изменениях предусмотрены меры по повышению уровня собираемости налоговых платежей, установлению экономической и законодательной стабильности для инвесторов, расширению практики применения фиксированных налогов на основе патента, усилению административной и уголовной ответственности налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство.
Налоговая политика — очень тонкий и хрупкий инструмент интерактивного управления экономикой. Отнюдь не всегда возможно однозначно оценить, как отзовется та или иная мера в области налоговой реформы на экономике страны в целом. Гибкая налоговая политика Казахстана способствовала оживлению к концу ХХ века экономики страны, а также прогрессу ряда структурных макропараметров социальной сферы, которые постепенно эволюционируют в направлении доказавших свою эффективность мировых моделей социально-ориентированного рыночного хозяйства [3, с.57].
Реформы последних лет показали, что Казахстан — одна из немногих республик СНГ, где государство целенаправленно и сбалансировано использует налоговую политику для развития экономики страны в рамках заранее определенной стратегии рыночных преобразований.
Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налогового законодательства. То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет успех или неуспех налоговой политики страны. На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ — в частности принят в 2005 г. Новый налоговый кодекс, который претерпевает постоянные изменения и существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].
В настоящее время изучается международный опыт и функциональные возможности информационной системы по управлению рисками, которую налоговые органы многих стран используют в работе для автоматизированного отбора налогоплательщиков и для проведения налоговых проверок. В рамках Проекта Всемирного банка по реформированию налогового администрирования, предусмотрено поэтапное внедрение СУР. В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.
Достижение эффективности в борьбе с такими преступлениями путем слаженного взаимодействия с государственными органами иностранных государств, невозможно без выстраивания четкого механизма обмена информацией. Принимая во внимание, что решение проблемы борьбы с уходом от налогообложения, возможно только в результате совместного объединения сил контролирующих органов, Налоговым комитетом МФ РК разработан проект Плана мероприятий по снижению теневой экономики с учетом превентивных мер процессам незаконного получения доходов, который в настоящее время находится на рассмотрении в Секретариате Совета Безопасности Республики Казахстан.
Реализация мероприятий Проекта по реформированию налогового администрирования окажет комплексное воздействие на всю сферу налогообложения и налогового администрирования.
Постановлением Правительства одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство, и утвержден План мероприятий по переходу.
Предполагается, что переход на всеобщее декларирование будет осуществляться поэтапно.
Ожидается, что переход на всеобщее декларирование будет способствовать [4, с.55]:
– противодействию теневой экономике;
– снижению уровня коррупции в государственных органах;
– расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;
– эффективности криминальных расследований;
– повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.
Период стабилизации рыночной экономики — процесс сложный и длительный, определенное место в этом процессе отводится налоговой системе страны. Посредством налоговой политики государство выполняет ряд функций, поощряет или ограничивает деятельность той или иной отрасли, что в свою очередь способствует стабилизации экономики нашей страны.
Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [5, с.33].
Принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, функционирования налоговой системы, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями.
Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.
Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.
Учитывая вышеизложенные моменты, можно надеяться, что Республика Казахстан сформирует одну из лучших налоговых систем мира, что в свою очередь будет основой развития экономики нашей страны и ее дальнейшего процветания.
В условиях мирового финансового кризиса государство снижает общую налоговую нагрузку для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, упрощает отчетность по налогам, проводит иную регулирующую деятельность в области налоговой политики с целью увеличения налогооблагаемой базы и, соответственно, недопущения снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.
Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.
- Назарбаев Н. А. Послание Президента страны народу Казахстана. «Казахстан-2050»: Цели, вызовы, новая экономическая и молодежная политика / Н. А. Назарбаев — Астана: Казахстан, 2014.
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1.01.2015 года.
- Скала В. И. Налоговая реформа в РК: комментарии и консультации. — Алматы, ЛЕМ, 2002. — 223 с.
- Ашимова Ж. Н. Совершенствование системы налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан. // Вестник КазНУ, серия «Экономика». — 2011. — № 5. — С.55–62.
- Райханова К. Разъяснение основных положений Налогового Кодекса Республики Казахстан // Финансы Казахстана. — 2013. — № 2. — С. 33–54.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, государство, налоговый кодекс, система налогообложения, внешнеэкономическая деятельность, всеобщее декларирование.
Источник: moluch.ru
Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан — Дипломная работа

Предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Эти свойства делают развитие предпринимательства существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана, а также существенным фактором снижения безработицы.
Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. В Послании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.
Цель дипломной работы — изучить теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, их реализацию в практической деятельности, а также основные проблемы налогообложения.Под предпринимательством в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия. К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: общеустановленный порядок и специальный налоговый режим. При этом объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Предприятием ТОО «ПОДШИПНИКСЕРВИС» был выбран упрощенный режим налогообложения, при котором исчисление, уплата и предоставление налоговой отчетности по корпоративному подоходному и социальному налогам производится в упрощенном порядке.
Дипломная работа посвящена исследованию проблем налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
В первой главе дипломной работы проведено исследование теоретических основ налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.
Под предпринимательством в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия.
Пристальное внимание государства к малому и среднему предпринимательству объясняется желанием достичь позитивных экономических, политических и социальных результатов для общества. Значимость развития малого и среднего бизнеса для нашей страны определяется тем, что оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей.
Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.
Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: общеустановленный порядок и специальный налоговый режим.
Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает несколько видов специального налогового режима (на основе разового талона, патента или упрощенной декларации), которые применяются в зависимости от величины получаемых доходов и организационно-правовой формы субъекта малого бизнеса.
Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по другим налогам и другим обязательным платежам в бюджет производятся в общеустановленном порядке.
Во второй главе дипломной работы был проанализирован порядок налогообложения предприятий ТОО «ПОДШИПНИКСЕРВИС» и ТОО «Absolute Kazakhstan Neon», которые являются субъектами малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше 65520000 тенге (6000 х 1092 тенге).
Получив свидетельство налогоплательщика, РНН, свидетельство плательщика НДС или зарегистрировавшись как неплательщик НДС, предприятие должно выбрать налоговый режим, т.е. порядок расчета с бюджетом по корпоративному и социальному налогам.
Предприятием ТОО «ПОДШИПНИКСЕРВИС» был выбран упрощенный режим налогообложения, при котором исчисление, уплата и предоставление налоговой отчетности по корпоративному подоходному и социальному налогам производится в упрощенном порядке. Исчисление корпоративного подоходного и социального налогов на основе упрощенной декларации производится ТОО «ПОДШИПНИКСЕРВИС» самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.
Субъекты малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенный порядок налогообложения представляют налоговую отчетность по форме 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса» до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» осуществляет расчеты с бюджетом по корпоративному и социальному налогам в общеустановленном режиме.
Исчисление корпоративного подоходного налога производится путем применения ставки 30% к налогооблагаемому доходу, который определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными соответствующими статьями Налогового кодекса с учетом их корректировок. Исчисленная сумма корпоративного подоходного налога отражается в форме налоговой отчетности 100.00 «Декларация по корпоративному подоходному налогу».
Таким образом, налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих общеустановленный режим и упрощенный режим принципиально отличаются по следующим признакам: объекты обложения, ставки налогов, состав и сроки представления отчетности.
Хотя в Налоговом кодексе заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса, данный механизм не пользуется особой популярностью, поскольку общеустановленный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, обеспечивает меньшую сумму налога, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3% от выручки.
Далее рассмотрены основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, основными из которых являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности.
В настоящее время происходит постепенная трансформация налоговой системы, в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса также происходят серьезные изменения, депутатами лоббируются оптимальные решений, устраивающие как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и фискальные органы. Инициативы, изложенные в Послании президента — снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных изпод налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений.
Введение в 2007 году плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10% и снижению социального налога будут содействовать легализации зарплат, выплачиваемых в конвертах. В свою очередь, рост доли белой зарплаты приведет к большему притоку средств в пенсионные фонды. Прямые потери бюджета в результате снижения ставки НДС на 1%, подоходного и социального налога оцениваются в десятки миллиардов тенге, но общий эффект обещает быть положительным за счет роста белых зарплат.
Таким образом, вводимая в Казахстане с 1.01.2007 года первая часть поправок в Налоговый кодекс формально, за счет уменьшения налоговых ставок, снизит налоговое бремя для бизнеса. Однако реальное улучшение налогового климата для субъектов малого и среднего бизнеса может произойти только в случае снижения уровня коррупции и административного давления, а также изменения самой концепции налоговой реформы, которая должна изменить налоговую политику в отношении малого бизнеса: 1. Создать благоприятный налоговый климат для малого бизнеса;
2. Пересмотреть формы и сроки предоставления налоговой отчетности. Эти обязанности не должны превышать барьера в 25 — 30% рабочего времени;
3. Опубликовать все нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения, обеспечить бесплатное распространение бланков налоговой отчетности;
4. Разработать эффективную систему налоговых льгот. Налоговые льготы должны предоставляться субъектам малого бизнеса, расположенным в депрессивных, экологически неблагополучных регионах, а также занимающимся инновационной деятельностью в виде освобождения от корпоративного налога на срок от 3 до 5 лет;
5. Ввести норму определяющую, что изменения и дополнения в налоговую отчетность могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января, следующего года;
6. Максимально упростить налоговый учет и налоговую отчетность для субъектов малого бизнеса.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире».
2. Конституция Республики Казахстан, Алматы; Казахстан, 1998г.-25с.
3. Мамыров Н.К. Основы предпринимательства. — Алматы: Экономика, 1997 — 458с.
4. Горфинкель В.Я. Предпринимательство. — Москва: Банки и биржи, 1999. — 300с.
5. О частном предпринимательстве Закон Республики Казахстан от 30.01.2006 г. № 124-III
6. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. — Алматы; «Издательство LEM», 2005 г-548с.
7. Гражданский кодекс Республики Казахстан. — Алматы: Казахстан, 1994.-512с.
8. Черемицына М. Государственное регулирование бухгалтерского учета// Бюллетень бухгалтера №11, март 2007г.
9. Сводная аналитическая информация о ходе выполнения программы правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы// Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан, №1 от 06.01.2007г.
10. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане, Алматы; LEM-2002г. — 160с.
11. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 31 января 2006 года, №125-III.-Алматы: ТОО «Издательство Норма-К», 2007. — 320с.
12. Скала В.И., Скала Б.В. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан: Издание третье, переработанное. — Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. — 236с.
13. Меньшова Н.И. Самоучитель по бухучету и налогообложению, 4: Корпоративный подоходный налог. — Алматы: Издательский дом БИКО, 2006. — 272с.
14. Малый и средний бизнес: проверки и требования государственных органов. — Алматы: Издательский дом: БИКО, 2006. — 64с.
15. Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана — 2001. № 4, с. 23-31
16. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран, содружество независимых государств, Алматы: ?аржы-каражат, 2003г. — 183с.
17. Дасанов Д. Малый бизнес: мировой опыт и казахстанская реальность// Саясат, 2003.-№12, с.32.
18. Калижанов Б. Администрирование налогообложения физических лиц// Вестник предпринимателя, 2001.-№5, с.19.
19. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. — Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004
20. Мнение предпринимателей: социологический опрос// Малый и средний бизнес Казахстана, 2004.-№3, с.34.
21. Налоги и сборы в Казахстане// Библиотека бухгалтера и предпринимателя — 2005. № 2, с.5-7
22. Рахимжанова М.Т. К вопросу построения эффективной системы налогообложения// Вестник КАЗНУ. Серия экономическая, 2003.-№5, с.38.
23. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. — Алматы: ЖЕТІ ЖАРFЫ, 1998.
24. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы, Москва; ЮНИТИ, 1998 — 128с.
25. Шаповалова А.В. О перспективах развития налогообложения в Республике Казахстан //Индустриальная Караганда №71 от 06.04.2006г.
26. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение, Москва; ИНФРА-М, 1999-250с.
Источник: studres.ru
