Проблемы поддержка малого бизнеса

Внедрение инновационной деятельности во все сферы общественной жизни не могло не затронуть и малый бизнес, выдвинув на первый план вопросы государственной поддержки малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере инноваций. В представленной статье авторами определяется роль инновационного малого предпринимательства на современном этапе развития страны. Посредством социологического опроса собственников и руководителей малых предприятий юга Тюменской области, а также экспертного опроса государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов Тюменской области и муниципальных образований региона выявляются проблемы развития инновационного малого предпринимательства в регионе. Предлагается модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, учитывающая реальные потребности субъектов инновационного малого предпринимательства тюменского региона на различных стадиях жизненного цикла.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА 2023 НАЛОГОВЫЙ БИЗНЕС ФОРУМ

инновационная деятельность
инновационное малое предпринимательство
государственная поддержка

1. Веревкин Л.П. Малому предпринимательству – государственную поддержку / Л.П. Веревкин // Энергия; экономика, техника, экология. – 2002. – № 6. – С. 63-66.

2. Карачаровский В.В. О проблеме субъекта технологической модернизации в России: частные интересы бизнеса и стратегические задачи экономики / В.В. Карачаровский // Общество и экономика. – 2009. – № 10. – С. 16-20.

3. Предпринимательская деятельность в России и за рубежом / М.В. Александрова, Л.Н. Андреева, Ю.В. Великая и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – 240 с.

4. Ракша И.Р., Устинова О.В. Научные подходы к понятию «инновационное предпринимательство» / И.Р. Ракша, О.В. Устинова // Актуальные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. – Тамбов, 2014. – С. 87-89.

5. Савичева Е.Ю. Проблемы теории и практики предпринимательства / Е.Ю. Савичева // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4 (36). – С. 18-26.

6. Устинова О.В., Ракша И.Р. Эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменской области: по результатам опроса предпринимателей и экспертов / О.В. Устинова, И.Р. Ракша // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2 (29). – С. 223-229.

7. Устинова О.В., Ракша И.Р. Государственная поддержка инновационного малого предпринимательства. / О.В. Устинова, И.Р. Ракша // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2014. – № 10. – С. 142-145.

8. Факторы устойчивого развития регионов. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Кн. 17. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 166-185.

9. Шилова Н.Н., Федосеев И.В. Саморегулирование в реальном секторе экономики: поиск рациональных компромиссов // Мир экономики и права. – 2013. – № 6. – С. 40-45.

Меры поддержки бизнеса в 2022. Отмена налогов и проверок?

Важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики, увеличивается доля наукоёмкого производства, ускоряются процессы реструктуризации отраслей народного хозяйства. В настоящее время наблюдаются позитивные тенденции в развитии российского инновационного малого предпринимательства и использовании его потенциала в промышленности и науке [9].

Именно малое предпринимательство является двигателем социально-экономического развития и благополучия российского общества. Еще в работах Фридриха фон Хайека было убедительно доказано, что свобода предпринимательства является базовым условием социально-экономического развития и общественного процветания всех слоев общества. Она способствует реализации научно-технического прогресса и выступает предпосылкой формирования человека нового типа, особыми характеристиками которого являются инновационная адаптивность, толерантность и индивидуализм [1].

Роль малого предпринимательства, в том числе и инновационного, в социально-экономическом развитии страны сложно переоценить. Нельзя не согласиться с мнением В. Карачаровского, что инновационное малое предпринимательство «является непременным элементом развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития» [2]. К основным функциям инновационного малого предпринимательства в общественном развитии относятся: развитие отраслей народного хозяйства; повышение занятости населения путем его вовлечения в деятельность субъектов инновационного малого предпринимательства как в качестве собственников, так и нанятых работников; участие субъектов инновационного малого предпринимательства в социальном развитии территорий; возможность претворения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, интеллектуализация трудовой деятельности, повышение ее наукоемкости; насыщение рынка товарами народного потребления, улучшение их качества, а также увеличение объема выпускаемой инновационной продукции, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей; вовлечение в производство новых производительных сил, создание товаров и услуг с меньшими затратами труда, материалов, энергии; приведение структуры воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды [4].

Вместе с тем, существуют проблемы развития инновационного малого предпринимательства, такие как: несовершенство нормативно-правовой базы, системы налогообложения; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов; административные барьеры и др. [5]. Учитывая относительно продолжительную статичность обозначенных проблем, необходимо признать действия государства в этой сфере недостаточно эффективными и пересмотреть стратегию государства в отношении инновационного малого бизнеса, переориентируя ее на достижение целей социально-экономического развития страны путем эффективного использования возможностей последнего [3]. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование модели господдержки инновационного малого предпринимательства, отвечающей потребностям его функционирования и развития [7].

При условии, что проблемы развития инновационного малого предпринимательства не будут решены на региональном уровне, возможно инерционное развитие рассматриваемой сферы общественных отношений [6]. Без дополнительного вмешательства государства уже в ближайшем будущем инновационный малый бизнес как социальный институт может исчерпать импульс своего поступательного движения, и общество столкнется с необходимостью радикальных преобразований в предпринимательской сфере. В этом случае существующие институты поддержки в отрыве от научно-производственных предприятий, равно как и предприятия в отрыве от источников финансирования, будут вовлечены в неблагоприятную для региона тенденцию: относительно успешные и перспективные проекты будут «эмигрировать» в центральные регионы страны (преимущественно в г. Москву и Московскую область) или за рубеж, как это происходит сейчас, а менее успешные – будут вынуждены прекратить существование [8].

Авторы убеждены, что описанный сценарий является крайне пессимистичным, так как его последствия и рефлексия в обществе будут носить долгосрочный характер. В частности, вектор развития прикладной и фундаментальной науки будет отклоняться от мейнстрима технологического общества. Снижение темпов развития малого инновационного предпринимательства будет ускоряться ежегодно, при этом созданные институты поддержки окажутся не востребованными.

С целью исследования проблем функционирования и развития инновационного малого предпринимательства в регионе, а также оценки эффективности его государственной поддержки авторами проведен анкетный опрос собственников и руководителей малых предприятий юга Тюменской области (484 чел.), а также экспертный опрос государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов Тюменской области и муниципальных образований региона (200 чел.).

Опрос предпринимателей показал, что три четверти из них позитивно оценивают идею включения в инновационно-технологический процесс, участвуют в инновационной деятельности или намерены заниматься ею в ближайшем будущем. Анализ ответов респондентов о характере причин, побуждающих их заниматься инновационной деятельностью или планировать ее, показал, что треть опрошенных рассматривают ее в качестве стратегии выживания (рис. 1).

Читайте также:  Производство тыквенного масла как бизнес

Рис.1. Причины, побуждающие предпринимателей заниматься инновационной деятельностью, %

Предприниматели негативно оценивают деятельность региональных органов власти в поддержке инновационного малого предпринимательства, при этом подавляющее большинство (87 %) указали на потребность в последней.

Одновременно выявлено, что 64 % предпринимателей ни разу не обращались за государственной поддержкой (рис. 2).

Рис. 2. Анализ обращений предпринимателей за господдержкой, %

Результаты опроса показали, что каждый пятый критически оценил эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе – «практически нулевая». Примерно одинаковый процент респондентов оценили ее как среднюю или низкую (27 и 24 % соответственно). Предприниматели негативно настроены в отношении деятельности органов власти в сфере поддержки инновационного малого бизнеса. Причины, снижающие эффективность государственной поддержки, представлены на рис. 3.

Рис. 3. Причины, снижающие эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе, %

По мнению экспертов, органы государственной власти не заинтересованы в развитии инновационного малого бизнеса или заинтересованы менее чем нужно (рис. 4).

Рис. 4. Заинтересованность органов власти в развитии инновационного малого предпринимательства, %

В оценке экспертами и предпринимателями эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства выявлены расхождения. Как «высокую» эффективность оценили 18 % представителей органов власти и лишь 3 % предпринимателей. Чуть меньше половины экспертов оценили эффективность как среднюю (46 %); среди предпринимателей, таких вдвое меньше (рис. 5).

Рис. 5. Соотнесение оценок эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, сделанных экспертами и предпринимателями, %

Анализ ответов экспертов позволил авторам сформулировать вывод о том, что между государством и инновационным малым предпринимательством существует большой «разрыв», проявляющийся в слабой заинтересованности органов власти в развитии инновационного малого бизнеса, незнании реальных проблем предпринимателей, отсутствии практической реализации декларируемых направлений господдержки.

Для повышения эффективности развития инновационного малого предпринимательства в регионе предлагается модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, которая является, своего рода, механизмом вовлечения науки и бизнеса в инновационный процесс (рис. 6). Основная идея этой модели – четкое распределение ролей, функций и полномочий, а также непрерывность оказания поддержки на всех этапах развития новой технологии: от зарождения до массового применения в производстве товаров или оказании услуг.

Предложенная модель учитывает реальные потребности субъектов инновационного малого предпринимательства региона на различных стадиях жизненного цикла и обладает рядом преимуществ: четким распределением функций и полномочий; исключением временных разрывов в оказании поддержки; реализацией конкурентно-синергетического принципа взаимодействия субъектов инновационной деятельности друг с другом и институтами инфраструктуры поддержки и т.д. Инновационными особенностями модели являются:

1. Реализация децентрализованного подхода к организации взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и инфраструктурой поддержки инновационного малого предпринимательства.

2. Трансфер технологий от разработчиков к имплементаторам, разграничение их роли в инновационном процессе.

3. Учет реальных потребностей субъектов инновационного малого предпринимательства региона.

4. Создание Центра трансфера технологий, выполняющего социально-значимые, но не реализуемые на сегодняшний день функции: независимую экспертизу инновационных проектов; организацию взаимодействия между «производителями» технологии, организациями, занимающимися их внедрением и потенциальными инвесторами; распространение новых технологий и инновационной продукции.

5. Создание центров стартап-капитала, финансирующих субъектов инновационного малого предпринимательства не на начальной стадии их деятельности, а на начальной стадии реализации инновационного проекта, прошедшего селекцию малыми инновационными компаниями.

Комментируя предложенную модель, авторы отмечают, что университеты и научно-исследовательские институты – преинкубаторы – не должны в обязательном порядке становиться субъектами общественных отношений, касающихся коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Напротив, в отсутствии рынка инновационных технологий, а также принимая во внимание сложности патентования и дальнейшего продвижения новой технологии, будет неоправданным распределение усилий учреждений науки на нехарактерную им деятельность. В рамках разработанной модели такие задачи возложены на центры трансфера технологий. Возможные аргументы о том, что в предлагаемой модели учреждения науки «оторваны» от рынка, так как не получают прямых запросов от инвесторов и потребителей инновационной продукции, авторы полагают безосновательными, поскольку эффективность посредничества центров трансфера технологий предполагает, помимо прочего, покупку лишь востребованных результатов научных исследований и разработок. Таким образом, при постоянном информационном обмене с центром трансфера технологий университеты и научно-исследовательские институты будут иметь возможность адаптировать свой исследовательский процесс под текущие и перспективные требования рынка, а не под имеющийся научный задел, как это имеет место сегодня.

Рис. 6. Модель реализации государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в регионе

Рецензенты:

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.

Источник: science-education.ru

Основные проблемы поддержки малого предпринимательства органами местного самоуправления

В ХХ веке произошли значительные изменения в понимании целей форм и методов оказании поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

Опыт развитых стран показывает, что взаимодействие власти и субъектов малого бизнеса не должно сводиться только к применению административного регулирования. Это возможно в рамках их интеграции при поиске оптимальных решений и получении синергетического эффекта. При этом необходимо сознавать что поддержка не всегда должна быть и является финансовой. Это может быть: лоббирование интересов отдельной отрасли; передача знаний и технологий в определенной последовательности и т.д.

Таким образом, существует необходимость учета многих специфических факторов при осуществлении государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства. Четкое выявление цели задач, подходов поддержки позволяет предметно анализировать механизм поддержки субъектов малого предпринимательства, его актуализацию и проявление посредством форм, методов инструментов.

При предоставлении государственной и муниципальной поддержки и развития субъектов малого предпринимательства наблюдаются некоторые особенности.

Во-первых, разнородность по отраслевому составу предпринимательства формирует необходимость выбора направлений развития субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено уровнем доступности материальных, финансовых и трудовых ресурсов различием производственных циклов по отраслям, состоянием спроса на готовую продукцию и технологии.

Во-вторых, выработка направлений связана с жизненными циклами организации на стадии ликвидации и размерами организации.

В-третьих, в зависимости от размера определены виды организации – микро- малое, среднее, крупное.

В-четвертых, стратегический подход к разработке и реализации поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках проводимой региональной и муниципальной политики.

Формирование методов и инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства должно соответствовать выбранным целям и задачам, которые должны сводиться к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и муниципалитетов. В исследованиях по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства, выделяются следующие формы государственной поддержки:

– формирование организационно-правового поля, которое определяет нормативно-правовые документы и соответствующие государственные институты;

– финансовая доступность для развития субъектов малого предпринимательства;

– меры по стимулированию занятости. Считается, что лучшим хозяйственным порядком для экономического развития, обеспечивающего равенство возможностей экономического и социального для членов общества в том числе за счет собственной предпринимательской деятельности, является такой порядок, где ведущая роль отводится поддержке малого предпринимательства.

Читайте также:  Модельный бизнес как построить

При этом сформировались две основные тенденции:

1) отход от политики ограничивающих мер в сторону политики создания благоприятного режима для предпринимательской деятельности, что характерно для современной России;

2) передача большей части полномочий по регулированию малого и среднего предпринимательства с федерального на местный уровень, которая, по мнению Потеряхина В.В., лучшим образом подходит для России, так как современное состояние регионов отражает их асимметрию в экономическом развитии. 18

Несмотря на широкий охват применяемых инструментов поддержки анализ применяемых инструментов показывает некоторые пробелы в данной системе. На основании целого ряд исследований условий развития предпринимательства в России (Индекс ОПОРЫ России, «Мониторинг состояния деловой среды» РСПП Опросы субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимые АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», и др.) можно выделить несколько ключевых факторов негативно сказывающихся на развитии сектора:

1) нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства;

2) проблемы доступа к источникам финансирования деятельности;

3) сохранение высокого уровня административных барьеров;

4) проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.

Анализируя опыт развития малого предпринимательства в муниципалитетах страны, важно отметить тенденцию недостаточного жесткого и своевременного проведения мероприятий по поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства со стороны региональных органов власти и местного самоуправления. Причинами такого негативного состояния в регионах являются:

— лоббирование интересов крупного бизнеса через органы государственной власти и местного самоуправления в регионе;

— не заинтересованность в прямой поддержке и недостаточное финансирование со стороны органов власти мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

— не достаточно полная и экономически обоснованная разработка целевых программ развития малого бизнеса в регионе; — не своевременное, а подчас и не умелое применение механизмов регулирования экономики административными методами;

— не эффективное применение бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики в регионе.

Муниципальные различия в развитии поддержки малого предпринимательства являются следствием разницы в региональных условиях их формирования, систем государственной поддержки, в том числе доступности финансовых ресурсов, которые требуют от конкретного муниципалитета разработки специфических мер воздействия.

Однако, каждый муниципалитет формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства, исходя из представлений муниципальных властей, при отсутствии какой-либо регламентации по формированию муниципальных систем государственной поддержки, а значит данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки бизнесу. Таким образом, в муниципалитетах не существует единого механизма поддержки малого предпринимательства, что обусловливает неэффективность данного направления государственной политики и несогласованность действий структур поддержки. Регулирование государством развития поддержки малого предпринимательства позволяет использовать его ключевые функции для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения, рациональное производство, налоговые поступления в бюджеты всех уровней) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения ВВП, инновационная активность целей. Поэтому стратегические цели поддержки субъектов малого предпринимательства формируются на национальном уровне, а тактические цели – на региональном и муниципальном. Интересы государства и предпринимательства, реализующиеся через механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, совпадают, поскольку направлены на благосостояния индивидов, а с другой – противоположны.

Итак, в таблице 4 представим основные проблемы, которые мешают благополучному достижению поставленной цели по развитию предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Таблица 4 – Основные проблемы, которые мешают благополучному достижению поставленной цели по развитию предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Ограниченность финансовых ресурсов

Выражается в сложности привлечения необходимого объема финансирования предпринимательства из-за высоких затрат труда и времени на исполнение формальных процедур, в высокой стоимости привлечения заемных средств, что ограничивает объемы производства, не позволяет улучшать качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Так же в результате настоящей проблемы, представители малого и среднего предпринимательства не в состоянии осуществлять вложения в рекламную и маркетинговую деятельность в размерах сопоставимых с крупным бизнесом.

Возникают в результате широкого перечня законодательных требований. Предпринимателям необходимо исполнять множество формальных процедур для получения государственных патентов и лицензий, разрешений на определенные виды деятельности, затрачивать существенные объемы времени и дополнительные финансовые ресурсы на подготовку и предоставление документов. Кроме того, контрольные и надзорные органы активно проводят разноплановые проверки малых и средних предпринимателей, что создает дополнительные обязанности предпринимателей по соответствию широкому перечню требований, которые, в ряде случаев, не сопоставимы объему деятельности малых и средних предприятий. Денежные средства, которые мог ли бы пойти на расширение операционной деятельности, направляются на финансовое обеспечение соответствия требованиям законодательства.

Нагрузка, связанная с обязанностью по составлению отчетности

От предпринимателей необходимо понимание налогового законодательства, чтобы правильно исчислить и уплатить налог в бюджеты бюджетной системы. Из-за низкой финансовой грамотности предприниматели вынуждены привлекать сторонних специалистов, которые осуществляют подготовку бухгалтерской, налоговой отчетности, предоставляют консультации по ведению бухгалтерского и налогового учета и т.д. Малые и средние предприниматели обязаны формировать отчетность и осуществлять затраты своих ресурсов, даже при несущественных масштабах бизнеса.

Сложности с получением права на исполнение государственного и муниципального заказа

Продолжение таблицы 4

Связана с тем, что предпринимателям необходимо готовить заявку на право принять участие в государственной или муниципальной закупке, но с высокой частотой в формальных процедурах отбора отдают предпочтение поставщикам с большим опытом работы и стабильной репутацией добросовестного поставщика. В противовес настоящей проблеме были приняты меры по установлению нормативов по обязательному вовлечению малых и средних предпринимателей в государственные и муниципальные закупки, что повышает возможности предпринимателей на участие в закупках. Имеют место быть ситуации, когда представителям малого и среднего бизнеса удается принять участие в государственном или муниципальном контракте, но из-за нехватки опыта или из-за недобросовестности предпринимателя, исполнение контракта может осуществиться с задержкой или не осуществиться. Это связано с проблемой плохой обеспеченности предпринимателей знаниями по ведению, развитию бизнеса.

Слабая доступность нежилых помещений, используемых для ведения предпринимательской деятельности

Настоящая проблема возникает в результате высокого уровня цен на покупку или найма в аренду нежилых объектов недвижимости. Объекты недвижимости с экономически выгодным местом расположения чаще всего сдается в аренду и размеры арендных платежей за подобные объектам недвижимости исключают возможность осуществления деятельности малыми и средними предпринимателями в таких местах расположения.

Трудность продвижения товаров, работ и услуг

Рекламные и маркетинговые акции малых и средних предпринимателей обычно проводятся с привлечением незначительных объемов финансовых ресурсов. Хотя как для вновь открывшихся, так и действующих предпринимателей экономически выгодно повышать узнаваемость своей продукции и привлекать новых клиентов. Крупный бизнес производит значительно большие затраты на продвижение своих товаров, работ и услуг. Таким образом, малые и средние предприниматели не могут конкурировать с крупными игроками. Как следствие, предприниматели прекращают свою деятельность в результате невостребованности на рынке.

Читайте также:  Соглашение между учредителями о ведении бизнеса образец

Нехватка квалифицированного персонала

Предприниматели привлекают неквалифицированный персонал, так как на оплату труда работников высокой квалификации отсутствуют средства. Высококвалифицированные работники стремятся трудоустроиться таким образом, чтобы их вознаграждение было эквивалентно их компетенциям и умениям. Предприниматели не могут обеспечить достойный уровень вознаграждения. В результате использования неквалифицированного труда, снижается уровень качества продукции, работ и услуг предпринимателей.

Плохая обеспеченность предпринимателей информацией и знаниями по ведению, развитию бизнеса

Отсутствуют механизмы обучения, повышения квалификации предпринимателей. В результате предприниматели, открывают бизнес на основе одной идеи и продолжают эксплуатировать её до тех пор, пока изменяющаяся рыночная среда не изменится до такой степени, что предпринимателю будет невыгодно вести бизнес.

Высокая нагрузка по уплате обязательных социальных взносов во внебюджетные фонды

Настоящая проблема может возникнуть в результате не убыточной деятельности предпринимателя, либо временной заморозки деятельности. В результате предприниматели не могут осуществить уплату социальных взносов, что в конечном итоге может привести к ликвидации бизнеса.

Окончание таблицы 4

Источник: Кужелин М.Ю. Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации и мер ы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономические науки. – 2019. – № 109-1.

Как показывает опыт недостаточно сформировать механизм: во всех муниципалитетах создана система поддержки, которая включает ключевые элементы (нормативно-правовая база, муниципальный аппарат, программы поддержки и инфраструктура поддержки), но не везде она является эффективной. Это обусловлено отсутствием единого механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и реализации мер поддержки, отчасти подходом к измерению эффективности.

По итогам проведенного анализа в первой главе работы можно сделать следующие выводы.

Развитие и поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных целей государства, поскольку малый бизнес – это фундамент для формирования конкурентной среды, насыщения рынков товарами и услугами, обеспечения занятости. В рамках данной цели ориентиром является достижение определенных социально-экономических эффектов, а именно рост валового регионального продукта, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и улучшение качества жизни населения

В развитии малого бизнеса важную роль играют муниципальные образования, которые оказывают поддержку малого предпринимательства на местном уровне. На сегодняшний день виды их поддержки различны. Финансирование проектов происходит за счет средств регионального либо муниципального бюджета и здесь встает вопрос об оценке эффективности данных мер, поскольку представленная статистика не позволяет понять обоснованность тех или иных инструментов и общую динамику развития предпринимательства на территории муниципального образования.

При оценке эффективности системы поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях важен комплексный подход с четкими методами и критериями оценки, поскольку не сегодняшний день нет единого понимания, в каком ключе формировать методику оценки.

Информационная поддержка малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях осуществляется в виде создания фе­деральных, региональных и муниципальных информационных си­стем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и средне­го предпринимательства. Информационные системы и информаци­онно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего бизнеса и организаций, образующих ин­фраструктуру поддержки, информацией: о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринима­тельства; количестве субъектов малого и среднего предпринимательства; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства и другая информация.

Источник: studfile.net

Что мешает предпринимателям получать поддержку государства

Айрат Фаррахов рассказал «Парламентской газете» о ключевых проблемах малого и среднего бизнеса в период пандемии короновируса

Поделиться
Читать нас в

Что мешает предпринимателям получать поддержку государства

ФОТО: ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ / ПГ

Поддержка самозанятых, исключение отраслевого подхода при оказании помощи малому и среднему бизнесу, введение общественных работ для сотрудников остановленных предприятий — такие инициативы могут оказаться в третьем пакете мер по поддержке бизнеса в условиях эпидемии COVID-19, который Правительство должно подготовить к 26 мая. Сбором предложений непосредственно от предпринимателей и их первичной проработкой занимается комиссия Госдумы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). О том, какие проблемы в это непростое время волнуют бизнес, в интервью «Парламентской газете» рассказал зампредседателя комиссии, депутат Госдумы Айрат Фаррахов.

— Айрат Закиевич, как происходит отбор предложений по поддержке бизнеса, как выстроена эта работа?

— В нашей комиссии создано 13 рабочих групп по ключевым направлениям. Я возглавляю две из них: по снижению издержек бизнеса (всё, что связано с отсрочкой и снижением налогов, страховых платежей, административной нагрузкой и т.д.), а также по поддержке МСП в сфере спорта и физкультуры. Сейчас предлагается создать ещё рабочую группу по вопросам МСП в здравоохранении. Мы работаем с деловыми сообществами предпринимателей: Торгово-промышленной палатой, РСПП, Опорой России, Деловой Россией, в том числе «Корпорацией МСП», Правительством РФ, экспертами.

Наша работа ключевая: на основе наших предложений и будут сформированы те меры, которые до 26 мая должно разработать Правительство.

В каждой моей группе уже проработано почти по 70 предложений. В сфере издержек бизнеса мы поддержали 44 предложения, в части спорта — 15.

30 апреля прошло очередное онлайн-заседание комиссии Государственной Думы по поддержке МСП, где были выдвинуты основные предложения от всех рабочих групп. После согласования все эти инициативы передадут в Правительство, где продолжится более детальная проработка наших инициатив.

— Какие вы можете выделить ключевые предложения по вашему профилю?

— Знаете, те проблемы, с которыми мы столкнулись, зачастую не касаются какой-то конкретной отрасли. О них нам говорят представители МСП всех направлений — и строители, и рестораторы, и стоматологи, от гостиничного бизнеса и все остальные. И первая из проблем — то, что не все, а точнее, очень немногие представители МСП получили надежду на помощь от государства.

Правительство установило перечень отраслей, наиболее пострадавших от ограничительных мер из-за эпидемии, всего их 11 в списке. Но это не значит, что остальные сферы не испытывают сейчас трудностей. Большинство предпринимателей настаивают на том, чтобы в части МСП вообще не применялся отраслевой подход, и предлагают считать пострадавшими весь сектор малого и среднего предпринимательства.

Вторая проблема связана с кодами ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), по которым и определены пострадавшие отрасли российской экономики в правительственном перечне. Дело в том, что даже в рамках одной отрасли одни предприятия и предприниматели получают помощь, а другие нет. Это произошло потому, что дополнительные коды ОКВЭД записываются в ЕГРЮЛ не по приоритетам для налогоплательщика, а в той очерёдности, которая заложена в классификаторе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин