По данным Минэкономразвития России, доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП России составляет около 20%. В экспорте доля МСБ минимальна — около 6%.
Для малого и среднего бизнеса кредитование — сложнейшая процедура. Как правило, банковские кредитные программы для начинающих бизнесменов не только малодоступны из-за жестких условий, отсутствия залогового имущества, но и слишком дороги из-за значительных кредитных ставок. Например, сегодня чтобы взять кредит на развитие своего дела под бизнес-план, предприниматель должен соответствовать жестким критериям. Это прежде всего возраст — от 23 лет и значительный срок ведения бизнеса — от 12 месяцев. От некоторых региональных фондов можно получить до 300 000 рублей, что достаточно мало.
По результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (2018 год), малый и средний бизнес стал реже обращаться за финансированием – сегодня его привлекают лишь треть российских предприятий. Снизилась доля предприятий, оформляющих залоговый банковский кредит для бизнеса. Четверть предпринимателей ожидают повышения доступности заемного финансирования для бизнеса в ближайшие полгода.
Проблемы при поиске инвестиции в бизнес. Как привлечь инвестиции.
32% предприятий привлекают внешнее финансирование, это на 12 п.п. меньше по сравнению с 2017 годом (44%). В основном предприятия пользуются залоговыми банковскими кредитами для юридических лиц (16%, сокращение на 5 п.п. с марта 2017 года), а также беззалоговыми кредитами для бизнеса (7%, сокращение на 3 п.п.). Другие предприниматели привлекают финансирование, но при этом не выступают в роли юридических лиц: 5% берут деньги в долг у друзей, родственников и других частных лиц, 3% привлекают частные инвестиции, 2% оформляют банковские кредиты как физические лица. 1% предпринимателей берут займы в микрофинансовых организациях.
Одинаковые доли предпринимателей считают, что доступность заемного финансирования в ближайшие полгода повысится (22%) и понизится (23%). 20% считают, что доступность кредитов для предприятий не изменится.
Крайне невысоко представительство малого бизнеса и на российском фондовом рынке, в то время как в США на биржевых площадках листингуются тысячи малых и средних компаний (индекс Russell 2000 — акций 2000 компаний c небольшой рыночной капитализацией). Удачный опыт привлечения компаний малого и среднего бизнеса на фондовый рынок есть и в Восточной Европе, например на Варшавской фондовой бирже. В разных странах мира регулярно проводятся IPO малых и средних компаний, в то время как в России, во многом из-за геополитических причин, фактически закрыт для новых размещений не только рынок акций, но и евробондов, причем не только для малого и среднего бизнеса, но даже и для крупного.
Положительных примеров немного: к примеру, в сентябре 2017 года инжиниринговая компания «Европейская электротехника» осуществила IPO на Московской бирже, что привело к усилению ее переговорных позиций во взаимодействии с партнерами и позволило удлинить сроки товарного кредита. Выход на биржу — путь не самый дешевый с учетом различных организационных и юридических расходов, но в конечном счете эффективный. Многие компании, судя по опросам, говорят об избыточно высоких требованиях к залогу. Высокие дисконты отметили 59% предпринимателей, для трети компаний (35,2%) проблемой является обязательное требование поручительства, а на отсутствие возможности долгосрочного кредитования по доступной ставке указали 18% респондентов (данные опроса Forbes, 2018 г.).
Альтернативой банковским кредитам выступает привлечение финансирования малым и средним бизнесом через фонды private equity и венчурные фонды, и такие структуры, хотя и не в большом количестве, есть в России. Как правило, венчурные фонды инвестируют в молодые быстро растущие технологические компании с высоким потенциалом роста с целью увеличения их капитализации и дальнейшего выхода из актива.
Фонды прямых инвестиций в основном финансируют более развитый бизнес и отличаются более крупным средним объемом инвестиций. По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования, в 2018 году private equity и венчурные фонды вложили в разные проекты порядка $715 млн. Средний объем финансирования составил $4,2 млн на компанию. Примером одной из последних инвестиций на рынке венчурного капитала стала сделка с компанией-разработчиком систем облачного видеонаблюдения iVideon, привлекшей $8 млн от фонда прямых инвестиций Rusnano Sistema Sicar и индустриального фонда Skolkovo Ventures.
Появляются и профильные структуры в сопредельных с Россией государствах. К примеру, в Казахстане в 2018 году стартовал Международный финансовый центр Астаны (МФЦА), на базе которого будет проводиться масштабная приватизация казахстанских предприятий.
То есть создаются условия для поиска потенциальных инвесторов для вхождения в акции и проекты компаний малого и среднего бизнеса, в том числе российских. Преимущество МФЦА — действие английского права (это поможет добиться независимости и объективности судов) и налоговых каникул. Важная часть центра — высокотехнологичная биржа, партнерами которой выступили Шанхайская фондовая биржа и NASDAQ. Участниками МФЦА уже стали Банк развития Китая и Фонд Шелкового пути, которые станут базовыми представителями китайских финансовых кругов и «подтянут» инвестиции КНР в российские компании. В настоящее время МФЦА активно проводит роуд-шоу в регионах России.
Возможно, опыт Казахстана, если он окажется положительным, когда-нибудь сможет взять на вооружение и Россия. Проект Международного финансового центра в Москве заморожен до лучших времен, но успешный пример соседнего государства может стать катализатором для его возрождения.
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, разработанной правительством РФ, упоминается ряд других причин слабого развития бизнеса в России. Система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования.
В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.
Из-за тяжелой налоговой нагрузки, излишней контрольно-надзорной деятельности, многие предприниматели не регистрируют свою деятельность, уходят в «тень». Таких «теневиков», по разным оценкам, от 30% до 50%. Немаловажную роль в развитии данной тенденции играет необходимость предпринимателям совершать значительные взносы в различные внебюджетные фонды.
Следовательно, людям с экономической точки зрения, особенно в послекризисный период, просто невыгодно иметь малый и средний бизнес, а тем, кто имеет свой микробизнес, — расширяться и развиваться. Именно этим объясняется значительный так называемый «теневой» сектор в бизнесе.
Таким образом, малый и средний бизнес в нашей стране развивается слабо по ряду веских и существенных проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения.
Для того чтобы достичь к 2030 целей, поставленных в «Стратегии развития МСП», необходим комплекс согласованных мер и процедур. Прежде всего необходима планомерная работа с людьми по ликвидации правовой, экономической и финансовой безграмотности. Необходимо развивать инфраструктуру, совершенствовать систему кредитования субъектов МСП, ликвидировать излишнюю контрольно-надзорную деятельность. Только поэтапная реализация всего комплекса мер по развитию малого и среднего бизнеса в России поможет совершить такой необходимый экономический прорыв.
С программой Форума российского семейного предпринимательства «Успешная семья — успешная Россия» можно ознакомиться на специальном сайте
Источник: investnovoros.ru
Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
Ягафарова Э.Х. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н.,доцент Статья посвящена проблеме инвестирования малого инновационного бизнеса.
В ней обосновывается актуальность выбранной темы, и даются основные характеристики затронутых процессов, автор описывает основные проблемы финансирования и рассматривает возможные пути их решения. Целью данной работы является рассмотреть инвестирование малого бизнеса, в частности, бизнеса связанного с инновациями.
Необходимо проанализировать существующие проблемы с финансированием, определить их причины и рассмотреть возможные пути решения. Главной задачей автора является показать роль инновационного бизнеса в обществе, а также показать особенности работы в этой сфере. На сегодняшний день разговор об инновациях является особенно актуальным.
Во многом это связано с протекающими глобальными процессами, которые выводят развитие инноваций в бизнесе на первое место. Сейчас передовые страны делают упор на развитие высоких технологий в производстве, это связано со снижением издержек, усовершенствованием продукции (услуг), повышением продаж, глобальными проблемами человечества и т.д., это предъявляет высокие требования к инновациям.
Глобализация расширяет возможности для бизнеса: инвестиции, трудовые кадры, технологии, материалы свободно перетекают из страны в страну. Но при этом повышается и конкуренция, а ее условием сегодня являются инновации. Наряду с этим, актуальным также является вопрос о развитии малого бизнеса [3,с. 5].
Развитие малого бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики России и повышения ее эффективности. В этой связи дальнейшее развитие нашей экономики во многом зависит от степени вовлечения в этот процесс малого бизнеса, который на сегодняшний день является необходимым условием и показателем конкурентоспособной экономики.
Поддержка малого и среднего предпринимательства является главнейшей, громадной важности политической и экономической задачей любого государства. Малый бизнес представляет собой субъект экономики, который выражается в деятельности индивидуального предпринимателя или небольшой частной фирмы.
Предпринимательство создает новые рабочие места, дает хороший доход своему владельцу, а также вносит налоги в экономику страны. Малый бизнес постоянно находится в зоне риска, быстро реагирует на всевозможные изменения, разрабатывает новые направления технологического развития (которые в дальнейшем распространяются) и готовит предпринимателей нового уровня, которые быстро адаптируются к изменениям и разрабатывают новые идеи.
Обычно небольшие предприятия не вступают в открытую конкуренцию с крупными кампаниями, а находят свою рыночную нишу , поэтому им требуется относительно небольшой объем инвестиций [3. с.8-9]. Для организации и развития своего дела нужен капитал, получается, что на первых же этапах возникает вопрос о различного рода инвестициях.
Каким бы ни был инновационным, интересным и важным проект, без необходимых финансовых вложений у него нет шансов на существование. Нужно учесть, что со временем (с развитием фирмы) данный вопрос не исчезнет, т.е. какое-то время фирма будет жить на собственные средства, но когда речь пойдет о ее расширении снова будут нужны дополнительные вложения.
Учитывая особенности капитала малого бизнеса, инвестиции превращаются в очень принципиальный вопрос. т.к, малое предприятие по определению является нестабильным, а малейшие задержки с различного рода выплатами могут повлечь тяжелые последствия. В последнее время в России, несмотря на достигнутую экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм примерно соответствует количеству уходящих с рынка.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. Причем выход из этого положения каждое предприятие вынуждено искать по-своему [3,с.11]. Самый распространенный источник финансов в стране – кредитование.
Проблема заключается в том, что начинающий частный предприниматель может рассчитывать только на необеспеченные кредиты, которые часто банки дают неохотно, поскольку им выгоднее финансировать предприятия, у которых уже есть достаточный «залог». Но даже если удается получить нужный кредит, то особо легче предпринимателям не становится.
Банки стараются различными путями минимизировать свои риски от невозвратности, поэтому процентные ставки неумолимо растут и превращаются в настоящий грабеж. Часто получается, что планируемый кредит под 10% годовых превращается в 17-22%, что не каждому под силу. Особенно это влияет на производственные фирмы, где нет «быстрых денег».
За помощью можно также обратиться к отечественным инвесторам, здесь тоже не все так просто, поскольку они зачастую имеют завышенные требования. Чаще всего они хотят часть прибыли не менее 30% долю в бизнесе, включая контрольный пакет, наличие своих людей в штате, дивиденды всевозможным акционерам, а сэкономленные деньги можно было бы вложить в бизнес [1.с.3].
Сложившиеся проблемы с инвестированием практически невозможно решить без вмешательства государства. Предпринимательство со своей стороны может только искать какие-либо альтернативные источники финансирования, например, за рубежом. В развитых странах всевозможные инвесторы и кредиторы активно соревнуются за выгодные вложения.
Они готовы к сотрудничеству и с Россией, несмотря на наличие больших рисков, связанных с внутренними проблемами в стране [1, с.6]. Сравним политику местных и зарубежных кредитных представителей.
По некоторым данным считается, что возможность в России получить кредит неторговой организации, чья деятельность связана с инновациями или открытием нового производства стремиться к нулю. Это связывают с тем, что подобные проекты имеют только интеллектуальное обеспечение.
Так же на деле получается, что средняя ставка по кредитам для российских предприятий колеблется от 19 до 22%, при этом банки требуют обеспечения в размере от 100 до 120% от суммы кредита, гарантии и поручителей. В свою очередь, частные инвесторы требуют долю в бизнесе, контрольный пакет и большие отчисления от прибыли. Зарубежные банки предлагают более выгодные условия.
Процентные ставки в банках составляют 3-5% годовых, причем допустимая обеспеченность 70-80%, а собственный капитал может составлять 10-20%. При этом в качестве обеспечения достаточно гарантий банков и поручителей, также распространенным условием является страхование кредита.
Стоит отметить, что зарубежные банки страхуют себя от невозвратности кредитов не через повышение процентных ставок, а за счет жесткого контроля за расходованием средств. Зарубежные частные инвесторы с удовольствием готовы финансировать надежные проекты, причем под 3-4% годовых.
Они также могут профинансировать до 100% стоимость проекта, а при этом их доля в участие будет колебаться от 25 до 49%. Чаще всего подразумевается пассивное участие без вмешательства в хозяйственную деятельность фирмы и без внедрения в нее своих сотрудников. Оно ограничивается лишь проверками несколько раз в год, ежемесячными отчетами и отчислениями положенной прибыли.
Очевидно, что иностранные инвесторы предлагают более выгодные условия, но и работа с ними более сложная, а риски очень высокие с обеих сторон, самое главное, что они готовы вкладывать свои средства [2, с.11-13]. Сегодня малый бизнес в стране является самым незащищенным, получается, что для малого инновационного бизнеса многие источники финансирования становятся недоступными.
Основной проблемой является большой риск невозврата и долгий срок окупаемости. У большинства таких проектов нет должных гарантийных средств, их ресурсы ограничены, а опорой являются лишь собственные идеи и технологии. Проблема финансирования таких предприятий получила в экономике понятие «долина смерти».
Она выражается в том, что из-за большого периода между проектной частью продукта и выводом его на рынок возникают проблемы с финансированием, что в свою очередь ведет к большим кассовым разрывам и как следствие платежной несостоятельности, что ставит под угрозу существование проекта [3,с.10]. Причиной возникновения «долины смерти» являются разные цели инвесторов и бизнесменов (разработчиков), первые — настроены на получение быстрой прибыли, вторые – ориентируются на получение научного результата.
Проблема начинается в момент перехода от стадии проекта к стадии коммерческого освоения. В этот момент появляется большая неопределенность, а всевозможные риски мгновенно возрастают, что существенно затрудняет привлечение особенно необходимых сейчас инвестиций.
Существует вероятность, что новый продукт не будет принят на рынке, это связывается с поведением (отношением) потребителей. Одни охотно принимают новые технологии, активно используют, внедряют в повседневную жизнь, служат как бы примером для остальных. Другие либо равнодушно относятся к инновациям, либо категорически их не принимают по различным причинам.
В последнем случае, как раз возникает проблема преодоления «долины смерти», так как для продвижения продукта в массы нужны большие вложения. Для поддержки инновационной структуры на ранних этапах существуют различные инструменты государственной поддержки: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; региональные инновационно-технологические центры; бизнес-инкубаторы и технопарки.
Так же, возможно привлечения венчурного капитала, т.е. частных инвесторов, но из-за высокой степени риска они требуют огромных отчислений от прибыли, долю в бизнесе и т.д. На самых ранних стадиях помочь инновационному проекту могут «бизнес-ангелы».
Это частные инвесторы с большим опытом, которые вкладывают собственные средства в обмен на возвратность и долю в капитале, обычно это блокирующий пакет акций (накладывает вето на решение совета директоров). Особенность «бизнес-ангелов» заключается в том, что они предоставляют не только деньги, а еще свои связи и опыт.
Государство также заинтересовано в развитии инновационной среды. В свою очередь, оно может создать благоприятные условия для реализации таких проектов, может помочь найти партнера по технологическому альянсу или стать соинвестром в продвижении технологии [1; С.8].
Подводя итог можно сказать, во-первых, развитие инновационного бизнеса сегодня играет большую роль для государства и создание для него благоприятных условий – одна из приоритетных задач. Важность инноваций вызвана обострением международной конкуренции вследствие глобализации.
Так же, для экономики страны важно поддержание малого бизнеса, поскольку его развитие напрямую влияет на развитие самой же экономики. Необходимо добиться повышение доли инновационного бизнеса в ВВП страны. Во-вторых для сферы бизнеса, не связанной с торговлей сегодня характерно делать упор на инновации (новые технологии), это связано с различными производственными моментами.
Малый бизнес сегодня по различным причинам находится в сложном положении, одной из них является проблема получения инвестиций. Из-за особенностей небольших предприятий, получение капитала носит очень важный характер. Если малый бизнес напрямую связан с новыми технологиями, инновациями, то проблема инвестирования носит понятие «долина смерти».
Чтобы решить эту проблему существуют различные способы инвестирования: кредиты банка, венчурные фонды, государственная поддержка, «бизнес-ангелы» и зарубежные источники. Работа с каждым из них имеет свои особенности.
Особенность работы в инновационном бизнесе заключается в том, что он в первую очередь направлен на получение научного результата и только потом на получение прибыли. Получение конкретного инновационного продукта – это всегда результат чей-то инициативы, здесь играет роль либо получение принципиально нового востребованного продукта, либо преобразование результатов научных исследований в деньги.
Следует отметить, что бизнес считается инновационным, когда он создает (применяет) что-то принципиально новое, т.е. бизнес инновационный до тех пор, пока не появится первый конкурент. Можно сказать, что самый трудный этап для инновационного бизнеса «долина смерти», т.е. это период времени, когда закончилась проектная часть, началось коммерческое освоение (если проект успешный, то оно завершиться массовым производством), но до момента появления первого конкурента.
Основные проблемы связанные с инвестициями возникают именно на этом этапе, потому что только на этой стадии выясняется нужен ли полученный продукт конечному потребителю или дальше нет смысла вкладывать деньги в его продвижение. Сегодня основной задачей для бизнесменов этой области является сокращение времени прохождения «долины смерти». Не менее важно также максимально увеличить инновационную стадию, т.е. новизну товара. По статистике стран Евросоюза, 96% инноваций, достигших стадии успешного товара в среднем прошли ее за 2 – 3 года, для остальных этот срок составил в среднем 10 лет.
19.03.2015 856.6 Кб 7 biografia.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
Галицкий А.Н. Проблемы инвестирования и пути привлечения инвестиций в малый и средний бизнес Одессы / А.Н. Галицкий, А.В. Рябохлыст, Э.С. Белева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 49-51.
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В М А ЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС Г . ОДЕССА
А.Н. Галицкий , канд . экон . наук, доцент
А.В. Рябохлыст , студент
Э.С. Белева , студент
Одесск ий национальн ый университет имени И.И. Мечникова
( Украина, г . Одесса )
Аннотация. На основе анализа статистических данных и мнений авторитетных ученых по поводу данного вопроса авторами изучены и описаны основные проблемы привлечения и н вестиционных потоков в малый и средний бизнес Одессы. Приведены данные инвестицио н ной привлекательности Одессы и возможные перспективы развития инвестиционной де я тельности. Даны рекомендации по поводу реформирования как исполнительной власти , в общем, так и отношения к инвесторам в частности.
Ключевые слова: экономика, малый бизнес, средний бизнес, привлечение инвестиций, и н весторы, инвестиционный климат, реформирование.
В последнее время экономика Украины пребывает в состоянии весьма болезненного реформирования, характеризуемого знач и тельными социально-экономическими п о трясениями. Катастрофически упал объем производства национально й экономики. Многие производства и целые отрасли практически прекратили свое существов а ние, судьба других также вызывает опас е ния. Сегодня становится очевидн ым , что без принятия эффективных мер по активизации инвестиционно й деятельности достичь зн а чительного улучшения функционирования национально й экономики не удастся [1 ].
Малый и средний бизнес в г . Одесс а та к же является той основой, на которой де р жится экономика города. Ведь к субъектам малого и среднего бизнеса города можно отнести 99% всех предприятий, поскольку в соответствии с Законом Украины «О разв и тии и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Украине» критерием отнесения к данной категории служат два показателя – это численность работником – до 50 человек и г одовой доход – до 10 млн. евро.
Более 70% всей продукции, работ и услуг производится и предоставляется именно субъектами малого и среднего предприн и мательства, на которых работает каждый второй трудоспособный житель города . А единый налог уплачиваемый предприним а телями составляет немалую часть бюджета города – это 300 млн грн за 2014 год.
М алый и средний бизнес сталкивается с рядом проблем и в первую очередь – это о т сутствие стартового капитала или нехватка оборотных средств. Восполнить эту нехва т ку банковским кредитом является фактич е ски нереальной задачей, так как проценты по ним могут за гнать бизнес в ещё большую яму.
Единственным выходом остается привл е чение инвестиций. Инвести ции ( англ. Investments ) – размещение капитала с целью получения прибыли . Инвестиции я в ляются неотъемлемой частью современной экономики . От кредитов , инвестиции отл и чаются степенью риска для инвестора ( кредитора ) – кредит и проценты необход и мо возвращать в оговоренный сроки незав и симо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных пр о ектах. Если проект убыточен – инвестиции могут быть утрачены полностью или ча с тично [2 ].
Большое влияние на величину инвест и ций оказывают условия ведения бизнеса на той или иной территории . Такие условия называют также инвестиционным климатом. Важнейшими показателями благоприятного инвестиционного климата являются гара н тии соблюдения права собственности, а также предсказуемость и стабильность у с ловий ведения бизнеса [3 ].
Но и тут есть определенные препятствия, из-за которых иностранные инвесторы не желают доверять свои средства одесским бизнесменам, среди которых можно выд е лить неу стойчивость законодательства и г о сударственного регулирования, коррупци ю , отсутствие позитивного, сознательного о т ношения к работе с иностранным инвест о ром, недоверие инвесторов к судебной си с теме. Так же немаловажным отталкива ю щим фактором являются военные действия на востоке Украины.
Считается, что для привлечения инвест и ций предприятие должно:
1. Иметь хорошо отработанный и пе р спективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады пр и несут в дальнейшем прибыль.
2. Иметь хорошую репутацию в общес т ве. Инвестируя в теневое предприятие, и н весторы рискуют остаться без прибыли, п о этому выбирают только те предприятия, к о торые вызывают доверие.
3. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бу х галтерская отчётность и работа со СМИ.
4. Многое зависит от внутренней полит и ки, проводимой в той стране, в которой н а ходится предприятие. Для вкладов инвест о ры выбирают наиболее стабильные страны.
Одесская область имеет большой поте н циал привлечения инвестиций, о чем свид е тельствует 3-е место в рейтинге инвестиц и онной привлекательности среди всех реги о нов Украины за 2014 год. Инвесторы на свой страх и риск продолжают предоста в лять средства субъектам малого и среднего бизнеса. На 1 октября 2015 года объем ин о странных инвестиций поступивши х в эк о номику Одесской области составил 1357,7 млн. дол. Это значительная сумма, но ее можно в разы увеличить путем реформ, как на местном уровне, так и на государстве н ном.
Эксперты считают, что на данный момент собственность в городе не защищена, что не позволяет инвесторам спокойно вкладывать свои средства в развитие малого и среднего бизнеса. Ведь как вкладывать деньги в г о род, где рейдерство вошло в традицию, а органы судебной и исполнительной власти пропитаны коррупцией и действуют искл ю чительно в своих интересах?
Вполне понятно, что инвесторы хотят иметь гарантии того, что их деньги будут защищены. Одним из желаний инвесторов является прозрачность судебной власти и верховенство правосудия. Для реализации данного желания необходимо реформир о вать законодательство и выработать при н ципы поведения судей. Инвесторам важно знать, что при необходимости они смогут отстоять свои права. Защита иностранных инвестиций – это ключевой вопрос в пр и влечении иностран ных потоков денежных средств и развитии экономики города.
Также инвесторов беспокоит отсутствие механизмов соблюдения условий договоров. Они желают чтоб на протяжении всего и н вестиционного периода сохранялись один а ковые условия игры – равные для всех уч а стников. Мало кто рискнет входить в бизнес на одних условиях и при этом осознавать, что при выходе они будут другими и явно не в пользу инвесторов [4] .
Важным фактором является взаимоде й ствие власти и бизнеса. Касательно данного вопроса важным является проходивший в июле 2015 года в Одессе инвестиционный форум. Форум был организован Одесской областной государственной администрацией и собрал более 300 инвесторов со всего м и ра.
Губернатор Одесской области заявил, что будет создан совет экономического ра з вития Одессы, в функции которого будет входить защита инвесторов от произвола и коррупции. Данный шаг должен повысить доверие инвесторов к Одесской власти и привлечь дополнительный приток ин о странного капитала. Также в настоящее время идет работа по созданию системы «Единого инвестиционного окна», которая представляет собой путеводитель для инв е стора в получении разрешительных док у ментов, а также инвестиционную карту с земельными участками и свободным и пр о изводственными площадками.
Данные действия власти подтверждают то, что привлечение инвестици й является важным аспектом в экономическом разв и тии города. Власть на общегосударственном уровне также заявляет о своей готовности к проведению реформ ради привлечения и н вестиций, и ожидают поддержки со стороны инвесторов.
Взаимоотношения в треугольнике: гос у дарство – инвесторы – объекты инвестир о вания , должны протекать в тесной взаим о связи, ведь каждый со своей стороны несет риск. Эти три стороны неразрывно связаны и только их тесное , и эффективное взаим о действие может дать положительный р е зультат.
Также в ряду ключевых вопросов стоит искоренение коррупции . Нечестные чино в ники не только отталкивают иностранных инвесто ров, но и заставляют уходить в « тень » предпринимателей, расширять нел е гальные схемы работы. Система государс т венн ого надзора и контроля требует либер а лизации. Ведь даже не смотря на действу ю щий мораторий на проверки бизнеса, пров е ряющие умудряются нару шать закон и тр е буют взятки от предпринимателей.
Можно сделать вывод, что для того, чтоб добиться реального результата надо перех о дить от слов к делу. Проведение эффекти в ных реформ и искоренение коррупции – вот прямой путь к привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата в городе.
1. Кейнс Алан. Принципы инвестирования / Алан Кейнс – М.: Вильямс, 2014. – 948с.
2. Петров В.С. Теория и практика инвестиционного анализа фондовых активов / В.С. Петров. – М . : Маркет ДС , 2012. – 480 с.
3. Савенок В.С. Личный финансовый план. Первый шаг к финансовой независимости. – СПб. : Питер, 2013 . – 320 с .
4. Рета М.В. Діагностика фінансового стану як інструмент управління фінансовою безп е кою п ідприємства / М.В. Рета , Н.І. Шимко // Вісник НТУ «ХПІ» . – 2013. – №67 (1040).– С . 78-80.
PROBLEMS OF INVESTMENT AND WAYS ATTRACTION OF INVESTMENTS IN SMALL TO MEDIUM BUSINESSES IN ODESSA
A.N. Galitsky , candidate of economic sciences, associate professor
A.V. Ryaboxlust , student
E.S . Biel ieva , student
Odessa national university named after I.I. Mechnikov
Abstract . Based on statistical data analysis and opinions of authoritative scholars on the i s sue of the authors we studied and described the main problems of attracting investment flows to small and medium business in Odessa. It presents data the investment attractiveness of Odessa and the poss i ble prospects of development of investment activity. Provided recommendations about how to r e form the executive branch in general and relationships in particular to investors.
Key words: economy, small business, medium business, attracting investment, investors, inves t ment climate, reform.
Источник: economyandbusiness.ru